Государственный механизм германской фашистской диктатуры
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
Государственный механизм германской фашистской диктатуры
Поздняков
Александр Сергеевич
студент гр. Юр-15
Научный руководитель
кандидат юридических наук,
доцент В.И. Лайтман
Ярославль
2006
Введение
Глава 1. Создание механизма контроля и управления массами в фашистской Германии
1.1 Приход фашистов к власти и их первые мероприятия
1.2 Идеология фашистской партии
1.3 Экономическая политика Гитлера
Глава 2. Аппарат государственного управления фашистской Германии
Глава 3. Судебная система и репрессивный аппарат фашистской Германии
Заключение
Список использованной литературы
Период фашистской диктатуры – самый страшный, но и самый интересный для изучения период в истории Германии. Эти годы приковывают к себе взгляды многих историков. Хотя фашистская диктатура изучалась огромным количеством советских и иностранных авторов, такими как Л.А. Безыменский, А.С. Бланк, Р. Бурдерон и др., но и по сей день эта тема не потеряла своей актуальности и всё также приковывает взгляды многих историков, таких как О.Д. Пленков, А. А. Аникеев и др.
Данная тема сейчас очень актуальна, так как вновь возрождается интерес к исследованию механизма фашистского государства, написано много научных трудов по этой теме, и необходимо обобщить исследования различных авторов в этой области.
Цель данной работы заключается в том, чтобы подробно изучить государственный механизм фашистской диктатуры и исследовать, как с помощью него Гитлер смог создать столь сильную империю и управлять огромным количеством людей.
В данной работе изучается создание государственного аппарата управления, идеология, экономическая политика Гитлера, изменения в судебной системе и создание репрессивного аппарата. Рассматривая все эти звенья государственного механизма германской фашистской диктатуры, можно сделать вывод о том, что хотя все они важны для создания диктаторского режима, но всё же важнейшим для фашистского руководства было создание мощного централизованного репрессивного аппарата. Он позволил им контролировать массы, управлять ими и уничтожать неугодных Гитлеровскому режиму.
В соответствии с поставленной целью рассмотрение означенной темы исследования призвано решить следующие задачи:
проследить за первыми мероприятиями фашистов, экономической политикой и за созданием идеологии Фашистской Германии;
исследовать аппарат государственного управления, репрессивный аппарат и судебную систему;
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что изучение данной темы позволяет нам не только узнать историю прихода и нахождения у власти Гитлера, не только изучить аппарат диктаторского фашистского режима, но позволяет объективно судить о Германии периода фашистской диктатуры.
С точки зрения практической значимости настоящая курсовая работа может помочь историкам, учёным, работающим в области истории государства и права зарубежных стран, в изучении государственного механизма гитлеровской Германии и в целом любого диктаторского режима.
Глава 1. Создание механизма контроля и управления массами в фашистской Германии
1.1 Приход фашистов к власти и их первые мероприятия
История Национал-социалистской немецкой рабочей партии идёт с 1920 года, тогда Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", которая и стала основой для действий НСНРП. “24 февраля «25 пунктов» были объявлены официальной программой партии, которая тогда же была переименована в Национал-социалистическую Немецкую Рабочую партию (НСНРП)”. Она была пронизана националистическими, шовинистическими идеями превосходства германской нации. Организационные принципы фашистской партии основывались на неограниченной власти "вождя" (фюрера). В 1923 году фашисты предпринимают неудачную попытку захватить власть – “пивной путч”. 30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. Фашисты меняют тактику – они начинают бороться за места в рейхстаге. Обещая различным кругам и группам населения все, что они хотели, фашисты обретают симпатии всех слоёв населения. “Националистические лозунги фашистов привлекали немцев больше, чем призывы к "разуму и терпению" социал-демократов или к "пролетарской солидарности" и построению "советской Германии" коммунистов”. Германский фашизм, возможно не приобрёл такой популярности, если бы возник в другой период, а не тогда, когда противоречия между классами и слоями общества были особенно сильны: “Германский фашизм возник в обстановке небывалого в истории этой страны обострения социальных противоречий и крайне высокого напряжения классовой борьбы”.
Захват Гитлером власти произошёл в 1933 году. “Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого народа, создание "нового порядка" - террористического антинародного режима”.
Сначала, когда открытое сопротивление фашизму не было подавлено, после того как в феврале 1933 г. состоялось несколько антифашистских митингов, Гитлер прибегнул к чрезвычайным мерам: был принят первый репрессивный декрет "о защите немецкого народа", подписанный президентом Гинденбургом, основанный на ст. 48 Веймарской конституции и мотивировался защитой "общественного спокойствия". Кроме него были использованы другие репрессивные и провокационные меры: “Для оправдания чрезвычайных мер Гитлеру в 1933 г. потребовался провокационный поджог рейхстага, в котором была обвинена Коммунистическая партия Германии. Вслед за провокацией последовали два новых чрезвычайных постановления: "против измены германскому народу и против изменнических действий" и "о защите народа и государства", принятых, как было объявлено, с целью подавления "вредных для государства коммунистических насильственных действий". Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов”.
Таким образом, захват власти фашистами произошёл в 1933 г., он сопровождался жестоким подавлением всех антигитлеровских выступлений, изданием нескольких чрезвычайных постановлений, которые свидетельствовали о начале становления тоталитарного режима в Германии.
1.2. Идеология фашистской партии
“Изучение источников и составных частей нацистской идеологии, её характерных черт и особенностей является необходимым и важным звеном в изучении истории фашизма в целом”. Фашистская идеология обращалась к массам не с длинными, научно обоснованными высказываниями, а с короткими, понятными народу лозунгами, так как Гитлер считал, что народам должны управлять не познание и не интеллектуальное понимание идей фашизма, а ненависть, по его мнению, - самое стабильное чувство. Различалась так же и идеология аристократическая и массовая: “Для идеологии фашистской элиты был характерен аристократизм, основанный на ницшеанском презрении к простому человеку, к плебсу, к больным и слабым. Идеология, рассчитанная на массовое потребление, выдвигала на первый план принципы превосходства простого человека, человека труда, социальной справедливости и народности”.
Идеологическая обработка масс в фашистском обществе играли не меньшую роль, чем террор в завоевании Гитлером власти и укреплении фашистского режима. Нацистские идеологи упорно пытались создать впечатление, будто их мировоззрение является законным наследником чуть ли не всего возвышенного и высокоидейного, что существовало в интеллектуальной жизни Германии на протяжении её истории. Фашистская идеология закрепляла различных философов и политических деятелей в качестве своих классиков. Среди них мы встречаем и крупнейших философов Германии от Гегеля до Ницше, и просветителей типа Ульриха фон Гуттена, и таких всемирно известных деятелей национальной культуры Германии, как И.Т. Гердер, Р. Вагнер, Эрнст Мориц Арндт и братья Гримм, и менее известных за пределами страны Яна, Клопштока. Большинство исторических личностей, возведенных нацистами в ранг своих классиков, не имели никакого отношения к фашизму.
Целью фашистской идеологии было оправдание установления тоталитарного режима национальной необходимостью. “Одной из основных задач идеологии Германского фашизма состоит в обосновании подавления всякой демократии. Речь шла не только о ликвидации буржуазно – демократических свобод, прав и институтов. Антидемократизм Гитлера преследовал более широкие цели: устранить массы от какого бы то ни было участия в политической и общественной жизни страны”. Важнейшей частью идеологии была неограниченная власть фюрера, от которого его помощники получали полномочия в иерархическом порядке. Каждый из них должен беспрекословно подчиняться своему непосредственному начальнику, но при этом имеет неограниченную юрисдикцию в пределах своей компетенции. Власть фюреров распространялась на все стороны общественной и личной жизни.
Другой составной частью фашистской идеологии был антимарксизм. Нацисты призывали к борьбе с коммунистическими странами, что позволило им привлечь большое количество людей, ненавидящих советский режим. “Антимарксизм нацистской идеологии позволял создавать видимость её цельности. Но главное состояло в том, что только под лозунгами антимарксизма и можно было в тех условиях объединить в интересах правящих слоёв различные социальные группы тогдашней Германии с их противоречивыми экономическими и политическими интересами”.
Важнейшей же составной частью фашистской идеологии была расовая теория. Она позволила людям арийской расы уничтожать других лишь на основе биологических факторов. “Вся история человечества рассматривалась фашистами как история борьбы двух рас: иудейско–сирийско-римской и арийско-нордической. В основе различий между ними лежат не только биологические факторы (кровь), но и разные расовые ценности. Другие народы, например романские, славянские, Розенберг относил к «промежуточным расовым образованиям». Их историческая судьба будет решена в итоге борьбы двух основных рас”. Как прямое продолжение расовой теории нацистами была создана «евгеника» - наука о расовой чистоте и способах её сохранения, а также о расовой гигиене. Примером расовой теории может служить то, что для зачисления в СС требовалась «расовая чистота» и отсутствие неарийских примесей не менее, чем в пяти поколениях предков. “Расовое безумие в нацистской Германии прошло несколько стадий. Первую надо считать теоретической, подготовительной. Как говорили сами гитлеровцы, они проводили разделение всего народа на расово полноценных и неполноценных особей. После того, как полноценных отобрали, а неполноценных отделили, последних стали поэтапно лишать всех гражданских прав, превращать в изгоев. Ну а потом настал следующий этап – поголовное уничтожение, ликвидация сначала евреев. Затем расовое безумие перебралось на многие другие народы. Но всё это проходило под непрерывную идеологическую трескотню. Следовало подготовить идеологически и палачей и даже жертвы”.
1.3 Экономическая политика Гитлера
Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных, ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению централизованной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.
Для Гитлера экономическая политика была второстепенным делом. “Экономика и экономическая политика для Гитлера была только средством достижения политических целей, а какая-либо определённая экономическая программа являлась лишь макулатурой, если она не соответствовала политическим целям”. Он не воспринимал всерьёз экономические теории и считал экономику простым делом. Единственно, что заставляло его считаться с народом, это боязнь недовольства. “Гитлер боялся недовольства рабочих: он знал, что психологическая мотивация может быть скоротечной и нельзя долго терпеть материальные лишения и жертвы. Он также был убеждён, что экономика – простое дело совершенно не нуждающееся в какой-либо теории. Гитлер писал в «Майн Кампф»: “Государство не имеет ничего общего с конкретной экономической концепцией…Государство является расовым органом, а не экономической организацией”. Ещё одним доказательством страха Гитлера перед недовольством народа является то, что перед лицом проблем в продовольственном снабжении в 1935-1936 гг. он готов был даже отказаться от ввоза важных для развития программы вооружения товаров, лишь бы не вводить продовольственные карточки и не провоцировать народ на проявления недовольства.
Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" принятый 27 февраля 1934 г. предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства. Систему самоуправления экономикой устранил введённый 24 марта 1933 г., парламентский контроль над бюджетом.
“С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике”. Также для военных целей необходимо было принимать меры экономии валюты. Этими мерами руководил президент рейхсбанка Шахт: сначала он объявил о частичном, затем о полном моратории по немецким долгам, но и это не помогло справиться с экономическим кризисом.
В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана по производству железа, стали, синтетического топлива, буны и эрзац-шерсти, во главе которого встал Геринг. Этот план был введён в целях Борьбы с нехваткой валюты. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.
Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. 18 августа 1939 г. были созданы имперские инстанции, в целях регулирования и планирования определённых секторов производства, а также подчинения ремесленного производства. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей, милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления. Вследствие всех этих мер был создан огромный, путаный аппарат управления экономикой. Функции некоторых ведомств пересекались, и это приводило к несогласованности и бюрократизации.
Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса. Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г, стала формула: "право — это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия: "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".
Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим — политика тотального контроля над ними. “2 мая 1933 г. профсоюзы были ликвидированы, и участие организованных интересов рабочих в распределении социального продукта было устранено; это избавило милитаризовавшуюся промышленность от стачек и требований повышения зарплаты”. Предприниматели объявлялись "вождями" предприятий, на основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Следило за всем этим Министерство труда, но не вмешивалось в отношения работников с работодателями. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".
Главным довоенным экономическим достижением фашистской Германии было достижение полной занятости. Но она была обеспечена принудительными мерами. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. Но были приняты и другие меры для обеспечения занятости:
10 апреля 1933 г. был принят «закон об изменении налога на автомобили», по которому покупатели нового автомобиля или мотоцикла освобождались от уплаты налога.
1 июня 1933 г. – закон «Об ослаблении безработицы».
Программа строительства имперских автобанов.
Закон «о налоговых льготах» предпринимателям, если они занимались ремонтными работами.
29 сентября 1933 г. – «Закон об ослаблении безработицы»
Таким образом, обращая большее внимание на политические, чем на экономические вопросы, фашистское руководство для достижения своих целей, путём централизации экономики и принудительных мер создали мощную, милитаризованную экономическую систему.
Глава 2. Аппарат государственного управления фашистской Германии
Придя к власти, фашистской партии было необходимо изменить весь государственный аппарат Германии. Подверглись изменениям или уничтожались практически все органы государственного управления. После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была уничтожена, а все полномочия сосредоточились в руках Гитлера — "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника. Это был прямой шаг к установлению тоталитарного режима, дальше начинается постепенное уничтожение всех оппозиционных партий и любых путей возникновения оппозиции. Это включалось в программу фашистов и носило одну цель – установление фанатичного, слепого подчинения воле "фюрера германского народа".
Далее, для контроля за деятельностью органов на местах Гитлеру нужно было создать должности, позволявшие централизовать управление в стране. Так 7 апреля 1933 г. был издан закон "О слиянии областей с империей", по которому во все земли стали назначаться наместники, облеченные огромными властными полномочиями, выбираемые из членов нацистской партии. “30 января 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "представителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.” Таким образом, демократические принципы, выборность должностей и независимость органов на местах уничтожались с самого возникновения фашистской Германии.
Продолжая централизацию органов управления, Гитлер сначала отстраняет Ландтаги земель от формирования земельных правительств, а затем и вовсе законом от 30 января 1934 г. они были уничтожены. Правительства земель были полностью подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел. “24 марта 1933 г. рейхстаг издал закон о наделении Гитлера чрезвычайными полномочиями – закон «к устранению бедственного положения народа и государства». Имперские законы,- указывалось в акте,- могут издаваться имперским правительством. Специальная статья к тому же разъясняла, что правительство без ведома рейхстага может заключать договоры с иностранными государствами. Таким образом, не только по существу, но уже и юридически роль рейхстага как высшего законодательного учреждения была сведена на нет. Одновременно с рейхстагом, гитлеровцы покончили и с Веймарской конституцией. Законы, принятые имперским правительством,- говорилось в актеЮ- могут уклоняться от имперской конституции”. Гитлером был упразднён также орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат Законом "О ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г. “В 1935 г. положением "О германских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.” Таким образом, происходила полная централизация органов власти, но центральные органы так же были подчинены одному человеку – фюреру. Рейхстаг превратился в ничего не решающее, бесправное учреждение, так как стал формироваться на партийной основе. Помимо уничтожения органов власти, стали уничтожаться и чиновники. Начались чистки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц "неарийского происхождения", запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр. Происходила общая бюрократизация государственного аппарата, создавались новые органы власти, но все они непосредственно зависели от личной воли Гитлера. “Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния.
Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями”.
Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Лидер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером молодежи Германского рейха" и нес персональную ответственность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцлером. После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных организациях стало обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.
С приходом к власти Гитлер стал бороться с оппозиционными партиями Германии. Самая ожесточённая борьба велась с Коммунистической Партией Германии (КПГ). “2 февраля 1933 г. приказом Геринга по всей Пруссии были запрещены собрания и демонстрации КП. Декрет от 4 февраля дал гитлеровцам юридическое основание для разгона антифашистских демонстраций и митингов, запрещения любого органа печати”. Таким образом, в Германии была установлена однопартийность и уничтожена оппозиция.
Таким образом, в фашистской Германии был создан огромный государственный аппарат, произведена централизация органов управления на местах, все государственные органы формировались на партийной основе, что исключало попадание к власти членов оппозиции или лиц неарийского происхождения. Рассмотрев преобразования фашистов в отношении органов государственной власти, мы можем сделать вывод о создании в Германии диктаторского режима с властью одного ярко выраженного вождя – Гитлера.
Глава 3. Судебная система и репрессивный аппарат фашистской Германии
Захватывая в свои руки одни звенья государственного аппарата и ликвидируя другие, гитлеровцы одновременно в первые же месяцы после прихода к власти развернули лихорадочную деятельность по созданию широко разветвлённого аппарата фашистского террора. Аппарат насилия, имевшийся в Веймарской республике, явно был не в состоянии удовлетворить фашистов, поднявших террор в отношении всех демократических элементов на уровень государственной политики. Для создания мощного механизма насилия необходимо было, чтобы к власти в центре и на местах пришли члены нацистской партии. Нацификация коснулась в первую очередь городских управлений и земельных властей.
Базой для развёртывания фашистского аппарата террора стали, возглавляемы Гиммлером отряды СС и штурмовые отряды СА, которые получили практически неограниченные полномочия. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - "служба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских собраний. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда. Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять "внутренних врагов". В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников
фашистского режима. Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. “22 февраля 1933 г. фашистские банды – отряды СА и СС были наделены правами вспомогательной полиции. Тем самым вооружённые отряды нацистской партии стали по существу частью государственного аппарата и получили неограниченные права для нападения на собрания и демонстрации нефашистских организаций”. 26 апреля 1933 г. под руководством СД в Пруссии была создана тайная государственная полиция – гестапо. Руководителем её стал Геринг, но фактически всем управлял Гиммлер, который 17 июня 1936 г. был назначен начальником всеё немецкой полиции. В 1935 – 1936 гг. аппарат тайной полиции значительно разросся, число чиновников, работавших в штабах Гиммлера, превысило 55 тыс. человек. С весны 1935 г. служащие тайной полиции (гестапо) и уголовной полиции (крипо) были официально включены в ряды СС. Руководящий центр состоял из двенадцати главных управлений. Над всем этим был поставлен «генеральный штаб» - СД, служба безопасности, которую возглавил группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих. Также был создан центральный орган СС – газета «Дас Шварце кор» («Чёрный корпус»). Газета стала важным органом эсэсовской пропаганда. Далее произошла дальнейшая централполицейских органов. “26 июня 1936 г. Гиммлер издал декрет об объединении гестапо, политической полиции и существовавшей ранее уголовной полиции в так называемую полицию безопасности, которая в свою очередь была под руководством Гейдриха объединена с СД. Это объединение было оформлено затем специальным декретом от 27 сентября 1939 г…Управление безопасности состояло из семи отделов”.Гестапо, а затем полиция безопасности и СД охватили всю Германию. Их агентура имелась на каждом заводе, в каждом учреждении. На каждые пять домов имелся специальный наблюдатель, который доносил о малейшем недовольстве фашистским режимом.
Неотъемлемой составной частью фашистского механизма террора являлись концентрационные лагеря, куда гитлеровцы стремились бросить всех противников фашистского режима. В концлагеря сажали людей без приговора суда, без разбирательства, без указания срока заключения. Первые концлагеря стали создаваться в Германии сразу после прихода Гитлера к власти. Уже в феврале 1933 г. каждый полк СС создал собственный концлагерь. В дальнейшем система концентрационных лагерей была расширена и узаконена. К началу второй мировой войны сеть лагерей охватила всю Германию. Насчитывалось 6 крупных лагерей (Дахай, Бухенвальд, Ревенсбрюк, Ораниенбург, Флоссенбург и Нейнгамм), каждый из которых представлял собой целую систему, включавшую от трёх до десяти лагерей. “Формально концлагеря делились на ряд категорий: трудовые, лагеря для больных, экспериментальные, тренировочные и т.д. Однако на деле все концлагеря были «фабриками смерти», главным назначением которых являлось уничтожение содержащихся в нём заключённых”.
В целях осуществления фашистского террора была перестроена вся судебная система. В качестве высшего суда по делам о государственной измене в Берлине был учреждён народный трибунал. Его приговоры обжалованию не подлежали, а защитников для подсудимых назначал сам председатель трибунала. Для судебной расправы с антифашистами в каждом судебном округе в марте 1933 г. были созданы чрезвычайные суды. Их количество в каждом округе определялось масштабом антифашистского движения в данном районе. Члены чрезвычайных судов: председатель и два заседателя назначались из людей, доказавших свою преданность фашистскому режиму. В одном из своих решений имперский суд прямо утверждал, что чрезвычайные суды «как по своему наименованию, так и по своей сущности стоят вне публичного судопроизводства». В то же время фашистское правительство запретило судебным органам рассматривать какие-либо дела, касающиеся зверств и преступлений, касающихся гитлеровцев. Таким образом, с изменением судебной системы был уничтожен главный принцип судопроизводства - независимость суда.
Таким образом, гитлеровцы, широко применяя методы расправы и террора, захватили одно звено государственного механизма за другим и сосредоточивают в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Одновременно с этим фашисты, опираясь на захваченные органы власти лишили народные массы германии демократических прав и свобод, установив диктаторский режим. Таким образом, государственный механизм Германии периода фашистской диктатуры можно считать «идеальным» для любого тоталитарного государства.
Итак, рассматривая историю создания и функционирования государственного механизма фашистской Германии, мы изучили деятельность фашистского руководства во многих сферах общественной жизни страны. В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
Все меры руководителей фашистской диктатуры были насильственны и были нацелены лишь на одно: завоевание тотального контроля над массами, путём уничтожения любого проявления демократии. Фашистское руководство пыталось сделать из людей послушных рабов, которые были готовы гибнуть для осуществления его целей.
Фашистские идеологи создали такую национальную и государственную идеологию, которая позволило привлечь как аристократию, так и народные массы. Они возводили в ранг национальной идеи расовую чистоту, что позволило им направить народные массы против всего остального мира.
Гитлер изменил не только идеологию, но и весь государственный аппарат Германии. В фашистской Германии был создан огромный государственный аппарат, произведена централизация органов управления на местах, все государственные органы формировались на партийной основе, что исключало попадание к власти членов оппозиции или лиц неарийского происхождения. Таки образом в Германии был создан диктаторский режим под властью вождя – Гитлера.
Также в данной работе исследована и экономическая политика Гитлера. Хотя он обращал большее внимание на политические, чем на экономические вопросы, фашистское руководство для достижения своих политических целей, путём централизации экономики и принудительных мер создали мощную, милитаризованную экономическую систему, что позволило им успешно вести войну практически против всего мира.
Список использованной литературы
1. История государства и права зарубежных стран / под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. Т. 2. М., 1998. 588 С.
2. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. М., Мысль, 1978. 412 С.
3. Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма; М., Международные отношения, 1964. 276 С.
4. Пленков О.Ю. Третий Рейх. Социализм Гитлера. СПб., Нева, 2001.
344 С.
5. Мельников Д.Е., Чёрная Л.Б. Империя смерти: аппарат насилия в нацистской Германии. М., Политиздат, 1988. 600 С.
6. Галкин А.А. Германский фашизм. М., Наука, 1989. 430 С.
7. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. М., Прогресс, 1983. 332 С.
8. Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, 2000. 560 С.
9. Гинцберг Л.Н. На пути в имперскую канцелярию. М., Наука, 1972.
470 С.
10. Грюнберг К. Гитлер: биография фюрера. М., Республика, 1995. 370 С.