Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Езиды, курды

Езиды, курды

Езиды, курды

Прежде всего, было бы целесообразно обратиться к вопросу самоназвания этого национального меньшинства. В ходе исследований авторам встречались разные варианты их самоназвания, обстоятельство, которое обсуждается по сей день, и бытуют различные мнения. Обращаясь к этому вопросу, мы ни в коем случае не претендуем на то, что наши версии окончательны и точны.

Часть этого национального меньшинства в Армении называет себя "езидами", как этническая общность (этнос). Они отрицают сходство с курдами, подчеркивая, что езиды не являются курдами. В книге "Национальности Армении", выпущенной в 2000 г. в первый раз были представлены езиды и курды. В статье про езидов Джамал Садакян отмечает, что "существует точка зрения, что езиды – это те же самые курды, но этот факт не обоснован и заслуживает осуждения и критики. Езиды со своим языком, письменами, религией, обычаями и многими национальными особенностями являются самобытным и отдельным народом. Ассимиляция езидов с другими народами означает автоматическое отрицание существования езидов в течение многих веков". В той же книге приводятся данные, что на территории Республики Армения сегодня проживают около 60.000 езидов.

Во второй статье, относящейся к живущим в Армении курдам, Амарике Сардар отмечает, что мы используем понятие "курды" в широком смысле, подразумевая курдов-мусульман, так же как ту часть езидов, которые считают себя езидскими курдами. Вместе с этим известно, что другая часть езидов, которая до сих пор сохранила свою веру – зороастризм, считает себя отдельным народом.

Автор статьи, приводя факты всесоюзной переписи населения 1989 г., приводит то же самое число – 60.000, но в этом случае подразумеваются как мусульманские курды, так и езиды-курды.

Из этих двух статей не становится ясным, сколько же на самом деле езидов, езидов-курдов и курдов-мусульман живет сегодня в Армении. Это важно в сфере изучения или практики и значения этнокультурных особенностей, связанных с деятельностью государственных структур, общественных организаций и средств массовой информации. Более того, горячие дискуссии вокруг данной темы часто принимают острые формы.

Во время исследований авторы, общаясь с разными группами населения, часто встречали подобные явления. Так, часть населения в регионах Талина и Аштарака Арагацотнского округа, Армавире и Эчмиадзине Араратского округа, большинство населения Араратского округа, так же как и часть городского и сельского населения, а также жителей Еревана, называет себя езидами, не принимая отождествления с курдами. Одновременно в регионе Арагацского и Арагацотнского марзов, в Ереване и некоторых городах Республики часть населения называет себя "курдами" с этнической принадлежностью и религией зороастризма. Большая их часть считает название "езидские курды" легальным и допустимым.

Трудно определить общее соотношение между этими двумя группами, у одной из которых "езидо-курдское" самосознание, у другой – "езидское", без новой переписи населения. В 1989 г., согласно данным переписи населения 1989 г. проведенной Советским Союзом, количество езидов составляло 51.9 тыс., а курдов – 4.2 тыс. человек.

Не углубляясь в обсуждение этнокультурных аспектов изучаемой проблемы (которые не входят в основные задачи программы), мы можем только отметить тот факт, что в течение XIX-XX вв. были проведены многие исследования, которые поднимали вопросы этнокультурного соотношения езидов и курдов. В исторической, этнографической, статистической, фольклористической и художественной литературе, изданной в прошлом, в основном, как правило, были упомянуты курды, а езиды считались отдельным народом. Нельзя сказать, что у определенной части населения не было собственного этнического самосознания в указанное время, оно существовало и проявлялось в некоторых случаях. Тем не менее, в науке существовала преобладающая тенденция, согласно которой, езиды не считались независимой этнической единицей.

В наши дни эти вопросы широко обсуждаются как на научном, так и на общественном уровне. Сегодня в Республике Армения некоторые авторы по-прежнему выделяют езидов, как независимый народ, как отдельную этнокультурную общность. На самом деле существует компактная масса населения, у которой выражено езидское этническое самосознание, которая не может быть отождествлена с курдским. Иногда они противоположны друг другу. Езидское этническое самосознание широко проповедуется некоторыми общественными организациями.

Мы не можем отрицать тот факт, что в некоторых селах и городах Республики Армения есть большое количество населения с ярко выраженным курдским самосознанием, но по религии они считаются последователями Шарфадина. Эта часть населения не приравнивает этническую принадлежность к религиозной.

Это запутанный вопрос, и мы не имеем права решать, кто и как должен называть себя. Это право принадлежит им – народу или той ее части, которая формировалась в течение многих веков и осознает и решает свою принадлежность к той или иной этнической общности. Здеь надо проявить абсолютную терпимость. В подобных случаях дискуссии должны проходить в рамках этики. Мы думаем, что такое отношение должно быть и со стороны правительственных структур, общественных деятелей и ученых. Эти этнические общности всегда находились в процессе изменения, и существуют этносы, находящиеся в процессе формирования, другие скрещиваются, третьи распадаются на отдельные самостоятельные части, а четвертые срастаются и создают единый этнокультурный народ. Исторические, политические, экономические, культурные, религиозные и другие факторы отражаются на этнических процессах, значительность которых не может быть оставлена без внимания, но мы должны обязательно принять учесть их во время объяснения и анализа этнокультурных процессов, которые часто получают политическую актуальность и значимость.

История появления и распространения езидов и мусульманских курдов в Армении следующая:

Как известно, основная часть этих народов живет преимущественно в Турции, Иране, Ираке, Сирии и других странах Азии, и частично в Европе. Как свидетельствуют источники, их отдельные группы могли появиться на территории исторической Армении в I в. д.н.э., и на территории сегодняшней Республики Армения – вероятно в начале II тысячелетия.

Согласно данным начала XIX в. их число было небольшим. Уже в 1830 г. согласно данным И. Шопена (после присоединения Западной Армении к России), количество мусульманских курдов возросло до 10.413 человек, шиитов – 6.435, суннинов – 3.978, и езидов – 324 человека.

Позже, в результате изменения политических, социально-экономических и территориальных условий, также как и природного и механического роста, количество и места распространения национальных групп изменились. Итак, мусульманские курды, в основном, распространены на территориях, где живут мусульманские народы – на сегодняшней территории Азербайджана, так же как в той части Армении, где живут мусульманские турки, называемые азербайджанцами.

В 1926 г. согласно всесоюзной переписи населения, в Республике Армения жили больше езидов (курдов), чем мусульманских курдов. Количество езидов (курдов) составляло 12.237 человек, а мусульманских курдов – 3.025 человек. Сравнение сельского и городского населения показывает, что количество обоих национальных меньшинств довольно-таки малое.

Народ



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена