Cемантические меры
Министерство образования РФ
Иркутский государственный университет
Филиал в г. Братске
Реферат
По высшей математике
На тему: Структурные и семантические меры социально – правовой информации
Выполнила
Маркова Ирина
Студентка 1 курса
Валерьевна
Группы Юз-2000
Проверил:
Медведева
Ирина Петровна
Братск – 2000
План :
1. Вступление
2. Геометрическая мера информации
3. Комбинаторная мера информации
4. Содержательность информации
5. Целесообразность информации
6. Динамическая энтропия
Важное место в теории информации отводиться структурным и семантическим мерам информации.
В правовой реальности структурные меры информации используются при изучении дискретного строения массивов информации в правовых системах. Эти меры определяются путем простого подсчета информационных элементов или путем комбинаторного метода, который предполагает простейшее кодирование массивов информации в системах правового управления.
В правовой реальности рассматриваются две основные меры информации – геометрическая и комбинаторная.
Геометрическая мера информации
В праве к геометрической мере информации прибегают в тех случаях, когда в правовых системах собираются достаточно сложные информационные комплексы. Например, в механизме организации борьбы с преступностью в управляющих правоохранительных органах прокуратуры, суда, МВД собирается почти вся имеющаяся в нашей стране информация об уголовных, гражданских и других делах, разнообразные юридические документы, которые складываются на определенное время в одном месте и представляются в виде информационного комплекса, состоящего из большого числа томов, листов, страниц.
В механизме обеспечения законности, в субъекте законности собираются такие информационные комплексы, как множество юридических текстов и таблиц, в которых отражено, как соблюдаются законы в функционировании механизма правового регулирования, а также приведено множество юридических нормативных актов.
В органах осуществления правотворчества собираются следующие информационные комплексы: множество изданных законов и иных юридических нормативных актов, множество соответствующих документов отчетности о практике их применения в механизме правового регулирования.
Сложные информационные комплексы собираются в том или ином виде и в других правовых системах. Возникает закономерное требование правового управления – измерить эти информационные комплексы, ответить на вопрос о том, сколько содержится в них количества информации. Для того чтобы определить количество информации в правовых системах, можно построить геометрическую модель информационного комплекса в системе правового управления.
Так, например, следователь может измерить длину линии, площадь или объем построенной геометрической модели, в которой представлены тома уголовного дела, в дискретных единицах – квантах. Пусть у следователя в шести томном уголовном деле собралась информация, которая представляется в виде информационного комплекса Vk (T,P,X). Если при анализе настоящего информационного комплекса следователь будет производить отсчеты по имеющимся трем мерам комплекса Vk через интервалы ( It,Ip,Ix), то рассматриваемые им координаты распадутся на кванты, количество которых составит: KQt=T:iT, KQp=P:ip, KQx=X:ix.
Количество информации в таком информационном комплексе, как шести
томное уголовное дело, следователь определит в квантах по формуле I=KQt
KQp KQx. Аналогично можно измерить информационные комплексы в механизмах
законности, правотворчества и правопорядка.
Комбинаторная мера информации
В правовой реальности комбинаторная мера информации применяется в
случае, если в правовых системах необходимо оценить возможность передачи
информации посредством различных комбинаций информационных элементов.
Образование комбинаций в этом случае рассматривается как одна из форм
кодирования информации.
В правовой науке комбинаторные процессы встречаются довольно часто.
Например, в органах осуществления правотворчества при разработке законов и
иных нормативных актов образуются определенные комбинации этих законов и
нормативных актов. В механизме организации борьбы с преступностью
правоохранительные органы на основе полученной через каналы связи
информации разрабатывают разнообразные комбинации для эффективной борьбы с
преступностью. В механизме охраны правопорядка органы охраны правопорядка
разрабатывают множество воздействий на слабые звенья в механизмах
правового регулирования, законности, правотворчества и правосознания.
Количество информации, содержащиеся в тех комбинаторных процессах, которые происходят в правовых системах, определяется в данном случае как количество комбинаций элементов. Таким образом, в информационных комплексах, которые содержатся в правовых системах, оценивается комбинаторное свойство их структурного разнообразия.
Допустим, что в механизме организации борьбы с преступностью правоохранительные органы для эффективной борьбы с преступностью разработали десять специфических методов F, которые различны по содержанию и свойствам; R из этих методов необходимо разместить в механизме функционирования. Возможное число размещений из F методов по R определяется формулой
R F!
P f = F(F-1)(F-2)…(F-R+1)=(F-R)!
Если правоохранительные органы будут производить это размещение с повторениями, то
R
P F= Fr
В результате размещения десяти методов получилось следующие количество информации:
R 10
P F=Fr= 10 = 10 000 000 000.
Пусть при использовании разработанных правоохранительными органами
методов борьбы с преступностью рост преступности не снизился.
Правоохранительные органы в этой связи приняли решение переставить на
первых порах эти методы по порядку их действия.
Перестановки методов F будут определять порядок действия. Число возможных перестановок Pf=F! Здесь возможны и перестановки методов с повторениями: допустим, один метод переставлялся m раз, другой n раз, третий h раз и четвертый l раз. В этом случае
(m+n+h+…+l)!
Pf = m! n! h!…l!
В процессе перестановок десяти методов в обществе получится следующее количество информации: Pf=F!=1 2 3 4 5 6 7 8 9 10=36 288 000.
Таким образом, оценивая какие-то юридические информационные массивы и комплексы, мы вырабатываем информацию и тем самым создаем такое управление в правовых системах, которое противостоит тенденциям возрастания энтропии в этих системах.
Содержательность информации
Содержательность информации в правовых системах можно представить в следующем виде. Пусть имеется определенный механизм расследования преступлений. Допустим, в субъект управления этого механизма, т.е. к следователя, от гражданина А поступил следующий сигнал: гражданин Х покончил жизнь самоубийством, А также сообщил следователю, что некто В утверждает, якобы Х кем-то убит. Следователь решил выяснить, покончил Х жизнь самоубийством или же убит? Он выезжает на место обнаружения трупа Х, где, предположим, в процессе осмотра места происшествия, трупа Х, опроса граждан А, В и других лиц устанавливает, что Х был убит V. Последний был задержан и сознался в убийстве.
Для следователя содержательность сообщения, полученного на месте обнаружения трупа Х (обозначим это сообщение через Z), выражается посредством функции меры K(Z), т.е. Zc=K(-Z)=1-K(Z).
При определении содержательности в механизме расследования
преступлений можно использовать математическуую логику. Последняя
утверждает, что истинность события, т.е. K(Z), и ложность события, т.е. K(-
Z), соответствуют вероятностям события, т.е. p(Z), и антисобытия, т.е.
q(Z), в теории вероятностей. Тогда имеют место соотношения:
K(Z)+K(-Z)=1, p(Z)+q(Z)=1
Содержательность исследуемого сообщения для следователя, равно как и вероятность, изменяется в границах 0