История Руси
1
История как наука. Предмет и метод истор науки. Некоторые проблемы отеч
историографии
Кождая наука начинается с историографии. – это изучение самой истории
науки. Наука появляется тогда, когда появляется анализ. История как наука
появилась в начале XVIII в. П I Миллер и Шлецер (появление науки) впервые
стали давать анализ. I история гос-ва вышла на нем языке. Миллер 4-х томник
“История гос-ва Российского”. Ломоносов доказал, что мы славяне.
Методология истор науки
Методология истории – это система мировоззренческих и теоретических положений, которые служат в качестве принципов процесса познания. В методологию входит целый комплекс задач: прежде всего – это понимание предмета истор науки, а истор наука – это то, что мы изучаем. Основой изучения историографии является истор факт. Именно на истор фактах базируются все представления об истории. Большое значение играет достоверность фактов. От достоверности истор факта зависит восприятие и объяснение истор действительности. В Р истор науки факт рассматривался в двух смыслах: как явление, имевшее место в истории; как его отражение в истор науке. Перед тем, как факт становится научным фактом происходит интерпритация.
Определение концепции каждого историка.
Под концепцией понимается периодизация истории страны. Важное значение в
истор науки (методологии) всегда отводилось характеристики круга
источников, на которых базируется автор. Под истор источниками понимаются
все остатки прошлого, в которых отложились истор свидетельства, отражающие
реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Главный и в
большенстве случаев единственным свидетельством о прошлом является
памятник, по средствам которого мы получаем необходимую информацию,
составляющую основу истор знаний. В истор науке все источники
подразделяются на 6 груп:
1. Письменные источники (наиболее многочисленные и достоверные): граффити
(тексты, нацарапанные от руки); берестяные грамоты; рукописи на папирусе и
пергаменте.
2. Вещественные памятники: орудия труда, ремеслянные изделия; посуда;
украшения; монеты.
3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени,
остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фальклерные материалы – памятники устного народного творчества.
5. Лингвистические памятники – геораф названия, личные имена.
6. Кино-фото документы.
Периодизация.
Является начальной проблемой изучения истор науки. Р истор наука пережила
несколько периодизаций: до револ была периодизация царствования; после
победы револ марксиского учения всю науку разделили на два периода до 1883
г (домарксиский период) и с 1883 г. 1883 г вышла книга Плеханова “О чесотке
и русской армии”. После смерти Сталина (1956 г) появилась новая период-ия
по общ эконом формам:
1. историография периода феодализма до 1861 г;
2. пер-ия эпохи буржуазного общ-ва с 1861 г по 1917 г;
3. марксиская пер-ия с 1917 г.
В 1991 г в Р произошла револ-ия и господствует современный период:
1. С X в по конец XVII в – до научный период, шло накопление истор знаний;
2. С XVIII в по 80-ые голы XIX в – превращение истории в науку;
3. С 80-ые XIX в по 1917 г – период начала развития марксис историографии,
начинается борьба с дворян истор.
4. С 1917 г по 1991 г период господства марксис историографии.
5. С 1991 г по наши дни – период восстановления разных направлений в
историографии, период господства историографии.
2
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Историк, писатель, публицист. Родился в семье помещ в сибир деревне.
Получил прекрас образование в одном из моск пансионов (1770-1783) 1786-1790
путешествовал по странам зап европы. Заинтересовали лекции нем историков
(задело то, что там не изучали историю Р). “Письма рус путешественника”
впервые ставит вопрос о месте Р о вкладе Р в историю. Сделал вывод, что мы
не хуже, что мы идем своим путем. 1791-93 гг издавал “Московский журнал”.
1793 г журнал прикрыли. 1802-03 гг начал издавать лит журнал. I рус
философ. Начал расм истор человека, как восходящее развитие чел-го духа
(связывал с развитием просвещения). Если чел-к перестает думать – он
деградирует. Обосновал особый путь Р. Исходя из этой концепции он пришел к
выводу, что кр право благо для Р (в то время). Письмо к А I “государь, ни в
коем случае нельзя проводить реформы. Всякие реформы – движение назад.”
Помещик – как отец. Не скрывал отсталость страны. С 1804 г придворный
стареограф. Вышло 12 томов “Истории гос-во Р-ого” (введена для изучения в
институтах). Всю историю К связывал с самодержавием. с/д он рассматривал
как гос форму, подверженную развитию от полного самовластия до просвещенной
монархии, когда царь советуется с народом. Главный принцип К “Наша любимая
Р прежде всего и главнее всего должна быть великою, сильною и грозною в
европе и только самодержавие может сделать ее таковой. В противном случае
нам грозит празвал и уничтожение Европою”. Истор концепция К стала
официальной, с другой стороны револ-ры К ненавидели.
Тимофей Михайлович Грамовский (1813 – 1855).
1835 г окончил Питерский Универ историко-философский факультет. Затем 3
года путешествовал по Европе. Посещал лекции нем ученых. Вернулся в Р. 1839
г защитил маг дис “Посольство Ивана III к императору Гамбургу” основал и
возглавил кафедру всеобщей истории Моск Универ. Сумел поставить работу
кафедры на научный уровень. Являлся писателем, поэтом, публицистом,
журналистом. Сцитался лучшим лектором Москвы. Г в отличие от К занимал
револ позиции. Был большим другом Герцена, Белинского, Огарева,
Чернышевского. Никогда не разделял их взгляды. Являлся основателем в Р
револ течения “Рус либерализм”. Был поборником просвещения, свободолюбия,
яростным противником кр права. Придаржывался взглядов запада. Пологал, что
истор опыт Европы – пример. Глубоко верил в воспитательные возможности
истор науки. Искал ключ к пониманию современных явлений. Лекции носили
исследовательский хар-тер. Впервые использовал материалы зап историков.
Ввел метод “сравнительных параллелей”. Являлся основателем изучения истории
средних веков. 1847 г вышел труд “история средних веков в Р” (выделил
развитие истор с XIV по конец XVI вв).
Сергей Михайлович Соловьев (1820 –1879 гг)
Родом из разночинников. Родился в семье священников. 1842 г с отличием
окончил истор-филолог отделение философ факультета. Огромное влияние
оказали лекции Г. Путешествовал по странам Европы. Владел 3 языками. В 1845
г защитил маг дис “Об отношении Новгорода к великим князьям”. Науч
руководитель – Г. Начал преподовать.1847 г защитил док дис. 1864-70 гг
декан. Соловьев писал: “Три условия имеют особое влияние на жизнь всякого
народа: природа страны (где живет данный народ); природа племени, к
которому он принадлежит; ход внешних событий, влияние соседей.” В 1851 г
выходит I том главного труда С знаменитого многотомника “История Р с
древних времен” в год выходит по тому, всего 29 томов. Начинает свою
историю С с IX в, а заканчивает событиями 1774 г. Особенностью этого
издания была в том, что все приведенные в нем факты основывались на
скрупулезном изучении архивных и других фундаментальных материалах.
Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911 гг)
Родился в Пемзе, в семье священника. Родители готовили его к духовной
карьере. С отличием закончил пензенскую дух семинарию (5 лет). В это время
в Пемзе оказался С и дал лекцию. К попал на эту лекцию и был влюбился в
историю. От духовной карьеры он отказался. В 20 лет поехал в Москву и
поступил на истор-матем фак-т . еще в Пемзе его заметил С. В 1865 г К
окончил с отличием институт и поехал на три года в путешествие. Его
отметили западные профессора как начитанного. После приезда он устраивается
адъютантом в институт и помогает С. В 1871 г он защищает маг дис
“Древнерусские жития святых, как истор источник”. В 1882 г защищает док дис
“Боярская дума древней руси” и начинает работать профессором. Прекрассный
лектор. В 1902 г был удостоен звания академика изящной словестности. В 1900
г был признан действительным членом академии по истории. До 1902 г
занимается лекциями, вся жизнь в разъездах, а после 1902 г К отошел от лекц
деятельности и вплотную приступил к написанию своих записок. В 1904 г начал
выходить его IX томник “Курс русской истории”. Содержал концепцию истор
развития Р. самое главное , в своем курсе предпринял попытку проблемного
изложения курса Р истории. При жизни К вышли первые IV тома и после смерти
еще V томов. Последний том вышел в 1917 г.
Евгений Викторович Тарле (1876 – 1955 гг)
Родился в Киеве, в семье чиновника. В 1896 г с отличием закончил истор-
философ фак-т Киевского института и 3 года путешествовал по Европе. После
возвращения в 1901 г в МГУ защитил маг дис под руководством К “Новгородская
Русь при И III”. В 1909 г защитил док дис “Войны Петра Великого” и начал
преподавать. Из МГУ ушел и к 1917 г профессор Юрьевского универа, а с 1917
г являлся профессором Петро градского универа. Читал лекции по всем
вопросам нового времени. Особый интерес проявлял к истории международных
отношений и к внешней политике Р. в 1937 г был арестован и провел 5 лет в
конс лагерях, но там начал писать. Там написал 4 книги (2 из которых
утеряны). Вернувшись каждый год начали выходить книги. Наиболее известные:
“Наполеон и Р”, “Нашествие Наполеона на Р”, “Крымская война”, “Талей иран”,
“Куликовская битва”, и тд.
4
Быт, нравы, верования славян до образования Древ Рус гос-ва.
До расселения Слав. Племён , по-видимому они жили в форме патриархального
или родового быта. Родовые старейшины имели большую власть, они разбирали и
решали споры, столкновения между членами рода, в случаи внешней опасности,
то они собирали совет и иногда выбирали общ. Предводителей, власть которых
прекращалась после того , как опаснасть миновала.. Но потом патриарх.-
род. Быт начал разлагаться, из-за расселения славян. Они занимались ловлей
пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашенством.. Типичной формой
поселений являлись небольшие деревни в 1,2,3 двора, а осн. Ячейкой обществ.
Организации. Становятся сложные семьи во главе с домохозяеном, Несколько
таких посёлков объед. В союзы, но эти союзы не кровные, а
территориальные, соседские, связанные эконом. Интересами, а также взаимной
защиты.
О нравах и обычаях, можно сказать что у них были обычаи, кровавой мести.
Употребления в пищу звериины и беспорядочность брачной жизни:много женство,
похищение невест,, после чего жених уплачивал выкуп родным невесты.
Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны,
поклонение явлениям природы , с другой стороны- культ предков. Впрочим ,
языческая мифология не представляла достаточно ясной и разработанной, и их
представления о богах, были по-видемому довольно смутными., у них небыло ни
храмов ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волхвы, кудесники,
которые почитались служителями богов и толкователями их воли.. Главные
боги:Херос(бог солнца), Перун( грома и молнии), Стрибог((ветра),
Велес(покровитель скотоводства),Небо и Земля считалось тоже как некое
божество. В лесах жили Лешие, , в реках Водяные, души умерших
представлялись ввиде , опасных для неосторожного человека, русалок.Др. круг
верований относился к почетанию умерших предков-рода и рожаниц, которые
признавались покровителями рода С ослаблением родовых связей, место рода
занял семейный предок - ,дедушка домовой, который мог вредить или наоборот
помогать хоз. Благосостояния семьи, смотря по тому, как к нему будут
относиться.
6
Образование древн Рус гос-ва
Образование государства у восточных славян - закономерный итог длительного
процОесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общины привел к
выделению из их среды наиболее зажиточной части,
Начальная форма государственности - восточнославянские союзы племен /УТ-
УШ. века/, три крупных объединения славянских племен ~ Куяба /вокруг
Киева/, Славия /в районе озера Ильмень/ и Артания.
Норманская теория. Летописное предание о призвании варяжские князей
/ярлов/ братьев Рюрика, Синеуса и Тривора в Новгород. В год 862 от
Рождества Христова, как сообщается в "Повести временных лет'1, новгородокие
старейшины пригласили на княжение варягов, сказавшие им; "земля наша велика
и обильна, только нет в ней порядка. Приходите и владейте Haми.
Скандинавский ярл Рюрик., вероятно швед, откликнулся на этот призыв и
прибыл. с дружиной в Новгород, посадив своих братьев Сине уса и Трувора в
других славянских городах. Но всё конечно, складывалось так гладко, как
повествует автор "Повести" Нестор. Было и народное •возмущение, и восстание
новгородца Вадима Храброго, жестоко подавленное заморскими пришельцами;
однако норманны прочно обосновались в Русской земле, начало русской
княжеской династии Рюриковичей /потомков легендарного Рюрика/.
По смерти Рюрика в 879. г. его приближенный /или родич/ Олег княжил в
Новгороде /879-912 тт./. В 882 г. Олег собрал войско из варягов, чуди и
славян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев убил княжевших в нем
Аскольда и Дира посадив на их место малолетнего сына Рюрика, Игоря.
Объединение Олегом Северных и Южных земель в составе единого государства,
названного впоследствии Древнерусским» или Киевской Русью /перенесение
столищ государства из Новгорода в Киев. Игорь (912-945) – воевал с
древлянами. Был убит при сборе дани. Ольга (945-957) отомстила древлянам за
смерть мужа, упорядочила сбор дани: фиксировала размер, установив уроки.
Определила место (погосты) и сроки ее сбора. Святослав (957-972)
присоединил земли вятечей, нанес поражение Волжской Болгарии, покоряет
мордовские племена, проводит успешные военные операции на Сев Кавказе и
Азовском побережье. Разгромил Хазарский каганат. По возвращению основал на
Прибалтики г Юрьев. Попал в засаду и был убит, а из его черепа Печенежский
хан сделал чащу, окованную золотом.
7 кн Владимир, крещение Руси и последствия.
При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в
составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе
стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление
государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили
в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того
времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных
печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был
сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились
"заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную
землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной
религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных
было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в
Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему
предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора
Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не
выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда
Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен
на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера. Владимир
крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Некоторые
сопротивлялись, из-за верования в др. богов. Хрестьянство утверждалось
медлянно.
Принятие христьянства имело большое значение для развития Руси. По новой
религии путь в рай открыт, так и богатым, так и бедным.Государь был
справедливым судьёй и защитником. Оно укрепило Гос. Власть и территор.
Единство Киевской руси, оно имело большое международное значени,
заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становится теперь,
равной др. странам, связи с которыми значительно расширились, так же
сыграло большую роль в развит. Рус. Культуры. Во главе церкви был поставлен
митрополит, отдельные области возглавлялись епископы, которым подчинялись
священники в городах и сёлах.
8
Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси.
Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими
волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду
Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового
великого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины
Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской
церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище
Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший
в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не
подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению
государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в
жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" - зятя польского
короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без
вести.
При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достфигла наивысшего
могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от
печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь
Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в
Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата
Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку
от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы,
соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было
около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте,
где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм,
посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при
Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столипу
Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский
язык, обучению грамоте.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским
митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по
происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем,
о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над
саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен
Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. - А