Государственный совет
Государственный совет
Государственный совет относился к органам верховного управления в
Российской империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден
высший законосовещательный орган, получивший название Государственного
Совета. Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского,
его предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году.
Состав Государственного Совета назначался императором из числа наиболее
влиятельных чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы
колебалось от 40 до 80 человек. В состав Совета входили также министры.
Председателем Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из
членов Совета по назначению императора. Это назначение осуществлялось
только на один год.
Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент законов,
департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной
экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое
совещание для охраны спокойствия) и государственная канцелярия.
Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и
сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет
обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и
мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет,
отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела,
которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались
вначале в департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на
утверждение императора. Но император мог издать закон и без
предварительного рассмотрения его Государственным Советом, т.е. царь мог
одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть его, не считаясь с
тем, что это решение принято большинством членов Совета. Со второй
четверти 19 в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии,
министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном
Совете стало носить формальный характер.
Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов
Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить состав
Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и городов не увенчались успехом.
На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.
Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года.
В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и
Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет
раньше не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были
определены актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения
Государственного Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного
Совета». Суть преобразования – превращение Государственного Совета в
верхнюю палату, что, естественно, существенным образом умаляло права
Государственной думы. Выборы в Государственный Совет были организованы так,
что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Половина
членов Совета назначалась царем из крупных чиновников, занимавших в прошлом
министерские и прочие высшие посты в государстве, а другая избиралась
узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских общин,
буржуазных организаций, от духовенства православной церкви, от Академии
наук и университетов. Следовательно, и назначаемая, и избираемая части
Государственного Совета обеспечивали царизму возможность через
Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, неугодного
режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три года треть
их обновлялась. Структура государственного совета была такова: общее
собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная
канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания.
Из членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя
Государственного Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял
государственный секретарь.
В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось
подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя
закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в
действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой
российского «парламента». Государственный Совет, как и Государственная
Дума, имел право законодательной инициативы. А главное – без его согласия
законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения. Он отверг
ряд важных думских законопроектов, например, о введении Архангельского
земства. Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый
Думой, но неугодный царскому правительству. В случае разногласия между
этими палатами дело передавалось в согласительную комиссию. Если не было
достигнуто соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также
отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не
утвержденный царем.
Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об одном законодательном учреждении – Государственной Думе.