Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

История Татарстана в XIX веке

История Татарстана в XIX веке

Средняя школа №17

Реферат
на тему:

«История Татарстана в XIX веке»

Выполнила:

Ученица 10а класса
Шарова М.А.

Проверила:

Маркина Е.М.

Чистополь 2001 г.


Оглавление

ВВЕДАНИЕ  3

Татарстан  3

Татарский народ в XIX веке  4

Этногенез в XIX веке  4

Основное занятие народонаселения в XIX веке  5

Поселения в XIX веке  5

Одежда в XIX веке  7

Основа питания  8

Демографическая ситуация  8

Территория народонаселения  9

Общественный уклад  9

Народные праздники  10

Образование вXIX веке  10

Начальные школы. 11

Подготовка учителей для начальной школы   11

Казанский Университет  12

Крупные города в XIX веке  12

Заключение  13

ВВЕДАНИЕ

Татарстан

Самоназвание татар. Основное население Татарстана. Численность в России 5522 тыс. человек. Проживают также в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Туркмении, на Украине, Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Турции. Общая численность свыше 7 мл. человек. Говорят на татарском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане - сунниты. Делятся на довольно большое количество субэтнических групп, которые входят в число трех этнотерриториальных:

волго-уральские, сибирские, астраханские. Самые многочисленные волго-уральские, включающие в себя казанских, касимовских, мишарей, кряшен. Среди сибирских выделяются тобольские, тарские, барабинские, бухарские, тюменские. Среди астраханских - юртовские, кундровские и карагаши.

Народно-разговорный тат. яз. кыпчакской группы тюрк. яз. делится на три диалекта: зап. (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские т. по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюрк. яз. литовские т. перестали существовать ещё в 16 в. (литовские т. перешли на белорусский яз., а к середине 19 в. часть интеллигенции начала использовать польский и рус. яз.). Наиб. древняя письменность - тюрк. руника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе араб. графики, с 1928 по 1939 - лат. (яналиф), с 1939 - 40 - вынуждено русская кириллица (совершенно не соответствующая особенностям языка). Верующие т., за исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), к-рые были обращены в 16-18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерр. групп т. имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, пагайбэк, кэчим и др.; у астраханских - пугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских - себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских- мэслим, литва (липка), татарлары.

Впервые этноним "Татар" появился среди монг. и тюрк. племён в 6-9 вв., во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. он закрепился как общий этноним Т. В 13 в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т.ч. тюркские), называвшиеся "Т.". В 13-14 вв. в результате сложных этнич. процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монг. племена, но усвоили этноним "Татар".

            Европ. народы, русские и нек-рые азиат. народы называли "Татар" население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, Татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значит, роль в распространении этнонима "Татар". После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей тат. ханств "Т.". В условиях формирования этноса (во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв.) у т. начался процесс роста нац. самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство Т. называли себя татарами.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.) одно из ранних гос-в Вост. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. плем. и постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг. время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти адм. делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14-15 вв. на этой терр. известны отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В 14-15 вв. в этнич. среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В 14 - сер. 16 вв. происходило оформление этнич. общностей казанских, касимовских Т. и мишарей.

            Казанско-тат. народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552), являвшемся одним из значит. полит, центров Вост. Европы. Этнич. облик мишарей и касимовских Т. сформировался в зависимом от Московской Руси с сер. 15 в. Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17 в.). Мишари до сер. 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские Т., имевшие нек-рые этнич. особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этнич. отношении образовали группу, переходную между казанскими Т. и мишарями. Во 2-й пол. 16-18 вв. в результате массовых миграций Т. в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских Т. и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских Т. Астраханские Т. являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и нек-рых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15-17 вв. это нас., жившее в Астраханском ханстве (1459- 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских Т. имеются и др. компоненты (отатаренные таты, индийцы, срсднеазиат. тюрки). С 18 в. усилилось этнич. взаимодействие астраханских Т. с волго-уральскими. В отд. группах астраханских Т.- в юртовских Т. и карагашах - различимы этнич. группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. Литовские Т. начали формироваться в конце 14 в. на терр. Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. Сиб. Т. сложились в осн. из этнич. групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В 18 - нач. 20 вв. усилились этнич. контакты сиб. Т. с волго-уральскими.

Татарский народ в XIX веке

Этногенез в XIX веке

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в результате этнокультурных и демографич. процессов (раннее вхождение в состав Рус. гос-ва, близость этнич. территорий, миграция волго-уральских Т. в р-ны Астрахани и Зап. Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение па основе этнич. смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сиб. Т. в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами "общетатарского" самосознания. Среди части сиб. Т. бытовал этноним "бухарцы", астраханских - "ногайцы", "карагаши", у волго-уральских Т. по переписи 1926 Т. себя считали 88% тат. нас. Европ. части СССР. Остальные имели др. этнонимы (мишар, кряшен, в т.ч. часть из них - нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди Т., к-рые являются вполне сложившимся этносом, хотя часть сиб. Т., нагайбаков и нек-рые др. группы продолжают выделять себя из состава остальных Татар.

Основное занятие народонаселения в XIX веке

Традиц. занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили кр. и мелкий рог. скот и лошадей, Т.-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у Т.-оренбургских казаков и астраханских Т. животноводство по значению не уступало земледелию. Для Т. характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу -кур, гусей, уток, в последнее время -индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиц. для волго-уральских Т. было пчеловодство: прежде бортевое, в 19-20 вв. пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на р. Урал, и особенно у астраханских Т., имело промысловое значение, у барабин. Т. большую роль играло озёрное рыболовство, у сев. групп тоболо-иртыш-ских и барабин. Т.- речное рыболовство и охота. Наряду с с/х-вом издавна важное значение имели разл. промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на лесные казенные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиц., особенно для казан. Т., были разл. ремёсла: лесохимич. и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян", "болгарская юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказань с в 18-19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 в. - кожевенные, суконные и др. заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы. Мн. крестьяне ремеслом занимались в отходничсской форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники). Исконными для Т. были торговля и торгово-посреднич. деятельность. Т. практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были Т. С 18 в. кр. торговцы у Т. главенствовали в операциях со Ср. Азией и Казахстаном.

Поселения в XIX веке

У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул) в осн. располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для Т. Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения Т. Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть неск. мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалх, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Кр. поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования здания. Усадьбы разделялись па две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Осн. строит, материал - дерево. Преобладала срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные избы со связью (изба - семи - изба). В лесных р-нах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома. Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в осн. отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц. крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах применялась самцовая, а в стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Терр. различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной -глина, камыш. Внутр. планировка северно-среднерус. типа. В отд. р-нах лесной и степной зон иногда - вост. вариант южнорус. плана, изредка встречался план с обратным па-правлением устья печи (к входу) и редко у Т.-мишарей Окского басс.- западнорус. планировка. Традиц. черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места "тур" в сер. нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у Т.-кряшен "тур" помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на жен.- кухонную и муж.-гостевую половины. Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь в редких избах Т.-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным (у отд. групп Т.-мишарей Окского басе.), вмазанным и т.д. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В сев. ареалах и особенно у Т.-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т.д. Архит. декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казан. Т. р-нов Заказанья: старинные постройк, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геом. орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архит. частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная резьба больше использовалась в сев. р-нах Окского басе. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями.

Одежда в XIX веке

Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин (кроме кря-шен) - четырёхклиниая, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-вой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Жен. шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кря-шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. женщин. Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и "татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку, Чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц. обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей обувью служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основа питания

Основу пиания составляла мясо-молоч. и растит, пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), кати, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Нац. кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у нек-рых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавыр-сака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины(любимое мясо мн. групп) готовили вяленую колбасу (казы-лык). Лакомством считался вяленый гусь. Молоч. продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др.

            Нек-рые группы готовили разновидности сыра. Напитки -чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились нек-рые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май),- свадебное блюдо и др.

Демографическая ситуация

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач. 20 в. существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые элементы жен. затворничества.

Браки совершались в осн. по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику тат. свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Оси. свадебные обряды, в т.ч. религ. обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфич. особенностью свадебны застолий казан. Т. являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У др. групп Т. это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали спец. свадеб, песни, у мишарей существовало свадеб, причитание невесты. Во мн. р-нах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, кондомы указывает на их этногепетич. связь с шорскими племенами.

Территория народонаселения

Постепенно стабилизировались этнич. терр. Т.е., хотя отдельные их перемещения наблюдались в коп. 19-20 вв. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщенности в составе Рос. гос-ва, существовала взаимосвязанность тоболо-иртышских, барабин-ских и томско-обских тюркоязычных групп, к-рая создавала возможность для развития консолидационных процессов Т.е. В быв. СССР этпич. структура Т.е. мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отд. селениях сохраняются знания о тугумах - генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнич. группы. По мнению одних учёных, Т.с.-самостоят. народ, др. учёные указывают на незавершённость их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не вполне сформировавшуюся этнич. общность. Сиб. бухарцы окончательно вошли в состав Т.е. к сер. 20 в. В 1960-80-е гг. имели место активные процессы сближения и частичного смешения Т.е. с волго-уральскими татарами.

Общественный уклад

В период Сиб. ханства существовала соседская терр. община, при наличии у барабинцев, ясколбинцев и др. традиций родо-плем. отношений, исчезнувших с присоединением Сибири к Рос. гос-ву. Осн. массу тат. нас. Зап. Сибири до реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце 1-й четверти 19 в., составляли ясачные - рядовые общинники. Помимо них среди Т.е. были группы служилых татар-казаков, захре-бетных (зависимых) татар, оброчных чу-валыциков (платили подать с чувала-печи), а также категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др. По "Уставу об инородцах" 1822 почти все Т.е. и сиб. бухарцы были переведены в категорию оседлых инородцев. Осн. формой семьи у Т.е. в 18- нач. 20 вв. была малая семья (в среднем по 5-6 чел.). В последние десятилетия семья состоит из двух (реже из трёх) поколений и насчитывает 3-5 чел. Свои селения называли аулами  или юртами, среди томских татар до революции сохранились термины улус и  аймак. Для деревень Т.е. характерны приречные и приозёрные типы поселений. С  сооружением дорог появились притракто-вые селения. В конце 19- нач. 20 вв. для большинства их поселений характерной являлась правильная прямолинейная планировка улиц. В иек-рых пунктах прослеживались и др. черты - кривизна улиц, повороты, закоулки, некоторая разбросанность жилищ и т.п. Дома ставили по обе стороны улицы, редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя застройка. В 17 в. бытовали в качестве жилищ землянки и полуземлянки. Но издавна Т.е. известны были наземные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные юрты в 17-18 вв. были низкие, имели небольшие двери (пролезали в них на корточках), без окон, дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее строили дома по образцу русских, нек-рые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома. В интерьере домов Т.е. в каждой группе были свои особенности, но центральное место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах были ещё столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась др. мебель -шкафы, стулья и т.п. Отапливались дома печами - чувалами с открытым очагом, но нек-рыс татары пользовались и рус. печами. Лишь немногие дома украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрии, орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом. Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь.

Народные праздники

            Из нар. праздников ежегодно отмечают сабантуй. Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют Ураза (рамазан) и Курбаи байрам. В нек-рых деревнях Т.е. ещё во 2-й пол. 19 в. действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х гг. встречались шаманы (камы), к-рые лечили больных и камлали во время жертвоприношений. Из домусульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологич. представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей).

Образование вXIX веке

В послереформенные годы развития народного образования в Казани произошли заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства, развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышение образовательного уровня городского населения, увеличивали спрос дипломированных специалистов, грамотных и обученных рабочих. В пореформенные годы увеличилось число городских учебных заведений и количество учащихся. Если в 1882 г. в Казани было 59 русских учебных заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843 учащихся, то в 1904 г. – 102 учебных заведения с 14330 учащимися. Таким образом, за 22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось почти в два раза. Иными словами, вся система народного образования в Казани в среднем каждый год пополнялась 2-мя учебными заведениями и 313 учащимися. Такой темп роста для Казани – крупного промышленно-торгового центра – был явно недостаточен и далеко не все дети могли получить даже начальное образование.  Сама система народного образования, сложившаяся после буржуазных реформ 60-х годов XIX века, была довольно сложной. В конце прошлого – начале нашего века она выглядела следующим образом. В городе функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: 27 наземных трехклассных училищ (среди них 12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3 приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные школы, 15 церковно-приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5 русско-татарских школ, ряд татарских мектебе, медресе и новометодных школ. Кроме этих школ, существовали частные начальные школы, в задачу которых входила подготовка для поступления в младшие классы средних учебных заведений и репетиторство младших классов средних школ.

Начальные школы.

В начальных русских школах (училищах) преподавали закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким образом, школы не давали учащимся необходимых знаний. Они не предусматривали преподавание таких важных предметов как естествознание, география, история. Отсюда резкое несоответствие между школьными программами и требованиями к жизни. Несмотря на увеличение числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся оказывались вне школы. В 1898 году, например, в Казани детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалась немногим более 15 тысяч человек, а училось в начальных городских школах менее 3-х тысяч. Велик был и отсев учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях жизни трудящихся.

Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и дальнейшем развитии начальных школ. В 1898 году, например, на их содержание было израсходовано всего лишь 7.3 % от общего городского бюджета. В Казани первые новометодные школы появились в конце 80-х годов. Объективно они сыграли положительную роль в деле светского просвещения татар, хотя во многих таких школах и продолжали преобладать теологические дисциплины.

Подготовка учителей для начальной школы

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительском семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской школе. Открытие учительского института произошло в 1876 году. Казанская учительская семинария была открыта в 1872 году по инициативе миссионера Н.И. Ильминского. Она ставила своей главной задачей подготовку учителей русского языка из нерусского населения для нерусских школ с «воспитательно-миссионерскими» целями. С 1872 года школа находилась в ведении директора учительской семинарии. Она готовила учителей для начальных татарских школ главным образом в сельских регионах Среднего Поволжья и Приуралья. В первые четыре десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности 3390 мальчиков и 1415 девочек. Окончило же курс со званием учителя 486 человек, учительниц 186 человек.

Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой. В нее мог поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший плату за обучение. Однако до Октябрьской революции в стране не существовало единой средней школы. Так, в Казани в конце прошлого века функционировали три казенных мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксешинская и Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов. Наряду с общеобразовательными средними учебными заведениями в Казани было несколько специальных средних учебных заведений. Промышленное техническое училище ( с тремя низшими техническими училищами при нем: механическим, строительным и химическим), частная музыкальная школа Гуммерта, художественная школа, а так же юнкерское пехотное училище.

Правительство стремилось всеми мерами предохранять средние учебные заведения от представителей демократической части населения и с помощью детально продуманной системы строго классического восприятия не допустить проникновения в умы учащихся «крамольных» идей. Не случайно главное внимание в казенных мужских гимназиях и реальных училищах уделялось изучению «закона божья», греческого и латинского языков как предметов «дисциплинирующих ум».

Программы были крайне перегружены, их изучение основывалось главным образом на зубрежке и заучивании отдельных фактов без попытки их обобщения. Произведения великих русских писателей XIX и начала XX веков – Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова – в гимназиях не изучались. Преподаванию точных наук уделялось совершенно незначительное внимание, хотя в программе и стояли такие предметы как арифметика, алгебра, геометрия, география и физика.

Казанский Университет

Ведущим высшим учебным заведениям в городе был университет, который играл крупную роль в развитии демократической культуры и науки. В пореформенные годы в нем функционировало четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. Он привлекал молодежь Поволжья, Урала и Сибири. Среди лучшей части его студентов широкое распространение получили прогрессивные идеи своего времени. Многие выпускники университета, работая впоследствии преподавателями гимназий, семинарий, училищ, сельских школ стремились донести эти идеи до своих учеников, до народа. В начале 80-х годов в Казанском университете обучалось 847 студентов (по количеству студентов он занимал шестое место из семи университетов страны. Университет выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.

Крупные города в XIX веке

N п/п

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена