Мировоззрение декабристов
Мировоззрение декабристов
Санкт-Петербург
2010г.
Вступление
Тайное общество, члены которого получили название декабристов, в течение почти десятка лет готовилось к свержению самодержавно-бюрократического режима. Это движение не было случайной вспышкой либерализма, оно опиралось на глубокое негодование мыслящей части русского общества и выступало в целях освобождения всех классов народа от тяжелого рабства. Декабристы весьма серьёзно отнеслись к поставленной перед ними задаче. Они внимательно изучали современное им положение России и стремились выяснить, при какой форме правление русское государство сможет достичь наивысшей формы процветания. Таким образом, декабристы не только критиковали существующий строй, но и стремились найти идеал будущего государственного устройства.
Революционные взгляды декабристов на современный им государственный и общественный строй вызывают глубокий интерес: помимо интереса ко всякой попытке освободительного движения, нельзя забывать, что основу движения декабристов составил цвет тогдашней интеллигенции, что ещё более усиливает интерес к их мировоззрению.
Гнёт русского народа деспотичным самодержавием, рабство, ложащееся на плечи каждого нового поколения, бесчеловечное обращение с крепостными – всё это не могло не вызвать протеста интеллигенции, людей образованных, мыслящих.
Но как возникли и на чём основывались идеи декабристов? Что послужило толчком к протесту, что так долго таился в умах русской интеллигенции?
Этим вопросам я хочу посвятить свой реферат. Разумеется, крайне сложно ответить однозначно на вопрос "как было сформировано мировоззрение декабристов". Однако не интересоваться идеями этих замечательных людей – по меньшей мере - невежество.
Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
Движение декабристов, порожденное, прежде всего, объективными потребностями развития России, находилось в тесной связи с общим ходом исторического процесса XVIII-XIX вв. Большое значение не только для идеологической подготовки Великой Французской революции, но и для развития общественного сознания в других странах имела, как известно, деятельность выдающихся французских просветителей XVIII в. Влияние их произведений на умы оказалось длительным, и сохранялось оно не одно поколение: "Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на родине", - писал декабрист Н.И. Тургенев. Французские просветители, по его словам, "как будто предприняли политическое воспитание европейского континента"
В XVIII в. интерес в России к идеям западноевропейской просветительской философии был велик. Теории общественного договора, естественного права, равенства всех перед законом, суверенитета народа, вера в силу общественного мнения, в право каждого человека на свободу проникали в общественное сознание русских людей.
Распространению трудов просветителей в России в начале XIX в. способствовало ослабление цензуры в первые годы царствования Александра I. В это время печатались переводы сочинений Руссо, Монтескье, Вольтера, А. Смита, Беккария. Труды этих авторов можно было приобрести и в оригиналах, поступавших в Россию разными путями.
Будущие декабристы и их единомышленники увлеченно читали труды западноевропейских просветителей. Эти работы не трудно было найти в библиотеках членов тайных обществ, во многих случаях унаследованных от родителей. Таковы библиотеки П.И. Пестеля, Никиты Муравьева, Ф.П. Шаховского, Н.И. Тургенева, братьев Бестужевых и других.
Формированию вольномыслия Пестеля в молодые годы способствовало чтение французских книг из богатой библиотеки его родителей. В коллекции этой библиотеки можно было найти "Энциклопедии" Дидро и Д'Аламбера а так же многотомные сочинения Руссо, Монтескье, Мармонтеля и других западноевропейских просветителей. Пестель внушал товарищам мысль о необходимости чтения Вольтера и Гельвеция, "рассуждающих о возвышенных обязанностях человека-гражданина", подчеркивал, что без их понятий нельзя быть полезным "ни себе, ни обществу, ни отечеству".
Узнать о том, насколько сильно влияла такого рода литература на идеи декабристов, стало возможно из показаний, данных членами общества. На следствии в 1826 г. почти каждому из них задавался традиционный вопрос: "С которого времени и откуда заимствовали вы свободный образ мыслей, то есть от сообщества ли или внушений других или от чтения книг или сочинений в рукописях и каких именно?". Большинство декабристов в числе разных факторов отмечали влияние произведений французских публицистов. "Чтение некоторых французских сочинителей нечувствительно разливало во мне яд вольномыслия", - писал Ф.Ф. Вадковский. "Все, что касается до составления и управления общества вообще, все это я пожирал с умом жадным и любопытным", - замечал А.В. Поджио.
Чаще же в следственных делах встречаются указания на конкретных авторов и их труды. Круг мыслителей, объединенных Дидро вокруг издания "Энциклопедии", был особенно близок декабристам. Увлекался чтением Вольтера, Руссо, энциклопедистов А.П. Беляев. Особенно подействовала на него статья Вольтера о фанатизме. А.М. Муравьев, по его словам, был "прельщен", читая Руссо, Вольтера, Монтескье. Н.П.Репин с юности был знаком с трудами французских мыслителей с лёгкой руки своего дяди, адмирала Карцева – вольтерианца.
Высокую оценку деятельности просветителей оставил А.А. Бестужев. "Вольтер с дружиною энциклопедистов, - отмечал писатель-декабрист, - был трибуном своего века, представителем своего народа".
Именно благодаря влиянию западноевропейской просветительской литературе конституционные проекты первых русских революционеров впитали лучшие достижения передовой для того времени буржуазной философской мысли, ее антифеодальную, антимонархическую направленность. Идея торжества разума, примата закона, народного суверенитета, ненависть к деспотизму пропитывают конституцию Никиты Муравьева и "Русскую правду" Пестеля. Особенно большое воздействие на политические взгляды Пестеля и Никиты Муравьева, как и на воззрения некоторых других декабристов, оказали произведения Монтескье. Обоснованный им буржуазный принцип разделения властей, а также созданная им схема форм правления (республика, монархия, деспотия) были использованы в политических проектах, вышедших из-под пера декабристов. В.Ф. Раевский обратил особое внимание на критику деспотизма в произведении Монтескье "О духе законов", выделив авторский парадокс: "Все люди равны в республиканском правлении; они все равны и в деспотическом правлении; в первом - оттого, что они составляют все, во втором - оттого, что они ничего не значат".
Важно отметить, что труды просветителей закладывали фундамент исключительно для разработки конкретных документов, сама же идея восстания не была перенята от революционеров зарубежья. Она была вызвана исключительно ненавистью к текущему строю в России, который отчетливее проявлялся при сравнении с устройством западноевропейских государств.
Программа декабристов формировались в нелёгком поиске истин, способных лечь в основу единого политического, государственного и религиозного миросозерцания.
Что касается идей религиозных, они тоже были во многом переняты у просветителей. Это были в основном атеистические воззрения просветителей. В этом направлении декабристами рассматривались труды Гольбеха, в частности "Система природы", называемая "библией материализма". Я не считаю, что идеи эти не были полезны для русского общества, так как отвергали и ипостасную Троицу, и религию вовсе, а церковные обряды находили ничем иным как застоявшимися суевериями. Всё это невозможно для ортодоксального общества.
Тем не менее, декабристы в большинстве охотно принимали учения Гольбеха и Кондильяка. Декабрист Крюков писал: "Надежда на будущую жизнь отвращает от просвещения, питает эгоизм, способствует угнетению и мешает людям видеть, что счастье может обитать на земле". Он считает также, что рабство и невежество поддерживаются религиозными предрассудками. Однако Крюков сам же оспаривает себя, говоря о том, что идеи человеколюбия, лишённые религиозной основы превратили его идеи в вольнодумие, но не более того. А значит нельзя отрицать, что ни одна идея человеколюбия не может существовать без опоры на религию.
К большому сожалению, искренние метания души, переживания и муки поиска истины мы наблюдаем далеко не у всех декабристов. Некоторые из них с лёгкостью принимали любые новые идеи и не стремились обдумывать их так же подробно и тщательно, как занимался этим Крюков. Такие люди попали в общество декабристов едва ли не случайно, увлекшись захватывающими планами, идеей головокружительного свершения, одним словом – романтизировали происходящее.
Совершенно иными были такие замечательные люди, как Бестужевы, Орлов, Муравьев-Апостол и прочие, не говоря о Пестеле.
Стоит сказать о влиянии просветителей на так называемое общество Соединённых Славян.
Общество это состояло из офицеров не участвовавших, как правило, в заграничных походах, зачастую не бывавших даже в столицах. большинство из них имело скудное домашнее образование, однако наблюдая окружавшую их действительность, не могли не задуматься над судьбой своего народа. Так подошли они к чем же трудам и учениям, что и их аристократические единомышленники.
Одним из наиболее известных участников общества Соединенных Славян был Люблинский. Этот человек с юности занялся самообразованием и без помощи преподавателей освоил русский (по происхождению он был поляком), французский, итальянский и другие языки. Познакомившись с трудами Беккариа и Филанджиери он "познал всю силу человеколюбия". Однако идея республики не привлекала Люблинского.
Декабристы, отдаленные от века Просвещения двумя десятилетиями, могли в известной степени понять историческое значение деятельности просветителей, идейно подготовивших Великую Французскую революцию. Это не могло не вдохновлять первых русских революционеров. Таким образом, правомерно говорить не о заимствовании, а о критическом осмыслении декабристами идеологии Просвещения, использовании ее применительно к конкретным задачам политических и социально-экономических преобразований в России.
Влияние масонства на мировоззрение декабристов
Разумеется, главным девизом декабристов можно считать ключевые слова Великой Французской Революции: "Свобода.Равенство.Братство.", а значит нельзя не сказать о влиянии масонства на идеи декабристов
В Россию масонство проникло в 1730-х годах. Первый из орденов английского масонства был основан в Санкт-Петербурге. В него вошли граф Р.Л. Воронцов, назначенный гроссмейстером, князь С.Ф. Апраксин, историк И.Н. Болтин и др. Провинциальным великим мастером "для всей России" был назначен капитан Джон Филлипс. В целом в этот период (1730—1762 годы) масонство в России представляло собой лишь модное заимствование с Запада, но уже в 1762—1781 годы оно начинает принимать специфические национальные черты и становится русским масонством в собственном смысле слова. В его рамках развиваются этико-философские и религиозно-мистические идеи, вера в которые дополняется рационализмом отвлеченного мышления.
Приход военной интеллигенции (в лице декабристов) к масонству в целом можно связать с зарождением политического либерализма в среде молодого поколения дворянской интеллигенции и ее желанием вступить на путь борьбы с несправедливым общественным строем. Жесткая цензура не оставляла возможности открытых выступлений в печати, да если бы таковая и была, этого было бы явно недостаточно. Поэтому будущие декабристы обращались к созданию тайных обществ, одной из распространенных и устоявшихся форм которых были масонские организации.
Усилили влияние масонов события Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Длительное пребывание русских офицеров на территории западноевропейских государств, прежде всего Германии и Франции, привело к тому, что либеральные идеи, широко укоренившиеся в этих странах, захватывали и русских "братьев" - членов походных военных лож.
Особенно большое значение в этом плане имели непосредственные контакты русских масонов с их заграничными братьями, так как и германские, и французские ложи считали за честь принять в свои ряды русских офицеров. Не следует забывать, что европейское масонство начала XIX века, в полной мере испытав на себе влияние Великой Французской революции 1789 года, отличалось радикализмом, что не могло впоследствии не сказаться на мировоззрении ориентировавшихся на них русских братьев - будущих декабристов.
Влияние масонства было ощутимо уже при организации Союза Спасения в 1816—1817 годах. Его учредителями были братья А.М. и Н.М. Муравьевы, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, князь С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Позднее к ним присоединились князь Ф.П. Шаховский, князь И.А. Долгорукий, П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, Ф.Н. Глинка и другие. В 1817 году в Союз Спасения вошел М.С. Лунин. Многие члены Союза Спасения были членами ложи Трех Добродетелей, состоявшей в союзе Великой Провинциальной Ложи. В работе ложи Соединенных Друзей, основанной в 1802 году, с 1816 года участвовали гвардейские офицеры П.И. Пестель, П.Я. Чаадаев (в 1817—1818 годах последний был в степени мастера, впоследствии вошел в Союз Благоденствия), генерал-майор А.X. Бенкендорф (в 1817—1818 годах был в степени товарища), князь Ф.П. Шаховской и др. А.Н. Муравьев был масоном еще до войны 1812 года.
Устав Союза Спасения имел ярко выраженные черты вольного каменщичества. Влияние масонства чувствовалось и в Союзе Благоденствия. Весьма примечательно, например, что на печати Союза Благоденствия был изображен пчелиный улей — масонская эмблема, часто встречавшаяся на виньетках. Известные члены Союза Благоденствия, а затем Северного общества Н.И. Тургенев, К.Ф. Рылеев также были масонами (К.Ф. Рылеев, например, с 1820 года состоял в степени мастера в ложе Пламенеющей Звезды, работавшей в рамках союза Астреи на немецком языке).
Член Союза Спасения, а затем Союза Благоденствия, состоявший в ложе Избранного Михаила, М.Н. Новиков, племянник Н.И. Новикова, стал в 1818 году управляющим мастером масонской ложи Любви к Истине в Полтаве (в рамках союза Астреи); генерал-майор П.С. Пущин в 1821 году был управляющим ложи Овидия в Киеве.
Однако, несмотря на то, что подавляющее большинство декабристов являлись масонами, их принадлежность к вольному каменщичеству была весьма кратковременной. Это объяснялось тем, что определенный консерватизм русского масонства казался декабристам ограниченным, и они, перешагнув через него, вступили на путь борьбы с монархией, апогеем которой явилось восстание 14 декабря 1825 года. Масоны же Александровской эпохи неоднократно выражали свою любовь к царю: "...Прямой масон премудрость знает: он любит Бога и царя".
Вместе с тем стоит заметить, что принятый в 1782 году Устав Вольных Каменщиков гласил: "Твоя первая клятва принадлежит Богу, вторая — Отечеству и Государю", а в издании 1812 года слово "Государю" заменено словом "Государству". Однако в целом это не меняет противоречивой сути отношения русских масонов к монархическому государству и религии, а, скорее, лишь подчеркивает ее.
Внимание вопросу влияния масонства на декабристов уделил известный русский философ Николай Бердяев. В своём труде "Русская идея" он пишет: "Декабристы прошли через масонские ложи. Пестель был масоном, Н.Тургенев был масоном и даже сочувствовал иллюминатству Вейсгаупта, т.е. самой левой форме масонства". Бердяев считает, что заговор декабристов идейно вырос на основе масонства.
Мнения учёных по поводу масонства декабристов и масонства в России в целом традиционно расходятся между собой. Одни считают, что восстание декабристов есть восстание масонов, основной целью которого был подрыв авторитета православной церкви.
Однако, я думаю, что несмотря на то, как сильны были атеистические веяния в аристократических кругах, все понимали, что свержение православия в России к великому счастью невозможно. К тому же, как было сказано выше, одной из догм масонов была неприкосновенность личности Царя. Мне трудно представить, что возможно было противопоставить веру Государю. А значит, другие цели преследовали русские масоны. Кроме того, масонство в России кардинально отличалось от европейского: наши "вольные каменщики" не приняли ни мистики, ни обрядов.
Я думаю, что влияние непосредственно масонства было не так значимо, как влияние просветителей. Революционные идеи декабристов, на мой взгляд, шире и острее вековых догм масонства. Молодым революционерам становилось тесно в ложах.
Опыт французской революции
"Мы ненавидели преступления и любили правила Французской революции," -отмечал М. Ф. Орлов. И все же, несмотря на отрицательные стороны революции, как представляли их себе декабристы, а также и на реставрацию после 1815 года в Европе абсолютистских режимов, наиболее проницательные представители декабристского круга не могли не усмотреть и конечных положительных последствий революции.
П. И. Пестель говорил: "Возвращение бурбонского дома на французский престол и мои соображения о сем происшествия могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей, ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революциею, были при монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам против нее всегда восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть весьма полезна, в какой мысли я укреплялся тем другим еще суждением, что те государства, в коих не было революции, продолжали быть лишенные подобных преимуществ и учреждений".
Таким образом, осуждение "ужасов французской революции" не мешало видным идеологам декабризма осознавать, что, говоря словами М. Ф. Орлова, "эпоха французской революции - великая эпоха, что эпоха человека и разума". Критика "крайностей" французской революции у декабристов согласовывалась с признанием положительных, в конечном счете, результатов.
Заключение
Выступление декабристов потрясло Россию… мероприятие невиданное ранее, идеи – немыслимые, планы – колоссальные.
Я не буду рассуждать о том, почему сорвалось выступление и что было бы, если бы декабристы довели начатое до конца. Всё случилось так, как, очевидно, должно было случиться. Важно другое, важно, с каким рвением и страстью люди, которых мы называем декабристами боролись за счастье своего народа, за процветание своего государства.
На мой взгляд, идея переворота была на редкость отточенной и чёткой. Планы декабристов, конечно , были в чём-то излишне романтичны, однако руководители обществ понимали, насколько серьёзна их задумка. В таком деле им невозможно было обойтись без надёжной опоры. Опорой это явилась в первую очередь суровая действительность. Офицеры, знавшие жизнь за границей, не могли не прийти в ужас, сравнивая устройство западноевропейских государств с Русским. Постоянная мысль о несправедливости государства к народу питала декабристов, давала им новые силы.
Меня поразило, что вся программа этого (если можно так сказать) революционного движения основана в первую очередь на идеях гуманизма и просвещения.
Восстание действительно имело прекрасную базу – труды величайших просветителей, учёных, философов.
Невозможно недооценить важность выбора верного ориентира. Ошибки в этом выборе – ужасны. Достаточно вспомнить Фашистскую Германию. Эти страшные ошибки мы наблюдаем и по сей день: теория нацизма ложится в основу расовой ненависти, антисемитизма и многое другое…
Итогом же верного выбора ориентиров стало то, что в отличие от прочего другого неудачного переворота или восстания, не пострадали те люди, за которых, по сути, боролись декабристы. В полном соответствии со своими идеалами, они приняли на себя всю ответственность. А это достойно восхищения.
Пояснения
Руссо - Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - французский философ, один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., идейный предшественник французской революции.
Монтескье - Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель
философии французского Просвещения.автор принципа разделения властей.
Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.
А. Смит - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.
Беккариа – Чезаре Беккариа мыслитель, публицист, правовед и общественный деятель, выдающийся деятель Просвещения.
Дени́ Дидро́ — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший "Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел"
Жан Леро́н Д’Аламбе́р— французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик. Член Парижской академии наук, Французской Академии , Петербургской и других академий.
Гольбах - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
Этьенн Бонно де Кондильяк - (1715-1780) - один из крупных представителей французского Просвещения.
Общество Соединённых Славян - тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие.
Масо́нство— нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Иллюминатство - Иллюминаты — общее название нескольких тайных групп, современных и исторических, реально существовавших и фиктивных, раскрытых или предполагаемых. Обычно использование данного термина предполагает наличие зловещей организации заговорщиков, которая стремится управлять мировыми делами негласно, изменив существующий порядок в своих целях.
Список используемой литературы
1. Донвар-Запольский,М.В. Идеалы декабристов [Текст]/ М.: типогр. Т-ва И.Д.Сытина, 1907 г.
2. Иосифова, Бригита. Декабристы [Текст]/Москва
3. Нечкина, М.В. Декабристы [Текст]/ М.: Наука, 1983
4. Бердяев, Н. Русская идея/ М.: АСТ, 2007
5. Лопухин И.В. Духовный рыцарь//Масонские труды И.В. Лопухина. М., 1913. С. 59.
6. Тургенев Н. И. Россия и русские. М., 1915. С. 60
7. Лорер Н.И. Записки декабриста. Иркутск, 1984. С. 67
8. Семенова А.В. Дидро и декабристы // Великая французская революция и Россия. М., 1989. С. 368