Империя хуннов
Курсовая работа
На тему: «Империя хуннов»
Содержание
Введение
Глава 1. Возникновение государства хуннов
Глава 2. Хозяйство и общественная жизнь хуннов
Глава 3. Великая империя хуннов и ее соседи
Глава 4. Истоки кыргызской государственности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
История кыргызского народа уходит своими корнями в глубокую древность и сегодня, в период коренных изменений и преобразований, особенно остро стоит необходимость изучения и знания истоков происхождения нашего народа, так как без полного понимания истории своей Родины невозможно объективно оценить настоящее и определить дорогу в будущее.
Именно на примере великих исторических событий, участником которых был кыргызский народ, подвигов древних баатыров – богатырей, слов мудрых мыслителей, всегда воспитывалась у молодых людей любовь к Родине, гордость за ее прошлое и стремление принять участие в строительстве ее будущего. А таких примеров в истории кыргызского народа множество. И многие из них нашли отражение в таком дивном шедевре, как эпос «Манас». Им охвачена – даже по самым малым меркам – тысячелетняя история кыргызского народа, история его борьбы за свободу, независимость своей Родины, единство своего народа. Не случайно наш Президент предложил в основу дальнейшего развития Кыргызстана положить семь заповедей Манаса.
В данной курсовой работе мы постарались освятить важнейший период становления кыргызского народа в эпоху империи хуннов, зарождения первой исторической общности тюркских племен, существовавшей в 1-5 вв. н. э., на территории современной Центральной Азии.
Поскольку нынешний год объявлен годом празднования 2200 летия Кыргызской государственности, мы посвятили последнюю главу работы освящению основных этапов становления древней кыргызской государственности.
История человеческого общества – закономерный объективный процесс. И история кыргызского народа и государства находятся в неразрывной связи с мировом историческим процессом.
Благоприятные условия для общественного развития возникают тогда, когда есть политическая стабильность, независимость государства. А противостояние с соседними государствами, беспрерывные войны, завоевательные походы крупных империй тормозят общественное развитие. Хорошо понимая это, наши предки издревле стремились жить в дружбе с соседними народами и странами. Этому подтверждение – посольства кыргызов в эпоху хуннов, Великого Тюркского и Кыргызского каганатов. Такую традицию любви к миру сейчас продолжает наше молодое суверенное государство.
1. Возникновение государства хуннов
Хунны — исторические предки тюрков. Общими предками народов, говорящих сейчас на родственных тюркских языках, были хунны. (Одну из их ветвей этого народа, поселившуюся в Европе в IV-V вв. н.э., европейцы называли гуннами). Первую историческую государственность всех тюркских народов также создали хунны. Культура, обряды и обычаи, политический опыт хуннов оказали своё воздействие почти на все тюркские племена.
Хунны, основавшие кочевую империю в Центральной Азии, начиная с IV-V вв. до н. э. были северо-западными соседями государств, занимавших территорию по берегам реки Хуанхе в Древнем Китае. А на северо-западе от хуннов проживали предки древних кыргызов и родственных им тюркских племён. Все они в середине I тысячелетия до н. э. жили первобытно-общинным строем.
На восток от хуннов расселялись рода, входившие в племенную общность дунху. Они являлись древними предками народов, говорящих на монгольском языке. На западе соседями хуннов были племена юэчжи. Юэчжи говорили на одном из индоевропейских языков.
Мы не знаем, как называли себя сами эти племена: их названия дошли до нас в китайских источниках, — они и стали традиционными в исторической науке.
Хунны и китайские государства.
В первой половине I тысячелетия до н.э.хуннов отделяли от китайских владений другие кочевые племена. Поэтому китайцы преимущественно описывали более знакомые им племена (к примеру, племена,известные под названием «джун», в XI-IV вв. до н. э. вели с китайцами изнурительные, опустошительные войны, нанося им тяжёлые потери).
В мирные времена хунны в китайских источниках не упоминаются. Начиная с IV в. до н. э., хунны стали соседями мелких китайских царств. В III в. до н.э. одному из китайских полководцев удалось разгромить вторгшихся в Китай хуннов. Но эта победа не остановила набеги кочевников. Со второй половины 2 века до н.э. конные войска хуннов беспрестанно вторгались в северо-западные китайские владения.
С середины 4 в. до н.э. (359 г.) в небольшом царстве Цинь, расположенном в среднем течении реки Хуанхе, начали проводиться реформы. Это государство на северо-западе Китая быстро укрепилось. В 246 г. до н. э. там на престол взошёл 13-летний Ин Чжан. В 228-221 гг. до н. э. он сумел завоевать все мелкие китайские царства и объявил себя Цинь Шихуан-ди — первым императором цинской династии (умер в 210 г. до н.э.).
Цинь Шихуан-ди продолжил реформы по укреплению централизованной государственной власти. По всему Китаю были проведены единые письменные, денежные и налоговые реформы, разработаны система мер, положение о гражданстве, законодательстве и вооруженных силах. После этого Цинь Шихуан-ди объявил войну своему самому могущественному врагу — хуннам, которые в то время были расселены на территории современной Внутренней Монголии (начиная с 1947 г. автономный район Внутренняя Монголия, КНР), в Иншане и Ордосе. В 215 г. до н. э. 300-тысячное китайское войско побеждает хуннов Ордоса, а на следующий год китайские войска занимают северный берег Хуанхэ (Жёлтой Реки).
В целях действенной защиты от нашествий хуннов Цинь Шихуан начал строить Великую китайскую стену. Чтобы это мощное оборонительное сооружение не осталось безлюдным, к ней были переселены люди из внутренних районов Китая и созданы 44 новые области.
Великая китайская стена, сохранившаяся до наших дней, несмотря на смену династий в Китае, в III-I вв. до н. э. служила прочной северной границей Китая, предохраняя его от набегов кочевников.
Великая китайская стена была протяжённостью в 4 тысячи км, высотою в 10 м. Через каждые 60-100 м располагались караульные вышки. Однако эта стена не сумела сохранить Цинскую империю. Непомерное увеличение налогов, отвлечение тысяч крестьян от полевых работ на ее строительство, вызвали недовольство различных слоев населения. После смерти Цинь Шихуан-ди вспыхнуло восстание, и его государство было разрушено. Один из предводителей восстания, Лю Бан, в 207 г. до н. э. захватил столицу Китая Чанъань и в 206 г. до н. э. объявил себя императором Гао-Цзу, основав династию Хань.
Правитель хуннов — Toy Ман (Тумен). Нам неизвестно, кто стоял у истоков образования племенного союза хуннов. А первым единоличным хуннским правителем был Toy Ман (так свидетельствуют китайские источники, сохранившие нам имя этого человека.) Он носил царский титул — шаньюй. Во времена правления Тумен-шаньюя хунны оказались между могущественными дунху и юэчжами. Это было в последней четверти III в. до н.э. В 215 г. до н. э. Тумен-шаньюй потерпел поражение от китайского войска. Узнав, что хунны обессилели, правитель юэчжей потребовал от Тумен-шаньюя сына в заложники. Так старший сын Тумен-шаньюя, Маодунь (Модэ) оказался у юэчжей.
У Тумен-шаньюя был еще один любимый - младший сын. Если бы юэчжи убили Модэ, то его брат стал бы наследником. Конечно же, отец не мог предположить, что Модэ будет любить не только свободу и волю, но и станет талантливым государственным деятелем, который сумеет усилить мощь всего государства хуннов.
Восстание Модэ. В один из дней Тумен-шаньюй собрал войско, которое вновь обрело былую мощь, и пошёл против юэчжей. Узнав об этом, Модэ тайно выбрал быстроногого иноходца и ускакал к хуннам. Этот побег был своеобразным образцом отваги и принес Модэ уважение и любовь многих хуннов. Тумен-шаньюй выделил своему старшему сыну часть войска.
Модэ начал обучать своё войско меткой стрельбе из лука со свистящими стрелами. Постепенно он пополнил свой отряд дисциплинированными, беспрекословно выполняющими приказ, воинами. Как свидетельствуют китайские источники, в один из дней он выстрелил из лука свистящей стрелой в своего самого любимого иноходца, предупредив перед этим, что казнит каждого, кто не последует его примеру. И, действительно, казнит воинов, которые не осмелились выстрелить в любимого коня своего предводителя.
Позже Модэ пускает свистящую стрелу в свою любимую жену. И снова казнит всех тех, кто не выполнил этот его приказ. Наконец, во время охоты Модэ стреляет из лука в коня, на котором восседает его родной отец. Не дрогнул ни один из его воинов: наученные горьким опытом прошлого, все они пустили свои стрелы в коня шаньюя.
Надеясь на такую отменную подготовку, Модэ решился выступить против отца. Когда он пустил свистящую стрелу в Тумен-шаньюя, все его воины тут же направили свои стрелы в правителя хуннов. Это событие произошло в 209 г. до н. э.
Чтобы не потерять свою власть, он убил младшую жену Тумен-шаньюя и её сына, всех людей, которые были преданы его отцу, а сам объявил себя шаньюем хуннов.
«Земля — основа государства...!» Слухи о перевороте в ставке хуннов дошли до их заклятых врагов на востоке — дунху. Уверенные, что ослабевшие хунны исполнят любое их требование, правители дунху, воспользовавшись таким удобным случаем, потребовали от Модэ-шаньюя отдать им пограничную территорию.
Соблюдая обычай своей эпохи, Модэ-шаньюй созвал Совет старейшин и познакомил их с требованием повелителя дунху. Для шаньюя хуннов был обязательным в ту эпоху учет мнения большинства старейшин при решении вопросов войны и мира. Опасаясь могущества дунху и не желая быть с ними в ссоре, большинство старейшин советовали своему вождю отдать дунху те владения, которые они просили. Они объясняли это тем, что пограничная полоса земли абсолютно бесплодна, на ней нельзя пасти скот, поэтому она бесполезна для хуннов. Этот совет вызвал гнев у Модэ-шаньюя. Как записал китайский историк Сыма Цянь, Модэ-шаньюй раздражённо ответил своим советникам: «Ведь земля - основа государства, как же можно её отдать!» Он отдал приказ казнить всех старейшин, которые советовали ему уступить землю дунху. На деле это означало, что отныне Совет старейшин теряет свое значение. После этого происшествия в число советников входили лишь те, кто не перечил шаньюю, давал совет, который совпадал с его замыслом, поддерживал и беспрекословно выполнял его приказы. Шанъюй превратился в правителя с абсолютной властью.
Походы и завоевания Модэ-шаньюя. Модэ-шаньюй, сосредоточив всю полноту власти в своих руках, сразу же приступил к усилению боеспособности своего войска, увеличению его численности. Зная его решительность и жестокость, вожди племен хуннов спешили явиться к нему со своим войском по первому вызову.
Войска Модэ-шаньюя внезапно напали на владения дунху. Дунху кочевали в южной Манчжурии и горах Большого Хингана. Поход Модэ-шаньюя был успешным, войска дунху были разгромлены. Их правитель попал в плен и был убит. Хунны захватили много пленных и многочисленный скот.
Расправившись со своим врагом на востоке, Модэ-шаньюй «направил поводья своего коня» на запад. Юэчжи, желая спастись от хуннов, были вынуждены бежать дальше на запад.
В 205-204 годах до н. э. Модэ шаньюй покорил еще ряд соседних племен и совершил свой первый поход в Китай.
В 203-201 годах до н. э. хунны продолжали свои походы на север и северо-запад. В китайских источниках повествуется об участии в этих походах других племён, которые были выходцами из древних владений тюркских родов. Таким образом, хунъюй, куйеше, динлины, проживающие на территории Северо-Западной Монголии и Саяно-Алтая, кыргызы, расселившиеся на севере-востоке Тянь-Шаня и на территории Джунгарии, входили в состав крупной империи Модэ-шанъюя.
2. Хозяйство и общественная жизнь хуннов
Кочевая жизнь. Хунны, как повествуют китайские историки, занимались кочевым скотоводством. Необозримые просторы Центральной Азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. Хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине (сравните, кыргызы, жившие в горных местностях, летом поднимались на джайлоо, поздней осенью спускались на зимовку, т. е. перемещались в вертикальном направлении — из долин в горы и обратно).
Особое значение для хуннов имело коневодство. Лошади являлись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действиях и на охоте. Ценным питательным продуктом было их мясо и кумыс. Для хуннов, которые перемещались вдоль и поперёк по таким пустыням, как Алашань и Гоби, огромную помощь в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды. Как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.
Общество. Основу общества хуннов составляли роды и объединяющие их племена. Расселялись роды там, где были удобные пастбища. Судя по китайским источникам, поселения хуннов назывались «було» (его можно сравнить с кыргызским словом «бюлё» («семья»)). Родственные племена хуннов располагали свои поселения близко друг к другу, образуя сообщества. У этих племен общими были не только их происхождение, но и обряды и обычаи, религиозные понятия и представления, язык. К сохранению обычаев и верований, отличающих одно племя от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традициями.
Общественный строй. В конце III в. до н. э. происходят большие изменения в хуннском обществе. Сохранив многие традиции первобытнообщинного строя, хунны сумели приспособить их к изменившимся условиям жизни.
Например, хунны сохранили деление по родам. Но теперь уже было четыре рода, выделявшихся своим аристократизмом и политическим влиянием. Эти роды во времена Модэ-шаньюя китайские источники называли хойанъ, лань, сюйбу. Сам шаньюй мог быть только выходцем из рода люанъди. Из трех других аристократических родов он мог брать себе жен.
Постепенно у хуннов формируется наследственная знать, которая теперь держит в своих руках богатство и власть, а в III в. до н.э. возникает и государство.
Управление государством хуннов. Китайские источники свидетельствуют, что хунны подразделялись на две части: правое крыло и левое крыло.
Во главе государства стоял шаньюй. Первоначально его избирали старейшины знатнейших родов, впоследствии власть шаньюя стала наследственной. Шаньюй руководил войском во время войн, определял внешнюю политику государства, а также выполнял обязанности верховного жреца: каждый год приносил жертву Тенгри (Небу) и дважды в день совершал официальные поклонения Солнцу и Луне.
До эпохи Модэ правитель племенного союза хуннов носил только титул шаньюй. Судя по записям Сыма Цяня, слово «шаньюй» означало «величавый», или, точнее, «величавый, как Небо».
С возникновением крупной державы, желая подчеркнуть свою самодержавную власть, правитель хуннов прибавил к этому титулу дополнительный эпитет — «Дух, одарённый небом». А в письмах Модэ и его сына Лаошань-шаньюя к китайскому императору даются такие титулы: «Великий шаньюй хуннов, ниспосланный небом...» (Модэ), «Рождённый Небом и Землёй, великий шаньюй хуннов, ниспосланный Солнцем и Луной» (Лаошань).
Здесь китайское словосочетание «Ниспосланный Небом» является дословным переводом термина «Дух Всевышнего». Потому у тюрок, в том числе у кыргызов, небо называли «Кёк», а его хозяина — «Тенир», «Тенгри». Слова «Кёк» и «Тенир» использовались как синонимы.
Императорский титул хуннов «шаньюй — дух Всевышнего» был унаследован тюрками: они называли своего хана «каганом, сотворённым Всевышним».
Начиная с эпохи Модэ, личная власть шаньюя приблизилась к абсолютной. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что шаньюй, несчитаясь с мнением Совета старейшин, принял решение об ответе на ультиматум дунху. А вот когда власть шаньюя слабела, то возрастала роль решений Совета старейшин и другой аристократии.
Управлять государством шаньюю помогали 24 человека — старейшины родов и правители областей. Каждый из них имел титул, который передавался по наследству внутри рода. Так, важнейшим титулом был «чжуки-князь»: его обычно носил наследник престола. Поскольку он предводительствовал левым крылом (восточным) то можно сделать вывод, что именно племена восточного крыла играли важнейшую роль в политической истории хуннов. Затем шли «лули-князь», «великий военачальник», «великий дувей», «великий данху». Все они были представителями рода шаньюя и имели свои дружины по 10 тысяч человек.
Как записал китайский историк Фань Е, самые могущественные и авторитетные четыре вельможи (по двое из левого и правого крыла) носили звание «четыре рога» (На востоке «рог» всегда считался признаком счастливой судьбы. Не случайно в историю восточных народов Александр Македонский вошел с прозвищем «Зу-л-Карнайн» — «Двурогий», т.е. «Счастливейший»).
Кроме вельмож, в управлении государством участвовала родовая знать и чиновники, назначаемые центральной властью.
Такой порядок управления государством унаследовали и более поздние тюркские кочевые державы.
Собственность на землю. Современники писали, что каждый хунн, «обладая отдельным отрезком земли, перекочёвывал с одного места на другое, выбирая богатое травой и водой пастбище». Личной собственности на землю, конечно же, не было ни в империи хуннов, ни в более поздних тюрко-монгольских кочевых государствах.
Но и общественная (родовая и племенная) собственность на землю, начиная с Модэ-шаньюя, практически исчезает: с этих пор земля является государственной собственностью. Слова Модэ-шаньюя «Земля — основа государства» стали важнейшим принципом отношения к земле и у хуннов, и у их исторических наследников — кочевых центральноазиатских тюркских народов.
Как глава государства, шаньюй раздавал право управления отдельными землями своим сыновьям, родственникам, доверенным лицам, знати могущественных родов. А они, в свою очередь, раздавали эти владения небольшими частями уже местной знати, которая делила свои участки на еще более мелкие части и раздавала их своим подчиненным. И, наконец, простым кочевникам доставалось в наследство только право перекочёвки с одного пастбища на другое. Такой системы использования пастбищ кочевые державы придерживались веками.
Хунны и закон. Правила общественной жизни древних хуннов переходили из поколения в поколение и основывались на адате — обычае, обычном праве. Для китайцев «их законы казались простыми и легко выполнимыми». Лица, совершившие тяжкие преступления, карались смертной казнью. За мелкие преступления выжигали клеймо на лицах. Судьба тех, кто был осуждён, решалась в течение десяти дней.Вместе с вором наказывалась вся его семья, их семейное имущество конфисковывалось.
В эпоху усиления власти шаньюя появились законы, защищавшие государственные интересы. Например, те, кто нарушал воинскую дисциплину, опаздывал к началу военных действий, или совершал другие поступки, направленные против интересов государства хуннов, наказывались смертной казнью.
Важную роль в жизни хуннов занимало ремесло. Были хорошо развиты такие виды ремесел, сырье для которых давало основное занятие хуннов — скотоводство — выделка кожи, шитьё удобной кожаной обуви, изготовление вещей из рога, кости. Находила широкое применение овечья, верблюжья, козья шерсть. В 1924 г., во время путешествия П. К. Козлова, на территории Монголии в местности Ноин-Ула было найдено захоронение аристократов — хуннов. Среди вещей при раскопках кладбища Ноин-Ула были найдены белая кошма и ширдак - орнаментированный войлок. Кроме орнамента на них были нанесены рисунки животных в движении. Орнаменты хуннов были заимствованы другими тюркскими народами, в их числе кыргызами, при ткании ковров, украшении ширдаков и войлоков, вышивке.
Хунны преимущественно жили в юртах. Эти юрты, напоминавшие своей формой перевёрнутую вверх дном пиалу, были очень удобны при перекочёвке с одного пастбища на другое.
Но, занимая огромные территории, хунны включили в свой состав племена и народности, проживающие в разных природных условиях. Поэтому часть хуннского населения проживала в землянках и домах, сделанных из брёвен.
Сами хунны, являющиеся представителями кочевой цивилизации Центральной Азии, также постепенно начали осваивать традицию строительства домов и городов.
Древние хунны хорошо усвоили гончарное дело. Гончарные изделия — посуда для хранения зерна, воды, молока, кумыса, блюда, глиняные горшки, корчаги — лепились не только вручную, но и изготавливались на гончарном круге.
В ремесле хуннов особое место занимало ювелирное дело. Они умели оправлять драгоценные камни в золото и серебро, в совершенстве освоили чеканку, могли выгравировать рисунок или орнамент на серебряной поверхности.
Жизненно важной отраслью хозяйства хуннов было искусство литья металла. Они плавили железо, ковали из горячего металла наконечники стрел и копий, различные виды оружия, необходимые для повседневной жизни вещи. Было широко распространено литьё изделий из бронзы.
Охота являлась не только видом хозяйства, но и школой воинской подготовки. Во время охоты кочевник-хунн приобретал выносливость, ловкость, наблюдательность, учился скрывать свои следы, метко стрелять. Охота давала дополнительный источник пищи. У хуннов использовалась облавная охота, а также был возможен индивидуальный охотничий промысел с помощью лука, силков или с помощью ловчих птиц.
Под влиянием оседлых соседних племён у хуннов получило развитие местах, они брались за соху, выращивали зерно. Ручные каменные зернотёрки, глиняные сосуды для хранения зерна, зубья сохи этой эпохи свидетельствуют о том, что земледелие получило развитие в империи хуннов.
Начиная с эпохи хуннов, определённая часть тюрских народов стала земледелие. Для работы на полях использовались пленные или же те, кто добровольно поселился во владения хуннов. Также некоторая часть хуннов вела полуосёдлый образ жизни. Живя в удобных для земледелия сочетать кочевое скотоводство и земледелие.
Религиозные поверья и представления. Хунны поклонялись синему Небу. Слово «Тенир» («Всевышний»), означающее «Небо», было унаследовано кыргызами от хуннов. Слово «Тенир» в одно и то же время означало и небо, и его духа-хозяина. Считали, что Тенир может вмешаться не только в судьбу отдельно взятого человека, но и в судьбу всего государства, может ниспослать благоденствие, а может и наказать. Выражение «Пусть поможет Всевышний!» («Тенир жалгасын») до сих пор употребляют верующие кыргызы.
Наряду с Небом хунны поклонялись и другим богам — Солнцу, Луне, сзвёздам, Земле — очагу жизни, духам предков. Хунны верили в уществование загробного мира. Во время общего курултая высшей знати хунны приносили жертвы богам. И шаньюй ежедневно поклонялся Солнцу и Луне.
Внутрисемейные отношения. Мужчина был хозяином семьи, семья имела патриархальный характер. Слова мужа и отца были законом для жены и детей. Как видно на примере Тумен-шаньюя, те, кто был богат и знатен, обладали правом иметь две и более жены. По обычаю, наследником шаньюя назначался старший из его сыновей.
Если умирал старший брат, то на его вдове женился младший брат, это было незыблемым обычаем. Делалось это для того, чтобы сохранить в роду детей и богатства (не отдавать приданое вдовы ее роду). Ведь жену можно было взять только из другого рода или племени.
Семейные отношения в эпоху хуннов, как и ряд других явлений общественной жизни, оставили свой след в истории многих тюркских народов.
Государство хуннов занимало обширное пространство от Северного Китая до центрального Тянь-Шаня; имело хорошо продуманную систему управления; в его состав входили многочисленные народы и племена, которые получили, находясь в составе хуннской державы, первые уроки государственной жизни, использовав их впоследствии, при создании собственных государств.
3. Великая империя хуннов и её соседи (II в. до н. э.)
Модэ-шаньюй и император Китая Гао-цзу. Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, основатель империи хуннов Модэ-шаньюй вновь собрал свое грозное войско и двинулся на север.
Основатель династии Хань Лю Бан (его императорский титул-Гао-цзу), победил во внутренней междоусобной войне, Китай вновь стал единой империей, но неожиданное нашествие хуннов с севера поставило китайцев в трудное положение.
Войска Модэ-шаньюя двинулись вглубь империи и прошли от границы 200 километров, покорив крепость Ман. Это было зимой 200 г. до нашей эры.
В свою очередь, Китай также стал собирать армию. Во главе ее встал сам император Гао-цзу — талантливый полководец.
Засада в Байдэне. Передовую часть китайского войска Модэ решил разгромить хитростью. Притворно отступая, Модэ-шаньюй отошел к горе Байдэн, и, преследуя его, отборная часть китайского войска во главе с императором Гао-цзу угодила в засаду. Гао-цзу и его войско в течение семи суток без пищи и сна должны были отбивать атаки хуннов. Но затем Модэ приказал прекратить сражение.
Стремясь объяснить происшедшее, китайские историки сохранили для нас легенду о том, что Гао-цзу тайно, через своего гонца послал жене Модэ-шаньюя ценный подарок и портрет китайской девушки-красавицы. Ханша, опасаясь, что шаньюй женится на этой девушке-китаянке, уговорила мужа снять окружение.
На самом же деле жестокий и кровожадный повелитель хуннов, который ради своей политической победы без сожаления умертвил родного отца, отпустил китайское войско по другой причине — он чувствовал, что у него не хватит сил для победы, если на подмогу окружённым придут свежие отборные войска неприятеля. Поэтому-то он и решил не продолжать сражения — и открыл проход из окружения для китайской армии. Уцелевшие китайские воины прошли через него с натянутыми и обращенными в сторону хуннов луками. Но все же Гао-цзу пришлось заключить с Модэ мирный договор.
«Договор, основанный на мире и родстве». В 198 г. до н. э., после переговоров между двумя государствами, был составлен и подписан «договор, основанный на мире и родстве». Этот договор, сохранявший свою силу на протяжение примерно шестидесяти лет, фактически сделал Китай зависимым от государства хуннов. Согласно договору, одна из знатных девушек из императорского рода должна была стать второй женой Модэ-шаньюя. Китай также был обязан отправлять хун-нам шелка и другие материалы, вина, рис и другие виды продуктов.
Желая поставить в зависимость хуннов, вельможи советовали Гао-цзу: «Живой Модэ, конечно же, будет вашим зятем. А когда он покинет этот мир, сын вашей дочери станет шаньюем. Вообще, разве когда-нибудь внук бывал ровней своему дедушке? Таким образом, найдётся путь без всякой войны и кровопролития постепенно поработить хуннов».[1] Согласившись с этими доводами, Гао-цзу всё же вместо своей дочери посылает к шаньюю хуннов девушку из простой семьи. Подарки, отправляемые ежегодно из Китая хуннам, на самом деле для династии Хань были не чем иным, как довольно тяжелой данью.
В 192 г. до н. э., через три года после смерти Гао-цзу, Модэ-шаньюй направил письмо вдове императора, Лойхоу, требуя, чтобы она вышла за него замуж. Понимая, что Китай не готов к войне с хуннами, императрица стерпела обиду. Она предпочла «не заметить» оскорбительное предложение и продолжала исправно платить дань. Среди прочих даров императрица послала Модэ-шаньюю восемь лошадей, запряженных в две великолепных императорских кареты. Только в 166-162 гг. до н. э. «договор, основанный на мире и родстве», был нарушен хуннами.
Война с юэчжами. Модэ-шаньюй поставил своей целью уничтожить одного из самых опасных соперников хуннов — государство юэч-жей. Сначала хунны покорили усуней, расселенных на северо-западе. Правитель усуней был убит, а его сыну, воспитанному Модэ, впоследствии присвоили титул гуньмо и поставили правителем усуней. Усуни, завися от хуннов, вынуждены были помогать им в борьбе с юэчжами.
Покорив Китай, Модэ-шаньюй направил своё войско на юэчжей, которые занимали ряд земель, исконно принадлежавших хуннам. Затяжная война с юэчжами продолжалась и после того, как основатель Великой империи хуннов Модэ-шаньюй скончался в 174 г. до н. э.
Престол унаследовал сын Модэ, Лаошань-шаньюй, (правил с 174 по 161 гг. до н. э.). Своим долгом Лаошань-шаньюй считал успешное завершение войны с юэчжами. Остатки больших юэчжей перебрались в Восточный Туркестан и Семиречье, а после усуни заставили их уйти еще дальше на запад. В середине II в. до н. э. юэчжи перешли через Сыр-Дарью и достигли долины Аму-Дарьи. В129г. дон.э. они разгромили Греко-Бактрийское царство и основали Кушанское государство. Это государство, которое сначала охватывало территорию Бактрии (часть современного Афганистана и приграничные с ним южные области Узбекистана и Туркмении), затем расширило свои границы до северо-западной Индии.
Юэчжи — китайское название племен, основавших Кушанское царство. Сами они говорили на языке индоевропейской группы и называли себя «тохары». Поэтому со II в. до н. э. новая территория расселения этих племен стала называться Тохаристан. Эпоха расцвета династии Хань,которая более полувека платила дань хуннам, начала усиливаться, эпоха ее расцвета приходится на 140-87 гг. до н. э., на период правления дальновидного политика — императора У-ди. Он сумел восстановить сильную императорскую власть. Учение Конфуция, в котором важнейшая роль отводилась пользе государства, было провозглашено основой государственной политики. Но слова Конфуция о запрете захватнических войн не убедили У-ди. Подготовив по образцу хуннов конницу, способную совершать быстрые переходы на большие расстояния, он стремился хотя бы наполовину освободить своё государство от тяжелой зависимости от хуннов.Дипломатическая деятельность и первое путешествие Чжан -Цяня. Желая провести в жизнь старый китайский принцип — «побеждать варваров руками других варваров» император У-ди решил сначала найти юэчжей, которых из их исконных владений вытеснили в неизвестном направлении хунны, и заключить с ними военный союз против хуннов. Для этой миссии был избран офицер Чжан-Цянь. В сопровождении ста человек он отправился в далёкий путь. До этого у китайцев не было никакого представления о западных территориях Восточного Туркестана. В качестве незаменимого помощника, переводчика и проводника Чжан-Цяню служил человек по имени Таны, хунн по происхождению.
В 138 г. до н. э. Чжан Цянь выехал из столицы Китая на северо-запад. Как только посольство оказалось на землях хуннов, оно попало в руки врагов. Но сын шаньюя Гунчена (правил в 161-126 гг. до н. э.), смилостивился над пленниками. Чжан Цяня даже женили на девушке из хуннской знати, и она родила ему сына. В течение десяти лет находясь в плену, Чжан Цянь собирал сведения о хуннах и их соседях, изучал территорию их расселения. Лишь в 128 г. до н. э. части посольства во главе с Чжан Цянем и его другом Таны удается бежать. Они сумели добраться до государства усуней, побывав в его столице -городе Чигу. Пройдя через Нарын, Чжан Цянь достигает государства Давань в Восточной Фергане, затем приезжает в государство Кангюй, расположенное по среднему притоку Сыр-Дарьи. Затем, достигнув долины реки Зеравшан, добирается до государства юэчжей (тохаров). Но юэчжи к тому времени захватили юг Средней Азии, поэтому их правитель отказался войти в военный союз с китайцами, не желая вновь втягиваться в длительную и сложную войну с хуннами.
В 127 г. до н. э., возвращаясь в Китай, Чжан Цянь вновь попал в плен к хуннам. И лишь через год, совершив еще один побег, он вместе с семьёй и другом Таны возвратился на родину.
Если посольская часть миссии Чжан Цяня потерпела крах, то в научно-географическом и торгово-экономическом отношениях его путешествие было необычайно важным. Он проложил для Китая путь в впоследствии, в течение полутора тысячелетий, связывал Восток и Запад. По Великому Шелковому пути караваны верблюдов перевозили не Восточный Туркестан и Среднюю Азию и доказал, что в Индию есть более короткий путь чем тот, которым вынуждены были пользоваться китайцы раньше. Во время своего первого путешествия он прошёл 25 тысяч ли (около 15 тысяч км) пути.
Путешествие Чжан Цяня явилось истоком Великого Шёлкового пути, который только товары — благодаря ему народы получили возможность узнать друг о друге, обменяться своими хозяйственными и культурными достижениями.
«Договор, основанный на мире и родстве» в первой половине II в. до н. э. преимущественно нарушали «шаньюи, осенённые Всевышним» — Модэ, Лаошань и Гунчен. Император У-ди в первые годы своего правления не осмеливался нарушить этот договор.
Но в 133 г. до н. э. китайцы почувствовали свою силу и решили покончить с зависимостью от хуннов. Через своих разведчиков они подстрекали хуннов напасть на город Ман. В засаде около этого города китайцы разместили 300-тысячное войско. Хунны же собрали для осады города около 100-тысяч человек. Но по пути к городу хуннам удалось захватить в плен одного из китайских военачальников, который выдал Гунчен-шаньюю план засады. Тайна китайцев была раскрыта и хунны сумели избежать разгрома.
У-ди, готовый нарушить договор, всё же не сразу решился выступить в поход. Этому препятствовало стихийное бедствие — изменение в 131 г. до н. э. Хуанхэ своего естественного русла, что привело к гибели многих людей. Но уже в 129 г. до н. э. У-ди запретил китайским купцам вывозить товар для хуннов и, чтобы проследить за исполнением своего приказа, выделил четыре тужена всадников (в одном тумене было 10 тысяч воинов). С этого момента противостояние китайцев и хуннов приобретает открытый характер.
Но до смерти (126 г. до н. э.) Гунчен-шаньюя хунны ни в чём не уступали китайцам.
В 128 году до н.э. они дошли до Пекина и возвратились, захватив в плен 3 тысячи человек. Когда китайский военачальник Вэй Цин занял Ордос, хунны в ответ сумели захватить часть Великой Китайской стены.
После смерти Гунчэн-шаньюя, в ставке хуннов началась ожесточённая борьба за престол.
Лули-князь левого крыла Ичисе сам себя объявил шаньюем. Сын Гунчена Юйби скрылся в Китае и умер на чужбине.
Ичисе быстро восстановил порядок в государстве и даже в 126 г. до н.э. совершил поход на северо-восток Китая, а один из его военачальников сумел разрушить построенную китайцами в захваченном Ордосе крепость Шофан. Но это были последние крупные успехи хуннов: они уже не могли противостоять набиравшей силу империи Хань.
Начиная с 124-123 гг. до н. э. ожесточенные, кровопролитные войны между хуннами и китайцами переместились на землю хуннов (современные монгольские степи).
Для этого времени показательны судьбы двух правителей западных владений — Хунье и Сучу. Во время похода 121 г. до н. э. они потерпели поражение: погибли или же попали в рабство десятки тысяч их людей. Разгневанный Ичисе-шаньюй вызвал их в ставку. Желая избежать наказания, эти вельможи решают перейти на сторону Китая. Но из-за разногласий Хунье убивает Сучу, берет в плен его старшего сына и сам переходит на сторону китайцев. Вельможи и военачальники, перешедшие на сторону Китая, спасая свою жизнь или же добровольно, и позже оставляли горький след в политической истории своего народа. А старший сын Сучу Изинь Миди (34-86 гг. до н. э.) сначала был рабом-конюхом, затем попался на глаза У-ди и был взят на службу во дворец. По завещанию У-ди он вместе с другими доверенными лицами помогал несовершеннолетнему императору Чжао-ди и возглавлял государственную канцелярию.
Итоги века. История свидетельствует, что во II в. до н. э. хунны властвовали во всей Центральной Азии и в приграничных с ней обширных областях. С империей хуннов, ставшей в первые шестьдесят лет этого века центром цивилизации кочевников, вынуждена была считаться китайская династия Хань, которая платила дань и отдавала в жены шаньюям девушек из императорского рода.
В эпоху расцвета империи хуннов в её состав входили также такие родственные хуннам племена, как кыргызы, динлины, усуни, что заложило основы для формирования тюркской исторической общности.
Завоевание огромных территорий, приведшее к усилению самостоятельности удельных правителей, образование самостоятельных государств такими племенами, как, например, усуни, постоянные военные действия, междоусобная борьба знати оказали своё отрицательное воздействие на жизнь империи хуннов.
Приход к власти в Китае реформаторов, проведение У-ди военной реформы, опиравшейся на внутренние хозяйственные, социальные, политические изменения, породили для хуннов внешнюю угрозу. В последнюю четверть II в. до н.э. военные действия переместились на землю хуннов.
Теперь хунны были вынуждены бороться за сохранение своего государства.Вместе с тем, II в. до н. э. стал свидетелем тесного взаимодействия оседлых народов и кочевых племен, появления значительных достижений в общественной, политической, культурной жизни всех народов еще Центральной Азии.
Древняя Родина кыргызов. Самым священным местом на земле для любого народа является его Отечество, Родина. Именно она даёт возможность развития и сохранения его как народа.
Известно, что в истории есть народы, которые живут вблизи территории, на которой проживали их предки; но также есть и такие народы, которые в результате миграции далеко ушли от своей прародины.
В какую из этих групп входят кыргызы? Они издавна жили в Центральной Азии. Но «пространство Центральной Азии» подразумевает огромную территорию - от востока Ирана до северного Китая и от Южной Сибири до Тибета и Пакистана. Кыргызы на протяжении своей истории взаимодействовали практически со всеми народами, населявшими эти земли.
Рода, носившие название «кыргыз», сначала образовывали племенные объединения, затем стали народом, у которого было своё государство, границы которого также охватывали многие земли. Но где же находилась самая древняя Родина кыргызов?
Существуют разные точки зрения на расположение прародины кыргызов. Одни ученые считают, что кыргызы издавна жили на Енисее, а затем переселились на Тянь-Шань, смешавшись с обитавшими здесь древними народами — потомками саков и усуней.
Другие, в том числе известный кыргызовед, академик В. В. Бартольд — доказывают, что кыргызы обитали в районе озера Кыргыз-Нур ещё до нашей эры. А это значит, что Родиной древних кыргызов являлась северная сторона Восточного Тянь-Шаня.
Самое интересное и изученное время в истории древних кыргызов -это период с 56 по 49 гг. до н. э. Именно в это время кыргызы и их соседи подняли восстание, борясь за свою независимость. Китайский историк Бань Гу пишет, что в результате кыргызы, динлины и уцзе создали не зависящие от хуннов «три ханства».
Это первое упомянутое в истории кыргызское ханство было расположено на территории Восточного Тянь-Шаня, севернее современного китайского города Манас и горной гряды Боро-Хоро, на западе пустыни Дзосотин-Элисун. Если учесть, что кочевники совершали перекочёвки на многие сотни километров, то можно утверждать, что весь север Восточного Тянь-Шаня был исконной территорией кыргызов и их исторических соседей.
Есть предположения, что, воспользовавшись политической раздробленностью хуннов, кыргызы восстановили своё государство на Тянь-Шане. И в III - V веках нашей эры кыргызы жили в Восточном Тянь-Шане.
Хозяйство древних кыргызов. О хозяйстве древних кыргызов китайские историки не дают прямых сведений. Но, скорее всего, основным видом хозяйства кыргызов было скотоводство, так как они жили по соседству с хуннами на востоке и усунями на западе и также вели кочевой образ жизни.
С другой стороны, пример народов Восточного Туркестана, которые преимущественно занимались земледелием, мог иметь значение и для образ жизни. Отдельные джатакчи могли заниматься земледелием, сеять хлеб. И в знаменитом эпосе «Манас» есть упоминание о том, что кыргызы Восточного Туркестана учатся пахать и засевать землю. Эти эпизоды из эпоса, сохранившего древние предания, достойны внимания. Да и когда кыргызы поселились на Енисее, одним из видов их хозяйственной деятельности было земледелие.
Широко распространены были различные виды ремесел. Выделка кожи и пошив обуви, валяние войлока, работа с металлом для производства оружия, изготовление ювелирных изделий - достигли высокого уровня развития. Практически все вещи, изготавливаемые ремесленниками, были не только удобны в употреблении, но и богато орнаментированы.
Общественный строй. Нет точных сведений, на какой ступени общественного развития стояли древние кыргызы до конца III в. до н. э. Только условно можно предположить, что в те времена кыргызы входили в какое-то крупное племенное объединение. А в 201 г. до н. э. китайские хроники впервые зафиксировали самоназвание этого племени гяньгунь - так передано иероглифами слово «кыргыз».
С конца III в. до н. э. кыргызы входили в состав могущественного государства хуннов. Во главе их был поставлен наместник, который собирал налоги и при необходимости пополнял кыргызами войско хуннов. Начиная с этого времени усиливается общественное неравенство среди кыргызов.
Основу народа составляли простые кочевники. Общественное богатство производили вольные скотоводы, ремесленники и земледельцы. Сравнивая жизнь кыргызов и их соседей, известную нам по письменным источникам, можно предположить, что кыргызы также знали рабство - но оно было мало развито.
Кыргызы делились на племена, которые, в свою очередь, делились на роды. Однако постепенно родовая община сменяется у кыргызов соседской, а в племя входили представители не только близких родов, но и совсем не родственных племен и народов. Но так как каждое племя имело свою территорию, то оно было основой управления обществом и военной организации кыргызов.
Таким образом, в конце III — начале II вв. до н.э. кыргызы стояли на таком уровне развития, который позволял создать собственную государственность.
Истоки кыргызской государственности. Государства кочевников обычно возникали либо благодаря появлению талантливого человека, способного сплотить народ (как это было с хуннами Moдэ- шаньюе), либо на окраине уже ранних государств, существовавших империй, а затем добивались независимости. Но в любом случае правителями становились опытные, умные, красноречивые находчивые люди, обладающие способностями к воинскому искусству. Чаще всего это были старейшины племени или предводители родов. Они были освобождены от повседневных тягот бытовой жизни, тяжелой физической работы и могли всё свое время посвящать изучению земель, воинского искусства, наблюдению за соседними родами и племенами. Старейшины же других племен входили в созываемый время от времени властителем Совет старейшин.
Нет точных сведений о том, было или не было у кыргызов самостоятельного государства перед покорением их Модэ-шаньюем. Но если до этого времени кыргызы и не достигли такого уровня, чтобы создать своё государство, то в эпоху хуннов они стали соучастниками политической истории народа, который, как и они, вёл кочевой образ жизни, имел родственный язык. Вхождение в состав хуннскои державы позволило кыргызам на практике усвоить способы политического управления обществом, что имело положительное значение для его дальнейшего развития. В эпоху могущества хуннов кыргызы оставались в государстве хуннов.
В начале I в. до н. э. шаньюй хуннов управлял подвластными кыргызами с помощью наместника. Ли Лину шаньюй хуннов присвоил титул чжуки-князь западного крыла. Потомки Ли Лина и его хуннской жены правили кыргызами от поколения к поколению и отличались от них чёрными волосами, чёрными глазами и смуглым лицом.
В 90 г. до н. э. под командованием Ли Лина кыргызы собрали войско, присоединились к армии хуннов и выступили против крупной китайской армии под предводительством Ли Гуанли Эршинского. Последний этап этих военных действий окончился сражением возле вершины Яньжань горной гряды Хангай. В этой войне объединились хунны, кыргызы, динлины, турпанцы и китайская армия, несмотря на свою мощь, была разгромлена. Таким образом, кыргызы в эту эпоху были зависимы от хуннов и выступали совместно с ними и другими народами против общих врагов.
Начиная с 58 г. до н. э. среди хуннов обостряется борьба за престол. Завоевав власть, Хуханье-шаньюй отдаёт приказ убить чжуки-князя западного крыла, которой был не на его стороне. Западные хунны восстали против Хуханье-шаньюя и объявили князя Босуйтана (он носил титул жичжо-князя) чжуки-шаныоем. Осенью 58 г. правители еще двух хуннских родов объявили себя шаньюями, и, преследуя их, Босуйтан чжуки-шаныой загнал их во владения кыргызов.
В 56 г. до н. э. Хуханье-шаньюй разбил войско Босуйтана чжуки-шаньюя, который был вынужден покончить с собой.
В это же время кыргызская знать объявляет командующего войсками Уцзи-шаньюя, находившегося тогда среди кыргызов, главным шаньюем всей империи хуннов. (в конце 58 г. до н. э. Уцзи-шаньюй впервые объявил себя шаньюем, но вскоре отрёкся от своего титула в пользу Чели-шаньюя, хотя ни один из них не принадлежал к правящему роду, выходцами из которых являлись все шаньюи хуннов).
Уцзи-шаньюй начал боевые действия. Прежде большинство знати не поддержало Хуханье-шаньюя, но на этот раз положение изменилось и он быстро добился победы. Уцзи-шаныой был схвачен и приговорён к смертной казни.
Хотя затея с Уцзи не удалась, кыргызы продолжали выступать против хуннов. В конце 56 г. до н. э., когда вновь вспыхнула борьба хуннов западного крыла против Хуханье-шаньюя, динлины и кыргызы добились политической самостоятельности.
Кыргызы на протяжение относительно долгого времени (около полутора веков) входили в состав хунского государства и были прекрасно осведомлены об основополагающих принципах государственности. Правление семьи Ли Лина (который к тому же обладал китайским опытом военного и административного управления) территорией кыргызов (первая половина I в. до н. э.), также не могло не оказать своего влияния на политическую деятельность кыргызской знати.
Таким образом, в конце III в. до н. э. древние кыргызы вошли в состав хуннской империи. И лишь с 56 г. до н. э. берёт своё начало эпоха образования кыргызами национальной государственности.
Старший родной брат шаньюя Хуанье Хуттуус, не удовлетворившись титулом чжуки-князя восточного крыла, в 56 г. до н.э. поднял восстание, объявив себя Чжичжи-шаньюем. В отличие от своего брата он стремился проводить независимую от Китая внешнюю политику. «Чжичжи двинулся вперед, напал на усуней и нанес им поражение. Затем на севере он напал на Уцзе, и он покорился его власти. Вслед за этим он послал войска на запад, разбил цзянгуней, а на севере принудил сдаться динлинов. (Так Чжичжи ) присоединил к себе три владения.»[2]
Кыргызы в I-VI вв. н. э. Весьма скудны сведения в восточных источниках о кыргызах I половины I тысячелетия н. э.
В это время название племени кыргызов в китайских источниках передавали не иероглифами цзяньгунь (по-старому — гянь гунь), а цигу (или же хэгу). «Хагас (Хяргас – кыргыз) – есть древнее государство Хяньгунь. Оно лежит от Ками на западе, от Харашара на севере, подле Белых гор. Жители перемешались с динлинами. Владение Хагас некогда составляло западные пределы хуннов.»[3] Еще раньше происходило подобное смешение между кыргызскими и хуннскими племенами.
В V в. тюркские народности Алтая, Восточного Тянь-Шаня, постоянно вели войны с жуань-жуанами (жужанами), которые переселились туда из Северного Китая.
С VI в. на Енисее кыргызы восстановили свой каганат, продолжив традиции государственности, возникшие еще до нашей эры.
Список использованной литературы
1. Гумилев Л.Н. Хунну. (Степная трилогия) – Санкт- Петербург 1993.
2. Бактыгулов Дж.С., Момбекова Ж.К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней.-Бишкек, 1999.
3. Бичурин Н.Я.(Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.-М.-Л., Т.I, 1950
4. Беринштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана.-Бишкек, Т.I, 1997
5. Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана.-Бишкек, 1996.
6. Аман Газуев. На берегах Яксарта: Истр. Повесть. Рассказы. Ф., 1990.
7. Хрестоматия по истории Кыргызстана (с древности до XX вв.) / Сост. В.А. Воропаева,-Бишкек, 1997.
8. Бегалиев. С.И. Борубашев. Б.И. Мажитов. С.И. История Кыргызстана (учебное пособие для поступающих в ВУЗы) Бишкек 1996.
9. Асанканов. А.А., Осмонов. О.Дж. История Кыргызстана (с древних времен до наших дней). Учебник для ВУЗов., Бишкек , 2002.
[1] Из «Истории ранней династии Хань» составленной Бань Гу в 1 в. до н. э. (Документальные материалы)
[2] Из «Истории ранней династии Хань» , составленной Бань Гу в I в. до н. э.
[3] Бичурин Н.Я.(Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. –М., т.1, 1950
[4] Айдаркул Каана. Бегалиев С.И. Борубашев Б.И. Мажитов С.И. История Кыргызстана (учебное пособие для поступающих в ВУЗы) Бишкек 1996.