Григорий Распутин
План:
I.Введение
II.Основная часть
1.Жизнь до Петербурга
- В Покровском
- Причастность к секте хлыстов
2.Появление в Петербурге
3.Отношения с царской семьей
4.Влияние на политику
- Министерская чехарда
- Глобальные проблемы
- Методы воздействия на государя
5.ул. Гороховая, дом № 64
6.Первое покушение
7.Отношение к Распутину в обществе
8.Убийство
- Заговор
- В ночь убийства
9.После смерти «старца»
III.Заключение
IV.Библиография
V.Приложения
I.Введение
«Того замучила одышка,
Тот слаб, тот хил…
И вот пришел Распутин, Гришка,
И угодил.
Запахло во дворце овчиной, Таежной тлей,
Старинным говором, лучиной,
Сырой землей…»
(П.Орешин; поэма «Распутин»; Сборник Родник; стр. 253; Москва)
Григорий Распутин является одной из самых загадочных и интересных личностей конца XIX, начала XX века. Не только наша, но и всемирная история не знает подобного случая, когда страной, занимающей одну шестую часть суши, фактически правит деревенский мужик, который даже не умеет грамотно писать.
Распутин возбуждал в окружающих его людях самые разнообразные чувства. Одни испытывали перед ним какую-то странную боязнь, другие глубокое почитание, а третьи его ненавидели. Отношение к нему до сих пор неоднозначно. Кто-то видит в нем святого чудотворца, кто-то - шарлатана, подосланного к царю влиятельными людьми Петрограда для удовлетворения своих собственных интересов, кто-то - германского шпиона.
Тема Распутина не раз затрагивалась в литературе, кинематографе и даже в музыке. Многие писатели, режиссеры и продюсеры пытались создать своего Распутина, каким представляют его они. Чаще всего эти образы складывались по каким-то обрывкам слухов и по велению фантазии автора. Но получалось это не всегда удачно. Так в книге «Страшный монах», выпущенной в 70-ых годах в Канаде, Распутин был подослан в Петербург агентом, и весь сюжет завязывается на любовном треугольнике: Распутин, Феликс Юсупов и его жена, великая княжна Ирина. В конце этого сочинения Распутин погибает от шашки верхового казака, въехавшего в кабак, где в то время кутил старец.*
И сколько еще таких далеко не исторически-точных произведений можно найти.
Кем же он был на самом деле: посланником божьим или демоном? Чего добивался? Как ему удалось завладеть разумом не только большой части светского общества столицы, но и всей царской семьи? На эти вопросы я и попытаюсь найти ответ в своей работе.
*см. М.К.Касвинов «Двадцать три ступени вниз»; Москва; изд. «Мысль»; 1987
1.Жизнь до Петербурга
В Покровском
Родился Григорий Распутин в селе Покровское, Тобольской губернии в семье довольно крепкого достатка. Вот как он сам описывает свою юность в интервью газете «Новое время»:
«В пятнадцать лет, в моем селе, в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее… Я мечтал о боге… Душа моя рвалась в даль… Не раз, мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они. Постарше, с товарищами беседовал я о боге, о природе, о птицах… Я верил в хорошее, доброе… и часто сиживал я со стариками, слушал их рассказы о житии святых, о великих подвигах, о больших делах, о царе Грозном и многомилостивом… Так прошла моя юность… В каком-то созерцании, в каком-то сне… И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился… Неудовлетворен я был… На многое ответа не находил… И грустно было… И стал я попивать…»*
Но пьянство, как известно, до добра не доводит. Из благочестивого отрока вышел, в конце концов, не помощник своему отцу, а вор и хулиган, которого нередко колотили почетные отцы семейств и даже наказывали розгами по приказанию исправника.
Примерно к двадцати годам он женился, но, не смотря на это, продолжал пить и обворовывать односельчан. После того как его в очередной раз поймали на конокрадстве, Распутин был вынужден покинуть родное село и отправиться в странствие конечной точкой которого был Иерусалим.
Останавливался он в монастырях. Там же и зарабатывал себе на пропитание. Именно в монастырях он учиться читать по церковно-славянски.
Во время своих странствий он встречал разных людей и подчерпнул от них немало знаний. Примерно в это же время он проникнулся хлыстовскому верованию и, приехав обратно в Покровское начал проповедовать его там.
Причастность к секте хлыстов
Тому, что Распутин был причастен к секте хлыстов, нет никаких доказательств, подтвержденных документами, но факты налицо. Во-первых: хлысты никогда не называли себя таковыми, так как считали это прозвище обидным. Сами себя хлысты считали людьми божьими, в которых за их богоугодную жизнь обитает бог. Как известно, в своей переписке с Николаем II императрица Александра Федоровна наравне с «нашим Другом» называет Распутина божьим человеком. Во-вторых: по учению хлыстов, тому, в ком живет
* «Новое время»; 1912г.; №1290; «У Григория Распутина»
«дух божий», как праведнику закон не лежит и живет он по своим собственным законам, а не по православным; он может творить чудеса предсказывать будущее.
Все это можно в полной мере отнести к Распутину. В-третьих: сектанты
исключительно враждебно относились к православному духовенству, а Григорий
Ефимович не упускал и одной возможности насолить официальной церкви. И в заключение можно сказать, что хлысты исправно исполняли все православные обряды и делали многое, что бы их принадлежность к секте осталась тайной.*
За организацию хлыстовского «кораблика»** Распутин был выслан из села и он отправился во второе свое странствие к святой земле.
2. Появление в Петербурге
Еще до появления его при дворе были распространены самые фантастические слухи об этом таинственном человеке, основанием которых служили письма Великой княгини Анастасии.
На обратном пути в Покровское, после своего второго странствия, Распутин остановился в Киеве, в Михайловском монастыре. Там он и познакомился с женой великого князя Николая Николаевича Анастасией и ее сестрой Милицей, который отправились в Киев на богомолье и остановились в том же монастыре, но на правах почетных гостей, а не странников, как Распутин. Вскоре после первой встречи он получил приглашение на чай и не преминул им воспользоваться.
Когда Распутин узнал, кем были его новые знакомые, он, понимая какие перспективы перед ним открывались, сообщил им, что обладает способностью излечивать все болезни, может предсказывать будущее и отвести предстоящее несчастье. Узнав, что «старец» может лечить гемофилию, болезнь которой был подвержен цесаревич, они решили привезти Распутина в Петербург, чтобы представить царской чете и таким образом оказать им большую услугу.
Еще до Распутина в царском дворце успело побывать огромное количество знахарей, колдунов, юродивых, которые брались помочь царской семье. Долгое время Николай II ждал наследника, но рождались только девочки, и, в конце концов, отчаявшись, он прибегнул к помощи всех этих «мистиков». И он и Александра Федоровна в точности выполняли все их указания, но так ничего и не добились. Когда же, наконец, появился долгожданный наследник, у него обнаружилась гемофилия, которая передавалась по мужской линии в семье императрицы
Когда же, наконец, появился долгожданный наследник, у него обнаружилась гемофилия, которая передавалась по мужской линии в семье императрицы
Александры Федоровны. Вот в это время и появился их «спаситель» в лице Григория Распутина
*см. Н.Н.Евреинов «Тайна Распутина»; изд. «Былое»; Ленинград; 1924г.; IV глава; стр.65-75
** «кораблик» - составляющая часть секты, замкнутые кружки-общины.
Через этого «спасителя» великий князь Николая Николаевич и другие родственники царя, зная его слабость и то, что царица оказывает огромное влияние на него, собирались влиять на политическую жизнь России. Но все пошло не по придуманному ими плану. Всю силу своего положения он использовал, как хотелось ему.
Распутин отличался от других сомнительных личностей, ясновидящих, предсказателей и тому подобных людей своей изумительной силой воли и столь же изумительной способности подчинять ей более слабых людей.*
Он прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком. Он остановился в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана. С самим архимандритом он вскоре тоже познакомился и тот представил его генеральше Лопухиной, в салоне которой и началось знакомство отца Григория с петербургским обществом.
Вскоре после его появления в столице великая княгиня Анастасия представила его царице. «Как завороженная сидит ее величество под пронизывающим, пригвождающим взором Распутина, слушает его вкрадчивую, пересыпанную мистическими вывертами, мужскую речь.»** Затем следует представление Николаю II, первое приглашение во дворец, где он быстро овладевает вниманием семьи и входит в роль святого человека, роли, которой он останется верен до самого конца.
3.Отношения с царской семьей
«Он не ищет милостей у своих августейших патронов, а они преклоняются и заискивают перед ним. Вымаливают у него заступничество перед судьбой, благословения и рекомендаций от имени Бога» ***
Николай II по своей природе был очень мнительным и недоверчивым. Единственными, кто пользовался его доверием, были различные кудесники, которые заполняли его дворец, и он верил только им, несмотря на то, что они в большинстве случаев оказывались шарлатанами.
Через некоторое время после знакомства Распутина с царской семьей, с царевичем случился приступ гемофилии. Григорий Ефимович, который в тот момент находился рядом, остановил кровотечение при помощи обыкновенной дубовой коры, разваренной в горячей воде. Этот случай произвел на царскую чету неизгладимое впечатление и укрепил их уже появившуюся веру в «святость» Распутина. И эта вера не угасала в их сердцах до самой их гибели.
*см. Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.9
**М.К.Касвинов; «Двадцать три ступени вниз»; Москва; изд. «Мысль»; 1987; стр.162
***М.К.Касвинов; «Двадцать три ступени вниз»; Москва; изд. «Мысль»; 1987; стр.159
****Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.29
Распутин обладал необъяснимой властью над царевичем Алексеем. При малейшем его недомогании призывали старца. Иногда хватало даже одного короткого телефонного разговора, чтобы добиться устранения того или иного недуга.
«Наследник жив, покуда жив я!»* - Такой ультиматум ставил он своим «августейшим патронам», как бы перестраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему на немилость.
Вполне естественно, что после этих слов Александра Федоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на «старца».
Безоговорочно поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царице не составило большого труда убедить в этом супруга.
Для Николая Александровича, по его словам, честные люди существовали только до двух годов, так как когда они достигали трехгодичного возраста, их родители уже радуются, что они умеют лгать. Для него все люди были лгунами.**
Распутину же была чужда та льстивость и ложь, которые были присущи столичному высшему обществу в начале XX века. Григорий Ефимович говорил всегда искренне, или, по крайней мере, хотел, что бы люди поверили в его искренность и прямолинейность. Он всегда подчеркивал свою простоту и неотесанность и в разговоре, и в поведении, и в мыслях, которые он высказывал царю. Быть может, это и сыграло немаловажную роль в складывании первого впечатления самодержца о старце.
Убедившись в том, что они нуждаются в практически постоянном присутствии «старца» во дворце, царская чета задумалась над тем, как можно было бы мотивировать нахождение Распутина в царских покоях. Таким образом, Отцу Григорию было присвоена должность царского лампадника.
Именно этот царский лампадник станет впоследствии управлять великой империей через Александру Федоровну…
4.Влияние на политику
«Царь царствует, а царица правит…под указку Распутина»
Сазонов.
Министерская чехарда
При таком безграничном доверии царя Распутину было совсем не трудно фактически перенять борозды правления государством из слабых рук безвольного
*Н.А.Соколов; Указат. Соч.; стр.77
**Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.29
государя в свои. Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, особенно, когда государь по своему убеждению или по каким-либо другим причинам колебался при выборе или назначении какого-нибудь лица. *
Так император был человеком чрезвычайно недоверчивым и мнительным, ни
один человек на высокой, близкой к нему должности долго не
задерживался. Он не доверял никому и поэтому очень часто смещал людей с должностей высокопоставленных чиновников.
Для того чтобы менять министров с такой быстротой, как это делал Николай II, безусловно, понадобится советник. И Распутин стал таковым. Одного его слова
было достаточно, что бы кабинет министров пополнился доселе ничем неизвестным никому человеком.
Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата.
-Нам нужен министр, - восклицал он взволнованно. Недалеко от телефонного аппарата происходила тогда конференция, на которой иногда участвовали даже племянницы Распутина, между тем царь ждал у телефонной трубки…»**
В последние годы правления Николая II все труднее было найти подходящего человек на какую-то должность, потому что люди элементарно боялись. Боялись того, что, прослужив некоторое время на высокопоставленной должности, он не просто попадут под волну недоверия и будут смещены с этого поста, но и попадут в немилость государя, и после этого ни о каких высоких должностях для них не могло быть и речи.
Глобальные вопросы
Но, вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лица господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.
У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, несмотря на то, что Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай
* см. «Конец русского царизма»; стр.185
**Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.93
делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.
Распутин был резко против «бессмысленного кровопролития» Первой Мировой Войны. Как ни старался он убедить царя заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.
То же касается и крестьянского вопроса. Все попытки Распутина втолковать царю то, что крестьяне оставались самой бесправной категорией населения были тщетны. По его мнению, после проведенной в 1861 году реформы, крестьянам стало жить еще хуже чем при помещиках, так как земли у них стало меньше и отошло то, пусть даже скудное, но обеспечение, которое у них было во времена крепостничества. Он хотел убедить царя отдать крестьянам казенные и монастырские земли, но царь опять таки не согласился с ним.
В апреле 1915 года Распутин «не советовал» созывать Государственную думу, но она созывается. Когда же в ноябре того же года он напротив убеждал Николая созвать думу, говоря что «теперь все желают работать» ее созыв отложился на февраль.
Государь не обращал на советы Распутина никакого внимания и делал все по своему усмотрению. Только в редких случаях самодержец вслушивался в предостережения Григория Ефимовича и тогда они на самом деле оказывались незаменимыми.
В самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.
В итоге этой встречи великий князь Николая Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.
Сказать, что Распутин ведал абсолютно всеми делами в государстве, было бы все равно, что солгать. Да, влияние его на всю царскую семью было огромно, да, по его указке назначались почти все министры и высокопоставленные чиновники с 1902 года по 1916, но слушал его далеко не всегда, и поэтому ему приходилось прибегать к каким-то другим мерам, помимо немногосложных телеграмм и разговоров.
Методы воздействия на государя
По приказу царской семьи за Распутиным было установлено наблюдение царской охранки. Белецкий, директор департамента полиции, отмечал в своих записках, что в конце 1913 года, наблюдая за перепиской приближенных к Распутину лиц, заметили среди них письмо одного из петроградских гипнотизеров, в котором было абсолютно четкое указание на то, что «чудотворец» брал у него уроки гипноза.*
Этим же можно объяснить притягательность его глаз для всех окружающих. Все люди, знакомые с ним лично, неизменно выделяли его глаза. Они всегда производили неизгладимое впечатление. Елена Джанумова так писала о нем в своем дневнике: «Ну и глаза у него! Долго выдерживать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, но какими жестокими они могут иногда быть и как
страшны в гневе…»
О другом же способе его влияния на царя высказывает свое предположение Владимир Митрофанович Пуришкевич в своем дневнике: «Зачем ты, Феликс, – сказал Распутин
Юсупову – не бываешь у Бадмаева? Нужный он человек… Даст он тебе ма-хонькую рюмочку настоечки, попьешь ты этой настоечки в час, когда на душе у тебя смутно, и сразу тебе все пустяком покажется, и сам сделаешься такой до-бренький, такой глу-пенький и будет тебе все равным-равно»**
Есть все основания полагать, что именно этой «настоечкой» угощал он императора. Подтверждения, пусть даже и косвенные можно найти в воспоминаниях его личного секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил великий князь Николай Николаевич, Распутин налил себе и царю мадеры, своего любимого напитка, и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своем видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.***
Каким бы то ни было образом, но Распутин за очень короткий срок обрел над царской четой почти безграничную власть, но, тем не менее, в какие-то моменты царь ускользал от его влияния и принимал решения самостоятельно, вопреки наставлениям «старца» и Александры Федоровны.
5. Улица Гороховая, дом №64
Именно по этому адресу, в конце концов, обосновался «старец». Именно в этом доме крестьянин из Тобольской губернии, царский лампадник и великий чудотворец властвовал над высшим петербуржским светом. Быть может из-за своей ненависти к дворянству, он почти при любом подходящем случае старался унизить
*Н.Н. Евреинов; «Таина Распутина»; изд. «Былое»; Петроград; 1924г.; стр.49
**Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «Интерпринт»; 1990; стр.49
***Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.65
их, открыть их истинное лицо. А при том положении, в котором он находился, эти случаи предоставлялись ему довольно часто. И этот так называемый обряд «очищения» проводился именно в этом доме.
Крестьян и простых искренних людей он напротив уважал и старался всячески им помочь.
Начиная с 11 часов утра, у него начинался «прием». Еще с раннего утра в прихожей его квартиры начинал собираться народ. Люди, веря слухам, о его огромном влиянии при дворе и доброте к беднякам и просто людям действительно нуждавшихся в его помощи, шли к нему нескончаемыми вереницами. Если к одиннадцати часам он был дома и был в состоянии принять просителей, он неизменно помогал людям в меру своих возможностей. В первую очередь он
принимал бедняков, а уж только потом генералов и именитых дворян. Распутин никогда не принимал денег за свое ходатайство. Если он что и брал от людей, то только подарки, но те особой материальной ценности собой не представляли. Бывало, правда, что когда к нему приходил человек, нуждающийся в деньгах, будь то на свадьбу или на обустройство, он отправлял его к богатым людям, которым он уже помог, со своей запиской.
Эти свои записки он посылал влиятельным людям Петербурга со своими просителями с собственной просьбой помочь. Почти все он начинались одинаково: «Милай, дарагой…», а дальше шла сама просьба «помоги», «выслушай», «прими», «сделай что можно».
Для охраны Распутина была организованна специальная служба, подчиненная начальнику петербуржского охранного отделения генералу Гусеву. Дом, в котором жил Распутин, постоянно охранялся агентами полиции.*
Агенты, дежурившие на парадной лестнице, от нечего делать играли в карты. Частенько и сам «старец» присоединялся к ним или приглашал их к себе на чай, чему они были чрезвычайно рады. За чаем, он поначалу держался важно, напыщенно, говорил церковным языком, а потом со временем он перешел со всеми ними на «ты» и, бывало, что обсуждал с ними планы и проблемы самого государя. Дискутировал с ними вопросы, которыми был в тот момент озабочен царь и придумывал, что же ему «посоветовать».
Иногда эта квартира превращалась во что-то вроде негласного комитета, например, когда Распутин был озадачен каким-либо новым назначением на государственный пост. В такие моменты в обсуждении принимали участие все, кто в тот момент находился у Распутина, и даже его племянницы, которые вели хозяйство в доме.
Эту «резиденцию» Распутина по праву называли «папертью власти».
*Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.123
6.Первое покушение
Несмотря на свою столичную жизнь, Распутин нередко наведывался в свое родное село Покровское. Во время одной из таких поездок, 29 июня 1914 года, и было совершено первое покушение на «старца»
Выйдя из дому, чтобы дать телеграмму, он увидел женщину с провалившимся носом, стоявшую перед его домом. Она молча смотрела на него. Григорий Ефимович подумал, что она просит милостынею и по своему обыкновению начал искать в портмоне монету. Пока он был занят поисками, женщина вытащила кинжал и ударила им Распутина в живот. Он побежал от нее, но женщина продолжала гнаться за ним, дабы нанести последний, смертельный удар. Григорий схватил оглоблю, лежащую неподалеку, и ударил ее по голове. Односельчане,
прибежавшие на шум, схватили нападавшую и доставили ее в департамент полиции.
Это оказалась жительница города Царицына по имени Хиония Гусева. В своих показаниях следствию она мотивировала свой поступок тем, что она считает Распутина лжепророком, и даже антихристом и решила совершить над ним «суд божий» с целью убийства Распутина.
Рана Распутина оказалась очень серьезной. Медики боялись за его жизнь и решили отправить его в Тюмень для операции доктора Владимирова.
Операция была проведена, в общем, успешно, но угроза для жизни сохранялась.
Во многие газеты стали пробиваться статьи о смерти Распутина, о его загадочном завещании и другие самые загадочные слухи.
Но «старец» не умер. Он благополучно выздоровел и уже 17 августа был выписан из тюменской больницы и направился в Петроград.
Во избежание громких скандалов Хионию Гусеву, несмотря на ее признания в том, что она сознательно совершила покушение на Распутина, признали
невменяемой и отправили в томскую лечебницу для душевнобольных.
Между тем, несмотря на то, что для «старца» все кончилось благополучно, этот инцидент имеет немалую историческую значимость, ведь если бы Распутин был в Петербурге, рядом с царем, во время начала Первой Мировой Войны, он наверняка сумел бы убедить царя не вступать в войну против Германии, так как сам он было резко против этого.
7.Отношение к Распутину в обществе
В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни боготворили его и верили в его «святость» (часть дворянства, крестьяне, городская беднота); другие участвовали в его кутежах и общались с ним только для того чтобы добиться его расположения и использовать его для своего карьерного роста ил просто из-за того, что это было «модно»; а третьи его ненавидели. Они представляли его себе как пьяного, грязного мужика, который проник в царскую семью, назначал и увольнял министров и целое десятилетие был героем петербуржской скандальной хроники, а одновременно и непонятным образом властвовал над царем и его семьей и верил в свое особое предназначение.
Распутин ненавидел всех дворян за их чванливость и гордыню. Сам же он не стремился к внешнему блеску и не мечтал об официальных должностях. Он всегда подчеркивал свою мужицкую неотесанность перед людьми, считавшими себя могущественными и превосходящими всех. Распутин испытывал удовольствие, когда видел, как сильные мира сего унижались ради какого-то нелепого повода, придуманного им самим.
Дворяне отвечали ему ответной антипатией.
Но больше всех его невзлюбили родственники царя с матерью императора во главе. Они прекрасно понимали, что непостоянство характера, слабая сила воли и даже слабоумие государя в совокупности с его вредными привычками не могли привести Россию ни к чему хорошему.
Мать императора всячески препятствовала восхождению на престол своего старшего сына, так как понимала всю губительность положения, но ничего не смогла сделать. Его родственники пытались повлиять на него с помощью «своих» министров или путем простого убеждения, но все было тщетно.
Тогда появился Распутин. Князь Николай Николаевич, введя «старца» в царский дворец, планировал с его помощью влиять на царя, но когда Распутин отказался действовать под его указку, он пожалел о том, что помог ему выйти в свет.
Началась отчаянная травля «чудотворца». Сначала в виде докладов государю императору, потом в виде разоблачающих газетных статей, потом в виде анонимных записок. Но ничего уже не могло повлиять на Николая, уверившего в «святость» «старца».
«На святых всегда клевещут», повторял царь, выслушивая многочисленные доклады о Распутине. И против этого никто не мог ничего возразить.
Великий князь Николай Михайлович, говорил, что почти вся семья Романовых подала государю записку о Распутине, прося взять бразды правления в свои руки и
прекратить вмешательство в государственные дела императрицы Александры Федоровны, во всем инспирируемой этим хлыстом.*
«На святых всегда клевещут», и эта фраза оставляла не у дел всех недоброжелателей Распутина.
А после покупки скандальной петербуржской газеты «Новое время» одним из сподвижников Григория Ефимовича и газетных сплетен стало намного меньше.
Вопреки тому, что царь оставался глух к словам своих родственников и дворянства, ненависть к Распутину лишь возрастала.
19 октября 1916 года Владимир Митрофанович Пуришкевич выступил с докладом в государственной думе, целью которого было «дать возможность
*Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «Интерпринт»; стр.57
исхода из положения, в которое ее поставили царские министры, обратившиеся в марионеток, нити от коих прочно забрал в руки Григорий Распутин…»*
В своей речи он высказал все чувства, переполнявшие в тот момент всех тех, враждебно относился к «старцу», кто считал его повинным во всех бедах Российской империи.
После этого выступления многие выразили ему свое уважение, и поддержали. Среди этих людей оказался и князь Феликс Федорович Юсупов. Он попросил его о личной встрече и Владимир Митрофанович согласился.
В ходе их встречи в доме Пуришкевича князь высказал абсолютно серьезное намерение «устранить Распутина». С этой встречи и начался заговор, ставший роковым для Григория Распутина.
8.Убийство Распутина
Заговор
Распутина предполагалось убить в ночь с 16 на 17 декабря во дворце князя Юсупова. В заговоре также состоял великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазаверт, а также некий поручик С.
План их состоял в том, чтобы в час ночи, обойдя агентов полиции, которых Распутин по предварительной договоренности должен будет отпустить, привезти «старца» во дворец Юсупова под предлогом лечения жены князя, которой на самом деле вообще не было в Петербурге. Специально для его убийства подвальное помещение дворца было в очень короткие сроки оборудовано и обставлено под столовую, в которой Распутин должен был дождаться княгиню, которая якобы принимала гостей на верху. Дабы скрасить ожидание, князь предлагал ему «угоститься» пирожными и мадерой, заранее щедро «заправленные» цианистым калием. Затем тело его должны были завернуть в тряпку, подобно мумии, и сбросить его труп в одну из речек недалеко от Петрограда, заблаговременно.
привязав к нему гири, во избежание того, что тот может нечаянно всплыть, причем в самый не подходящий для этого момент. Заговорщики заранее объездили почти все реки и каналы в поисках подходящей проруби.
В ночь убийства
Наконец назначенный вечер настал. Подвальное помещение было изменено
*Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «Интерпринт»; стр.3
До неузнаваемости. Пуришкевич и великим князем постарались придать этому до помещению такой в его только что покинула небольшая компания, спугнутая появлением гостя. Наверху играл патефон. Все это было сделано для того, чтобы «жертва» не догадалась о планах заговорщиков.
Сначала все шло по намеченному плану. Распутин отпустил агентов охранки и благополучно приехал в сопровождении Феликса Юсупова, не замеченный никем. Всю прислугу, за исключением двух военных, стоявших на парадном входе отпустили. «Старец» прибывал в позитивном настроении, шутил, но не притрагивался ни к мадере, ни к еде. Битых пол часа князь пытался сделать что-либо для того, что бы заставить его съесть или выпить хоть что-нибудь, но это лишь осложнило задачу, потому что Распутин начинал высказывать свое недоверие Феликсу в том, что княгиня вообще в доме. Его настораживало то, что та, ради исцеления которой он приехал сюда, заставляет его так долго ждать.
В конце концов, поддавшись уговорам Юсупова, он начал поглощать пирожные и записать и мадерой, но с ним ровным счетом ничего не произошло. Результат был таким же и через четверть часа, хотя цианистый калий из тех ядов, которые действуют почти мгновенно. Беспокойство заговорщиков еще больше усилилось.
Немного посовещавшись, они решили, что, несмотря на всю рискованность, у них не оставалось иного выхода, кроме как застрелить «старца». Эту миссию взял на себя сам князь.
Не прошло и нескольких минут, как царский лампадник лежал на полу импровизированной столовой с пулей в груди.
Пуришкевич вспоминает об этом моменте в своем дневнике: «Он не был еще мертв, он агонизировал. Правой рукой своей прикрывал он оба глаза и до половины свой длинный, ноздреватый нос, левая рука его была вытянута вдоль тела; грудь его изредка высоко подымалась и тело подергивали судороги».*
Все были совершенно уверены, что «серый кардинал» Российской империи доживает свои последние минуты. Как же они ошибались…
Примерно через четверть часа неизвестно как, но старец ожил. При его «воскрешении» присутствовал лишь Феликс Юсупов. Позже он говорил, что этот момент он не забудет никогда: «Спустившись в столовую, я застал Распутина на том же месте, я взял его руку, чтобы прощупать пульс, - мне показалось, что пульса не было, тогда я приложил ладонь к сердцу – оно не билось; но вдруг, можете себе представить мой ужас, Распутин медленно открывает во всю ширь один свой сатанинский глаз, вслед за сим, другой, впивается в меня своим взглядом
непередаваемого напряжения и ненависти и со словами: «Феликс! Феликс! Феликс!» вскакивает сразу с целью меня схватить. Я отскочил с поспешностью, с какой только мог, а что дальше было не помню»**
А дальше было вот что: Распутин выбежал из дворца и попытался перелезть
*Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «Интерпринт»; стр.57
**Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «СП Интерпринт»; стр. 62
через закрытые ворота и все время повторял: «Феликс, Феликс, все скажу царице!». Владимир Митрофанович выбежал за ним и почти у самых ворот выстрелил ему в спину из своего «соважа». Позже, кровь Распутина на снегу Юсупов объяснял как кровь своей собаки, которую он пристрелил.
Тело «старца», как и планировалось, завернули в кусок ткани и выбросили в прорубь на Старой Неве, а его одежду сожгли.
Когда на одном из берегов Старой Невы нашли окоченелый труп «чудотворца» вид его действительно был ошеломляющим: его безумные глаза были широко открыты, а рука поднята для крестного знамени.
Вот так закончил свою жизнь, «святой черт», Григорий Ефимович Распутин.
9.После смерти «старца»
После смерти Распутина царь и царица были напуганы и растеряны. У них уже не было их Друга, советника, защитника и заступника перед лицом божьим. Они уже тогда чувствовали свою близкую гибель. Желая отдать последние почести отцу Григорию, царская семья, вопреки своему обыкновению, не поскупилась на погребение «старца»
Его забальзамированное тело был тайно погребено в одной из часовен Царского Села. В его гроб была положена икона, подписанная каждым членом царской семьи.
Один офицер, по фамилии Беляев, узнал об этой иконе, и для него было вполне ясно, что она могла бы стать очень ценной для собирателей редкостей, и решил похитить эту редкость.
Во время революции он осуществил свой план, и, приведя толпу революционеров к часовне, в которой покоился забальзамированный труп Распутина, под предлогом его уничтожения. Икону он забрал себе, а толпа была в полной уверенности, что он действовал в интересах революции.
Тело Распутина сожгли, что бы не оставлять места для паломничества его многочисленных поклонников.
Но, тем не менее, после уничтожения тела Распутина, на место сожжения приезжали женщины в экипажах и набирали землю в мешочки, что бы потом увезти ее с собой в эмиграцию…
III.Заключение
Русское дворянское общество к началу ХХ века представляло собой почти полностью морально разложившуюся группу людей. Они не знали чем бы себя занять и с головой уходили в любое модное новшество светской жизни
Когда Распутин пришел в Петербург и был впервые представлен свету в салоне очень эксцентричной дамы, графини Лопухиной уже было ясно, что он будет еще долгое время притягивать внимание светских дам и столичных скандальных хроник. Но никто тогда не мог даже предположить каких высот достигнет этот человек.
Он пользовался безмерным доверием и покровительством со стороны Царской четы. Нельзя сказать, что царь всегда послушно выполнял все, что говорил Распутин, но влияние его на царя было велико и по части назначений все зависело только лишь от решения «старца», а назначение министров в высших чиновников не такое уж и маловажное дело, тем более что все министры, им назначенные, были подчинены ему и никогда не проводили собственной политики.
Мы никогда не узнаем, каким образом ему удалось оказывать такое влияние на всю царскую семью, потому что ни в каких документах этого не прописано, а все воспоминания, и без того противоречащие друг другу, за последние годы подверглись нескольким редакциям и многочисленным нападкам со стороны писателей и публицистов.
Крестьяне любили его, потому что он был одним из них и уважали за то, что он оставил позади дворян и встал рядом с царским троном, часто решал многие вопросы в государстве. По этой же причине просвещенное дворянство его ненавидело. При такой полярности мнений чрезвычайно трудно составить мнение о человеке, умершем больше 80 лет назад…
Я считаю, что образ безумного, демонического «властителя судеб империи», навязанный книгами, фильмами и воспоминаниями людей, едва с ним знакомым, который сам по себе строился на газетных статьях и сплетен, опутавших весь Петербург, да и всю Россию, не является настоящим Распутиным.
По итогам этой работы у меня сложилось впечатление о Распутине, не как о демоне, но и не как о святом. В моих глазах он был обычным человеком, но с незаурядными способностями. Если бы не Распутин, наследник российского престола цесаревич Алексей умер бы задолго до 16 июля 1918 года. Он свято верил в свою причастность к Богу. Он видел человеческие слабости и использовал их, для достижения задуманного. У него были свои принципы, свои взгляды на жизнь, но, несмотря на огромную власть, сосредоточенную в руках его, но он не пользовался ей в корыстных целях.
IV.Библиография
1.М.К.Касвинов «23 ступени вниз» изд. «Мысль» 1987 Москва
2.Арон Симанович «Распутин и Евреи»
3.Из дневника В.М.Пуришкевича «Убийство Распутина» Москва СП
«Интерпринт» 1990
4.Н.Н.Евреинов «Тайна Распутина» изд. «Былое» 1924 Ленинград
5. «Новое время» 1912 №1290 «У Григория Распутина»
6. #"1.files/image005.jpg"> Григорий Ефимович Распутин
Шествие, посвященное канонизации Распутина
С царской семьей