Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка

Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка

Министерство образования РФ

Свердловский отдел народного образования

Цивилизационная периферия

Выполнил:

Ученик 9в класса

Лицея У.Э и П.

Касаткин Игорь

(Jarry Lee)

Проверил:

Новокрещенных В.А.

_______________

Красноярск 2003 г.

План

1. Латинская Америка во второй половине ХХ века. а) Модернизация 40-50х гг.; б) Неоконсерватизм 70-90х гг.

2. Азия и Африка во второй половине ХХ века. а) Деколонизация; б) Пути развития; в) АТР; г) Итоги.

3. Восточно–Азиатские страны: Япония, Китай, Индия. а) Япония;

Латинская Америка

1.а)Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на сырье, ослабло влияние национального капитала, увеличились средства для вложения в национальную промышленность. Выпуск промышленной продукции в

1958 г. превысил довоенный в 3 раза. Это было следствием модернизации латиноамериканского общества в 50е гг. Важную роль в этой политике стали играть национал-реформистские партии, многие из которых иногда оказывались при власти.

Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию импортзаменяющей индустриализации, то есть политики поощрения производства тех товаров и услуг, которые раньше ввозились в страну. Эта политика отражала стремление окрепшей национальной буржуазии упрочить своё руководящее положение в государственном управлении, потеснить иностранные компании и связанную с ними агросырьевую олигархию, создать благоприятные условия для развития национальной экономики. На этой основе активизировались массовые национал-реформистские партии и движения.

Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики.

Демократический режим отличался рядом особенностей: сильная власть, политика уступок рабочему движению. В Мексике продолжалась аграрная реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост экономических связей на североамериканском континенте и экспансия в страну иностранного капитала впоследствии подвели Мексику к участию в интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Сходные черты имела политика Ж.Варгаса в Бразилии в период «нового государства» и его президентства в 1951-1954 гг.

В отличие от национал-реформизма под влиянием кубинской революции в ряде стран в 60е и первой половине 70х гг. пришли к власти революционные, левонационалистицеские режимы, часто опиравшиеся на революционное офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в

Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооруженных революций и партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.

В результате военных переворотов в 60е гг. в целом ряде стран пришли к власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе. б) До середины 70х годов политика модернизации означала курс на создание государственного сектора и усиление г. регулирования, защиту национального рынка, социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило наименование национал-реформизм и экономический национализм.

С середины 70х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот.

Новая фаза научно-технической революции в развитых капиталистических странах и экономических кризисы ускорили процесс обновления производства.

В таких условиях гигантские монопольные государственные компании, сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.

Новый уровень глобализации, иначе говоря, огромная роль мировых хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного капитала, стал частью стратегии латиноамериканских стран.

Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики.

Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение роли государства.

Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов кредитов, развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза.

Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост внешней задолженности, колоссальные выплаты по внешним долгам, рост инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число безработных выросло. Увеличился слой бедных, и оказавшихся на обочине жизни групп населения.

Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки оказалась привлекательной идея создания свободной торговле на континенте.

Поэтому в ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады и Мексики (НАФТА). В 1991 г. Бразилия, Аргентина и другие страны подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001 г. в Квебеке все страны 2х американских континентов (кроме Кубы) подписали Декларацию о создании с 2005 г. панамериканской зоны свободной торговли.

Политика военных режимов и негативные последствия модернизации, её издержки усилили напряженность в обществе. Недовольство вызывало и отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента стали нарастать забастовки, развертывалась борьба за демократические права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели.

Господствующие классы укрепили свое положение и не нуждались в репрессивных режимах.

Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. С политической карты страны исчезла последняя диктатура.

Потерпели поражение попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима 1979-1990 гг. однако, она примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 19010 г. мексиканской революцией.

Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться конструктивными, демократическими.

Впервые в своей истории в концу ХХ в. Латинская Америка развивается без диктатур и революций.

2. а) До Второй мировой войны в колониях подмандатных территориях проживало свыше трети населения мира. Тогда колониальные империи были незыблемы и заменить «владельца» можно было только силой. Вторая мировая война была развязана Фашистской Германией, Италией и Японией не в последнюю очередь за захват колоний и мировое господство. Победа союзников над агрессорами во Второй мировой войне положила конец самой идее передела колоний и стала похоронным звоном по колонизму вообще.

В 1948 г. еврейское государство было создано, а арабское нет. Началась гражданская война, в которую оказались вовлечены арабские государства и великие державы. С того времени произошло пять арабо-израильских войн.

Борьба за создание арабского государства на территории бывшей Палестины продолжается.

Затем процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 год назвали годом Африки. Речь шла прежде всего о создании нескольких десятков национальных государств на местах французских и британских колоний в

Тропической Африке. На юге Африки в середине 70х годов завоевали независимость Ангола и Мозамбик. Этот процесс завершился с созданием независимой Намибии.

Почему произошел столь сокрушительный развал колониальной системы, которая казалась незыблемой всю первую половину ХХ в.? можно отметить ряд важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить в неволе; две сверхдержавы: - СССР и США - выступали против колониализма, хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

В итоге распада, крушения колониальной системы политическая карта мира решительно изменилась. На ней появилась сотня новых суверенных государств. Они составляют ныне большинство членов всемирной ООН. б) Обретение политической независимости, подход к государственному руководству национальных лидеров ставили перед ними и новыми государствами нелегкую задачу выбора путей развития, преодоления отсталости, голода, нищеты, неграмотности населения. Новые страны стали перед выбором путей модернизации.

В послевоенном двухполюсном мире первоначально проблема деколонизации и модернизации нередко была связана с выбором - социалистический или капиталистический путь развития.

Эти модели развития представляли крупнейшие страны мира-Китай и Индия.

В 50-60е гг. свыше 2х десятков стран избрали «социалистическую ориентацию». В них был проведен ряд экономических и политических реформ при использовании опыта европейских социалистических стран. Другие пытались применить в африканских условиях вариант западноевропейской парламентской демократии.

Деколонизация в Африке сопровождалась международными и внутриафриканскими межгосударственными, расовыми и межплеменными конфликтами. В большинстве новых государств у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. И «социалистическая ориентация», и парламентская демократия не привились на африканской почве. В конечном итоге последствия применения опыта «реального социализма» оказались отрицательными.

Процесс «догоняющего развития» определился в 70-80е гг. Выбор путей развития и скорость преобразований зависят от региональных культурно- цивилизационных особенностей. Таких культурно-цивилизационных регионов в

Азии и Африке три:

1.Азиатско-Тихоокеанский регион.

2.Индо-буддийско-мусульманский регион.

3.Арабо-мусульманский регион. б) Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) за последнюю четверть ХХ в. превратился в мощную мировую экономическую силу с центром в Японии.

Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея совершили скачок в экономическом развитии.

Африку как регион можно рассматривать только с географической точки зрения. Если дифференцировать десятки африканских стран с учетом их социально-экономических, политических условий, роли религий, то обнаружатся существенные различия между мусульманской Северной Африкой,

Центральной и Южной Африкой. Государства Центральной Африки раздирают межплеменные, межгосударственные войны и конфликты. ЮАР проходит сложный путь избавления от наследия режима апартеида. г) В 60е гг. страны Азии, Африки Лат. Америки с легкой руки французского журналиста назвали «третий мир». Между тем последующее неравномерное развитие этих стран побудило исследователей определить группы стран со сходными уровнями и особенностями развития. Термин

«третий мир» потерял свой первоначальный смысл.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе модернизация принесла экономический успех.

В 90е гг. возникли новые проблемы. Финансовые кризисы, потрясшие экономику Восточной и Юго-Восточной Азии, Бразилии и Мексики, отток капиталов из этих регионов в центры капитализма ставят вопрос о возможности «догоняющего развития».
К тому же в мировой экономике наступила новая фаза постиндустриального развития, когда прежние индустриальные производственные силы перерастают в научно-технические производственные силы, воспроизводство которых фактически монополизировано США и Западной Европой. Стратегия «догоняющего развития» преодолеть технический и научно-технический разрыв «Севера» и
«Юга» неспособна в обозримой перспективе.

В Африке, с одной стороны, ускоренно идут процессы роста городов, развития образования, но, с другой стороны, прежде всего в районах к югу от Сахары модернизация привела к разрушению традиционных укладов, вырвала миллионы людей из привычной жизни, а внешний долг, исчисляемый десятками миллиардов долларов, делает невозможным нормальные условия жизни в обозримом будущем.

3.Две крупнейшие страны Азии-Китай и Япония-шли разными путями к модернизации и обновлению после Второй мировой войны. Капиталистическая
Япония и социалистический Китай были исторически разведены на две страны.
Однако, к концу ХХ в. положение изменилось. Китай вышел на путь рыночных реформ в 1980е гг., превращаясь в страну, открытую для мирового рынка. а) После поражения в войне в Японии были проведены радикальные реформы, изменившие социально-экономическую структуру и общественно- политическую жизнь. Реформы проводились при содействии и даже по инициативе американских оккупационных властей. Среди них аграрная реформа, передавшая землю крестьянам и ликвидировавшая клан помещиков и ростовщиков. В политической области была принята новая конституция, которая хотя и сохранила институт императора, но лишила его «божественного знака», определив его роль подобно британскому монарху-«царствует, но не управляет». Япония отказалась от войны в качестве средства национальной политике. В стране утвердилась многопартийная парламентская система с доминирующей Либерально-демократической партией.

В начале 1950х гг. Япония оставалась преимущественно аграрно- индустриальной страной, где сельским трудом зарабатывала себе на жизнь большая часть населения. В промышленности производительность труда была почти в 6 раз ниже американского показателя. Через три десятилетия Япония превратилась в передовую индустриальную державу. В 1983 г. объем промышленного производства в Японии увеличился в 24 раза по сравнению с
1950 г. в течение 2-3х десятилетий среднегодовой темп промышленного производства составлял около 14%. Ныне Япония-богатое и процветающее государство, центр современной науки и передовой технологии.

Экономический подъем, названный японским «экономическим чудом», был следствием ряда факторов. Как и Италия, Япония бедна полезными ископаемыми, и поэтому она избрала экономическую политику заимствования и использования зарубежного научно-технического опыта и изобретений при активной роли государственного регулирования. Япония намного определила другие страны, в числе и США, в автоматизации производства и внедрении роботов.

В новых условиях Япония продолжила курс «японский дух, европейское знание», характеризующий сочетание традиций и модернизации в особых условиях страны. Для осуществления стратегии модернизации в Японии было создано государственное Управление экономического планирования. Собственные усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео, аудио и радиотехники, автомобилей и многих других товаров, имеющих безупречную репутацию на мировом рынке. Япония, отказавшись от воссоздания большой армии, несла незначительные расходы на военные нужды. Немаловажным стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.

Однако основная причина экономических успехов-это напряженный труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев. Японский опыт организации производства и трудовых отношений становится достоянием и примером для других новых индустриальных стран.

Библиография

1. «Рассказы по новой истории» ред. А.А.Сванидзе
Изд. «Дрофа» М. 1996.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена