Государственная организация и внешняя политика государства Сасанидов
Реферат
"Государственная организация и внешняя политика государства Сасанидов"
Держава Сасанидов и ее социальная структура
Государство Сасанидов, которое образовалось в III в., сменило распавшуюся Парфянскую державу. В его состав вошли обширные иранские территории, Месопотамия, Хузистан и восточные горные рай оны иранского плато. Экономическое развитие в разных частях страны было различным. Более высокого культурного уровня достигли западные территории. Неоднородным было и население. Число отдельных племен, в прошлом – отдельных владений, достигло 240. Только в Парсе родственные племена объединились в одну народность.
Основная часть населения Сасанидской державы занималась земледелием, которое в некоторых районах страны было основано на применении искусственного орошения. Горные области населяли племена скотоводов-кочевников. Более значительные города были расположены главным образом в западной части страны. Крупнейшим среди них был Ктесифон – столица государства. Сасанидские города славились изделиями своих ремесленников, превосходными тканями и великолепным оружием. Через территорию Ирана проходили древние торговые пути с Запада в Среднюю Азию и Китай.
В основных районах Ирана господствовали рабовладельческие отношения. Упоминания о рабах постоянно встречаются в повествовательных источниках, но главные сведения мы черпаем из дошедших до нас частей сасанидского судебника «Матиган-и хазар дадестан». Рабов дарили, отдавали в залог, покупали и продавали; средняя цена раба достигала 500 драхм. В рабство отдавали за преступление, существовала сложная система вольноотпущенничества. Рабы могли на известных условиях иметь собственность, заключать сделки. Уже существовала, по-видимому, система так называемого «частичного освобождения», т.е. предоставление рабу права пользоваться долей произведенного им продукта. Часть рабов находилась в собственности общин.
Труд рабов использовался на ирригационных и земледельческих работах. Но если он сыграл положительную роль в расширении и улучшении сети искусственного орошения, то его применение при обработке новых земель в сельском хозяйстве становилось все менее выгодным. Особенно это заметно на орошаемых землях, где земледелие требовало более интенсивного труда и более высоких производственных навыков. Господствующий класс стал искать новые формы эксплуатации.
В источниках часто упоминается земельное владение – дасткард, в котором рабы были посажены на землю и не могли быть отчуждаемы без этой земли. Дасткарды принадлежали как крупным, так и мелким собственникам, а также свободным крестьянским общинам. Наиболее крупными земельными собственниками и рабовладельцами являлись государство, сам шаханшах, представители аристократии и жречества. На землях знати переход к использованию более заинтересованного и инициативного производителя выражался в предоставлении рабу частичной свободы, права использовать некоторую часть произведенного им продукта. Это был чрезвычайно долгий и мучительный для непосредственных производителей путь развития. Иной была картина на землях общины, где свободный общинник все более приобщался к интенсивному земледельческому труду.
С ростом производительности труда господствующий класс, опираясь на сильную государственную организацию, увеличивал налоги и повинности крестьянского населения Ирана. Свободные общины претерпевали серьезные изменения, а крестьяне-общинники стали постепенно превращаться в закабаленное податное сословие. В III–V вв. иранская' аристократия, порвавшая свои родовые связи с общиной, встала на путь систематического усиления эксплуатации крестьянства. Однако выполнение этой задачи оказалось весьма трудным вследствие упорного сопротивления общин. До этого в течение длительного времени эксплуатация иранского крестьянства осуществлялась в форме традиционно-патриархальных повинностей: военной, работы для общественных нужд и т.д. Лишь ко второй четверти V в. знати удалось ввести всеобъемлющую систему налогов: хараг (налог на земледельческую продукцию иранского крестьянства), и гезит (подушная подать). Наряду с этим продолжали существовать и старые налоги и повинности, число которых было весьма значительным; поступали они в основном натурой. Известно, что государство имело обильные запасы зерна в специальных зернохранилищах.
Несмотря на усиливающуюся эксплуатацию общины, иранское крестьянство еще продолжало считаться лично-свободным. Среди сельского населения большесемейная родовая община, совместно владевшая имуществом, играла еще важную роль. Однако наиболее характерной была сельская соседская община, состоявшая из нескольких большесемейных общин, которые сами постепенно распадались на малые семьи. В связи с этим процессом происходило изменение значения термина «кедхуда», первоначально обозначавшего главу большесемейной общины, а затем старосту. Последний выделялся из односельчан и нес определенные административные и финансовые функции, отвечая за систему искусственного орошения, возделывание новых земель и пр. К нему постепенно переходило право на общинных рабов. В некоторых, более отсталых районах Ирана большесемейная община продолжала существовать и после VII в.
Процесс роста имущественного неравенства среди общинников и выделения их из слоя мелких и средних землевладельцев в IV–V вв. зашел уж достаточно далеко, но в целом он еще не был завершен и юридически оформлен. Слово «азат» (буквально «свободный»), обозначавшее ранее свободного общинника, теперь все чаще употреблялось для обозначения выделившегося из общины довольно широкого слоя свободных самостоятельных хозяев, достаточно состоятельных, чтобы вступить в войну в вооружении и на коне. В это понятие к V в. входили кедхуда и дехкане. Под термином «дехкане» понимался, по-видимому, полноправный владелец земли, в то время как термин «азат» имел более широкое значение – свободного воина. Дехкане обычно обрабатывали землю с помощью домочадцев и рабов. Этот слой выделялся при обнищании и закабалении массы общинников.
По сравнению с иранскими общинниками крестьянство покоренных неиранских областей находилось в более тяжелых условиях, подвергаясь безжалостной эксплуатации.
Небольшую часть населения составляли ремесленники. Многочисленные иранские изделия того времени свидетельствуют о большом мастерстве ремесленников и далеко зашедшем разделении труда. В источниках встречаются упоминания о ремесленниках и даже о ремесленных организациях. Вместе с тем в государстве Сасанидов ремесленники находились в угнетенном и презираемом положении, а ремесленный труд считался низким и недостойным свободного члена общества. Вся продукция ремесленников поступала владельцу, которым часто было государство. Большая часть ремесленного и торгового населения городов Сасанидского государства состояла из неиранцев, но в IV–V вв. число ремесленников-иранцев постепенно увеличивалось в связи с обнищанием и разорением общин.
Все свободное население царства делилось сначала на три, а позднее на четыре сословия. Первые три принадлежали к господствующему классу: воины, духовенство, писцы (чиновники). В четвертое, податное, сословие входили крестьяне, ремесленники и купцы. Переход из низшей категории в высшую, как и из одного сословия в другое, был практически невозможен.
В III–V вв. экономическое и политическое господство в стране продолжало находиться в руках старой иранской знати. Экономическую основу ее могущества составляли крупная земельная собственность и ограбление завоеванных земель.
Государственная организация
В начале III в. представитель знатного рода Сасанидов Ардашир, поддержанный знатью и жречеством, подчинил своей власти весь Парс, а затем области Центрального Ирана и лежащий к западу от Парса Хузистан. В 226 г. Ардашир был провозглашен главой государства. Он правил до 241 г., положив начало правлению династии Сасанидов.
Упорная борьба первых Сасанидов со старой парфянской знатью, с владетелями еще не покоренных районов Ирана сопровождалась уничтожением владений патриархальной знати на значительной территории страны. Ардашир I заложил основу административного деления, которое нарушило границы старых родовых союзов и тем самым уничтожило непосредственную связь знати со свободным крестьянством своих кланов. Тем не менее значительная часть аристократии, особенно менее связанные со старыми родовыми владениями члены знатных семей, поддержала Ардашира и обеспечила победу Сасанидам.
Во главе государства стоял шаханшах (царь царей). Строгого порядка наследования не было, но государь должен был обязательно происходить из правящего дома Сасанидов. Он еще при жизни стремился закрепить престол за угодным ему царевичем. Нередко выборы шаханшаха происходили под влиянием той или иной группировки знати.
Во главе административного аппарата стоял вазург-фрамадар (великий распорядитель). Круг обязанностей вазург-фрамадара не был строго регламентирован, так как не существовало еще и разветвленной системы ведомств. Основными объектами забот центрального правительства были финансы и армия, а также ирригационные работы. Финансовое ведомство занималось сбором налогов и делами общины.
Управление провинциями осуществлялось через местных царьков и князей, покорившихся Сасанидам и сохранивших известную самостоятельность, а на основной территории государства – через наместников, назначавшихся из представителей высшей персидской и парфянской знати. Наместниками важнейших, особенно пограничных со Средней Азией восточных провинций, назначались члены царствующего дома.
До IV в. войско Сасанидов состояло исключительно из ополченцев и вспомогательных отрядов союзных племен, преимущественно из конницы. Пехота играла вспомогательную роль. Во главе войска стояли представители военной аристократии. Они же составляли особые отряды тяжелой конницы.
Государственная религия – зороастризм
В Сасанидской державе особую роль играла государственная религия – зороастризм, которая активно способствовала укреплению власти персидской знати и закабалению трудящегося крестьянства. Зороастризм окончательно сложился в догматическую воинствующую религию со строго определенным культом только в сасанидское время. В основе зороастризма сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Михра, Анахез, Зрвана), стихий и сил природы (солнца, огня, звезд) обслуживался огромным количеством жрецов – хербадов и мобадов. Местами культа были многочисленные храмы, где горел неугасимый огонь и совершались обряды, сопровождаемые песнопением и чтением священных текстов.
Зороастрийские храмы и представители высшего жречества владели обширными землями, обрабатываемыми в основном рабами. Храмам и жречеству поступали богатые приношения, кроме того, жрецы получали с населения немалые доходы за исполнение обрядов. Существовала хитроумная система штрафов за несоблюдение религиозных правил и обрядов.
Верхушка зороастрийского духовенства была одной из наиболее могущественных прослоек господствующего класса и играла важную роль в политической жизни страны. В руках духовенства находились образование и суд, вся жизнь трудового населения проходила под неусыпным контролем жрецов. Поэтому социальные протесты в стране принимали в те времена характер религиозных ересей. Важнейшими из них были манихейство и маздакизм.
Манихейство и его социальная сущность
Основатель этого учения Мани родился около 215 г. в Вавилонии и начал свою проповедь в 242 г. в г. Ктесифоне. Основной идеей манихейства, как и зороастризма, была дуалистическая идея, признававшая существование двух начал – светлого и темного, добра и зла. Мир рассматривался как арена борьбы этих начал, а цель мирового развития – освобождение светлого начала. В отличие от зороастрийцев, которые объявляли существующий порядок и весь государственный строй Сасанидской державы олицетворением светлого, организующего начала, Мани учил, что мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, являются порождением злого начала, что спасение может состоять лишь в избавлении духа человека от всего материального, земного. Единственным средством для освобождения света, смешавшегося с тьмой, манихейцы считали гибель мира. Человек всем своим поведением, всей своей жизнью обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окружающего мира, тем самым помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому человек обязан воздерживаться от мясной пищи, вести нравственную жизнь, а «избранные» не должны вступать в брак, потреблять мясного, срывать растения. По мысли Мани, новое учение должно было явиться всеобщей универсальной религией и заменить собой существующие культы, поэтому он свободно черпал внешние формы обрядов из известных ему религий.
Манихейцы противопоставляли аскетизм богатству и власти эксплуататоров. Отрицательное отношение к земной материальной жизни исключало возможность выдвижения каких-либо определенных требований преобразования общества. Жестокое угнетение свободных, остатки рабовладения, резкое обострение всех социальных противоречий придали этому учению безысходность и пессимизм. Однако ненависть широких слоев угнетенных крестьян, ремесленников и рабов к угнетателям была настолько сильной, что они сочувствовали манихейской идее гибели всего существующего.
Первоначально Сасаниды не противодействовали распространению манихейства, но когда выяснилось антигосударственное и антицерковное направление манихейской проповеди, правительство начало жестокие гонения против приверженцев Мани, а сам Мани был заключен в тюрьму и в 276 г. казнен. Его приверженцы были вынуждены скрываться. На западе, в византийских владениях, куда стало быстро проникать это учение, манихеи подверглись не меньшим преследованиям.
Насколько сильно было влияние манихеев, показывает обширная христианская полемическая литература, направленная против этого учения. Отголоски манихейства прослеживаются в целом ряде средневековых ересей и сектантских движений (тондракиты в Армении, альбигойцы в Европе, богомилы в Болгарии).
В Средней Азии манихейство особенно распространилось в согдийских городах, откуда оно было занесено в Восточный Туркестан в дальше – в Китай.
В Иране манихейство продолжало тайно существовать и оказывать большое влияние на жизнь иранского общества. Все же, несмотря на широкое распространение, манихейство не стало знаменем вооруженной борьбы народа, так как ограничивалось пассивным протестом и не могло удовлетворить требований новых сил, шедших на смену рабовладению. В III–IV вв. правители Ирана охотно давали убежище на своей территории христианам в надежде приобрести в их лице союзников в тылу у римлян. Когда же христианство стало господствующей религией враждебного Рима, Сасаниды стали преследовать христиан в своей стране и поддерживать представителей еретических учений, оппозиционных официальной церкви.
Внешняя политика Сасанидов в III–IV в.
Внешняя политика государства в первые века его существования в основном определялась экономическими и политическими интересами рабовладельческой знати. Необходимым условием постоянного воспроизводства рабовладельческих хозяйств являлись войны и захват рабов.
Ардашир I захватил почти все области, подчинявшиеся некогда парфянам, сасанидские войска вторглись в римскую Месопотамию, а
отдельные отряды проникли в Сирию и Малую Азию. На востоке, где уже начала ослабевать могущественная Кушанская империя, Сасаниды укрепились в Хорасане и Мервском оазисе. Персы имели явный перевес в упорной борьбе с Римом из-за Месопотамии и Армении. При Шапуре I (242–272) эта борьба закончилась в 260 г. полным разгромом римлян. По преданию, римских воинов, взятых в плен близ Эдес-сы вместе с императором Валерианой обратили в рабство; их руками были построены огромная плотина и ирригационные сооружения на р. Карун, известные в Иране под названием Банди Кайсар (плотина Цезаря).
Помимо побед над Римом и укрепления позиций Сасанидской державы в Закавказье Шапур I сумел добиться некоторых успехов и на востоке. Найденная в конце 30-х годов нашего века надпись Шапура рассказывает о его походе в Среднюю Азию, где он доходил до области Чач (современный Ташкент). В III в. и позднее в V в. границей владений Сасанидов на востоке являлись Мервский оазис, горные районы к востоку от Герата и Сакастан.
В 283 г. был совершен поход в Месопотамию, окончившийся заключением невыгодного для персов мира, в результате которого Сасаниды потеряли контроль над Арменией. Эти неудачи были еще более осложнены крупным восстанием на востоке, поднятым среднеазиатскими племенами.
Новый конфликт с Римом начался из-за Армении уже в IV в. В 359 г. враждующие стороны перешли от интриг к военным действиям в Северной Месопотамии и Восточной Малой Азии. Шапуру II (310–379) удалось захватить ряд важных крепостей, которые являлись опорными пунктами обороны римлян. В 363 г. римское войско с императором Юлианом во главе вторглось в пределы империи, но после первых успехов римляне потерпели неудачи. В 371 г. началась новая война с Римом, продолжавшаяся около пяти лет. С конца IV в. обе державы пришли к соглашению о разделе Армении: большая ее часть, примерно 4/5 территории, вошла в состав державы Сасанидов, меньшая – Восточноримской империи (Византии).
Прекращение постоянных войн между двумя великими державами объяснялось аналогичными для обоих государств трудностями – внутренним социальным кризисом и беспрерывными вторжениями варварских племен. Резкое усиление социальной борьбы в иранском обществе с конца IV в., изменившее внутреннее положение в Иране, отразилось и на внешней политике Сасанидского государства.