Дальневосточная политика России в 1993-1996 годах
1.ТОКИЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. ОКТЯБРЬ 1993
К 1993 году проблема политических отношений России с Японией на Дальнем Востоке оставалась самой сложной проблемой для российской дипломатии.Японская сторона увязывала возможность заключения мира с необходимостью территориальных уступок со стороны России. Юридически Россия и Япония по-прежнему находились между собой в состоянии конфронтации, войны, перемирие в ходе которой не означало ее окончания. Обе стороны демонстрируют готовность к окончательному урегулированию отношений. В 1993 г. (как и в 1992) продолжаются многочисленные российско-японские контакты, на которых помимо вопросов сотрудничества и помощи России в проведении структурных социальных и экономических реформ, обсуждается проблема заключения мирного договора. 9 июля 1993 года во время Токийской встречи на высшем уровне по формуле "7+1", происходят переговоры премьер-министра Японии Миядзава и президента Ельцина. Но намного более значительным был официальный визит Б. Ельцина в Японию 11 - 13 октября 1993 года. В результате встречи с М. Хосокава была подписана Токийская декларация. В ней говорилось, что после окончания холодной войны, в условиях движения мира "от структуры конфронтации к сотрудничеству, открывающему новые перспективы развития международного взаимодействия" открываются благоприятные предпосылки для полной нормализации российско-японских двусторонних отношений.Подтверждалось, что поддержка Японией проводимому Президентом Б.Н. Ельциным курсу демократических и экономических реформ остается неизменной (подписание декларации состоялось вскоре после события октября 1993 года в Москве). После упоминания о "серьезных переговорах по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи" было высказано согласие сторон о том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, во-первых, исходя из исторических и юридических фактов, во-вторых, на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов и, в-третьих, на "основе принципов законности и справедливости".
Япония подтверждала, что Российская Федерация является преемником СССР, и что все международные договоренности между Советским Союзом и Японией остаются в силе. Была достигнута договоренность о "дальнейшем совершенствовании проведения взаимных поездок постоянных жителей упомянутых выше островов и жителей Японии", (уже с апреля 1992 года был введен безвизовый режим взаимных поездок). Стороны обязались, помимо прочего, подтверждали необходимость дальнейшего продвижения процессов в области контроля над вооружениями и разоружения.В октябре 1993 года президент Ельцин объявил о намерении вывести российские войска, за исключением пограничной охраны, с Курильских островов. В результате Россия начала одностороннее разоружение: к весне 1996 года численность военнослужащих на четырех островах сократилась вдвое: с 7000 до 3500 человек.После подписания Токийской декларации все более увеличивается масштаб экономического сотрудничества двух стран, как на Дальнем Востоке, так и в общероссийских масштабах (со времени образования новой России, Япония обязалась оказать ей поддержку на общую сумму $6,3 млрд.). Начинается постепенное проникновение японского бизнеса на Дальний Восток, одновременное с упадком и кризисом российской экономики.2.
"ВСТРЕЧИ БЕЗ ГАЛСТУКОВ". НОЯБРЬ 1997 - АПРЕЛЬ 1998
Весьма значительным событием в истории японо-российских отношений и политики Ельцина на Дальнем Востоке стала "встреча без галстуков" между премьер-министром Японии Рютаро Хасимото и президентом России Борисом Ельциным, которая состоялась в Красноярске 1-2 ноября 1997 года.
понская сторона оценила ее как "прорыв, как на политическом, так и на экономическом направлении".На протяжении двух суток они провели в беседах и общении друг с другом около 8 часов. В переговорах с российской стороны также принял участие вице-премьер Правительства России Борис Немцов и пресс-секретарь Президента Сергей Ястржембский. Состоявшийся саммит назван "встречей без галстуков", поскольку лидеры двух стран встретились в сугубо неофициальной обстановке. После встречи в резиденции "Сосна" на берегу Енисея, Хасимото и Ельцин отправились на катере на прогулку по реке. Они осмотрели окрестности, а затем отвели черед рыбалке. Атмосфера встречи оказалась столь непринужденной, что уже на катере лидеры Японии и России перешли на "ты", решив обращаться друг к другу по именам: Борис и Рю. В такой обстановке лидеры обсудили и затронули массу вопросов, включая самые главные.
По окончании их встречи были оглашены результаты, которые для многих обозревателей стали неожиданностью.
Прежде всего, это "план "Хасимото - Ельцина" - программа развития экономических связей между двумя странами, рассчитанный до 2000 года.
План предусматривал шесть конкретных направлений сотрудничества:
1) инициативы в области инвестиционного сотрудничества;
2) содействие интеграции российской экономики в мировую экономическую систему (помощь в согласовании российских внутренних нормативов с международными стандартами в целях увеличения торговли и инвестиций);
3) расширение содействия российским реформам (интеллектуальная поддержка, создание структур малого и среднего бизнеса и модернизации системы железнодорожного транспорта России);
4) сотрудничество в области подготовки руководящих кадров для предприятий и государственных служащих;
5) диалог в области дальнейшей энергетической политики;
6) это сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях.
Но возможно более важным итогом встречи в Красноярске стала договоренность двух руководителей о том, что Япония и Россия приложат все возможные усилия для заключения мирного договора между ними до 2000 года. Основываться при этом они будут на Токийской декларации 1993 года, что подразумевало решение вопроса с территориальными претензиями Японии к России, вопроса о принадлежности четырех островов - ключевого для мирного договора. (В Токийской декларации понятие "скорейших сроков" не уточнялось). В Японии это соглашение Б. Ельцина с японским премьер-министром было воспринято как готовность России уступить Курильские острова.
В Красноярске оба лидера также приветствовали прогресс на переговорах по выработке рамок для договоренности о промысле японскими рыболовными судами в районах у четырех островов. Они согласились дать указания своим делегациям на этих переговорах постараться достичь по возможности окончательной договоренности к концу 1997 г. Хасимото, помимо финансовой помощи, обещал помочь России со вступлением в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), группу из 18 стран и территорий региона, созданную в 1989 году для развития экономического сотрудничества. Его основу составляют либерализация торговли и инвестиций, экономическое сотрудничество. (25 ноября 1998 было принято решение о вступлении России в АТЭС.)
Также удалось договориться об открытии "горячей линии" телефонной связи между Кремлем и Канцелярией премьер-министра Японии. В ноябре в Токио на очередном раунде регулярных русско-японских консультаций главной темой разговора К. Обути с Е. Примаковым стали красноярские договоренности. Министры подтвердили результаты саммита и предприняли ряд шагов по конкретизации и развитию итогов Красноярска. Было принято решение создать специальную группу во главе с министрами иностранных дел двух стран, которая займется непосредственно вопросом подготовки и заключения мирного договора.
Министры также обсудили "план Хасимото - Ельцина" и договорились о приложении усилий для осуществления ряда мероприятий в области экономики, в ходе которых конкретизировался бы или получил конкретное наполнение план Хасимото - Ельцина. 21 февраля 1998 года Б. Немцовым, сопредседатель японо-российской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, подписал "Соглашения между Правительством Японии и Правительством Российской Федерации о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов" сроком на три года. Этот документ можно рассматривать как очередной шаг к признанию японской юрисдикции над южными Курилами. Это соглашение было плодом долгой подготовительной работы российских и японской дипломатии, в нем определялись рамки ведения японскими рыболовными судами промысла в районе Курил.
Российская Федерация фактически отказывалась от своих прав в области рыболовства в своих терводах в районе южных Курил. В основном документе - собственно Соглашении - не предусматривался контроль за ведением промысла японскими судами со стороны российских органов рыбоохраны и пограничников, ничего не говорилось и о соблюдении японскими рыбаками российских законов и правил. Фактически, из-под юрисдикции российских законов выводились иностранных граждане, действующие на российской территории 18 - 19 апреля 1998 года в Кавана (Япония) прошла вторая встреча "без галстуков" между премьер-министром Японии Р. Хасимото и президентом России Б. Ельциным. В качестве основных итогов встречи в Кавана следует отметить следующее. 1. Расширение "Плана Хасимото - Ельцина".
Оба руководителя согласились и далее выполнять этот. Кроме того, было принято решение о создании в сотрудничестве с Россией инвестиционной компании, которая занялась бы привлечением японских инвестиций в Россию. 2. Мирный договор. Премьер-министр и президент пришли к единому мнению о том, что этот договор должен содержать формулу, разрешающую вопрос о принадлежности четырех островов в соответствии с Токийской декларацией, а также включать в себя принципиальные положения о дружбе и сотрудничестве. Б. Ельцин и Р. Хасимото выразили недовольство работой комиссии по мирному договору, работающей "очень медленно, не в том темпе, которым мы заразились с Рю". 3. Премьер-министр Р. Хасимото, учитывая возникающие в последнее время на четырех северных островах перебои в снабжении электроэнергией, высказал намерение изучить возможность оказания содействия их населению путем предоставления дизельных электрогенераторов. Президент Б. Ельцин поддержал эту инициативу японской стороны. 3.
МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
11 по 13 ноября 1998 года состоялась встреча премьер-министр Японии Кэйдзо Обути находившегося с официальным визитом в России, с Президентом России Б. Ельциным. К.Обути также провел переговоры с Председателем Правительства России Евгением Примаковым. Состоявшийся визит стал первым официальным визитом японского премьер-министра в Россию за последние 25 лет.По итогам встречи была подписана Московская декларация. Российская сторона передала свой ответ на предложения японской стороны, сделанные в апреле с.г. в Каване. Японская сторона обещала изучить этот ответ и сообщить о своих выводах российской стороне к следующей встрече на высшем уровне, которая должна состояться в следующем году в возможно более ранние сроки.
Руководители двух стран договорились активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых в Красноярске и Каване; в качестве крайнего срока подписания договора опять был назван 2000 год.
Для этого стороны договорились создать в рамках Совместной японо-российской комиссии по вопросам заключения мирного договора подкомиссию по пограничному размежеванию. Они также договорились создать подкомиссию по совместной хозяйственной деятельности на Четырех островах, которая, действуя параллельно с подкомиссией по пограничному размежеванию, определила бы виды возможной совместной хозяйственной деятельности на островах, не приносящей ущерба юридическим позициям обеих сторон.
Стороны в принципиальном плане договорились об организации свободного посещения островов японскими гражданами - бывшими жителями островов и членами их семей. Впрочем, решения по важнейшему вопросу, территориальному остались принципиальными, как и после ряда других русско-японских встреч, происшедших в 1999 году. (Как, например, после визита в Токио министра иностранных дел России И. Иванова в феврале 1999).
Несмотря на ряд заявлений лидеров России и Японии, российско-японские отношения по территориальному вопросу остаются в тупике, в то время как территориальный конфликт СССР/России с Китаем - решен российско-китайскими соглашениями о демаркации общей границы - решен путем компромисса...Япония считает свои политические позиции слишком сильными, чтобы реально искать дипломатический компромисс.
Она имеет самую большую в мире экономическую мощь после США и сохраняет защиту американского военного щита - хотя его актуальность уже не очевидна после окончания холодной войны и резкого падения военного потенциала бывшего противника. Россия же, наоборот, слишком слаба в экономическом, военном и политическом отношениях, чтобы идти на существенные уступки.
птимальный для компромисса момент, видимо, был упущен в середине 50-х годов, когда Япония только вставала на ноги, а СССР набирал силу и еще не поссорился с Китаем. Не случайно тогда почти удалось договориться, подписав декларацию 1956 г. о передаче Японии двух малых островов, отложив решение о двух больших. Но та договоренность не была проведена в жизнь (4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подписанная в октябре 1993 года во время визита президента Ельцина в Японию лидерами двух стран Токийская декларация о японо-российских отношениях стала основанием для последующих попыток разрешить территориальный вопрос и подписать мирный договор.Обязательство сторон решить вопрос к 2000 году, данное на встречах в верхах в Красноярске и Каване, было воспринято японцами однозначно - как обещание Москвы вернуть все острова.
С этой уступкой увязаны перспективы оказания японской экономической помощи. Но то, что вопрос до сих пор не решен, говорит о том, что в России (весьма заинтересованной в экономической помощи Японии) неприемлема любая территориальная уступка.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ред.: В.Ф.Ли; М., 19982. Международные отношения после "холодной войны", ред.: Г.С.Хозин; М., 19983.
А.В. Иванов. Россия и Япония в поисках выхода из тупика. М., 19984. Арбатов А. Курильское "лезвие" российско-японских отношений//Новая газета, 4 дек. 1998