Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись


Ижевский государственный технический университет













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине «Культурология»







Выполнил:                                                                   студент гр. ВВ – 11

                                                                                                                                                факультета МиМ

                                                                                      Корепанов А. А.




Проверил:                                                                    Сорокина М. В.










2002 год

Содержание

                                     

                                                                   стр.


Введение ………………………………………………………..  3


1.  История возникновения искусства иконописи …………...  4


2.    Икона – живой художественный организм ……………….   5


3.  Искусство иконописи ………………………………………   8


4.  Вековое развитие иконописи ………………………………  11


Заключение …………………………………………………….   14


Список используемой литературы























ВВЕДЕНИЕ

          Древнерусская иконопись  - выдающееся явление мирового искусства, часть


драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-


детельств духовного и художественного гения России.


      Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государ-


ственной религии – тысячи храмов столетие за  столетием украшались драгоцен-


ными мозаиками, стенными росписями и иконами с  изображениями религиозных


сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-


ных последователей христианского  учения – проповедников,  аскетов – монахов и


мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород, 


Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-


ников живописи XI–XV веков, главным  образом  икон,  порой  весьма различных


по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.


Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского


государства под эгидой Москвы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-


го национального художественного канона, воплотившегося  в древнерусской ико-


не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и


позднее – в XVIII–XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-


ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в


результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-


стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-


веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.


1.     ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ

Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-


зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно


с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-


векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-


ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-


зья и сасанидского Ирана.


          Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-


дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-


нако, - в силу  личного  духовного  миро чувствия – всё  чуждое её национальным


устремлениям: порой излишнюю  репрезентативность  имперского  византинизма,


несколько  холодноватую  “отстранённость”  образов  византийского  искусства, а


нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.


          На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-


тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных


образов и – что, быть может, важнее всего  –  гораздо  большая  обращённость ис-


кусства  к  «дольней»  (иначе  говоря  –  вполне  земной)  человеческой  жизни,  к


духовно свободной человеческой личности.









          2.  ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ

          Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы


здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмово-


го, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.

          Икона  (от  греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа


на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-


но своими  глазами,  а  то,  что  он  усматривает  в  реальной действительности, так


сказать,  «духовными  очами»,  «внутренним»  взором,  -  прежде всего глубинные


«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-


фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-


тели именовали  «первообразами»,  или  «прототипами»  всего  вещественного ма-


териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-


этому – сакрально – ритуальное  искусство,  призванное  возводить  «внутренний»


духовный взор каждого  зрителя  от образа к первообразу, от художественной реа-


льности изображения  –  например,  вполне  «земного»,  признанного «святым» ас-


кета – к запредельному (или, как говорили в древности,  к  «небесному») смыслу –


«прототипу»  этого  изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-


ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-


ность пространственно – временных связей, неизменность и  своеобразная непре-


ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных


иконографических схем. Отсюда же и  сама столь часто  непривычная  для  совре-


менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная  «ковровость»


композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это  и  яв-


ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в


иконописи как бы «обратный»  принцип художественной передачи в  иконе  свое-


го рода «сверхдвижения»  (столь  характерного  для   динамики  духовной  жизни,


особенно  при  создании  гиперболизированных  образов  «святых»)  через  некий


«сверхпокой»,  внешне  выражаемый  в  подчёркнутой  статичности фигур, в отсу-


тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-


ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.


          Однако, несмотря на всю свою  каноническую  кодифицированность,  икона


всегда остаётся живым  художественным организмом, отражающим изменения ис-


торической жизни  нации,  все  нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-


ков  той  или  иной  эпохи  и  даже  того  или иного  района. Почти в любом случае


можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи –


новгородской, псковской, тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-


мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера – ико-


нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-


дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев


Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.


          Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой –


минеральными и растительными красками на яичной эмульсии – и покрывались


затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-


чной масляной плёнки – олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-


лов святых использовали светлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие


листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-


пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом


написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-


ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-


шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-


кого процесса -  освящались и краски, и даже вода для их разведения.


          Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-


ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на


Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного


мира сакральных ценностей.


          Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-


лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-


ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для


эпохи средневековья.














3.      ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

Искусство иконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как


правило, не подписывали  своих  имён на иконах), в которых в  силу  его  традици-


онности и жёсткой канонизированности личность художника могла  раскрыться в


основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-


принятой эстетической системы, где  был  абсолютно  недопустим  произвольный 


полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-


но трудно,  и  тем  не менее, как  показало  многовековое  развитие древнерусской


живописи,  истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-


сный  канон отнюдь  не  служил помехой в раскрытии личной  творческой индиви-


дуальности:  как  метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-


кий,  «трудные  канонические  формы  во  всех  областях  искусства  всегда  были 


оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие  дарования».


Истинному художнику  было  достаточно сделать  ряд  сознательных, хотя и отно-


сительно небольших отступлений от традиционного  образца, чтобы тот получил в


новом произведении – на ту же привычную  тему  –  совершенно новое звучание, а


порой  и  значительно  обогащённое  внутреннее содержание, как бы повёрнутое к


зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда  проби-


вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный  канон;  любой  иконо-


писный  сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-


ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку.  Недаром  ещё


до всеобщего признания древней иконописи  выдающимся  достижением отечес-


твенной культуры  Н. В.  Гоголь  в  середине прошлого века писал о  русских  ико-


нах:  « В них  нет  чрезмерной  восторженности,  экзальтации, но царит  спокойная


сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».


          Хотя  культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-


ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она  никогда  не


была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях  талантливых


мастеров прошлого века находили отражение и  реальный  исторический  процесс


бытия, и  все  изменения,  происходившие  в  самых недрах души русского народа,


весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной


позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать  даже  в  кано-


нических  сюжетах  своё  личное  отношение  к  окружавшей их действительности,


свои национальные эстетические и нравственные идеалы.


Вместе  с  тем  иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не


теряла присущей ей художественной возвышенности и  своеобразной,  почти  кос-


мической  надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-


ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-


са, а  храмовый  купол  представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-


дая икона понималась в свою очередь как подобие храма  и  модель  освящённого


космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой


концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим


воззрением  плоды  поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-


жествующий над силами мрачного хаоса».


          Иконопись  в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-


кусства.  Но  если  в  частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-


ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери  и  различных святых, то в


церквах и соборах  к  ним  прибавлялись  и  иконы  с многофигурными сценами из


жизни Христа (так называемые праздничные иконы,  или  праздники); здесь же на-


ходилось  и  немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-


лом  сцен  их   жития,  содержащих  множество  занимательных  подробностей   и


дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того


времени.



























5.      ВЕКОВОЕ  РАЗВИТИЕ  ИКОНОПИСИ

Параллельно с развитием  и  усложнением иконографической, собственно ком-


позиционной  основы икон в  древнерусской живописи  исподволь  происходило и


постоянное изменение образной и стилистической систем  в  их непосредственном


художественном проявлении.


          Так, иконы XII – XIII веков отличаются подчёркнуто  репрезентативной  мо-


нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам


о классических статуарных принципах античного искусства.


          В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом  собирания  на-


циональных сил для отпора монголо – татарским  завоевателям, нашла  своё  отра-


жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.


Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-


лигиозно – философские споры относительно природы и сущности божественных


«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-


тикой мистическое  учение  о  божественном сверхприродном свете провозглаша-


лось в восточно – христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-


тавителями группы аскетов – «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-


ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,


работавших в Древней Руси на рубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-


на Грека.


          Подобное экспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно


ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-

верти XIV века, а  также  в  ряде  икон  типа  псковского  «Собора  Богоматери»),


естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-


вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.


И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит  гармони-


чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и  последователей  –  вплоть  до зна-


менитого иконописца рубежа  XV  –  XVI  столетий Дионисия, автора прославлен-


ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.


          Искусство  Рублёва  и  его  школы  по  праву  считается наивысшим взлётом


древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и


одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-


жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,


художественным эталоном для мастеров – иконописцев XVI столетия.


          В  XVI  веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная


глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-


туры перерождался в  более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-


днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-


нии  XVI  века  параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-


нием»  всех  сфер  жизни общества – в силу всё большего укрепления централизо-


ванной самодержавной  власти – шаг за шагом складывается искусство совершен-


но иного  типа,  при  внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-


кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием


«неоклассицизма» как чего – то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-


таточно  умелого,  хотя  и   той   умелостью,   что   порождается  у силенным,  но 


весьма внешним подражанием классическим  образцам  искусства  прошлого. Для


иконописи эпохи Ивана Грозного всё более  характерным становятся строгие, тем-


ные лики и такие же строгие, тёмные,  глуховатые  краски  –  древнерусская икона


переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-


ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –


декоративной эстетике, с другой – к всё более проникающим с Запада началам ре-


алистического искусства.


          Иконы  XVII  века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-


сом художников к реальным сторонам окружающей действительности,  так  и  всё


более  усиливающейся  декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-


рённости исполнительской  манеры,  присущей, например, мастерам царской Ору-


жейной палаты.


          Эти же основные эстетические принципы оставались  почти  неизменными и


в позднейшей иконописи XVIII – XIX веков, разумеется  в  том  её  русле,  которое


оставалось исконно традиционным.














          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,


и слава её давно перешагнула границы нашей страны.


          Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко – напо-


минательной:  ещё  более  ценилась средневековым человеком её способность ука-


зывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологиче-


ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-


кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви


человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.


          Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных


началах  человечества является  основным  внутренним  смыслом  древнерусской


иконы  на  всём  протяжении  её  существования. Думается, что в первую очередь


именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени  искусство  ико-


нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-


сии, но и далеко за её пределами.
















         

ЛИТЕРАТУРА



1.     Большая советская энциклопедия. Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-


клопедия», 1972.


2.     Брук Я. В. Живое наследие. – М., 1970.


3.     Древнерусское искусство. – М.: 1970.


4.     Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,


1970.


5.     Малков Ю. Г.  Русские иконы XII – XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена