Истребление инакомыслия в средние века
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №536 им. Т.И. Гончаровой»
Реферат по предмету: Технология исследовательской деятельности
ИСТРЕБЛЕНИЕ ИНАКОМЫСЛИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Учащегося 11Б класса
Юркина Никиты
Преподаватель: Шевелёва Ирина Викторовна
Санкт-Петербург
2007
План:
1) Введение
2) 1.1 Средневековая Инквизиция, как средство борьбы с инакомыслием.
1.2 Обвинение
1.3 Испанская инквизиция
3) 2.0 Причины «охоты на ведьм»
4) Заключение
5) Список литературы
Тема сверхъестественных сил всегда будоражила умы людей. Как представителей этих сил, можно выделить ведьм. Чаще всего их боялись и в умах людей сложился образ "Бабы Яги" - классической ведьмы - горбатая, вредная старуха, питающаяся добрыми молодцами и насылающая на всех порчи и сглазы. Но не только это являлось причиной отторжения ведьм человеческим обществом. Во все времена люди боялись и отторгали от себя инакомыслящих, чужих, не похожих на большинство. Именно по этому проблема ведьм актуальны сейчас, когда постоянно происходят всплески нетерпимости других народов и их культур.
Уничтожение инакомыслия активно приветствовалось правительством, ведь отсутствие инакомыслия позволяло держать народ в подчинении. Для этого и была создана Святая инквизиция, в чью обязанность входило выявление и уничтожение инакомыслящих.
Существовало даже специальное пособие для выявления и уничтожения ведьм, написанное в XV веке двумя доминиканскими монахами - Яковом Шпренгером и Генрихом Крамером, называвшееся "Молот ведьм.
Я надеюсь, что я смогу в своём реферате изменить стандартное представление о ведьмах и о сверхъестественных явлениях. Некоторые могут сказать: "Ведьм не существует, я в них не верю, а инквизиция убивала ни в чём не повинных людей!". Конечно существуют религиозные фанатики и просто опасные сумасшедшие, но происходило множество случаев, когда "некие ере-
тики, сознавшиеся в своих колдовствах и брошенные в огонь, не сгорали; когда же их бросили в воду, они не потонули". Нельзя отрицать очевидное, закрывая на него глаза. Я попытаюсь независимо от предрассудков, своих или чужих, описать ситуацию такой, какая она есть.
Человеческое общество устроено так, что всё, что не попадает под характеристику "такой, как все", "обычный", воспринимается людьми в штыки. Достаточно представить, что происходит с человеком, попавшим в другой коллектив, и не соответствующий его "законам".
Человек либо становится таким, как все, либо он вынужден покинуть коллектив. Если сам не захочет, то ему помогут. Так же и у ведьм. Старушка, живущая на краю деревни, не пораженная маразмом, не общающаяся с другими старушками наводит на людей страх. Вдруг у соседки корова умерла, у соседа дом сгорел. Естественно социум найдёт козла отпущения в лице этой самой странной бабуськи. Скажут: "Сглазила ведьма!". Если бы общество научилось принимать и адекватно воспринимать "чужих", то было бы намного проще жить тем, кто не похож на других. Именно по этому я выбрал эту тему.
Средневековое восприятие этой проблемы, по моему мнению, четче демонстрирует её серьёзность так как именно в средние века гонения на "чужих" достигли своего апогея.
Без умолку безумная девица
Кричала: “Ясно вижу Трою павшей в прах!”
Но ясновидцев, впрочем как и очевидцев
Во все века сжигали люди на кострах!
В. Высоцкий «Песня о вещей Кассандре»
1.1 Средневековая Инквизиция, как средство борьбы с инакомыслием.
Самое мощное оружие
антирелигиозной пропаганды - история самой религии, историческая истина,
противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в истории религии – самое
потрясающее явление – инквизиция.
Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью
инакомыслящих – вероотступников, то хронологические рамки инквизиции следует
расширить на всю историю христианской церкви – от ее возникновения по настоящее
время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей день присвоили
себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они считают
еретиками ( Ересь (гр. Haresis) – отступление от общепринятых правил и взглядов,
заблуждение). Церковь, как и любая сильная организация, имеющая свои правила
поведения, «давила» прочие стереотипы мышления. Следует хотя бы вспомнить, как
церковь называет своих прихожан – «паства». Она сравнивает их со стадом овец, а
если овца прёт против всего стада, то её либо ставят на место, либо пускают в
расход.
История инквизиции – прежде всего тайная история. Церковь имела все основания
тщательно скрывать и замалчивать или извращать с целях самооправдания ужасающие
факты инквизиции.
Сама христианская религия служила
инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для целей
классового насилия, средство идеологического оправдания этого насилия. Начиная
с евангелия и кончая судебниками самой инквизиции, вся христианская литература
давала в руки попов-палачей множество средств и способов оправдать самые
гнусные формы террора, насилия, грабежа и оправдать их идеей любви и духовного
спасения человечества. Тут не было никакого извращения христианских идей, тут
не было никакого противоречия с сущностью евангельской веры. И прямо и косвенно
– священное писание помогало попам быть палачами, а палачам- разыгрывать из
себя « спасителей душ праведных».
С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их числе
папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями – расследовать, судить
и карать еретиков и пользовались ими на протяжении всей истории церкви. Этими
правами продолжают пользоваться после роспуска священной канцелярии, согласно все
ещё действующему каноническому праву. Инквизиция, согласно данным ей при
утверждении привилегиям, не была ответственна ни перед каким государственным
учреждением и не была подсудна никакому светскому суду.
1.2 Обвинение.
Для того чтобы искоренить вероотступников, следовало в первую очередь их
обнаружить. Из-за того, что еретики перешли к конспирации, ушли в подполье. Это
усложнило работу инквизиторов. Для того чтобы привлечь кого-либо к
ответственности, разумеется, требовались основания. Таким основанием в делах
веры служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в
сочувствии или помощи еретикам. Кто и при каких обстоятельствах выдвигал
подобного рода обвинения? Допустим определенную область, где по имевшимся
сведениям еретики пользовались большим влиянием, посылался инквизитор. Он
извещал местного епископа о дне своего прибытия с тем, чтобы ему была оказана
соответствующая торжественная встреча, обеспечена достойная его рангу
резиденция, а так же подобран обслуживающий персонал. На богослужении местный
епископ представлял населению инквизитора, а последний обращался к верующим с
проповедью, в которой объяснял цель своей миссии и требовал, чтобы в течение
6-10 дней все, кому было что-либо известно о еретиках, донесли бы ему об этом.
Наоборот, тот, кто откликался в установленный срок на призыв инквизитором и
сообщал ему сведения о еретиках получал награду. В той же проповеди инквизитор
объяснял верующим отличительные черты различных ересей, признаки, по которым
можно обнаружить еретиков, хитрости, на которые последние пускались, чтобы
усыпить бдительность последователей, наконец, способ или формы доноса.
Печальная слава, сопутствовавшая инквизиции, создала среди населения атмосферу
страха, террора и неуверенности, порождавшей волну доносов, подавляющее
большинство которых было основано на вымыслах или нелепых и смехотворных
подозрениях. Люди спешили «исповедаться» перед инквизитором в надежде в первую
очередь оградить себя от обвинений в ереси. Особенно старались доносчики, действовавшие
из корыстных побуждений, в надежде получить за выдачу еретиков часть их
состояния.
Наряду с этими источниками был ещё один, питавший «делами» ненасытные чрево
«священного» трибунала, а именно : художественные, философские, политические и
другие произведения, в которых высказывались «крамольные» мысли и идеи.
Несоответствие этих произведений принципам католической ортодоксальности
служило более чем достаточным основанием для привлечения их авторов к судебной
ответственности. Таких авторов преследовали, допрашивали, пытали, осуждали и
весьма часто сжигали, как об этом свидетельствует судьба Джордано Бруно.
1.3 Испанская инквизиция
Испанская инквизиция! Ее мрачная слава
затмила злодеяния инквизиторов в других странах. О ее кровавых деяниях написаны
сотни книг, о ней пишут и будут писать как испанские историки, так и историки
других стран, пытаясь не только рассказать в назидание потомству о ее
жестокостях, но и объяснить их, разобраться в сложных корнях, породивших и
питавших этот репрессивный орган на службе церкви и испанской короны.
В Испании инквизиция достигла своей «высшей » степени развития. Испанская
инквизиция стала примером, эталоном для учреждений такого же рода во всем
христианском мире.
И действительно, нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде
она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты церковной и
политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой
католическими монархами.
Первыми жертвами испанской инквизиции стали «новые христиане»- марраны. В
Севилье от скученности в тюрьмах разразилась эпидемия чумы. Инквизиторы
вынуждены были оставить город и разрешить покинуть его «новым христианам», но
без имущества. Этим воспользовались свыше 8000 марранов и иудеев, бежавших от
террора севильской инквизиции. Когда эпидемия прошла, инквизиторы вернулись в
город и продолжили свою палаческую работу, и так как их «клиентура» сильно
сократилась, то они выкапывали мертвых, судили их останки, отбирали у
родственников осужденных наследство.
Томас Торквемада
Он считается подлинным творцом и идеологом Испанской инквизиции. Он возглавлял
инквизиционный трибунал в течение первых 18 лет после его создания. Фанатик,
видевший основную цель своей жизни в истреблении марранов, которых он считал
виновными в вероотступничестве, Торквемада отличался жестокостью, коварством,
мстительностью и колоссальной энергией, что вместе с доверием, которое питали к
нему Изабелла и Фердинанд, превратили его в подлинного диктатора Испании, перед
которым трепетали не только его жертвы, но и его сторонники и почитатели, ибо
он, как надлежит идеальному инквизитору, любого даже самого проверенного католика
мог заподозрить в ереси, заставить признать себя виновным и бросить его в
костер.
К 1492 году испанская корона решила пополнить клиентуру «священного» трибунала,
а заодно и свою казну, просто «гениальным способом». Был опубликован
королевский указ, предписывавший всем иудеям в трехмесячный срок принять
католическую веру или покинуть Испанию, причем в последнем случае все их
имущество подлежало конфискации в пользу испанской короны. После того как
инквизиция разделалась с иудеями и «новыми христианами», она принялась за
арабов. Естественно, что подобного рода насилия вызвали возмущение среди
мавританского населения. В Гранаде вспыхнуло восстание мавров в 1568 году, но
оно было подавлено только два года спустя. Здесь чётко видно, что в психологии
людей, кстати к которым принадлежат и короли, заложено отторжение всего
непохожего. Если король хочет пополнить казну, то ему будет всё рано, за чей
счёт это произойдёт. Просто христиане – это «свои», а евреи, арабы и пр. – это
чужие.
Испанский философ Х. Л. Вивес в начале 16 в. писал Эразму Роттердамскому: «Мы
живем в столь тяжелые времена, когда опасно и говорить, и молчать». И в том, и
другом случае любому ученому мужу инквизиция могла приписать тайные симпатии к
иудаизму, наличие еретических высказываний и поступков, критику действий
инквизиции, тысячу всяких других, действительных или вымышленных проступков.
Примером тому может служить дело толедского архиепископа Бартоломе де Каррансы.
Инквизиция, придравшись к некоторым фразам из его трактата, обвинила в
протестантской ереси и арестовала его. Карранса семь лат находился в застенках
инквизиции. Только после того как папа обещал признать его виновным, он был
выдан Риму, где 9 лет просидел в крепости св. Ангела. Наконец, папский престол
признал его «Комментарии» еретическими сочинением, заставил его отречься от
еретических ошибок и сослал его в один из монастырей в Орвьето. Каррансе тогда
исполнилось 73 года. Вскоре он умер.
Инквизиция ввела с 1526 г. строжайшую цензуру на книги и прочие печатные
издания. С 1546 г. инквизиция стала периодически издавать индексы запрещенных
книг, значительно более обширные, чем это делала папская инквизиция.
Практически в индекс заносились произведения многих выдающихся писателей
(Раблэ, Оккама, Овидия, Бэкона, Абеляра и др.) ; за распространение, чтение и
хранение их книг инквизиция грозила костром.
В 18 в. деятельность испанской инквизиции была направлена в основном на борьбу
с «новшествами», в первую очередь со сторонниками французского просвещения,
французской революции. Это не помешало инквизиции, когда французские войска
вторглись в Испанию, не колеблясь выступить в поддержку иностранных
завоевателей в надежде, что таким образом она сможет удержаться на поверхности.
Наполеон «массой указов стал сваливать старый порядок вещей отменив инквизицию,
утвердив лишь одну религию – католическую на территории Испании». Либеральная
конституция 1812 г. повторно отменила инквизицию. Сколько же людей загубила
инквизиция? По данным Хуана Антонио Льоренте: сожжено живьем 31912 человек, сожжено
в изображении 17659 (сбежавшие и признавшие свою вину, поэтому сжигали лишь
фигурки, изображающие приговоренных), приговорено к другим видам наказания
291450, всего – 341021 человек.
2.0 Причины «охоты на ведьм»
Причин борьбы с инакомыслием может быть множество, но я склоняюсь к двум. Первая – это обыкновенный страх перед неизвестным, а вторая причина – попытка церкви сохранить сложившийся феодальный строй.
На счет второй всё понятно. Инакомыслие разрушает веру в церковь, власть и прочее, что ведёт к возникновению мыслей «а может всё поменяем», что рано или поздно ведёт к разрушению либо общественного строя, либо свержению власти, либо к реформированию церкви.
Так же следует выделить тот факт, что человек в
условии толпы ведёт себя иначе, чем если бы он был один. Другими словами можно
сказать, что толпа и массовое мышление толкает человека на такие мысли и
поступки, которые он бы никогда не совершил. Ле Бон в
своей книге «Психология масс» так пишет об этом: «...В психологической массе самое
странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими
схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и
степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они
приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют,
думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и
поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в
действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса
есть...новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных
клеток».[5]
«Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную
часть бессознательной душевной жизни... Наши сознательные действия исходят из созданного
в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат
этот создают в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых
созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся,
несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними
есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших
повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, незамечаемых нами
мотивов.»[5]
«У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и
причины этого в следующих трех основных моментах.
Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего
множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему
предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы
обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем
самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности,
которое всегда индивида сдерживает.
Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс
специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко
констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам
гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и
притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным
интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре
свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.
Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу
индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида
изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость
является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого
времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих
от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма
близкое к «зачарованности», овладевающим загипнотизированным под влиянием
гипнотизера... Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность
различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении,
указанном гипнотизером.
Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической
массе: ...исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной
личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие
внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных
идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.»[5]
Ле Бон считает, что как только живые
существа собраны воедино в определенном числе, все равно будь то стадо животных
или человеческая толпа, они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса
- послушное стадо, которое не в силах жить без господина. У нее такая жажда
подчинения, что она инстинктивно подчиняется каждому, кто назовет себя ее
властелином.[5]
В.Троттер ведет наблюдаемые у массы психические феномены от стадного инстинкта,
который прирожден человеку так же, как и другим видам животных. Биологически
эта стадность есть аналогия и как бы продолжение многоклеточности, выражение
склонности всех однородных живых существ к соединению во все более крупные
единства. Отдельный индивид чувствует себя незавершенным, если он один.
Противоречие стаду равно отделению от него, и поэтому противоречия боязливо
избегают. Но стадо отвергает все новое, непривычное. [5]
Заключение.
В своём реферате я попытался объяснить, почему человеческий социум так не преемлет инакомыслие. По-моему эта проблема сейчас очень актуальна.
Список литературы:
1. Григулевич И. Р. “История инквизиции (13 – 20 вв.)” М: 1970
2. Грекулов Е. Ф. “ Православная инквизиция в России” М: 1964 г.
3. Лозинский С. Г. “ Святая инквизиция” М: 1927 г.
4. Льоренте Х. А. “Критическая история испанской инквизиции” М:1936 г. (том 1и 2)
5. Ле Бон Г., Толпотворение, Новое время, №3, 1994, стр. 63