Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Из варяг в греки

Из варяг в греки

Из варяг в греки

Один из читателей, придерживающийся официальной точки зрения на историю Древней Руси все пенял меня за изложение своего взгляда на историю. Мол, летописные источники есть сама правда: «А водный путь из Новгорода в Днепр был вполне известен: в озеро Ильмень, затем -- в одну из впадающих в это священное для славян озеро рек, а оттуда через волоки -- в систему Днепра». И давай все про путь из «варяг в греки». Он его упомянул раз двадцать. Но добился прямо противоположного результата. Меня заинтересовал сам этот путь. А почему называется «из варяг в греки». Получается, что из греков в варяги не плавали?. Настолько это название было на слуху, что невольно не придавал ему внимания. А тут как осенило (побольше бы таких озарений).

Давайте рассуждать логически – кто плавал по этому водному пути? Согласно официальной версии – варяги и греки. Зачем они плавали? Греки – продавали и покупали. А варяги? Что варяги могли продать и купить? Термин «купить» не очень здесь уместен, ибо каждый знает, что в походах варяги не привыкли покупать. Значит они что-то продавали. Что же у них был за товар. Искусными рыболовами они не были, пастухами и пахарями тоже, ремесленниками тем более, да и охотники из них никудышные. Но они были великолепными воинами. Вот это свое качество они и продавали. То есть нанимались в Византию в качестве наемников. И что-то мне подсказывает, что очень немногие из них под старость вернулись из благодатных курортов Эллады в суровые края Севера. Одно выяснили – варяги по водному пути, известному сейчас, как «Путь из варяг в греки» отправлялись в Византию для поступления на службу. А греки? Они то хоть плавали по этому пути? У них был коммерческий интерес?  

Давайте представим боевую ладью варягов «драккар». Вмещает 50-60 человек. На борту продовольствие и оружие. Минимум удобств – сама скромность. Водный путь из Балтийского моря в Черное (тогда Русское) кроме опасных днепровских порогов включал в себя и несколько пеших переходов, когда вся команда высаживалась на берег и волоком тянула «драккары» из одной речки в другую. Легко сказывается, да тяжело делается. Вы никогда не пробовали вытаскивать машину из грязи во времена весенней или осенней распутицы? Ничем не сравнимое удовольствие. Прямо кайф ловишь, когда толкаешь машину, а из под задних колес на тебя летят комья грязной жижи. Теперь представьте себе не очень маленькую ладью. Ее надо вытянуть на берег, поставить на волоки и тянуть несколько километров до другой реки. Понятие несколько километров относительно, потому что никто не знает, откуда именно тянули и куда тянули. Все говорят приблизительно: «озеро Ильмень – волоком до Двины – волоком до Днепра». А вот с какого именно места? Сколько метров или километров это «волоком до Двины». Здоровые мужики с трудом тянули свои не очень нагруженные ладьи. Тем более, что почти всегда плыли по течению.  

А теперь вернемся к грекам-купцам. Все время плыть против течения (этакие бурлаки на Днепре), не слишком сильного телосложения, суда, нагруженные товарами до бортов, да и ручки не очень привыкшие к черновой работе. Как Вы думаете – греки хоть раз проходили этот путь?  

Но из всего этого следует еще одна очень интересная деталь – отношение местного населения к происходящему. Сильно сомневаюсь, что у варягов были любители шастать туда-сюда по этому речному пути. Значит надежных проводников, которые могли бы указать куда именно тянуть ладью, у варягов не было. Вот тут-то местное население и оказывало «иностранцам» уважение и деловую помощь. Вместе с ними тянули лямку, валили лес, рубили просеки. И силой их нельзя было заставить. Вмиг бы разбежались. Значит, платили и платили честно. Что еще раз говорит о родственно-дружественных отношениях между славянами и варягами.

Поэтому и назывался этот путь «Из варяг в греки», явно указывая и направление движения и численный состав.

Но не все так просто на первый взгляд. Приблизительно в то же самое время и с теми же участниками произошло событие, заставляющее посмотреть на все это под несколько другим углом. Согласно «Повести временных лет» в 907 году князь Олег штурмовал Царь-град и при осаде предпринял некий необычный трюк. Выволок ладьи на сушу, поставил на колеса и двинул необычную рать под городские стены. Ромеи испугались и попросили мира.

Давайте сравним местности, на которых развивались данные события. Греция известна своим гористым побережьем и уже при выволоке судов на берег Олег однозначно столкнулся с этой проблемой. Оставим временно в стороне вопрос о колесах. Как вообще возможно движение судов на такой гористой местности. Очень я сомневаюсь, что подходы к Царь-граду были посыпаны песочком и изрядно утрамбованы. Таким образом, движение простой повозки возможно лишь на дороге. Ладьи же на дорогу или тропинку не поставишь, да и какой прок от них тогда. В чем же военная хитрость?

В средней части России местность совсем другая. Вот бы тут действительно ставить ладьи на колеса и просто толкать их. Так нет – тянули волоком. Что же это получается. В гору по камням идем на колесах под парусом и под непрерывным обстрелом неприятельских лучников, а дома по песочку тащим на канатах! А уж при двухсторонним движении вопросом бы вообще не возникало. Туда на колесах – обратно на колесах. И по ведомости приход-расход совпадал бы. Да и где Олег во вражеской стране нашел столько колес на весь свой огромный флот и какими домкратами он поднимал.  

Из всего вышесказанного возможен лишь один вывод – не было никакого таинственного флота при штурме Царь-города, опять славянские летописцы хлебнули браги сверх меры. А если уж врать, так можно и завраться и превратить простую военную тропу в «знаменитый путь из варяг в греки».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://legends.by.ru/




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена