Экономическая сущность перестройки
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Реферат
по дисциплине «История экономики»
на тему: «Экономическая сущность перестройки»
Выполнил:
Проверил:
2008
Содержание
1. Неизбежность перестройки. 3
2. «Перестройка»: ее цели и результаты.. 6
2.1 Осуществление перестройки. 6
2.2 Экономические результаты перестройки. 9
3.Последствия развала СССР. 15
За 70 лет в СССР была создана мощная гигантская милитаризованная экономика, которая оказалась столь же хрупкой, сколь и могучей. Проигрыш потенциальному противнику в каком-либо решающем звене вел к тому, что дальнейшее накопление вооружений, людские и экономические жертвы, принесенные народом во имя этой цели, становились бессмысленными. Перестройка всей общественно-экономической системы стала неизбежной.
Поэтому перед Советским Союзом, который стал после Второй мировой войны военной сверхдержавой и властвовал над двумя десятками социалистических государств – от Балкан до Вьетнама, неизбежно возникла дилемма дальнейшего развития.
Военно-промышленный комплекс СССР тяжелым грузом лежал на народном хозяйстве. К тому же за счет экономики СССР обеспечивалось функционирование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) как экономического блока социалистического лагеря, и его военной организации – Варшавского договора.
За счет низкого уровня благосостояния советских людей СССР сумел достигнуть военного паритета в ракетно-ядерных вооружениях с США, значительно уступая по экономической мощи. Однако в 1980-е годы СССР уже не смог адекватно ответить на перспективу создания американского лазерного щита – системы СОИ (стратегической оборонной инициативы) на возможном пути направленных на США советских баллистических ракет. Сложившаяся ситуация сделала бессмысленной всю милитаризацию экономики и дальнейшее накопление как ядерных, так и обычных вооружений.
Напрасными оказались огромные жертвы, которые понес советский народ для обеспечения защиты созданного коммунистической партией тоталитарного советского строя. Последовавшая за этим перестройка социально-политических и экономических отношений в обществе стала неизбежной.
Но командно-административная система управления экономикой не имела ни теории реформирования, ни кадров для ее проведения, ни как выяснилось позже, достаточных ресурсов для смягчения проблем, неизбежных для переходного периода.
Необходимо подчеркнуть, что за десятилетия советской эпохи, произошли существенные изменения в строе мышления и методах научного экономического анализа. Несмотря на большое количество экономических НИИ и вузов, для разработки теоретической платформы перестройки экономики практически не было кадров и содержательных научных концепций. Теория экономического перехода к рынку по политическим причинам , и особенно после репрессий в экономической науке 1930-х годов, вообще не могла разрабатываться в СССР в рамках социалистической политэкономии. Хотя начиная с 1960-х годов в советской экономической науке все же стали появляться работы ученых, которые после длительного перерыва начали теоретически обосновывать необходимость активизации рыночных элементов в экономическом развитии. Это были в первую очередь экономисты старшего поколения: уже упомянутый нами Е Г Либерман ; лауреаты Ленинской премии 1965 г. за разработку методов оптимального планирования В. В. Новожилов и В.С. Немчинов ,А.Н.Молофеев. В следующем поколении советских экономистов эту теоретическую линию стали развивать Г.С. Лисичкин ,Н.Я. Петраков , С.С. Шаталин.
Понимание необходимости и неизбежности радикальной экономической реформы в СССР формировалось также и вне пределов академической и официозной экономической науки.
Завершая « Общую теорию занятости процента и денег», крупнейший экономист XX в. Дж. М. Кейнс подчеркнул влияние экономических и политических идей: «Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого … В области экономической и политической философии не так уж много людей , поддающихся влиянию новых теорий, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста, и поэтому идеи, которые государственные служащие , политические деятели и даже агитаторы используют в текущих событиях, по большой части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи , а не корыстные интересы становятся опасными и для добра и для зла.»
В переходной экономике влияние и ложных, и истинных идей оказалось совершенно непредсказуемым. А процесс трансформации советской экономики в дальнейшем отчетливо показал, как ложные экономические концепции влияют на социально-экономическую политику. Что особенно пагубно когда экономические идеи воспринимаются в виде упрощенной схемы и реализуются без учета реальных условий, понимания особенностей экономического порядка, психологии участников, т.е. широкого спектра институциональных факторов, а также расчета долгосрочных последствий.
2. «Перестройка»: ее цели и результаты
Поиск путей перехода к новым экономическим отношениям, начавшийся во второй половине 1980-х годов, был связан с политикой избранного в марте 1985г. нового генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.
Первоначально с 1985г. формирование концепции и определение направлений реформы шли в лучших традициях социализма – «рыскающим» путем, чтобы «по-ленински» найти, как обычно, «решающее звено», мобилизовать массы и т.д.
Была провозглашена концепция ускорения, что было вполне понятно на фоне замедления темпов экономического развития в 1970-1980-е годы. Одновременно началась бурная антиалкогольная компания, которая привела к разрушению целых отраслей аграрного комплекса и резкому уменьшению доходной базы государственного бюджета. В 1986г. был принят Закон о борьбе с нетрудовыми доходами, который реально даже не начал работать.
В 1987г. новый, горбачевского призыва, Председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков обнародовал проект реформы планового централизованного управления экономикой. Но даже эту, не менявшую принципиально взаимоотношений управляющего центра и экономических производственных единиц, реформу управления союзными министерствами предполагалось завершить только после 1990г. такие процессы хорошо иллюстрируют ситуацию отсутствия концепции реформы.
Проведенные в 1985-1987г. в экономике меры и их реальные результаты показали М.С.Горбачеву и тем, кто его поддерживал в руководстве страны, что требуется принципиально иной подход к реформе экономики, который даст возможность преодолеть сложившийся инерционный механизм плановой экономики. В переходных условиях резко возросло не только значение теоретического обоснования новой экономической политики, но и необходимость обеспечения политических условий для ее проведения.
Поэтому на рубеже 1980-1990-х годов в СССР начаты политические реформы, которые радикально изменили социальную и политическую обстановку в стране. Они положили начало обновлению общества и его хозяйственному переустройству (проведение альтернативных выборов; отмена ст.6 Конституции СССР, обеспечивавшей руководящую роль КПСС в обществе и государстве; реальная свобода слова, печати, собраний).
В хозяйственной сфере первые шаги радикальных перемен реализовались в принятии новых законов. Реальный взрывной эффект дал Закон о кооперативах, принятый в 1987г. уже к концу года в стране было учреждено 13,9 тыс. кооперативов, через год работало 77,5 тыс., а к концу 1990г. – 245,4 тыс. Кооперативы начали проникать во все сферы производства и услуг. Уже в 1990г. объем реализованной продукции кооперативов составил 67,3 млрд. руб.
Однако нерешительность, непоследовательность власти, сопротивление консервативных кругов ввергли к концу 1980-х годов экономику СССР в состояние глубокого кризиса.
Катастрофическая ситуация в народном хозяйстве была обусловлена следующими факторами:
деградацией отношений собственности и отсутствием нормальных хозяйственных стимулов в условиях огосударствления всех сторон экономической жизни;
деформацией структуры производства высокой степенью милитаризации;
искажением трудовых мотиваций и господством социального иждивенчества.
К тому же слабо продуманные и опирающиеся на не подтверждаемую практикой теорию социалистических воспроизводственных отношений хозяйственные эксперименты начального периода перестройки привели к подрыву финансовой системы государства.
Сформировался и начал резко расти дефицит государственного бюджета.
Основные параметры государственного бюджета СССР в период перестройки, млрд.руб.
Показатель |
Годы |
||||||
1980 |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
|
ВНП |
619,00 |
777,0 |
799,0 |
825,0 |
875,0 |
943,0 |
1000 |
Доходы бюджета |
302,7 |
372,6 |
371,6 |
378,4 |
378,9 |
401,9 |
471,8 |
Расходы в т.ч. на оборону |
294,6 17,1 |
386,5 19,1 |
471,1 19,1 |
430,9 20,0 |
459,5 20,2 |
482,6 75,2 |
513,2 69,1 |
Сальдо бюджета, % |
+8,1 |
-13,9 |
-45,5 |
-52,5 |
-80,6 |
-80,7 |
-41,4 |
% к доходам |
+2,7 |
-3,7 |
-12,2 |
-13,8 |
-21,3 |
-20,1 |
-8,8 |
Сальдо, % к ВНП |
1,3 |
1,8 |
5,7 |
6,3 |
9,2 |
8,6 |
4,1 |
До 1989г. большая часть расходов на оборону относилась к расходам на народное хозяйство |
|||||||
Источники: Народное хозяйство, 1987, с.587-588; Народное хозяйство, 1990, с.15-16 |
К концу 1980-х годов он достиг 8-9% ВНП и превысил 20% по отношению к общим доходам бюджета. В результате учтенный внутренний государственный долг вырос за 1981-1985гг. на 37,5млрд. руб., а за последующие 5лет – еще на 400млрд. руб. С учетом внешнего долга государство жило на грани банкротства.
Последним годом в истории СССР , когда наблюдался какой-то экономический рост , стал 1989г. А уже в 1990г. произошло снижение на 3-4% основных макроэкономических показателей: валового национального продукта ,национального дохода, производительности общественного труда, продукции промышленности и сельского хозяйства.
Но при этом возросли розничный товарооборот(на 10,3%) и денежные доходы населения(на 16,9% ), что уже означало открытую инфляцию. При отсутствии рыночного ценообразования и механизма достижения рыночного равновесия, результатом стал слабо контролируемый рост денежной массы, что прогрессивно вело к разрушению потребительского рынка.
Скудность легальных доходов породило такое специфическое явление советской жизни, как большой слой профессиональных воров, живущих по своим собственным законам. При нарастании процессов распада экономической системы социализма, этот криминальный слой начал объединяться с хозяйственной мафией (цеховики и коррумпированные чиновники) и предъявлять претензии на управление рядом наиболее доходных отраслей экономики
Правительство СССР во главе с новым премьер-министром В.С. Павловым, пытаясь преодолеть нарастание кризиса в январе 1991г. провело латентную денежную реформу в виде обмена денежных купюр крупного наминала(50 и 100руб ) на новые и освободило от государственного регулирования оптовые цены по широкой номенклатуре товаров: на 40%- изделия легкой промышленности, на 50%- машины и оборудование, на 25%- сырье. Затем в апреле 1991г. в среднем на 70% произошло повышение розничных цен . В итоге 55% розничных цен оставались твердыми, 15%- регулируемыми, а 30% свободными договорными.
2.2 Экономические результаты перестройки
Россия как и другие союзные советские республики, оказались в состоянии глубокого экономического кризиса.
В июне 1990г. был провозглашен суверенитет России- Российской Федерации, включавшей 89 территориальных субъектов Федерации с населением 145млн. человек и площадью 17 075,4 тыс.км. ВНП на душу населения России в 1991г. составил 3220долл. (для сравнения: в США- 22 240, Швейцарии- 33 610, Южной Корее- 6330).
Политическим руководителем Российского государства стал Б.Н. Ельцин, избранный в 1990г. Председателем Верховного Совета РСФСР, а в июне 1991г. переизбранный Президентом Российской федерации уже на основе всеобщего голосования.
Распад СССР после августовского путча 1991г. привел к появлению 15 новых самостоятельных государств, среди которых Россия была крупнейшим. Объединение этих новых государственных образований в Содружество Независимых Государств (СНГ), не восстановило единую экономическую систему, которой являлась экономика СССР. Экономический кризис продолжал развиваться уже в структуре СНГ.
Обостривший экономический кризис сдерживал рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще боле усугубили положение.
В наследство от СССР Россия получила крайне не сбалансированную экономику с открытой инфляцией свыше 260% в год и дефицитом государственного бюджета ,превышающим 15% ВВП, по другой оценке ,дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП. Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли.
В крупнейших городах надвигалась угроза голода. Кризис усугублялся тем, что Россия традиционно была экономическим донором большинства союзных республик, особенно по энергоносителям и наиболее капиталоемким видам производства.
Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию.
Огромный внешний долг, который резко вырос в конце 1980-х годов до 70 млрд. долл. невозможно было обслуживать, даже использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд. долл. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд. долл. В результате на 1 января 1992г. золотой запас страны уменьшился до 289,6т.
Все это требовало в первую очередь восстановления макроэкономической сбалансированности, элементарной управляемости народного хозяйства.
Преобразования народного хозяйства, проводившиеся этим правительством, продолжались до декабря 1992г. и получили общее название «гайдаровские реформы».
Б.Н.Ельцин 3 декабря 1991г. подписал Указ о либерализации цен, но реализация указа по просьбам союзных республик началась не с середины декабря, а только с 2 января 1992г. Задержка уже объявленных мероприятий сыграла резко негативную роль, привела к росту инфляционных ожиданий и игре на повышение цен теми, кто имел возможность распоряжаться товарными фондами.
С января 1992г. были освобождены 80% оптовых и 90% розничных цен. Государство сохранило контроль за ценами только на ряд важнейших
потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, соль, сахар, водку, спички, лекарства, а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату. Но с марта 1992г. контроль за этими ценами был снят или передан на региональный уровень.
Цены на энергоресурсы были повышены при сохранении дальнейшего государственного контроля единовременно: на нефть - в 5 раз; газ и электроэнергию для производственного потребления – в 4,7 раза; на уголь – в5,5 раза. Это неудачное решение сразу задало планку повышения всех других цен и во многом обусловило гиперинфляцию 1992г.
Почти семикратное увеличение цен к маю 1992г. и фактическая девальвация российского рубля привели к ликвидации «денежного навеса» и создали определенные предпосылки для экономической стабилизации и повышения управляемости народным хозяйством.
Несмотря на падение производства и снижение уровня жизни подавляющей части населения Российской Федерации, сопровождающие реформы, в стране стал формироваться потребительский рынок, появились условия для начала структурной перестройки экономики, отсекались неэффективные, технически и технологически отсталые производства.
Отсутствие последовательности и твердости в проведении реформ в смягчении финансово-кредитной политики, отказе от бездефицитного бюджета и массированной кредитной эмиссии Центрального банка. Ее величина начала резко возрастать с середины года, а в итоге за год месячная эмиссия выросла в 16,4 раза.
Негативное воздействие на экономику России оказывало сохранявшееся единое рублевое пространство при отсутствии контроля за эмиссионной деятельностью бывших советских республик. Поэтому через несовершенный механизм взаимных расчетов со странами СНГ продолжалось фактическое субсидирование экономик этих государств. В конечном счете вновь начался рост денежной массы, ускорилось падение курса российского рубля. Появившиеся признаки стабилизации сменились усиливающимся кризисом, четко обозначившимся с осени 1992г. В условиях нараставшей инфляции правительство Гайдара осенью вновь ужесточило финансово-кредитную политику, но ее результаты стали проявляться только со следующего года.
В итоге страна вступила в 1993г. со значительным спадом: за 1992г на 14,5% сократился ВВП, на 18,8% - выпуск промышленной продукции. Резко обострился кризис взаимных неплатежей предприятий.
Продолжилось падение жизненного уровня подавляющей части граждан России. При этом денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 12,9 раза, а средняя заработная плата – в 12,8 раза. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, который по расчетам Министерства труда России составлял на 1992г. 1,9 тыс. руб. в месяц, достигла 50,2 млн. человек.
В истории России впервые, не считая военных лет, в 1992г. было зафиксировано принципиально новое явление- естественный отрицательный прирост населения в размере 220 тыс. человек. С этого же года в России начала учитываться открытая безработица.
Продолжение экономического кризиса, меры по стабилизации народного хозяйства, которые всегда оказываются болезненными, сопровождались существенным снижением жизненного уровня значительной части населения России т тяжелыми материальными потерями.
В конце 1991г. показатель насыщенности рынка достиг своего минимума. Города испытывали трудности с продовольствием, нарастали проблемы энергоснабжения. Продажа продуктов в крупнейших центрах России осуществлялась по талонам, которые далеко не всегда отоваривались. Валюты на приобретение продовольствия за рубежом у правительства не было.
Либерализация цен с начала 1992г. ускорила разрушение распределительного потребительского рынка планового хозяйства. Розничный товарооборот в стране за 1992г. сократился только на 3,5%.
Реальные душевые доходы всего за один 1992г. снизились в 2,3 раза при существенном росте дифференциации между различными группами населения. За два года (1991-1992) в России заметно сократилось среднедушевое потребление важнейших продуктов: молока – на 15%, мясопродуктов – на 18%, овощей и фруктов – на 11%.
Снижение реальных доходов отрицательно сказалось на структуре потребления и расходов населения – доля расходов на питание выросла, а на непродовольственные товары снизилась. Население стало дополнять свои доходы продажей товаров из семейных запасов.
Тенденцией к снижению жизненного уровня сохранялась и в следующем, 1993г. – втором году экономических реформ. В 1994г. обозначился существенный рост безработицы ( на 25,6%), достигший 5,7 млн. человек, т.е. более 8% экономически активного населения. В это же время в стране резко обострилась проблема несвоевременной выплаты заработной платы.
Тревожной тенденцией, отражающей социальное неблагополучие в России, явился обозначившийся резко разрыв в уровнях доходов различных слоев населения. За годы реформ разница в уровнях душевого дохода 10% наиболее, обеспеченного населения примерно в 20 раз превысила доходы такой же доли наименее обеспеченных, тогда как на начало реформ эта разница была 5-кратной.
О дорогой цене, которую россияне заплатили за экономические преобразования 1990-х годов, свидетельствует сокращение средней продолжительности жизни в стране с 69 лет в 1990г. до 64-65 в 2000г., а для мужчин средняя продолжительность вообще опустилась ниже планки пенсионного возраста – до 59 лет. С 1992г. смертность в России впервые после Великой Отечественной войны превысила рождаемость. В результате этих процессов в стране началось сокращение постоянного населения, которое лишь частично компенсируется миграцией из стран СНГ.
Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада прошло более 15 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам.
Отметим поэтому очевидное. Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств. Коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах – наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.
Для нас, российских граждан, естественно, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в контексте судьбоносных для нее сдвигов в раскладе геополитических сил, которые произошли за последние годы.
Само географическое месторасположение России на бескрайних просторах евразийского континента на стыке различных цивилизаций, культур, стран и народов, потенциальные последствия для геополитических контуров современного мира ставят множество императивных вопросов. Что есть Россия: просто один из нормальных членов мирового сообщества? Особое жизненное пространство, расположенное на стыке Востока и Запада и принадлежащее им обоим? Мир миров?
Перечень вопросов можно продолжить. Парадокс в том, что как положительные, так и отрицательные ответы на все эти вопросы можно считать верными и неверными одновременно. Россия оказалась в эпицентре глобальных перемен и стала крупнейшей зоной нестабильности. Крушение СССР и вызванный им тотальный кризис, несомненно, нанесли мощный удар по самой российской государственности, подорвали привычный порядок.
В создавшихся ныне условиях перед Россией стоит задача заново сформулировать свои политические цели, адекватные новым реальностям, заново определить свои интересы в области национальной безопасности. Концепция национальной безопасности базируется, прежде всего, на связке «государство –внешняя среда». Однако положение России в настоящее время таково, что именно внутреннее состояние во многом определяет важнейшие параметры ее геополитической безопасности. Один из главных источников опасности подрыва национальных интересов России находится внутри самой России.
М.С.Горбачев стал, по сути дела, первым руководителем страны, осознавшим, что внутренняя угроза безопасности России по своей значимости и возможным последствиям значительно превосходит внешнюю угрозу. Речь идет, прежде всего, о необходимости достижения экономической, социальной, политической и идеологической стабильности внутри страны. Защищенность и стабильность государства можно считать обеспеченными, если гарантированна его внешняя и внутренняя безопасность. К тому же именно успехи или неудачи на внутреннем фронте, в конечном счете, будут определять вес и влияние России как в постсоветском пространстве, так и в мире в целом.
Большинство современных историков – ученых (Ю.Афанасьев, О.Волобуев) доказали, перестройки в истинном смысле этого слова в СССР некогда не было. М.С. Горбачев предпринял смелую, отчаянную попытку обновить социализм, вдохнуть новую жизнь в абсолютно, умирающую систему. Отсюда вся непоследовательность его политики, постоянный поиск компромиссов, стремление сочетать либерально-реформаторские и коммунистические методы. Великие английский писатель Джордж Оруэлл еще в середине ХХ века поставил точный диагноз этой системе. В своем знаменитом романе «1984» он рассказал о «двоемыслии» - способностью одновременно держаться двух противоположных мнений: «,,,зная, не знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая ее; полагать, что демократия вообще неизбежна, но при этом партия – главный оплот демократии». Двоемыслие – это становой хребет советского тоталитаризма. Так действовал и Горбачев: именно двоемыслием объясняются его противоречивые шаги, метания, импровизация. В результате где-то к 1989г. он утратил инициативу, а затем и контроль над процессами. Жизнь пошла вперед.
При всем этом имя Горбачева навсегда останется в истории нашей страны. Величие «архитектора перестройки» заключается в том, что он не уклонился от вызова времени, не побоялся пойти наперекор мнению большинства коммунистических начальников, встал на путь реформ, хотя и робких.
А важнейшие завоевания «перестройки» внутри страны таковы: появление и утверждение свободы слова; раскрепощение народной энергии и инициативы; утверждение реальной многопартийности.
Предпринятые Горбачевым реформы сделали и еще одно, самое великое дело: они продемонстрировали неспособность «агрессивно-послушного большинства» к обновлению; они подтолкнули всю систему советского тоталитаризма к распаду. Андрей Платонов еще в 30-е годы ХХ века написал: «Попытки построения рая на земле неизбежно заканчиваются созданием реального земного ада».
1. В.Н. Ковнир История экономики России. Учеб.пособие ; из-во «Логос», Москва, 2005.
2. И.К. Полозков «За социалистическую перестройку», журнал «Коммунист», №2, 1991г.
3. М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. История экономики России., КНОРУС, 2006г.
4. Р.Гусейнов История экономики России учебное пособие, из-во «Маркетинг», 1999г.
5. Сборник «Гласность. Насущные вопросы и необходимые ответы» - Москва., 1989г.