Экономическое совершенствование российского государства в конце XV-XVI вв.
Реферат
"Экономическое развитие российского государства в конце XV-XVI вв."
В сельском хозяйстве складывалась своя география, районы специализации. Земледелие повсеместно было господствующей отраслью. Шире применялось трехполье и связанное с ним применение удобрений. Паровая система использовалась параллельно с переложной. Речь идет в первую очередь о степных районах, северные земли обрабатывались с подсекой. Урожайность составляла в основном самтри. Увеличение торговли хлебом вызывало расширение полосы земледельческих районов за счет северных земель, приморской территории Новгородской области, Поволжья. Осваивались земли Урала. Городские нужды в товарном хлебе росли, что заставляло монастыри и землевладельцев включаться в хлебную торговлю. Крестьяне должны были продавать часть урожая в счет выплаты казенных податей и оброка помещикам.
Рис.1. Сенокос. Гравюра. XVI в.
Внутренний рынок стимулировал расширение земледельческих угодий. Феодалы искали резервы за счет земельного фонда крестьянских хозяйств. Это был путь прямого присвоения наделов крестьян. Страдали и государственные земли: феодалы насильственно присоединяли их к своим владениям. Центральные районы Русского государства были охвачены процессом сокращения крестьянских наделов, число которых к концу века уменьшилось на 40%. Это в равной степени относится и к Новгороду, и к Пскову с их обширными земельными угодьями. В южных землях этот процесс шел не столь стремительно: присоединенное Поморье было черносошным.
Трансформировались формы феодального землевладения. Вотчинная земельная собственность существовала как основная, наряду с этим шел процесс образования поместной. Вотчинники были еще сильны, земельный фонд составлял основу экономического могущества, правда, их права были потеснены: они лишились политической независимости. В основе хозяйственного механизма вотчины лежало право полной наследственной принадлежности. Поместная форма была условной формой собственности при жизни владельца. Во главу угла часто ставилась служба владельца: с ее окончанием прекращалось и поместное юридическое право на владение землей. Государство как бы регламентировало формирование господствующего класса, шла централизация госаппарата и войска. Была еще причина, по которой Русское государство вводило поместную форму феодального землевладения: небольшие земельные владения лучше отвечали потребностям складывающегося рынка. За мелким и средним землевладением было будущее товарного сельского хозяйства России, что и доказала последующая история. Дворянство начинало занимать свое социальное место, укрепляя централизованную власть. Поддерживая мероприятия правительства, дворянство обеспечивало себе часть земельного фонда из уже принадлежащих боярам и монастырям владений. Перед властью встала необходимость передела уже имеющихся земельных владений. Назревал раскол господствующего класса.
В политике отношения власти к церковным владениям также просматривалась тенденция передела. Церковь в России прочно обосновалась на 1/з населенных земель, это был крупнейший землевладелец России. Необходимо было секуляризировать церковные вотчинные земли. Первые попытки были отражены, но этот процесс уже нельзя было остановить.
Рис.2. Одежда крестьянок.
Все это порождало боярско-княжескую реакцию. Бояре-вотчинники не желали расставаться с иммунитетными правами. Чиновники князя не имели права въезда в вотчину. У бояр были свои отряды вооруженных людей, сборщики податей, представительные учреждения. Бояре были наделены судебным правом, совершали акты передачи и дарения земли, поэтому их вполне устраивали феодальные порядки. Дворяне и посадские люди были напрямую заинтересованы в преодолении сопротивления боярских кругов новым веяниям в экономике и внутренней политике. Массы зависимого народа надеялись на изменение своего положения. Перераспределение земельного фонда означало для трудящегося крестьянства изменение механизма несения основных повинностей. Как и ранее, барщина была основной формой феодальной повинности. В период увеличения барской запашки росла и норма барщины. К прежним формам барщины присоединили свои требования новые земельные собственники - помещики, мелкие и средние землевладельцы.
К слою зависимых крестьян присоединялись те, кто платил прежде только традиционный "оброк" натурой, а также вновь закрепощенные крестьяне. Эта категория, кроме уже существовавших холопов, образовывалась теперь в результате введения новой формы долговых отношений. Это была форма зависимости в виде отрабатывания кабальными холопами взятых денежных сумм.
Рис.3. Славянское жилище.
Существовала также добровольная зависимость, когда между феодалом и работником заключался договор, эта категория называлась "новоподрядчиками". "Половник" в отсутствие собственной работал на земле феодала, рассчитываясь половиной урожая. Были также бобыли, неподатные крестьяне, работавшие за продукты и деньги, и детеныши, отрабатывавшие повинности в пределах церковного хозяйства. По-прежнему часть крестьян составляла черносошную, государственно-зависимую категорию.
Вместе с отработкой существовала еще продуктовая рента. До конца XVI века на юге сохранялся натуральный оброк. Эти общие характеристики необходимо дополнить сведениями о неурожаях и голоде, периодически случавшихся в России и осложнявших положение плебейской части населения.
В продуктах сельского хозяйства были заинтересованы все города России, особенно центральной ее части. Размах торговли хлебом, начинающаяся специализация различных районов позволяют выделить предпосылки складывания всероссийского рынка, окончательное оформление которого относят к XVII веку.
Происходило углубление общественного разделения труда. Ремесленное производство перерастало в мелкотоварное и было сосредоточено в городских центрах. По данным XVI века, на княжеских дворах работали сапожники, плотники, гончары, специалисты-оружейники и серебряных дел мастера. В штате Новгородского Софийского дома упомянуты шесть плотников, шесть хлебников, колесник. Были мукосеи, пивовары и кузнецы. Упомянуты иконники и котельники. Ремесленники Волоколамска обслуживали Иосифо-Волоколамский монастырь. Монастырские нужды не обеспечивались только работой оброчных людей, а требовали наемного труда. Ремесленники делали из конопли масло, романовские "полстовалы" выделывали войлок, болдинские портные мастера шили шубы. Среди расхожих специальностей этого времени седельники, кожевники, свечники, оконничники.
Рис.4. Клад монет.
В городах, где концентрировалось вольное ремесло, некоторые исследователи насчитывают 186 видов ремесленной квалификации и еще 34 различных специализаций в пищевой промышленности. Нарастающая товарность ремесла породила узкую специализацию, а с ней дробность ремесленных профессий в XVI и XVII веках. Скорняки делились на белочников, бобровников, душечников. Производство кошельков и сумок породило профессии калитников (делали калиты), котельников, сумников, мошенников (изготавливали мошны). Оружейниками становились стрельники, бронники, сабельники, секирники и т.д.
Лидирующими были ремесленные профессии, связанные с производством одежды. В крупных городах - Новгороде и Пскове - существовали специальные ряды: холщевные, сермяжные, шубные. Есть упоминание о терличных, однорядочных, кафтанных и кошурочных. Из лавочных книг Новгорода явствует наличие колпачного, шапочного, шляпного, красильного и белильного рядов. Специализация, к примеру, охватывала кожевенников, занятых производством подошв, седел, ремней. Сыромятный и сырейный ряды соответственно обеспечивались продукцией ремесленников данной квалификации.
После одежного и кожевенного самым распространенным было производство бытовых предметов и орудий из металла для обслуживания окрепшей промышленности и сельского хозяйства. В Пскове в середине XVI века насчитывалось 67 лавок с изделиями этой отрасли ремесла.222 ремесленника-серебряника было зарегистрировано в Новгороде. Из документов становится ясно, что эти ремесла обслуживали как насущные нужды, так и занимались изготовлением высокохудожественных предметов литургии. Упомянуты незамысловатые сечки для капусты и чеки дверные, замки нутряные и вислые, "чеки железные с железными кобками, на собаки". Псков и Новгород имели специальные ряды - котельные, в которых продавали медные изделия.
Быстро развивающимся в товарном отношении видом ремесла было деревообрабатывающее производство. Широко развилось гончарное производство: в Новгороде был Гончарный конец, в Москве - Гончарный квартал. В Ярославле в документах упоминаются "гончарные дворы".
Расходные книги многих монастырей свидетельствуют о размахе изготовления икон. Условно покупку икон оптом именовали "вымениванием" икон. В списках упоминаются 16 образов "Бориса и Глеба" в честь Б. Годунова, 22 образа Троицы на золоте и на красках с указанием затрат Болдинского монастыря на покупку этих икон в Москве.
Рис.5. Дровяной торг. Фрагмент Сигизмундова плана Москвы.1610 г.
Наряду с продажей готовых товаров рынок требовал большого количества полуфабрикатов. Лен традиционно был широко распространен, а имеющиеся данные указывают, что продавали его в трепаном виде. В псковском материале второй половины XVI века упомянуты трепальни, а новгородские документы свидетельствуют, что в 1586 году здесь работало 149 льняников. В виде полуфабрикатов поставлялись пенька, топленое сало. Любопытен документ, описывающий топление сала для продажи иноземцам "ворванья или китового, или моржовья, или белужья".
Предпосылкой образования всероссийского рынка было выделение промышленных центров местного производства. Вблизи железорудных центров сырья возникли Серпухов, Устюжна-Железопольская, по-видимому, Новгород. На рынке по всей стране продавались дешевые ножи из Приуралья, Перми, вологодское "гвоздье сапожное". Скотоводческие районы породили массовое выделывание кож. В Новгороде большинство из 1000 занятых в кожевенном производстве проживало в слободе Кожевники. Казань, Серпухов входят в число кожевенных центров. Вологда давала на рынок "нарочитую дубленую кожу". Хорошее мыловаренное производство было налажено в Борисоглебске, Костроме и Вологде. Признанной по всей России текстильной ремесленной столицей в XVI веке был Можайск. Он поставлял сукна, овчины обычные и опушечные. Волоколамский, Болдинский монастыри приобретали в Можайске сукна на рясы и свиты, овчины серые и белые.
Вотчинное ремесло, доморощенное и слабо технически оснащенное, постепенно сдавало позиции. Происходило ускоренное отделение ремесла от сельского хозяйства.
В обществе, где существовали замкнутые формы феодального хозяйства, нарастала потребность в вольном труде. К примеру, появился вольный рынок предметов военного снаряжения. Работные люди, служившие в Волоколамском монастыре, не могли полностью обслужить монастырское хозяйство, поэтому нанимались плотники, каменщики. Во второй половине XVI века Павлов-Обнорский монастырь пользовался услугами вольных кожевников, овчинников, ткачей и кузнецов.
В Русском государстве происходил дальнейший "городообразующий процесс". В XVI веке городом называлась крепость, характерными чертами было наличие острога или кремля. Однако приобретали вес новые города, возникавшие в процессе углубления общественного труда и превращения сельских поселков в структуры городского типа. Условия, при которых из массы крестьянских сел, деревень выделялись города, были различными. Если исходить из конкретных исторических фактов, то часто появление ремесленных поселений городского типа вызывалось потребностями больших монастырей, близостью к большим речным торговым путям, непосредственным расположением к усадьбам крупных помещиков. Ремесленные поселения отчасти были защищены иммунитетными привилегиями монастырей и льготными условиями крупных феодальных владений.
Спрос на ремесленную и сельскохозяйственную продукцию крестьян напрямую влиял на образование городских поселений. Известен опыт городообразования в новгородских землях, так называемых рядков. Здесь концентрировалось торговое и ремесленное население, в черту рядка входили лавки, амбары и склады, жилые дворы. Обязательным атрибутом торговой жизни рядка был гостиный двор. Это был тип поселения, переходный к городскому. Жители состояли из "рядовичей", в прошлом крестьян крупных сел. Характер их новых ремесленных профессий и отрыв от сельского хозяйства постепенно способствовал образованию слоя посадских людей. В Новгородской земле числилось 1500 дворов "рядовичей". Частновладельческие города превращались в крупные торговые центры, переходили из владения феодала в разряд государственных городов. Старые порядки феодально-замкнутого хозяйства не отвечали времени, и рождались новые формы взаимодействия производителя и потребителя.
Рис.6. Избы в Москве. Гравюра из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию... ".30-е гг. XVII в.
Село Клементьево близ Троице - Сергиева монастыря на протяжении XVI века трансформировалось в торгово-ремесленный посад. Хотя это поселение в конце XVI века еще не утратило сельского характера, но в нем уже имелся значительный слой ремесленного населения. Из 134 дворов села по документам числилось 125 пашенных крестьян. Лесные массивы этих земель вызвали развитие ремесла по обработке дерева. В списке продукции фигурировали деревянные "троицкие ложки", резные кресты, ковши, токарные изделия, повозки. Упомянуты мастера по изготовлению саней и колес, бронник. Писцовая книга конца XVI века указывает на 55 ремесленных профессий. Деревянная посуда троицких мастеров утвердилась на московском рынке. Москвичи, приезжие люди, купцы знали клементьевские братины и поставцы.
Рис.7. Кремль в г. Верхотурье.
Для мелких товаров был создан торг в селе, где торговля упорядочивалась таможенной уставной грамотой. К обмену товаров, кроме сельской округи, были привлечены москвичи и другие горожане, даже "чужеземцы не Московского государства". Пошлина взималась в пользу монастыря. На этом прослеживается складывание местного центра торговли и ремесла. Пример - укрупнение села Медны, также подчиненного Троице-Сергиеву монастырю. К функции села Медны как центра боярского хозяйства добавился торг из 29 лавок. Он обслуживал округу, но торговля постепенно выходила из пределов только ближних сельских местностей.
Начался отход от старой феодальной зависимости. Население было поделено на "черное" и "белое". Первая группа составлялась из посадских людей и облагалась повинностью, так называемым посадским тяглом. В число "белого" населения были занесены городские жители: бояре, дворяне, служилые люди. Феодалы не преминули, кроме дворов в городах, прирастить земельные участки.
Безусловно, большой доход приносило зависимое население этих владений. Светские и духовные круги господствующего класса были заинтересованы в активизации городской ремесленной и торговой жизни, так как это напрямую было связано с увеличением повинностей и доходами в пользу землевладельцев.
Частновладельческие слободы стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры в XVI веке. Факты такого рода имеются по Москве и по границам государства, вплоть до середины XVII века. Одновременно, как указывалось, царь старался переводить как можно больше земель в посадскую категорию, отмеченную принадлежностью государеву хозяйству. Такова была логика централизованной экономики, потеснившей крупных землевладельцев.
Численность городов и городского населения в условиях образующегося всероссийского рынка оценивается неоднозначно. В среднем считается, что она была около 200.