Австрия в XX веке
Австрия в XX веке
Первая мировая война.
Известие о начале войны было встречено с энтузиазмом. Опасность наступления русской армии сплотила австрийцев, войну поддержали даже социал-демократы. Официальная и неофициальная пропаганда внушала волю к победе и в значительной мере притушила межнациональные противоречия. Единство государства обеспечивалось жесткой военной диктатурой, недовольных заставляли подчиниться. Только в Чехии война не вызывала особого восторга. Все ресурсы монархии были мобилизованы на достижение победы, однако руководство действовало крайне неэффективно.
Военные неудачи в начале войны подорвали дух армии и населения. Потоки беженцев устремились из районов военных действий в Вену и другие города. Многие общественные здания были переоборудованы в госпитали. Вступление Италии в войну против монархии в мае 1915 усилило военный пыл, особенно среди словенцев. Когда территориальные претензии Румынии к Австро-Венгрии были отвергнуты, Бухарест перешел на сторону Антанты.
Именно в тот момент, когда румынские армии отступали, умер восьмидесятилетний император Франц Иосиф. Новый правитель, молодой Карл I, человек с ограниченными способностями, отстранил людей, на которых опирался его предшественник. В 1917 Карл созвал рейхсрат. Представители национальных меньшинств потребовали реформирования империи. Одни добивались автономии для своих народов, другие настаивали на полном отделении. Патриотические настроения заставляли чехов дезертировать из армии, а чешский бунтовщик Карел Крамарж был приговорен к смерти по обвинению в государственной измене, но затем помилован. В июле 1917 император объявил амнистию политическим заключенным. Этот жест примирения снизил его авторитет среди воинственно настроенных австро-немцев: монарха упрекали в чрезмерной мягкости.
Еще до вступления Карла на трон австрийские социал-демократы разделились на сторонников и противников войны. Лидер пацифистов Фридрих Адлер, сын Виктора Адлера, в октябре 1916 убил австрийского премьер-министра, графа Карла Штюргка. На суде Адлер выступил с резкой критикой правительства. Приговоренный к длительному тюремному заключению, он был освобожден после революции в ноябре 1918.
Конец Габсбургской династии.
Низкий урожай зерновых, снижение поставок продовольствия в Австрию из Венгрии и блокада со стороны стран Антанты обрекли рядовых австрийцев-горожан на лишения и тяготы. В январе 1918 рабочие военных заводов объявили забастовку и вернулись работу только после того, как правительство обещало улучшить условия их жизни и труда. В феврале вспыхнул бунт на военно-морской базе в Которе, участники которого подняли красный флаг. Власти жестоко подавили беспорядки и казнили зачинщиков.
Среди народов империи росли настроения сепаратизма. В начале войны за границей были созданы патриотические комитеты чехо-словаков (во главе с Томашем Масариком), поляков и южных славян. Эти комитеты вели агитацию в странах Антанты и Америки за национальную независимость своих народов, добиваясь поддержки от официальных и частных кругов. В 1919 государства Антанты и США признали эти эмигрантские группы в качестве правительства де факто. В октябре 1918 национальные советы внутри Австрии один за другим объявляли о независимости земель и территорий. Обещание императора Карла реформировать австрийскую конституцию на основе принципов федерализма ускорило процесс распада. В Вене австро-немецкие политики создали временное правительство Немецкой Австрии, а социал-демократы агитировали за республику. Карл I отрекся от власти 11 ноября 1918. На следующий день была провозглашена Австрийская Республика.
Первая Австрийская республика (1918–1938).
По условиям Сен-Жерменского договора (1919), новое австрийское государство имело небольшую территорию и немецкоязычное население. Районы с немецким населением в Чехии и Моравии отошли к Чехословакии, а Австрии было запрещено объединяться с только что созданной Германской (Веймарской) республикой. Значительные территории в южном Тироле, населенные немцами, отошли к Италии. Австрия получила от Венгрии восточную землю Бургенланд.
Конституция Австрийской Республики, принятая в 1920, предусматривала введение поста президента с представительными функциями, двухпалатного законодательного органа, нижняя палата которого должна была избираться всем взрослым населением страны. Правительство во главе с канцлером несло ответственность перед парламентом. Новая Австрия фактически являлась федерацией, население города Вены и восьми земель избирали земельные собрания (ландтаги), пользовавшиеся широкими правами самоуправления.
Вторая республика.
Освободившись от нацистского ига, австрийцы стремились к независимости и восстановлению исконного названия страны – Австрия. С разрешения оккупационных властей была создана Вторая республика. Для руководства процессом восстановления демократического строя канцлером временного правительства был назначен ветеран социал-демократии Карл Реннер. Опытный, уважаемый всеми политик, Реннер на посту канцлера, а затем и президента республики немало способствовал установлению в стране порядка и стабильности. В апреле 1945 он сформировал временное правительство, в которое вошли представители его собственной Социалистической партии (бывшей Социал-демократической), Народной партии (так стала называться Христианско-социальная партия) и коммунистов. Был восстановлен конституционный строй, существовавший до диктатуры Дольфуса. Полномочия и законодательная власть нового австрийского правительства шаг за шагом расширялись. Было введено обязательное участие в выборах, а отказ от голосования мог наказываться штрафом или даже тюремным заключением.
На выборах в ноябре 1945 Австрийская народная партия (АНП) получила 85 мест в парламенте, Социалистическая партия (СПА) – 76, а коммунисты 4 места. В последующем это соотношение сил мало изменялось, коммунисты потеряли все свои места в 1959. В 1949 была создана правоэкстремистская группа – Союз независимых (в 1955 преобразован в Австрийскую партию свободы, АПС).
Возрождение экономики.
В 1945 экономика Австрии пребывала в состоянии хаоса. Разрушение и обнищание, вызванные войной, наплыв беженцев и перемещенных лиц, переход военных предприятий на выпуск мирной продукции, сдвиги в мировой торговле и наличие границ между зонами оккупации союзников – все это создавало казалось бы непреодолимые препятствия на пути восстановления экономики. В течение трех лет большинство жителей австрийских городов отчаянно боролись за выживание. Оккупационные власти помогали в организации снабжения продуктами. Благодаря хорошему урожаю 1948 нормирование продуктов было смягчено, а два года спустя все ограничения на продукты были сняты.
В западных зонах оккупации помощь по плану Маршалла и другим программам дала быстрые результаты. Национализация трех крупнейших австрийских банков и почти 70 промышленных концернов (угледобывающих, сталелитейных, энергетических, машиностроительных и в сфере речного транспорта) в 1946–1947 дала значительные экономические преимущества. Доходы от государственных предприятий были направлены на дальнейшее развитие промышленности. АНП предложила допустить элементы частной собственности в национализированном секторе экономики, продав часть акций мелким владельцам, в то время как социалисты призывали к расширению сферы государственной собственности.
Радикальная денежная реформа стабилизировала и ускорила восстановление экономики. Появились иностранные туристы – жизненно важный источник государственных доходов. Разрушенные в ходе бомбежек железнодорожные станции были восстановлены. B 1954 объем выпускаемой заводами и шахтами продукции превысил уровень 1938, урожаи на полях и виноградниках, заготовка леса практически вернулись на прежний уровень.
Возрождение культуры.
С восстановлением экономики началось и возрождение культуры. Театры, музыкальные представления и развитие искусств в городе и провинции теперь финансировались государством, а не богатыми меценатами. В Вене основные усилия были сосредоточены на восстановлении собора св. Стефана, а в 1955 были вновь открыты оперный театр и «Бургтеатр». Второй оперный театр, в Зальцбурге, был открыт в 1960.
Возобновили свою деятельность австрийские школы всех уровней, очищенные от влияния нацистов. В дополнение к университетам в Вене, Граце и Инсбруке в 1964 был основан Зальцбургский университет. Вновь стали выходить газеты, журналы, издаваться книги.
Государственный договор.
Оккупационные войска союзников были размещены на территории Австрии в течение 10 лет. В 1943 на встрече в Москве руководители Советского Союза, Великобритании и США объявили о своем намерении воссоздать Австрию как независимое, суверенное и демократическое государство. До 1948, когда Югославия была исключена из советского блока, Москва поддерживал притязания Югославии на пограничную часть австрийской территории. В марте 1955 Кремль изменил свою позицию и пригласил австрийское правительство направить делегацию в Москву для определения сроков заключения Государственного договора, который был подписан уже 15 мая 1955 Государственный договор был подписан в Вене в атмосфере большого ликования.
Государственный договор восстановил независимость и полный суверенитет Австрии. Он вступил в силу 27 июля 1955, после чего войска союзников были выведены из страны. 26 октября 1955, вслед за выводом последних иностранных воинских частей, правительство утвердило федеральный конституционный закон, провозгласивший постоянный нейтралитет Австрии и исключавший возможность присоединения к каким-либо военным союзам или создание иностранных военных баз в Австрии.
Австрия приняла на себя тяжелые экономические обязательства. Наиболее ценной «нацистской собственностью» были нефтяные месторождения и нефтеперегонные заводы, объем производства на которых при советском управлении значительно возрос. Хотя по условиям договора оборудование и сооружения перешли к Австрии, она была обязана ежегодно отправлять в Советский Союз один миллион тонн нефти вплоть до 1965. Австрия согласилась также восстановить довоенные позиции британских и американских фирм, которые те занимали в нефтяной промышленности до прихода нацистов. Кроме того, Австрия должна была в течение шести лет поставлять в Советский Союз товары на сумму в 150 млн. долл.
Поскольку для поддержания австрийского нейтралитета были необходимы вооруженные силы, была создана армия, насчитывавшая чуть более 20 тыс. солдат. В декабре 1955 Австрия была принята в члены ООН. Два года спустя Вена была избрана местом постоянного пребывания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Экономический рост.
В момент подписания Государственного договора Австрия переживала экономический подъем. В 1954–1955 валовый национальный продукт – денежное выражение всех произведенных благ и услуг – увеличился почти на 20%; в последующем темпы роста сократились, но общая тенденция сохранилась. Вдобавок к уже освоенным гидроэнергетическим ресурсам был разработан ряд новых долгосрочных проектов с привлечением финансовых средств из-за рубежа. Эти проекты позволяли экспортировать электроэнергию в соседние страны. Электрификация железных дорог и улучшение качества автодорог, таких как великолепный автобан Вена – Зальцбург, ускорили сообщение между районами республики.
Рекордный объем экспорта и туризм поддерживали в равновесии платежный баланс Австрии. Финансовые обязательства в пользу СССР, в соответствии с соглашением 1955, оказались менее обременительными, чем казалось вначале. СССР постепенно шел на сокращение объема платежей. Последнюю партию своих поставок по репарациям Австрия отправила в 1963.
Сохраняя по политическим соображениям нейтральный статус, Австрия решила в 1960 войти в состав Европейской ассоциации свободной торговли, а не ее конкурента – Общего рынка. Однако, поскольку более половины всей торговли приходилось на страны Общего рынка, Австрия стала его ассоциированным членом в 1973.
Внешнеполитические проблемы.
Когда советские войска подавили венгерское восстание в 1956, из Венгрии в Австрию прибыли почти 170 тыс. беженцев. Большинство венгерских беженцев фактически нашли здесь постоянное место жительства. Такая же ситуация последовала после вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию, когда в 1968–1969 почти 40 тыс. чехов бежали через австрийскую границу и ок. 8 тыс. из них нашли убежище в Австрии.
В Австрию постоянно проникали нелегальные иммигранты из Югославии. Время от времени югославское правительство заявляло протест против нарушений прав словенского и хорватского меньшинства, проживающего в южной части Австрии.
Проблема Южного Тироля.
Эта болезненная для Австрии проблема служила предметом постоянного спора с Италией. Речь шла о людях австрийской национальности, живущих в небольшом альпийском районе, который австрийцы называли Южным Тиролем, а итальянцы – Трентино Альто Адидже. Корни проблемы восходят к соглашению 1915: в соответствии с ним, Италии был обещан этот регион в обмен на ее вступление в Первую мировую войну на стороне Антанты и объявление войны Австрии.
По Сен-Жерменскому договору, эта территория с 250 тыс. жителями, говорящими по-немецки, была включена в состав Италии. 78 тыс. жителей покинули регион после 1938.
В конце войны австрийцы высказывались за включение территории Южного Тироля в состав Второй республики. Победившие державы отклонили это требование, хотя специальное итальянско-австрийское соглашение 1946 предусматривало введение на этой территории внутреннего самоуправления. Австрия заявила, что немецкое меньшинство подвергается дискриминации. Время от времени там вспыхивали демонстрации и бунты. Италия в ответ обвинила Австрию в поддержке пангерманских и нацистских элементов. Нападения террористов, которые, как заявляла Италия, были организованы на австрийской территории, продолжались в Южном Тироле на всем протяжении 1960-х годов. В конце 1969 Италия и Австрия достигли соглашения, по которому регион получал права расширенной автономии, возрастало влияние тирольцев на национальную политику в провинции, немецкий язык получал соответствующий статус и признавалось немецкое название территории – Южный Тироль.
Коалиционные правительства, 1945–1966.
АНП и СПА cформировали коалиционный кабинет после выборов 1945. Жестокий опыт Первой республики подсказал обеим партиям, что компромисс – это та цена, которую необходимо заплатить за демократическое возрождение. Трудовая коалиция распалась после выборов 1966, и новое правительство было сформировано исключительно из членов АНП. СПА, руководимая Бруно Крайским, бывшим министром иностранных дел, перешла в оппозицию.
В эти годы пост президента неизменно занимали социалисты. Бургомистр Вены, «красный» генерал Теодор Кёрнер, был президентом Австрии в 1951–1957. Его сменил опытный управленец Адольф Шерф (1957–1965). Еще один бывший бургомистр столицы, Франц Йонас, занимал президентский пост в 1965–1974, Рудольф Кирхшлегер продержался на этом посту два шестилетних срока. Пост канцлера занимали члены АНП: Юлиус Рааб, умеренный сторонник развития частного предпринимательства, занимал его в 1953–1961, его сменил Альфонс Горбах, который ушел в отставку в 1964. Следующим канцлером стал Йозеф Клаус, который затем возглавил в 1966 однопартийный кабинет АНП, пока в 1970 не уступил свое место Бруно Крайскому. Министерские и политические посты в коалиционные годы распределялись между двумя главными партиями.
Социалистическое правительство в 1970-е годы.
Выборы 1970 дали СПА большинство голосов, и Крайский сформировал первый чисто социалистический кабинет в австрийской истории. Социалистическое правительство взяло курс, в первую очередь, на создание новых рабочих мест и выделение субсидий. ВВП рос в среднем ежегодно на 4,3%, что опережало темпы наиболее развитых стран; уровни инфляции и безработицы были значительно ниже мировых. Такая политика вызвала быстрый рост государственного долга, но Австрии удавалось избежать последствий больших затрат на выплату долга за счет рекордно быстрого развития экспорта и больших денежных поступлений от туризма.
1980-е годы.
Крайне правые вновь заявили о себе на политической сцене как третья сила в австрийской политике. В 1983 СПА получила 48% голосов на федеральных выборах; АПС набрала 5%, и СПА пригласила ее принять участие в формировании правительства.
В 1986 АНП выдвинула кандидатом на пост президента Курта Вальдхайма, который в 1972–1982 был генеральным секретарем ООН. Расследование выявило, что в 1942–1945 он, будучи лейтенантом германской армии, принимал участие в нацистских злодеяниях на Балканах, а затем скрыл факты о своем прошлом. На выборах в ноябре 1986 число голосов АПС удвоилось до 10%; СПА и АНП вместе набрали 84%, и Франц Враницкий сформировал «большую коалицию», напоминавшую коалицию 1945–1966.
Проведение налоговой реформы и частичной денационализации придали импульс дальнейшему развитию экономики. Этому способствовало и увеличение торгового обмена с бывшими коммунистическими странами после 1989.
1990-е годы.
Несмотря на скандалы, в которых были замешаны многие известные социалисты, СПА, вновь принявшая название Социал-демократической партии, получила относительное большинство голосов на выборах 1990. АНП добилась самых низких результатов с 1945 – 32%, в то время как доля голосов, поданных за АПС, возросла до 17%. Большая коалиция во главе с Враницким продолжила свою работу. С объединением Германии в 1990 Австрия стала отходить от политики нейтралитета, внеся поправки к Государственному договору, которые позволяли развивать сотрудничество с германскими вооруженными силами. Австрия была единственным нейтральным государством, разрешившим пролет над своей территорией самолетов союзников во время войны в Персидском заливе. Она официально одобрила решение о разделении Югославии и одна из первых признала новые государства – Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину. С крахом коммунистических режимов в Восточной Европе Австрия столкнулась с растущей иммиграцией из этого региона и в 1990 ввела ограничения на въезд для иностранных рабочих, что затронуло в первую очередь румынских иммигрантов. Опасаясь новой волны иммиграции из бывшего Советского Союза и подстрекаемое агитацией со стороны лидера АПС Йорга Хайдера, правительство в 1993 ужесточило законодательство о предоставлении политического убежища. Новая политика подверглась критике со стороны международных правозащитных организаций и австрийских либералов.
В 1992 был разрешен давний спор по поводу автономии немецкоязычного населения в Южном Тироле. Правительства Австрии и Италии приняли и ввели в действие пакет мер по обеспечению автономии.
Вальдхайма, оказавшегося в международной изоляции, уговорили отказаться от переизбрания после истечения срока его полномочий в 1992. На последовавших выборах Томас Клестиль (АНП), получив поддержку со стороны АПС, набрал 57% голосов, победив кандидата от социал-демократов Рудольфа Штрейхера.
Объединение Германии, рост эмиграции из стран восточной и юго-восточной Европы и пропаганда со стороны правых экстремистов, поддерживаемых лидером АПС Хайдером, способствовали усилению ксенофобии. В конце 1993 неонацисты разослали по почте бомбы политикам и другим выдающимся личностям, участвовавшим в «полемике об иностранцах». При этом был серьезно ранен Хельмут Цильк, популярный бургомистр Вены. Насилие достигло апогея, когда при взрыве бомбы были убиты пять человек, в том числе четверо цыган. Левые экстремисты ответили на это серией нападений на правых лидеров в начале 1995.
В июне 1994 на всенародном референдуме две трети избирателей проголосовали за присоединение страны к ЕС, несмотря на оппозицию со стороны Хайдера и «зеленых». 1 января 1995 Австрия, наряду с Финляндией и Швецией, стала членом ЕС.
На парламентских выборах 1994 поляризация политических сил приобрела открытый характер. Она знаменовала собой радикальное изменение в политике послевоенной Австрии. АПС получила 22,5% голосов, АНП – только 27,7% голосов, практически утратив свои традиционные позиции второй по величине партии страны. Вместе СПА и АНП получили всего 62,6% голосов. Количество голосов, поданных за зеленых, более чем удвоилось по сравнению с 1990: они собрали 7,3%. Новую политическую партию, «Либеральный форум» (ЛФ), отколовшуюся от АПС, поддержали 5,5% избирателей.
СПА и АНП после выборов 1994 вновь сформировали коалицию, но их союз почти сразу же распался из-за разногласий по вопросам экономической политики. Обе партии разошлись во мнениях о том, каким образом добиться снижения дефицита государственного бюджета и удовлетворить критериям, необходимым для вступления Австрии в Европейский экономический и валютный союз. АНП выступила за резкое сокращение расходов на социальные нужды, в то время как СПА предлагала повысить налоги. Разногласия в конце концов привели к распаду коалиции, и в декабре 1995 были проведены новые всеобщие выборы. Их результаты снова показали, что население поддерживает ведущие исторические партии: СПА и АНП добились лучших результатов, чем 1994, в то время как позиции АПС, переименованной Хайдером в 1995 в партию «Свободников», несколько ослабли.
В начале 1996 было сформировано новое коалиционное правительство СПА и АНП. Обе партии согласились принять план жесткой экономии, в котором предусмотрены сокращение расходов на социальную сферу и дальнейшая приватизация государственных предприятий. Промежуточные выборы отразили рост недовольства среди населения: «Свободники», выступающие против ЕС, выиграли на выборах 1996 в Европейский парламент и в городской парламент Вены.
В январе 1997 канцлер Враницкий внезапно ушел в отставку, сославшись на возраст и усталость после 11-летнего пребывания на посту главы правительства. Новым федеральным канцлером и председателем партии СПА стал министр финансов Виктор Клима.
На парламентских выборах в октябре 1999 с небольшим отрывом от соперников победила СПА. «Свободники» и НПА набрали примерно равное количество голосов.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.europa.km.ru/