Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Морские перевозки на Каспийском бассейне

Морские перевозки на Каспийском бассейне

Морские перевозки на Каспийском бассейне

 С самого начала Великой Отечественной войны три каспийских пароходства - сухогрузное ("Каспфлот"), нефтеналивное ("Касптанкер") и рейдовое нефтеналивное ("Рейдтанкер") - перестроили работу на нужды обороны страны. Уже в июле 1941 г. в Казахстан и республики Средней Азии началась эвакуация населения, демонтированного оборудования, хлебных грузов из западных областей страны. На Волгу отправляли нефть и нефтепродукты. Из среднеазиатских республик в западные порты Каспия перебрасывали войсковые соединения, боевую технику, вооружение, снаряды и патроны. Выполнение заданий Государственного Комитета Обороны (ГОКО) по перевозкам войск, пассажиров и грузов потребовало исключительного напряжения сил всех работников морского транспорта Каспийского бассейна. Десятки тысяч пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов, не предусмотренных никакими планами, предстояло перевезти в очень сжатые сроки. Для осуществления перевозок не хватало тоннажа. Трудности выполнения задания ГОКО усугублялись тем, что в первые дни войны часть судов была передана Военно-Морскому Флоту, а в августе 1941 г. несколько крупных транспортных судов принимало участие в перевозке советских войск, которые временно вводились в Иран в соответствии с существовавшим договором.

Острая нехватка тоннажа привела к тому, что в портах Баку и Махачкалы скопилось много пассажиров и большое количество грузов для отправки в Красноводск. Поток пассажиров и грузов непрерывно нарастал. Только в октябре 1941 г. флоту предстояло вывезти из Баку 82 тыс. человек.  В Махачкале в осенние месяцы находилось по 40 тыс. пассажиров. Кроме того, в портах с каждым месяцем увеличивалось количество невывезенных грузов: в Баку в ноябре-декабре оставалось до 30-38 тыс. тонн генеральных грузов, а в Махачкале - свыше 60 тыс. тонн зерна.

Моряки делали все, чтобы выполнить задания по перевозкам: сокращали сроки погрузки, выгрузки и ремонта судов, загружали суда сверх установленной нормы, приспосабливали для пассажиров грузовые помещения судов и размещали пассажиров на палубе. На палубах танкеров за июль - декабрь 1941 г. каспийские моряки перевезли свыше 100 тыс. человек.

Из западных портов Каспия большинство пассажиров и большую часть грузов направляли в Красноводск. Работники Красноводского порта трудились с высоким сознанием своего долга перед Родиной, систематически перевыполняя нормы переработки грузов. Для увеличения пропускной способности в 1941-1942 гг. порт был реконструирован: построены новые причалы, склады, выполнены дноуглубительные работы.

Важное место в деятельности морского транспорта на Каспийском бассейне занимали перевозки нефтепродуктов из азербайджанских портов в Астрахань. Кроме имевшихся судов "Касптанкера", моряки стали использовать стоявшие ранее на приколе баржи, специально переоборудованные для перевозок горючего, крайне необходимого фронту. В течение первого полугодия  1942 г. Каспийский торговый флот продолжал наращивать темпы морских перевозок на основных коммуникациях. Летом немецко-фашистские захватчики развернули наступление на Северном Кавказе, гитлеровские армии рвались к Волге. Военная обстановка внесла изменения в направления и характер грузоперевозок. Увеличились перевозки войск, боевой техники, боеприпасов и снаряжения в западные порты Каспия. Вырос поток эвакуируемого оборудования промышленных предприятий Северного Кавказа, которое направлялось в Среднюю Азию.

После_прорыва фашистских армий к Волге нефтепродукты, предназначенные для отправки в восточные районы страны, начали доставлять в Гурьев. В Гурьевском порту для приема горючего построили насосную станцию, трубопровод, провели значительные дноуглубительные работы. Через этот порт происходила и эвакуация населения, прибывшего в Махачкалу с Северного Кавказа.

В период боев за Северный Кавказ и Волгу фронт приблизился к Каспию и морякам пришлось работать под ударами вражеских бомбардировщиков. Особенно неистовствовала фашистская   авиация на Астраханском рейде. Нередко разгрузка горючего происходила под обстрелом и бомбовыми ударами фашистских самолетов, но моряки стойко защищались и продолжали перегрузочные работы. В результате налетов вражеской  авиации в 1942 г. Каспийский торговый флот потерял 32 транспортных судна, около 100 моряков погибло на своих боевых постах. Начавшееся в 1943 г. наступление советских войск на Северном Кавказе внесло новые изменения в перевозки на Каспии. С января 1943 г. прекратилась эвакуация населения на Восток, а в феврале по указанию правительства из Краснрводска в Баку и Махачкалу стали отправлять тракторы и сельхозмашины для освобожденных от врага районов. Вновь возросли перевозки нефтепродуктов в Астрахань. Несмотря на то что линия фронта отодвинулась от Каспия, фашистские самолеты в 1943 г. еще совершали нападения на суда и бомбардировали порты.

Вместе с плавсоставом и портовиками помогали оборонять страну и работники судоремонтных предприятий Каспийского бассейна. В 1942 г. для пополнения флота развернулось строительство деревянных и железобетонных судов в Баку и Махачкале. Заводы ремонтировали суда, выпускали оборонную продукцию.

Каспийский торговый флот одновременно с выполнением важнейших перевозок на внутренних морских путях работал и на внешних коммуникациях, доставляя из Ирана военную технику, снаряжение и материалы.

Доблестный труд каспийских моряков во время Великой Отечественной войны неоднократно отмечен высокими правительственными наградами.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru




Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена