Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Культура индустриальной эпохи

Культура индустриальной эпохи

План

Введение.

1.     Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей.

2.     Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве.

Заключение.

Литература.






















Введение

В числе социально-экономических и политических факторов определяю­щее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представ­ляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствова­ли утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрес­сивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и неспра­ведливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала про­мышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Промышленная революция привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат — беспрецедентный рост производи­тельности общественного труда. Практические потребности стимулировала быстрое развитие науки. XIX в. — это расцвет классического естествознания создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборато­рии, работающие на промышленность. Открытия в различных областях есте­ствознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индуст­рии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. отно­сится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих тех­нологических процессах различных производств, в создании ламп накалива­ния для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внут­реннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило перево­рот в науке и технике.


1. Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей

Формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыг­рало великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализа­ция становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отноше­ния и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расши­ряет грамотность и горизонты бытия.

Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства.

Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер (1814—1878), Дж. Джоуль (1819—1889), Г. Гельмгольц (1821—1894), открывшие законы со­хранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело созда­ние Т. Шванном (1810—1882) и М. Шлейденом (1804—1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809— 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой ге­ниальным русским ученым Д. И. Менделеевым (1834—1907), была доказана внут­ренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электро­на, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном (1879— 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планком (1858—1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.

В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724—1804) и И. Фихте (1762—1814). Ис­ходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. В. Шеллингом (1775—1854). Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где пре­одолеваются противоположности теоретического и нравственно-практичес­кого; эстетическое начало предстает как «равновесие», полная гармония со­знательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.

Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля (1770—1831), придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики. Так же, как и Шел­линг, Гегель отстаивал идею поступательного развития человечества и прин­ципа историзма. Причем принцип историзма развит в трудах Гегеля наиболее полно. Всю историю человечества он рассматривал как единый процесс, в котором каждая эпоха занимает особое место и оказывает влияние на после­дующее развитие.

Диалектика утверждалась не только в целостных философских системах, ее элементы проникали и обогащали различные формы духовной культуры.

В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концеп­ция, отвергающая мысль о возможности исторического прогресса, сторонни­ками которой были Ф. Р. де Шатобриан (1768—1848) и А. Шопенгауэр (1788— 1860).

XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине столетия материалистическое учение. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) утверждали первичность материи и, используя гегелевскую диалектику, разра­ботали концепцию исторического материализма, согласно которой история че­ловечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.

Влиятельным в XIX в. было и философское движение, связанное с именем О. Конта (1798—1857). Конт — основоположник позитивизма, который воз­ник в 30-е гг. XIX в., а затем в связи с развитием науки модернизировался. Позитивизм — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании. Конт даже признавал, что прежняя философия, как особое исследование ре­альности, не имеет права на самостоятельное существование.

XIX в. и особенно первая его половина — время всеобщего интереса к исторической науке. Почти во всех странах возникают исторические обще­ства, открываются музеи, издаются журналы. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления делают возможной выработку научных принципов истории. Эту миссию выполнил французский историк Франсуа Гизо (1787 —1874), явившийся создателем-домарксовой теории классовой борьбы.

Научные достижения XIX в. охватили также языкознание (например, Ж. Ф. Шампольон (1790—1832) расшифровал египетские иероглифы), археоло­гию; были заложены основы научной фольклористики, искусствознания, ли­тературоведения. Формируется комплекс гуманитарных научных дисциплин; достигает значительных высот экономическая наука, зарождается социоло­гия. Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются кон­цепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Процессы секуляризации подрывают влия­ние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфлик­ты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти про­цессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как нацио­нальное единство. Рост социальной мобильности, т. е. перемещение населения между городом и деревней и различными районами, сближает разные группы населения. Вместе с тем происходит и культурное сближение по вертикали, так как слои, имеющие разное имущественное положение, начинают общать­ся в рамках одной и той же профессиональной деятельности.

Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережит­ков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической куль­туры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все бо­лее широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобре­тали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к дости­жениям культуры.

Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преоб­ладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, проис­шедшие в XIX в. в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.

Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транс­порта, связи и взаимной информации.







2. Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет­рии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания про­изведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII — начало XIX в. В XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением. В это время он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произве­дение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстети­ческую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, опреде­лила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установ­лена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами при­знавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» от­носились пейзаж, портрет, натюрморт. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. «Высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сгла­женность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использо­вался локальный цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего плана.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченнос­ти, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а за­тем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бес­страстно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопреде­лили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman — роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, — по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной дей­ствительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржу­азного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с ут­верждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и силь­ных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгла­сила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отраже­ния действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъек­тивный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстанов­ка, в которой действовали герой.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распрос­траняется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литера­туру, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Серен Кьёркегор (1813—1855). Но вместе с тем ро­мантизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763—1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).

Гофман — один из основоположников немецкой романтической музы­кальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина».

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797—1856) — великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирает­ся на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает нео­быкновенной естественности, ясности и простоты.

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766—1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ ко­торого был типичен для посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Поэтому сила этих поэм — в неукротимости общественного протеста. Однако в эпоху реакции в поэзии Байрона появляются черты пессимизма.

Байрон — автор философских поэм, облеченных в драматическую форму, — «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта — роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал — политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тог­дашней Европы.

Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направ­лением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура — Фран­суа Рене де Шатобриан (1768—1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвеще­ния и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота ре­лигии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, пред­ставителями которого считают Гюго и Жорж Санд.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии   это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810—1856), создавший про­граммные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пье­сы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.

Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К. М. Вебер (1786—1826). Вебер боролся за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стрем­ление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. В произ­ведениях Вебера определились основные направления немецкой романтичес­кой оперы: народно-легендарная и сказочная опера («Вольный стрелок», «Оберон»), опера на средневековый рыцарский сюжет («Эврианта»), написаная как большая опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. Му­зыковеды считают, что от этой оперы лежит прямой путь к «Танеейзеру» и «Лоэнгрину» Вагнера.

Романтические оперы создавали также Л Шуман, Ф. Флотов («Александре Страделла», «Марта»). О. Николаи (ШО—1849) написал комическую оперу дзорские проказницы» на сюжет комедии Шекспира.

Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции — композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803—1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал пол­ную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».

Национальные особенности французского музыкального театра XIX в. от­разились в жанре комической оперы. Это прежде всего опера Д, Ф. Обера (1782— 1871) «Фра-Дьяволо». Вместе с драматургом Э. Скрибом Обер стал создателем нового типа комической оперы, для которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающееся действие. Музыка Обера изящна, мелодична, отличается живостью и разнообразием форм. Он написал 36 опер, в том числе «Бронзовый конь» и «Черное домино».

Пробуждение общественно-политической жизни Италии, наступив­шее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии ита­льянского национального искусства — зародилось новое направление оперно­го жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792—1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку ре­формы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драма­тизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатиричес­кие черты.

Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы.

Начало романтизма во  французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 — 1824). Одна из главных его работ — полотно «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта карти­на — манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от класси­цистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низ­менные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интен­сивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живопис­ность цвета.

Замечательнейшее явление романтизма — живопись Эжена Делакруа (1798— 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества — картина «Свобода, веду­щая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотив­шая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могу­чей силой Ники Самофракийской.

С 20-х гг. XIX в. Делакруа стал признанным лидером этого направления. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к на­пряженно-выразительной, взволнованной передаче натуры. Страстный тем­перамент, неуемная фантазия выражены художником в произведениях, вос­создающих образы истории, Востока, классической и современной ему лите­ратуры. Это «Алжирские женщины» и лучшая из его исторических работ — «Взятие крестоносцами Константинополя».

В архитектуре XIX в. романтизм, как уже отмечалось, не создал собственной школы, однако в индустриальных стра­нах, особенно в А н г л и и, начинает быстро развивать­ся промышленная архитектура. Построенные в 30—40-е гг. вокзалы, мосты фаб­рики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX в. Быст­рый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий.

Искусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердился романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. Причем, в стиле го­тики в Англии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здания.

В середине XIX в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджшюм был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. Это эффектное и величественное соору­жение на берегу Темзы стало органической частью английской столицы.

Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции   способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.

Вершина драматургии — драмы В. Гюго, в которых ярко проявились черты прогрессивного романтизма (страстный гуманизм, обличение правящих клас­сов, сочувствие простым людям, стремление к исторической правде, высокая поэтичность). Лучшие его пьесы — «Марион деЛорм», «Эрнани», «Король забав­ляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз».

В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин — представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.

В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная сис­тема хозяйствования и в сферу общественного производства включаются са­мые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и пред­мет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и об­щественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы чело­веческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет ис­кусства — человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, по­истине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сфор­мировался как направление в 30—40-е гг. XIX в.

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлени­ем в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капита­листических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталис­тического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, ли­цемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780—1857). Он выступил еще в период наполеоновской монархии ив 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую поли­тику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом-борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Полити­ческая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора.

Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783—1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма — твор­чество Оноре де Бальзака (1799 —1850). По замыслу Бальзака его главное про­изведение — эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническо­му труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771 — 1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В на­ чале своего творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.

Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвен­го», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развер­нувшуюся в Англии в XVII—XVIII вв.

Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812— 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литера­туры, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему, оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро.

Д. Б. Шоу — один из учредителей и первых членов социалистического «Фа­бианского общества, создатель драм-дискуссий, в центре которых — столкно­вение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этичес­ких проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл плев», «Пигмалион»), традиционности пред­ставлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).

Италии   в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реа­лизма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого италь­янского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с италь­янским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крес­товом походе»}. В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Бит­ва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Пред­ставления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объеди­нение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.

Проблемы социального неравенства — содержание опер Верди «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», в которых выражена лиричес­кая сторона творчества великого маэстро. Героико-историческая тема реали­стически воплощена в операх «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос».

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличает­ся от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствован­ными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Бертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л, Дели­ба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен~Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие пережи­вания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты — Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, опер­ная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской опе­ры. В 1856 г. была об­разована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступа­ет период, вошедший в историю под назва­нием английского му­зыкального Возрожде­ния, — повышается интерес композиторов к национальной тема­тике.

В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в жи­вописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средства­ми, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи    Франции   укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противополож­ных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие ху­дожники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832—1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»)^ затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая стра­ница в истории французского критического реализма — его последняя карти­на «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования. Пред­восхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («А-жантей»).

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впе­чатление). Эстетические установки этого направления характеризовало жела­ние соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения не­повторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные вос­приятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выстав­ки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Опост Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединив­шихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого на­правления в живописи.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгно­венные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название на­правления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Влияние импрессионизма про­слеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творчес­кие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Импрессионисты активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре — мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на спе­циально оборудованной лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило им­прессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна создавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.

При этом была открыта самостоятельная выразительная возмож­ность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты — для пе­редачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишу­щие точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты от­крыли концептуальное искусство — искусство современное, где глав­ным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет со­бой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрес­сионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).

Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерс­кой»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в концу 80-х гг. Именно в это вре­мя Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не измен­чивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешен­ности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной компо­зиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Бе­рега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал пре­имущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и жел­того. У него смелый лаконичный рисунок.

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказа­ло большое влияние на живопись XX в.

В целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мо­тивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.


Заключение

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнооб­разных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства, Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой челове­ческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными рево­люцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмыс­ливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла ли­тература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусст­ва, а также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелло Вентури отмечал; «... по своему числу и мас­терству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живопис­цами любого из предшествовавших веков.»

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись, буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству — Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозмож­ность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают пос­ледними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассическо­го стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодче­ства — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.












Литература

1.                                Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 1993.

2.                                Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. – М.: Просвещение, 1987.

3.                                Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4.                                Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997.

5.                                Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: Инфра-М, 1998.












Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена