Газета "Хыпар" и ее роль в чувашском национальном движении в начале XX века
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В Г.ЧЕБОКСАРЫ
Кафедра социальных и правовых дисциплин
Реферат
по дисциплине: История национально-государственного строительства
Чувашской Республики
на тему: «Газета «Хыпар» и ее роль
в чувашском национальном движении
в начале XX века »»
Выполнил: студент гр. 06 –Г-211
Степанов И.В.
Научный руководитель:
Кодыбайкин С.Н..
Чебоксары 2007
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3 стр.
Глава 1.
Национальное движение в Чувашии
в начале XX века …………………………………………………………..5стр.
Глава 2.
Первая чувашская газета «Хыпар»………..…………………………….. 7 стр.
Заключение………………………………………………………..............13 стр.
Список использованной литературы…………………………………….15 стр.
Ведение
В нашей исторической литературе проблема зарождения идеи самоопределения чувашей как самобытного этноса нова. Прежняя идеология вообще не допускала углубленных исследований по данной теме, ибо приоритет отдавался не национальному, а интернациональному вопросу, и проблематика развития "малых" народов считалась неактуальной.
Коммунистическая партия, сохранив в основе своей идеологии руководящую роль одного русского народа и абсолютизировав теорию классовой борьбы, ловко уводила нации и народности от проблем их возрождения и развития. Наибольшей ложью явилось искусственное "разрешение" национального вопроса в СССР, и огромная страна развалилась как карточный домик. И что удивительно, так это то, что новые государственные образования не отказались от идей превосходства своих наций. Новую волну подъема переживает великорусский национализм, взявший на вооружение многие атрибуты прежней царской власти, ставшие снова тормозом в развитии добрых межнациональных отношений. Поэтому нам, чувашам, небесполезен небольшой экскурс в прошлое.
Правящие круги многонациональной России во все времена пугались возможности какого-либо "сепаратизма" среди покоренных "малых" народов. Поэтому самодержавный строй выработал и утвердил ряд оправдавших себя форм управления нерусскими этносами. Особое отношение к Чувашскому народу, к его культуре хотелось бы выделить, процитировав статью из «Казанской газеты» 1903 г.: «книжки на чувашском языке сеют только сепаратизм и самомнение, крайне несимпатичное и даже вредное", что "чувашской культуры не бывало и не будет». Только на основе большой практической работы в области развития просвещения и образования можно было преодолеть подобные предвзятые рассуждения о "природных неспособностях" чувашского народа. Естественно, в условиях царской России не могло быть никаких действий по обособлению чувашей от остального государства, хотя бы по языковому признаку, не говоря уже о придании им каких-либо прав в административном отношении. Чуваши, как и другие нерусские народы, не могли в недрах России сложиться в буржуазную нацию: не было заметной промышленно-торговой буржуазии, крупных землевладельцев, представителей чиновничества и офицерства, технической интеллигенции, деятелей науки и художественного творчества, очагов предпринимательской деятельности, общественно-политической мысли и культуры.
Лишь кратковременно, в 1906—1907 гг., на основе манифеста царя Николая II от 17 октября 1905 г. о политических свободах предпринимались слабые попытки этнической консолидации чувашей: вышла первая чувашская газета (1906—1907 гг.), нелегально был создан (профессиональный) Союз чувашских учителей и деятелей просвещения (1906 г.), также нелегально функционировала Чувашская организация партии социалистов-революционеров (1906—1910 гг.).
О первой чувашской газете «Хыпар» мне и хотелось бы рассказать в своей работе. Актуальностью этой темы является огромное значение газеты в становлении чувашской культуры.
Цель реферата поведать об основателях газеты, о вкладе, внесенном в развитие Чувашского национального движения.
Задачами работы являются исследование:
1. предпосылок возникновения народного движения в Чувашии;
2. биографии Н. В. Никольского-основателя газеты;
3. деятельности газеты;
4. вклада, внесенного в развитие Чувашской нации деятельностью издательства «Хыпар».
Глава 1. Национальное движение в Чувашии в начале XX века.
В начале XX века Чувашия представляла собой аграрно-сырьевой придаток к промышленным районам России. На ее территории имелось около трех десятков фабрично-заводских предприятий, но среди немногочисленного промышленного пролетариата чувашей было мало. Сельские капиталистические промыслы находились еще в стадии мануфактуры и держались главным образом на эксплуатации надомников, рабочих с наделом. Крестьяне Чувашии в большинстве своем пролетаризировались на отхожих промыслах вне края. Чувашская торгово-промышленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойка зажиточных крестьян. У чувашей не было национальных партий. На территории края из всех политических партий России наибольшую активность в революционном движении проявила партия большевиков. Среди крестьян вели также работу выразители интересов мелкой буржуазии — социалисты-революционеры (эсеры).
Процесс политического и экономического развития определялся действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-экономического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полуколониальное положение, слабое развитие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь усложняли процесс, не меняя его основ.
Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демонстрации рабочих промышленных центров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под руководством революционных социал-демократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в революционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политическим: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой царское самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».
Важное значение в повышении революционной активности масс имело распространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда местными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормовского завода», «Отчет Сормовской социал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленинской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходниками, работавшими на нижегородских предприятиях.
Назреванию революционного кризиса способствовала русско-японская война, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия общественной жизни, усилила недовольство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабочих и крестьян Чувашии политике царизма и произволу его местных властей. Крестьяне начинают проявлять интерес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литературы. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ открыто стал восставать против существующих порядков в государстве. Появились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразования государственного строя, свободы печати... Простолюдины вместе с интеллигентными лицами собирались на улицах и производили разные беспорядки... читали разные прокламации и пели революционные песни...»
Глава 2.Первая чувашская газета «Хыпар»
После поражения декабрьского вооруженного восстания начался постепенный спад революционной волны, стала усиливаться реакция. Но революция в России еще продолжалась. Пролетариат отступал организованно, с боями.
В сложной обстановке разгула реакции и военно-полицейского террора большевики перестраивали работу партийных организаций, расширяли связи с массами, отстаивали и развивали героические революционные традиции пролетариата. От непосредственной подготовки масс к штурму царизма путем вооруженного восстания большевики перешли к тактике использования легальной и нелегальной форм работы. В Чувашии вели революционную работу социал-демократические группы в Алатыре, Буинске, Козьмодемьянске, Курмыше, Чебоксарах, Ядрине и социал-демократические кружки в Малых Яль-чиках Тетюшского уезда, Мариинском осаде Чебоксарского уезда, Цивильске.
В 1906 году большевики проводили собрания и митинги трудящихся, усиленно распространяли нелегальные листовки, прокламации, газеты и брошюры. Казанский комитет РСДРП еще в начале 1906 года, наладив работу двух подпольных типографий, улучшил дело издания революционной литературы на языках нерусских народов, в том числе и на чувашском. В городах и селах Чувашии распространялись также листовки и прокламации, изданные Нижегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской и другими органиациями РСДРП.
Для агитационной работы большевики широко использовали и возможности легальных изданий. Благодаря деятельности Казанского комитета РСДРП в Чувашию в 1906—1907 годах доставлялись произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Местные социал-демократические группы и кружки изучали работы В. И. Ленина «К деревенской бедноте», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Победа кадетов и задачи рабочей партии». Большое количество революционной литературы привозили в край рабочие-отходники и студенты. Часть литературы переводилась на чувашский язык и размножалась на гектографах.
2 сентября 1906 года в Самаре происходила конференция поволжских окружных организаций, в которой участвовали и делегаты Казани и Симбирска. Основными вопросами повестки дня конференции были организаторская работа среди крестьян, массовые выступления крестьянства и их формы, пролетариат и крестьянство и др. Крестьяне, как показали отчеты делегатов с мест, начали понимать необходимость революционной борьбы совместно с рабочими.
После конференции Окружная организация Казанского комитета РСДРП провела в уездах значительную политическую работу. Её представители выезжали в Алатырь, Козьмодемьянск, Тетюши, Чебоксары и другие места, где распространяли прокламации, листовки, проводили собрания социал-демократических групп и революционных кружков. Один из руководителей Окружной организации, Н. С. Фролов, прибывший в Тетюшский уезд для ведения революционной работы, 13 ноября 1906 года писал в Казанский комитет из села Малые Яльчики, что листовки, брошюры везде читали на собраниях, и от них «в восторге не только русские, но и татары, и чуваши».
В селениях Чебоксарского и Цивильокого уездов вела активную работу небольшая группа левого крыла эсеров (максималистов) под руководством Т. Н. Николаева—студента Казанского ветеринарного института, выходца из деревни Большие Крышки Воскресенской волости Чебоксарского уезда. В группу входили учитель Н. Беляев, братья Дмитрий и Иван Кадыковы (из деревни Шахчурино Чебоксарского уезда) и др. При участии агитаторов из Казани и Чебоксар они часто проводили массовые митинги и собрания, распространяли революционную литературу, организовывали местные отделения Крестьянского и Учительского союзов, призывали крестьян к революционным выступлениям. Однако, увлеченные индивидуальным террором, максималисты не уделяли должного 'внимания организации массовых выступлений крестьян,
В борьбе против царизма большевики вступали во временные соглашения с имевшимися в Чувашии крестьянскими и другими революционно-демократическими организациями и стремились привлечь их к общенародной революционной борьбе. Вместе с тем большевики разоблачали и критиковали колебания и непоследовательность этих организаций, в особенности эсеров.
Казанские и симбирские большевики добивались единства действий трудящихся русской, чувашской, марийской, татарской и других национальностей края.
Представители чувашской интеллигенции в декабре 1905 года добились от властей разрешения на издание в Казани легальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» (Вести). Выход в свет первого номера газеты «Хыпар» 8 января 1906 года явился крупным событием в жизни чувашского народа. До июня 1906 года редактором-издателем газеты был преподаватель Н. В. Никольский. Родился 7 мая 1878 года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики) в крестьянской многодетной семье.
Окончив Чебоксарское духовное училище, Николай в 1893 г. поступил в Казанскую духовную семинарию, а затем продолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь темой своего выпускного сочинения Никольский выбрал «Христианство среди чуваш», которое было признано лучшим.
После окончания академии Н. В. Никольский занимался преподавательской деятельностью, совмещая ее с занятиями наукой. Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуы и христианизации чувашей и других народов Поволжья. Получая материалы от корреспондентов, своих учеников, работая в архивах и библиотеках, Н. В. Никольский создал богатейшее собрание источников, состоящее из 249 томов, включающих исторические документы, памятники письменности и художественной литературы, чувашские словари, этнографические и фольклорные материалы (15 тысяч куплетов чувашских народных песен, 10 тысяч сказок, около 8 тысяч пословиц, 5 тысяч поговорок и загадок). Современники оценивали рукописное собрание Никольского как «драгоценнейшее культурное сокровище чувашского народа». В 1913 г. Н. В. Никольский защитил магистерскую диссертацию, стай первым чувашом, получившим ученую степень.
После Октября 1917 г. он работал в Казанском университете, Восточном педагогическом институте, занимался подготовкой учебников и словарей и их изданием. В 1947 г. за совокупность опубликованных трудов ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук. Осенью 1961 г. Николай Васильевич тяжело заболел. Сказав напоследок: «Никто не скажет, что я был лентяем», ученый тихо скончался.
Ближайшими его сотрудниками и помощниками были бывшие ученики Симбирской чувашской школы Тимофей Семенов (Тайр Тимки), Ефим Трофимов и Василий Волков. Тираж первых номеров «Хыпар» составлял 1500 экземпляров.
В первое время газета «Хыпар» держалась либерального направления и возлагала надежды на царскую Думу, но вскоре она стала отстаивать революционно-демократические идеи.
В росте политического сознания трудящихся Чувашии и усилении их революционной активности большую роль сыграли стихи, рассказы, фельетоны, пьесы и другие произведения чувашских революционных писателей и поэтов Т. С. Семеново-Тайра, М. Ф. Акимова, Н. И. Полоруссова-Шелеби, Д. А. Демидова-Юлдаша и других, опубликованные в разное время в газете «Хыпар».
«Хыпар» систематически помещала статьи о революционном движении в стране, перепечатывала из русских левых газет статьи и заметки, рассказывающие о выступлениях рабочих и крестьян России.
С июня 1906 года редакторами газеты были последовательно С. К. Кириллов, С. И. Игнатьев, П. А. Алексеев, В. И. Иванов. С августа 1906 года газета выходила под руководством «Чувашского национального союза учителей и деятелей просвещения*, созданного на нелегальном съезде в Симбирске.
Несмотря на непоследовательность и ошибки, газета «Хыпар» по ряду основных вопросов стояла на революционно-демократических позициях. В ней публиковались статьи и заметки о борьбе крестьян за землю, о выступлениях чувашского крестьянства. В статьях по аграрному вопросу газета разъясняла массам необходимость безвозмездной передачи помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель в общенародное достояние.
На первом этапе своей деятельности «Хыпар» освещала национальный вопрос с буржуазно-националистических позиций, но вскоре стала выдвигать требование установления равноправия всех народов и языков, пропагандировала идеи дружбы народов. «Умные, образованные русские,— говорится в передовой статье «Хыпар» № 31—32 за 1906 год,— никогда не насмехаются над другими: для них и русский, и чуваш—все люди, все равны... У русских, у чувашей, у татар — у всех один враг; нам всем надо сплотиться и действовать вместе. ...Если мы хотим изменить законы, все народы должны быть солидарны с русскими и сплотиться для упорной борьбы».
В ряде статей и заметок газета распространяла идеи союза рабочего класса с крестьянством, ниспровержения царского самодержавия.
«Хыпар» уделяла большое внимание публикации переводных и оригинальных брошюр и книг на чувашском языке. В 1906 году был издан «Календарь для чуваш: на 1907 год» тиражом более 7 тысяч экземпляров. Появилась серияполитических брошюр: «О политических свободах» (арестована цензурой), «О налогах», «Необходимые всем сведения», «Современное положение» и др.8 брошюре «Автономия и единство России» выражалось пожелание, чтобы государственный строй в России был построен на началах автономного управления ее народов и областей. Однакоавторы брошюры не понимали того, что создание такого строя невозможно безсвержения самодержавия. В своей деятельности газета испытывала серьезные трудности. Подвергались репрессиям ее редакторы-издатели, сотрудники и разносчики. Революционные статьи, стихи и очерки нередко урезывались и выхолащивались цензурой. Полицейские власти и духовенство прилагали много усилий, чтобы помешать распространению газеты среди населения. Нередко жандармы являлись в типографию и рассыпали набор, а ряд номеров арестовали. Газета жила под постоянной угрозой ликвидации. 27 мая 1907 года она была закрыта. Несмотря на то, что газета «Хыпар» просуществовала лишь окало 17 месяцев и проявляла непоследовательность, она сыграла важную роль в развитии и укреплении чувашской революционно-демократической мысли, в росте политического сознания широких масс чувашского народа.
Заключение.
В прошлом году отмечалось 100-летие газеты «Хыпар». Всвязи с этим событием хотелось бы процитировать обращение президента Чувашской республики Н.В.Федорова, посвященное этому великому событию:
«У каждого народа есть явления, которые составляют неотъемлемую часть его культуры и самобытности. Для нас таким явлением стал «Хыпар». Газета знакома как пожилому поколению, так и молодежи, и на устах у всех с самого детства.
Первой чувашской газете - 100 лет. Она самая первая. Самая старшая. Старшему всегда трудно. Если даже родители очень опекают старшего, ему все равно многое приходится постигать самому, а вот младшим он уже сам помогает освоить жизненные навыки.
Сегодня, ровно через сто лет после появления первой чувашской газеты, мы можем с уверенностью сказать, что, именно:
- с «Хыпара» началась чувашская журналистика;
- «Хыпар» стал родоначальником формирования и развития литературного чувашского языка;
- «Хыпар» - газета, позволившая чувашскому народу осознать себя, собственные интересы, начать системное изучение своего родного языка, традиций, обычаев, культуры;
- "Хыпар" – это школа по подготовке высококвалифицированных кадров чувашских журналистов и литераторов;
- "Хыпар" – газета–интернационалист, сплотившая вокруг себя не только чувашей, но и другие народы России….»
«...Наши исследователи уже дали достойную оценку главной газете республики, которая по-прежнему остается всечувашским печатным изданием. Вклад "Хыпара" в духовное просвещение народа, расширение мировоззрения, ликвидацию неграмотности среди чувашей, развитие печатного слова и литературного языка неоценим. Семена, посеянные первой газетой "Хыпар", действительно дали достойные всходы: об этом убедительно свидетельствуют сегодняшние газеты-журналы, выходящие на родном языке. В передовице первого номера "Хыпара" его основатель и редактор Николай Васильевич Никольский так определил стратегию газеты: «И НАМ, ЧУВАШАМ, СЛЕДОВАЛО БЫ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ, В КОРНЕ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ».
Какой глубокий смысл в этих словах: «НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ»! В этом направлении мы должны трудиться и сегодня, ибо в этих наставлениях основателя «Хыпара» заключена и стратегия развития чувашей и Чувашии.
Несмотря на революционные перипетии начала XX века, первые "хыпаровцы" были выразителями глубинных, истинных чаяний чувашского народа и били набат для будущих поколений, чтобы они стремились к знаниям, ведущим к добру…»
Газета "Хыпар" находится в авангарде национальной прессы страны. На ее базе создан и успешно функционирует уникальный в своей сфере Издательский дом, в недрах которого издаются 6 большетиражных газет на чувашском языке, журнал сатиры и юмора, татароязычная газета, а также на русском языке литературно-публицистический журнал "ЛИК". Это живой пример настоящего интернационализма и толерантности.
Во времена Никольского чуваши лишь мечтали о чувашской газете, поскольку не владели русским языком. А теперь, в условиях двуязычия, чуваши по-прежнему верны газете "Хыпар" и его детищам. Это говорит о том, что чуваши по-прежнему хотят приобщаться к Добру и Духовности посредством родного языка. И это обстоятельство очень важно. Нам надо его осознавать и оберегать. Можно надеяться: у такого народа с таким наследством - великое будущее!
А в этом наследии - и величие Николая Васильевича Никольского, его учеников и единомышленников. И также значимость сегодняшнего "Хыпара".
Да будет в веках наш родной народ и да будет востребована всегда всечувашская газета! Да будет так!»
Список использованной литературы.
1. Данилов В. Д. История и культура Чувашской Республики (XX век). Часть II: Учебное пособие. — Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во,
1997.-112 с.
2. Кузнецов И.Д. История Чувашской АССР. Т.1. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966 г.
3. Сергеев Т. С. Культура Советской Чувашии. К 70-летию автономии республики. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989.—335 с.
4. #"#">www.gov.cap.ru сайт президента Чувашской республики.