Феодальный замок как крепость и жилище феодала
Феодальный замок как крепость и жилище феодала
Быт и нравы феодалов
Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны.
В IX—XI вв. Европа покрылась феодальными замками. Замок— обычное жилище феодала — одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Замок позволял феодалу господствовать над всей близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Особенно много замков было построено в связи с набегами норманнов, арабов и венгров. Издали замок напоминал гнездо хищной птицы: он строился обычно на лесистом холме или высоком берегу реки, откуда можно было бы хорошо обозревать окрестность и где легче было обороняться от врага. Вплоть до конца Х в. замки строились преимущественно из дерева и представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем — дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т.п. Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить каменные замки, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими каменными стенами с бойницами и дозорными башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня — “донжон”. Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились враги феодала — его пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. При тогдашнем состоянии военной техники такой каменный замок трудно было взять штурмом. Обычно он сдавался лишь в результате многомесячной осады.
Замок был окружен глубоким рвом. Вокруг него возводилось несколько рядов толстых каменных стен, увенчанных круглыми или четырехугольными башнями с узкими бойницами. Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные ворота, окованные железом. За превратной башней помещалась подъемная дверь в виде чугунной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной прорвавшегося противника. За первой стеной располагался хозяйственный двор с мельницей, кузницей, оружейной и другими мастерскими. За вторым рядом стен помещались главная башня замка, конюшни и склады оружия. Основным оплотом замка во время осады служила главная замковая башня. В ней находились и жилые комнаты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся дубовый стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков, баранов и оленей. Винтовая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние жилые помещения. Один этаж был изолирован от другого. Если враги прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. Затем люк плотно прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хранились обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял собой настоящую крепость, защищавшую феодала от “внешних” врагов – других феодалов и от своих подданных – крепостных, если они восставали. Однако взглянем на замок с точки зрения удобств. Вот как описывает на основании исторических документов замок средневековья французский историк и критик Люсьен Февр: “ Отведите на минуту взгляд от фасадов в античном стиле, от многочисленных скульптур, от великолепно отделанного мрамора. Взгляните на эти роскошные резиденции попросту глазами нанимателя, осматривающего жилье. Все помещения расположены анфиладой, они огромны, однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из одного конца этажа в другой, нет иного способа, как миновать одну за другою все сообщающиеся между собой залы… Можно не сомневаться, что зимою там приходилось дрожать от холода… Тщетно целая армия истопников таскала полные короба хвороста и поленьев из одной комнаты, где стояла печь, в другую такую же… Поодаль от огня люди мерзли. А если огонь пылал, люди под навесом камина изнемогали от жары.”
Феодальные замки XII-XV столетия
Система взаимосвязей в феодальной верхушке базировалась на вассальной зависимости. Чтобы отметить своего выдающегося дружинника за верную службу, король дарит ему замок или даже целую доминию (феодальное владение) вместе с населением, которое там проживало и делает его своим вассалом. Это не только привязывало феодала к королю, но и накладывало определенный отпечаток на его способ жизни. В большинстве случаев, получив от короля замок или доминию, феодал жил в непосредственной близости от своих подчиненных. Часто он обрабатывал землю и вел свое натуральное хозяйство вместе с челядью. Поэтому феодал и строил свое жилище-поместье в центре своих владений среди полей. К тому же право на владение часто необходимо было доказывать с оружием в руках от других феодалов. Ведь эпоха раннего феодализма наполненная бесконечными междоусобицами. Из замка, построенного в непосредственной близости от подчиненных крестьян, феодал мог контролировать все подходы к своему владению, здесь он защищался от врагов, и сам готовился к наскокам на владения соседей или купеческие караваны. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Феодальные поместья строили жилые и хозяйственные строения, а также землянки и деревянные домики челяди. До 12 столетия на таких поместьях единым каменным сооружением оставался храм. Наиболее часто такие поместья имели и самые элементарные укрепления. Укрепление феодальных отношений принесло определенный переворот в классовом сознании феодальной верхушки, которая вырабатывает свою, свойственную только ей, идеологию. В странах Западной Европы в последней четверти 12 столетия у высшего сословия появляются наследственные права на владения землей, извне подкрепленные появлением гербов, титулов. В феодальной верхушке появляется сознание своего господствующего положения. Так высшая знать, и в первую очередь ее почетные представители, становятся участниками всех выдающихся событий эпохи - как военных, так и политических. Значительным поворотом в развитии феодальной культуры, в том числе и строительной, стали крестовые походы, знакомство с арабским миром утонченной культуры, с Византией. Частые сношения с иностранцами требовали от местных дворян-феодалов выравнивание с ними не только в богатстве одежды и оружия, но и в такой важной области, как культура жилища. Вырабатывается специфический ритуал общения, взаимных визитов феодалов, участие их в турнирах или охоте. В тех условиях деревянное строение, в котором жил феодал с семей и где он принимал гостей, уже не отвечало своему назначению. Поэтому вполне естественно, что свои жилища феодалы начинают перестраивать. На смену дереву как строительному материалу приходит камень. Если в X-XI столетии право строить замки в центрально-европейских королевствах имел исключительно король и строились они как административные центры, то с развитием феодальных отношений постепенно происходит обособление бывших членов дружины короля, закрепление за ними и их наследниками даренных за службу земель, а вместе с этим возникает необходимость строить замок феодала в непосредственной близости от подчиненных крестьян. Феодал строит свой каменный замок наиболее часто в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который вознесся над равнинной местностью. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Продолжают строить замки и короли, как административные центры, так и для защиты свободных (независимых от местных феодалов) королевских городов, которые возникают в 12-13 столетии на всех значительных торговых путях и местах добычи разных руд и соли. Как правило, замок строился на горе, а город на равнине на некотором расстоянии от него. Следует отметить, что эти расстояния, которые сохранились на протяжении столетий, были вызваны не только и не столько топографическими особенностями местности, нежели стратегическими соображениями: необходимостью создавать простор для обстрела нападающих на замок и в то же время хранить замок от пожаров, которые были достаточно частыми в городах того времени с их деревянными строениями. С другой стороны, жители города тоже хотели сохранить дистанцию с грозным соседом, потому что отношения между ними были далеко не мирные. В конце 12 столетия в поместьях стали появляться новые сооружения - каменные башни - предшественники нового типа замков. Образец для первых каменных замков дал более прогрессивный феодализм Западной Европы. Там же был разработан и утвердился романский архитектурный стиль, название которого происходит от латинского наименования города Рим. В этом есть уже намек на то, что романский архитектурный стиль базируется на римской архитектурной традиции. Но он вместе с тем, вобрал в себя элементы и традиции архитектуры Византии, а та в свою очередь - архитектуры Ближнего Востока. Итак, в романском стиле отразился опыт строителей практически всего Средиземноморья. В Центральную Европу, и в том числе и в нашем крае его принесли в 12 столетии строительные артели из Западной Европы. В романском стиле строятся и своеобразные замки. Прежде всего, строятся толстые крепостные стены, которые окружают внутренний двор замка. Посреди двора, на возвышенном, строится каменная башня-донжон, которая напоминает сторожевые башни древнеримских укреплений. Башня выполняла жилищные и оборонные функции одновременно. Иногда в донжоне была и часовня. С начала 13 столетия строительство феодальных замков, доминантой которых есть каменная башня, набирает значительного размаха. Толчком к этому послужило стремление дворян еще больше укрепить свою власть, противопоставить себя королю, сравнятся с ним не только богатством, но и способом жизни. Феодал строит свой каменный замок, наиболее часто, в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который возносится над равнинной местностью. Эти замки исполняли уже не только оборонные и жилищные функции, но и репрезентативные. Замки-башни, как правило, имели несколько этажей, толщина их стен достигала 3-4 метра, только на уровне второго и третьего этажа стены были прорезаны узенькими окнами, редко размещенными по всей стене. Жилище феодала находилось на втором этаже, куда можно было попасть через один узенький проход по приставной деревянной лестнице или ступеньках, которые в случае опасности можно было забрать или сжечь. На первом этаже размещались каморы с запасами еды на случай осады, и арсенал. На третьем этаже были комнаты слуг и воинов, а на верхней площадке выставлялись сторожевые. Башня-донжон, конечно, имела и подземелье, где размещалась тюрьма. Оборонная система романского замка была для своего времени очень сложной. Первую ее линию составляли земельные валы и глубокий ров, который окружал всю территорию замка. Вторую - крепостные стены, которые в 12 столетии уже укреплялись малыми защитными башнями. Вход в замок, как правило, вел через подземный мост. Замковая башня-донжон хоть и является неотъемлемой составной частью замка, однако она целиком автономное сооружение, которое можно защищать успешно и само по себе. В 12 столетии рядом с донжоном появляется еще и дом, в котором жил собственник замка и его семя в мирное время. Здесь же строят семейную часовню, кухню, конюшню и другие хозяйственные помещения. Наиболее ярким представителем романского типа замков нашего края является Середнянский, а также самая старая часть Мукачевского замка, так называемый "Верхний замок", основные сооружения которого были построены за времен князя Федора Корятовича в конце 14 столетия - в начале 15 столетия. Запоздалое строительство донжона в Мукачевском замке объясняется значительной отдаленностью его от политических и культурных центров Европы, что приводило к задержкам в восприятии новых идей. Конечно, романский замок с башней-донжоном, имел уже значительную обороноспособность. Однако в этих замках можно было вести только пассивную оборону. Поэтому, когда в конце 13 столетия появилась новая строительная техника, которая позволяла строить значительно сложнее и более гибкую систему обороны замка, свое значение замки-башни постепенно утрачивают. Им на смену приходит готический замок с более совершенной фортификационной системой. Между романским и готическим стилем нет четкого хронологического рубежа. Уже в середине 12 столетия, в период расцвета романского стиля, в северной Франции появляются элементы нового готического стиля. Его характерными чертами есть вертикальность композиции, стрельчатая арка, достаточно сложная каркасная система опор и ребристый склеп. Из Франции готика уже в конце 12 столетия распространилась в соседние страны, в Англию, Германию, страны Дунайского бассейна. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем, в рамках которого создана была целиком своеобразная система форм, достигнуто новое понимание пространственной и объемной композиции. Название "готика" не отражает правильной сути данного стиля. В период Возрождения это было насмешливое название, придуманное итальянскими архитекторами для всего строительства на север от Альп, будто бы связанного с варварскими германскими племенами-готами. На своей родине, во Франции, этот стиль носит название "стрельчатый". Значительных изменений в эпоху готики претерпевает архитектура феодального замка. Развитие производственных сил позволяет феодалу присваивать значительно большую часть продуктов труда крепостных крестьян и за их счет удерживать значительное количество ремесленников, в том числе и строителей. В Центральной Европе, в том числе и нашем крае, значительным толчком к строительству крепких феодальных твердынь на стратегически важных местах стала татаро-монгольское нашествие в средине 13 столетие, и постоянная опасность их повторного прихода на Тисо-Дунайскую низменность. Поэтому венгерские короли в отличие от времен домонгольского нашествия прямо обвязывают феодалов строить замки, используя при этом новейшие достижения общеевропейской фортификации. В последней четверти 12 столетия в французской замковой архитектуре появляется новой элемент, который значительно усиливает обороноспособность замков - округлая башня с ребром. На проекции сверху башня имеет форму треугольника, угол, вершина которого равна 75-90 градусов. Катеты данного треугольника - две прямые стороны - создают острое ребро, которое призвано свести к минимуму эффективность прямого попадания вражеских снарядов на стены башни. Этим не только усиливалась обороноспособность замка, но и достигалось сильное художественное и психологическое впечатление: из нейтрального, без какого-либо направления тела округлой башни создался динамический элемент, а задумывалось монолитное фортификационное сооружение, которое встречало врага крепким каменным лезвием, направленным на противоположную сторону от входных ворот замка. Однако, несмотря на все позитивные качества нового элемента фортификационной системы французской замковой архитектуры, в первой половине 13 столетия круглая башня с ребром значительного распространения в Европе не получила. В середине 13 столетия округлая башня с ребром появляется во Франции второй раз, к тому же в двух вариантах. В первом варианте ребро уменьшается и выступает в форме небольшого отростка, художественно подчеркивая нейтральность цилиндрической формы башни, которая осталась неизменной. Бывшая функция ребра этим самым аннулируется и остается только художественный смысл, динамизирующий округлость формы башни. Второй вариант создавали башни, которые в плане были трехгранными. У них ребро создается за счет выпуклости кривой стороны. Замки вырастают в большое хитросплетение стен, башен, переходных мостиков и галерей, разнообразие их планов безгранично. Наиболее часто архитекторы и строители эпохи готики, имея определенные детали и руководствуясь принципами фортификации, вели строительство замка в согласии с рельефом скалы или холма, на котором замок строился. План замка приобретал при этом неправильных форм. Такие красочные контуры плана придавали замку творческую натуральность. Замковые стены и башни казались продолжением скалы, как будто сама природа породила архитектурные формы замка. А поскольку природа не любит повторений, то и архитектура замков, тесно связанная с ней становится индивидуальной. На рубеже 13-14 столетий отмечается определенное выравнивание возможностей осадной техники и фортификационных систем замков. Это выравнивание дало возможность уделять больше внимания художественному оформлению замков, особенно их жилищной части - палацу. В результате мастерами эпохи готики был создан новый тип палаца, ядром которого стал внутренний двор, окруженный одно или двухэтажной аркадой (Ужгородский, Мукачевский замки). Но внутреннее устройство залов и комнат палаца остается еще аскетическим, на первом плане выступают все-таки соображения обороны, основное внимание еще концентрируется на главной оборонной башне. В утверждении готического стиля в замковой архитектуре ведущую роль сыграли королевские замки. Замок короля, вместе со стратегическими функциями, выполнял роль государственной резиденции, в которой размещался королевский двор и многочисленная охрана короля. В этой резиденции король принимал и иностранных послов. В стремлении предстать перед иностранцами с наилучшей стороны и выше вознестись над подчиненными и своим окружением, король ревниво следил за всеми изменениями, которые происходили в замковой архитектуре. Существующие типы замков, таким образом, все время обогащались новыми элементами, то есть постоянно происходит художественное переосмысление замковой архитектуры. В 14 столетии на основании древних типов замков появляются два новых варианта, которые указывают на два разных способа поисков новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант -подчеркнуто продольная ось замка - является художественным переосмыслением старого типа замков. Подчеркнуто продольная ось не только визуально увеличивала расстояние между башней и замковым палацем. Сама башня все время выдвигается вперед навстречу потенциальному врагу, а вместе с ней вытягивается и кривая замковой стены. При чрезмерной вытянутости продольной оси сооружения, одой башни для обороны всего замкового ареала уже мало. Так появляется новый элемент в замковой фортификационной системе - замковая башня призматической формы. Появление новых вариантов замковых типов указывает на то, что простое повторение старых архитектурных форм уже не отвечает требованиям времени. Прежде всего, происходит художественное переосмысление сооружения. Вариации старых типов замков, которые отмечаются в 14 столетии, усиление фортификационной системы не принесли. Два варианта замков, которые появились в 14 столетии на основании замковых типов с 12-13 столетия, показывают на два направления, в которых происходил поиск новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант - подчеркнуто продольная ось - является только определенным усовершенствованием старого типа замков, в то время, когда второй вариант показывает на поиск собственного решения, хотя и на старой основе. То внимание, которое раньше уделялось замковой башне, сейчас полностью переносится на крепостную стену. В данном случае речь идет не только о механическом переносе акцента с одного элемента замкового комплекса на другой. Смысл этой трансформации намного глубже. Он показывает на то, что внутреннее пространство и стена, которая его замыкает, выступают уже как автономные элементы. Вариации старых типов замков, отмеченные в 14 столетии, оказались значительным стимулом для дальнейшего развития замковой архитектуры. Они доказали, что большая башня-основа фортификационной системы готического замка и символ средневекового дворянства, не такой уж и непоколебимый. Изменение взгляда на функциональную основу башни вызвало изменение ее кубической формы, которая логично выплывает с исключительно оборонной функции башни. Новая эпоха выдвигает перед башней новые задачи, расширяет рамки ее действенности. Оставляя башни ее оборонные функции, одновременно необходимо было лишить ее аскетичности, необходимо было создать в ее внутренней части жилищные помещения. Опыт подсказывал, что для сооружения, которое бы одновременно исполняло и оборонные, и жилищные функции, намного выгоднее четырехгранная форма, нежели округлая. Этим самым была нарушена старая традиция в строительстве каменных замков. Четырехгранная башня вместе с другими сооружениями создавала единый ансамбль. Введение в замковый комплекс жилищной башни дало возможность осуществить видоизменение существующего замкового типа. Поэтому готический стиль, особенно в своей видоизмененной форме, сохранялся в замковой архитектуре до конца средневековья. Однако уже в этот период в ансамбле королевского замка и замка высшей знати появляется несколько башен, отдельные из которых одновременно выполняли и оборонные, и жилищные функции. Такие башни означали не только обогащение существующего типа замков новыми элементами, но и оказались переходным этапом на пути к дальнейшему художественному изменению в замковой архитектуре. Наиболее четко выраженные черты готической архитектуры среди закарпатских замков в Невицком замке: готические башни Мукачевского замка были уничтожены в 16 - в начале 17 столетия. Хорошо сохранились жилищные готические палацы в Ужгородском и Мукачевском замках, хотя и в перестройках попозже.
Замки Англии
Рочестерский замок
Рочестерский замок (Rochester) в графстве Кент. Строительство замка в Рочестере началось в XI веке. Это один из первых каменных замков в Англии. Он находился в собственности церкви и был резиденцией архиепископов. Донжон замка имеет в плане форму квадрата с размером сторон 21 м. Высота 34 м. Башни по его углам возвышаются ещё на 4 метра. Толщина стен донжона в основании - 4 метра, наверху - 3,3 м. Вход в донжон находится в специальной пристройке на уровне второго этажа. Доступ на первый этаж осуществляется по винтовой лестнице со второго этажа. Главный зал занимал два этажа - третий и четвертый. На пятом этаже располагались личные покои архиепископа и молельня. В XVIII веке замок едва не снесли.
Замок Лидс(Leeds)
Замок рассмотрен как будучи наиболее красивым и наиболее бывшим замком Англии. В IX-ом веке, это было место Саксонского небольшого замка. Он был предложен Эдуарду I в 1278. Генри VIII также жил там многочисленными годами, как и шесть королей Англии.
Замок Bodiam
В 1385, король Ришар II дал разрешение Господину Эдуорду Далингригж строить замок около реки Rother для того, чтобы защищать регион против возможного вторжения французов. Господин Далингригж, который агитировал во Франции за Эдуорда III в течение войны 100 лет, без сомнения вдохновился французскими замками для того, чтобы строить замок Bodiam.
Замки Испании
Замок Avila
Основанная в XI-ом веке для защиты испанских территорий от Maures, Avila - средневековый город который лучше всего сохранен. У него прямоугольная форма, периметр которой - приблизительно два с половиной километра и двенадцать метров высота. Стены усилены крупными массовыми башнями. насыпи обладают девятью дверями.