Герои Древней Греции как ответы на вызовы цивилизации
Министерство образования РФ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
города Вологды с углубленным изучением английского языка»
РЕФЕРАТ
«Герои Древней Греции как ответы на вызовы цивилизации»
Выполнила:
Кузьмина Светлана
ученица 10 «Б»
Научный руководитель:
учитель истории
Белозеров Н. А.
Г. Вологда
2010 год
Оглавление
1.Вступление
2. Теория
3. Образ Ахиллеса
4. Образ Одиссея
5. Заключение
6. Список литературы
7. Список электронных источников
Вступление
История Древней Греции с её прекраснейшими произведениями искусства, изобретениями, знаменитыми атлетами, философами, скульпторами интересовала и интересует многих историков. Именно в Греции зародилась демократия, которая является основным политическим строем сегодня. Да и системы ценностей, определяющие поведение человека, во многом совпадают у жителей индустриальной цивилизации и древних греков.
Можно найти немало сходств в менталитете нашего современника и древнего эллина. Стремление к свободе, известности и славе, состязательность – качества, определяющие успех как во времена Софокла и Гомера, так и в наше время.
Согласно теории цивилизаций, цивилизация появляется только при наличии вызовов. В Древней Греции ими являлись природные катаклизмы (штормы, наводнения, извержения вулканов) и вызов «скудных земель». Люди, придумывая полубогов- героев, с этим боровшихся, показывали свою силу перед природой, самостоятельность.
В Греции боги человечней, чем в других культурах. Они являются отражением греков с их людскими страстями и грехами. Герои обычно потомки богов и словно рождены для борьбы за благополучие греческой земли – борьбы с ее вызовами. Как известно для появления цивилизации должны существовать некоторые неблагоприятные условия. В своей работе я хочу показать взаимосвязь мифологии, в частности образов героев, со становлением цивилизации, то есть борьбой с ее вызовами.
Понимание образов героев необходимо для того, чтобы лучше узнать менталитет народа в целом, что очень важно для истории. Как известно именно определенный образ мысли населения создает историю целого государства. Древние греки, создавая своих героев, описывали человека, для них идеального. Часто нашему современнику ценности эллинов понятны, но не всегда. Я попыталась лучше понять их образ мышления и идеалы.
Объектами исследования моего реферата стали такие популярные в Древней Греции герои как Ахиллес и Одиссей. В своей работе я попыталась объяснить, почему образы именно этих персонажей завоевали у древних эллинов почет и славу.
К сожалению, тема эта изучается недостаточно, в школьном курсе ей также уделяется мало времени. А ведь мифология древних греков так интересна!
Лично я ей заинтересовалась еще в начальной школе. Работая с различными источниками информации, я узнала много нового для себя. Например, Геракл считается последним из героев Греции, а в «Илиаде», древнейшем из сохранившихся памятников греческой литературы, речь идет о его потомках.
Я считаю, что тема моего реферата не только очень интересна, но и полезна, ведь современная цивилизация, ни от какой другой так много не переняла, как от греческой.
Теория
Согласно теории известного британского историка и культуролога Арнольда Тойнби, рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие вызовов, но не чересчур сильных. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество с помощью творческое меньшинство успешно находит решение проблемы. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и так далее. Если цивилизация с вызовом не справляется, она деградирует и постепенно умирает. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации.
У каждой цивилизации есть своеобразное духовное пространство, то есть менталитет – устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляется национальный характер, господствующие ценности, общественная психология.
«Ядром» структуры менталитета является система ценностей. Ценности разделяются на цели (терминальные) и средства (инструментальные). Терминальные ценности – то, к чему человек стремится, а инструментальные – ценные качества, позволяющие ему реализовать цели.
У каждого народа свой менталитет, а, значит, и ценности. Конечно, есть цивилизации с похожим образом мыслей, даже если их и разделяют тысячелетия, как, например, греческая и индустриальная.
Цели жизни древнего эллина – успех, благополучие семьи и Родины, гармония с самим собой и окружающим миром. Не правда ли, знакомая картина? Ведь к этому же стремятся и в современном мире жители гигантской индустриальной цивилизации! Кстати, подобную философию, устремленную на свободу личности и счастье в это мире можно заметить далеко не у всех народностей. Например, древние египтяне стремились перейти в загробный мир и успешно пройти суд Осириса. Индийцы были уверены, что весь мир – иллюзия и стремиться надо к нирване, а не к успеху, которого на самом деле нет в этом мире в нашем понимании и быть не может.
Среди инструментальных ценностей древнего грека можно выделить известность, патриотизм, зажиточность. Также для успешной жизни человек должен был обладать хорошими физическими данными - красотой, силой и ловкостью. Но наравне со спортивными достижениями ценились ум и любознательность, практичность и честолюбие.
Почему же именно в Элладе сформировалось стремление к демократии и успеху? Конечно же, ответ на этот вопрос надо искать в специфических чертах цивилизации, в вызовах ее. Как я уже говорила, основными проблемами в жизни древних греков были скудные земли и природные катаклизмы.
Бороться можно с лесами, как это делали древние индийцы. Можно с реками, как это делали древние китайцы, посвящая этому целую жизнь. С землей же бороться невозможно – плодородней она от этого не станет. Вулканы от усилий человека тоже извергаться не перестанут, штормы не утихнут, наводнения не прекратятся. Совместные усилия ничего не принесут. Следовательно, человеку, личности надо дать свободу. По-другому не выжить. Каждый должен бороться за выживание по отдельности, заботиться только о своей семье. Древние эллины в первую очередь борцы. Борцы за свободу, равенство, пусть и избирательное, за родной полис, благополучие.
Чтобы показать, как лучше трудности преодолевать и что это возможно, древние народы придумывали героев, верили в них и даже обожествляли. Мифологические герои – не конкретные люди, а образы, преодолевающие определенные трудности, показывающие пример достойной жизни.
Древние эллины особо почитали Геракла, Одиссея и Ахиллеса и стремились развить те качествам, которые им приписывали. Геракл, в первую очередь, воплощение силы, Ахиллес – отважный беспощадный воин, Одиссей – хитроумный и мудрый мореплаватель. Также про каждого из них греки уверяют, что «красотой они богам подобны». Кстати, у всех героев Древней Греции есть как боги - покровители, так и олимпийцы – противники, учиняющие всяческие трудности. Из мифов видно и отношение эллинов к богам – вечным существам, по поверьям, обитающим на самой высокой горе Греции Олимпе.
Например, Геру- жену Зевса почитали наравне с мужем и греки и олимпийцы, но при этом боялись. Даже мужа своего могла обхитрить волоокая богиня. Например, во время битвы ахейцев и троянцев она Зевса соблазнила и усыпила, пытаясь помочь ахеянам выиграть бой. Ревнивица известна преследованиями возлюбленных и детей громовержца. С Гераклом, например, она помирилась лишь после его смерти. Афина Паллада была любима и уважаема эллинами. Именно ее обычно призывают герои, и часто она является, помогая своим любимцам советом и спасая их от бед.
Толковый словарь русского языка Ушакова дает такое определение понятию «мифологический герой» - главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами. И действительно, герой Древней Греции часто не человек даже, а полубог. Например, Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. У красавицы Леды от громовержца было двое детей – искуснейший кулачный боец Полидевк и прекрасная Елена, чья красота послужила поводом для Троянской войны. Ахиллес родился в браке морской богини Фетиды и Пелея, приключения которого также описываются в некоторых сказаниях.
Древние герои сыграли важную в роль в становлении человечества. Им подражали, про них сочиняли трагедии, посвящали им гимны, а, что самое главное, в них верили!
Итак, давайте рассмотрим таких значимых героев, как Ахиллес и Одиссей, чтобы лучше понять менталитет древних греков, идеалами которых они были.
Ахиллес
На Троянской войне, в историчность которой ученые сравнительно недавно – в XIX веке - поверили, благодаря открытию Генриха Шлимана – героев было немало. Даже больше – их было огромное множество со стороны и ахейцев, и троянцев. Но почему же именно Ахиллес стал главным героем, имя которого мы и поныне, не задумываясь, употребляем в одном фразеологическом обороте «ахиллесова пята»? Странно, но словосочетание это означает наиболее уязвимое, слабое место. То есть великий, бесстрашный герой прославился своей слабостью. Впрочем, в истории подобные недоразумения встречаются.
Наиболее известный и подробный источник, описывающий грозного Ахиллеса – «Илиада», написанная в XI—IX вв. до н. э. предположительно Гомером. Поэма эта описывает события, произошедшие на десятом годе осады Илиона, кульминацию войны, центральной фигурой которой и является Ахиллес – сын морской богини Фетиды и мирмидонского царя Пелея.
Именно на свадьбе родителей Ахилла и произошла ссора Геры, Афродиты и Афины Паллады, которые не смогли решить, кто из них прекраснейшая. Парис, он же Александр, который должен был богинь рассудить, признал прекраснейшей Афродиту. Богиня отблагодарила его, подарив ему любовь великолепнейшей женщины из всех, живших на земле, Елены, дочери Зевса и Леды. Хотя красавица и была замужем за Менелаем, братом «повелителя мужей» Агамемнона, «боговидного» Париса Приамида это не остановило. Он, нарушив столь чтимые законы гостеприимства, похитил не только очаровательную Елену, но и сокровища.
Двадцать лет жила Зевсова дочь в Илионе, десять из них продолжалась осада под предводительством братьев Агамемнона и Менелая. По преданию, ахейские войска были обречены на провал, если в их рядах не будет Ахиллеса Пелида. Хотя и пыталась Фетида спрятать его в монастыре, дабы уберечь любимого сына от гибели, но против воли Мойр сделать невозможно, и скоро Ахиллес осаждал Трою с другими славными воинами.
Один из центральных конфликтов произведения – противостояние любимца богов Ахиллеса и предводителя греческого войска Агамемнона. Пелид, оскорбленный царем Микенов, отказывается участвовать в военных действиях, проявляя тем самым гордость, которая в дальнейшем приносит ему много страданий. Греки – народ гордый, и подталкивает их к этому климат. Греция- страна горная, даже не государство в настоящем смысле этого слова – а некое соединение городов – полюсов. В таких условиях развивается демократия, которая гордости и независимости сильно способствует.
Гомер настойчиво показывает нам, что не будь Ахиллес столь гордым и злопамятным, много троянцев не полегло бы от руки славного Гектора и других илионцев. Впрочем, боги хоть и помогли Пелиду отомстить Агамемнону, как и просила Фетида, но герой заплатил за это слишком большую цену – он потерял возлюбленного друга Патрокла, жизнь без которого для него смысла не имела. Вот как описывает Гомер страдания Ахилла:
Быстро в обе он руки, схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал, и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывший великое, в прахе
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая. [1; 291]
В древности все знали, что Ахилл и Патрокл были любовниками, иначе их отношения и не воспринимались. Бисексуализм был распространенным явлением в греческом обществе. Социально приемлемым был не любой тип гомосексуальных отношений, а лишь тот, что соответствовал определенным моральным нормам города–государства. Прежде всего, они были позволительны только между свободными гражданами. Мужская проституция также не поощрялась в обществе. Гомосексуальная любовь, которая могла выражаться и физически, в первую очередь представляла собой духовное и интеллектуальное явление, при этом взрослый преследовал по отношению к подростку педагогические цели. Объектом любви могли быть избраны только подростки с 12 до 17 лет, а не мальчики младше и не взрослые. Считалось, только отношения между зрелым мужчиной и подростком могут подготовить юношу к социальной и политической жизни. Ахилл выше друга по рождению и по состоянию и уже поэтому в их тандеме он главный. Хотя Менетид отважный патриот, готовый пожертвовать жизнью ради захвата Трои, ему суждено всегда оставаться в тени Ахилла.
Это еще раз подтверждает, какое значение греки уделяли физическим характеристикам человека. Ведь именно Ахиллес «быстроногий» - то есть даже среди греков, которые много времени уделяли спортивной и военной подготовке, Пелид выделялся по физическим качествам. Вообще, главные качества Ахиллеса – беспредельная храбрость, сила и красота. Гомер, однако, любит и сочувствует его главному сопернику Гектору, которому предопределено умереть, защищая родину.
Слишком жесток Ахиллес, безжалостен. Даже с богами рискует он спорить:
Там он убил Ферсилоха, Эния вождя и Мидона,
Сверг Астипила и Фразия, сверг Офелеста и Мнесса.
Многих еще пеонян бы сразил Ахиллес быстроногий,
Если бы голоса в гневе Скамандр пучинный не поднял.
В образе смертного бог возгласил из глубокой пучины:
«О Ахиллес! И могуществом сил, и грозою деяний
Выше ты смертного! Боги всегда по тебе поборают.
Если Кронион троян на погибель всех тебе предал,
Выгони их из меня и над ними ты в поле свирепствуй.
Трупами мертвых полны у меня светлоструйные воды;
Более в море священное волн проливать не могу я,
Трупами спертый троянскими: ты истребляешь, как гибель!
О, воздержись! И меня изумляешь ты, пастырь народа!»
Ксанфу немедля ответствовал царь Ахиллес быстроногий:
«Будет, как ты заповедуешь, Ксанф, громовержцев питомец!
Я перестану троян истреблять, но не прежде как гордых
В стены вобью, и не прежде, как Гектора мощь испытаю,
Он ли меня укротит иль надменного сам укрощу я». [1; 331]
Противостояние Гектора и Ахиллеса, хоть и оба они любимцы богов, изначально несправедливо - Фетида, стремясь сделать своего малолетнего сына неуязвимым, по ночам закаляла его в огне, держа за пятку, а днем натирала амброзией. Однако Гомер в течение всего повествования ни разу про это не упоминает – Ахиллес с его вспыльчивостью и гордостью и так вызывает негативные эмоции.
Гектор же, напротив, вызывает сочувствие и симпатию и автора, и читателей. Сцена прощания его с Андромахой пронизана искренностью и любовью. Он не скрывает, что понимает печальную участь родной Трои, но беспокоится о судьбе родных и других жителей Илиона. На бой Гектор идет, так как истинный патриот и человек, дорожащий своей честью, который не может опозорить свою семью.
Ахиллес, который принял участие в военных действиях только ради мести, имеет более низки мотивы, чем его противник. Впрочем, на войне требуется именно физическая сила и умения, а в этом ему нет равных. Даже Патрокл, также известный физической силой, не может сравниться с другом:
Не взял копья одного Ахиллеса героя: тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям. [1; 255]
Итак, почему же именно Ахиллес, а не Агамемнон, например, или Аякс Теламонид стал для греков столь любимым и почитаемым персонажем?
Если следовать теории цивилизаций, Пелид отвечал на вызов скудных земель и завоеваний. Он пришел на чужую землю, чтобы завоевать ее и успел уже принять участие в разорении многих городов, например, Лирнесса и Педаса, плакийских Фивы — родины Андромахи, жены Гектора, Метимну на Лесбосе. Считается, что Ахилл разорил 12 городов по морю и 11 по суше. Во время одной из таких экспедиций Ахилл и взял в плен прекрасную Брисеиду, которая стала причиной ссоры с Агамемноном.
Ахиллес – герой, наделенный столь ценимыми греками качествами, как известность, патриотизм, зажиточность. Он обладал идеальными физическими данными – был красив, силен, ловок. И, конечно, честолюбием и свободолюбием он тоже был наделен. Даже когда Агамемнон послал к нему с примирением уважаемых послов, которые предлагали многочисленные дары, в том числе и Брисеиду, из-за которой Ахиллес и оскорбился, он отказался мириться и оскорблял Атрида:
С ним не хочу я никак сообщаться, ни словом, ни делом!
Раз он, коварный, меня обманул, оскорбил, и вторично
Словом уже не уловит: довольно с него! но спокойный
Пусть он исчезнет! лишил его разума Зевс промыслитель.
Даром гнушаюсь его и в ничто самого я вменяю!
Если бы в десять и в двадцать он крат предлагал мне сокровищ,
Сколько и ныне имеет и сколько еще их накопит,
Даже хоть всё, что приносят в Орхомен иль Фивы египтян,
Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся,
Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести
Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают;
Или хоть столько давал бы мне, сколько песку здесь и праху, -
Сердца и сим моего не преклонит Атрид Агамемнон,
Прежде чем всей не изгладит терзающей душу обиды! [1; 147]
Склонность богов к Зевсу также привлекала древних греков к этому герою. Мать его – дочь морского старца Нерея. Сам Зевс принимал участие в его судьбе. Афина Паллада несколько раз являлась герою и помогала ему во всех трудностях. Именно она помогла Ахиллесу поразить Гектора.
Впрочем, даже могущественная Афина не защитила его от стрелы Париса, которую направлял сам Аполлон. Такой герой, как Пелид, изначально должен был погибнуть, это ясно с самого начала «Илиады», однако, он выбирает славу, а не жизнь. Наверное, слишком он велик и силен, чтоб жить со смертными.
В Древней Греции существовал культ героя. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом Ахилла приносили жертвы спартанские эфебы – то есть юноши, готовившиеся к гражданской и военной службе. Как место культа почитался жителями могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры.
Александр Македонский вообще очень почитал Ахиллеса и считал себя его потомком по материнской линии. Пелид был для Александра Великого примером для подражания. Однажды, Македонский прибыл в древнюю Трою и возложил венок на могилу Ахиллеса, а возлюбленный его Гефестион - на могилу Патрокла; это было явное и открытое признание их отношений и знак почтения к героям древности.
Одиссей
Лично у меня Одиссей вызывает куда большую симпатию, чем Ахиллес, Аякс или Геракл. Главными чертами его являются хитроумие и интеллект. Помимо этого он красив, отважен, богат, обладает редкой силой и красноречием. Основная черта Одиссея — непреодолимое желание вернуться домой, к семье.
Пожалуй, именно такой мужчина является идеалом не только для жительниц Древней Эллады, но и для современной женщины.
Про царя Итаки написана поэма «Одиссея», которая и станет для меня основой для описания образа этого героя. Лаэртид присутствует и в «Илиаде», где является одним из мудрейших и уважаемых героев.
Одиссей не хотел ехать на Троянскую войну, бросать родину и молодую красавицу жену с новорожденным сыном. Ему было предсказано, что если он пойдет под Трою, вернется через много лет нищим и без спутников, и Лаэртид притворился безумным: запряг в плуг коня и быка и стал сеять соль. Однако обман его был разоблачен и вскоре Одиссей с другими воинами осаждал стены неприступного Илиона. Долгие годы длилась осада Трои, храбро охраняли свой город жители. Возможно, длилась бы война еще десятилетия, так как оскорбленные греки отступать не хотели, если бы не хитрость Одиссея – именно он придумал «троянского коня», который принес столько горя жителям Илиона.
Хоть Одиссей и сильный, ловкий воин, наделенный физической красотой, Гомер акцентирует внимание не на этом. Если Пелид – быстроногий, Теламонид - могучий, то Лаэртид - хитроумный. Именно мудростью своей он и выделялся среди греков.
Когда греческие войска прибыли на троянскую землю, атака чуть не сорвалась – все вспомнили предсказание, что первый, ступивший на территорию врага, будет убит. Воинам, конечно, умирать не хотелось. Тогда Одиссей первый спрыгнул с корабля, однако, успел бросить под ноги щит, и погиб от руки славного Гектора другой воин, который подвоха не заметил.
Вообще, во время войны греки прислушиваются к Одиссею, пожалуй, наравне с мудрым и красноречивым старцем Нестором, хотя Лаэртид и не достиг столь преклонного возраста, которой так почитался у эллинов. Впрочем, на фоне того же Ахиллеса, которому было лет 17, Одиссей – умудренный опытом мужчина.
История царя Итаки, который из-за излишней самоуверенности и гордости после отплытия из Трои не мог попасть на родную землю 10 лет, стала нарицательной. Жена его, Пенелопа, образец женской верности на все времена. Одиссей, который, преодолев все тяготы пути: смерть спутников, встречи с чудовищами и даже гнев богов, был настоящим примером для подражания для древних греков, которые, как известно, были народом мореплавателей. В те далекие времена (в Илиаде описываются события примерно XII века до нашей эры) корабли были столь несовершенны, а моря неизучены и опасны, что мореходы должны были полагаться только на богов. Но Одиссей, ослепивший сына великого Посейдона, брата Зевса, умудрился, невзирая на гнев богов, вернуться домой! Конечно, древние греки уважали и любили образ этого героя, который, несмотря на все свои приключения, даже побывав в царстве мертвых, оставался им таким близким и понятным. Он не смог бы подержать на плечах своих небесный свод, как это сделал Геракл. Не пытался бы догнать Аполлона, как Пелид. Зато только он придумал, как выбраться из пещеры гигантского циклопа:
Я осторожным умом вымышлял и обдумывал средство,
Как бы себя и товарищей верных избавить от верной
Гибели; многие хитрости, разные способы тщетно
Мыслям моим представлялись, а бедствие было уж близко.
Вот что, по думанье долгом, удобнейшим мне показалось:
Были бараны большие, покрытые длинною шерстью,
Жирные, мощные, в стаде; руно их, как шелк, волновалось.
Я потихоньку сплетенными крепкими лыками, вырвав,
Их из рогожи, служившей постелею злому циклопу,
По три барана связал; человек был подвязан под каждым
Средним, другими двумя по бокам защищенный; на каждых
Трех был один из товарищей наших… [2; 174]
Но именно этот мудрый, но самолюбивый человек и обрекает на странствия себя и на смерть своих спутников хвастовством. В пещере он представляется циклопу, как «Никто», однако, как только корабль Одиссея отплывает, он кричит Посейдонову сыну Полифему:
Если, циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,
Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:
Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта
Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой. [2; 177]
Конечно, Полифем нажаловался на обидчика могущественному отцу, от которого Одиссея не могла спасти даже Афина Паллада. Она Лаэртиду покровительствовала, пожалуй, больше, чем другим героям, многократно являлась ему, регулярно напоминала про его страдания Зевсу.
Самолюбие и желание похвастаться – яркая черта древнего грека, которую мы встречаем и у других героев. Вот как говорит про себя Ахиллес:
Видишь, каков я и сам, и красив, и величествен видом;
Сын отца знаменитого, матерь имею богиню! [1; 331]
Конечно, образ Одиссея должен был появиться именно в Греции - земле мореплавателей. Как герой он отвечает на вызовы завоеваний и скудных земель.
Безусловно, Одиссей был прекрасным примером для греческих моряков. Проявил он себя и как завоеватель – на троянской войне Лаэртид был одним из храбрейших воинов.
Можно сказать также, что «Одиссея» повествует нам не только о невероятных приключениях героя, но и о прекрасном самообладании, редкой сообразительности и хитрости.
Одиссей – один из немногих греческих героев, которому уготована счастливая жизнь и после приключений. Например, «повелителя мужей» Агамемнона, когда он победителем Трои возвращается домой, убивает жена Клитеместра с ее любовником. Ахиллес и Патрокл погибают на ратном поле. Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством, так как не может пережить позора, который сам на себя и навлек. А когда Одиссей добирается до дома, его ждет верная любящая жена и прекрасный сын, горюющий об отце и пытающийся спасти и хозяйство от разорения, и мать от сватовства.
Конечно, морякам, уходящим в далекое плавание, было важно благополучие семьи и в их отсутствие, поэтому образ Одиссея был особенно дорог грекам, а про его смекалку и хитрость ходили легенды.
Заключение
Всемирную историю нужно знать, чтобы быть образованным, культурным человеком, а также, чтобы лучше познать этот мир и людей, ведь все развивается по спирали. Все, что происходит сейчас, происходило уже раньше, только под другими названиями, с другими лидерами… Историю Родины преподают для воспитания патриотического духа, необходимого в обществе, для социализации личности. Историю Древней Греции необходимо знать, чтобы понять, что творится в современном мире – индустриальная цивилизация, в которой мы живем, наследница античности.
Герои, которых уважали древние греки – красивые, успешные, обеспеченные, любимые женщинами – не забыты до сих пор. В Голливуде сняты популярные фильмы про Троянскую войну, приключения Одиссея, подвиги Геракла…
Да, бесспорно, вызовы изменились. Если бы Одиссей жил в наше время, достаточно было бы сделать всего один звонок, чтобы Пенелопа не беспокоилась. Гектор не защитил бы Трою от современного оружия, которое сровняло бы город с земле… Но именно потому они и являются героями, что жизнь была несравненно сложнее, тяжелей.
Если честно, я думала, что работа моя окажется проще, так как произведения Гомера, которые стали для меня своеобразным путеводителем в мире героев Древней Греции, я читала и раньше. Только рассматривать «Илиаду» и «Одиссею» с научной точки зрения оказалось намного сложнее, чем просто наслаждаться гением Гомера.
Однако, о том, что выбрала именно эту тему, я не пожалела, так как она интересно мне давно. Также я собираюсь связать свою жизнь с профессией историка и в дальнейшем вернуться к этой теме, которую на данный момент смогла охватить довольно узко из-за ограничений в объеме и недостаточного профессионализма.
Список литературы
1. Гомер Илиада. (Перевод с древнегреческого Н. Гнедича) М.: Правда, 1985 г.
2. Гомер Одиссея. СПб.: Кристалл, 2000 г.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Владикавказ: Ир, 1993 г.
4. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2 т.. Ростов – на Дону, Феникс, 2004 г.
5. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: Издательство политической литературы 1980 г.
Список электронных источников
1. #"#">#"#">#"#">#"#">http://ru.wikipedia.org