Эволюция государственного устройства Древнего Рима.
Эволюция государственного устройства Древнего Рима.
Д Р Е В Н И Й Р И М
---------------------
На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в
Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту-
хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были
обнесены стеной и стали городом Римом.
Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан
близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне
верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышлен-
ной даты основания города.
По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и
смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы-
ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при-
был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению
Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он
дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави-
нию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ
ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды,
Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд)
был сыном Энея и Лавинии.
Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми-
тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну-
митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву
безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов,
за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь
приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче-
но, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь
близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком.
Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до-
мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам
дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде-
ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на
троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый
город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma
(Рим) производили от имени Romulus.
Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-
дал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной
власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для
беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.
После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-
лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: созда-
ние жреческих коллегий, календаря и пр.
Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Мар-
ций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим пересе-
лился богатый и энергичный человек принявший имя Люция
Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем.
Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество
сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,
приступил к осушению болотистых частей города.
Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гор-
дый. Преемником его стал Сервий Туллий.
Этот период римской истории называют периодом семи ца-
рей.
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ-
ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло-
ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей
собственностью на землю, а также почитанием предков.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появи-
лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож-
денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор-
говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев,
насильственно переселенные из покоренных городов. Этих при-
шельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же насе-
ление, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и.
Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сосло-
вий, можно взять за основу его "комплексную теорию":
- п а т р и ц и и действительно были коренным граж-
данством. Они представляли собой полноправный "римский на-
род";
- в непосредственной связи с ними были к л и е н т ы,
которые получали от них землю, скот, пользовались их защи-
той на суде и пр. За это они должны были служить в военных
отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами,
выполнять различные работы;
- п л е б е и стояли вне родовой организации патрици-
ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели
доступа к общинной земле и были лишены политических прав.
Патриции превратились в замкнутую группу знати, проти-
востоящую широкой массе плебеев.
Римская патрицианская община представляла собою прими-
тивный город-государство с типичными чертами "военной де-
мократии".
Носителем верховной власти было племенное собрание.
Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло
войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ-
нейшими судебными делами и пр.
Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат
(слово senatus происходит от senex - старик). Его члены на-
зывались "отцами" - patres.
Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов.
Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли-
чество до 300.
В период между смертью старого царя и выбором нового
общиной управляли поочередно сенаторы.
Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Тул-
лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев
и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-
нием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета,
первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-
ода истории Рима не установлена);
- во втором - 75.000 ассов;
- в третьем - 50.000 ассов;
- в четвертом - 25.000;
- в пятом - 12.500.
Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса"
и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles
(потомство), т.е. люди, которые имели только детей.
Имущественным положением определялось и место воинов в
строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в
коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены
этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение
пехотинца и стоять в первых рядах легиона.
Граждане других классов имели облегченное вооружение,
занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в
строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не
служили.
Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их
некоторыми политическими правами посредством организции но-
вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сосло-
вия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а -
н и е м.
Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,
стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям пе-
решли важнейшие функции старых собраний - объявление войны,
выбор должностных лиц, суд и пр.
На тот период времени данные реформы были прогрессив-
ной формой управления.
Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют
данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.
в форме насильственного свержения последнего царя и переда-
чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли
выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а -
м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.
После падения царской власти и образования республики
оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу.
На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная
борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об
уравнении в политических правах, о долговой кабале и о
доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в
первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-
воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-
щины. К середине этого столетия они добились второго круп-
ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская
беднота добилась фактического уничтожения долгового
рабства.
Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-
ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-
житка родовых отношений и создание в принципе демократи-
ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-
ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-
тив родового строя и закончилась его разрушением.
На смену старой родовой знати патрициев пришла новая
знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-
ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата.
Внешняя история Рима в царский период, так же как и
его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор
моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах.
Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-
ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-
тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-
тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-
ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное -
Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-
ной, получил значительное стратегическое преимущество по
сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-
нены.
В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-
бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.
К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-
лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-
еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-
риться силами с самыми могущественными державами Средизем-
номорья.
Следующий период римской истории начинается с больших
завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I
Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа.
Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-
вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.
Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не игра-
ли существенной роли в дальнейшей политической жизни этого
региона.
В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и
военной добычи, на невольничьих рынках продавалась масса
рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избы-
ток денежного капитала порождал безумную роскошь верхушки
правящего класса. Италия превращалась в страну классическо-
го рабства.
Стали учащаться (в историческом смысле этого слова)
выступления рабов против своих угнетателей. Одним из значи-
тельных таких выступлений можно назвать восстание Спартака.
В первое время римские власти не придали большого значения
этому инциденту, т.к. аналогичные случаи нередко происходи-
ли в Италии и ранее, но затем, поняв всю опасность, они
бросили на подавление Спартака отборные части, которые
уничтожили рабов.
Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями,
между гражданами и не-гражданами настоятельно требовали но-
вой системы управления. Нельзя было управлять мировой дер-
жавой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины
на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.
Старые классы, интересы которых отражала римская
республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали.
Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные коло-
нисты.
На смену республики пришла и м п е р и я.
Она принесла с собою относительный гражданский мир и
определенное ослабление внешнеей агрессии. Эксплуатация
провинций принимает более организованный и менее хищни-
ческий характер. Многие императоры поощряли городское стро-
ительство и заботились о развитии культурной жизни провин-
ций, системы дорог, введении единой имперской денежной еди-
ницы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост
техники, развития ремесл, подъем экономической жизни, рост
местной торговли. Провинциальные города получают самоуправ-
ление. Появляется множеество новых городских центров.
Наряду с этим появляются симптомы и упадка: сокращение
количества рабов, снижение производительности их труда, об-
нищание широких масс населения Италии и провинций, истоще-
ние военных ресурсов империи. Этот процесс становился
постепенно основным и ведущим.
В конце концов все это привело к падению сопротивляе-
мости Рима внешней агрессии. Смещение одних императоров,
замена их другими не приводила к желаемым результатам. В
середине YI века Восточная (или Византийская) империя сде-
лала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу.
Император Юстиниан (527-565 гг.) начал большие войны на За-
паде. Но это нечеловеческое напряжение сил привело в конце
концов к полному истощению казны, восстаниям и практически
к потере почти всех завоеваний.
В начале YII века началось наступление персов на
восточные границы империи. В короткое время она потеряла
Египет, Сирию и Палестину. Славяне и авары осаждали
Константинополь.
Процесс падения рабовладельческого общества и образо-
вание феодализма привел к исчезновению античного рабства и
вместе с ним основанной на нем культуры на всем протяжении
бывшей римской империи.