Лукреций
Тит Лукреций Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский философ
и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей
античного атомистич. материализма. Сведений о жизни Л. почти не
сохранилось. До нас дошла философская поэма Л. «О природе вещей» («De rerum
natura», лучший рус. пер.—2 тт., 1946—47). Эта поэма — не только великий
литературный памятник, но одновременно важнейшее сочинение в истории
естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение
одного из вариантов античного атомизма.
Л.— последователь Демокрита и Эпикура (см.). Как и для них, атомистич.
принцип был для Л. универсальной гипотезой, призванной объяснить всё
многообразие явлений окружающего мира. Все вещи, по Л., возникают из
первичных телец и на них после своей гибели распадаются. Тельца существуют
объективно и вечно; в разных комбинациях они образуют различные вещи.
Тельца неизменны, абсолютно плотны, крепки, неделимы; они отличаются друг
от друга весом и конфигурацией. Наряду с мельчайшими материальными
частицами, считал Л., объективно существует и пустота, без к-рой невозможно
движение телец, их соединение и распад. Первичные тельца вечно движутся.
Причина их движения — в тяжести, заставляющей их падать, и в
самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота — основные
начала всего существующего. Движение телец — их необходимое и неотъемлемое
свойство. Время вне движения лишено всякого содержания.
Вселенная, по Л., не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве;
она бесконечна и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет
никакого центра. Во Вселенной существует бесконечное количество миров.
Существующие миры возникли в результате случайной комбинации хаотически
движущихся первичных телец. Земля, как и все миры, не только имеет начало
во времени, но осуждена на исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной
никогда не прекратится. Живые организмы также возникли в результате
случайного сочетания первичных телец. Вначале возникли неприспособленные к
жизни организмы: уроды, существа бесполые, безногие, безрукие, безротые и
т. д. Они быстро погибали, пока в результате того же случайного стихийного
сочетания атомов не возникли существа, приспособленные к окружающим
природным условиям. Л. был противником религиозных и мифологич. объяснений
возникновения жизни и решительно выступал против телеологич. понимания
строения и жизнедеятельности организмов. С точки зрения атомистич. теории
он объяснял не только возникновение организмов, но и все процессы
жизнедеятельности:
сущность питания, роста, размножения, психич. деятельности и т. д. Л.
твердо и настойчиво заявлял, что ни о каком бессмертии человека, ни о какой
потусторонней жизни души не может быть речи.
Отстаивая линию философского материализма, Л. утверждал, что мир, природа
познаваемы. Чувственные ощущения он считал единственным достоверным
источником познания. Ошибка может быть лишь в суждениях, в размышлениях, но
не в ощущениях. Обмануть может лишь рассудок, когда он отрывается от
чувственных данных или неправильно их обобщает. От предметов, по мнению Л.,
отделяется их тончайшая оболочка, к-рая, попадая в глаз человека, вызывает
ощущение. Мышление — комбинация самых тонких, самых лёгких, особенно быстро
движущихся первичных телец.
В общественно-историч. воззрениях Л., несмотря на их несомненный идеализм,
имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества
способствуют, по Л., не божественное предначертание и не каприз правителя,
а умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в
переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Л. придавал трём
открытиям:
использованию огня, постройке жилищ и применению звериных шкур в качестве
одежды. Л. отрицательно отзывался об истребительных войнах, отрывающих
людей от мирного труда, резко осуждал хищничество и аморализм римских
рабовладельцев. Но Л. не был идеологом угнетённых классов. Счастье, считал
он, состоит в ограничении желаний, в невозмутимости и абсолютном
спокойствии (атараксии), в познавательной деятельности, к-рая избавляет
человека от страха перед смертью и перед богами. Л. решительно отвергал
религиозную догму о божественном сотворении природы и человека; допуская
существование богов, он считал, что они бессильны перед законами природы и,
не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых пространствах.
Причину религиозных верований Л. видел в невежестве, незнании явлений
природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания —
источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.
Просветительская деятельность Л. навлекла на него ярость церковников, к-
рые, стремясь дискреди-тировать выдающихся античных атеистов, на протяжении
тысячелетий возводили на Л., как и на Эпикура, всяческую клевету.
Философские взгляды античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие
философы-идеалисты.
Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе вещей», в к-рой в
художественной форме изложено античное материалистич. мировоззрение и
высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектич. мысли, сыграла
значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании
мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она оп-ределила
многие черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в
восторг А. И. Герцена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К
двухтысячелетию со дня смерти Л. она была вновь издана Академией наук СССР
на русском и латинском языках.