Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Ирак

Ирак

§ 5. Ирак

Общая демократизация общественной жизни в послевоенный период вызвала новый подъем нацио­нально-освободительного движения в Ираке в '    конце 1940-х гг. Более активное участие в политической жизни стали принимать крестьяне, молодежь, прогрессивная интеллигенция и нацио­нальная буржуазия, позиции которой упрочились за годы войны. Усилилась роль рабочего класса, профсоюзов и Иракской комму­нистической партии (ИКП).В годы войны возник целый ряд патриотических партий, и сре­ди них Партия народа и Партия национального единства. Обе пользовались значительным влиянием среди интеллигенции, уча­щихся, мелких торговцев и ремесленников. Партию народа возгла­вил Азиз Шериф, Партию национального единства — Абдель Фаттах Ибрагим. В апреле 1946 г. организационно оформилась Национально-демократическая партия Ирака (НДПИ), выражав­шая интересы широких слоев интеллигенции и мелкой буржуазии города. Начали действовать Партия либералов и Партия независи­мости. Первая из них объединяла либеральных помещиков и круп­ных буржуа. Несмотря на малочисленность, она пользовалась вли­янием в парламентских кругах и деревне. Партия независимости выражала интересы националистически настроенной крупной бур­жуазии и феодалов. В 1946 г. начала действовать Демократическая партия Курдистана (ДПК), защищавшая национальные интересы курдского народа.

23 февраля 1946 г. деятель либерального толка Тауфик ас-Сувейди сформировал первый кабинет мирного времени. Новое пра­вительство отменило военное положение в стране, цензуру печати. В апреле оно легализировало многие политические партии.

   Во многом знаменательным оказался 1947 г. В условиях поли­тических репрессий в марте состоялись парламентские выборы. В парламенте оказались ставленники монархических властей. Боль­шого напряжения достигла борьба вокруг нового неравноправного англо-иракского договора, подписанного в январе 1948 г. в Портс­муте. Этот договор подводил итоги английской военной оккупации и сохранял зависимое положение Ирака. Договор в принципиаль­ных положениях повторял договор 1930 г. По-прежнему англичане сохраняли контроль над иракскими вооруженными силами, исполь­зовали военно-воздушные базы и другие военные объекты Ирака. Иракское правительство не получало самостоятельности во внеш­ней политике. Новый договор с Англией вызвал всплеск массового выступления протеста. Королевские власти так и не смогли его ра­тифицировать. 2 февраля новое правительство во главе с Мухам­медом ас-Садром вынуждено было не только отклонить договор, но и заявить о намерении пересмотреть англо-иракский договор 1930 г. Политические выступления в Багдаде вовлекли провинцию и переросли в национальное антианглийское и антимонархическое восстание. Восставшие организовали Комитет национального со­трудничества, объединивший НДПИ, ИКП, ДПК, Партию нацио­нального освобождения и Партию народа, а также ряд обществен­ных организаций.

Волна народных выступлений вынудила правящие круги согла­ситься с требованиями восставших. Было объявлено о расторже­нии Портсмутского договора и о намерении пересмотреть договор 1930 г. Казалось, что январское восстание закончилось победой, но закрепить достигнутое им не удалось. С марта 1948 г. начались мас­совые преследования участников восстания. Введение в стране во­енного положения в связи с арабо-израильской войной в мае 1948 г. позволило группировке генерала-монархиста Нури Сайда усилить нажим на оппозицию. Основные репрессии обрушились на ИКП. Ее руководители Ю.С.Юсеф, Х.М. аш-Шабиби и З.М.Басим были осуждены Верховным трибуналом и казнены в феврале 1949 г. Мас­совые репрессии позволили правящему режиму на время ослабить накал антианглийских выступлений в стране.

         Начало 1950-х гг, во всем арабском мире было отмечено новым подъемом национально-освободительной борьбы, всколыхнувшей патриотическую общественность и в Ираке. Возникли организации сторонников мира и массовые демократические организации. Были созданы также филиалы таких общеарабских националистических леворадикальных организаций, как Партия арабского социалистического возрождения (Т1АСВ или БААС), Движение арабских на­ционалистов (ДАН) и др.

    Вместе с тем консолидировала свои силы реакция. В ноябре 1949 г. Нури Саид создал свою партию Конституционный союз, а в июне 1951 г. оформилась Национально-социалистическая партия Салеха Джабра. Однако осенью 1952 г. правительство согласилось на проведение прямых выборов в парламент. Выборы состоялись в 1953 г., в ходе их было оказано грубое давление на избирателей, что позволило провести в парламент сторонников монархического строя.

   Под давлением антиправительственных выступлений иракско­го народа в 1954 г. власти вынуждены были распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. На июньских выборах победу одержал Единый национальный фронт, представлявший НДПИ, Партию независимости и организации сторонников мира, женщин и молодежи, а также коммунистов (в качестве самостоя­тельной организации ИКП во Фронте не участвовала). Парламент­ские выборы проходили под лозунгом ликвидации британского во­енно-политического и экономического засилья в Ираке, проведения демократических реформ и независимой внешней политики. Мо­нархическая верхушка Нури Саида решилась пойти на государ­ственный переворот. В августе 1954 г. она заявила о роспуске толь­ко что избранного парламента и запретила деятельность всех политических партий. В стране устанавливался режим открытой военной диктатуры.

     Монархический Ирак пошел на более тесное сближение с реак­ционными режимами соседних мусульманских стран. В 1955 г. при активном участии Англии в Багдаде был оформлен военно-полити­ческий блок с участием Ирака, Ирана, Турции и Пакистана. В соот­ветствии с англо-иракским соглашением 1955 г., заменившим до­говор 1930 г., Англия сохраняла военно-политический контроль над Ираком и втягивала его в свои агрессивные акции на Ближнем и Среднем Востоке, что вызывало недовольство иракского народа.

      Выступления за выход Ирака из Багдадского пакта объединили все национально-патриотические силы страны. Манифестации и забас­товки протеста в ноябре 1956 г. переросли в вооруженное восстание. Хотя к середине декабря 1956 г. восстание и было подавлено, оно убедило иракских патриотов в необходимости объединения в совме­стных политических действиях и антиправительственных акциях.

      С1954 г. среди политических сил Ирака выделилось националь­ное отделение арабской Партии арабского социалистического воз­рождения (ПАСВ Баас). Баасисты выдвигали простые и понят­ные лозунги, они обещали народу провести социальные реформы. Их партия становилась популярной среди населения. Авторитет партии возрос в связи с активным участием в движении против ан­гло-франко-израильского военного вторжения в Египет в 1956 г. Наибольшую поддержку ПАСВ нашла среди мелкой буржуазии и сторонников идеи арабского национализма.

      В начале февраля 1957 г. буржуазные Национально-демократи­ческая партия и Партия независимости, мелкобуржуазная ПАСВ и компартия приняли решение объединиться во Фронт националь­ного единства (ФНЕ). ДПК из-за недоверчивого к ней отношения буржуазных участников Фронта не вошла в него, но поддерживала с ним связь через ИКП. Программа ФНЕ предусматривала отстра­нение от власти Нури Саида, выход страны из Багдадского пакта и осуществление демократизации политического строя, освобожде­ние Ирака от иностранного вмешательства, проведение политики позитивного нейтралитета. Программа ФНЕ получила поддержку со стороны патриотических организаций и нелегальной армейской организации «Свободные офицеры»

     Патриотически настроенные иракские военные во главе с гене­ралом А.К.Касемом и полковником А.С.Арефом выступили против правящего режима. Военное выступление было согласовано с ру­ководством ФНЕ. Выступление произошло в ночь с 13 на 14 июля 1958 г., накануне вылета короля Фейсала II и премьер-министра Нури Саида из Багдада в Стамбул для подписания соглашения о присоединении Ирака к интервенции Турции против Ливана. Две армейские бригады заняли королевский дворец и правительствен­ные учреждения. К военным присоединилось гражданское населе­ние. Столица и затем вся страна оказались под контролем восстав­ших. Король Фейсал и его семья, премьер-министр Нури Сайд и некоторые деятели старого режима были арестованы и убиты. Вос­ставшие провозгласили Ирак независимой республикой.

     В состав республиканского правительства вошли представите­ли высшего офицерства и деятелей ФНЕ. Было заявлено о выходе Ирака из Багдадского пакта, о ликвидации иностранных военных баз на иракской территории. Главой государства назначался А.К.Касем. 26 июля была введена временная конституция, закреплявшая рес­публиканские завоевания и провозгласившая равенство всех граж­дан перед законом. Во главе государства стал президент, он же яв­лялся председателем Национального совета революционного командования — высшего законодательного органа страны. Испол­нительная власть осуществлялась Советом министров, члены ко­торого назначались президентом.

       Июльские революционные события 1958 г. можно характеризо­вать как антиколониальную национальную революцию, успех которой обеспечило участие в ней широких народных масс единство оппозиционных монархии сил.

 Основным содержанием политического процесса после июльской революции 1958 г. стало сопер- ничество двух наиболее влиятельных партий —ПАСВ и ИКП. Обе партии преследовали единую цель развития страны построение националь­ного социализма и боролись за влияние на широкие народные; мас­сы. Коммунисты установили связи с ДПК и стали организовывать совместные антиправительственные выступления, их базой стано­вился Иракский Курдистан. Борьба между баасистами и коммуни­стами привела к расколу ФНЕ весной 1959 г. В январе 1960 г. пра­вительство ввело закон о легализации политических партий. ИКП было отказано в легализации.

     В рядах буржуазной Национально-демократической партии на­метился раскол, в результате которого из партии выделилась На­ционально-прогрессивная партия Ирака, ставшая склоняться к аль­янсу с ПАСВ, Руководство НДПИ в октябре 1961 г. вынуждено было заявить о «замораживании» деятельности партии «до окон­чания переходного периода» в стране. Фактически такое заявле­ние означало самороспуск партии.

      Неопределенность политической ситуации отражалась и на эко­номической деятельности правительства. 30 сентября 1958 г. был обнародован закон об аграрной реформе. Этот закон носил поло­винчатый характер и полностью не ликвидировал феодальное зем­левладение, но все же существенно ограничил его. Предусматрива­лось изъятие у феодалов половины принадлежавших им земель, с тем чтобы распределить конфискованные излишки среди беззе­мельных крестьян. Предусматривалась выплата денежной компен­сации владельцам латифундий за изъятые у них земли.

      Активное участие в осуществлении аграрной реформы в 1958— 1960-х гг. принимали крестьянские союзы. С их помощью изъятые у феодалов земли были распределены среди крестьян в провинции Амара, успешно проводилась реформа в провинциях Кут и Насирия. Правительство выдвинуло также программу промышленного разви­тия Ирака, для реализации которой оно намеревалось привлечь все национальные ресурсы и патриотические силы страны.

     Важное значение для становления экономики молодой Ирак­ской Республики имело развитие торгово-экономических отноше­ний с СССР, последовавшее за восстановлением дипломатических отношений 18 июля 1958г. 11 октября 1958 г. в Багдаде было подпи­сано советско-иракское торговое соглашение, по которому Советский Союз в обмен на традиционные товары иракского экспорта обязал­ся поставлять в Ирак машины 'и комплектное оборудование для предприятий и строек, а также потребительские товары. Вслед за первым последовал ряд других договоров как экономической, так и гуманитарной направленности, включавшие также льготные кре­диты (1964 г.) и оборонные заказы.

    Такого рода деятельность нового правительства вызвала ожес­точенное сопротивление феодальной и буржуазно-компрадорской реакции. В условиях политической напряженности глава государ­ства Касем стал укреплять личную диктатуру, чем вызвал недоволь­ство даже со стороны политических союзников: в частности, в поддержке Касему отказали ПАСВ, ДАН и так называемые иракские насеристы сторонники насеровского пути развития в Египте. Вместе они организовали Социалистический блок оппозиционный правительству. Сложившейся обстановкой вос­пользовались силы, стремившиеся к свертыванию революцион­ного процесса. 8—10 февраля политические противники Касема, опираясь на преданные им армейские части, совершили государ­ственный переворот.

     В результате переворота 8 февраля были созданыновые органы власти — Национальный совет

революционного командования (НСРК) и правительство; ключевые посты в них заняли члены

ПАСВ (баасисты). Президентом стал Абдель Сасалям Ареф премьер-министром — Ахмед Хасан

аль-Бакир.

    Сразу после установления нового режима на­чались репрессии против ИКП, повлекшие большие жертвы. Но вместе с тем обострялись противоречия в лагере недавних союзни­ков по Социалистическому блоку. В частности — ПАСВ — с одной стороны, иракские насеристы и ДАН — с другой разошлись во мне­ниях относительно подхода к переговорам об объединении Ирака с Египтом, проходившим в марте—мае 1963 г. 25 мая НРСК заявил о раскрытии заговора насеристов. Их представители были выведены из правительства, а местные организации перешли на нелегальное положение и с июня 1963 г. приняли участие в антибаасистской политической коалиции.

    Конфликт между баасистами и насеристами положил начало рас­паду Социалистического блока. Вслед за насеристами из него вы­шли ДАН, ряд других юнионистских организаций, а также военная группировка А.С.Арефа. К середине лета все политические партии и группировки отказались от союза с ПАСВ.

    Сложность положения, в котором оказалась ПАСВ в этот пери­од, была вызвана тем, что партия стремилась привлечь на свою сто­рону все без исключения классы и слои общества на базе собствен­ной концепции «гармоничности арабского общества». Поэтому правительство хотело сочетать введение рабочего контроля на круп­ных предприятиях, участие рабочих в прибылях с удовлетворени­ем требований национальной буржуазии, а намерение национали­зировать крупный иностранный капитал — с разрешением иностранным компаниям возобновить свою деятельность в Ираке.

   Противоречивые мероприятия правительства в экономической области вызвали недоверие к нему как национальной буржуазии, так и иностранных компаний, привели к нарастанию экономичес­кого хаоса в стране. Национальная буржуазия начала закрывать предприятия и переводить капиталы за границу, что вызвало рост безработицы и недовольство рабочих. Сократили свою торговлю с Ираком иностранные компании. Одновременно ряд правитель­ственных мер привел к сокращению экономических связей с СССР и другими социалистическими странами.

    В аграрной области правительство приняло в апреле и июне 1963 г. законы о сокращении выкупных платежей за землю и раз­мер арендной платы. Вместе с тем, когда крестьянство после обна­родования законов стало стихийно захватывать помещичьи земли, правительство под нажимом землевладельцев прибегло к репрес­сиям. Тем самым доверие к политике властей было подорвано как у феодалов, так и у крестьянства. К тому же в июне 1963 г. на севере Ирака начались очередные военные действия между регулярной ар­мией и курдскими отрядами. Бои приняли ожесточенный характер.

    Попытки ПАСВ найти выход из создавшегося положения при­вели к обострению противоречий в партийном руководстве. В сен­тябре в нем образовались две группировки, разногласия между ко­торыми переросли в военные столкновения. Создавшейся обстановкой воспользовалась группировка А.С Арефа. Заручившись поддержкой юнионистов и значительной части военных, она совер­шила 18 ноября 1963 г. государственный переворот. Вся полнота вла­сти сосредоточилась в руках армии. Президентом стал А.С.Ареф, а после его гибели в авиационной катастрофе (1966 г.) власть пе­решла к его брату — генералу Абдель Рахману Арефу. Военные экстремистские группы пытались установить в стране жестокий репрессивный режим. Многие видные участники революции 1958 г. и деятели оппозиции были арестованы и физически уничтожены, против курдов продолжались военные действия.

       Воспользовавшись углублением раскола патриотических сил в стране, правящая военная верхушка прибегла к демагогическим маневрам, ею была разработана правительственная программа строительства в Ираке так называемого «арабского социализма», проведения аграрной реформы, введения плановой экономики и содействия частному сектору. Во внешней политике провозглаша­лась верность идеям арабского единства. Программа была обнародована 26 ноября 1963 г. Затем правительство приняло временную конституцию, которая провозглашала равные права всех национальностей Ирака и предусматривала избрание всеми гражданами страны Национального собрания. Вместе с тем конституция запрещала деятельность политических партий, вместо них создавался Арабский социалистический союз — правитель­ственная организация, объединившая различные политические группы и силы, поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.

       Не располагая общественной поддержкой, правящая верхушка А.Р.Арефа опиралась на высшие чины в армии и госаппарате. Она пыталась балансировать между помещиками и буржуазией, с од­ной стороны, и трудящимися — с.другой. Но политическая неста­бильность лишь углубляла государственный кризис в стране.

          Оппозиционные партии и группы воспользовались сложившей­ся обстановкой и изоляцией Ирака в арабском мире, в связи с не­участием его в отражении израильской агрессии 1967 г. на Ближ­нем Востоке. Правительственные декларации о готовности провести демократические выборы и сформировать коалиционное правитель­ство не смогли спасти режим. 17 июля 1968 г. баасисты и армей­ские офицерские группы совершили государственный переворот и взяли власть в свои руки. Президент Ареф был арестован и выс­лан из страны, президентская власть перешла к лидеру партии баа-систов генералу Ахмеду Хасану аль-Бакру.

            Сразу же после захвата власти ПАСВ провела  серьезную перестройку в своих рядах, освободилась от правоэкстремистских элементов и создала  новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых уже тогда активную роль стал играть армей­ский офицер и партийный активист Саддам Хусейн.

     16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, ко­торая провозглашала Ирак «народной демократической республи­кой». Высшим органом государственной власти становился Совет революционного командования (СРК). Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и президентом республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака. Крупным событием стало принятие прави­тельством в 1972 г. решения о национализации собственности «Ирак петролеум компании. Национализация всех нефтяных ре­сурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные богат­ства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В ап­реле 1972 г. иракское правительство пошло на подписание Догово­ра о дружбе и сотрудничестве с СССР.

       В эти же годы определенные изменения наметились в экономи­ке страны: начал неуклонно возрастать удельный вес государствен­ного сектора. Одновременно предприятиям госсектора были пре­доставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.

       Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом. Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на 1965—1969 гг. на развитие про­мышленности направилось 187,2 млн динаров, или около 31% всех капиталовложений, то но пятилетнему плану на 1970—1974 гг. — уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался еже­годный прирост промышленной продукции на 12%.

     В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным земле­владельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феода­лам. Значительно ускорилось распределение участков в бессроч­ное и бесплатное пользование среди безземельных и малоземель­ных крестьян. Только за два года после принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов — значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г. было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7 кре­стьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантирован­ными арендаторами государственных земель. В целом около половины всех крестьянских семей получили землю на правах собственности или гарантированной крестьянской аренды. Та­ким образом, было значительно ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.

    Преобразования в экономике сопровождались важными соци­альными мерами. Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона! способствовали повышению жизненного уровня и улуч­шению условий труда.

    Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политичес­кие партии и общественные организации в целях достижения в стра­не стабильности и обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало урегулировать мирным путем курдскую про­блему, восстановить гражданские права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических партий. Наиболее серь­езным политическим оппонентом баасистов оказалась компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное ко­мандование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Централь­ный комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты пред­ложили обеим фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование отклонило это предложение. Целтраль-ный комитет (ЦК) склонился к компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и армии. Призна­ние политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жиз­ни страны.

     Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — цен­тральной внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти этому способствовало то, что еще в 1960-х го­дах в политическом движении Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась мелкобуржуазная национали­стическая группа во главе с Талабани. Эта группа оформилась в са­мостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшу­юся' к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы, возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вес­ти войну с иракскими властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан перешел под контроль прави­тельственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак. Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию Кур­дистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистского режима. 11 марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского Курдистана. Большинство членов и руковод­ства ДПК согласились с предоставленной правительством автоно­мией Иракского Курдистана. В 1975 г. ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автоном­ном районе образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен. Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны продолжала вести борьбу против режима.

         Присоединение к баасистскому режиму Д ПК и ИКП существен­но изменило соотношение политических сил в стране. Руководству ПАСВ удалось расколоть ряды основных оппозиционных партий и утвердить свой политический авторитет. С этого времени баасист-ская партия становилась движением светского типа, в рядах кото­рого нашли представительство почти все слои иракского общества. Политическая борьба переносилась в саму ПАСВ.

          7 июля1979 г. А.Х. аль-Бакр был отстранен от всех постов в государстве и армии. Он был взят под Саддама Хусейна   домашний арест, а по официальной версии — ушел в отставку по болезни. Президентская власть пе­редавалась С.Хусейну, который становился одновременно прези­дентом республики, премьер-министром, главой Совета революци­онного командования, главнокомандующим вооруженными силами и генеральным секретарем партии. Таким образом, С.Хусейн сосре­доточил в своих руках абсолютную власть в стране.

      Одной из первоочередных задач правящей партии и ее лидера ста­ло установление своего полного идеологического, политического и административного контроля над государством. На ответственные должности в партии, армии и государственном аппарате назначались лица, преданные баасистской партии и лично С.Хусейну. Особое внимание уделялось баасизации средств массовой информации, огромные средства выделялись на совершенствование методов и форм пропаганды и социальной демагогии. Идеологизированный характер приобретали сферы культуры и просвещения, ориенти­руемые на воспитание людей в духе баасизма. В массовых профес­сиональных и общественных организациях также насаждались баасистские идеи, устанавливался жесткий контроль над ними.

         Компартия оказалась единственной серьезной оппозиционной силой, остававшейся на пути утверждения абсолютной власти од­ной партии — ПАСВ. Воспользовавшись требованием коммунис­тов отменить в стране чрезвычайное положение и провести выбо­ры в Национальную ассамблею, СРК запретил деятельность ИКП в массовых организациях. В мае 1979 г. более 30 коммунистов и их сторонников были обвинены С.Хусейном в предательстве иракской революции и создании своих ячеек в армии и были казнены. Новое руководство Ирака разорвано связи с СССР. В апреле 1979 г. мини­стры-коммунисты вышли из правительства, компартия прекратила свое участие в Национальном фронте, а ее руководители покинули страну. С разгромом ИКП в Ираке устанавливается однопартий­ная система с монополией баасистской партии на власть и тоталь­ной идеологизацией общества страны.

        Под воздействием внутренних перемен и ряда внешних факто­ров изменялась внешняя политика Ирака. После кэмп-дэвидского договора между Израилем и Египтом, приведшего к свертыванию сотрудничества Египта с арабскими государствами, иракское ру­ководство пыталось представить себя преемником курса Насера в арабском мире. В противостоянии Израилю Ирак пошел на союз с Сирией. Из-за глубоких идеологических разногласий союз Ирака с Сирией оказался недолговечным. На политику С.Хусейна оказа­ла влияние «исламская революция* в Иране, грозившая дестаби­лизировать политические режимы соседних государств, прежде всего Ирака. Под воздействием революционных перемен в Иране баасистский Ирак пошел на сближение с Саудовской Аравией, Иор­данией, Ливией и монархиями Персидского залива. Правители арабских стран возлагали надежды на Ирак в защите арабского мира от наступления «исламской революции» Ирана.

        Учитывая политические перемены на Ближнем Востоке, утвер­ждавшийся режим С.Хусейна усиленно пропагандировал идею об особой миссии Ирака и стал претендовать на роль панарабского лидера, демонстрировать готовность восстановить честь и досто­инство арабов, попранные израильской агрессией и великодержав­ной политикой США. Ужесточение курса внешней политики ис­пользовалось в целях милитаризации экономики и всей политической жизни Ирака. Курс на милитаризацию режима соче­тался с пропагандистскими призывами к созданию «единого фрон­та против агрессии* Израиля и США, против экспансионистских устремлений исламского режима С.Хомейни в Иране.

         Становление тоталитарного режима С.Хусейна происходило в годы длительной ирано-иракской войны и тяжелой для Ирака вой­ны 1991 г. в Персидском заливе.

            «Исламская революция» в соседнем Иране, свергшая в феврале 1979 г. власть шаха, вызвала серьезную тревогу у правителей Ира­ка. Глубокие религиозные, идеологические, национальные и поли­тические противоречия, а также взаимные территориальные при­тязания разделили две страны. Исламское правительство Ирана призвало мусульман-шиитов к джихаду против «пагубной и атеис­тической иракской верхушки». Призывы лидера «исламской рево­люции» воодушевили оппозиционную шиитскую общину Ирака на антиправительственные выступления. В иранском городе Куме со­стоялась встреча лидеров иракской партии Ад-Даава (Партия при­зыва), где было решено поднять иракский народ на восстание и свергнуть баасистское правительство путем подрывной деятельности, саботажа и террора. Осуществление этих установок брали на себя «солдаты имама» (боевики партии Ад-Даава). В ответ на акты тер­рора иракское правительство прибегло к высылке шиитов из стра­ны, ужесточило политику в отношении национальных меньшинств. Иракские власти обвинили С.Хомейни в намерениях осуществить экспансию в отношении не только Ирака, но и других стран регио­на Персидского залива.

    Поводом для начала военных действий Ирака против шиитско­го Ирана стал отказ режима «исламской революции» от договора 1975 г., подписанного в Багдаде иранским шахом Пехлеви и Хусейном. Договор обязывал Иран передать некоторые приграничные территории Ираку, 17 сентября 1980 г. иракское правительство объявило о восстановлении своего суверенитета над Шатт-элъ-Ара­бом и отказало Ирану в праве судоходства по реке. Территориаль­ная проблема послужила предлогом для начала войны. Но главной проблемой следует считать непримиримую враждебность друг к дру­гу политических систем и идеологий, а также стремления лидеров обеих стран к гегемонизму в районах Персидского залива. Война становилась результатом столкновения двух держав, которые пре­тендовали на роль лидера исламского (Иран) и арабского (Ирак) миров, В случае победы режим С.Хусейна намеревался обезопасить себя от «шиитской революции» и поднять свой престиж в арабском мире, на международной арене.

     22 сентября 1980 г. иракские войска начали боевые действия и вторглись в пределы Ирана. С.Хусейн рассчитывал на то, что во­оруженные силы Ирана ослаблены вследствие революции. Одна­ко, чтобы выиграть войну, необходимо было обеспечить надежный тыл. Ради этой цели С.Хусейн разгромил оппозиционное (просирийское) крыло в баасистской партии и правительстве, объединил военное командование. С установлением военного положения ре­жиму удалось достичь национального согласия. Иракский лидер надеялся на поддержку суннитских арабов иранской провинции Хузистан. Но, когда иракские войска вторглись в провинцию, этни­ческие арабы и сунниты Хузистана, составлявшие большинство населения .провинции, оказали упорное сопротивление агрессору и встали на защиту иранской государственности.

       В сентябре 1981 г. иракские войска потерпели первое пораже­ние, а летом 1982 г. иранцы вытеснили иракские войска со своей территории. Иракские власти осознали, что дальнейшее продолже­ние военных действий могло привести к дестабилизации внутри­политического положения и к возникновению угрозы целостности Ирака. В стране обострились национальные отношения. Уже после начала ирано-иракской войны, в 1980 г., в курдских районах были образованы два объединения антиправительственных сил — Демо­кратический национально-патриотический фронт, в который вошел со своей организацией Патриотический союз Курдистана с лиде­ром Талабани, разочаровавшейся в сотрудничестве с багдадскими властями, и Национально-демократический фронт, наиболее зна­чительной силой в котором стала Демократическая партия Курди­стана во главе с Масудом Барзани. Однако к середине 1980-х гг. Демократический национально-патриотический фронт прекратил свою деятельность, а Национально-демократический фронт огра­ничился союзоммеждуДПКикоммунистами. Против ДПКи ПСК были направлены четыре армии Ирака, с их помощью удалось раз­громить силы курдских повстанцев и установить военно-полити­ческий контроль над Иракским Курдистаном.

      Ирано-иракская война приобрела затяжной характер, в ходе ко­торой обе воюющие стороны потеряли более миллиона человек уби­тыми и несколько миллионов ранеными и пропавшими без вести. Материальный ущерб исчислялся сотнями миллиардов долларов. Война была использована С.Хусейном в интересах утверждения своего диктаторского режима. Но, столкнувшись с внутриполити­ческим кризисом, в августе 1990 г. президент С.Хусейн заявил о согласии с иранскими условиями урегулирования военного конф­ликта, заключавшимися в выводе иракских войск с иранских тер­риторий и обмене пленными.

        Во время ирано-иракской войны произошли перемены в расста­новке мировых сил. С ослаблением и затем развалом Советского Союза, неспособностью новой России восстановить статус сверх­державы произошла смена двуполярного мира на однополярный. Перемены вскоре ощутили арабские страны. Более отчетливо обо­значилось противостояние Севера и Юга. Заметно сузились воз­можности арабских стран к маневрированию на международной

своих руках Соединенные Штаты Америки. С.Хусейн намеревался превратить свою страну в крупную державу Юга, противостоя­щую США, и первым шагом на этом пути было развязывание воен­ного конфликта между Ираком и Кувейтом.

         Летом 1990 г. отношения между двумя соседними странами рез­ко обострились. Причинами того оказались экономические труд­ности, с которыми столкнулись иракские власти после войны с Ира­ном. Багдадский режим вышел из войны с огромным внешним долгом, составившим 80 млрд долларов, резко сократились поступ­ления в иракскую казну от продажи нефти. С.Хусейн рассчитывал молниеносно захватить небольшой и богатый эмират. Обладание кувейтской нефтью должно было дать Багдаду мощные рычаги ре­гулирования мировых цен на нефть и вывести Ирак в разряд веду­щих нефтяных держав, утвердить его ведущие позиции в заливе, поднять также его авторитет в арабском мире.

    2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в Кувейт и аннексиро­вал его в качестве своей «19-й провинции». Решение об аннексии иракское правительство прикрывало лозунгами об освобождении арабов от империализма и заявило, что кувейтская демократия «ис­кусственно создана иностранцами*, а поэтому ее следует заменить «народной демократией*-, выступающей за единство арабской на­ции. Используя популистские лозунги, иракские власти представ­ляли себя в роли выразителей недовольства и защитников интере­сов арабов, независимо от того, в каких странах они проживают. И арабская общественность вначале восприняла С.Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак — мощной державой, воевавшей сразу же с 30 странами, среди которых были СТА и Великобрита­ния. С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию круп­ного государства посредством широкомасштабной войны и с ис­пользованием современного оружия, включая ядерное. Ракетные атаки Ирака против Израиля, союзника США, вызвали рост сим­патий к С. Хусейну. В глазах националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся авангардом борьбы про­тив империализма и сионизма на Арабском Востоке. Организация освобождения Палестины, арабы Йемена, Ливии, Алжира, Туниса, Судана, Иордании, Мавритании готовы были вступить в войну на стороне Ирака. Не только арабы, но и другие народы Азии и Афри­ки проявили солидарность с режимом С. Хусейна. Все это свиде­тельствовало о том, что военный конфликт угрожал перерасти в тотальную войну Юга против Севера.

      По инициативе США 6 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН ввел жесткие торгово-экономические санкции против Ирака. Ирак оказался в международной блокаде. Американские военные базы и войска европейских держав НАТО были переключены с защиты Западной Европы от Советского Союза па нанесение сокрушитель­ного удара по Ираку. Натовские бомбардировщики разместились на военных базах Турции. По просьбе Саудовской Аравии США направили в районы аравийской пустыни свои полумиллионные сухопутные и авиационные войска для отражения иракского втор­жения. В Персидский залив прибыли боевые корабли США и не­которых других государств-членов НАТО. В поддержку Кувейта направили свои военные контингента Египет, Сирия и Марокко.

      Совет Безопасности ООН предъявил Ираку ультиматум — до 15 января 1991 г. вывести войска агрессора из Кувейта, в противном случае ему объявлялась война. Иракское руководство отвергло мир­ные предложения. Но начавшуюся войну Ирак бесславно проиг­рал. Военные операции США под кодовым названием «Буря в пус­тыне» длилась шесть недель. Американская авиация быстро вывела из строя военную мощь Ирака. Американцы отказались от перене­сения военных действий на иракскую территорию, они были убеж­дены в скором падении ослабленного режима С.Хусейна. В то же время западные политики опасались возможного распада иракско­го государства и стремились не допустить изменения баланса по­литических сил в зоне Персидского залива. 28 февраля 1991 г. Ирак согласился с ультимативными требованиями Совета Безопаснос­ти ООН по Кувейту и пошел на безоговорочную капитуляцию.

       После капитуляции ООН (под диктовку США) ввела жестокий санкционный режим против багдадского режима. По-прежнему зап­рещены импорт из Ирака всех видов сырья, включая нефть, и гото­вых изделий, поставки в Ирак всех видов сырья и готовых изделий, продажа или передача вооружений и военной техники, другие фор­мы содействия в военной сфере и т.д. Очень жестко лимитирован ввоз продовольствия и медикаментов, от чего, естественно, в пер­вую очередь страдает народ, обвиняя, кстати, в своих бедах не С.Ху­сейна, а США. Ирак обязан также компенсировать ущерб, причи­ненный Кувейту и другим государствам, пострадавшим от его вторжения. Выполнение этих обязательств потребует десятки мил­лиардов долларов.

    Готовя вторжение в Кувейт иракское руководство бесспорно не предполагало, какую цену их стране придется заплатить. Общий экономический ущерб, который понес Ирак только в результате во­енных действий, оценивается в 50 млрд долларов. Было разрушено более 80% нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощнос­тей страны, серьезно пострадали нефтяные терминалы, нефтепро­воды и другие важные объекты. Одни промышленные предприя­тия были разрушены, другие остановились из-за нехватки сырья и запасных частей. Были повреждены дороги, мосты, порты, аэродро­мы и т.д. Во время боевых операций Ирак потерял более 50% про­довольствия.

      В последующие годы США, осуществляя жесткий контроль за военной промышленностью Ирака, обвиняли С.Хусейна в много­численных нарушениях директив ООН. В частности, в 1995 г. пре­доставили 500 снимков, свидетельствующих о том, что Ирак рекон­струировал большинство своих военных объектов; использует военную технику, вывезенную из Кувейта; что в обход эмбарго экс­портировал через иранскую территорию 100 тыс.баррелей нефти и столько же через Турцию и Иорданию.

        В 1995 г. и 1998 г. американские и английские ВВС в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН бомбили Ирак, что привело к большим жертвам среди мирного населения и вызвало крайне не­гативную реакцию в мире.

      Поражение вызвало внутренние осложнения. Вновь восстали курды, требуя создания собственного государства. Противники партии БААС призывали к демократизации государства и сверже­нию режима С. Хусейна.

Курдское патриотическое движение отказалось от сотрудниче­ства с багдадским правительством и выступила за создание право­вого демократического государства. Антибаасистские политичес­кие силы также стали призывать к демократизации государственного строя и требовали введения в стране многопартийной политической системы. Зарубежная оппозиция призывала к восстановлению в Ираке хашимитской королевской власти. Удержать контроль над общественно-политической ситуацией в стране С.Хусейну удалось в основном благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении политических соперников диктаторского режима.

























































































































Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена