Арменоиды - аристократия древности
План
Введение
1.Определение «арменоидного» антропологического типа
2. Загадки древней скульптуры
3. Начало металлургии
4. Деформация черепов
5. Общие черты исторической картины
Заключение
Литература
Введение
Дописьменную историю человечества иногда называют предысторией. Некоторые считают изучение предыстории безнадёжным делом, другие же, наоборот, видят в этом увлекательную науку. Главная трудность изучения предыстории состоит в том, что на основании имеющихся археологических и других данных можно построить несколько логических схем, исключающих друг друга. Эту неопределённость легко подчинить политическим и религиозным установкам, демагогии и властолюбию. Самые влиятельные и катастрофически идеологии последнего столетия - марксизм и нацизм - основаны на возвращении к предыстории, но по-разному понятой. Марксисты видели предысторию человечества как первобытный коммунизм с закономерным прогрессивным развитием. Для нацистов же предыстория - победное шествие нордической расы голубоглазых блондинов, сложившейся на севере Центральной Европы и являющейся высшим продуктом естественной иерархии, заложенной в природе вещей.
Несмотря на провалы и разочарования, учёные, посвятившие себя предыстории (археологи, антропологи, специалисты по древним языкам и текстам) продолжают накапливать факты. Одна из причин их трудолюбивого терпения - интуитивное убеждение, что когда фактов очень много, число непротиворечивых логических схем, их объединяющих, резко уменьшается. В конечном счете, может оказаться, что лишь одна схема, а именно та, которая соответствует реальному процессу, явится удовлетворительным и непротиворечивым объединением фактов. Это похоже на решение систем со многими неизвестными в математике. Добавление новых уравнений к системе уменьшает число решений. Если система соответствует реальному явлению, то есть и соответствующее решение. Оно оказывается единственным, когда число уравнений достаточно велико.
В логической схеме важно отделить причины от следствий и вообще построить причинно-следственные связи. Число возможных построений сильно уменьшается, когда имеющиеся факты удаётся упорядочить во времени. Одно из самых замечательных достижений современной науки - радиоуглеродный метод для датировки археологических находок, разработанный в начале 50-х годов. Этот метод был усовершенствован в конце 60-х с помощью калибровки по кольцам старых деревьев.
Выдающийся английский археолог Дж. Меллаарт предложил недавно хронологические номы для главных археологических культур, основанные на калиброванных радиоуглеродных данных. Эти схемы хорошо согласуются с эмпирическим материалом и представляются автору более достоверными, чем прежние датировки. Так или иначе, в работе все даты приводятся в соответствии с точкой зрения Дж. Меллаарта.
Новые хронологические схемы меняют многие представления о последовательности событий (так называемые отношения "до - после"), а значит, и многое в сложившихся представлениях о причинно-следственных связях в предыстории.
В ряде географических районов накоплено так много археологических фактов, что принципиально нового там уже не открывают. Это состояние "археологического насыщения" и прогресс в датировке археологических комплексов приводит к мысли, что сейчас осталось не так уж много разумных логических схем для интерпретации по крайней мере бронзового века (т.е. последних перед письменной историей тысячелетий предыстории). Данная работа - одна из таких попыток интерпретации.
Особенно интересны антропологические данные о "предысторических людях". Самые увлекательные и загадочные факты относятся к "арменоидам" - этносу, расе или касте, без понимания которых обойтись в интерпретации предыстории невозможно.
Анализ фактов позволяет делать утверждения, различающиеся по степени доказанности. Важно упорядочить имеющийся материал по тому, в какой мере он является более или менее реалистичным.
В работе приводятся несколько наиболее фундаментальных и несомненных наблюдений, относящихся к арменоидам. Из этих наблюдений можно сделать выводы о том, что арменоиды тысячелетия назад составляли аристократический класс, сыгравший центральную роль в формировании древних цивилизаций. Однако данная историческая реконструкция - не более чем гипотеза. Но, возможно, что сегодня мы все находимся уже не очень далеко от той единственной реконструкции, которая соответствует реальной эволюции человечества.
1. Определение «арменоидного»антропологического типа
Понятие "арменоидов", или "арменоидного типа", было введено в антропологию в конце прошлого века.
Вначале этот тип называли "ассироидным", так как считали, что он лучше всего представлен на ассирийских барельефах, Позже было замечено, что ассирийская скульптура является лишь частью намного более широкого явления в древнем искусстве. Установлено, что основным этническим субстратом Ассирии являлись хурриты - арменоиды.
Оказалось, что очень многие изображения людей в древних цивилизациях имеют схожие лица и, что ещё более поразительно, схожие очертания черепа. Так как такой тип лица и черепа часто встречается среди армян, то было предложено назвать соответствующий антропологический тип "арменоидным".
Формальное определение такого типа дать нелегко. Тем не менее, имеется ряд черт, которые резко выделяют арменоидов. Прежде всего, арменоиды относятся к брахицефалам, или «широкоголовым" людям. Разделение людей на брахицефалов, мезоцефалов (т.е. «среднеголовых") и долихоцефалов (т.е. "длинноголовых") является одним из самых фундаментальных понятий в антропологии. Для этого разделения используют "головной индекс", т.е. отношение ширины головы к её длине. Если это отношение больше, чем 0.8, то считается, что голова брахицефальная, если оно между 0.75 и 0.8 - то мезоцефальная, и если отношение меньше 0 75, то череп называют долихоцефальным. Многочисленные измерения черепов в древних захоронениях и у современных людей показали, что в целом человечество "брахицефализируется" на протяжении своей истории и предыстории, т.е. головной индекс в среднем возрастает.
Три главные человеческие расы - белая ("кавказоидная"), монголоидная и негроидная. Для негроидов более характерна долихоцефалия, для монголоидов - брахицефалия. У кавказоидов долихоцефалия встречается чаще у северных и южных групп (т.н. "нордический" и "средиземноморский" типы), а в промежуточных горных областях обычны брахицефальные типы. Этот брахицефальный тип кавказоидной расы иногда называют "альпийским". Внутри альпийцев антропологи различают также черепа высокие и низкие. При этом подчёркивают, что для высоких брахицефальных черепов часто характерны плоские затылки, то есть голова сзади не круглая, а несколько уплощённая. Такой тип черепа соответствует так называемому динарскому антропологическому типу. Некоторые антропологи отождествляют динарский тип с арменоидным. ( По офтальмологическим данным Э.Р. Мулдашева, армяне являются родоначальниками динарской расы, к которой относят украинцев, болгар, югославов, южных славян вообще. Кроме того, арменоидная динарская раса породила итальянцев, греков, испанцев, румын, грузин, арабов, евреев и др. Динарская раса является также прародителем европейских народов - французов, немцев, англичан, голландцев, норвежцев, шведов и др.) По мнению других, для выделения арменоидного типа из динарского надо дать ещё описание лицевой части черепа и других черт лица. Здесь главная черта арменоидов (в дополнение к описанным выше "динарским чертам") - наклонный лоб с высокой переносицей, тенденция пинии носа продолжать линию лба, в целом узкое лицо "треугольного" типа и без выступающих скул. Всё вышесказанное относится к очертаниям черепа и может быть установлено прямыми измерениями, в частности, на черепах из древних захоронений.
Другие черты арменоидов можно увидеть только у живых людей или на древних изображениях. Это крупный нос, большие глаза и уши, резко очерченные ноздри, толстые губы, кудрявые волосы. У мужчин выраженный волосяной покров на теле.
Таким образом, можно сказать, что арменоидный антропологический тип характеризуется следующими признаками: брахицефалия, высокий череп, уплощённый затылок, наклонный лоб с высокой переносицей и тенденцией линии носа продолжать линию лба, узкое треугольное лицо, крупный нос, большие глаза и уши, резко очерченные ноздри, утолщённая нижняя губа, кудрявые волосы, выраженный волосяной покров на теле. Все эти признаки гораздо больше обозначены у взрослых мужчин - арменоидов, чем у детей и женщин.
Важно подчеркнуть, что указанные десять признаков - это не формальное определение арменоидного типа, а скорее указание тенденций в свойствах черепа и лица, которые можно наблюдать у отдельных индивидуумов или групп.
Если попытаться нарисовать портрет арменоида со всеми признаками, как бы доведёнными до предела, то легко видеть, что получится стандартный еврейский тип, как бы взятый с антисемитской карикатуры.
2. Загадки древней скульптуры
Раскопки древних цивилизаций Месопотамии начались в середине прошлого века. Тогда же стали извлекать из-под земли скульптуры и барельефы, которые, как считалось, изображают первых цивилизованных людей на земле. Антропологический тип изображенных был не очень привычен дня европейских учёных, производивших раскопки. Как уже упоминалось, это открытие и стимулировало определение "ассироидного" или "арменоидного" антропологического типа.
А теперь подробней о древней скульптуре. Начнём со скульптуры Ассирии. Человеческие типы, запечатленные в этой скульптуре, мало отличаются друг от друга и воспроизводят, в основном, некоторую разновидность арменоидного типа.
Ассирийская скульптура или, лучше сказать, ассирийский стиль, возникает, по-видимому, в первой половине 2-го тысячелетия до н.э. и продолжается до разгрома Ассирии в 612 г. до н.э., оказав потом большое влияние на стиль персидской скульптуры эпохи Ахеменидов. Приблизительно в одно время с ассирийской скульптурой существовали на Ближнем Востоке ещё два других стиля, в которых преобладание арменоидного типа сопровождалось большим разнообразием. Кроме того, арменоидность там более подчёркнута. Это хеттские (анатолийские) и арамейские (т.е. северно-сирийские) скульптурные изображения.
Немецкий археолог фон Лушан, предложивший в начале нашего столетия термин "арменоидный тип", был, по-видимому, очень впечатлён необычайно резко выраженными арменоидными чертами скульптурных портретов из Зинджирли, на юго-востоке Турции, где помещалась столица арамейского княжества Сималь.
Другой немецкий археолог, барон фон Оппенгейм, раскопал не менее поразительные арменоидные барельефы и монументы в Тель-Халаф, в верхнем течении реки Хабур. Сейчас общепризнанно, что эта скульптура - арамейская и датируется временем около 1000 г. до н.э. Интересно, однако, что сам барон фон Оппенгейм ошибся в датировке своих находок и отнёс их к III тысячелетию до н.э. и к стилю, который называют шумерским. Ошибка эта отнюдь не случайна и связана с тем фактом, что арамейская скульптура действительно кажется прямым продолжением скульптуры Шумера (Южной Месопотамии) и Элама (юго-западный Иран) III-го тысячелетия до н.э. Шумерская скульптура предшествует, таким образом, ассирийской, хеттской и арамейской.
Интересно, что арменоидные портреты практически навсегда исчезают из Южной Месопотамии приблизительно к 2450 г. до н.э., то есть к началу так называемого Аккадского периода. Расцвет арменоидной скульптуры в этом районе приходится на "Ранний династический период III", т.е. приблизительно на 2800-2500 г. до н.э. В это время все изображенные в скульптуре люди - арменоиды, причём иногда это достаточно реалистические индивидуальные портреты с указанием имени изображённого человека.
В Эламе арменоидная скульптура, близкая к шумерской, продолжается намного позже, чем в Шумере. В течение "Раннего династического периода III" в Шумере и Эламе расцветает также скульптура из меди и бронзы. Фигурки из металла, изображающие арменоидов, находят и в богатых гробницах в Северной Анатолии (III тысячелетие до н.э.). Мастерски сделанные фигурки арменоидов из бронзы (с высоким содержанием олова) были найдены в северо-западной Сирии в области Амук. Их относят к периоду "Амук G, конец", то есть приблизительно к 3000 г. до н.э. Эти фигурки из Амук интересны не только очень высоким уровнем искусства литья, но и тем, что мужские персонажи там показаны прошедшими обряд обрезания. Что касается IV тысячелетия до н.э., а точнее его 2-ой половины, то соответствующую арменоидную скульптуру находят в ряде мест, связанных с так называемыми "большими храмами" Северной Месопотамии, а также в Шумере.
Если оставить в стороне египетскую цивилизацию, где история скульптуры более сложна, то оказывается, что почти все изображения людей, относящиеся к бронзовому веку (т.е. к периоду приблизительно от 4000 до 1000 г. до н.э.) - это изображения людей арменоидного типа. Вместе с тем это изображения главным образом богов и царей и их приближённых - священников и воинов.
Имеется много археологических данных и о временах более древних, чем бронзовый век. Это так называемый неолитический ("новокаменный") и халколитический ("медно-каменный") периоды, которые соответствуют приблизительно времени от 10000 до 6000 лет до н.э. - неолит и 6000-4000 лет до н.э. - халколит.
От халколитического периода остались изображения людей, сделанные из камня, глины и меди, которые находят в Месопотамии, Закавказье и Анатолии, на Балканах и в Израиле.
Найденные изображения почти все подчёркнуто арменоидного типа, иногда стилизованного, а иногда реалистического.
Антропологические исследования древних захоронений Ближнего Востока стали проводить позже, чем описания скульптур. Довольно быстро выяснилось, что арменоидных черепов в этих захоронениях очень мало. На этот факт обратили внимание 30-40 лет тому назад. До того преобладание арменоидов в скульптуре объясняли просто: население древних государств Месопотамии, Анатолии и Ирана было в основном арменоидным. Когда в древних захоронениях этих районов стали находить большей частью останки людей других рас, обычно с длинными и низкими черепами, возникло ощущение противоречия. Кажется, наиболее естественное объяснение того противоречия, что арменоиды весьма широко представлены в скульптуре и скудно в захоронениях - это признание того, что они составляли особую высшую группу в цивилизациях Ирана, Анатолии и Месопотамии бронзового века и более ранних периодов, группу, стоявшую у истоков этих цивилизаций и определившую их стиль.
Поэтому боги, цари и их окружение изображались арменоидами. Основное же население этих цивилизаций принадлежало к другим антропологическим типам, и оттого так редки арменоиды в древних захоронениях.
3. Начало металлургии
Самую раннюю арменоидную группу, которую находят археологи, исследуя древние захоронения, связывают с так называемой культурой Гассул-Беэр-Шева. Эта культура существовала на территории Израиля (точнее, территории Палестины, т.к. об Израиле можно говорить только после 1500 г. до н.э.) в период приблизительно с 4600 до 4000 г. до н.э. К ней относятся остатки храма в Эйн-Геди, на берегу Мёртвого моря. В нескольких километрах от храма, в пещере ущелья Нахал-Мишмар, нашли сотни медных предметов. Скорее всего, их спрятали хозяева или служители храма, надеясь когда-нибудь туда вернуться. Короны, скипетры, булавы, топоры - выполнены с мастерством, которого трудно ожидать от столь раннего времени. Следует помнить, что шумерская и египетская цивилизации развились почти на 1000 лет позже.
Все изображения людей в культуре Гассул-Беэр-Шева - изображения арменоидов. Гассул-Беэр-Шевская культура - начальное звено в длинной цепи фактов, указывающих на центральную роль арменоидов в развитии металлургии.
Широкое распространение меди и бронзы относится к III тысячелетию до н.э. Тогда же почти одновременно возникают четыре мощных центра металлургии:
1) в Центральной и Западной Европе:
2) на Украине и на Северном Кавказе;
3) в Анатолии
4)в Месопотамии.
Началом III тысячелетия до н.э. датируются бронзовые и медные изображения арменоидов из Амук, о которых говорилось выше. К 2800 г. до н.э. относятся сказочно богатые "царские гробницы" из Аласа-Худжук (Северная Анатолия), где находят много изделий не только из бронзы, но также из золота и серебра.
В литературе отмечается, что антропологический тип захороненных в этих "царских гробницах" - брахицефальный и резко отличается от окружающего населения Анатолии того же времени, которое было долихоцефальным. Более точные данные об антропологии брахицефалов из царских гробниц Аласа-Худжук не опубликованы. Однако то, что там была тесная связь с арменоидами, подтверждается антропологическим типом, отраженным в скульптуре из других "царских гробниц", очень близких к Аласа-Худжук географически и по стилю, хотя и несколько более поздних. Самые важные из них - в Хороз-Тепе (северо-восточная Анатолия). Эти скульптуры датируются приблизительно 2500 г. до н.э. Северо-восточная Анатолия продолжала быть важным металлургическим районом до начала нашей эры (по свидетельствам греческих географов и историков). По всей видимости, именно там во II тысячелетии до н.э. развилась железная металлургия.
Как уже говорилось, в Шумере бронзовые и медные изображения арменоидов распространились в период 2800-2500 г. до н.э. "Царские гробницы" из Ура (приблизительно 2650 год до н.э.), свидетельствуют о необычайно высоком развитии там ювелирного искусства, типологически связанного с искусством Северной Анатолии (и Закавказья).
Главным городом северной части Шумера был Киш, где, по шумерской легенде, жили первые цари после потопа. Археологи находят в Кише самые ранние богатые захоронения и дворцы Южной Месопотамии. Датируют их приблизительно 2900-2800 годом до н.э. Примечательно, что на территории Шумера только в Кише находят арменоидные черепа, которые составляют примерно 10-20% от общего числа черепов в сравнительно небольших Kишских коллекциях, относящихся к 2900-2500 году до н.э.
Один из самых ярких фактов, cвидетельствующих о связи арменоидов с древней металлургией - это открытие археологами прошлого века культуры, которая по-английски называется "Beaker People", а в русской археологической литературе передаётся термином "культура колоколовидных кубков». Мы же в дальнейшем будем пользоваться термином "культура людей с кубками". Установлено, что приблизительно в 2500-2300 г. до н.э. на огромных пространствах Западной и Центральной Европы (на территориях нынешних Испании, Франции, Англии, Северной Италии, Германии, Венгрии, Чехии) распространяется довольно однородная материальная культура, отмеченная производством очень похожих глиняных кубков и медных кинжалов. Эту культуру "людей с кубками" связывают с распространением меди в Центральной и Западной Европе. Открытие культуры "людей с кубками" - один из редких случаев, когда археологам удалось установить не только распространение признаков новой материальной культуры, но и сопровождающее эту культуру появление людей иного антропологического типа, в которых трудно не увидеть, проводников этой культуры. Антропологический тип "людей с кубками" в основном арменоидный. К культуре "людей с кубками" близка так называемая "катакомбная культура" на юге Европейской чисти СССР, датируемая приблизительно 2600-2300г. до н.э. Здесь также фиксируется экспансия металлургии вместе с экспансией арменоидов.
Подобную соотнесённость расцвета металлургии бронзового века, арменоидной скульптуры и захоронений арменоидов археологи находят на Кипре. Самое раннее появление арменоидов на Иранском плато датируется началом первого тысячелетия до н.э. В очень богатых захоронениях так называемого "Сиалк VI" (к югу от Тегерана) резко преобладают арменоидные черепа. Существует мнение, что эти захоронения соответствуют первому появлению ирано-арийских племен в этом районе и что материальная культура "Сиалк VI" тождественна культуре создателей так называемых "Луристанских бронз". "Луристанские бронзы", представленные во многих музеях мира, свидетельствуют о пребывании в Западном Иране в начале I-го тысячелетия до н.э. необыкновенно искусных металлургов. В фантастических орнаментах "Луристанских бронз" встречаются изображения людей только арменоидного типа.
4. Деформация черепов
Упомянутая выше "катакомбная культура" характерна не только распространением изделий из металла и людей арменоидного типа, но и ещё одним странным явлением - деформацией черепов.
О такой деформации писал еще Гиппократ в V-ом в. до н.э. Он рассказывает о некой этнической группе "макроцефалов", жившей где-то на восточных берегах Чёрного моря. По словам Гиппократа, люди с более вытянутыми (судя по другим данным, кверху) головами считались у этого народа более знатными, и поэтому "макроцефалы" деформировали головы, чтобы иметь более "знатный вид".
Анализ многочисленных археологических находок показывает, что чаще всего с помощью деформации, проведённой в раннем детстве, голове придавали утрированную арменоидную форму: череп делали очень высоким, с наклонным лбом и плоским затылком. Этот странный обычай продолжал существовать в разных районах евразийских степей в течение тысячелетий. Первые деформированные черепа из степных культур датируются "катакомбным временем", т.е. серединой III-го тыс. до н.э. Археологи не могут проследить непрерывную цепь, и следующий период, когда есть археологические данные по деформации черепов в степях Евразии - это 2-ая половина I-го тыс. до н.э. - первые века нашей эры. Деформированные черепа находят в захоронениях ирано-язычных сарматов и ряда кочевых племён Центральной Азии, часть которых с большой вероятностью говорила на индоевропейском тохарском языке. Тохары вместе со скифами разгромили во II веке до н.э. Греко-Бактрийское царство. На его месте было создано могущественное государство, просуществовавшее несколько столетий и называвшееся "Царство Великих Кушан". Сохранились монеты, а также немногочисленные скульптуры с изображениями кушанских царей. На этих изображениях головы так вытянуты и затылки так плоски, что учёные не могли не придти к выводу, что по крайней мере аристократия Кушанского царства продолжала традицию деформации черепов.
На восточной окраине Евразийского степного мира жили гунны. К IV в. н.э. они подчинили себе почти все другие кочевые племена и вторглись в Западную Европу. Их главный археологический след - захоронения, в которых находят деформированные черепа "ультра-арменоидов". Никто не знает, как обычай деформировать голову проник на американский континент, но следов оставил довольно много. Европейцы ещё застали этот обычай у ряда индейских племён. Сохранились описания, как голову ребёнка зажимали между двумя досками, сходящимися кверху так, чтобы лоб получался наклонным, а затылок - вертикальным. Возможно, самое значительное свидетельство - скульптура майя разных периодов. В барельефах майя, вероятно, отразилось какое-то влияние Древнего Востока - анатолийское, арамейское или финикийское. На скульптурах майя изображены люди арменоидного облика с подчеркнуто деформированными черепами.
Удивительно то, что самые древние деформированные черепа "под арменоидов" нашли в захоронениях неолита в до керамическом Иерихоне (приблизительно 8000 лет до н.э.), на Кипре (Кирокитийская культура, 7000-6500 лет до н.э.) и в Западном Иране (приблизительно 7000 пет до н.э.). Кирокитийская культура замечательна тем, что в её захоронениях находят только брахицефальные черепа, по ряду признаков близкие к арменоидным. Деформация там как бы доводит до предела уже имеющийся в этой культуре антропологический тип.
То, что обычай деформировать голову «под арменоидов» существовал в неолите, может означать только, что арменоиды не моложе неолита и что тогда уже они рассматривались как люди высокого происхождения.
5. Общие контуры исторической картины
Приблизительно 12 000 лет назад начались резкие перемены в жизни людей на Земле. Появились первые дома и укреплённые поселения, украшения и каменные сосуды. Люди сделали первые шаги в земледелии и скотоводстве, Эти события археологи назвали "неолитической революцией". Начало неолитической революции связывают сейчас с так называемой Натуфийской культурой на территории Израиля. Там же находят первый город - городище Иерихон.
Современные данные о развитии неолитических и последующих культур показывают, что в целом это был процесс, непрерывно разворачивающейся во времени и пространстве. Новые очаги возникали и исчезали, но с течением времени неолитическая революция захватывала всё новые районы. Вначале - Северная Месопотамия и южные районы Анатолии, затем - западная Анатолия, Греция и Балканы, далее - Закавказье, Западный и Северный Иран, Южная Туркмения и Южная Месопотамия Примерно с VII тыс. до н.э. в Анатолии и Северной Месопотамии стали развиваться культуры, где уже были керамика и начальные элементы металлургии. Эти культуры соответствуют т. наз. Халколитической эпохе. От них опять пошли волны прогресса на запад, восток и юг. Следующий археологический период - бронзовый век (с 4000 г. до н.э.) имел, кажется, неоспоримыми своими источниками Гассул-Беэр-Шевскую культуру и вслед за тем культурные очаги Северной Сирии, Шумера и Кавказа. Аналогичная картина вырисовывается и из анализа археологических и древнеписьменных данных по т. наз. железному веку (примерно с 1200 г. до н.э.).
Кроме пространственно-временной непрерывности развития, начатого неолитической революцией, археологи находят множество дальних связей, совпадений стиля удалённых друг от друга культур, синхронность в ряде существенных перемен и нововведений. Иногда кажется, что процесс прогресса человечества только локально определялся свободой выбора и случайностями, в целом же был как бы согласован и направлен. Такое почти мистическое ощущение можно сделать рациональным, если предположить наличие определённой преемственности и связанности в какой-то стабильной части активного человеческого элемента, угадываемого за неодушевлёнными свидетельствами археологии.
Описанные выше свидетельства древней скульптуры, деформации черепов уже с неолитического времени, антропологические корреляции металлургических очагов дают простое и ясное указание в одном только направлении: стабильной частью процесса культурной эволюции в неолитическую и последующие эпохи, определившей его преемственность и связанность, были люди, антропологически относимые к арменоидиому типу. Более того, арменоидные изображения царей и богов, связь де-формированных "под арменоидов" голов с представлением о знатности, делают весьма вероятным и более сильное предположение. В очень давние эпохи (приблизительно с 10 000 г. до н.э.) арменоиды были тождественны высшему классу по крайней мере в центральной части Ближневосточного культурного очага и их экспансии в основном совпадали с процессом расширения этого очага.
Заключение
Мы знаем теперь, что арменоидные "лица воронов" были у богов и царей на древних изображениях и в скульптуре Месопотамии, Балкан и Закавказья халколитического времени, искусстве Бронзового века Шумера, Ассирии, Анатолии, Минойского Крита и загадочной Трипольской культуры Украины и Молдавии IV тыс. до н.э. Исключением являются изображения египетских фараонов и аккадских царей, тех самых владык, сведения о враждебности которых к "арменоидам" история донесла до наших дней. И дело здесь, конечно, не в борьбе за власть. Универсальная ненависть должна иметь и универсальную причину. Единственное универсальное, повторяющееся свойство "арменоидов", открываемое изучением прошлого, начиная с неолита, - то, что они неизменно находились в центре главных событий, определявших становление человеческого рода. Быть ли человеку образом и подобием Божиим, наделённым свободой и умением различать добро и зло или же стабильным биологическим механизмом, частью мира вещей? Словом, быть человеку живым или мёртвым? Это и есть проблема, которую поставили тысячи лет назад арменоиды, перед племенами Земли.
Три современные группы - евреи, армяне и парсы, характеризуемые преобладанием арменоидного типа, последние представители этого неспокойного древнего рода, сумевшие уцелеть, остаться самими собой. Их судьбу сейчас можно понять только как продолжение драмы, начатой в неолитическую эпоху, если не раньше. Их способность жить среди других народов, не сливаясь с ними, никогда не давала угаснуть старинной вражде. Умение сохраняться во времени требовало тяжёлой платы - отказа от своих государств и территорий. Три страны, с которыми письменная история связывает армян, евреев и парсов - Армения, Израиль и Иран выглядят как три полюса, между которыми блуждали их арменоидные предки от неолита до бронзового века, когда пути трёх будущих народов окончательно разошлись.
Литература
1. Cоветская археология, № 1, 1977.
2. Большая советская энциклопедия, изд. 2-е, т. 3, стр. 40, статья "Ар-меноидный антропологический тип".
3. www/armuniver.org
4 www/koob.ru: Э. Мулдашев. От кого мы произошли. (часть 1,2,3)