Кризис и распад СССР (1985-1991 гг.)
КРИЗИС И РАСПАД СССР (1985 – 1991 гг.).
Содержание
ЗАДАНИЕ 1
1.1 Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1985 – 1991 годах
1.2 Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления, итоги противостояния
1.3 Политика «гласности» и ее влияние на духовную жизнь общества
ЗАДАНИЕ 2
2.1 Заполните таблицу «Политическая реформа в СССР в 1988 – 1991 годах».
2.2 В виде таблицы определите основные направления и события в области внешней политики за период 1985 – 1991 гг.
2.3 Составьте таблицу «Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты»
ЗАДАНИЕ 3
Объясните понятия: «бархатные революции», гласность, ГКЧП, госприемка, инфляция, КГБ, «механизм торможения», «новое политическое мышление», плюрализм, политика «перестройки», путч, «парад суверенитетов», Съезд народных депутатов СССР, концепция «ускорения» социально-экономического развития страны, «человеческий фактор».
Список используемой литературы
ЗАДАНИЕ 1
1.1 Политическая борьба вокруг альтернатив экономического реформирования в 1985 – 1991 годах
Экономические реформы в ходе перестройки можно разделить на три условных периода. Первый – «ускорение» (апрель 1985-1986г). Второй период экономических реформ - «перестройка» (1987г.- середина 1990г.) Третий период – переход к регулируемому рынку (июнь 1990г. – декабрь 1991г.)
Итогом экономического реформирования первых двух периодов стало дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны. Падение национального дохода в 1990г. по сравнению с 1989г. составило 9 %. Власть для поддержания жизненного уровня населения была вынуждена прибегнуть к массированным внешним займам. Именно в это время образовалось большая часть внешнего долга СССР- ответственность, за который в последствие легла на Россию.
Экономическая ситуация продолжала ухудшаться, кризисные явления все более усиливались. Продолжалось падение общественного производства, снижение его эффективности, усиливалась денежно-финансовая несбалансированность, возрастала эмиссия денег, шел заметный рост цен на товары народного потребления, еще более обострялась ситуация на потребительском рынке, оставалось отрицательным сальдо внешней торговли и т. д. Сказывалось нарушение хозяйственных связей, ухудшение трудовой и договорной дисциплины и т. п.
Политическая номенклатура понимала что без каких либо кардинальных мер экономику не спасти. Страх потерять власть заставил ее переметнуться на позиции рыночной экономики. Критическое положение в этой сфере и определенная растерянность горбачевского руководства, явно не знавшего, что делать, привели к развертыванию в 1989–1990 гг. экономической дискуссии. Было разработано и представлено десяток крупных экономических программ.
Правительство предложило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике" - "О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке XIII пятилетнего плана". Она определяла преодоление экономических трудностей (в первую очередь - бюджетного дефицита и разбалансированности потребительского рынка) и переход к нормальному функционированию экономики, на что требовалось шесть лет. На первом этапе (1990-1992 годы) должен быть, по мнению правительства, осуществлен комплекс чрезвычайных мер. В это время предполагалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых должна была постепенно возрастать. На втором этапе (1993-1995 годы) ведущее место отводилось экономичным методам руководства. Более активно намечалось развивать рыночные отношения.
Помимо правительственной был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы, которая предлагала более радикальные меры и ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся с низкими доходами предлагалось создать два сектора на рынке: 1) ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам; 2) создать свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.
Съезд народных депутатов СССР, несмотря на серьезную критику (основной и вполне, как представляется, справедливый мотив которой был следующий: за пять лет не сделали ни одного шага по радикальной перестройке экономики, переход к рыночной экономике откладывался, по существу, на шесть лет), утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев всем стало ясно, что она не действует.
На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономической реформы (докладчик Н. И. Рыжков). В ней намечалось с 1 июля 1990 года, резкое повышение розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия (в 3 раза), с полной компенсацией населению потерь, значительное повышение цен на другие продукты и промышленные товары с частичной компенсацией или без нее.
Эти предложения правительства вызвали настоящую панику в стране. В несколько дней с полок магазинов было сметено все. Как сказал о той программе правительства народный депутат П. Бунич, - это был шок без терапии.
В итоге обсуждения правительственная программа по концептуальным соображениям была отклонена и возвращена на доработку. В период между 3-й и 4-й сессиями Верховного Совета СССР шла активная проработка проблем перехода к рынку. 31 июля 1990 года состоялась встреча Президента СССР М. С. Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С. С. Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г. А. Явлинского.
Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Кроме того, для анализа и оценки альтернативных программ и других предложений по этим вопросам создали комиссию под руководством академика А. Г. Аганбегяна.
Комиссия Шаталина - Явлинского выполнила поручение, подготовив, как общесоюзную, "Программу 500 дней". В качестве первого решающего шага "Программа 500 дней" предусматривала стабилизацию финансово-денежной системы и определяла конкретные меры для решения этой задачи. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров, при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Ее авторы четко расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течение каждого из них. Это давало возможность общественности осуществлять постоянный контроль над ходом реализации "Программы 500 дней". В ней также обстоятельно и конкретно были проработаны такие принципиальные вопросы, как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, программы социальной защиты населения.
В начале сентября сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней", определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была доложена на сессии Верховного Совета СССР.
Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова о правительственной программе (хотя содержание самой программы правительства так и не было доведено до сведения широкой общественности).
К тому
времени Горбачев, долго не решавшийся на окончательный выбор стратегии и
союзников, оказался под огнем жесткой критики как слева, так и справа.
«Демократы» осуждали Горбачева
за нерешительность и непоследовательность преобразований, а коммунистические
консерваторы – за «предательство дела социализма» и «буржуазное перерождение».
В октябре 1990 г. под давлением консерваторов и недоверия к рынку и демократам Горбачев отказался от ее поддержки. Была принята «компромиссная» программа. Складывавшаяся было, коалиция с демократами была ликвидирована.
По предложению президента решили выработать единый, компромиссный вариант, хотя многие видные экономисты однозначно подчеркивали, что эти программы концептуально несовместимы. Ведь правительственная программа по существу на неопределенное время сохраняла административно-командные методы руководства экономикой, а переход к рыночным отношениям снова затягивался на неопределенный срок, тогда как программа Шаталина-Явлинского предусматривала создание в кратчайшие сроки всех необходимых структур и предпосылок для перехода к рынку.
19 октября 1990 года, после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях, непродолжительных и в целом спокойных дебатов на сессии Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской программы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике". От имени межрегиональной группы было заявлено, что при некоторых условиях она могла бы поддержать "Основные направления...". Одним из таких условий являлось принятие мер к реорганизации и переформированию всех союзных органов управления на принципах национального единства, на межреспубликанской основе. Она в основном сохраняла логику и была близка по структуре к программе Шаталина-Явлинского, однако имела по многим позициям расплывчатый характер. Это дало основание многим специалистам оценить ее как документ скорее политического, чем экономического характера. Общий, неконкретный характер "Основных направлений", не привязывающих осуществление тех или иных крупных мер к определенным срокам, объективно сохранял возможность, в зависимости от тех или иных политических факторов, затягивания решения этих вопросов. В этом отношении представляют интерес высказанные на пресс-конференции мнения ведущих экономистов, участвовавших и руководивших разработкой программ. И. Абалкин, отвечая на вопрос, сколько потребуется времени - 500 или 5000 дней на стабилизацию экономики, высказался таким образом, что пока речь идет лишь о создании предпосылок перехода к рынку и его инфраструктуре. На создание же эффективной экономики потребуется не менее десятилетия, а возможно - жизнь целого поколения. Академик А. Г. Аганбегян уточнил, что период революционной ломки займет 1,5-2 года. Формирование потребительского рынка желательно завершить к концу 1991 года, в какой-то мере насытив его товарами, примерно в те же сроки - рынка денег и инвестицией. Несколько дольше будет создаваться рынок производства средств и еще дольше - рынок рабочей силы (ему должны предшествовать рынок жилья, снятие барьера прописки и пр.).
В чем отличие "Основных направлений..." от программы Шаталина-Явлинского? Главное в том, что они предусматривали решение целого ряда ключевых проблем экономической реформы принципиально иными способами. Прежде всего, это касалось вопросов управления экономикой: наиболее серьезные рычаги управления оставались в руках центральной власти. В ее компетенцию входили ценовая и кредитная политика, эмиссионная деятельность, материально-техническое обеспечение государственных программ, налоговая и таможенная политика, экспорт основных видов сырья. В отличие от программы Шаталина-Явлинского, в них предусматривались более медленные темпы приватизации, не ставился вопрос о возможности перехода земли в частную собственность и объявления земель колхозов и совхозов суммой наделов их работников, сохранялись дотации убыточным предприятиям, колхозам и совхозам. Как видим, в "Основные направления..." не вошли наиболее интересные и радикальные предложения шаталинской группы. Кроме того, принятый документ включил в себя положения правительственного проекта по централизованному повышению оптовых и закупочных цен и установлению директивных процентных ставок коммерческим банком, которые ранее были крайне негативно оценены экспертами. Декларативный характер программы не дает представления о том, какие конкретные шаги предпримут президент, Верховный Совет СССР и союзное правительство для ее реализации.
В рамках "Основных направлений..." каждая республика, а также Москва и Ленинград могли осуществлять свои варианты перехода к рыночным отношениям. Получалось так - ресурсы, финансы, валюта и др., т. е. реальная власть, оставались у Центра, а ответственность за осуществление программ должны были нести республики. Предполагалось, что президентская программа станет экономической основой разработки и подписания нового союзного договора.
1.2 Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления, итоги противостояния
Советская модель в более широком смысле, взятая в совокупности всего своего 74-летнего опыта, конечно, является исключительно богатой по содержанию и по существу. Она распадается на несколько самостоятельных моделей, которые использовались на разных этапах исторического пути нашей страны после Октября 1917 г. и содержали в себе определенные возможности для реализации социалистической альтернативы капитализму.
Из изученного мной материала можно сделать вывод: советской модели политической системы соответствует – тоталитарный режим правления.
<<…Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.>>(1)
Наиболее близко к «чистому» типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (т.е. в 1929-1953 гг.).
В 60-80-е годы партийно-хозяйственная номенклатура утвердилась в качестве господствующего класса. Политическая система советского общества в эти годы была формализована. Многие из её институтов сохранили прежнюю форму, однако, в результате развития номенклатурной режимной системы, утратили изначальное предназначение и перестали выполнять свои функции.
Впрочем, с точки зрения советского политического руководства ситуация выглядела намного менее тревожной: да, оно понимало необходимость перемен, но полагало, что можно ограничиться проведением их только в экономической сфере. Собственно говоря, к 1985 г. багаж реформаторов мало обновился в сравнении с представлениями Ю.В. Андропова. У нового руководства, пришедшего к власти, не было четкой концепции и программы перемен. Преобладала все та же идея наведения порядка и дисциплины на производстве, в результате которой будут исправлены накопившиеся недостатки и социализм сможет начать быстрое и поступательное движение вперед. Ни чем не изменился метод, выбранный для экономических преобразований - он развивался в русле опыта реформы 1965 г. - была предпринята попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц. Не был забыт и опыт осуществления нэпа: средством компенсации низкой эффективности слабо стимулирующих работника государственных форм производства, была выдвинута кооперация, сравнительно безопасная с идеологической точки зрения как общественная форма производственной деятельности, и, в то же время, основанная на личном материальном интересе.
Растущая политическая нестабильность весьма негативно сказывалась на социально-экономической обстановке в стране. Фактическое прекращение экономических реформ резко обострило положение в народном хозяйстве, которое все меньше могло удовлетворять повседневные нужды населения. Все это усилило кризис доверия к власти
Советское руководство вынуждено было переосмыслить свои взгляды на методы управления страной и взять курс на изменение модели власти. Однако, естественно, это означало ослабление позиций государственного аппарата, всего слоя советской номенклатуры, не желавшего расставаться со своими привилегиями.
По мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усиливается процесс формирования либеральной модели в политической системе.
Либерально-демократическая модель политической культуры своими истоками восходит к так называемому классическому либерализму, который еще в конце XVIII - начале XIX в. декларировал отмену форм наследственной власти и сословных привилегий, поставил на первое место свободу и естественные способности отдельного человека как самостоятельной единицы социального, экономического и политического действия.
Родоначальниками теоретического обоснования либерализма считают британцев. Англичанин Джон Локк (1632-1704), впервые выдвинул идею разделения властей и трактовал роль государства как договорную обязанность защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Шотландец Адам Смит (1723-1790), «отец экономической науки», показал, в частности, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. "Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны. Чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию".(2)
Судьба либерализма в России складывалась нелегко. Проповедниками либеральных идей можно считать таких деятелей как Новиков и Сперанский, отчасти декабристов. В условиях абсолютной монархии единственным эффективным путем было заразить либеральными идеями самодержца. Огромным достижением либерализма следует считать реформу 1961 года, проведенную сверху, и поэтому хорошо подготовленную. Однако реформа не устроила ни крестьян, ни помещиков. Сказались вековые привычки рабства.
Для того, чтобы демократия была возможна и эффективна, служила общему благу необходимы экономические, социальные, культурные, религиозные и внешнеполитические предпосылки демократии.
Важнейшая из них – это высокий уровень индустриального и экономического развития.
По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. Рынок препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или государственного аппарата. Рыночные отношения стимулируют у граждан стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Необходимой предпосылкой демократии является высокий уровень благосостояния граждан. В тоталитарном обществе, где отсутствуют демократия, народ не может выступать с протестом против низкого жизненного уровня, т.к. выступления жестоко подавляются. В демократическом обществе, демократия не может существовать как власть, без заботы государства о благе людей, ибо демократическая свобода позволяет гражданам убрать негодную власть при помощи референдума, плебисцита, выборов и массовых выступлений.
Общей предпосылкой демократии является грамотность населения, его образованность в целом. Очевидно, что от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство собственного достоинства. Необразованный человек по существу стоит вне политики и вне демократии, является объектом манипулирования со стороны власти или других политических сил.
Как я ранее уже отмечала, либерализм в России вновь дает о себе знать в годы перестройки. Главная и неоценимая заслуга Горбачева - гласность. При нем начали произноситься в средствах массовой информации те слова, которые прежде звучали лишь в частных разговорах. Некоторым редакторам газет и журналов позволялось напечатать нечто новое, нечто приподнимающее планку прежде дозволенного. Это был тоже достаточно медленный процесс, но скорость его определялась не столько сопротивлением номенклатуры, сколько уровнем подготовленности самих читателей. Постепенно и последовательно в течение 1987-89 годов либеральные идеи в обществе нарастали: стали говорить о свободных выборах, о порочности существующей системы (а не о пороках и ошибках отдельных деятелей), о монополии КПСС, наконец, о частной собственности. Это лишь некоторые этапы, но каждый был событием: прежде эти понятия были под строжайшим запретом.
В целом наступление либерализма, продолжавшееся с 1985 г по 1991г, было подготовлено деградацией тоталитарного режима. И все, таки он имел губительные последствия для СССР. Наше государство не имело опыта рыночной экономики и индивидуальной культуры. Советское общество глубоко отличалось не только от западных демократий (именно при демократическом режиме США, Франция, Германия, Скандинавские страны достигли высокого уровня благосостояния и экономического развития), но и от стран Восточной Европы отсутствием всяких элементов рынка (кроме «черного», криминального рынка) и гражданского общества.
Эти и многие другие особенности СССР обусловили неэффективность либеральной модели демократизации и реформирования. Ликвидация важнейшего института фактической политической власти — коммунистической партии — и устранение государства от интеграционных и организационно-контрольных функций привели к распаду государственности, тотальной монополизации и криминализации экономики, подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Неудачи реформирования сильно скомпрометировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании
1.3 Политика “гласности” и ее влияние на духовную жизнь общества
Наряду с экономикой также отставала как духовная, так и культурная жизнь страны. И если в экономике перестройка началась с постановки задач “ускорения” социально–экономического развития, то в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала “гласность”.
Термин “гласность” впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года в выступлениях М. С. Горбачева – “ без гласности нет, и не может быть демократизма”. (1) В январе 1987 года Горбачев на Пленуме ЦККПСС провозгласил новую политику – “гласность”.
Этот термин, как и сам курс на развитие гласности появилось как свидетельство новых подходов в политике, в условиях глухого сопротивления переменам со стороны номенклатуры, когда реформаторам потребовалось активнее опереться на общественное мнение.
С самого начала гласность вовсе не означало свободу слова. Предполагалось лишь создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положение дел на предприятие, в селе или городе, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов получать интересующие их сведения. (2)
Это движение первоначально шло под девизом: «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращение к Ленину!». По замыслу реформаторов сама политика “гласность” должна была укрепить «социализм с человеческим лицом». Это была частичная свобода слова – разрешено было говорить только о том, что можно, о том, что было выгодно руководству.
Тем не менее, началось, раскрепощение сознания и его остановить было уже не возможно.
Начинается возрождение духовной жизни общества.
Положительным результатом политики гласности явилось то, что с 1986 г. было опубликовано множество литературных произведений, находившихся долгое время под запретом. Читатели получили возможность приобщиться к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти. Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в активную политическую деятельность.
Наряду с литературой политика гласности коснулась и кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Во всех творческих союзах
произошла смена прежнего, «рекомендованного» партийными инстанциями руководства. Годы перестройки были отмечены появлением множества антитоталитарных фильмов. На экраны вышли такие фильмы, как «Покаяние» режиссера Т.Е. Абуладзе, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую эпоху. Наметилось обращение деятелей культуры к дореволюционным событиям и судьбам исторических деятелей, в том числе к трагической гибели царской семьи. Новые популярные передачи появились на телевидении, транслировавшиеся в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР, приковавшие внимание огромного количества людей. Стали проникать также лучшие литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу и истоки тоталитарного режима.(3)
Гласность позволяла народу выражать открыто свое недовольство. И главным насущным и злободневным вопросом стал вопрос о Сталине. Вокруг имени Сталина уже 30 лет шли горячие споры интеллигенции, переходившие и в печать. На экранах появлялись фильмы, резко осуждавшие «культ личности» (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Журнал «Огонек» разоблачал не только Сталина, но и его соратников, и наоборот, защищал деятелей «ленинской гвардии». Все это вызывало огромный интерес общества и резкое противодействие у приверженцев коммунистической идеи.
Гласность способствовала резкому становлению различных идейных, политических, национальных, религиозных течений, групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось, в конце концов, в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет, и казалось всем не только незыблемой, но и единственно правильной.
Несмотря на попытки сдерживания, СМИ отражают реальные проблемы жизни, начинают проявлять себя как четвертая власть. Борьба с “застоем”, “силами торможения” способствовала быстрой политизации и дифференциации советского общества.
Процесс переосмысления затронул общественные науки – философию, политэкономию, право.
Кроме внутренних проблем, “гласность” показала людям и западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у незначительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности.
Именно политика гласности, превратившиеся за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определяла необратимый характер перемен, раскрепостив сознание десятков миллионов. Гласность позволила гражданам страны сформулировать собственную позицию по ключевым вопросам жизни общества.
ЗАДАНИЕ 2
2.1 Заполните таблицу «Политическая реформа в СССР в 1988 – 1991 годах»
ГОДЫ |
СОБЫТИЯ |
1988 г., июнь |
XIX конференция КПСС |
1988г.,1 декабрь |
Изменение конституции СССР |
1989г., 26 марта |
Выборы народных депутатов СССР |
1989., май |
Избрание Горбачёва М.С. Председателем Президиума ВС СССР |
1990., 7 февраля |
Отмена Пленумом ЦК КПСС однопартийной системы |
1990., 14 марта |
#"12_ИН">#"#">#"1.files/image001.gif">2.2 В виде таблицы определите основные направления и события в области внешней политики за период 1985-1991 гг.
2.3 Составьте таблицу «Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты»
ЗАДАНИЕ 3 ОБЪЯСНИТЕ ПОНЯТИЯ «БАРХАТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ» - особый класс революций, в результате которых происходит переход от социалистической к либеральной системе без военного участия. ГЛАСНОСТЬ – понятие, выработанное отечественной политической мыслью, близкое понятию свободы слова, но не адекватное ему. Доступность информации по всем важнейшим вопросам работы государственных органов. ГКЧП – Государственный комитет по чрезвычайному положению – был создан в ночь на 19 августа 1991 года, в целях сорвать подписание нового союзного договора, который подразумевал не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур. ГОСПРИЕМКА – новая контролирующая инстанция, введенная для контроля качества продукции. ИНФЛЯЦИЯ – переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного, неоправданного выпуска их. Может возникнуть также в результате снижения уровня товарной массы. Наиболее ощутимые последствия инфляции: рост цен, падение реальной заработной платы, обесценивание сбережений. КГБ - Комитет государственной безопасности CCCP — союзно-республиканский орган государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности при Совете Министров СССР. «МЕХАНИЗМ ТОРМАЖЕНИЯ» - понятие, употреблявшееся в политической публицистике начального этапа "Перестройки" и подхваченное М. С. Горбачёвым. Подразумевался "инертный и вязкий партийно-административный слой", на который возлагалась главная вина за "пробуксовку" реформ. Такой консервативный слой в партийном и государственном аппарате существовал, но в целом аппарат был послушен руководителям, которым, похоже, не хватало, ни умения, ни политической воли для последовательного и системного реформирования страны. «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» - новая философско-политическая концепция, основные положения которой предусматривали: отказ от принципа социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; признание мира целостным и неделимым. ПЛЮРАЛИЗМ – концепция, согласно которой в обществе взаимодействуют различные партии, профсоюзные, церковные, предпринимательские и иные организации при соблюдении демократических норм терпимости, взаимоуважения, отказа от насилия как средства для достижения цели. ПОЛИТИКА «ПЕРЕСТРОЙКИ» - перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения все того же ускорения общественного развития ПУТЧ - действия группы заговорщиков по совершению государственного переворота. «ПАРАД СУВЕРИНИТЕТОВ» - процесс, начавшийся с приходом к власти в СССР М. С. Горбачёва и начатой им перестройки. Развал СССР повлёк за собой образование новых государств на постсоветском пространстве. Кроме того, на территории Российской Федерации так же образовалась тенденция к обособленности некоторых бывших частей РСФСР от общего центра. СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР – в 1989-1991 гг. высший орган государственной власти СССР. Состоял из 2250 депутатов, половина из которых избиралась по избирательным округам, половина делегировалась наиболее влиятельными общественными организациями - КПСС, ВЦСПС и т.д. Осуществлял высшую законодательную власть, формировал Верховный Совет, разрабатывал государственный бюджет, избирал президента СССР. Прекратил деятельность после августовского путча 1991 г КОНЦЕПЦИЯ «УСКОРЕНИЯ» СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ – попытка вывода страны из системного кризиса и исправления экономического положения страны. Главными факторами ускорения должны были стать научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, а на этой основе и всего народного хозяйства и также активация «человеческого фактора». «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» - специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. В период перестройки успешное решение задач социально-экономического развития страны, качественное обновление общества связано с повышением роли Человеческого фактора как неисчерпаемого резерва такого развития, решающего фактора всех перемен. Это значит, что духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Список используемой литературы 1) Бондарев В. А. Была ли революция. 2) Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994гг. 3) Глуховский В.Ф. Отечественная история в схемах, таблицах и комментариях. 4) Горбачев Н.С. Река времени и величие действия – М; 1992г. 5) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. //Учебная книга для 9 класса общеобразовательных учреждений // - М; 1995г. 6) Корнилов Ю.Э., Шишкин Г.А. «Перестройка в СССР. Международный резонанс». – М : международные отношения, 1988г. 7) Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М: издательство МНЭПУ, 1998 – 228с. 8) Моисеев Н.Н. Размышление о современной политологии. – М; 2000г. 9) Ненашев М.Ф. Последнее правительство СССР: личности свидетельства диалоги – М; 1993г. 10) Согрин В.В. Либерализм в России: перспективы и перспективы. – М; 1997г. 11) Шестаков В.А. Новейшая история России // Учебник для вузов // 2008г. 12) Юрьев А.И., Островский Н.М. Новейшая история России //Учебное пособие для студентов в учебное заведение // 2003г. 13) Новейшая история России // Под редакцией члена корреспондента РАН А.Н. Сахарова. 14) Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации 1985-2001гг. // под редакцией Безбородова А.Б. – М; 2003г. 15) Перестройка управления экономикой. Проблемы, перспективы // Абалкин Л.И. и другие. – М: Экономика 1989г. 16) История Современной России 1985-1994гг.// Экспериментальное учебное пособие. 17) История Отечества 1939-1991 гг. // учебник для 11 класса средней школы. – М; 1992г. 18) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007. Реклама
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена |