Ацтеки
Археология ацтеков - еще довольно молодая наука. Теночтитлан (столица атцтеков) исчез, поглощенный современной Мексикой.Только благодаря ученым удалось найти его остатки.
Во время строительных работ, проводившихся в Мехико на протяжении последних 200 лет, были вновь открыты исчезнувшие когда-то свидетельства прошлых веков: резная скульптура, части каменных лестниц, фрагменты настенных живописей. Археологи 20 столетия пользовались каждым удобным случаем, когда сторители сносили старые дома, чтобы произвести небольшие раскопки на их месте, прежде чем начнут возводить новые здания.
Когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве линий метрополитена в 1966, то из-под земли была извлечена богатая коллекция астекских артефактов.
21 февраля 1978 г. была найдена огромная каменная богиня Койолксаухки, из-за которой работы были навремя приостановленны.
Электротехническое исследование монолита Койолксаухки сделало возможным обнаружение Великого Храма и реставрацию центра столицы. Но остальная часть города известна только из описаний испанцев, которые жили там всего несколько месяцев.
Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя астеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.
Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские - там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.
Правитель астеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича.
Астеки сами описывали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами.Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории астеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.
Массу сведений об астеках получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.
Им пришлось изучить язык астеков, чтобы те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.
Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 году. Он узнал, что астеки спрятали несколько кодексов. Его помощники астеки показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю астеков. Некоторые из солдат самого Кортеса также описали то, что видели, - зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.
Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни астеков дает нам археология.
Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований астеков.
Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах астеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что астекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строевшиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот.
Эти искусствено созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду.
Астекские чинампасы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы.
Один из первых городов в Месоамерики был город астеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 году этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город 16-ого столетия.
Испанские хроники 16-го века сообщают нам, что в 1325 году астеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад.
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, над которыми возвышался Великий храм.
Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных астекских богов: Уицилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалолка, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились.
Рынок находился в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолко. Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть столь большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане.Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у астеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи.
13 августа 1521 года, после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: "...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи астеков.
Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико - городом, основанным в 16-ом веке испанскими конкистадорами. Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об астеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://raskopki.narod.ru/