Государственная дума
3
1. ВВЕДЕНИЕ
Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию . Однако , пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни . При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи , в которых был определён характер царской власти , Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная» .
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами
стали : Манифест 17 октября 1905 года , провозгласивший введение
гражданских свобод и организацию законодательного органа , а именно
Государственной думы , ограничивающего монархическую власть , и Основные
законы 23 апреля 1906 года , определившие двухпалатную парламентарную
систему , но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти .
В Основных законах отмечалось , что вместе с Думой и Государственным
советом император осуществляет законодательную власть , но без
императорского утверждения ни один закон не приобретает силы .
Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года , а в апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской палаты . Новая структура Совета состояла из общего собрания , двух парламентов , двух присутствий и канцелярии .
2. ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
Система представительных учреждений вводилась в России рядом
государственных актов , начиная с Манифеста 6 августа 1905 года и кончая
«Основными государственными законами» 23 апреля 1906 года . По
первоначальному проекту ( 6 августа 1905 года ) Государственная дума
предполагалась как «законосовещательное установление» , избираемое на
основе цензового представительства от трёх курий . Обострение политической
ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта .
17 октября 1905 года принимается «Манифест об усовершенствовании
государственного порядка» , провозгласивший:
дарование свободы совести , слова , собраний и союзов ; привлечение к
выборам широких слоёв населения ; обязательный порядок утверждения
Государственной думой всех издаваемых законов .
4
В стране возникают и легализуются многочисленные политические
партии , в своих программах формулирующие требования и пути политического
преобразования строя : РСДРП , С-Р , Радикальная партия , Партия
свободомыслящих , Конституционных демократов , Умеренно – прогрессистская ,
Торгово-промышленный союз , Союз 17 октября , Партия правопорядка ,
Монархистов – конституционалистов , Союз русского народа , Союз Михаила –
архангела и другие .
В ноябре 1905 года в Совете министров обсуждался проект избирательного закона , большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов . Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих .
Но уже 11 октября 1905 года , после разгрома вооружённого
восстания в Москве , издаётся указ «Об изменении положения о выборах в
Государственную думу» , которым значительно расширяется круг избирателей .
Практически всё мужское население страны в возрасте старше 25 лет , кроме
солдат , студентов , подённых рабочих и части кочевников , получило
избирательные права . Право выбора не было прямым и оставалось неравным для
избирателей разных категорий ( курий ) .
Депутаты избирались избирательными собраниями , состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов . Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей : землевладельцами , городскими жителями , крестьянами и рабочими .
Землевладельцы с полным земельным цензом , 150 десятин , непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии . Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз .
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания , крупные города имели собственные избирательные собрания , наравне с губернскими .
Крестьянские выборы были четырехстепенными : сначала выбирали представителей в волостной сход , затем – на уездный съезд уполномоченных от волостей , на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание .
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных , на котором
избирались выборщики на избирательное собрание губернии или крупного города
.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым .
5
3.ПОЛНОМОЧИЯ ДУМЫ И ДЕПУТАТОВ
20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы» , в
котором определялась её компетенция : предварительная разработка и
обсуждение законодательных предложений , утверждение государственного
бюджета , обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении
акционерных обществ.
Дума избиралась на пять лет . Депутаты Думы были не подотчётны избирателям
, их отстранение могло осуществляться Сенатом , Дума могла распускаться
досрочно решением императора . С законодательной инициативой в Думу могли
входить министры , комиссии депутатов и Государственный совет .
Одновременно с «Учреждением» было принято новое Положение о
Государственном совете , который был реформирован и стал верхней палатой ,
обладающей теми же правами , что и Дума. Все законопроекты , принятые Думой
, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае
принятия их Советом представляется на утверждение императора . Половину
реформированного Государственного совета составляли выборные члены ,
половину – члены «по высочайшему назначению» , председатель и вице –
председатель ежегодно назначались императором .
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства ,
Академии наук и университетов , от земских собраний, от дворянских обществ
, от торговли и промышленности ( всего 98 членов ) . Такое же число членов
ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших
государственных сановников . Одно и то же лицо не могло одновременно быть
членом Государственной думы и Государственного совета .
23 апреля 1906 года были изданы «Основные государственные законы»
, изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора ,
но не Думы или Совета .
Императору всероссийскому принадлежала верховная самодержавная
власть , власть управления также принадлежала императору во всём её объеме
, но законодательную власть император осуществлял совместно с
Государственным советом и Государственной думой и никакой новый закон не
мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора
. Однако , статья 87 Основных законов представляла возможность императору
по представлению Совета министров принимать указы законодательного
характера в случаях , когда имелась такая
6 необходимость , а сессия Думы и Совета прерывалась . Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы , иначе он автоматически прекращал своё действие .
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам , о кредитах Министерству двора , о государственных займах .
4.ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Весной 1906 года Дума начала работу . Источник будущих коллизий
был заложен в самом устройстве русской конституции , давшей
Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой .
Состоявший наполовину из высших чиновников , Государственный совет был
консервативным органом , постоянно сдерживающим либеральные порывы
Государственной думы . В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали
: отмены исключительных законов , принудительного отчуждения
частновладельческих земель , полной амнистии политзаключённым, отмены
смертной казни и др. Государственный совет , например , затормозил
распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии ,
воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений .
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса . Правительство доказывало , что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли , но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике . В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу , в котором отвергался принцип принудительного отчуждения . Дума , со своей стороны , заявила , что она не отступит от этого принципа , требовала отставки правительства .
Правительство , усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности»
, 8 июня распустило Думу . Первая Дума просуществовала всего 72 дня .
5.ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям , чем это было в первой Думе . В феврале 1907 года Дума начала работу , наметились её попытки сотрудничества с
7 правительством , даже эсеры объявили , что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность .
Премьер – министр П.А.Столыпин сообщил о мерах , принятых в
период между первой и второй думами . В соответствии со статьёй 87 Основных
законов правительство провело : Закон о военно – полевых судах в августе
1906 года ( он не был представлен на утверждение Думы , и его действие
прекратилось весной 1907 года , но на его основании было казнено около 700
человек ) , Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5
октября 1906 года , Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы ,
превращая в свою личную собственность ,от 9 ноября 1906 года . Глава
правительства изложил программу будущих реформ : крестьянское равноправие и
крестьянское землеустройство , бессословная самоуправляющаяся волость в
качестве мелкой земской единицы , реформа местного управления и суда ,
передача судебной власти мировым судьям , избираемым населением ,
легализация профсоюзов , наказуемость экономических стачек , сокращение
рабочего времени , школьная реформа , финансовая реформа , введение
подоходного налога .
Думская оппозиция критически встретила программу правительства .
С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе
новобранцев . Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании
революционного террора. Проведение аграрного закона правительством
наталкивалось на жёсткую оппозицию , и оно , чтобы преодолеть это
сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной
думы ( по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться
радикальным и оппозиционным правительству ) , пошло на шаг , который был
оценен как «государственный переворот» . Дума была распущена ,
просуществовав 102 дня . Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о
сближении думской фракции социал – демократов с «военной организацией
РСДРП» , которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года
. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о
выборах . Изменение избирательного закона было проведено с очевидным
нарушением Манифеста 17 октября 1905 года , который подчеркивал , что
«никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной
Думой» .
6. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
8
Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин – Польши , Кавказа , Средней Азии , европейская Россия избирала 403 члена Думы , Азиатская – 15 .
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии с 31 % до 50
% , сократилось от крестьянской с 42 % до 22 % . Городская курия была
разделена на две : в первую входили «цензовые элементы» , то есть владельцы
недвижимости , избиравшие более половины выборщиков . Отдельное городское
представительство сохранилось в семи из 27 городов . Каждое губернское
избирательное собрание должно было избирать хотя бы по 1 депутату
Государственной думы от каждой курии . Кроме того , в 6 наиболее
промышленных губерниях хотя бы по 1 депутату Думы следовало избирать от
рабочих .
Выборы , проведённые на основе нового избирательного закона ,
дали большинство в Думе «Союзу 17 октября» , консервативным политическим
элементам . Крайне правые и левые получили незначительное число мест .
Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести
ряд важнейших преобразований .
Наиболее существенным оставался аграрный вопрос . В аграрной
комиссии третьей Думы , а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9
ноября 1906 года , представлявший крестьянам право по их желанию закрепить
свои участки общинной полевой земли в личную собственность . Дополнительный
указ вызвал резкую критику слева и справа , с трудом был одобрен
Государственной думой и Государственным советом . Только 14 июня 1910 года
был издан закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о
крестьянском землевладении» , а 29 мая 1911 года было издано «Положение о
землеустройстве» , регулировавшее работу землеустроительных комиссий .
В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих : при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий , для выплаты пособий по болезни учреждались « больничные кассы» , взносы в которые делали рабочие и предприниматели .
Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета , отклонившего проект весной 1911года. По настоянию Столыпина проект был проведён в порядке статьи 87 Основных законов . Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири , на Дальнем
9
Востоке, Архангельской губернии , а также проект о введении волостных
земств .
В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет
одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях» .
Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых
судей , избираемых уездными земскими собраниями .
Блокируясь с правыми депутатами Думы , правительство проводит в июне 1910 года закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения» , открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела . В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии ( в которой наряду с польским населением проживало русское ) , что так же усиливало русское вмешательство в польские дела . Негативное влияние вызвало проведённое Столыпиным положение о введение земств в западных губерниях , которое так же имело сильную национальную окраску .
В сентябре 1911 года Столыпин был убит анархистом ( агентом
охранного отделения ) . Осенью 1912 года истёк срок полномочий третьей
«столыпинской» Думы . Осенью 1912 года проходили выборы в Государственную
думу четвёртого созыва . Председателем Думы был избран М.В.Родзянко .
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством . Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства . Летом 1915 года звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия , ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер – министров . В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилёв .
В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок , в который вошли три четверти её депутатов . Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия , проведения ряда реформ и политической амнистии .
В январе 1916 года председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер , в ноябре Штюрмера сменяет
10
Трепов , Трепова – Голицын . Оппозиция требует ухода и этого правительства
в отставку .
25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске
Государственной думы , её депутаты создают 27 февраля Временный комитет
Государственной думы , на основе которого будет впоследствии создано
Временное правительство .