Европейское право - новая юридическая специальность
ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО - НОВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Европейское право и европейская интеграция
Европейское право — новое явление в мире. Оно возникло и сложилось во второй половине XX в. буквально на глазах у живущих ныне людей и потому не может конкурировать не только с традиционными отраслями права, такими, как гражданское или конституционное право, известными еще со времен Древнего Рима, но и с появившимися значительно позже. Европа и весь мир длительное время развивались, не испытывая потребности в праве, которое сегодня называется европейским.
Возраст, безусловно, имеет для права немалое значение. Он прежде всего свидетельствует о том, что данное право не историческая случайность, а закономерное отражение объективных потребностей времени. Возраст права — это также сертификат проверки практикой, испытания на устойчивость и долговременность. Зрелость и опыт приходят к праву, как правило, с годами, десятилетиями и даже столетиями. Возраст права тем самым говорит и о том, что у него накоплен потенциал на будущее.
Европейское право, однако, не нуждается в скидках на молодость. Уже сегодня оно отвечает самым строгим требованиям, предъявляемым к любому праву — старому или новому. Европейское право характеризуется передовыми подходами к регулированию своего предмета, отработанностью институтов и отдельных норм, их взаимной согласованностью и, — что следует особо подчеркнуть, — эффективностью. Оно вносит много нового и интересного в теорию и практику современной юриспруденции.
Европейское право является одновременно как продуктом, так и инструментом интеграции, развернувшейся в Западной Европе. Сегодня интеграцию вообще, а экономическую интеграцию в особенности, называют велением времени, вновь открытым законом истории. Интеграция стала чуть ли не главной идеей, стержнем программ многих политических партий и общественных движений, притягательным лозунгом, вокруг которого собирают своих сторонников современные лидеры. Отношение к интеграции зачастую предопределяет повороты во внешней и внутренней политике государств, существенно влияет на судьбы народов. Понятно поэтому, что о проблемах интеграции рассуждают, спорят не только специалисты, теоретики и практики, но и миллионы простых граждан. И, — что весьма характерно, — интерес к проблемам интеграции не ослабевает, а наоборот, возрастает.
Интеграционные процессы развиваются ныне почти повсеместно, на многих континентах земного шара. Сравнительно недавно была создана Северо-Американская зона свободной торговли, ранее возникла Латино-Американская зона свободной торговли. На севере Южной Америки шесть стран образовали Андскую группировку. АСЕАН, представлявший прежде чисто политическую организацию, трансформируется в значительной части в структуру экономического сотрудничества. Развиваются интеграционные тенденции в Африке.
Объективные потребности интеграции, помноженные на историческую общность народов и сложившиеся между ними связи, привели к тому, что на территории бывшего Советского Союза появилось Содружество Независимых Государств. Развитие интеграции стало предметом первостепенной заботы России и других бывших союзных республик СССР. В рамках СНГ принято множество деклараций, конвенций, соглашений, других правовых актов, создан ряд структур, в том числе Совет глав государств, Исполнительный секретариат. Как сказано в Уставе СНГ, Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами (ст. 1).
Интеграционные процессы в рамках СНГ проходят неровно, спотыкаясь на ухабах истории. Государства избрали неодинаковые модели интеграции и потому продвигаются вперед па разных скоростях. На наиболее высоком уровне находятся отношения между Россией и Белоруссией, создавшими равноправный союз двух братских народов. Интересы создания единого экономического пространства объединили четыре государства: Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Успехи в реализации намеченных планов несомненно будут способствовать дальнейшему развертыванию интеграции бывших советских республик, строящих ныне свои отношения на основе взаимного уважения принципов суверенного равенства и добровольности.
И все же наиболее очевидным и убедительным подтверждением объективной природы и практической целесообразности интеграции стал опыт Западной Европы. Именно здесь достигнуты самые впечатляющие результаты, подтверждающие правильность избранного направления развития. В Западной Европе найдены и апробированы эффективные экономические, политические и правовые решения, предопределившие как содержание, так и формы интеграционных процессов. Далеко не все и не сразу шло гладко, но объединившиеся страны продемонстрировали способность преодолевать неудачи и трудности, наращивать потенциал интеграции. Для интеграции в Западной Европе характерна устойчивость основ в сочетании с динамизмом развития; этот регион не стоял на месте, а приспосабливался к меняющимся обстоятельствам, стремился дать быстрые ответы на вызов времени.
Пример Западной Европы поражает, даже если оперировать одними только количественными показателями. Как известно, вначале на интеграционных принципах объединились шесть стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург), затем к ним примкнули еще три (Великобритания, Дания, Ирландия). После того как в сообщества вступили Греция, Испания и Португалия, совместно интеграцию осуществляли уже 12 государств, а теперь их стало 15 (добавились Австрия, Швеция и Финляндия). На этом подсчеты не заканчиваются, поскольку но некоторым проектам можно ожидать, что единой структурой Европейского союза будет охвачено 25—28 стран.
Из Западной Европы пришли новые термины, которые стремительно ворвались не только в профессиональный, но и в обиходный лексикон. Пожалуй, самым популярным стал термин «интеграция» — от латинского integi'atio, что означает восстановление целого, воссоединение. Оперировать прежними понятиями, подобными «международному сотрудничеству» или даже «европейскому сотрудничеству» оказалось уже трудно, поскольку они не отражали суть новых явлений. Более того, понятие «интеграция» сегодня прямо противостоит понятию межгосударственного сотрудничества на основе принципов международного права. Интеграция понимается прежде всего как выход за пределы такого сотрудничества, вплоть до создания единой структуры, отличающейся наднациональными (надгосударственными) чертами.
Уже многим становятся понятными такие, например, понятия, как «общий рынок», «таможенный союз», «свободное движение товаров, финансов, услуг и людей» и т.д. Люди быстро свыклись с официальным титулом интегрированной Европы как «Сообщества», а теперь в дополнение освоили еще одно понятие — «Европейский союз». Судя по всему, движение вперед не остановится, а поскольку потенциал интеграции поистине неисчерпаем, можно ожидать, что терминология нашего времени будет пополняться.
Самые главные аргументы в пользу или против интеграции, как всегда, следует искать в статистике. И эти аргументы достаточно красноречивы. Сегодня, когда Европейский союз объединяет 15 европейских государств, на его территории, составляющей более 2 млн. кв. км, проживают около 380 млн. человек. На долю Европейского союза приходится более 20% мирового экспорта, а это значит, что Западная Европа по данному показателю вышла на первое место в мире. Для сравнения отметим, что па долю США в мировом экспорте приходится 15%, а на долю Японии — 10%.
Экономика Европейского союза носит развитой характер. В сфере услуг (банки, коммерция, транспорт, страхование, коммуникации, гостиницы и др.) занято примерно 60% всех работающих в странах, входящих в Союз, в промышленности — 33%, а в сельском хозяйстве — 7%.
Интеграция в Западной Европе на всех своих этапах характеризовалась высоким уровнем правового регулирования. Собственно говоря, она и началась с права. Ее базовые принципы, основные институты и направления развития были определены в учредительных договорах, которые играют роль своего рода конституции Европейского союза. Интеграция развертывалась на хорошо разработанной правовой основе, образуемой важнейшими правовыми актами. Наконец, в европейских сообществах имеется своя судебная система, функционирующая в соответствии с нормами материального и процессуального права сообществ.
Европейское право, с одной стороны, служит главным регулятором интеграции, способствует ее развитию, а с другой — отражает и воплощает ее результаты и потребности. И чем теснее европейское право (как и любое другое право) связано с происходящими в обществе процессами, чем полнее и точнее оно отражает условия и потребности развития, тем успешнее влияет на регулируемые им процессы. Иначе право может стать малодейственным, пассивным фактором общественного развития или, что совсем плохо, превратиться в тормоз прогресса, стать барьером на пути решения неотложных задач, поставленных самой жизнью.
Конечно, далеко не все в развитии интеграции зависит от права. Очень многое предопределяется политической волей государств-участников, заданным курсом интеграции, поставленными конкретными задачами. Иными словами, в развитии европейского права постоянно просматривается идеология интеграции. И если общая стратегия — установка на развертывание интеграционных процессов остается в принципе неизменной, то тактика интеграции — вещь изменчивая. Наряду с объективными факторами это объясняется по многом мерой готовности тех или иных стран к интеграции, различиями в подходах к определению ее сроков и этанов, выбору модели ее организации.
Если проследить развитие интеграционных процессов в Западной Европе, можно прийти к выводу, что с самого начала были сформулированы и выдвинуты три основных подхода и, соответственно, три организационные модели. Они со временем не только не отпали, я стали более отработанными, впитали в себя накопленный опыт и получили дополнительные аргументы в свою пользу. Сегодня эти подходы ii основанные на них организационные модели определяют содержание и характер споров, ведущихся вокруг выбора путей интеграции на каждом ее новом этапе.
Первый подход состоит в том, чтобы до конца использовать модель международной организации, строить отношения на базе международного права. Этот подход можно назвать функционалистским. Он отличается большой долей прагматизма и сводится к тому, чтобы обеспечивать прежде всего свободу торговли и только постепенно, на отдельных участках интеграции переходить к более тесному экономическому сотрудничеству. Что касается создания наднациональных структур и наделения их соответствующими полномочиями, то такое возможно и полезно только па тех участках интеграции, где для этого созрели необходимые предпосылки.
Второй подход ~ движение к федералистской модели, что подразумевает скорое усиление государственных, наднациональных черт в организационной структуре и праве сообществ. Подобное развитие иной раз уподобляют становлению единого государства, части которого сохраняют значительно более широкую самостоятельность и свободу действий, чем в традиционной федерации. Но так или иначе движение идет по пути к Соединенным Штатам Европы, в которых наряду с единым экономическим пространством, общим рынком будет осуществляться политическое сотрудничество.
Третий подход основывается на идеях конфедерализма. Европейский союз предлагается построить как союз государств, сохраняющих свою независимость и самостоятельность и сотрудничающих друг с другом преимущественно или исключительно в экономической сфере. Конфедерация может иметь свои собственные институты, которые в принципе должны действовать на началах единогласия. Решение вопросов большинством голосов видится лишь в подряде исключения.
Нельзя сказать, что споры, связанные с выбором основного подхода и, соответственно, организационной модели интеграции, закончились полной победой одних и сокрушительным поражением других взглядов. В принятых решениях попеременно отражались то те, то иные воззрения па интеграцию, ее масштабы и формы, а нередко наблюдалось взаимопереплетение таких воззрений. Свою роль играли конкретные, как экономические, так и политические интересы стран. Теория постоянно проверялась и изменялась под влиянием исторических условий, при которых осуществлялась интеграция.
Европейское право: многозначность понятия
Европейское право — понятие многозначное. Во-первых, это отдельная отрасль права, имеющая свой предмет и методы регулирования. Во-вторых, европейское право представляет собой учебную дисциплину, предназначенную для преподавания системы знаний о европейском праве и для подготовки специалистов для работы в сфере правового регулирования. В-третьих, европейское право выступает как наука, изучающая основы европейского права, его историю, внутренние закономерности функционирования, взаимосвязи с другими отраслями права, структуру европейского права и согласование его компонентов между собой, пути повышения эффективности, тенденции развития и многое другое.
Европейское право, которое и сегодня еще очень молодо, стало вполне реальной отраслью права, к тому же расширяющей как территориальную сферу своего действия, так и круг регулируемых отношений. Ушли в прошлое времена, когда это понятие как условное чаще всего бралось в кавычки или же сопровождалось вопросительным знаком, как бы ставившим под сомнение его достоверность. Сегодня европейским правом практически пользуются миллионы людей, так или иначе повлеченных в отношения с участием европейских сообществ и Европейского союза, а также многих других международных организаций, прежде всего Совета Европы с его системой защиты прав и основных свобод человека.
Безусловно, правы те, кто сегодня в европейском праве видит в первую очередь регулирование экономических отношений на нашем континенте: торговли, банковских операций, создания совместных предприятий, инвестиционных операций. Но европейское право не сводится к регулированию только экономики. Оно охватывает в значительной мере сферу гражданских прав и свобод, что особенно отчетливо проявляется в механизме действия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Без глубокого знания европейского права невозможно разобраться во внешнеполитических отношениях, понять международную политику в сфере безопасности, правильно оценивать ход событий не только на Европейском континенте, по и во всем мире.
Европейское право стало неотъемлемой составной частью современного общемирового правового потенциала. И хотя еще трудно дать полную и окончательную характеристику всего того нового и значительного, что внесено европейским правом в развитие юридической теории и практики, без него представить себе право в целом уже невозможно. Достаточно сказать, что в нраве сообществ успешно сосуществуют идеи и нормы континентального и общего нрава, принципы суверенитета и наднациональности, взаимосогласованность, с одной стороны, с международным, а с другой — с национальным правом. С появлением европейского права открылся новый и очень важный этап всемирной истории государства и права.
Ныне европейское право — большой и разветвленный комплекс (специалисты пользуются нередко понятием «правовой массив»), который включает нормы, относящиеся к различным отраслям права. Здесь переплетаются нормы публичного и частного права, традиционных и новых отраслей права. Европейское право отличается и тем, что нередко отказывается от стандартных, привычных подходов и идет собственным путем. К его анализу часто трудно подходить с установившимися критериями и представлениями, ибо его принципиальная новизна требует серьезного пересмотра многих прежних взглядов. С известной долей условности можно говорить нс только о комплексном, но и о «гибридном» характере европейского права, которое, развиваясь, вбирает в себя все прогрессивное, достигнутое в самых разных отраслях права современного мира. Одновременно европейское право смело заглядывает в будущее, создает и проверяет на практике новые институты, процедуры, традиции
Европейское право в определенном смысле является собирательным понятием, которое охватывает хотя и близкие и порой взаимосвязанные, но тем не менее разные правовые феномены. Строго говоря, одного, единого европейского права в природе не существует. Каждый раз, когда мы говорим о европейском праве, необходимо уточнять, о чем, собственно, идет речь, что именно имеется в виду. Ситуация осложняется нередко неодинаковым подходом к европейскому праву в разных странах, что чаще всего отражает принципиальные различия в отношении политического руководства той или иной страны к интеграции.
Наиболее широко распространено понимание европейского права в двух смыслах — в широком и узком. Под европейским правом в широком смысле понимается, как правило, правовое регулирование отношений в Европе, охватывающих организацию и деятельность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических, научных и культурных отношений. Речь, таким образом, идет о региональном праве, являющемся в своей основе не чем иным, как международным правом. Европейское право в узком смысле — это право европейских сообществ, дополненное в определенной мере правовым регулированием всего Европейского союза. Такое право уже во многом отошло от международного права и представляет собой особый правовой феномен.
Европейское право как в узком, так и в широком смысле слова — это понятия, требующие уточнения. Иначе могут возникнуть затруднения с. уяснением сути проблем, нуждающихся в правовом регулировании, и с выбором адекватных правовых актов и их применением. Особенно важно иметь в виду следующее.
Европейское право в узком смысле, как право сообществ, представляет собой отдельное, особое право, имеет не только свои границы, но и свою собственную природу. Оно является новым правом, существенно отличающимся от традиционного международного права. Тот факт, что сообщества со своим правом входят в Европейский союз, служат его главной опорой, не меняет сути дела: ведь правовое регулирование, которое дополняет в рамках Европейского союза право сообществ, это право иного характера. Оно охватывает участки межгосударственного сотрудничества, выходящего за пределы сообществ. А самое главное отличие состоит в том, что по своей природе такое «дополнительное право» есть не что иное, как международное право.
Нуждается в уточнении и понятие права сообществ. Но прежде чем сосредоточить внимание на этом определении, необходимо предупредить читателя от часто встречающегося недоразумения, выражающегося в том, что существует только одно, единое сообщество, чуть ли не вобравшее в себя все три существующих. На самом деле продолжают существовать три раздельные структуры: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество — бывшее Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество но атомной энергии (Евратом). Ошибочные представления порождаются зачастую тем, что Маастрихтский договор (1992) переименовал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в Европейское сообщество, но это не привело к слиянию в нем всех трех существующих европейских сообществ.
Самым главным среди трех сообществ безусловно является Европейское сообщество. Оно представляет собой самое широкое интеграционное объединение, носящее общеэкономический характер. Что же касается ЕОУС и Евратома, то они, в отличие от Европейского сообщества, обеспечивают интеграцию стран-участниц лишь в отдельных секторах экономики. Формально интеграция в этих секторах не входит в задачи Европейского сообщества, но его общая координационная функция проистекает из его назначения и постоянно ощущается в ходе интеграции.
В странах, входящих в настоящее время в Европейский союз, европейское право является предметом повседневного практического применения. Оно стало почти столь же важным и необходимым, что и внутригосударственное (национальное) право. Быть специалистом по европейскому праву в странах Западной Европы означает возможность заниматься престижной и хорошо оплачиваемой юридической работой. Европейское право стало одной из обязательных дисциплин в программах многих юридических факультетов университетов стран Западной Европы. Существуют кафедры европейского нрава, по этому предмету написаны учебники и подготовлены другие учебные материалы, студенты сдают экзамены. В странах Западной Европы регулярно проводятся теоретические дискуссии как по общим, так и по частным проблемам европейского права. Об этом праве пишут газеты, ведут полемику политики.
Однако европейское право не замыкается в пределах региона, на территории которого оно непосредственно действует. Оно активно применяется также в сфере отношений, развивающихся между Европейским союзом и другими странами. Потому изучение европейского права становится практической необходимостью для тех, кто занимается бизнесом, политикой, развитием культурных связей, нс говоря уже о внешнеполитическом сотрудничестве с участием Европейского союза в целом и отдельных стран, входящих в его состав. Характерно, что европейское право является ныне популярной учебной дисциплиной в системе юридического образования в США и во многих других неевропейских странах.
Европейское право приобретает все более важное значение для России. Постоянно расширяются экономические связи нашей страны с Европейским союзом и входящими в него государствами. Европейский союз сегодня — это самый крупный экономический и в особенности торговый партнер России. Развитие таких связей обусловливает необходимость в знании европейского права. Интерес к европейскому праву повышается в связи с разработкой согласованных правовых основ отношений между Европейским союзом и Россией. Как уже говорилось, еще в 1994 г. наша страна и Европейский союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, ратификация которого завершена в 1996 г. Для того чтобы стимулировать развитие экономических связей на основе этого Соглашения не дожидаясь завершения длительного процесса его ратификации национальными парламентами всех подписавших его государств, в июле 1995 г. было заключено и еще до ратификации Соглашения 1 февраля 1996 г. вступило в силу Временное соглашение между Россией и Европейским союзом о торговле и связанных с торговлей вопросах. Это соглашение включает те положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые не требуют ратификации.
Ныне, когда торговля со странами, входящими в Европейский союз, составляет 35% всего внешнеторгового оборота России (включая государства ближнего зарубежья), знание европейского права становится одним из важнейших условий успешного ведения экспортно-импортных операций, повышения конкурентоспособности российских товаров на рынке этих стран, инвестиционной деятельности в них. Как известно, в большом правовом массиве, существующем в Европейском союзе, несведущим участникам экономических отношений нетрудно заблудиться, а значит им придется нести серьезные потери в связи с последующими столкновениями с барьерами и ограничениями, закрепленными в праве Союза.
Европейское право и европейское единство
Европейское право имеет различные территориальные пределы действия. Как право сообществ и даже как право Европейского союза оно действует не на всей территории Европы, а лишь на западе континента и распространяется непосредственно на Европейский союз и на 15 его государств-членов. С расширением Союза расширяется география европейского права, но тем не менее границы продолжают существовать. Судя по заявкам о приеме новых государств-членов, в будущем предстоит продвижение Европейского союза на восток. «Зеленого света» для вступления в него ждут такие государства, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, три балтийские республики, входившие ранее в состав СССР (Латвия, Литва, Эстония), и другие страны. Прежний, чисто западнический образ Союза уступает место новому, учитывающему его расширение на восток, хотя без участия России, других независимых государств, являвшихся в недавнем прошлом республикам бывшего СССР, он не в состоянии приобрести подлинно общеевропейский характер.
«Западничество» европейского права имеет свои исторические корни. Его территориальные рамки — это в известной мере отражение и итоги прошлого, когда Европа делилась, казалось, но географическому, а па самом деле по политическому признаку — на Западную и Восточную. В сфере экономики разделение Европы проявлялось в том, что на Западе капиталистическими странами были созданы европейские сообщества, а на Востоке существовал блок социалистических стран, объединенных в Совет экономической взаимопомощи. Между сообществами и СЭВ в последние годы существования блоков наводились определенные «мосты», устанавливались те или иные отношения, но в принципе обе организации развивались, если далеко не всегда как антиподы, то во всяком случае как носители многих взаимоисключавших друг друга принципов.
Развитие европейского права отражает позитивные процессы, ведущие в перспективе к единству всей Европы. Наглядным л убедительным примером явилось принятие России в 1996 г. в Совет Европы. Это очень авторитетная межгосударственная организация, целью которой является «достижение большего единства между ее членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава Совета Европы). Свои цели Совет Европы призван достигать посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
Учрежденный еще 5 мая 1949 г. всего 10 участниками, Совет Европы насчитывает ныне в своем составе вместе с Россией 40 европейских государств. Это — Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Еще ряд стран — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина — имеют в Совете Европы статус специально приглашенного государства. Как видно, Совет Европы является сегодня по-настоящему общеевропейской организацией.
Если исходить не столько из Устава Совета Европы, сколько из его реальной деятельности, то можно сказать, что эта организация получила всеобщее признание прежде всего благодаря своей активности в севере прав и основных свобод человека. Главным достижением является принятая Советом Европы еще в 1950 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая в обиходе часто называется Европейской конвенцией о правах человека. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые государства — члены Совета Европы.
Европейскую конвенцию трудно описать только в категориях традиционного международного права, хотя она отражает многие черты своего исторического предшественника — Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Европейская конвенция нс только закрепила основные права и свободы человека в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, но и пошла в этом направлении значительно дальше. Путем дополнительных протоколов перечень основных прав и свобод был заметно расширен. А самое важное состояло в том, что Европейская конвенция предусмотрела международный механизм, который предназначен для защиты прав и свобод человека. До этого международное право не знало ничего подобного.
Участники Европейской конвенции учредили Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека — два института, составивших организационную основу международного механизма. И Комиссия, и Суд были наделены правом рассмотрения жалоб как государств, так и индивидуумов. Согласно Конвенции, «любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Комиссию через Генерального секретаря Совета Европы вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции другой Высокой Договаривающейся Стороной» (ст. 24). Далее устанавливалось, что Комиссия может получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что договаривающаяся сторона, на которую подана жалоба, заявила, что она признает компетенцию Комиссии получать такие петиции. Те из договаривающихся сторон, которые сделали такое заявление, обязуются никоим образом не препятствовать осуществлению этого права (ст. 25).
Механизм обеспечения Европейской конвенции постепенно укреплялся и становился все более действенным. Страны — участницы Конвенции распространили полномочия Комиссии по правам человека па Суд. В последние годы был принят ряд дополнительных актов, расширивших компетенцию последнего. Среди них следует выделить Протокол № II к Конвенции (1994), согласно которому индивидуум, неправительственные организации и группы лиц получили право обращаться с петициями непосредственно в Суд. Роль Суда особенно возрастает в связи с тем, что Комиссия должна быть упразднена. Соответственно увеличивается нагрузка на Суд, структура которого приспосабливается к новым условиям. Протокол вступит в силу через год после того, как он будет ратифицирован всеми участниками Конвенции.
Участие России в Совете Европы даст нашей стране возможность широко использовать опыт, традиции и стандарты, выработанные коллективными усилиями стран-участниц, органами Совета Европы. Российские правовые реформы будут развиваться в значительной мере в рамках общеевропейского правового пространства. В свою очередь Россия призвана ряд важных параметров собственного права привести в соответствие с подходами и стандартами Совета Европы. В Заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы (№ 193, 1966) по заявке России на вступление в Совет Европы сказано: «Парламентская ассамблея принимает к сведению, что Российская Федерация полностью разделяет ее видение и толкование принимаемых на себя обязательств». В их числе — обязательство продолжить проведение правовой реформы, с тем чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; подписать и ратифицировать ряд конвенций Совета Европы, включая Европейскую хартию местного самоуправления, хартию региональных языков, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую конвенцию о запрещении пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также многое другое.
Позитивное значение имело некоторое оживление деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ), возникшей па базе Заключительного акта, подписанного в Хельсинки в 1975 г.
История развивается далеко не просто. И все же можно сказать, что будущее у общеевропейского права безусловно есть. Более того, такое будущее уже сегодня представляется многообещающим. Основания для такого вывода дают главные, определяющие тенденции развития интеграционных процессов не только в рамках Европейского союза, но и во всем мире. Эти тенденции говорят об усилении объединяющих начал, которые отражают расширение и углубление экономических, социальных, политических, культурных и прочих связей между странами и народами.
Интеграционные процессы развиваются, разумеется, не в абстрактном, а в реальном мире, не свободном от обстоятельств, их сдерживающих, л нередко и искажающих. Современная история знает немало случаев, когда, казалось, вопреки объективным тенденциям, обострялись межгосударственные и региональные противоречия, серьезно ослаблявшие интеграцию. Отсюда срывы, задержки, отступления и другие зигзаги, без которых, как известно, не обошлось развитие даже «показательного» участка интеграции — европейских сообществ и Европейского союза. Но если измерять время мерками истории, нельзя не признать, что все «минусы» представляют собой преходящие обстоятельства, отнюдь не способные решающим образом повлиять па общий ход интеграции и тем более отменить или даже приостановить действие определяющих ее объективных закономерностей.
Европейское право — это феномен, характерный не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Его развитие несет на себе отпечаток времени. Во-первых, геополитические реальности еще далеки от того, чтобы видеть в Европе целостный во всех отношениях организм. Во-вторых, предметом регулирования были и остаются в
первую очередь экономические отношения, хотя к ним и добавляются права человека и многое другое. В-третьих, наднациональный характер европейского права проявляется далеко не повсеместно; многие институты европейского права по-прежнему определяются нормами международного права. В-четвертых, европейское право все еще недостаточно обращено непосредственно к человеку, в том числе к человеку как к субъекту экономических и социальных отношений.
Со временем европейское право охватит новые сферы отношений, новые страны и регионы. Оно может стать символом новой Европы, объединенной на базе общих интересов, достижений интеграции. Это несомненно потребует немалых усилий государств, народов, миллионов и миллионов простых людей. Интеграция станет успешной прежде всего тогда, когда в центре ее внимания окажется человек, а сама она будет осуществляться на демократических основах. Что же касается ее форм и методов, то они наиболее эффективны при условии, что соответствуют ее принципам.
Европейское право — учебная дисциплина
В российских высших юридических учебных заведениях до сих пор, как правило, не преподавался курс европейского права. Он еще не вошел в официально утвержденную обязательную программу дисциплин, подлежащих изучению будущими юристами. Соответственно ни в одном из юридических вузов не было кафедр европейского права, не было и учебников и учебных пособий по этому предмету. Непривычной была сама идея его преподавания.
Разумеется, студенты получают некоторые знания в сфере европейского права. Отдельные проблемы, особенно связанные с созданием европейских сообществ и Европейского союза, рассматриваются в курсе международного права. Но делается это как бы походя, главным образом в связи с изучением региональных международных организаций. Определенное внимание проблемам сообществ и европейского права уделяется в рамках новой самостоятельной юридической учебной дисциплины, посвященной правовому регулированию международных экономических отношений. Однако и здесь тема европейского права растворилась в массе других проблем. В последнее время ряд общих вопросов развития европейских сообществ и Европейского союза, в частности проблема конфедерализма и федерализма, стал затрагиваться в курсах общей теории государства и права, а об институтах и праве сообществ и Европейского союза в сопоставительном плане начали говорить в курсах внутригосударственного (национального) права, что, кстати, значительно облегчает их восприятие. Впрочем, удельный вес проблем европейского права не был, да и не может быть сколь-нибудь значительным, хотя здесь, пожалуй, больше аналогии с. национальным правом, чем с международным.
Примеры можно продолжить, но и приведенных выше достаточно для вывода о том, что, хотя некие знания в сфере европейского права студентам давались, они, эти знания, могли носить лишь отрывочный, далеко не систематизированный, а то и просто поверхностный характер. И если с таким положением раньше приходилось мириться, отчасти в силу инерции старых подходов, а то и по причине шатаний в системе высшего юридического образования, то по мере наведения определенного порядка и обновления программ наступает время пересмотра прежних позиций. Нельзя не замечать, что знание европейского права постепенно превращается в условие квалифицированной и продуктивной работы российского юриста во многих сферах правового развития. В активные деловые отношения России с Европейским союзом и государствами-членами включаются как сама Федерация, так и ее субъекты, как государственные учреждения и предприятия, так и частный бизнес.
В самое последнее время ситуация в сфере высшего юридического образования начала меняться в лучшую сторону. В некоторых вузах, например в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук, европейское право включено в программу обучения в качестве обязательного предмета. При Московском государственном институте международных отношений создается Центр европейского права. Можно ожидать, что на такой путь встанут многие другие юридические вузы России. Появился ряд интересных публикаций по проблемам европейского права. Большая работа по изучению европейских проблем, в том числе правовых, проводится в Институте Европы Российской Академии наук. Эти и другие меры позволяют наладить подготовку специалистов по европейскому праву, которые становятся все более нужными в нашей стране.
Многоаспектность европейского права, его комплексный характер, включение в его состав не только отдельных норм, но и объемных разделов из других отраслей права, как публичного, так и частного, наглядно подтверждают трудности, стоящие на пути преподавания. В наше время очень трудно — если вообще возможно — быть одновременно специалистом по конституционному, административному, гражданскому, таможенному, налоговому, антимонопольному, трудовому, банковскому, страховому, международному н многим другим отраслям права. Между тем не только природу европейского права, но и особенно его функционирование невозможно раскрыть без того, чтобы не обращаться ко всему объемному разноотраслевому нормативному материалу.
Европейское право как учебная дисциплина для российских студентов, бесспорно, должно отличаться по своему содержанию и стилю от своих аналогов, изучаемых в университетах стран, входящих в Европейский союз. В России, которая не является и, очевидно, еще длительное время не будет являться государством — членом Европейского союза, преподавание европейского права должно концентрироваться главным образом на общих проблемах Союза, а также на тех «внешних» проблемах, которые связаны с развитием отношений между ним и Россией. Однако это не означает, что проблемы внутренней организации и особенно правового регулирования многообразной деятельности европейских сообществ и Европейского союза должны полностью отойти на второй план и излагаться упрощенно. Дело обстоит иначе.
Изучение европейского права в России имеет многофункциональное назначение. Разумеется, углубленные знания о сообществах и Европейском союзе нужны сегодня в первую очередь тем, чья деятельность в той или иной мере протекает в сфере торговых отношений между Россией и ЕС. С расширением связей России с Европейским союзом и его государствами-членами численность тех, для кого знание европейского права составляет обязательное условие успешной деятельности, будет постоянно расти. Процесс ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским союзом идет к концу, а значит Соглашение вскоре будет действовать в полную силу.
Без знания европейского права сегодня невозможно грамотно заниматься вопросами европейской и мировой политики. Назначение и реальную роль сообществ, Европейского союза, других региональных организаций в Европе можно раскрыть, только хорошо понимая их правовой статус, внутреннюю структуру, права и обязанности, формы и методы деятельности. Не случайно историки, политологи, экономисты в своих работах уделяют правовым аспектам интеграционных процессов самое пристальное внимание.
Наука европейского права
Как и само европейское право, наука о нем очень молода. Можно было бы сказать, что в России она находится еще в зародышевом состоянии, а в странах Европейского союза, где ее развитие началось на несколько десятилетий раньше, наука европейского права, пожалуй, достигла подросткового возраста. В нашей стране особенно очевидна диспропорция между потребностями в научных знаниях о европейском праве и результатами, достигнутыми исследователями. С одной стороны, изучение европейского права, как и других сфер развития интеграционных процессов, становится в России все более важным направлением не только в системе высшего юридического образования, но и в научных исследованиях. Это прямо связано с повышением роли Европейского союза в современной экономике и политике в континентальном и в мировом масштабах и особенно в рамках экономических и внешнеполитических интересов нашей страны. С другой стороны, в России еще не создан достаточно мощный самостоятельный центр по изучению европейского права, который объединил бы специалистов в данной отрасли науки.
Научные разработки проблем европейского права, главным образом права сообществ, в настоящее время наиболее развиты в Институте государства и права Российской Академии наук, где подготовлен ряд монографий и сборников по этим проблемам. Среди них следует назвать работы Ю.М. Юмашева «Правовое регулирование прямых иностранных инвестиций в ЕС» (1988), «Междуна-родно-правовые формы внешнеэкономических связей ЕЭС» (1989), И.С. Крыловой «Европейский парламент (правовые вопросы)»' (1987), Б.Н. Топорнина «Европейские сообщества: право и институты» (1992), «Евратом: правовые проблемы» (1992, ответственный редактор — А.И. Иойрыш). За пределами Института вышли всего две правовые работы: М.Л. Энтина «Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции» (1987) и А.В. Клемина «Европейский союз и государства-участники: взаимодействие правовых порядков (практика ФРГ)» (Казань, 1996). Правда, имеется немало интересных статей, опубликованных по проблемам права сообществ, но перечень монографических работ, к сожалению, на этом исчерпывается, что никак нельзя считать даже мало-мальски удовлетворительным итогом.
Что касается других разделов европейского права, то положение здесь не лучше. Оно облегчается лишь тем, что многие вопросы разрабатываются в рамках международного права. В последнее время заметно оживилась разработка проблем, связанных с вступлением России в Совет Европы. Об этом говорится в сборнике документов и материалов «Право Совета Европы и Россия», подготовленном С.А. Глотовым (1996). О Совете Европы написал монографию М.Л. Энтип (1996).
Юристы не одиноки в разработке проблем европейской интеграции. Многое делается экономистами, политологами, историками, представителями других отраслей науки. Разработка этих проблем была начата еще в 60-е годы прежде всего в Институте мировой экономики и международных отношений. В настоящее время одним из главных центров таких исследований является Институт Европы Российской Академии наук. Соответствующие разработки проводятся и в некоторых иных академических институтах, в Институте научной информации по общественным паукам, Институте всеобщей истории, Институте международных экономических и политических проблем и др. Научная работа по европейским проблемам развивается в ряде высших учебных заведений России, в первую очередь в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном институте международных отношений. Создана и успешно действует Ассоциация европейских исследований (АЕВИС), объединяющая высококвалифицированных специалистов, изучающих проблемы развития Европы. В итоге сегодня можно говорить не только о количественном, но и качественном приросте в комплексной научной дисциплине — российской европеистике.
Путь, пройденный нашей наукой, был отнюдь не простым и не легким. Первые разработки начинались еще тогда, когда на исследователя давил груз жесткой идеологизации обществоведения, что неминуемо порождало штампы и стереотипы мышления. Во многих случаях не виной, а бедой ученых была строго контролируемая необходимость следовать за официально признанными догмами и установками, что практиковалось даже тогда, когда условия общественного развития кардинально менялись. Отсюда проистекали упрощенчество и схематизм, отсутствие глубокого анализа жизненных реалий. Длительное время, например, и в теории, и на практике абсолютизировалось и примитизировалось негативное отношение В.И. Ленина к выдвинутому в первой половине XIX в. и воспринятому европейскими социал-демократами лозунгу Соединенных Штатов Европы'. На этой основе сам замысел западноевропейской интеграции объявлялся нежизненным и реакционным. При этом игнорировалось то, что Ленин делал свои выводы в совершенно иных исторических условиях.
Все это, может быть, в какой то мере объясняет, но, бесспорно, не оправдывает негативную позицию, занятую первоначально официальной наукой по отношению к западноевропейской интеграции. В теоретическом плане это означало игнорирование объективной природы интеграционных процессов, неумение отделить существенные, принципиальные черты общественного развития от конкретных и временных политических интересов. Неудивительно, что при таком подходе экономическое сообщество практически отождествлялось с НАТО, а суть интеграции виделась в агрессии международного империализма.
На первое место при рассмотрении проблем интеграции выдвигались противоречия, которые якобы неминуемо приведут к развалу сообществ. Это была трансплантация столь распространенного в те годы тезиса о неизбежном обострении межимпериалистических противоречий, которые ничто не может ни устранить, ни даже существенно смягчить. Это была явная «зашоренность», мешавшая строго научному анализу. И дело не в одних лишь противоречиях: они действительно имели место и нередко заметно влияли на ход событий, преимущественно сдерживая и ограничивая развитие интеграции. Ошибка состояла в том, что вне анализа оставались факторы, способствовавшие преодолению противоречий, поиску согласия и компромисса. К сожалению, запрограммированное выпячивание противоречий можно отметить в научной и учебной литературе и в начале 90-х годов. Только этим можно объяснить, например, то, что соглашения о принятии новых стран в Европейский союз на правах ассоциированного членства трактовались как доказательство усиления традиционных и возникновения новых противоречий внутри «Общего рынка»'.
И все же серьезные разработки стали пробивать себе путь еще в 60-е годы. В последующие десятилетия вышел ряд содержательных монографий. Но только с преодолением догматизма и открытием широких возможностей для объективного анализа положение дел как в обществоведении в целом, так и в европенстике в частности существенно изменилось.
Нельзя не отметить, однако, что правовые проблемы западноевропейской интеграции не занимали большого места в работах, посивших исторический, внешнеполитический и экономический характер. Должной связи между юристами и их коллегами из смежных областей европсистики не было. Сотрудничество между ними только налаживалось. Вероятно, оно окрепло бы значительно быстрее, если бы российская наука не оказалась на рубеже 80—90-х годов в трудном положении. Особенно сильно била по науке нехватка финансовых средств.
Неудивительно, что в этих условиях объем публикаций по проблемам развития европейского права, равно как и по другим проблемам европеистики, заметно сократился — особенно это коснулось монографических изданий. Однако, невзирая на трудности, ученые продолжили свои разработки. В центр внимания попали также вопросы, связанные с развитием самой России. Речь шла в первую очередь о том, насколько опыт европейских сообществ может быть полезен для формирования новых отношений России с бывшими советскими республиками, особенно в рамках СНГ. Отклоняя попытки механического заимствования опыта западноевропейской интеграции, ученые подчеркивали необходимость творческого освоения и применения базовых, основополагающих принципов международных отношений, имеющих универсальное значение. В этой связи была усилена разработка методологических проблем интеграции.