Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Механизм создания фашисткой диктатуры в Германии

Механизм создания фашисткой диктатуры в Германии

Иркутская Государственная Экономическая Академия

Юридический факультет

Кафедра «Конституционное права»

 

Курсовая работа Тема «Механизм создания фашисткой диктатуры в Германии»

Выполнил: Евдокимова Е. В.

Студентка 1-курса заочного

отделения.

Научный руководитель,

старший преподаватель

Авдеева О. А.

Иркутск 1999

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                     3

2. Политический режим государства                            5

3. Расистский режим                                       6

4. Тиранический режим                                     7

5. Фашистский режим                                          8

6. Германский фашизм                                          13

7. Последствия прихода к власти нацистов в Германии                                                           15

8. Заключение                                                        17

9. Список использованной литературы                  19

ВВЕДЕНИЕ

Целью этой курсовой работы является исследование механизма создания фашисткой диктатуры Германии. Чтобы раскрыть тему необходимо обратится к прошлому  (в  1930-40 г.г. нашего столетия), когда существовал этот режим. Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что не зная прошлого, не понимаешь настоящего. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишает жизни, имущества, чести своего гражданина. Мне, как юристу, интересна история государств, где существовали беззаконие, институты власти таких государств, в частности в фашистской Германии.

Германская правовая группа относиться к романо-германской правовой системе, которая сформировалась в континентальной Европе, - ее главном центре и в настоящее время. Данная система органически связана с правом еще Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы.  Романо-германская правовая система как бы продолжает римское право, но ни в коем случае не является его копией. Датой возникновения германской системы считается XII век. Помимо чисто экономических фактов, способствовавших появлению системы (развитие торговли, ремесел, рост самоуправляемых городов), важнейшую роль сыграли факторы социально-культурного характера, к которым в первую очередь можно отнести возрождение римского права в университетах. Начало этому положил Фома Аквинский использовав в своих работах труды Аристотеля. Таким образом было преодолено многолетние неприятие римского права церковью, что открыло не ограниченные возможности для его использования  в правотворчестве.    

Зарождение германской правовой системы никаким образом не является результатом утверждений политической власти или централизации осуществленной королевской властью. Этим германская система отличается к примеру, от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов.  Система германского права появляется в эпоху, когда Европа не составляет единого целого и основывается ни на чем ином, кроме общности культуры.   

Школа естественного права достигла успеха в двух направлениях:

1) создание публичного права. В этой области представители школы отвергали римское право. Они предложили модели конституции, административного и уголовного права , опираясь на опыт английского права.

2) Кодификация. Кодификация – это техника, которая позволила осуществить замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами. Кодификация положила конец правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике.

В XX веке кодексы устарели, и это ослабило  юридический позитивизм XVIII – XIX.  Единство семьи исторически было основано на частном праве и не распространялось на публичное или распространялось частично. Поэтому велика опасность разрыва, если в какой – либо стране установиться режим, который, не удовлетворяет переделкой имеющихся правовых институтов, может дойти до отказа от самой  концепции права. Такой пример национал – социализма, права бывшего СССР. 

Надо сказать, что в последнее время появилась тенденция к развитию так называемого «европейского права», то есть права Европейского Сообщества  и права, создаваемого Советом Европы. Основным источником этого права является Европейская конвенция о защите основных прав и свобод, подписанная в Риме в 1960 году всеми странами – участниками ЕС.            

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВА

При рассмотрении политической какого - либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нем институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет» о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различи и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристике этих процессов применяется понятие «политический режим» - система реальных методов властвования в данном государстве. «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, конституционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определенный период». Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность ( что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств).

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно,  исходя из современных гуманистических требований к политической наук, руководствуясь принципом, что, человек индивидуум -  «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, ее важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

1) Степень развития «гражданского общества»;

2) Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

3) Роль в государстве и обществе силовых структур (армия, полиция, Г. Б.);

4) Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;

5) Степень разделения властей и характер отношения между ними;

6) Степень централизации власти;

7) Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.

В соответствии  с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский.

РАСИСТСКИЙ РЕЖИМ

Конечно, самый отвратительный самый грубый и примитивный режим проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром «мировоззрения» германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве «арийской расы» нацисты оправдывали «право» немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

Расизм был важной частью идеологических построений у фашистов и других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о «японском духе», который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы в свое призвание в качестве «великой нации», «нации колонизатора».

Преступные расистские «идеи» распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями разных рас. Такой закон был принят примерно в 30 штатах.

В настоящее время расистские, социально – дарвинистские и т.п. «идеи» получают новое рождение по всему миру.

ТИРАНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличи от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она так же лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку.  Когда речь  идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило,  является жесткой.  Стремясь подавить сопротивления в зародыше, тиранический режим  осуществляет казни не только за выраженное  неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того , захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием, но и над теми обычаями которые существуют у народа. Тиранический режим можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах – государствах.

Тирания, как деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится  их создать.

ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое  государство, и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный фашистский режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно – политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный фашистский режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающие партийные посты. Кроме того, осуществляется демогогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшее место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный фашистский режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива отнюдь практически не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др. ), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он является самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пересекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется  с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные , т.е. законом не предусмотренные и неограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.) , т.е. карательные органы.

Тоталитарный фашистский режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме  устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой. Полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека , всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный фашистский ежим использует полицейский сыск поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного фашистского режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во – первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный фашистский режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические  проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном фашистском режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный  комплекс, армия – основные опоры тоталитариазма. 

Во-вторых, тоталитаризм имеет социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенство в нищете». Тоталитарное фашистское государство опирается на архаические, общинные формы земледелия. Быта. Натерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.   

Разновидность тоталитаризма являются режимы, где осуществляется  «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого и заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуется властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме  развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать,  защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой , социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.  

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение, мотивация к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери),  что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима , необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, иных фактов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать на социально освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

ГЕРМАНСИКИЙ ФАШИЗМ

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией , представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.                                                

Фашизм в Германии основывался на националистической, расисткой демагогии, которая возводилась в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства была объявлена охрана национальной общности, решение геополитических , социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашисткой идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом , их права и обязанности зависят от того, к какой национальной расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом была объявлена высшей, основной. Ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий –арийская. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожатся. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищания масс. В них основе лежат определенные общественно – политические движения, в которые внедряют националистические идеи, популистические лозунги, геополитические интересы и т.п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войны и , наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима в Германии характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходило разрушение общечеловеческих ценностей, рос произвол, упрощались карательные процедуры, ожесточались санкции и вводились превентивные меры, разрушались права и свободы личности. Увеличивалось число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. В гражданском праве уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушение со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идеи.  Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую  ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское гражданское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИХОДА К ВЛАСТИ НАЦИСТОВ В ГЕРМАНИИ

В Германии нацизм начался с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайных декретов, приходящиеся на первые месяцы 1933 года.

Всем им     присваивались громкие названия: чем подлее было содержание, тем громче кричали «о благе народа и государства».

Февральский декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный»  декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т.д.

Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама партия была запрещена (март 1933 года), ее пресса закрыта.

По своему обыкновению, гитлеровцы прибегли к провокации. Они возвели ее. Так же как систематический обман, в регулярное орудие политики.  Гитлер учил лгать народу и притом лгать крупно, ибо мелкая ложь, как он полагал, вызывает меньше доверия.

В ночь на 28 февраля 1993 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог гонений на компартию. В стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1993 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при «попытках к бегству». Был арестован и Эрнет Тельман, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы убили его.

Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила только одна нацистская партия.     

            Преследованию подвергли и социально-

демократическую партию; нацисты преподали им практический урок легальности и конституционности.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфисковано. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность «национал социализму».

Центральные и местные органы фашисткой партии имели правительственные функции. Решение съездов партии получало силу закона.

Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчинятся приказам местных «фюреров», которых (как и в Италии) назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами на тайных заседаниях. Уголовные преступления чаще всего вообще сходили им с рук. Важна  преданность, твердил Гитлер, а если при этом сопрут что-нибудь, плевать на это.

Особое место в системе репрессивного аппарата заняла карательная полиция – гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.   

Мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы – партии. Одна полиция следила за другой, и не одна не доверяла другой.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть – в особе «фюрера».

Уже закон 24 марта 1033 года разрешил императорскому правительству, не испрашивая санкций парламента, подавать акты, которые «уклоняются от конституции».      

Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Не перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе приемника.

Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда – демагогических и внешнеполитических целях – гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которое назначало правительство.  

Формально не отмененная  Веймарская конституция прекратила свое действие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раскрывая тему «Механизм возникновения фашистской диктатуры в Германии» можно сделать следующий вывод: фашизм у власти – открыта террористическая диктатура, с применением крайних форм насилия, против неугодных режиму. Открыто проповедуются идеи: расизма, шовинизма, командные методы регулирования экономики. Внешняя политика агрессивна, направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, истребление народов. В таком государстве существует культ личности вождя. Фашизм имеет свои истоки «примеры для подражания» в далеком прошлом. Элементы фашизма мы видим в истории Римской Империи, Османской Империи, во времена Наполеона.

Большая проблема – это расизм. Основы которого составляют положение о физической и психологической не равноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю культуры общества, об разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые – это единственные создатели цивилизации, призванные к господству , а вторые обречены на эксплуатацию.    

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологии при поддержки шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладения государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.          

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Нормативно правовые акты

1) Веймарская конституция – всеобщая история государства и права. М. «Юрист», 1998 год С-392-394

2) Закон о новейшем строении империи С-366

3) Гражданско-процессуальный кодекс С-379

  

II. Учебная специальная литература

1) Государственное право буржуазных и развивающихся стран. – М: Юрид. Лит, 1996.

2) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: «Юридический колледж «МГУ», 1994

3) Основы политологии. Под ред. В.Л. Пугачева. М,1992

4) Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8

5) Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990

6) Власть и демократия: зарубежные ученные о политической науке. Под ред. П. А. Цигонкова. М, 1998

7) Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права, - М: «Юристъ», 1998

8) Давид Р. Основные правовые системы современности – М.: Международные отношения, 1998

9) Берман Г.Д. Западная традиция права – эпоха формирования – М., 1997

10) Большая Советская Энциклопедия 3 издание под ред. А.М. Похомова – М, 1971

  

          

          

         

 




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена