Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Экономическое развитие капиталистических стран

Экономическое развитие капиталистических стран

Лекция 6. Экономическое развитие капиталистических стран с 70-х годов XIX века до начала Первой мировой войны.


Основной чертой экономического развития капиталистических стран в последней трети XIX и начале XX в. был постепенный переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к монополистическому капитализму. Он явился итогом развития экономики капитализма и подъема его производительных сил.

Монополистическому капитализму на Начальном этапе были характерны следующие черты:

ü            господство монополии;

ü            финансовый капитал и финансовая олигархия;

ü            вывоз капитала вместо вывоза товара;

ü            начало экономического раздела мира между крупнейшими международными монополиями;

ü            завершение территориального раздела мира.

Различают два этапа становления и развития монополистического капитализма:

§               ранний - последняя треть XIX в. - первая половина XX в.;

§               современный - со второй половины XX в.

Монополия (от греч. моно - один, единственный, единый; палео - продаю) - форма хозяйства, базирующаяся на исключительном праве собственности на производственную, торговую, посредническую, финансовую и другие виды деятельности. В условиях капитализма, свободной конкуренции монополии носят локальный характер (преимущественно - в торговле). С переходом к монополистическому капитализму они становятся господствующей, а в условиях современного капитализма - всеобщей формой хозяйства.

Для раннего этапа монополистического капитализма характерны следующие основные формы монополистических объединений: картели, синдикаты, тресты; для современного монополистического капитализма - концерны, конгломераты, транснациональные и международные компании.

Монополии начали образовываться в 60-70-е гг. XIX в., но их воздействие на экономику было незначительно. В 80-е гг. количество монополистических объединений значительно возросло, однако в то время они еще не были прочными и часто распадались. Экономическую мощь и политическое влияние монополии приобрели в начале XX в.

И это не было случайностью. Последняя треть XIX в. ознаменовалась крупными научными открытиями и техническими изобретениями, ускорившими развитие промышленности, появлением новых отраслей производства, значительным укрупнением предприятий, изменением структуры народного хозяйства. Рост благосостояния, экономическая мощь той или иной страны во многом стали зависеть от уровня индустриализации экономики, производительности труда.

Открытия в науке и технике коренным образом изменили энергетическую базу производства. На смену «веку пара» пришел «век электричества», началась электрификация производства, транспорта и быта. Первую динамо-машину изобрел В. Сименс (Германия, 1867 г.), первый современный генератор — Т. Эдисон (США, 1883 г.), лампу накаливания - П.И. Яблочков (Россия, 1876 г.). В 1879 г. построена первая электрическая железная дорога — трамвай (В. Сименс).

Произошла революция в пароэнергетике: был изобретен новый паровой двигатель — турбина (Г. Парсонс, 1884 г.). Стала применяться водяная турбина. В 1898 г. была построена первая в мире гидроэлектростанция (на р. Ниагаре в США). В 1891 г. в Германии русским ученым М.О. Доливо-Добровольским впервые в мире осуществлена передача переменного тока на большое расстояние (175 км). Передача электроэнергии на большие расстояния окончательно снимала территориальные ограничения в использовании водяной энергии и тем самым открывала возможности освоения самых отдаленных регионов страны.

Мощным толчком технического прогресса явились изобретения двигателя внутреннего сгорания, который работал от энергии, получаемой при сгорании газа. Первый такой двигатель сконструировал французский механик Э. Ленуар (1860 г.). Немецкий изобретатель Н. Отто построил более усовершенствованный 4-тактный газовый двигатель внутреннего сгорания (1876 г.). В 1885 г. немецкие изобретатели Г. Даймлер и К. Бенц сконструировали первый в мире автомобиль. В 1892 г. немецкий инженер Р. Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе.

Принципиально важное значение в развитии новых направлений в народном хозяйстве имели открытия в области химии синтетические способы получения органических соединений для производства красителей, лекарственных, парфюмерных и других изделий, внедрение высокопроизводительных способов получения серной кислоты и соды.

Технический прогресс значительно изменил технологию металлургии, металлообработки. Широко внедрялись новые способы производства стали в конвертере под сильным дутьем (А. Бессемер, Англия) и в специальной печи (П. Мартен, Франция). Возникло современное сталелитейное производство. С расширением применения стали менялась технология металлообработки (появляются новые токарные станки, более эффективные режущие инструменты и т. д.)

Важные усовершенствования были сделаны в легкой, пищевой, полиграфической и других отраслях.

Во второй половине XIX в. научные открытия и технические изобретения исчислялись сотнями и тысячами. Их внедрение в производство оказало решающее влияние на изменения отраслевой структуры народного хозяйства многих стран. Так, особо динамично стала развиваться новая отрасль машиностроения - автомобильная. Например, первый автомобиль в США был построен Г. Фордом в 1892 г., а к началу 1900 г. его автозавод ежегодно выпускал более 4 тыс. автомашин. Быстро развивалось производство продукции органической и неорганической химий — серной кислоты, соды, красителей, лекарств. В черной металлургии резко повысилась доля сталелитейного производства. Если в середине XIX в. ведущей была легкая промышленность, особенно текстильная, то на рубеже ХIХ—XX вв. решающую роль стали играть отрасли тяжелой промышленности — угольная, нефтяная, металлургическая, машиностроительная и др.

Значительно изменилась роль отдельных государств в мировом экономическом развитии. Так, до последней трети XIX в., наиболее развитой, в промышленном отношении, была Англия. Она производила тканей, выплавляла чугуна, добывала каменного угля больше, чем США, Германия и Франция вместе взятые. В начале XX в. ситуация резко изменилась. Молодые страны капитализма (США и Германия) оставили позади Англию и Францию. Значительные успехи в экономическом развитии в этот период сделала и Российская империя.

Во всех странах Запада период со второй половины XIX в. до начала первой мировой войны улучшились экономические условия жизни рабочего класса или, во всяком случае, не стали худшими, как предсказывал К. Маркс и Ф. Энгельс в «Коммунистическом манифесте» (1848 г.). Так, в Англии с 1850-х гг. до начала XX в. коэффициент реальной заработной платы рабочего класса вырос от 100 до 170. В США с 1820-х гг. по 1923 г. коэффициент реальной заработной платы увеличился с 41 до 129. Подобная тенденция характерна была для Германии, Франции, Италии и ряда других стран.

В то же время, количество бедных в соответствии со статистикой в Швеции, Пруссии, Англии, Голландии и некоторых других странах во второй половине XIX в. не увеличилось, а уменьшилось.

Не оправдались утверждения К. Маркса и о том, что по мере развития капитализма будет происходить обнищание и исчезновение средних экономических классов. Так, доходы в Германии с 1853 по 1902 г. среднего класса и число богатых людей и миллионеров увеличилось и абсолютно и относительно (по отношению к росту численности населения), в то время как относительная численность бедных экономических слоев уменьшилась. Например, среди населения Пруссии процент людей с низким доходом в 1866 г. составлял 70,7, а в 1910 г.—42,8 %.

Таким образом, в последней трети XIX в. капиталистический мир благодаря укоренению в производство новейших достижений науки и техники стал переходить к высшей стадии своего развития — к монополистическому капитализму. На рубеже XIX — XX вв. вступление капитализма в монополистическую стадию было ознаменовано смещением центра мирового экономического развития из Европы в Северную Америку.

Вместо Англии первой страной капитализма стали США, которые не уступают своего лидерства другим странам и по сей день.

ПРЕВРАЩЕНИЕ США В ВЕДУЩУЮ ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ДЕРЖАВУ МИРА

Экономическое развитие США в последней трети Х1Х-начале XX вв. характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позволило им занять место ведущей индустриальной державы капиталистического мира. В 1870—1913 гг. объем выпускаемой промышленной продукции США увеличился более чем в 9 раз, инвестиций - более чем в 12 раз. В 1913 г. на долю США приходилось 38 % мировой промышленной продукции, в том числе 47 % выплавки стали, 45 % добычи каменного угля, 85 % добычи нефти. За этот же период сбор пшеницы в стране увеличился в 2,9, хлопка — в 3,5 раза. Фермеры США, составлявшие 1/3 общего числа занятого населения, обеспечивали продукцией как внутренний, так и европейский рынок.

Ускоренный экономический рост США был обусловлен следующими факторами:

·          победой капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне 1861—1865 гг. и последовавшей реконструкцией южных штатов, что создавало благоприятные условия для формирования и развития единого национального капиталистического рынка;

·          наличием огромных природных богатств, что обеспечивало американскую промышленность недорогим сырьем;

·          расширением емкости внутреннего рынка страны;

·          постоянным притоком иммигрантов из Старого Света (за рассматриваемый период — 28 млн. человек);

·          капиталистической рационализацией производства и широкой поддержкой изобретательства и рационализации (только с 1890 по 1900 г. в США было выдано 234956 патентов и авторских свидетельств, в том числе на гусеничный трактор, фотопленку, фонограф, конвейер, автомобиль и т.

·          резко выраженной таможенной политикой;

·          массовым притоком иностранного капитала;

·          высокой степенью концентрации производства и капитала;

·          заимствованием опыта других стран, и созданием предприятий в соответствии с достижениями мировой науки и техники;

·          расчетливой протекционистской политикой федерального правительства;

·          удаленностью страны от ее главных конкурентов, с одной стороны, и соседством со слаборазвитыми государствами Латинской Америки - с другой, которые были сырьевым придатком США;

·          участием в территориальном разделе мира и подготовке к его переделу (за этот период колониальные владения США увеличились на 666 тыс. км2, а их общая площадь составила 1,9 млн. км2 или 24,4 % к метрополии);

·          относительно небольшими расходами на оборону страны и широкой торговлей оружием;

·          благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства;

·          широким развитием всех форм и ступеней образования, технических учебных заведений.

Под воздействием этих факторов США за сравнительно короткий исторический срок превратились в индустриально-аграрную страну. Уже в 1890 г. преобладающей в стране стала промышленность, а к 1900 г. стоимость ее продукции втрое превышала стоимость продукции сельского хозяйства. Национальное богатство США возросло с 20,8 млрд. дол. в 1865 г. до 88,8 млрд. дол. в 1900 г. и прежде всего за счет роста промышленности.

Экономическое развитие США в начале XX в. характеризовалось как дальнейшим увеличением темпов роста и объемов производства, так и изменением его структуры, форм организации и управления. Усилилась регулирующая деятельность государства, которая коснулась главным образом промышленности и банковских сфер. Наряду с экспортом товаров еще более активизировался экспорт капитала, особенно в слаборазвитые страны. США добились экономической и политической гегемонии над Американским континентом, проводимой в соответствии с известной доктриной Монро. США бесцеремонно вмешивались во внутренние дела суверенных государств, навязывая им кабальные договоры, которые открывали доступ американским монополиям и закрепляли за ними стратегически важные пункты в обоих полушариях Земли.

За 40—50 лет, прошедших после второй буржуазной революции, США к 1914 г. превратились из преимущественно аграрной страны в индустриально-аграрную державу. Став лидером капиталистического мира по основным экономическим показателям, США вышли на арену внешней и колониальной экспансии.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ ГЕРМАНИИ

В процессе индустриализации в последней трети XIX в. - начале XX в. Германия по объему и темпам промышленного производства заняла первое место в Европе и второе — в мире.

Быстрый темп развития капиталистической промышленности и торговли был обусловлен:

·                                          политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870—1871 тт. Сложилась так называемая вторая империя. Был создан единый государственный аппарат, ликвидированы внутренние таможенные пошлины, введена единая монетная система, единая система мер и весов, общегерманское железнодорожное и почтовое право. Все это содействовало быстрому развитию внутреннего рынка;

·        присоединением Эльзаса и Лотарингии, богатых железной рудой высокого качества, другими полезными ископаемыми, с развитой хлопчатобумажной промышленностью. Кроме этого, Франция выплатила контрибуцию в 5 млрд. франков, которые были направлены на финансирование промышленности Германии;

·        совпадением поздно начавшегося промышленного переворота с второй технической революцией, что давало «молодому капитализму» некоторые преимущества;

·        заимствованием опыта других европейских государств, построением экономики на основе достижений техники и новых технологий. Например, внедрение мартеновского процесса (англо-французское изобретение) позволило Германии в сжатые сроки наладить выплавку самых различных марок стали;

·        высокой концентрацией производства. В начале XX в. Германия становится классической страной монополией: по своей организации немецкие монополии превосходили английские и французские, а кое в чем даже США;

·        милитаристской политикой правительства, создавшей дополнительный импульс развитию промышленности. Так, созданный при участии государства и действовавший по государственной программе военный концерн Круппа стал, по существу, государством в государстве. Расширение военного производства сопровождалось увеличением выплавки металла, добычи угля, производства паровозов, вагонов, активным строительством железных дорог;

·        тесным сотрудничеством науки и производства. В отличие от Англии естественные науки являлись в немецких университетах важнейшими предметами, а предприятия тратили огромные средства на исследования и технические усовершенствования;

·        высоким приростом населения, особенно городского. За последнюю треть XIX в. его количество увеличилось почти на 40 %, или на 15 млн. человек. При этом количество промышленных рабочих росло более быстрыми темпами, чем общее количество населения: за 1870—1900 гг. их численность возросла в 3 раза;

·        союзом крупной промышленной буржуазии и юнкеров (крупных помещиков), основанным на идее возрождения вели кой Германии, стремлении к овладению рынками сбыта и сырья. Все это обусловило специфику немецкого монополистического капитализма, традиционно именуемого буржуазно-юнкерским. Начало первой мировой войны в августе 1914 г. в значительной мере было предопределено агрессивностью германского империализма.

С целью пропаганды планов «передела мира» была образована специальная организация — Пангерманский союз. Его представители доказывали, что Германия окружена мощными государствами — Англией, Францией, Россией и что она не имеет жизненного пространства (колонии Германии уступали, например, английским, в 11,5 раза по территории и в 32 раза по населению). Германия непосредственно приступила к подготовке к войне за передел уже поделенного мира: в начале XX в. ее расходы на армию и флот были значительно увеличены.

ПОТЕРЯ АНГЛИЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ГЕГЕМОНИИ

В 1876 г. Англия была самой мощной державой мира. На ее долю приходилось 32 % мирового промышленного производства, половина всей добычи каменного угля и производства чугуна. Территория английских колоний была в сто раз больше территории самой Англии, и англичане гордо заявляли, что над Британской империей никогда не заходит солнце. Англия занимала первое место по вывозу капитала, причем до 75 % его направлялось в колонии.

Однако, в последние десятилетия ХГХ в. темпы роста промышленного производства в этой стране сократились. В целом за 1870—1913 гг. объем промышленной продукции в Англии увеличился всего на 2,2 %, в то время как в США — в 9, в Германии — почти в 6, во Франции — в 3 раза. Англия потеряла промышленную монополию, а ее торговая гегемония значительно подорвана. Это произошло по следующим важнейшим причинам:

ü       физический и моральный износ производственной базы промышленности; английские фабриканты почти 100 лет безраздельно владели промышленной монополией и не нуждались в постоянном техническом обновлении производства. Продукция новых отраслей составляла всего лишь 6,5 % всей промышленной продукции страны;

ü       усиление на мировых рынках конкуренции, которая сузила рынки сбыта английских товаров. Большинство стран от принципа «свободной торговли» перешло к политике протекционизма, высокими таможенными тарифами они защищали свою промышленность от зарубежной конкуренции. Однако в этих условиях Англия не отказывалась от политики фритредерства, так как считалось, что английские товары в силу их качества и дешевизны легко преодолевают протекционизм и запрет на их ввоз;

ü       в традиционных отраслях английской промышленности сохранилось большое количество средних и даже мелких устаревших предприятий. В целом в промышленности Англии процесс монополизации очень затянулся;

ü       в конце XIX в. стали значительно сокращаться капиталовложения в собственное промышленное производство и увеличиваться размеры вывоза капитала. Англия из «мастерской мира» превратилась в мирового банкира. В 1900 г. совокупные заграничные инвестиции ее составляли 2 млрд. ф. ст., а доход от них — 100 млрд. ф. ст. Накануне первой мировой войны размер экспортируемого Англией капитала в 3 раза превосходил уровень 1870 г. и равнялся вывозу капитала Францией и Германией, вместе взятыми;

ü       интенсивный процесс индустриализации США, Германии, России, Японии обусловил возникновение новых центров промышленного производства. Английская промышленность потеряла иностранные рынки по ряду товаров. Одновременно немецкие и американские товары (более качественные и дешевые) попадали на внутренний рынок страны;

ü       положение английской экономики усложнил мировой аграрный кризис, который начался в 1874 г. и продолжался 20 лет. Кризис был вызван поступлением на европейский рынок дешевого американского хлеба. Англия теряла свою аграрную базу и все более зависела от ввоза хлеба. Это стало дестабилизирующим фактором в развитии британской экономики в целом. Накануне первой мировой войны сельским хозяйством занималось только 8 % населения Англии.

Безусловно, в рассмотренный период в английской промышленности не было застоя. Более того, произошли некоторые структурные изменения. Появились такие новые для Англии отрасли, как энергетическая, химическая. Быстрыми темпами развивалась сталелитейная промышленность. Качественно нового уровня достигло развитие судостроения, железнодорожного строительства. Англия по-прежнему являлась мировым извозчиком и мировым торговцем.

Получая огромные доходы от колоний, Англия оставалась богатейшей страной мира. Английская денежная единица — фунт стерлингов — стала основной единицей международного обращения. Прибыли от вывоза капитала были главной статей национального дохода Англии (вчетверо больше дохода от своей промышленности). Англия в этот период могла вообще не иметь своего хозяйства, поскольку на нее работало хозяйство многочисленных колоний.

ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ. РОСТОВЩИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ФРАНЦУЗСКОГО МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА

На протяжении почти всего XIXв. по уровню промышленного производства Франция занимала второе место в мире после Англии. Однако неоспоримым фактом экономической истории Франции рассматриваемого периода является относительное отставание в развитии промышленности от ведущих стран мира. Если в начале 70-х гг. ХГХ в. Франция производила 10% продукции мировой промышленности, то в конце XIX в. — только 7 %; за период с 1870 по 1913 г. мировое промышленное производство выросло в 5 раз, а французское - только в 3 раза. Франция отступает на четвертое место в мире после США, Германии и Англии.

Причины отставания Франции следующие:

ü       изготовление значительной частью французской промышленности предметов роскоши, текстильных и галантерейных товаров;

ü       устаревшая техническая основа промышленности;

ü       узость национальной сырьевой базы, обусловившая дорогостоящий импорт железной руды, каменного угля, нефти и т. д.

ü       антинациональная политика представителей французского ростовщического капитала и гипертрофированной кредитно-финансовой надстройки;

ü       поражение во франко-прусской войне 1870—1871 гг. Общая сумма потерь страны составила 16 млрд. франков. Погибло около 1,5 млн. человек. Франция была обязана в короткий срок выплатить Германии контрибуцию в 5 млрд. франков. Кроме того, были потеряны Эльзас и Лотарингия, являвшиеся наиболее развитыми в экономическом отношении территориями и обладавшими крупными запасами полезных ископаемых, особенно железной руды;

ü       колониальные авантюры правящих кругов Франции. К концу XIX в. финансовый капитал Франции перешел главным образом к ссудно-ростовщической деятельности за границей. За 1870-1913 гг. промышленное производство во Франции выросло в 3 раза, а экспорт капитала — в 6 раз: вывоз капитала тормозил экономическое развитие страны;

ü       низкие темпы концентрации производства. В 1912 г. крупных предприятий во Франции было в 3 раза меньше, чем в Германии;

ü       относительно отсталое сельское хозяйство.

Однако Франция в рассмотренный период являлась развитой страной, имела мощный финансовый капитал, который приобрел ростовщический характер. К началу первой мировой войны она создала колониальную империю, территория которой составляла 10,6 млн. км, а ее население — 55,5 млн. человек: территория колоний в 21 раз превышала территорию метрополии. Франция сыграла значительную роль в подготовке первой мировой войны, стремясь взять реванш за поражение во франко-прусской войне и вернуть Эльзас и Лотарингию. В связи с этим в стране постоянно росли военные расходы, а военное производство Франции по темпам развития не отставало от темпов в других странах.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ

Политический и общественный строй Японии середины XX в. базировался на феодальных основах. Феодально-сословная система получила название «си-но-ко-се» (си - феодальное дворянство, но — крестьяне, ко -ремесленники, се — торговцы). В стране уже были основные предпосылки развития капиталистического способа производства.

После революции Мейдзи (1868 г. — начало эпохи просвещенного правления) Япония стала на рельсы сравнительно быстрого капиталистического развития.

Главной особенностью экономического развития страны в последней четверти XIX в. было совпадение во времени процессов промышленного переворота, индустриализации и образования монополистического капитала. При этом правительство принимало самое активное участие в образовании фабричной промышленности, создавая максимум условий для предпринимательской деятельности.

80-е гг. XIX в. явились периодом наиболее быстрого развития промышленности. Японцы широко использовали применительно к своим условиям новейшие достижения мировой науки и техники. Основными источниками финансирования промышленности были налоги с крестьянства. Росту промышленного производства способствовало проведение денежной реформы и введение золотого стандарта.

Внутренний рынок Японии был очень узок, что предопределяло однобокий характер промышленного производства: преобладала текстильная промышленность. До конца 90-х гг. XIX в. практически отсутствовало производство чугуна и стали.

В 80-е гг. в Японии возникли монополии. В числе первых были торгово- банковские компании Мицуи (добывающая и текстильная промышленность), Мицубиси (мореплавание, транспортное машиностроение).

Монополизировались и другие компании (Асано, Фундзита, Окура, Фуракава, Кавасаки). Все они получали от правительства поддержку. Монополии возникали преимущественно в форме картелей, синдикатов и концернов.

Успешно развивалось железнодорожное строительство. Первая железная дорога была построена в 1872 г. Она соединила Токио с г. Иокагама. За период" с 1882 до 1890 г. протяженность железнодорожной сети увеличилась примерно в 10 раз.

Однако слабость национальной сырьевой базы, узость внутреннего рынка, развитие капиталистических отношений в деревне по прусскому пути задержали завершение индустриализации в Японии на период между первой и Второй мировой войны (1918-1939 гг.).

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Основным содержанием социально-экономического и политического развития Российской империи после отмены крепостного права (1861 г.) было:

а)замена феодальных форм хозяйствования капиталистическими;

б)   формирование двух новых общественных классов — буржуазии и пролетариата, характерных для капиталистического способа производства.

В этот период в стране строились новые промышленные предприятия, железные дороги, учреждались акционерные компании и банки, шел процесс концентрации производства, увеличивалась численность рабочего класса. К 80-м гг. XIX в. промышленный переворот завершается в важнейших отраслях русской промышленности - металлургической, горно-рудной, угольной (в шерстяной, хлопчатобумажной, свеклосахарной отраслях, как уже отмечалось, это произошло еще до реформы 1861 г.). С 1875 по 1892 г. количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, их мощность — втрое. Добыча каменного угля с 1860 по 1890 г. выросла в 20 раз. За последнее десятилетие ХГХ в. добыча железной руды увеличилась в 3,5 раза, нефти - в 2,6 раза, выплавка чугуна и стали соответственно — в 3,2 и 2,8 раза.

В Российской империи возникли новые промышленные районы: на Украине, в Прибалтике и Закавказье. В 1900 г. Украина давала почти в 2 раза больше чугуна, чем Урал и более 52 % всей общероссийской выплавки стали. При этом промышленность Юга была организована на вполне капиталистических началах: создавались крупные предприятия, оснащенные новой импортной техникой и обслуживаемые исключительно наемными рабочими.

Определяющей тенденцией промышленного развития белорусских губерний в пореформенный период был переход от мануфактуры к фабрике, от ручного производства — к машинному. Промышленный переворот здесь наиболее интенсивно проходил в металлообрабатывающей и винокуренной отраслях. К середине 90-х гг. XIX в. в Беларуси завершился промышленный переворот. За 40 пореформенных лет объем продукции фабрик и заводов увеличился в 37 раз. Выросла техническая оснащенность промышленности, ее энерговооруженность. Только за 1878-1892 гг. мощность паровых двигателей увеличилась в 4,5 раза. В 1893 г. на предприятиях Беларуси действовали 293 паровых двигателя общей мощностью 5346 лошадиных сил. В 1900 г. в Беларуси работало около 799 только крупных (цензовых) фабрично-заводских предприятий, на которых было занято 31,1 тыс. рабочих.

Важную роль в пореформенном экономическом развитии Российской империи сыграло железнодорожное строительство, интенсивно развернувшееся в конце 60-х — начале 70-х гг. Если в 1861 г. в России было только 1500 км железных дорог, то в 1880 Г.-28000 км, а в 1900 г. - 48107 км. Первой железной дорогой, которая прошла по территории Беларуси (через Гродно), была Петербургско-Варшавская, построенная в г862 г. В 1866 г. было открыто движение на Двинско-Полоцко-Витебском участке Рижско-Орловской железной дороге протяженностью 245 верст. В 70-е гг. была построена важнейшая в экономическом отношении Московско-Брестская магистраль, которая пересекла территорию Беларуси с востока на запад на протяжении более 600 км. В 1902 г. железнодорожная сеть Беларуси достигла уже 2752 км. и увеличилась по сравнению с 1862 г. более чем в 10 раз (в целом в России за этот же период — в 7 раз). Крупными железнодорожными центрами стали Минск, Орша, Брест, Витебск, Гомель, Могилев и другие города. Главным торгово-экономическим центром региона стал Минск, соединенный со всей территорией Беларуси. Строительство железных дорог в России велось как государством, так и частными компаниями.

Железнодорожное строительство значительно укрепило единый российский рынок, открыло для капитализма самые отдаленные и замкнутые районы - Среднюю Азию, Сибирь, Кавказ. Однако, несмотря на успехи железнодорожного строительства, по протяженности железных дорог Россия к началу XX в. значительно отставала от передовых капиталистических стран. Так, в 1895 г. на 1 тыс. км территории в России приходилось всего 1,5 км железных дорог, тогда как в Англии -100 км, в Германии — 80 км.

Создание крупных промышленных предприятий и широко развернувшееся железнодорожное строительство в Российской империи требовали больших капиталов. Поэтому быстро растет число различных акционерных обществ, промышленных и торговых компаний. Только в 1861-1873 гг. в стране возникло 325 акционерных компаний с капиталом в 796 млн. руб.

Российская экономика представляла собой выгодное поле деятельности для иностранного капитала. В 70—80-х гг. XIX в. французскому, английскому и бельгийскому капиталу уже принадлежали ключевые позиции в горной и металлургической промышленности Донбасса, Криворожья, Приднепровья; английский капитал в значительной степени захватил в свои руки добычу нефти в Баку. В 1900 г. иностранные инвестиции составляли 70 % всего капитала, вложенного в горную промышленность, 72 % — в машиностроение и металлообработку, 31 % — в химическую промышленность. Из 18 металлургических заводов Юга только четыре были основаны русским капиталом.

Пореформенной промышленности России были характерны периодически повторяющиеся кризисы, что, однако, не останавливало ее поступательного развития. За период от реформы 1861 г. до начала первой мировой войны производство промышленной продукции в России возросло в 12,5 раза, тогда как в Германии - в 7, а во Франции — только в 3 раза. Общая численность рабочего класса увеличилась за 1860—1913 гг. примерно в 4 раза. Накануне первой мировой войны в Российской империи исключительно быстрыми темпами шла концентрация производства. Так, в 1910 г. на предприятиях с числом рабочих 500 человек и более было занято 53,4 % всех рабочих против 33 % в США. Почти все главные отрасли русской промышленности и водный транспорт были монополизированы. Менее интенсивно проходила монополизация легкой промышленности.

Параллельно с концентрацией производства усилилась и концентрация банков. В 1914 г. свыше 80 % всех банковских средств приходилось на долю 12 банков, в том числе на долю пяти банков — около половины. Крупнейшими банками были Азово-Донской, Петербургский международный, Русский банк для внешней торговли и др.

Перед началом первой мировой войны промышленное отставание Российской империи от капиталистических стран Запада было значительно уменьшено. Так, в 1913 г. страна занимала уже пятое место в мире по производству промышленной проекции и по выплавке стали, шестое — по добыче каменного угля, восьмое — по производству электроэнергии. Однако по уровню производства продукции на душу населения Российская империя значительно отставала от Англии, Германии, Франции, а тем более от США (в 1913 г. Она вырабатывала только 12,5 % промышленной продукции от уровня США).

После отмены крепостного права сельское хозяйство Российской империи развивается по капиталистическому пути при сохранении большого количества крепостнических пережитков. Тем не менее, пореформенный период ознаменовался ростом сельскохозяйственного производства. Так, за 30 лет, с 1861 по 1890 г., сбор зерна в Российской империи увеличился с 2 млрд. до 3,3 млрд. пудов. Рост произошел как за счет расширения посевных площадей, так и за счет повышения агротехнического уровня земледелия. Под влиянием рыночного спроса расширились посевные площади технических культур. Выделились районы торгового зернового хозяйства и торгового животноводства. Центр производства зерна с 80-х гг. XIX в. переместился в южные и восточные районы страны. Районами торгового животноводства стали прибалтийские, белорусские, северные, а также некоторые центральные губернии России (Рязанская, Орловская, Тульская, Нижегородская и др.). Расширилось льносеяние, свеклосеяние и др.

Однако перед первой мировой войной сельское хозяйство Российской империи было по-прежнему самой отсталой отраслью экономики. Так, средняя урожайность зерновых культур в 1913 г. составляла всего 45 пудов с десятины, в то время как в Дании - 195, в Германии - 152, во Франции — 90 пудов.

Рост численности населения Российской империи (с 60,5 млн. чел. в 1860 г. до 125 млн. чел. в 1897 г.), капиталистическое преобразование сельского хозяйства, расслоение крестьянства, широко развернувшееся строительство железных дорог — все это повышало спрос на потребительские товары и средства производства, расширяло рынок для российского капитализма. Пореформенный период, поэтому характеризовался сравнительно быстрым ростом внутреннего товарооборота страны. Если в 1873 г. сумма внутренних торговых оборотов без мелких видов торговли составляла 2400 млн. руб., то в 1900 г. она уже достигла почти 12 млрд. руб. Изменились и формы торговли: ярмарки и базары все больше уступали место стационарной розничной сети. Возросла роль товарных бирж как центров оптовой торговли.

Заметно активизировалась и внешняя торговля Российской империи. Только за 60-90-е гг. ХГХ в. внешнеторговый оборот страны возрос почти в 4 раза. Поскольку Российская империя продолжала оставаться аграрной страной, основу ее экспорта по-прежнему составляли сельскохозяйственная продукция (до 75—85 %). В 1900 г. как ив 1861 г., первое место занимал вывоз хлеба. На рубеже XIX—XX вв. Российская империя выбрасывала ежегодно на мировой рынок не менее полумиллиарда пудов зерна. Большой удельный вес в вывозе имел также лен, сырая шерсть, лес, а также нефть и нефтепродукты.

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в., во время которого особенно усилилось развитие тяжелой индустрии, привел к изменению структуры импорта. Если в 1861 г. на первом месте среди импортных товаров был хлопок-сырец (12,2 %), то в 1900 г. — машины и аппараты (12,2 %), затем хлопок (10,9 %), металлы (5,9 %) и т. д.

Вывоз российских товаров всегда преобладал над, вывозом капитала. Только в 1913 г. из Российской империи было вывезено товаров более чем на 1,5 млрд. руб., в то время как за всю историю страны экспорт капитала составил лишь несколько сотен миллионов рублей.

Развитие рыночного хозяйства в пореформенной Российской Г империи отличалось рядом специфических особенностей. Так, если в странах Западной Европы и США модернизация экономической системы опиралась на хозяйственную свободу и частное предпринимательство, то в России - на государственное регулирование и государственное вмешательство в реформирование экономики. Такая особенность была обусловлена ходом исторического развития России.

Во-первых, крепостное право, существовавшее до 1861 г., максимально ограничивало возможность владения собственностью на средства производства и землю. Только дворяне и определенные группы купцов могли владеть землей и крепостными, а, следовательно, крепостной рабочей силой и мануфактурными предприятиями.

Во-вторых, сохранявшаяся привязка крестьян к общине и после 1861 г. сковывала развитие у них предпринимательской деятельности.

В-третьих, высокий удельный вес крестьянского хозяйства и кустарных промыслов, сохранявшихся в пореформенный период, определял низкую покупательную способность крестьян, которые составляли более 80 % населения страны, ограничивал развитие частной промышленности.

В-четвертых, большинство помещиков, получив огромные выкупные платежи на основе реформы 1861 г., не стремились инвестировать их в производства, а тратили на потребительские нужды, так же как и кредиты, получаемые под залог земли.

Кроме этого для Российской империи характерен несколько иной порядок капиталистического развития, а именно:

1)   в развитых странах Запада железнодорожное строительство явилось результатом промышленного переворота. В Российской империи железнодорожное строительство началось до завершения промышленного переворота. Более того, именно железнодорожное строительство было важным стимулом индустриального развития страны;

2)   на Западе аграрно-капиталистический переворот явился следствием буржуазных революций, предшествовал промышленному перевороту. В России промышленный переворот закончился в 80-е гг. XIX в., т. е. примерно за 20—25 лет до буржуазно-демократической революции (1905—1907 гг.), а аграрно-капиталистический переворот так и не завершился до начала первой мировой войны;

3)    на Западе рынок развивался параллельно со структурами гражданского общества и правового государства как средства решения социальных проблем. В Российской империи ничего подобного не наблюдалось. Контрреформы 80-х гг. XIX в. и без того осложнили капитализацию села, разложение крепостничества, стабилизировали нерыночные традиционные устои хозяйствования, препятствуя наращиванию качества жизни населения страны;

4)    техническое перевооружение промышленности России породило специфический перекос — в отраслевой структуре был незначителен процент (40 %) производств, выпускающих предметы потребления: основное внимание обращалось на обслуживание тяжелой индустрии. Подобная структура хозяйствования, однако, препятствовала наращиванию качества жизни населения (темпы роста производства предметов потребления падают), способствовала «утяжелению» экономики, требовала дополнительной инвестиционной подпитки.

Активная роль государства в экономике, с одной стороны, позволяла компенсировать слабость частного отечественного бизнеса, с другой, — жестко контролируя и регламентируя частного предпринимателя, мешала его развитию.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена