Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Любительские движения

Любительские движения

План

1. Сущность любительского движения........................................ 3

2. Негативные тенденции в любительском движении......... 4

3. Новый этап в развитии любительского движения............ 7

4. Перспективы развития......................................................................... 8

Литература..................................................................................................... 12


1. Сущность любительского движения

Своеобразной формой добровольного объединения граждан, примыкаю­щей к существующим  формам и в то же время имеющей свою специфику, самобытность, свою определенную историю и традицию, свой способ рождения и реализации инициатив - сегодня является любительское движение.

Активность и самодеятельность, общественная направленность и массовый характер любительства, его организационная самовыстраиваемость определяют этот феномен как общественное явление.

Стремление к избранному виду деятельности, увлеченность ею, осуществление этой деятельности в свободное от основной работы время, определенный начальный дилетантизм, преодолеваемый через самообразова­ние и практический опыт, коллективизм, бескорыстие и общественное ад­ресование решаемых любителем задач, возводящие любительство в статус общественного служения - таковые сущностные характеристики  любительского движения.

Сотни тысяч людей во всех уголках нашей страны, от Камчатки до Бреста, от Заполярья до южных границ, являясь членами многих тысяч любительских клубов и объединений, участвуют в общественно полезной деятельности, занимаются поисковой, изобретательской, коллекционной, творческой и оздоровительной деятельностью, реставрируют памятники истории, сохраняют и восстанавливают природу, создают культурные цен­ности и т.д.



2. Негативные тенденции в любительском движении

Любительское движение  включает многие общественно важные функции, такие как: рекреация, общение, воспитание и развитие личнос­ти, художественное и техническое творчество, пионерные начинания, энтузиазм и новаторство. Основными чертами  любительства яв­ляются: добровольное стремление к избранному роду деятельности, увле­ченность, осуществление этой деятельности в свободное от основной ра­боты и учебы время, бескорыстие и общественный характер решаемых любителей задач1.

Однако реализация этого без преувеличения огромного социального потенциала при общем благожелательном отношении к любителю и любительству оказалась без необходимой поддержки общества, что привело к возникновению некоторых негативных тенденций, препятствующих утверждению созидательно-подвиж­нического характера  любительства.

В первую очередь, это меркантилизм, выражающийся в попытке подменить любительство чуждыми его природе элементами кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Конечно, мы не отрицаем важ­ность и нужность кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности, но подчеркиваем их отличную от любительства природу и неправомерность смешения этих форм. Ведь неслучайно в законодательстве некоторых государств в определение добровольных любительских объединений введен следующий признак: принадлежность к объединению не должна быть свя­зана с несением служебных обязанностей, а в соответствующем совет­ском законодательстве, действовавшем до 1932 года, в период, когда в стране была широко развита кооперация и индивидуальная трудовая де­ятельность, было сказано, что добровольные объединения "предметом своей совокупной деятельности избирают определенную постоянную цель, не связанную с извлечением материальных выгод для участников объединения или удовлетворения их экономических потребностей". Отсутствие в действующем законодательстве гаранта самодеятельности и немеркантилизма в  любительстве приводит к изменению природы этого  важного и самоценного социального инсти­тута, а в практике - к возникновению множества полулегальных "ша­башек", развитию  "теневой экономики", финансовым прошениям и злоупотреблениям, наносит значительный ущерб нравственному воспита­нию подрастающего поколения1.

Второй негативной тенденцией является формализм в развитии любительского движения, отражающий попытки некоторых государственных учреждений и общественных организаций заорганизовать любительскую деятельность, навязать принцип планирования "сверху" на основе взя­тых часто "с потолка", искусственно насаждаемых валовых показате­лей, волевое включение в число любительских клубов и объединений лекториев, устных журналов, циклов мероприятий, подготовленных культпросветработниками. Происходит подмена интересов любителей интересами их организаций - учредителей, что значительно затрудняет развитие любительского движения.

И третья, не менее тревожная тенденция - возникновение некото­рых анархических и экстремистских проявлений в любительском движе­нии, выражающихся в уходе небольшой  части любительских коллективов от социально значимых целей, сотрудничества и взаимодействия с общественными и государственными институтами, что создает условия для асоциальных и противоправных проявлений, которые особенно характерны для таких молодежных формирований, как "фанаты", "рокеры", "металлисты" и др. Причина этого, на наш взгляд, во многом от неготовности определенной части работников государственных и обществен­ных организаций к сотрудничеству с самодеятельными объединениями в  деле социально-политического строительства, а порой и в неумении этих работников дать аргументированный отпор анархически и экстре­мистски настроенной группе отдельных лидеров. Для искоренения этой тенденции требуется не самоустра­нение, не наблюдение за происходящим со стороны, а оперативная реак­ция на все возникающие проблемы, ведение постоянного открытого диа­лога и дискуссии с общественностью по очень разным, пусть даже самым острым вопросам. Противо­поставить этой чуждой нашему обществу тенденции можно только тесное сотрудничество всех заинтересованных государственных организаций и широкой общественности. Именно сотрудничество составляет квинтэссен­цию взаимодействия между самодеятельными любительскими объединениями и государственными органами, его содержание. Сейчас стоит задача еще более полного использования, практической реализации тех огром­ных возможностей, которые содержит в себе принцип сочетания общест­венного и государственного начала в социальном управлении развитием любительским движением.


3. Новый этап в развитии любительского движения

Из вышесказанного возникает объективная необходимость формирования нового этапа в развитии любительско­го движения, главными чертами которого могут стать: создание условий для приоритетного развития качественных сторон любительского движе­ния при продолжающемся количественном его росте, доукомплектование любительского движения компонентами правового, финансового и организационного обеспечения; создание условий для самовыстраивания его организационных структур вплоть до союзно-регионального уровня, реа­лизация межведомственного подхода к решению проблем и вопросов раз­вития любительского движения; поиск гибких и эффективных форм взаи­модействия общественных и государственных структур в его развитии.

Для дальнейшего совершенствования развития любительского движения необходимо сформировать систему обеспечения развития любительского движения, включающую материально-техническое, информационное, научно-методическое обеспечение, организацию культурно-массовых мероприятий, экспертизу, тарификацию и реализацию ре­зультатов любительской деятельности, подготовку и повышение квалифи­кации организаторов и лидеров любительского движения, а также орга­низацию его международных связей1.

Существует большая потребность в создании це­лостной общественно государственной системы содействия развитию лю­бительского движения, которая, строясь на принципе самоуправления, соединив преимущества гибкости общественных образований с ресурсной поддержкой государственных структур нашего общества, смогла бы на качественно новой и более высоком уровне поставить работу по разви­тию любительства в нашей стране.


4. Перспективы развития

Известно, что воспитание – это важнейшая функция любого общества, фактор его развития. В науке оно рассматривается в «широком» и в «узком плане». Воспитание в «широком» плане трактуется как закономерный социальный процесс передачи исторически накопленного опыта старшим поколением младшему. В «узком», т.е. в педагогическом смысле, воспитание определяется как «целенаправленный процесс, осуществлямый под руководством специально выделяемых обществом людей -–учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы.

Одним из направлений и эффективных средств воспитания творчески активной личности является социально-культурное творчество, суть и назначение которой видится в самодеятельной, творческой инициативе личности, направленное на самообразование, на освоение социально-культурного опыта поколений, на совершенствование и обновление общественных отношений, на формирование культурной среды обитания людей.

Освоение и приумножение, развитие народных национально-культурных и педагогических традиций относится сегодня к числу важнейших направлений в досуговой деятельности детей, подростков и взрослых. Оно вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого своего края, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы. Ориентация на основе национальной культуры в содержании досуговой деятельности предполагает учет целого ряда  идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных культурно-педагогических традиций. По своему содержанию народные культурно-педагогические традиции располагают большими возможностями для активного воспитывающего воздействия на современную молодежную субкультуру. Взятые в совокупности, они объективно ставят ребенка, подростка перед необходимостью поиска новых качественных видов социально-культурного действия, поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений в сфере досуга.

Идеи непрерывности в освоении и использовании народных культурно-педагогических традиций как средства общественного воспитания молодежи основывается на преемственности усилий семьи, школы, дошкольный и внешкольных культурно-досуговых учреждений и самодеятельных объединений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала жилой, социокультурной среды, состоящей из разнообразного контингента индивидуальностей, из нескольких возрастных поколений, способных активно повлиять на социализацию детей и подростков и активизации их социально-культурного творчества1.

Культурная среда является благоприятным условием в сохранении и развитии дарования детей, здесь сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.

Значение этого трудно переоценить. Оно обуславливается тем, что в современной ситуации наблюдается сильная тенденция к разрушению, размыванию локальных культур, нивелированию их, сведению к некой «общенациональной», в которой тонут и самобытность, и само содержание традиционных. В этом процессе огромную роль играют средства массовой информации. Которые активно тиражируют в качестве эталонов образцы мировой «общенациональной» культуры, пренебрегая при этом местными культурными традициями. Это повлекло за собой переориентацию человека с ценностей своей локальной культуры на образцы, предлагаемые профессиональным искусством.  Но профессиональное искусство не может заменить собой местную культуру, так как они выполняют разные функции.

Поэтому в сети общественных школ, культурно-досуговых учреждений, на гуманитарных факультетах вузов следует принять  меры для скорейшего улучшения качества преподавания фольклорной науки в организации кружковой работы, в привитии первоначальных знаний о фольклоре на местах и, в первую очередь, среди родителей.

Сегодня эти задачи реальны благодаря усиливающейся тяге народа и общественности к восстановлению во многом утраченной системы национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Культурно-досуговая сфера становится активной силой в деле возрождения искусства, фольклора, народных ремесел ми других видов национальной культуры. В системе СКД активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному. Важным резервом в восстановлении и развитии самобытного творческого потенциала народа является организованная художественная самодеятельность, имеющая в своем арсенале богатый опыт коллективной художественной деятельности, профессиональные кадры, участников, обладающих определенным мастерством и стажем художественной деятельности, нормативно-методическую, материально-техническую и учебно-образовательную базу.

Важным условием эффективности и жизненности программ является наличие соответствующих педагогических кадров и присутствие государственно-административной и общественной поддержки на местах. Там, где есть это, там просматриваются элементы системного, комплексного подхода при решении организационных и материальных вопросов детско-молодежного движения, обеспечивается преемственность в развитии СКТ детей в цепи «семья – дошкольные учреждения – школы – культурно-досуговые центры – трудовые коллективы».

Необходимым условием преодоления сложившегося несоответствия реального функционирования системы социально-культурного творчества молодежи их культурно-воспитательным возможностям видится в разработке научных основ деятельности, в системном, комплексном решении организационных и педагогических основ управления социально-культурным творчеством. Это позволяет выявить резервы, объединить усилия, наладить взаимодействие субъектов и объектов СКТ в рамках целевых программ и координационных структур всех уровней1.

Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что при всех социальных и экономических трудностях, которые переживает общество, детско-молодежные инициативы продолжают развиваться, и активно расширяется поле их творческой деятельности.


Литература


1.         Березин Б. И. Советский клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – 111с.


2.         Розанов В. В., Рыбаков В. Н. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений. – М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988. – 102с.


3.         Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – 462с.




1 Березин Б. И. Советский клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – с.29.


1 Розанов В. В., Рыбаков В. Н. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений. – М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988. – с.53.


1 Березин Б. И. Советский клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – с.31.


1 Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – с.196.


1 Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – с.201.




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена