История (шпаргалка, 2003г.)
I демокр-кая революция в России (1904-1907).Первое десятилетие XX в. стало для Рос-кой империи периодом пробуждения невиданных до того социально-эк. и полит. фак-ров. Несмотря на то, что рус. пром-ть сделала в эпоху империализма несомненные шаги по пути эк. прогресса, в хоз-ве империи накопились очевидные противор. и диспропорции. Реформа 1861 положила начало разрушению старой эк. системы. Перекачка средств из деревни, рост числа наемных рабочих в рез-те отмены креп. права позволили России создать мощную тяжелую и добывающую пром-ть и по произв-ву некоторых важных видов продукции вплотную приблизиться к передовым капит-ким странам. Вместе с тем наблюдалось несоответствие роста добыв. и тяжелой пром-ти (поддерживаемых гос-вом из-за важного стратегич. значения) и роста легкой пром-ти, оставшейся на уровне мелких предприятий. Кроме того, бросалась в глаза явная диспропорция м/у форсированным развитием капитализма в пром-ти и наличием остатков прежней полуфеодальной системы в с/х. Перекосы в эк-ке обусловили противореч. положение России на междунар. арене. В ранге империалист. державы она начала в 1904 войну с Японией, но слабость инфраструктуры, недостат. оснащенность армии и некомпетентность высшего командного состава обусловили унизительный разгром, по своим последствиям сопоставимый с поражением в Крымской войне. Русско-яп. война явилась мощным катализатором полит. процессов внутри Рос-кой империи. Не меньшее число диспропорций накопилось во внутр. политике и обществ. жизни России. Развитие капит-ма, сопровождавшееся формир-ем четкого нац-ного самосознания поляков, литовцев, латышей, финнов, грузин, вошло в противоречие с абсолютистской концепцией решения национального вопроса. В эпоху империализма наблюдался колоссальный рост сепаратистских тенденций на окраинах Российской империи. Неуклонно росло число оппонентов царского дома. К радикалам-социалистам, занимавшим жесткую позицию необходимости свержения монархии, добавилось окрепшее либеральное движение. Социалисты были расколоты на два лагеря: опиравшихся на многомиллионное патриархальное хоз-во (эсеры) и делавших ставку на энергичный, но малообразованный пролетариат (социал-демократы). Земская реформа (1864) заложила основы местного самоуправл. Но логического шага в направлении постройки верхнего этажа над земствами - Земского собора или парламента, ограничивавшего власть императора, сделано не было. Как следствие, к середине первого десятилетия XX в. Россия подошла с разбалансированной социально-экономической и политической системой, что не замедлило выразиться в первом в историй России политически осознанном конфликте «власть - общество», исключавшем персонификацию событий с личностью императора. Итак, основными причинами первой русской революции были: нерешенность аграрного вопроса, сохранение феодального землевладения в деревне при форсированном развитии капитализма в промышленности; объективная заинтересованность буржуазии в активном участии при решении важнейших гос. "?" путем создания парламентской системы; настоятельная потребность перестройки всей политической системы по образцу буржуазных демократических режимов в соответствии с развитием плюрализма собственности в хозяйственной жизни; необходимость изменения национальной политики и придание ей большей гибкости; ликвидация или смягчение социально-экономического и политического гнета низших классов российского общества - пролета-риата и кр-ва. Прологом первой русской революции стал обычный трудовой конфликт на путиловском заводе, повлекший за собой стачку. 9 января 1905 г. 150-тысячная демонстрация рабочих, руководимая священником Тапоном, одним из лидеров «Собрания русских фабрично-заводских рабочих», с пением псалмов и иконами в руках направилась к Зимнему дворцу. Их встретили оружейными залпами, погибли более 1200 человек, около 5 тыс. получили ранения. Патриархальная вера в царя-батюшку была «расстреляна» без видимой на то причины. В ответ Россия взорвалась невиданным размахом стачечного движения. В январе 1905 г. бастовало 440 тыс. человек. Если учесть, что до этого число бастующих в год не превышало 43 тыс. человек, то со всей очевидностью становилось ясно, что Россия вступила в революцию. Стачки охватили все крупнейшие промышленные районы России, причем их участники выдвигали в основном политические требования: свободы слова, собраний, печати, принятия конституции. Начался процесс политического воспитания широких народных масс. Весной 1905 г. усилились крестьянские волнения. Беспорядки вспыхнули в черноземных губерниях, на Украине и на Волге. Крестьяне захватывали и распахивали помещичьи земли, проводили незаконные порубки в государственных и частных лесах, отказывались от уплаты налогов. В январе-феврале 1905 г. власти зарегистрировали 126 крестьянских выступлений, в марте-апреле — 247, в мае-июне—уже 791. С наступлением праздника 1 Мая возобновились стачки в городах. Однако в большинстве своем эти стачки выдвигали требования экономического характера. Тем не менее весной 1905 г. забастовочное движение могло создать общественную структуру по управлению стачками — Советы рабочих уполномоченных. Первый такой Совет возник 12 мая в Иваново-Вознесенске, крупном центре текстильной промышленности. Рост революционного движения пролетариата и крестьянства, а также поражение в войне с Японией поколебали вооруженные силы. Ярким примером тому послужило восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», начавшееся 15 июня 1905 г. с бытового конфликта. Несколько недель спустя броненосец, находившийся до этого в одесском порту, был вынужден сдаться румынским властям в Констанце. 6 августа были опубликованы Указ «Учреждение Государственной Думы» и «Положения» о выборах в нее. Функции Государственной Думы ограничивались «предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений». Выборы предусматривались многостепенные. Из 143 млн., составлявших население России, только 4 млн. получили возможность участвовать в выборах. Подавляющее большинство расценило Указ как грубую подачку и продолжило акции неповиновения, в рамках которой в начале сентября одновременно у радикального крыла либералов и социалистических партий возникла идея всеобщей политической стачки. 19 сентября началась стачка печатников в Москве. Она стала прологом Всероссийской октябрьской политической забастовки. В течение сентября в забастовках солидарности участвовала почти половина всех московских рабочих. В октябре их поддержал пролетариат столицы. Особенно чувствительным для властей было вступле-ние в забастовочное движение транспортников и телеграфистов. Провинция тоже поддержала столицы: забастовка охватила 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Бастовало полтора миллиона человек, страна была парализована, остро ощущалась неспособность царской власти контролировать создавшееся положение. Всероссийская октябрьская стачка, таким образом, явилась кульминационным пунктом развития первой русской революции. В условиях наступившего равновесия сил, когда царизм оказался неспособным подавить революционные выступления, а революция еще не смогла ликвидировать абсолютизм, Николай II 17 октября 1905 г. подписал подготовленный Витте Манифест. Манифест 17 октября содержал следующие положения: обеспечение незыблемых основ гражданской свободы «на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»; предоставление всеобщего избирательного права; создание законодательной Думы.
Манифест 17 октября стал крупной политической уступкой царизма революционному движению. Однако в нем ничего не говорилось о судьбе самодержавия, принципах взаимоотношений императора и Думы, полномочиях Думы. Обнародованием Манифеста 17 октября революция не завершилась. Несмотря на явную тенденцию к спаду, до конца 1905 г. продолжалось стачечное движение в столицах и на периферии. В последние месяцы 1905 г. возобновилось крестьянское движение. За октябрь — декабрь было зарегистрировано 1590 крестьянских выступлений, почти столько же, сколько за первые девять месяцев 1905 г. Наибольший размах движение получило в Центрально-Черно- земном районе, Закавказье, Прибалтике, на правобережной Украине. Новыми формами борьбы крестьян с помещиками стали нападения на усадьбы, грабежи и поджоги, вооруженный отпор полиции, казакам и войскам, убийство помещиков, удаление сельских должностных лиц я замена их выборными крестьянскими комитетами. Имперское правительство было вынуждено пойти на существенные уступки крестьян-скому движению. Царский манифест от 3 ноября 1905 г. возвестил об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г. — о прекращении их полностью, Октябрьский подъем революционного движения нашел отражение и в настроении солдат и матросов. Осенью 1905 г. произошли армейские волнения и восстания в Кронштадте, Владивостоке, Пе-тербурге, Киеве, Харькове, Баку, Ашхабаде, Ташкенте. С октября по декабрь было зарегистрировано 89 революционных выступлений в армии и на флоте. Непосредственным поводом к выступлениям солдат и матросов было недовольство условиями военной службы. Одним из самых крупных выступлений оказалось восстание матросов и солдат 11-16 ноября в Севастополе под руководством лейтенанта Петра Петровича Шмидта — «социалиста вне партии». На сторону восставших перешли 12 боевых кораблей с полуторатысячным экипажем, а на берегу их поддержали 4 тыс. восставших матросов и солдат. Однако перевес в силах и отсутствие ясных перспектив обрекли восстание на подавление. Лейтенант Шмидт и матросы Антоненко, Гладков и Частник были казнены. Курс на вооруженное восстание взял Московский Совет рабочих депутатов, в котором с ноября 1905 г. преобладали большевики. Были созданы так называемые «боевые дружины», насчитывавшие до 1 тыс. человек в начале декабря. Использовав волнения солдат Московского гарнизона, Совет назначил на 7 декабря всеобщую политическую забастовку с тем, чтобы перейти к вооруженному выступлению. Несмотря на значительное большинство бастующих (в первый день бастовало около 100 тыс. человек). Совету все же не удалось, как в октябре, остановить работу важных отраслей экономики, в частности железнодорожного транспорта. И, наоборот, властям существенно укрепившим свои позиции, удалось подавить восстание. Почувствовав силу в борьбе с радикально настроенной частью общества, власти решили ужесточить внутреннюю политику. Начались аресты (за декабрь 1905 г. в Петербурге было арестовано около 2 тыс. человек). К весне 1906 г. правительственной комиссией был подготовлен Избирательный закон, необходимый для реализации Манифеста 17 октября. Законом устанавливались четыре избирательные курии: дворянская, городская, крестьянская и рабочая. Выборное право было устроено так, что один голос дворянина приравнивался к трем голосам мещан, 15 крестьян и 45 рабочих. Повсюду, кроме больших городов, избиратели голосовали за выборных, либо сразу за депутатов Думы. Такое положение о выборах не отвечало демократическим принципам всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, за которые боролись либеральные и демократические партии. В начале 1906 г. был подготовлен проект организационной структуры будущего российского парламента. Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату. Законопроект, разработанный Думой, должен был поступать в Госсовет и только после его одобрения передавался на рассмотрение царю. Половина членов Госсовета назначалась императором каждый год, другая половина избиралась на 9 лет (с ротацией через каждые три года), причем крестьянство и пролетариат к выборам не допускались. Дума лишалась права рассматривать некоторые статьи бюджета, не имела законодательной инициативы и не могла прообразовываться в Учредительное Собрание. 26 марта 1906 года Россия впервые в своей истории вступила ж предвыборную кампанию. За голоса избирателей боролись многие партии. К правому крылу партийной системы относились монархические партии. Одной из крупнейших партий этого типа был «Союз русского народа», руководимый доктором Дубровиным и помещиком В.М.Пуришкевичем. Возникшие как консервативная обществ венная реакция на революционные события 1905 г. монархические партии взяли в своих программах обязательство охранять русское самодержавие. От царского дома монархисты требовали установлен ния власти «железной руки», т.е. диктатуры. Центральное место в их программах занимал лозунг «Россия для русских!» В вопросах тактики монархисты не отказыв. от террористической деятельности, для осуществления которой создавались «черные сотни» — боевые дружины для убийств и погромов. Центристские позиции в партийной структуре России занимавли две крупные буржуазные партии: Союз 17 октября (октябристы) и Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты). Обе эти партии организационно оформились из либеральный групп в октябре-ноябре 1905 г. Правоцентристские позиции занимали октябристы во главе с московским промышленником А.И.Гучковым. Их численность составляла ~60тыс. ч/к. Октябристы представляли себе будущее гос. устройство в виде наследной монархии, ограниченной конституцией. В основу их программы легли положения Манифеста 17 октября. Октябристы требовали гарантированной свободы предпринимательства, отмены правительственного надзор ра за деятельностью и развитием промышленности, предоставления рабочим права на забастовки, установления политических свобод. Фактически партия стояла на позициях классового сотрудничества, полагая, что конфронтация с пролетариатом экономически неэффективна. Позиции «левого центра» занимали кадеты, лидером которых был известный историк П.Н.Милюков. Партия кадетов была самой крупной либеральной партией. Ее численность к 1907 г. оставляла около 100 тыс. членов. Кадеты претендовали на «внеклассовый» характер своей партии. В программе первоочередное внимание они уделяли взаимоотношениям гражданина и государства. Их основными требованиями были установление полит. свобод, "=" всех граждан перед законом, отмена сословных привилегий и смертной казни, политическая амнистия, неприкосновенность личности, отмена всех ограничений личных и имущественных праву. Эти требования были особенно популярны в среде российской либеральной интеллигенции, чьи интересы объективно выражала партия кадетов. Позиция кадетов по аграрному вопросу была расплывчатой. Они предлагали, выкупая у помещиков земли «по справедливой (нерыночной) цене», создать государственный земельный фонд, из которого нуждающиеся, безземельные и малоземельные крестьяне могли бы получить «сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России».
Весной 1906 г. состоялись выборы в I Гос. Думу. Большевики и эсеры бойкотировали эти выборы, а меньшевики приняли в них активное участие и смогли провести в Думу несколько депутатов. Черносотенные организации в Думе мест не получили. Правый фланг составили октябристы (14 мест), образовавшие в середине июля фракцию «мирного обновления». Левое крыло Думы занимали «трудовики», преимущественно из крестьян (107 мест), по своей программе близкие к эсерам, и социал-демократы — меньшевики (17 мест). Весь центр принадлежал кадетам, получившим наибольшее число мест — 153. Таким образом, по партийному составу I Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Председателем Думы был избран кадет профессор C-А.Муромцев. Гос. Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г. С первых же дней между ней и царским правительством обнаружились резкие противоречия. Главным камнем преткновения между правительством и Думой стал насущный вопрос революции — аграрный. В Думу было внесено три проекта его решения (кадетов, трудовиков, смешанной группы депутатов, близкой к эсеровским кругам). Царское правительство было обеспокоено радикальными аграрными законопроектами и поторопилось распустить Думу. Использовав Думское обращение к народу, в котором говорилось о разногласии между Думой и правительством по крестьянскому вопросу, император манифестом от 9 июля распустил ее, обвинив предварительно в «разжигании смуты». Период между деятельностью I и II Гос. Дум власти использовали для достиж-я стабильности в стране. Царская администрация в лице министра внутр. дел Столыпина пошла по пути решения «крестьянской пр-мы» методом «кнута и пряника», сочетая жестокие репрессивные акции армейских частей с подготовкой законов, существенно смягчавших взрывоопасную ситуацию в деревне. Согласно 1му закону (от 5 октября 1906 г.), крестьянам предоставлялись равные с остальным насел-ем юридические права, согласно второму (от 9 ноября 1906 г.), любому кр-нину разрешалось потребовать при выделении из общины причитающуюся ему долю земли. Усилиями Столыпин» было покончено с брожением в армии и на флоте при помощи введения 19 августа 1906 г. военно-полевых судов, получивших в народе название «скорострельных». Только за 8 месяцев они объявили 100 смертных приговоров. Выборы во II Гос. Думу отличались от выборов в I Гос. Думу участием в них партий соц-кого и пролетарского толка, применявших в ходе предвыборной борьбы тактику «левого блока». Итоги этих выборов на оправдали надежд властей. По составу она оказалась еще более радикальной, чем первая. Левые партии получили 222 мандата из 518, или 43% всех думских мест. Усилилось и правое крыло парламента за счет монархистов (33 мандата) и октябристов (19 мандатов). Поляризация Думы произошла благодаря потере кадетами 80 мест (в них разочаровались избиратели из провинции). Тем не менее «партия народной свободы» пока еще довольно прочно удерживала позиции ведущей парламентской силы. Не случайно поэтому председателем Думы был избран кадет — Головин. II Государственная Дума открылась 20 февраля 1907 г. Комиссии сразу же приступили к разработке многочисленных законопроектов. В апреле 1907 г. в Думе развернулись ожесточенные дебаты по двум вопросам: аграрной политике и принятию чрезвычайных мер против революционеров. Дума отказалась публично осудить революционный терроризм и, более того, 17 мая проголосовала против «незаконных действий» полиции. Становилось ясно, что II Дума я будет следовать намеченной Столыпиным программе. 1 июня Столы пин потребовал от Думы исключения 55 депутатов (социал-демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности, обвинив их в подготовке государственного переворота. Не дожидаясь думского решения, Николай II объявил 3 июня о роспуске Думы и назначил созыв очередной на 1 ноября 1907 г. В манифесте говорилось также об изменении избирательного закона. Этот акт ознаменовал собой окончание рев-ии, Рев-я имела важные последствия для дальнейшего развития России.
Несмотря на последовавший за разгоном II Думы период консерватизма во внутр. политике, рев-ция была серьезны шагом на пути превращения России в буржуазную державу:
- рев-ция подтолкнула царское прав-во к либераль ной политике в крестьянском вопросе и тем самым дала импульс к все большей капитализации рос-кой экономики;
- рожденные в ходе рев-ции I и II Гос. Думы дали 1ые уроки буржуазного парламентаризма;
- рев-я способствовала становлению многопартийной системы, что свидет. о наличии в обществе ярко выраженных (и осознанных) социально- эк. интересов и служило показателем возрастания полит. грамотности нас-я;
- рев-ция показала новую поднимающуюся социальную силу — пролетариат и его способность влиять на внутриполитическую ситуацию в городах и в стране в целом.
Но рев-я 1905-1907 гг. не ликвид-ла, а смягчила диспропорции социально-эк. и полит. развития России. Более того, добавились новые противоречия:
- несмотря на последовавшие за революцией реформы в деревне, политика правительства в крестьянском вопросе не имела четкой политической программы, и это не замедлило сказаться в будущем: феодальное землевладение не было ликвидировано — основной вопрос революции не был решен;
- первые парламентские эксперименты были задушены авторитаризмом, и следующие Думы оказались в фарватере политики царя и его правительства;
- партийная система Российской империи страдала наличием популистско-террористических организаций как справа, так и слева при отсутствии четко организованного центра, что свидетельствовало о ее несовершенстве.
Все это позволяет считать революцию 1905-1907 гг. первым, недалеко не завершенным этапом становления в России новой системы с капиталистической экономикой и парламентским политическим режимом. По существу, в России началась буржуазно- демократическая революция в широком смысле — перестройка всей общественной системы.
Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям).
1. Ускорение На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил «как автор» стратегии ускорения, суть которой была изложена Генеральным секретарем по всем правилам партийно-бюрократического стиля: «Широко используя достижения научно-технической революции, приведя форму социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса» /1/. Об «ускорении» Горбачев говорил и на 27-ом съезде КПСС в феврале 86 года.
Уже к началу 70-го года специалистам стало ясно, что экономика СССР в целом не выдерживает соревнования с экономикой «капиталистического мира»: США, Западной Европы, Японии. 14 мая 75-го года в первом Главном управлении КГБ (внешняя разведка) выступил с большим докладом директор экономико-математического института академии наук СССР академик Н.В. Федоренко. Он заявил ошеломленным офицерам разведки, что нормальное развитие экономики возможно только в том случае, если две трети прироста годового производства происходит за счет научно-технического прогресса, а одна треть за счет других факторов (денежные вложения – инвестиции, дисциплина труда, и так далее), тогда как в СССР дело обстоит наоборот.
Итак, важнейшая задача – ускорить экономическое развитие за счет научно-технической революции – была поставлена. Члены Политбюро и Совета Министров начали размышлять, как воплотить ее в жизнь: «… где начинать прогресс ? В химии ? В авиации ? В металлургии ?». Решено было начать с машиностроения. В эту действительно важную отрасль стали усиленно вкладывать деньги из бюджета, усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так называемая «Госприемка») – но ничего не помогало. Экономика и наука по-прежнему не находили общего языка. Поскольку между предприятиями государственной экономики совершенно отсутствовала конкуренция, их руководство просто не имели стимула внедрять на своих конвейерах новейшие технологии – деньги-то исправно поступали из казны, не зависимо от того, как работали фабрики и заводы. «Ускорение» так и не произошло.
2.«Сухой закон» В мае 85-го года появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимостью: единым фронтом повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его» . В «борьбе с пьянством», которую повел Горбачев и его команда, ярко проявился насильственный характер «революций сверху», когда благие начинания воплощаются в жизнь бюрократией таким образом, что превращается в зло. Авторы указа рассуждали: «Почему рабочие и крестьяне работают плохо ? – потому что, пьют много водки. Давайте сократим количество выпускаемых спиртных напитков, закроем часть винных магазинов, ресторанов, баров, и тогда население станет меньше пить и лучше работать». В течение года в СССР «фактически установился режим сухого закона». Результаты оказались ошеломляющими: выросло потребление наркотиков, у дверей магазинов выстроились огромные очереди, а «теневая экономика» мгновенно освоила подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые продавались «из-под полы», увеличивая капитал организованной преступности (в 87-88 годах на страницах печати ее открыто именуют «мафией»). Надежды народа на «доброго царя» начали постепенно таять.
3. Гласность Терпя серьезные неудачи в преобразовании экономики «революционеры сверху» добились впечатляющих успехов в осуществлении политики гласности. Когда в 60-е годы 19-го века правительство Александра II Освободителя боролось с сопротивлением консервативно настроенных дворян-крепостников и чиновников, оно также проводило политику «гласности», позволяя журналистам и писателям разоблачать отдельные злоупотребления. Советники Горбачева, хорошо изучившие историю «революций сверху», решили использовать этот опыт. Начиная с 1986 года, на страницах газет и журналов появляется все больше и больше критики в адрес взяточников, бездельников, а то и явных уголовных преступников – из среды партийно-государственной бюрократии. Конечно, «гласность», имела четкие границы. Можно было критиковать: Л.И. Брежнева и его приближенных; нельзя: КПСС в целом, социализм, правившее руководство партии и государства. Новый генсек и его «команда» активно пытались использовать против своих противников «идеологическое оружие» - средства массовой информации. В 87-году особенную популярность получил роман А.Б. Рыбакова « Дети Арбата», рассказывающий о событиях 34-го года: убийстве С.М. Кирова, внутрипартийных интригах и начале массовых репрессий. Это является явным доказательством того, что «команда» во многом вернулась к политике Хрущева. Еще на заре своей истории партия большевиков огромное влияние уделяла пропаганде. На протяжении десятилетий все кризисы и трудности в развитии страны коммунисты объясняли двумя основными причинами: «тяжелым наследием царского режима», и «происками мирового империализма». В 87-ом году объяснять топтание экономики на месте «тяжелым наследием», оставленным, якобы, династией Романовых, было уже невозможно. Сваливать все беды на «капиталистическое окружение» тоже становилось неудобно: советские дипломаты вели сложные переговоры с США и ведущими европейскими государствами по ограничению гонки вооружений. Тогда и была сформулирована основная идея гласности: Сталин, присвоив себе неограниченную власть, извратил ленинские идеи, истребил преданных делу Ленина принципиальных коммунистов, в результате чего социализм хотя и был построен, но со многими недостатками. Теперь предстоит эти недостатки исправить. Тогда же возник и термин «перестройка». Советская интеллигенция с восторгом приняла политику гласности. Множество ученых, писателей, публицистов считали своей гражданской обязанностью разоблачение «сталинских преступлений». О трагедии 37-38 годов в 87-89 годах много пишется в газетах «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Известия», «Правда»; в журналах «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Октябрь», «Нева». Цензура с каждым годом слабела, запретных тем становилась все меньше. ЦК КПСС дает указание прокуратуре закончить реабилитацию тех репрессированных партийных и государственных деятелей, которых не успел или побоялся оправдать Хрущев. К 90-му году пришла очередь «злейшего врага советской власти» А.И. Солженицына, высказывания которого цитировались ведущими политиками с трибуны Съезда народных депутатов. Были освобождены Бухарин и Рыков, которые были против отмены НЭПа в 29 году; Каменев, Зиновьев и Троцкий. Во время перестройки советские зрители смогли увидеть прежде недоступные зарубежные фильмы, а также запрещенные в 70-х годах советские фильмы, например, картина Т. Абуладзе «Покаяние», призывающий зрителей к отказу от наследия коммунистического времени.
Открылись выставки иммигрировавших художников и скульпторов, таких как Э. Неизвестный, М. Шемякин. Была опубликована ранее запрещенная книга Солженицына «Архипелаг Гулаг», «В круге первом» и др. Из подполья вышли деятели запрещенных музыкальных движений. Наибольшей популярностью пользовались рок-группы «Кино», «Алиса», «Аквариум», «ДДТ». Оживилась религиозная жизнь в стране. В 88-ом году широко отмечалось тысячелетие принятия христианства на Руси. После этого прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. В СССР стали свободно действовать не только последователи православия, но и мусульмане, буддисты и представители различных сект.
4.Политические реформы
Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, Горбачев попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе . Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали политику «гласности», называли выступления журналистов «очернительством». Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. “Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка- это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен,” – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС .
Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения прежде всего коснулись высших органов государственной власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.
В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).
5.Национальные движения
Лидеры КПСС всегда утверждали, что национальный вопрос в СССР решен раз и навсегда: не существует угнетенных наций и нет ограничения в правах лиц какой-либо нации или народа. Не говорилось только о том, что подобное единство достигалось жестокими средствами: традиции и религии всех без исключения народов СССР объявлялись «реакционными пережитками», «национализмом» и искоренялись безжалостно. Когда власть государства ослабела, противоречия, загнанные вглубь после образования СССР в 1922-ом году моментально вышли наружу. Важнейшей проблемой, с которой теперь столкнулась новое советское руководство, стала националистическое движение. В 86-ом году произошли волнения в Алма-Ате, где молодежь вышла на улицы города под лозунгами, получившими название «националистических». Демонстрантов разогнали, а в средствах массовой информации сообщили о беспорядках, устроенных «хулиганствующими элементами». Тогда никто в руководстве СССР не смог оценить глубину начинающегося кризиса. Затем последовал конфликт в Нагорном Карабахе, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, что, в конечном счете, ускорило развал Советского Союза. В этих республиках началось создание так называемых «народных фронтов», выступающих за выход республик из состава СССР. Поскольку на огромном пространстве страны экономическая ситуации продолжала ухудшаться, правительству Горбачева все труднее становилось доказывать взбудораженным народам выгоды их жизни в составе СССР. К тому же местная организованная преступность и бывшие партийные вожди, почувствовавшие, что появилась возможность избавиться от контроля Москвы, поддерживали и финансировали некоторые национальные движения.
6.Неудавшийся НЭП
В 87-ом году одной из самых популярных идей была идея возрождения НЭПа. Неудача политики «ускорения» побудила руководство СССР прислушаться к подобным мнениям. Горбачев, Рыжков и их главный консультант по вопросам экономики Л.И. Абалкин решили попытаться объединить социализм и рынок. С 89-го года все государственные предприятия перешли на хозрасчет и самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и само решать, как распорядиться полученной прибылью. Но государство сохраняло за собой право размещать среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий так называемый «госзаказ», обязательный для исполнения. Еще в 86-ом году в СССР стало разрешено создавать кооперативы (частные предприятия) в сфере питания, бытового обслуживания, мастерские, столовые, кафе, рестораны. Правда, налоги, которые должны были платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода . Капиталы «теневой экономики» сразу ринулись в кооперативное движение. Появились первые советские миллионеры (Артем Тарасов). Однако высокие налоги побуждали предпринимателей скрывать свои доходы. Многие из них стали скупать у государственных предприятий товары, а затем перепродавать по завышенной цене. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа, конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах можно было купить практически все, но по ценам, недоступным для большинства населения. Прилавки государственной торговой сети пустели с каждым днем. Продолжали расти очереди. Падали доходы государства. В 88-89 годах дефицит бюджета достигал 100 миллиардов рублей. Советский Союз оказался не готовым к рынку
«Военный коммунизм»
Учитывая сложность ситуации, большевики в кратчайшие сроки сформировали армию, создали особый метод управления экономикой, назвав его «военным коммунизмом», и установили политическую диктатуру.
В октябре 1917 г. в армии (в основном на фронте) насчитывалось 6,3 млн. человек, 3 млн. находились в тылу. Солдаты больше не хотели воевать. Принятие Декрета о мире и проведение демобилизации в разгар брест-литовских переговоров ускорили развал вооруженных сил. У новой власти фактически не было армии. Для обороны столицы она располагала всего 20 тыс. человек, из них примерно 10 тыс. составляли красногвардейцы. Поскольку проблема вооруженной защиты власти требовала незамедлительного решения, перед большевиками встал выбор: либо использовать структуры старой армии, либо ввести обязательную службу рабочих, либо создавать вооруженные силы нового типа из солдат-добровольцев и выбранных командиров. В начале 1918 г. был принят последний вариант. Первые «красные» вооруженные силы состояли из добровольцев, часто набиравшихся при содействии профсоюзов. Вплоть до осени бои велись подразделениями набранных на скорую руку добровольцев и красногвардейцами, слабо вооруженными. Рост оппозиции и начало иностранной интервенции выявили недостаточность этих сил, и правительство вернулось к старой практике: 9 июня 1918 г. оно объявило об обязательной воинской службе. Численность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г. до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г. Тем не менее война была столь непопулярна среди солдат-крестьян, что дезертирство приняло массовый характер. За год их количество достигло примерно 1 млн. человек. Опыт создания демократической армии с треском провалился. Народный военный комиссар, Троцкий установил жесткую дисциплину и стал энергично бороться с дезертирством. Он не остановился даже перед введением системы заложников, когда за дезертира отвечали члены его семьи.
Кроме проблемы дезертирства, перед большевистским руководством стояли еще два жизненно важных вопроса: снаряжение и командование новой армией. В 1919 - 1920 гг. Красная Армия была одновременно основным работодателем и основным потребителем в стране. Половина всей одежды, обуви, табака, сахара, произведенных в стране, шла на нужды армии, ее роль в экономике была определяющей. Для того чтобы решить проблему кадров, по настоянию Троцкого пришлось обратиться к специалистам и офицерам царской армии. Примерно 50 тыс. из них пошли на службу в новую армию.
В армии прежде всего учили читать: миллионы неграмотных крестьян закончили различные курсы, созданные в частях. Там же учили «правильно думать», усваивая основы новой идеологии. Армия была главным поставщиком кадров для комсомола, в 1920 г. на треть состоявшего из бывших военнослужащих. Именно в армии больше всего вступали в партию: осенью 1 9 1 9 г. после проведенной идеологической кампании в партию записались 40 тыс. человек. Большинство новоиспеченных партийцев затем пополнило кадры советской администрации, особенно в деревнях и небольших городах.
Подобно декрету от 28 июня 1918 г. о национализации постановление от 13 мая 1918 г., обычно считается актом, с которого началась политика «военного коммунизма». В нем государство провозгласило себя главным распределителем, еще до того, как стало главным производителем. В экономике, где распределительные связи были подорваны как на уровне средств производства (резкое ухудшение состояния транспорта, особенно железнодорожного), так и на уровне причинно-следственных отношений (отсутствие промышленных товаров не побуждало крестьян сбывать свою продукцию), жизненно важной проблемой стало обеспечение поставок и распределение продуктов, в особенности зерна. Перед большевиками встала дилемма: восстановить подобие рынка в условиях разваливающейся экономики или прибегнуть к принудительным мерам. Они выбрали второе, так как были уверены, что усиление классовой борьбы в деревне решит проблему снабжения продовольствием города и армии. 11 июня 1918 г. были созданы комитеты крестьянской бедноты (комбеды), которые в период разрыва между большевиками и левыми эсерами должны были стать «второй властью» и изъять излишки сельскохозяйственной продукции у зажиточных крестьян. В целях «стимулирования» бедных крестьян предполагалось, что часть изымаемых продуктов будет поступать членам этих комитетов. Их действия должны были поддерживаться частями «продовольственной армии» (продармия), состоящими из рабочих и большевиков-активистов. После роспуска этих отрядов в конце гражданской войны многие из участников этой кампании попали в административный и партийный аппараты, и мало кто из них вернулся на заводы.
Когда пришло время сдавать «излишки», в полной мере проявились общинный и уравнительный рефлексы деревенского схода: вместо того чтобы возложить груз поборов только на зажиточных крестьян, его распределяли более или менее равномерно, в зависимости от возможностей каждого. От этого пострадала масса середняков. Возникло общее недовольство: во многих районах вспыхнули бунты; на «продовольственную армию» устраивались засады - надвигалась настоящая партизанская война. 16 августа 1918 г. Ленин отправил телеграмму всем местным властям, где призывал их «прекратить преследовать середняка». Кампания по продразверстке летом 1918 г. закончилась неудачей: было собрано всего 13 млн. пудов зерна вместо 144 млн., как было запланировано.
Тем не менее это не помешало властям продолжить политику продразверстки до весны 1921 г. С 1 января 1919 г. беспорядочные поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. Каждые область, уезд, волость, каждая крестьянская община должны были сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов. Кроме зерна, сдавались картофель, мед, яйца, масло, масличные культуры, мясо, сметана, молоко. Каждая крестьянская община отвечала за свои поставки. И только когда вся деревня их выполняла, власти выдавали квитанции, дающие право на приобретение промышленных товаров, причем в количестве намного меньшем, чем требовалось (в конце 1920 г. нужда в промышленных товара» удовлетворялась на 15 - 20%). Ассортимент ограничивался немногими товарами первой необходимости: ткани, сахар, соль, спички, табак, стекло, керосин, изредка инструменты. Особенно ощущался недостаток сельскохозяйственного инвентаря.
Продразверстка, восстановив против себя крестьянство, в то же время не удовлетворила и горожан. В 1920 г. план был выполнен всего на 3 4%. Из-за недостатка продуктов даже самые обеспеченные получали лишь четверть предусмотренного рациона. Помимо того, что система обеспечения продовольствием была несправедливой, она к тому же была чрезвычайно запутанной. В Петрограде существовало по меньшей мере 33 вида карточек со сроком годности не более месяца!
Участились самовольные уходы с работы (1 мае 1 920 г. прогуливали 50% рабочих московских заводов). Рабочие бросали работу и по мере возможности возвращались в деревню. Правительство противопоставило этому ряд мер символизировавших «новое мышление»: введение знаменитых субботников (коммунистических суббот) - «добровольный» труд в выходные дни, начатый членами партии, а затем ставшие обязательным для всех. Были приняты такие принудительные меры, как введение трудовой книжки (июнь 1919 г.) с целью уменьшить текучесть рабочей силы и «всеобщая трудовая повинность», обязательная для всех граждан от 16 до 50 лет (10 апреля 1919 г.).
Годы «военного коммунизма» стали периодом установления политической диктатуры, завершившей двойной процесс, растянувшийся на годы: уничтожение или подчинение большевикам независимых институтов, созданных в течение 1917 г. (Советы, заводские комитеты, профсоюзы), и уничтожение небольшевистских партий.
Что же касается небольшевистских политических партий, то они последовательно уничтожались разными способами.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям Нового времени. Эта политика и получила название «просвещенного абсолютизма». С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с М.Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий.
Секуляризация церковных имуществ.
В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры.
Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали. Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%). Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест. В качестве руководящего документа комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. «Наказа» Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Почти три четверти текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало окончательное признание Екатерины II русским дворянством. Работа Комиссии, продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, она была распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового уложения.
Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определяющий деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великой реформы 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранилось до 1917 г.
7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов - было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены: уездный, казначей и уездный землемер.
Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях, и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистр в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешаться в дела суда. В отдельную административную единицу был возведен город. Во главе города стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь - на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.
После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская сечь, а большинство казаков переселили на Кубань. Сложившееся система управления территорией страны в новый условиях решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а яицкое казачество - в уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.
Жалованные грамоты дворянству и городам.
21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Изданием грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков. Дворяне имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе, и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Жалованная грамоту дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «городское общество». Городское население делилось на шесть разрядов: 1. Включал живших в городе дворян и духовенство; 2. Включал купцов, делящихся в свою очередь на три гильдии; 3. Включал цеховых ремесленников; 4. Включал постоянно живущих в городе иностранцев; 5. Входили именитые горожане, включающие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов; 6. Входили посадские, которые жили промыслами или работой. Жители каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть городе находилась руках городничего, управы благочиния и губернатора.
Социально-экономическое развитие России в начале XX в.
Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство.
Сохранялось сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп. Быстрое развитие промышленности ускорило образование классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Формирующийся слой предпринимателей был тесно связан с самодержавием, поскольку получал значительны льготы и пользовался протекционистскими мерами правительства. Вместе с тем всевластие дворянства сочеталось с глубоким кризисом помещичьего землевладения, которое в основной массе так и не смогло приспособится к новым условиям хозяйствования, установившимся после реформы 1861 г. Кризис помещичьего землевладения, который был несколько смягчен, но не ликвидирован, подрывал экономические основы положения дворянства. На рубеже XIX - XX в. основная масса дворянства была уже безземельной и жила уже исключительно за счет службы. Безземельные и малоземельные дворяне не могли нести всю массу расходов, связанных с их высоким сословным положением. Противоречия между высоким сословным статусом, одной стороны, и ограниченными экономическими возможностями, с другой, постепенно подрывало основы корпоративного самосознания. Вместе с тем, дворянство все в меньшей степени соответствовало своей главной задаче - быть опорой престолу. Крестьяне были основным податным и бесправным сословием. В деревне наметился процесс социального расслоения: кулаки и зажиточные. Все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. В России буржуазия играло не значительную роль (не выработало единых политических требований) поддержало самодержавие, выдвигая проект умеренных образований. Пролетариат формировался за счет выходцев из беднейших слоев города и деревни. Условия труда рабочих - тяжелые: самая низкая з/п, самый продолжительный рабочий день, плохие жилищные условия, отсутствие развитого рабочего законодательства, которое только начинало складываться. Духовенство было еще одним привилегированным сословием. Православное духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным состоянием общества.
Общая характеристика Российской промышленности в начале XX в.
Россия была среднеразвитой капиталистической страной. Она позднее ряда западных стран вступила в стадию империализма, но темпы развития ее экономики были более быстрыми. Это была аграрно-индустриальная страна. В 1913 г. Россия заняла по объему производства промышленной продукции 5-ое место в мире. По уровню жизни населения она отставала от передовых стран. Россия отставала от передовых стран по выработке эл. энергии, по производству продукции на душу населения, но в ней очень быстро стали развиваться отрасли добывающей промышленности. Признаки империализма возникают на рубеже XIX - XX вв. Важнейший признак империализма - появление монополий. Монополистические объединения охватывают отдельные отрасли промышленного производства и банковского дела в пределах одной страны, также создаются объединения межнационального характера, делящие мир на сферы своего экономического влияния. Происходит сращивание банковского капитала с промышленным, создается система финансового капитала. Крупнейшим банками России были Петербургский международный, Азово-Донской, Русско-Азиатский и др. В России преобладали синдикаты, объединения по совместному сбыту продукции («Продуголь», «Продвагон», «Продамет», «Медь»). В меньшей степени развивались картели, в которых участники заключали соглашения об объеме производства, условиях сбыта и найме рабочей силы, сохраняя при этом производственную и коммерческую самостоятельность. Позднее стали возникать тресты, которые монополизировали и сбыт, и производство в определенной отрасли промышленности. Они возникали в тех отраслях, где производилась однородная продукция. Россия вывозила капиталы в слаборазвитые страны Востока, но сама она в большей степени получала капитала из Франции, Германии, Англии, США, Бельгии. Эти капиталы в основном вкладывались в отрасли добывающей промышленности. В этот период шла борьба за передел мира на сферы влияния, за рынки сбыта и источники сырья. Империализм в России носил военно-феодальный характер, который проявлялся в том, что царизм в своей политике опирался на военную силу и чиновничье-бюрократический аппарат, защищал в первую очередь интересы помещиков и российской национальной буржуазии. Проявлялось неравномерность экономического развития: периоды подъема сменялись спадом производства. В 1893-1899 г. - промышленный подъем (тяжелая промышленность). В 1900-1903 гг. - депрессия. В 1904-1908 гг. - застой. Основными торговыми партнерами России были Германия, Англия. Россия по прежнему вывозила сырье и продукцию сельского хозяйства, ввозила промышленные товары, полуфабрикаты для промышленности, предметы роскоши для удовлетворения спроса состоятельных классов. Экспорт превышал импорт. Удельный вес Российской экономике в общемировом производстве продолжал повышаться и к концу 1914 г. вырос до 7%.
Соц-экономическое развитие в первой половине XIX в.
Это была эпоха правления Александра I (1801-1825гг.) и Николая I (1825-1855гг.)
Россия занимала большую территорию. В ее состав входили в состав входили восточная Европа, Сибирь, Дальний Восток, Аляска. Численность населения России в начале XIX в. составляла 37 млн. чел., а в середине XIX - 74 млн. чел.
Сельское хозяйство было основой экономики. Сельское население составляло 90% населения страны.
Сельское хозяйство развивалось экстенсивно расширялись посевные территории страны, развивалось хозяйство. Повсеместно выращивали «серые хлеба» (рожь, ячмень, овес). В плодородных землях преобладало выращивание (пшеницы). Вторым хлебом считался картофель. Выращивали и технические культуры (лен, коноплю, свеклу). Преобладала трехпольная система земледелия (яровые - озимые - пар).
Развивалась внешняя торговля. Экспорт хлеба за границу за полвека вырос в 4 раза. Экспорт преобладал над импортом. Главным торговым партнером России была Англия, а за ней следовали Германия и Франция. Россия вывозила в Европу сырье и полуфабрикаты, а ввозила готовые промышленные товары. В страны Востока (Иран, Турция, Китай) Россия поставляла готовые металлические изделия, а к себе привозила чай, хлопок, шелк. Торговля шла в основном через Черное и Балтийское моря.
Сохранение крепостного права тормозило развитие страны, так как медленно формировался рабочий класс, а в сельском хозяйстве из-за роста барщина и денежного оброка крестьяне были мало заинтересованы в результатах труда.
Внутренняя политика во второй четверти XIX в.
Николая I не готовили к управлению государством. Но железная воли и природный ум дали возможность достаточно эффективно управлять государством. Он ужасно боялся восстаний (декабристов), поэтому обеспечить благоденствие страны могли, по его мнению, строгое выполнение всеми своих обязанностей, регламентация всей общественной жизни, всеохватный контроль за этой жизнью с верху. В качестве главной опоры Николай I видел разветвленный полицейский и бюрократический аппарат, по средствам которого он стремился контролировать все стороны жизни общества и государства. Цель свой политики он видел в укрепление внутреннего и внешнего положения России.
Роль государственного совета, как законосовещательного органа уменьшилась. Полномочия министерств были ограничены в пользу разросшихся подразделений собственной Его императорского Величества канцелярии. Она разделялась на несколько отделений:1. Личная канцелярия (контролировала деятельность министерств); 2. Вторая занималась кодификацией русского законодательства, проведенной под руководством М.М. Спиранского (1826 г.). Он намеривался собрать и классифицировать все имеющиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательств. Но консервативная система во внутренней политики вынудили его ограничиться более скромной задачей. Было составлено «полное собрание законов Российской империи» (45 томов). Туда вошли все законы которые были с 1649 г. Также был составлен «свод законов Российской империи» (15 томов). В нее были помещены действующие законы;
Усиление репрессивной политики. Создание 3-го отд.
Высшая тайна полиция и цензура. Во главе с Бенкендорфом. Эта канцелярия осуществляла контроль за всеми сторонами российской жизни, ведала политическим сыском в России и за ее пределами. Это канцелярии подчинялся корпус жандармов. Он был образован в 1827 г. Страна была разделена на округа, во главе с жандармскими генералами. Каждый округ включал несколько губерний. В губерниях вводился пост, штаб-офицеров, которым подчинялись младшие офицеры и нижние чины. К 1850 г. корпус жандармов насчитывал более 5 тыс. чел. Жестоким репрессиям подверглись даже писатели и общественные деятели, не высказывавшие противоправительственных лозунгов. В ссылку направлены: Тургенев и Салтыков-Щедрин.
Крестьянский вопрос во второй четверти XIX в.
Важность крестьянского вопроса осознавалось правительством Николая I. Создавались комитеты для решения этого вопроса. Было запрещено отдавать на заводы и ограниченно право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был издан закон, запрещавший продавать крестьян по одиночке и без земли. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю в пользование, За что крестьянин отрабатывал повинность. В 1843г. безземельные дворяне лишились права приобретать крестьян. В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного дворянства. В 1837-1841 гг. под руководством графа Киселева (министра внутренних дел) была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, было упорядочен аппарат управления гос. Деревни, во глава - министерство государственного имуществ. Пересматривалось наделение крестьян землей, обложение их податями, создавало склады на случай неурожая, начальная школа и больницы в деревни.
Полотка в области просвещения.
В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений: проверить уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения.
В 1828 г. был создан устав низших и средних учебных заведений. Было выявлено, что разные ступени школы, были оторваны друг от друга: предназначались для различных сословий. Уездные - для городских обывателей; гимназии - для дворян; начальные, приходские училища - для крестьян. В 1835 г. был создан новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономии университетов и установивший жестокий контроль за внутренней жизнью, в плоть до вмешательства в учебную программу. Прослеживается четкая тенденция к ограничению числа студентов, прежде всего на гуманитарные специальности.
В 1826 г. был издан новый цензурный устав. Прозванный в народе название «Чугунного», который вызвал недовольство в обществе, поскольку сделал практически невозможным проведение даже умеренной издательской политики, поэтому в 1828 г. правительство было вынуждено пойти на уступки и издать устав несколько более мягкий, но печать была строго ограничена. Создаются два специальных надзорных комитета: 1. Во главе с Меньшиковым, надзор над периодической печатью; 2. Во главе Бутурлиным, надзор над книгопечатанием.
Внешняя политика России в первой четверти XIX в.
В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение или насильственное присоединение многих соседних народов. Дипломатическая служба России была четко наложенной, разведка - разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволило России играть важную, а иногда и определяющую роль в европейском концерте.
Восточный вопрос.
Восточный вопрос был важнейшим вопросом во внешней политики. В 1821 г. в Греции началось антитурецкое восстание под руководством Александра Ипсиланти. Россия, совместно с другими европейскими державами оказала дипломатический нажим на Турцию. Россия, Англия и Франция подписали договор на право Греции на автономию и совместное выступление против султана. Султан отверг этот ультиматум и была устроена демонстративная резня на о. Хиосе. В октябре 1827 г. русско-английская эскадра в Наваринской бухте уничтожила турецкий флот, что обострило русско-турецкие отношения.