Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

История Горбуновского торфяника

История Горбуновского торфяника














Горбуновский торфяник















Нижний Тагил 2006


Содержание


Введение

1. Быт первобытных людей

Первые попытки

Быт древних славян

2. Быт первобытных людей на Урале

Первобытнообщинный строй на Урале

Бронзовый век

Железный век

Святилища древних пещер

Пещерные находки

Тагильские писанцы

Шаманские посохи

Скульптура Древнего Урала

3. История Горбуновского торфяника

Первые открытия

Этапы заселения Горбуновского торфяника

Культовые стоянки

Быт древних людей на Горбуновском торфянике

4. Заселение Тагильского края

Формирование Тагильского края

Заселение Тагильского края

Освоение русских земель старообрядцами

Успех русской колонизации

Заключение

Список литературы


Введение


Нижний Тагил - это город, расположенный в долине реки Тагил среди лесистых холмов и невысоких гор восточного склона Среднего Урала, примерно в 20-25 километрах от географической границы между Европой и Азией, проходящей по главному Уральскому хребту.

По выражению Д.Н. Мамина-Сибиряка, Нижний Тагил "широкой картиной развернулся у самого подножия Урала, как самое дорогое и самое близкое его каменному сердца дитя".

Есть особая, неповторимая прелесть в красоте Тагильского пейзажа с его живописными горами, лесами, зеркальной гладью рек и прудов.

Окрестности города разнообразны.

К востоку - бескрайние увалы и холмы среднего Зауралья. На запад взору открывается чудесная горная панорама - отдельные вершины и горные кряжи тянуться грядами с севера на юг. Их разделяют луга, речные долины и обширные впадины.

В окрестностях Нижнего Тагила нет мощных водных артерий, зато есть множество средних рек, мелких речушек и ручьев (река Тагил и ее притоки: Черная, Выя, Лая, Баранча, берущие начало с Уральских гор). В самом городе и вокруг него - целая система прудов, водохранилищ, каналов, искусственно созданных самим человеком.

Еще в Тагильском крае находится большое количество железной руды, малахита, магнетитовой руды, бурого железняка, медных руд и другие природные ископаемые. Тагильский край богат и историческими памятниками. Одним из самых важных является Горбуновский торфяник.

Горбуновский торфяник - это всемирно известный археологический памятник. Он знаком археологам многих стран, главным образом своими оригинальными деревянными изделиями. В экспозициях Нижнетагильских музеев можно увидеть деревянные весла, скульптуру лося, ковш с ручкой в виде головки птицы, идола, рисунок бумеранга. Искусство древних племен края представлено также копиями рисунков, нанесенных красной краской на прибрежные скалы реки Тагил. Это своеобразная монументальная живопись, изображающая сцены охоты и других моментов жизни древних людей.

Древний человек сыграл огромную роль в истории. Он изобрел первые орудия труда, деревянные жилища, лодки, колеса, глиняную посуду и многое другое.

Многие ученые даже на сегодняшний день ведут раскопки на Горбуновском торфянике, потому что знать историю жизни древних людей на Урале - это не только интересно, но и познавательно!

Цель: охарактеризовать исторические и археологические памятники Нижнетагильского края: Горбуновский торфяник.

Задачи:

1. Дать характеристику первобытнообщинному строю.

2. Изучить и сравнить быт древних славян и первобытных людей на Урале.

3. Рассмотреть этапы формирования и заселения Тагильского края.

4. Описать успех русской колонизации, выделить ее основную роль в воздействии на народы Урала, в особенности Нижнего Тагила.

5. Проследить и четко проанализировать основные этапы в истории открытия и заселения Горбуновского торфяника.


1. Быт первобытных людей


Первые попытки


Эпоха первобытного общества - наиболее длительный период истории человечества.

С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского племени, жившего на берегу Балтийского моря, там жили славяне, держась у рек Волхов, Днепр, Сулы и других.

Археологическая периодизация первобытного общества:

1.                 Каменный век

·                   Палеолит

·                   Неолит

·                   Энеолит

2.                 Бронзовый век

3.                 Железный век

Стоянки древних людей были обнаружены в Азербайджане, Армении, Абхазии, Краснодарском крае.

Плохо вооруженный древний человек мог жить только в благоприятных условиях. Он селился в пещерах, гротах.80 тыс. лет назад началось оледенение, появляется неандерталец. Его мозг уже равен мозгу человека, появилась асимметричность (праворукость, начался формироваться центр речи).

Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Его орудиями труда были: кистень, бола, скребло, а позднее - копья, гарпуны, проколки, шилья.

Древние пещеры - это не только укрытие для людей, но и место исполнения ритуалов. Происходит зарождение религии.

Первейшая форма религий:

1.                 Анимизм

2.                 Тотемизм

3.                 Фетимизм

В первобытном обществе был матриархат.

В 5-3 тысячелетии до н.э. началась эпоха неолита. Человек приспособил колесо, изобрел лодку, научился делать глиняную посуду. Это стало началом переворота в жизни человека. "В неолите случилась революция - это полный переворот в образе жизни людей, так как от присваивающего характера труда человек переходит к производящему."1.

Далее наступает бронзовый век, связанный с эпохой разложения первобытного строя - из общины выделились скотоводческие племена, скот стал основой богатства, матриархат сменился патриархатом. Тогда появились первые стоянки древних людей на Урале - это племена охотников.

Произошло крупное разделение труда, то есть ремесло отделилось от земледелия. Появились деньги, имущественное неравенство. На смену родовой общине пришла соседская.

 

Быт древних славян


С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек: Днепр, Западная Двина, Ока, Волга, озеро Ильмень. На их быт и занятия оказывали влияние географические условия.

Они жили небольшими общинами. Не было заметно признаков государственной жизни. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часть были покоряемы.

Основная деятельность людей - это земледелие. Сеяли злаки: рожь, ячмень, просо, пшеницу. Огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь и т.д.


Система земледелия

 


Подсека                        Перелог                        Пашня

(лес, саха)            (лесостепь, саха, плуг)                    (степь, плуг)


Орудия труда: топор, мотыга, борона-суковатка, серп. Характер хозяйства - натуральное.

Люди умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю, водить домашних животных, прясть ткань, шить, приготовлять кушанья и напитки - пиво, мед, брагу, - ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Древние славяне знали употребление веса, меры, монеты. Они имели свои музыкальные инструменты, на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами. Иногда, когда они должны были бежать, то прятались в реке, дыша через соломинку или камыш.

Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперед очень медленно.

Религия их состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям и т.п. В разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Верили они также в волшебство, то есть в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волховицам, которых считали обладателями такого знания. Люди верили в духов домового, лешего, кикиморы, русалки и других.


2. Быт первобытных людей на Урале


Первобытнообщинный строй на Урале


После отступления ледника родовые коллективы осваивают новые районы Урала. Люди живут родами. Изготовляют: скребки для обработки шкур, кожи, сверла, костяные наконечники. Изобрели лук и стрелы. Долговременных жилищ в эту эпоху не строят. Племена живут временными стойбищами в полуземлянках. Основной вид деятельности - охота на Мамантов, шерстистых носорогов и других животных. Были найдены кости крупного и мелкого рогатого скота (коровы, овцы, лошади, свиньи). Их приносили в жертву в Абашевском погребении под Царевым курганом.

Во время неолита люди обрабатывают дерево (шлифуют, полируют, сверлят). Делают лодки, лыжи, сани, деревянные дома. Занимаются рыболовством, делают глиняную посуду. На юге Урала уже приручают домашних животных.

Сначала территория представляла из себя тайгу, где было очень влажно, много рек, то есть хорошие условия для развития рыболовства, но потом появились засухи и водоемы обомлели. Это стало хорошей предпосылкой для возможности появления пойменного земледелия и скотоводства. В состав стада скота кочевников всегда входили овцы. А лошадей и быков стали использовать как транспортное животное.

Начинает развиваться земледелие, об этом свидетельствуют орудия труда: каменные мотыги (для взрыхления земли), медные серпы (для уборки урожая), каменные зернотерки (для переработки продуктов земледелия).

Но примитивное мотыжное земледелие не могло обеспечить население продуктами питания, поэтому скотоводство стало ведущей отраслью хозяйства.

Вскоре осуществился переход от оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства к отгонному, так как вода в реках начала подниматься. Люди от рек переселялись в степи. Изменяется состав стада: сокращение доли крупного рогатого скота, увеличение количества лошадей, которые лучше других животных умеет добывать себе корм из-под снега и расчищать землю пастбища для других животных.

Появляется пастушное скотоводство. Наличие большого количества крупного рогатого скота и свиней предполагало оседлость населения. Эти народы занимались в основном земледелием, собирательством, а главная роль принадлежала охоте и рыболовству.

Бронзовый век


Появляется имущественное неравенство. Люди живут городищами, они плавят металлы из местных руд (обработка меди). Местные мастера изготавливали топоры, серпы-струги, ножи с перехватом, копья, оригинальные украшения.

Развитие металлургии. Металл плавили в специальных чашах, сосудах, ямах и плавильных печах. Изготовление орудий производилось ковкой и литьем.

Железный век


Вплоть до железного века в каждой семье древнего человека существовал матриархат, потому что женщина играла важнейшую роль в домашнем хозяйстве. В ее обязанности входило изготовление посуды, изготовление впрок пищевых продуктов, топлива и много другого.

Люди всегда жили вместе, то есть одной общиной, потому что все ее члены были связаны семейно-брачными отношениями.

С каждой эпохой численность населения поселков постоянно увеличивалась. Кроме жилищ существовали (на поселениях) хозяйственные ямы, для хранения запасов продуктов, и загоны для скота.

Но вскоре начали создаваться патриархальные семьи, так как от мужчины больше зависела семья, чем от женщины.

"Еще начинают формироваться новые виды культур, которые были у каждой общины свои: Анакульская, Абашевская и другие."2.


Святилища древних пещер


Река Чусовая - левый приток Камы пересекает Уральские горы с востока на запад. Она богата различными археологическими памятниками от эпохи неолита до средневековья.

В среднем течении Чусовой расположено уникальное пещерное святилище. Оно находится на отвесной скале в 20 м от ее подножия и в 40 м от вершины. Особенность данного святилища заключается в том, что если смотреть на скалу с противоположного берега, то можно разглядеть "лицо идола", схожего с Шигирским, Горбунвским и другими идолами. Между двух расселин хорошо просматриваются глаза в виде углубленных участков скалы и нос в виде скального выступа. Пещера представляет собой открытый рот, в котором зубами являются полуразрушенные колонны. Это святилище ученые относят к эпохе мезолита и средневековья.


Пещерные находки


В пещерном святилище обнаружено свыше 21 тыс. находок, из которых 18 тыс. составляют наконечники стрел. Они представлены костяными, железными, бронзовыми и каменными.

Железных наконечников насчитывается 219 экземпляров. Основную часть находок составляют черешковые, обычно плоские наконечники.

Очень интересны разнообразные наконечники бронебойного типа, которые имеют утяжеленные боевые головки разной формы и сечения - квадратные, треугольные, ромбические, круглые.

Коллекция бронзовых наконечников представлена 406 экземплярами, 399 из которых втульчатые, трехлопастные. Найден один втульчатый наконечник (скорее медный), который выкован из тонкого листа металла.

Обнаружено довольно большое количество орнаментированных наконечников. Орнамент представлен одной или двумя поперечными полосами, нанесенными по всем граням наконечника.

Число костяных наконечников составило 858 экземпляров. Редко встречаются наконечники, близкие по форме к игловидным.

Изучение наконечников стрел и других изделий из кости позволяет сделать вывод, что кость обрабатывалась в размягченном состоянии. У всех наконечников стрел заметны длинные и ровные следы обработки, которые остаются при работе металлическим орудием.

По мнению некоторых исследователей, смягчение кости происходило путем ее вымачивания и дальнейшего распаривания. Можно предположить, что в древности был известен другой способ, который позволял обрабатывать кость без особого труда. Исследователи предполагают, что кость складывалась в обмазанную глиной яму и заливалась водой, содержащей щавелевую кислоту. При таком замачивании кость за 4 месяца настолько размягчалась, что ее можно было резать ножом.

Находки наконечников под пещерой свидетельствуют о том, что площадка и склон берега здесь были свободны от какой-либо растительности, но сейчас они заросли лесом. Археологи выяснили, что наконечники стрел у подножия скалы залегали в разных позициях. Возможно, у ее подножия стоял один или несколько идолов, которые служили мишенями для стрельбы. Можно предположить, что они приходили, чтобы пустить стрелу в пещеру или чтобы преподнести дары духу пещеры для благополучия племени.

В коллекциях имеются даже наконечники индивидуальных форм. Это укороченные биконические наконечники поздних типов.

Таким образом, можно утверждать, что уже в древности были известны довольно сложные способы обработки кости. Изучая развитие технологии, можно выявить взаимосвязь между уровнем развития обрабатывающих орудий и качеством изготовленных изделий.

На нижних линиях раскопа зафиксировано много угля. Возможно, это остатки обгоревших древков стрел. Также найдены обожженные наконечники стрел и их обломки, что могло быть связано с определенным обрядом.

При раскопках найдены кости животных. Некоторые из них довольно крупные по размерам. Это эпифиз пястной кости северного оленя, зубы лося, волка, медведя, бобра, песца и очень старой лошади. Найден кусок черепа с сохранившимся основанием рога северного оленя. Возможно, кости животных попадали на святилище вместе со стрелами.

В результате промывки обнаружены также "мелок" - кусочек магнетита с затертой поверхностью, осколок камня, но не наконечника, галечка горного хрусталя и галечный отщеп. Наиболее интересной является находка "мелка". Подобные "мелки" были найдены на святилищах на вершине горы Голый Камень и на скалах Три Сестры.

Самой оригинальной находкой можно считать бронзовую бляху и бердыш. Бердыш - это оружие стрельца (топор с искривленным наподобие полумесяца лезвием) и оружие городской охраны, их насаживали на древко, для стрельцов - дополнительное холодное оружие, но и подставка - подсошка при стрельбе из тяжелого фитильного оружия. Им вооружались в 16-17 веках. Их ковали только в России в кузнецах и монастырях.

Бляха отлита в односторонней форме, после отливки дополнительно не обрабатывалась. Ю.Б. Сериков считает, что "бляха была послана вместе со стрелой, так как рядом с ней залегали три наконечника стрелы - два бронзовых и один железный. Вероятно, бляха являлась нагрудным украшением шаманского костюма."3.

После долгих и тщательных исследований археологов на скале Медведь-камень, они все-таки нашли там пещеру, которая представляла собой небольшой грот на очень крутом склоне на высоте почти четырех десятков метров над рекой. Обращенный входом прямо на юг, грот удобен для остановки охотников. Подобный шурф обнаружен на его дне, в вязком, желтом суглинке остатки древней фауны очень плохой сохранности. "Особенно многочисленны кости дикой лошади", по мнению В.И. Громова, "но почти все кости были разбиты. Объяснилось, что упомянутый суглинок относится к ледниковой эпохе."4.


Тагильские писанцы


Урал был очень рано освоен людьми, но многочисленные стоянки и орудия труда, найденные археологами, очень помогли историкам тщательно изучить быт, обычаи и занятия древних людей, живших на Урале.

Тагильские писанцы впервые обнаружены в 19 веке (по реке Тагил).

"В настоящее время обнаружено всего 19 скал с древними изображениями: Балабан 1 и 2, Соколий камень, Кваршинская и Новожиловская писаница, Кислый камень, Зенковская скала."5.

Все писания выполнены на фасадных частях скал, обращенных к реке. Многие рисунки напоминают алтарные части храмов. На скалах в основном изображали животных, людей, разные знаки (поздний неолит и бронзовый века). Изображение медведя считалось периодом железного века.

Люди строили святилища и памятники мемориального характера, напоминающие охотничьи затесы.

 

Шаманские посохи


В последнее время захоронения с необычным инвентарем и нестандартным положением костяка выделяют как шаманские погребения. Некоторые предметы из таких погребений относят к атрибутам шаманского культа. Сюда можно включить и так называемые посохи или жезлы шаманов. Существование таких посохов подтверждают и этнографические данные. У кетских шаманов, например, такой посох олицетворял мировое дерево, а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох - это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.

Шаманские посохи можно разделить на посохи с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного.

По роду крепления выделяются посохи с простым креплением путем привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам посохи подразделяются на группу длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и группу длиной до полуметра (жезлы).

"Р.К. Римантене возводит существование Г-образных посохов к палеолиту. Большая же часть посохов связана с эпохой мезолита."6.

 

Скульптура Древнего Урала


На территории Среднего Зауралья в период неолита очень хорошо развивалась скульптура. Тогда самой распространенной была скульптура с изображением лося. На разных стоянках были найдены разнообразные виды лося.

1.1 Береговая стоянка Горбуновского торфяника - скульптура изготовлена на отщепе каменистого сланца, ухо лося тщательно обработано краевой ретушью.

2. Святилище Камень Дыроватый на реке Чусовой - голова лосихи тщательно обработана двухсторонней краевой ретушью, на фоне светло-коричневой морды лосихи красно-коричневой полосой передан разрез губ животного.

Изображения, связанные с деревянной утварью, найдены на четвертом разрезе Горбуновского и Шигирского торфяников. Они представляют собой своеобразные фигуры лося с углублениями в спине.

На Горбуновском торфянике найдена фигурка в виде тела животного, вырезанного из ольхи, почти не обработанной. Ноги животного имеют вид уплощенных колышков. Его голова не пропорционально велика, если это взрослая особь. Но четко были переданы детали головы: верхняя губа, глаза, ноздри. Ученые предполагают, что воспроизведена стельная самка.

"Распространение лося во всех видах искусства в одной эпохе говорит о большой значимости этого животного для древних уральцев."7.

Лось - это животное, за счет которого жил древний человек. Он не только охотился на него, но и поклонялся ему.


3. История Горбуновского торфяника


Первые открытия


Когда-то была проложена узкоколейка, соединявшая Нижний Тагил с Виссимом. Там существовала станция Горбуновский торфяник. Здесь работал брикетный завод, при нем небольшой поселок. Сам торфяник с трех сторон окружен невысокими горами, его длина 3,65 км, а ширина 1,5 км. Здесь добывали ежегодно 75 тыс. торфа.

А все началось 5 июля 1908 года, когда служащий тагильского завода Н.Ф. Топорков сообщил о нахождении Горбуновского торфяника Уральскиму обществу УОЛ. Он наткнулся на мост или деревянный настил в 150 саженях от восточного берега озера в глубине, где встречались черепки, осколки кремния от горшков и других вещей.

Профессор Д.Н. Эдинг раскопал стоянку в 1940 году, а в 1944 году уральский архитектор О.Н. Банер открыл на Горбуновском торфянике вторую Береговую стоянку. Также изучением Горбуновского торфяника стал заниматься А.Я. Брюсов. А в 1963 году В. М.Раушенбах раскопала неолитическое поселение Чащиха.

На четвертом разрезе, который находился в торфе, сохранились деревянные изделия, возраст которых 3,5-4 тыс. лет (деревянные идолы, фигурка лося, ковшики с ручками в виде головок водоплавающей птицы, весла, луки, стрелы, остатки саней и лодок, бумеранги).

Археологи раскапывали стоянки и вскоре были установлены места Чащихи, первой и второй Береговых стоянок. Весной открыли 5 новых стоянок, например Серый Камень, где было найдено около 7 тыс. находок. Это эпоха мезолита. Обнаружены забитые в сапропель 4 деревянных кола, длина которых 1,2-3 м., а диаметр 9-12 см. Концы колов были затесаны, потому что в сапропеле находился слой слани. Ниже слани были найдены кости животных и лопасть от деревянного весла.

Все было изготовлено металлическим орудием, относящимся к Липчинской культуре (возраст около 4 тыс. лет).

Вскоре Алексей Ильиных из Нижнетагильского педагогического института нашел во время экспедиции правильно ограниченный нуклеус из чистейшего горного хрусталя в виде трапеции, который был изготовлен из местного металла - алевротуфа порфирита (стоянки на горе Голый камень).

Также на экспедиции института АН СССР была найдена коллекция керамики и деревянных изделий.

"Археологи доказали, что Горбуновское озеро было освоено первобытными людьми: охотниками и рыболовами, в бронзовом и каменном веках."8.


Этапы заселения Горбуновского торфяника


Первые поселенцы на берегах озера появились в позднем мезолите. Опорный памятник этого периода - Серый камень - это долговременное поселение, площадь которого равна семистам квадратным метрам. Это видно по количеству находок и по наличию на памятнике углубленных в землю жилищ-полуземлянок. С этого поселения в летнее время рыболовы-охотники расселялись по берегам озера. Небольшие мезолические комплексы выделены на 1 и 6 Береговых стоянках и на Куполе.

Следующий этап заселения Горбуновского торфяника относится к развитому неолиту и связана с появлением на озере стоянки Стрелка. Небольшое количество материала этого периода зафиксировано на 2 и 3 Береговых стоянках и на Сером камне.

В эпоху позднего неолита основным памятником Горбуновского торфяника являлась 1 Береговая стоянка, площадь которой равна 1500 квадратных километров (свыше 35тыс. находок.) Примерно в это же время на озере существовали и другие памятники: Чащиха, 6 Береговая стоянка. В эпоху энеолита начинается заболачивание Горбуновского торфяника, а где тогда находились основные поселения этого периода, неизвестно. На коренном берегу материалы эпохи энеолита отмечены только на 1 и 2 Береговых стоянках. Зато на торфе открыт такой яркий и выразительный памятник, как 4 разрез (неолитическое время), к этому времени относятся и недавно открытые стоянки: Дальний разрез, Новый разрез и нижний слой Поперечного разреза, но, оказывается, хорошо осваивались и заболоченные места стоянок.

Большую часть берега при заболачивании озера опоясывал древний настил, который соединял наиболее удобные места для рыбной ловли, но возможно ими пользовались не постоянно, а сезонно. "Древние настилы позволили ученым очертить контур всего Горбуновского озера"9. (см. схему ниже).

В бронзовом раннем веке главным поселением на озере продолжала оставаться 1 Береговая стоянка, которая имела несомненную связь с 4 слоем разреза. В этом веке численность здесь резко сократилась, чему причину до сих пор не могут найти даже самые лучшие археологи. В раннем железном веке основным памятником на озере являлась 2 Береговая стоянка. На берегах озера до сих пор не найдены могильники, хотя долговременные поселения здесь существовали.

С эпохи средневековья озеро окончательно заболачивается.


Культовые стоянки


Горбуновский торфяник имеет уникальный комплекс культовых площадок и стоянка Полуденка-1, о которой О.Н. Бадер писал в 1948 году, что это "единственная поздненеолетическая стоянка, достаточно исследованная в Среднем Зауралье".10.

На стоянке Полуденка И.М. Рябов, археолог, в 1837 году произвел раскопки, результаты которой были переданы в музей: "каменное копьецо" и "орудие из твердого зеленого камня с одной стороны заостренное, похожее на широкий нож".

Продолжил раскопки на этой стоянке Д.П. Шорин, чтобы доказать погребальный характер раскопок: "богатые" и "чудские бугры", железный нож, фрагмент наконечника ножен римского времени и перекрестие какого-то холодного оружия, фрагменты керамики и изделия из камня.

Исследования Горбуновского торфяника все еще не завершены. Ученые рассчитали, что комплекс памятников создавался древними людьми в эпоху мезолита, и может даже палеолита до железного века.

Д.П. Шорин и И.М. Рядов скопировали большое количество писаниц на скалах по реке Тагил. Эта работа не утратила своего значения до настоящего времени. В обобщающем труде, посвященным наскальным изображениям Урала, высоко были оценены источниковедческие достоинства работы Д.П. Шорина и И.М. Рябова.

Их активность не ограничивалась Полуденской стоянкой и тагильскими писанцами. Они проводили археологические разведки в окрестностях Нижнего Тагила, где обнаружили несколько памятников первобытной эпохи. Известия о них также были опубликованы И.М. Рябовым.

Схематический план расположения стоянок на Горбуновском торфянике: 1-2 - это 1 и 7 Береговые стоянки; 8 - Чащиха; 9 - Купол; 10 - Серый Камень; 11 - Стрелка; 12 - четвертый разрез; 13 - Поперечный разрез; 14 - Новый разрез; 15 - Дальний разрез А; 16 - Дальний разрез; 17 - Дальний разрез Б.

В основном на Горбуновском торфянике работали археологи-краеведы Ю.Б. Сериков, И.М. Рябов, А.Ф. Шорин, Д.Н. Эдинг, В.М. Раушенбах, О.Н. Банер, Н.Ф. Топорков, А.Я. Брюсов.

Мезолическая стоянка была найдена Паулем Рикерт в 1954г. на берегу Черноисточинского пруда и между первой и второй стрелками мыса Крутики. В прибрежном песке он нашел каменный отщеп, орудие труда, на поле, где сажали картофель. Еще был найден скребок, напоминающий по своей форме липовый лист (широкое сердцевидное орудие на плоском отщепе правильной формы, с заостренным краем). И другие находки: ножевидные пластинки, скребки, проколки, наконечники стрел (стоянки человека). Там же были найдены еще две стоянки и отсыпанный Курган.

В музей переданы два обломка полированных орудий. Найдены следы памятников неолита и энеолита, двухсторонняя использованная шлифовальная плита из диорита (часть обработанного диорита), проколки из молочного и черного кварца.

Горбуновский торфяник - это всемирно известный археологический памятник. Он знаком археологам многих стран, главным образом своими оригинальными деревянными изделиями. В экспозициях музеев можно увидеть деревянные весла, скульптуру лося, ковш с ручкой в виде головки птицы, идола, рисунок бумеранга.

На стоянке Кутики-1 найдено 6.367 находок: 120 нуклеусов, 90 скребков, 675 резцов и резчиков, 39 острий, 4.564 пластинок с ретушью, 8 геометрических митролитов. Нуклеусы сделаны из плиток окаменелого сланца, длина которого 1,8-3,5 см., а ширина 2-6 мм. Эти находки относят к периоду мезолита.

К железному веку относят такие находки, как сосуды, наконечники стрел, шлифованные топоры и плиты, скребки и отщепы.

Остальные 13 стоянок, которые были обнаружены позже, служили людям для поселений в теплое время года, например, Чащиха - стоянка на торфе. Под торфом были найдены кости птиц, стволы деревьев, лопасти весел. На месте стоянок есть большое количество озер, что служило местом для добычи пищи, охоты на диких животных. В настоящее время стоянки древних людей размыло и затопило.

Исследования стоянок на Горбуновском торфянике позволило проследить основные этапы заселения его человеком.


Быт древних людей на Горбуновском торфянике


Люди жили племенами (общинами), у них было единство племенного состава. Они сооружали деревянные сооружения на болотах. Это доказывает то, что они умели пользоваться деревом для своих построек. Так что население жило не только в землянках, но и в деревянных постройках, просто они не сохранились до нашего времени.

Средства к существованию людям доставляла рыбная ловля и охота. На развитие охоты указывают многочисленные обломки луков, среди которых два очевидно детских.

Предметы домашнего быта людей, сделанные в основном из керамики для не долговременного употребления, говорят о высокой культуре и наличии мастера, его школ на стоянках Горбуновского торфяника. Многие произведения передавали формы живой природы. Это и воспитало в людях вкус, развитие художественного зрения и чувство меры.

В качестве средств передвижения летом люди использовали лодки, об этом свидетельствуют остатки весел и полоза, а зимой - сани. Изготовление весел в большинстве случаев указывают на тщательную и тонкую работу.

"Территория археологических памятников говорит о густоте населения, связанного культурно, а может и родственно с племенами далекого востока."11.

В отдельное время выявилась необходимость в некоторых видах зверей, которые способствовали культурному развитию людей.

Скотоводство у них не было развито, так как о развитости не говорит ни одна стоянка, ни одна находка, также как и о развитии земледелия. Однако, вопрос о роли тех природных богатств Урала, которые привлекли в эту область многих людей, раскрывает нам возможности людей в этом районе эксплуатировать рудные богатства. Об этом говорят находки медного оружия - кельта, медной пластины. Люди могли продавать нефть и добывать золото древним "кустарным" методом.

Потом у людей начали формироваться свои традиции, на основе которых они совершенствовали свою культуру.

Производственные группы в составе доисторического населения:

1.                 Старатели - "рудознатцы";

2.                 Ремесленники - "техники";

3.                 Мастера - "резчики по дереву".

Исследователи Горбуновского торфяника.

Важнейшей вехой в изучении археологического прошлого тагильского края являются исследования Горбуновского торфяника. Они имеют свою весьма продолжительную историю, к сожалению, не завершенную до сих пор. Огромный комплекс первоклассных памятников содержат в себе важную информацию по истории местных племен, и является основной археологической периодизации Урало-Сибирского региона.

В исследовании Горбуновского торфяника приняли участие многие ведущие специалисты центральных научных учреждений, но основная роль в организации этих работ принадлежала нижнетагильскому музею, который постоянно сотрудничал с Государственным Историческим музеем (ГИМом), Институтом археологии РАН и сам организовал экспедиции для изучения береговых стоянок.

В 1926 году начались исследования на Горбуновском торфянике, инициатором которых был директор нижнетагильского музея А.Н. Словцов. Раскопки проводились ГИМом совместно с краеведческим музеем. Бессменным руководителем этих работ на протяжении 10 лет (с 1926 по 1939 года) являлся Д.Н. Эдинг.

В послевоенные годы ГИМ продолжил раскопки на Горбуновском торфянике, которыми руководили известные археологи В.Я. Брюсов и В.М. Раушенбах. В 1978-1980 года его сменил Институт археологии РАН. Одновременно с этим нижнетагильский музей проводил раскопки береговых стоянок, которыми руководили Ю.Б. Сериков и П.К. Халяев. Эти исследования позволили получить более полное представление об истории заселения Горбуновского палеозера в древности.

В 1920-1930 годы нижнетагильский музей и краеведы города продолжили успешную работу по выявлению новых археологических памятников. Если в первой археологической сходке, составленной А.Н. Словцовым, говориться о шести памятниках, то в описи 1935 года, подготовленной С.Н. Топорковым, значиться уже десять археологических объектов. Часть этих памятников была найдена самим С.Н. Топорковым, известным тагильским краеведом. Среди них - жертвенное место на вершине горы Голый Камень, которое позднее исследовалось Д.Н. Эдингом, О.Н. Бадером и Н.П. Кипарисовой.

В годы Великой Отечественной войны археологические исследования в Нижнетагильском районе были продолжены силами местного краеведческого музея. Это стало возможным благодаря энтузиазму О.Н. Бадера.

Основным итогом этих работ, помимо разведок, в том числе на Горбуновском торфянике, явились плодотворные раскопки стоянки Полуденка 1 в 1944, 1945 и 1946 годах. Там был выявлен не имеющий аналогов комплекс полуземлянок неолитического времени, окруженных бревенчатой оградой. Стоянка превратилась в эталонный, опорный для всего неолитического пласта Среднего Зауралья.

После окончания войны археологические работы на Урале возобновились в 1945 году.

"В окрестностях Нижнего Тагила Н.П. Кипарисова проводит исследования Полуденской стоянки, жертвенного места на Голом Камне, Ермакова городища и других памятников."12.

Деятельность тагильских археологов последних десятилетий связана с именами П.К. Халяева, В.А. Арефьева, А.Ф. Шорина, О.В. Рыжовой и других специалистов. Но главная роль в этих исследованиях принадлежит Ю.Б. Серикову.


4. Заселение Тагильского края


Формирование Тагильского края


Край - это определенная локально ограниченная, исторически сложившаяся территория, обладающая достаточно выраженными признаками единства природных и экономических условий, а также общностью исторических судеб жившего на этой территории населения. При этом границы края, составляющие его идеал, как правило, не остаются неизменными, подвергаясь влиянию различных факторов, соотношение и роль которых в жизни края могли существенно меняться. Проследить эти изменения можно на примере Тагильского края, имеющего богатую и достаточно сложную историю, уходящую в глубь веков.

В древнейший "дописьменный" период этой истории его территория включала большую часть Среднего Урала - Тагильское Зауралье, то есть участок Уральского хребта, являющийся водоразделом для рек Камско-Чусовой системы и системы рек Обско-Иртышского бассейна.

Большую часть этой обширной территории занимают горные кряжи, которые разделяют многочисленные речные долины и обширные впадины, занятые болотами, торфяниками и озерами. Горы покрыты сосновыми борами, еловыми и смешанными лесами. При суровом климате и дефиците плодородных почв край отличается многочисленными и удачно расположенными водными путями и исключительными природными богатствами (рудами, драгоценными металлами, разнообразными строительными материалами).

Основными занятиями аборигенов Тагильского края - угро-финских племен и их потомков - манси (вогулы, как их называли русские) были рыболовство и охота, так как для этого природные условия были благоприятные. Это объясняет сравнительно раннее заселение края с эпохи верхнего палеолита, то есть около 20 тыс. лет назад. Раскопки обнаружили большое количество археологических памятников, свидетельствующих о прочном освоении первобытным человеком Тагильского Зауралья уже в эпоху мезолита и формирование там единой культуры.

Однако, как и всюду в северо-восточных районах России, удаленных от основных очагов древней цивилизации, экономика и социальные отношения развивались здесь относительно медленно. Первобытно общинный строй у коренного населения края существовал на большей части его территории еще в период позднего средневековья, когда произошли судьбоносные для Урала события, связанные с вхождением его в состав централизованного Русского государства и началась массовая русская колонизация. Тем не менее, именно эти события и, прежде всего, сама колонизация стали своего рода рубежом в истории Тагильского Зауралья.

Влияние ее в Тагильском крае появилась далеко не сразу. Ранний ее этап (12-16 века) вообще никак не отразился на судьбе края в силу отдаленности его от путей, по которым двигались на Урал и в Сибирь первые русские переселенцы (Северный, или Чрезкаменный путь и старая Казанская дорога). Соликамский путь (от Соликамска через Чердынь и Лозьву на Туру) не принес здесь существенных изменений.

"По-настоящему перспективным для русского заселения Тагильского Зауралья оказался новый - Камский (или точнее Чусовой) - путь, имевший несколько вариантов и проходивший непосредственно по территории края."13.

Одним из вариантов этого пути пользовался в 1582 году Ермак во время своего исторического похода в Сибирь. Как известно, он поднимался вверх по Чусовой (в среднем ее течении), перешел на реку Серебрянку (Межевую Утку) и Баранчу и дальше, двигаясь по Тагилу и Туре, дошел до столицы Сибирского ханства на Тоболе. Однако в дальнейшем этот путь, неудобный по многим причинам, практически не использовался.

В начале 17 века основным путем русской (прежде всего государственной) колонизации Урала и Сибири стал превратившийся в "государеву дорогу" Верхотурский тракт. Именно Верхотурский тракт, или, точнее, появившиеся там русские поселения (ямщицкие слободы и деревни государственных пашенных крестьян) стали базой начавшейся колонизации Тагильского края.


Заселение Тагильского края


Заселение Тагильского края русскими шло с севера на юго-запад и с юго-запада со стороны Причусовья. В 16 веке большая часть его территории входила в состав Строгановской вотчины.

Однако фактически была освоена лишь незначительная часть этой территории, где были основаны как самими Строгановыми, так и их беглыми крепостными русские деревни и сторожки.

"По данным первой уральской "переписной книге" Яхонтова 1579 года в это время во всех Строгановских владениях числилось 39 деревень. А в "книге" Кайсарова 1623 года их было уже 118."14.

В 17 веке русские селения возникли уже непосредственно на территории Тагильского края - в окрестностях Межевой Утки, Сулема, Шайтанки и их притоках - Смородинке и Сисимке. Среди них преобладали мелкие поселки по нескольку дворов. Такой, например, была Строгановская деревня Баронская у впадения в Утки в Чусовую. Но встречались и сравнительно крупные поселения (на реке Сулем деревня Большие Галашки).

 

Освоение русских земель старообрядцами


В освоении русскими юго-западной части Тагильского Зауралья в конце 17-начале 18 веков заметную роль играли старообрядцы, скрывавшиеся в уральских лесах от религиозных преследований. В наиболее глухих и малодоступных районах они устраивали свои поселения и скиты, собирались на тайные моления в "святые" места в районе верховьев рек Утки, Тагил и Нейвы. Раскольниками (кержаками, как их называли на Урале) были основаны самые многочисленные и влиятельные старообрядческие общины в Висимо-Шайтанском, Черноисточинском, Нижнетагильском и Невьянском заводах.

Старообрядческие поселения возникали, по всей вероятности, и в северо-западной части Тагильского края - в районе левых притоков реки Тагил - Баранчи и Лаи. Но в трудных природных условиях и нередко во враждебном окружении воинственных аборигенов лишь немногие из них обрели сколько-нибудь длительную жизнь. Одним из немногих исключений стала основанная старообрядцами деревня Лая, имевшая, по-видимому, давние, еще с 17 века, связи с Верхотурьем.

Об успехах русского заселения здесь свидетельствуют сведения 1703 года о жителях Аятской и Краснопольской слобод. С началом строительства металлургических заводов государственные крестьяне этих слобод и села Покровского были приписаны заводам Н.Д. Демидова и наряду со своим основным занятием - земледелии вынуждены были участвовать в строительстве заводов и выполнять вспомогательные "подзаводские" работы.


Успех русской колонизации


"В конце 17 - начале 18 веков южная часть Тагильского края была густо заселена русскими крестьянами - переселенцами, практически почти полностью вытеснившими аборигенов края - манси."15.

Наряду с земледелием здесь интенсивно развивались промыслы и торговля, центром которой стала расположенная поблизости Ирбитская слобода. Именно здесь возникли первые уральские металлургические заводы: Ницинский казенный (1629-1664гг.) и частный Тумашевский (1669-1680гг.)

Итак, в целом можно говорить о заметных успехах русской колонизации Тагильского Зауралья в 17 веке. Благодаря ей к концу этого столетия в жизни края, его экономике, социальных отношениях и культуре населения произошли важные перемены. На смену медленно развивавшемуся хозяйству присваивающего типа пришло земледелие. Заметное развитие получили ремесла и торговля, стали зарождаться местные экономические связи, устанавливалась тесная связь и с обширным всероссийским рынком.

Но степень влияния русской колонизации была различной в разных частях края: наибольшая - в южной и юго-западной, наименьшая - в северной и в северо-западной. В то же время крайне мало что изменилось в центральной части Тагильского края.

С конца 17 века цельность единого территориального и экономического комплекса Тагильского Зауралья была нарушена. По-разному стали складываться и дальнейшие судьбы его населения. Соответственные изменения произошли в ареале Тагильского края, его границах. Отдельные части прежде единой структуры обособляются, образуя новые территориальные и социоэкономические комплексы.

В специфических природных и исторических условиях Урала такими комплексами стали горнозаводские округа.

Одним из таких округов был Нижнетагильский. Именно к нему по праву исторического наследства перешло наименование Тагильского края. Однако для него 17 век был всего лишь предысторией. Настоящая история края, неразрывно связанная с историей Нижнетагильских заводов, началась фактически лишь с 18 века. С этого времени начинается и новый период в истории русского заселения края, имеющий свои особенности и закономерности.


Заключение


Исследования, проведенные на основании Тагильских источников, показывает условия развития быта и общности у людей, живших на Горбуновском торфянике.

На основе подлинных исторических источников, таких как Гаджиева "Будни и праздники", Крылатова "Скульптура", Широков Тагильский край в панораме веков и других, удалось описать древние орудия труда, предметы быта людей. Здесь составлена краткая история формирования Тагильского края и заселение его человеком, расписаны первые открытия и дальнейшие исследования. Здесь описываются древние люди - старообрядцы, способствующие интенсивному развитию религиозности и общности людей.

Можно сказать, что люди на Урале были очень трудолюбивыми и религиозными. Они постоянно совершенствовались, изготавливали и осваивали что-то новое. Но быт древних славян имеет как различия, так и сходства с бытом первобытных людей на Урале.

Сходство людей в том, что на их быт оказывали влияние географические условия, не было заметно признаков государственной жизни. Сначала основной деятельностью у всех людей было собирательство и охота. Происходило зарождение религии. Тогда люди умели стоить себе деревянные жилища, делать ладьи и рыболовные снасти, сани, лыжи, глиняную посуду. Они приручали домашних животных.

Но потом люди, жившие на Урале, начинают развиваться медленней, чем славяне. Это проявляется тем, что в бронзовом веке славяне уже перешли к патриархату, отделили ремесло от земледелия и от скотоводческих племен, а люди на Урале только начинали плавить металлы из местных руд и только в железном веке перешли к патриархату. После у них появляется имущественное неравенство, когда к славянам на смену родовой общине уже пришла соседская.

Хотя люди на Урале и отставали в своем развитии от славянского населения, зато у уральцев было меньше междоусобных войн и бесконечных споров за власть, которые всегда присутствовали у древних славян.

История Горбуновского торфяника никогда не забудется, ведь многие знаменитые археологи работали с экземплярами из старообрядческих святилищ торфяника. В определенный период времени Горбуновский торфяник был основным местом для проживания древних племен. Он был религиозным центром людей. Здесь происходили многие события, связанные с эволюцией жизни народов.

Люди, жившие на торфянике, пытались всегда не отставать от человечества, жившего в других условиях и на других территориях.

Многие тайны торфяника до сих пор не раскрыты. Скорее всего, люди никогда не узнают всю правду о загадочном прошлом Горбуновского торфяника.


Список литературы


1.                 Азмедзянва Д.Р. и Грошева М. С. Тагильский край в панораме веков // материал научно-практической конференции Екатеринбург 1999.

2.                 Бадер О.Н. и Оборин В. А. Ученые записки Молотовского государственного университета им. Горького // Археологические исследования на Урале в годы Великой Отечественной войны Том 9 №3.

3.                 Гаджиева Е.А. Будни и праздники // Тагильский край в панораме веков Нижний Тагил 2001.

4.                 Герасименко А.А. Тагильский край в панораме веков // Навершия шаманских посохов Екатеринбург 1999.

5.                 Гуськова Т.К. Тагильский край в панораме веков // Заселение Тагильского края Нижний Тагил 2001.

6.                 История Урала с древнейших времен до 1861 года // Академия наук СССР, Уральское отделение М. 1989.

7.                 Каноркин и Шорин А.Ф. Исследования на Горбуновском торфянике // Археологические открытия Урала и Поволжья Свердловская обл. 1991.

8.                 Коваль Т. Тагильский край // Тагильский рабочий 1985 25 декабря.

9.                 Крылатова Е.Ю. Тагильский край в панораме веков // Скульптура Нижний Тагил 2001.

10.            Неклюдов Е.Г. Пособие по истории краеведения // Нижний Тагил в лицах, Нижний Тагил 1998.

11.            Пичугин А. Мезолические стоянки // Пригородная газета 2004 28 мая.

12.            Сериков Ю. Б. Уральский следопыт // Тайны торфяника 1979 №5.

13.            Сериков Ю.Б. Советская археология // Новые памятники Горбуновского торфяника 1984 №2.

14.            Словцов А.Н. и Францев Ф.К. Материал по изучению Тагильского округа. Выпуск 3 полутом 1 Нижний Тагил 1929.

15.            Широков В. Наскальные изображения IX века // Горный край Нижний Тагил 2001 17 мая.



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена