Начало социал-демократического движения в России
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
СЕВЕРНЫЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных и правовых дисциплин
По дисциплине: «Отечественная история»
Тема: «Начало социал-демократического движения в России»
Выполнил: студент
Группы 0383
Петр
( ) Петр
Руководитель:
( )
___/___/ 2007г.
Содержание
1. Начало социал-демократического движения. 5
2. Российская социал-демократия в начале 1905 г. 12
Начало XX в. стало временем значительного революционного и общественного подъема. Центр революционного движения переместился из Западной Европы в Россию. Ведущей силой революционной борьбы был российский пролетариат, который именно в это время «…впервые противопоставляет себя, как класс, всем остальным классам и царскому правительству».
Во главе пролетариата стояли революционные социал-демократы. Все это определяло принципиальные отличия революционного кризиса начала прошлого века: к объективным признакам революционной ситуации присоединился фактор субъективный. Появляются условия непосредственного перерастания революционной ситуации в революцию. От экономических стачек конца 19 в. К антиправительственным демонстрациям, в дальнейшем к схваткам с полицией и войсками; от стачек в пределах предприятия до стачек демонстраций; от предъявлений чисто экономических требований к требованиям политическим.
Переход российского пролетариата от экономических требований к политическим пробудил к активности другие социальные группы и классы русского общества.
К началу 1905 г. социал-демократическое движение в России представляло собой довольно сложную и противоречивую картину. Начавшаяся революция ставила перед марксистской партией очень масштабные и трудные задачи.
Целью написания реферата является рассмотрение вопроса связанного с началом социал-демократическим движением в России. В связи с целью поставлены следующие задачи:
- Осветить исторические предпосылки возникновения социал-демократического движения в России.
- Рассмотреть социал-демократическое движение.
Объектом исследования в работе является начало социал-демократического движения в России на рубеже XIX-XX веков.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и представлена введением, основной частью, заключением и списком литературы.
В ходе написания реферата были использованы периодические издания, учебный материал по отечественной истории, статьи в журналах.
1. Начало социал-демократического движения
Важным этапом в создании партии революционного действия стал выход газеты «Искра». В редакцию этой общерусской газеты входили: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов, Засулич. «Искра» сыграла важную роль в идейно-политическом и организационном оформлении социал-демократических комитетов и групп. Постепенно большинство местных социал-демократических организаций присоединялись к программе, организационному плану и тактике «Искры». Повороту социал-демократических комитетов на строну «Искры» содействовала, кроме всего прочего, публикация проектов программы РСДРП, подготовленных членами редакции газеты. После дискуссий коллективный проект программы партии был одобрен и представлен Второму съезду РСДРП, состоявшемуся в Брюсселе-Лондоне в июле-августе 1903 года. В его работе участвовало 43 делегата от 26 социал-демократических организаций. На съезде были представлены различные течения в российской социал-демократии: твердые искровцы (24 голоса), «мягкие» искровцы (9), «экономисты» (3), бундовцы (5), колеблющиеся или болото имели 10 голосов.
Искровская программа была принята съездом. Она состояла из двух частей программы-максимум и программы-минимум.
В программе-максимум была сформулирована конечная цель социал-демократии - установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества.
Программа-минимум предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики. В ней содержались такие требования: всеобщее, равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Важным являлось и положение о праве наций на самоопределение, право населения получать образование на родном языке, право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введение родного языка наравне с государственным во всех учреждениях. Программа партии также содержала требования восьмичасового рабочего дня, государственного страхования рабочих на случай старости, полной или частичной потери к труду, запрещения сверхурочных работ.
В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой борьбы программа выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у крестьян при уничтожении крепостного права.
Указанные требования, выражая интересы рабочих, крестьян, широких мелкобуржуазных слоев народа многонациональной России, создавали хорошую основу для их сплочения в борьбе за революционно-демократическое преобразование страны. Характерно, что программа отражала типичные как для российской, так и в значительной степени для международной социал-демократии представления об общественном прогрессе. Общественный прогресс понимался российской социал-демократией всецело как движение к социализму. Все, что способствовало этому, считалось прогрессивным и должно было поддерживаться партией. В соответствии с этим прогресс, например экономики, мыслился лишь на путях обязательной замены частной собственности общественной. Для аграрного сектора это означало, что мелкокрестьянское хозяйство обречено исторически и ему на смену должно обязательно прийти крупное коллективное, которому принадлежит будущее.
В тесной связи с программой находились решения Второго съезда РСДРП по вопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о демонстрациях, профессиональной борьбе, об отношении к учащейся молодежи и т.д. При выработке этих вопросов делегаты съезда исходили из положения: РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против самодержавного строя.
В конце работы съезда состоялись выборы в центральные органы партии. После острой дискуссии была избрана редакция Центрального органа партии «Искры» (Плеханов, Ленин, Мартов). Однако Мартов отказался войти в ЦО. Вслед за редакцией ЦО был избран ЦК РСДРП в составе Кржижановского, Ленника и Носкова. Таким образом, съезд закрепил победу твердых искровцев.
Отсюда пошло разделение российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Однако это не следует понимать, как глобальный раскол партии: меньшевистская и большевистская партии существовали в рамках одной РСДРП, руководствуясь единой программой и уставом. Вплоть до 1917 года РСДРП являлась по форме единой партией, в которой взаимодействовали и функционировали две фракции, неоднократно распадавшиеся, в свою очередь, на ряд течений и групп. Между ними постоянно шли дискуссии о путях, методах и условиях борьбы за победу буржуазно-демократической революции и созданию условий для перехода России к социализму. И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения. Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал к тому же поколению социал-демократов, что и Ленин.
В начале ХХ века в России, наряду с социал-демократией, в активную политическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она создавалась в конце 1901 - начале 1902 года в результате слияния нескольких неонароднических организаций. Название партии «социал-революционеры» не было случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах. Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП, было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е гг. прошлого века. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались верны народовольческим традициям террора. Другие – возлагали надежды на создание массовой партии «революционного социализма» и смотрели на террор, как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже были готовы от него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когда капотношения утвердились в России. Газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник революции» играли для ПСР такую же роль, как издание «Искры» для РСДРП. Весьма показательно, что эти издания вышли в свет почти одновременно. И вместе, в конце 1905 года, прекратили свое существование. Именно в «Революционной России» в 1904 году был опубликован проект программы ПСР. Автором проекта был В.М.Чернов, выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества.
На рубеже веков эсеры не могли отрицать, как это делали их народнические предшественники, самого факта победы капитализма в России. Но распространение капитализма в стране объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством. В начале ХХ века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в капиталистические отношения и сможет стать основой для перехода к социализму. Не желая признавать усилившийся процесс имущественного расслоения крестьянства, эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели результатами естественной капитализации деревни.
Большинство крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд, они зачисляли в категорию так называемого «трудового крестьянства». Поскольку источником дохода этой категории являлся их собственных труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным слоям. По мнению эсеров, между трудовым крестьянством и рабочими не существовало какой-либо разницы, поскольку источником их существования был собственный труд.
Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической, а трудовой, поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на осуществление коренных социальных преобразований. Ее главной задачей было «обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества на классы». В программе эсеров формулировались задачи как социалистического, так и демократического этапов революции. К первым относилось главное требование - экспроприация капиталистической собственности и организация производства и всей общественной жизни страны на социалистических началах. А это предполагает «полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную партию, и в случае надобности установление его временной революционной диктатуры». Следует отметить широкую программу демократических преобразований, выдвигаемых эсерами. Ее основные положения были весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижения, неприкосновенность личности и жилища. На основе всеобщего и равного избирательного права для всех граждан предполагалось образование выборных органов демократической республики с автономией областей и общин, широкое применение федеративных отношений между национальностями, введение родного языка во всех местных, общественных и государственных учреждениях.
В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и создания благоприятных условий для его борьбы за социализм ПСР, как и РСДРП, выдвигала требования 8-часового рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления минимальной заработной платы. В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне, эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародное достояние, прежде всего в руки сельских общин, а также местных органов самоуправления. Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользования земли. Никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработать ее сам или трудом членов своей семьи.
В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала, куда они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий, кто признавал ее программу, подчинялся ее постановлениям и участвовал в работе одной из ее парторганизаций. В отличие от территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозглашали только территориальный. Они имели два руководящих органа – ЦК и Совет партии. ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии.
В Совет партии входили 5 членов ЦК и представители всех областных организаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партии созывался Центральным комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить только съезд. На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров, созданная в конце 1901 года. Она была строго законспирирована. Члены Боевой организации не принимали участия в региональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали в деятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии строились через особо уполномоченного и отличались большой самостоятельностью. С 1903 года Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем царской охранки.
Накануне первой российской революции эсеры не имели еще утвержденной общепартийной программы, не было и выдержанной тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партийной организации. Но острых расколов внутри партии не было. В РСДРП же после Второго съезда разгорелась острая внутрипартийная борьба. Уже в сентябре 1903 года меньшевики создали свой организационный центр. На стороне меньшевиков оказалась и «Заграничная лига русской революционной социал-демократии2 (1901-1905), а затем и газета «Искра» (с № 53).
Большевики в свою очередь поставили вопрос о создании новых партийных центров. Осенью 1904 года был создан большевистский организационный центр в России - Бюро комитетов большинства (БКБ). А с декабря 1904 года начал выходить печатный орган большевиков - газета «Вперед». Разногласия между большевистской и меньшевистской фракциями усиливались. Фракции имели свои печатные органы, руководящие центры, разъездную агентуру. В центре разногласий находились первоначально организационные вопросы. Им была посвящена и брошюра Ленина «Шаг вперед, два шага назад». В ней меньшевики квалифицировались как наименее устойчивые теоретически, наименее выдержанные принципиально элементы партии. «Меньшинство образовалось именно из правого крыла партии», - заявлял Ленин. Большинство же, по его мнению, составляло революционное направление РСДРП. Со своей стороны меньшевики усматривали в большевистских организационных принципах сектантство, опасность крайнего централизма и подчинение партии «духовному ордену» в лице группы профессиональных революционеров. К организационным разногласиям между большевиками и меньшевиками постепенно добавлялись и различия по вопросам теории и политики революционного движения. Хотя накануне революции обе фракции и признавали неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата, тем не менее, они по-разному интерпретировали тип и перспективы грядущей буржуазной революции, возможность ее развития, цели и задачи пролетариата, его линию по отношению к другим классам общества.
2. Российская социал-демократия в начале 1905 г
К началу 1905 г. социал-демократическое движение в России представляло собой довольно сложную и противоречивую картину. Начавшаяся революция ставила перед марксистской партией очень масштабные и трудные задачи, а между тем она продолжала находиться в состоянии острейшего идейно-политического и организационного кризиса, возникшего после II съезда РСДРП.
В РСДРП яростно боролись две фракции — большевистская и меньшевистская, которые вес больше напоминали уже две самостоятельные партии. Раскол российской социал-демократии, который произошел в 1903-1904 гг., накануне революции, не только не был преодолен, но, наоборот принял еще более драматические формы.
Однако большинство организаций РСДРП оставались объединенными, что отражало реальную ситуацию в «низах» партии, хотя в ее «верхах» фракционное деление прослеживалось совершенно четко и определенно. Общее направление деятельности той или иной местной организации, в конечном счете, определялось составом ее руководящего органа — комитета РСДРП. В историческую литературу уже давно вошли данные о том, что к марту 1905 г. в России действовали 32 комитета и 35 групп большевистского направления, у меньшевиков было 23 комитета и 27 групп, 10 комитетов и 43 группы занимали более или менее нейтральные; внефракционные, позиции. В ряде мест (Петербург и др.) возникли параллельные большевистские и меньшевистские местные организации РСДРП.
Весной-летом 1905 г. наиболее крупные и политически дееспособные большевистские организации были в Петербурге (1200 членов), Москве (более 1000), Саратове (около 1000), Казани (750), Иваново-Вознесенске (600), Нижнем Новгороде (500) и некоторых других местах. Меньшевики были сильны в западных районах страны, на Украине, в Закавказье. Крупные меньшевистские организации действовали, в частности, в Петербурге (1200членов), Екатеринославе (более 1000), Одессе (700), Киеве (500), Полтаве (400) и т.д. Общее же количество членов РСДРП, по подсчетам историков, составляло к лету 1905г. 26,5 тыс. человек (14тыс. большевиков и 12,5 тыс. меньшевиков). Налицо был практически паритет фракционных сил.
Сравнивая положение дел у большевиков и меньшевиков, Ленин писал в начальный период революции: «У меньшевиков больше денег, больше литературы, больше транспортов, больше агентов, больше «имен», больше сотрудников. Было бы непростительным ребячеством не видеть этого.
В тех местах, где сохранялись объединенные организации РСДРП, между большевиками и меньшевиками шла ожесточенная борьба за руководство комитетами, причем большую роль в ее исходе играли такие факторы, как энергия, обаяние, ораторские и организаторские способности партийных лидеров, помощь кадрами и литературой из-за границы или из других городов России, аресты членов комитетов, которые вели к частой смене их состава и т.д. Неизбежные в условиях подполья ограничения внутрипартийной демократии, с которыми вынуждены были мириться обе фракции РСДРП, порой приводили к тому, что политическая линия того или иного местного комитета или группы и настроения рядовых членов данной организации не только не совпадали, но и существенно отличались друг от друга.
Все это дестабилизировало обстановку в партии, отвлекало ее силы от выполнения главной задачи — борьбы с самодержавием. Постоянно давали знать о себе взаимная нетерпимость большевиков и меньшевиков, а также чисто личностные моменты, поскольку интеллигенция часто вносила в идейную борьбу элементы крайней амбициозности и политического интриганства, что еще больше накаляло обстановку в организациях. При этом общая атмосфера революции с ее быстрыми, часто драматическими переходами от одной ситуации к другой, неожиданными взрывами стихийных массовых выступлений, сложными маневрами политических противников пролетариата и колебаниями его друзей способствовала еще большему обострению фракционной борьбы. В целом же, несмотря на сложность и крайнюю противоречивость обстановки, ведущая тенденция развития социал-демократического движения в России характеризовалась в 1905 г. быстрым ростом рядов РСДРП и значительным расширением ее влияния на рабочий класс, а также на непролетарские слои населения. Провал «гапонады» усилил тягу рабочих к социал-демократам, а активная роль РСДРП в начавшейся революции привлекла к ним симпатии всего демократического лагеря.
С началом революции активизировали свою деятельность не только большевики и меньшевики, но и национальные социал-демократические организации. Большим влиянием среди рабочих пользовалась Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), возникшая в 1900 г, при слиянии СДКП и Рабочего союза Литвы и действовавшая на территории Царства Польского, Литвы и Белоруссии. Достаточно ярко проявила себя и Латышская социал-демократическая рабочая партия, основанная в 1903 г. Обе эти партии выступали за совместную борьбу пролетариев всех национальностей России против самодержавия и разделяли основные положения программы РСДРП. Отказ руководства СДКПиЛ признать программное требование РСДРП о праве наций на Самоопределение, стремление латышских социал-демократов к установлению федеративного принципа построения партии, а также непонимании ими сущности разногласий между большевиками и меньшевиками помешали в 1903-1905 гг. их объединению с РСДРП. Оно произошло лишь на IV съезде российских социал-демократов в 1906 г.
С другой стороны, в социал-демократическом движении в национальных районах довольно активно действовало и правое крыло. Во многом близкую к меньшевикам позицию занимал Всеобщий еврейский рабочий союзе Литве, Польшей России (Бунд), возникший в 1897г. и входивший с 1898г. в РСДРП в качестве ее автономной организации. Однако в 1903г. бундовцы вышли из партии, которая отказалась признать их притязания на роль единственной марксистской организации, ведущей работу среди еврейского пролетариата. К началу революции Бунд пользовался значительным влиянием в западных районах России. Разветвленная сеть его организаций охватывала значительные массы еврейского, главным образом ремесленного, пролетариата.
Во многом близки были к бундовцам члены Армянской социал-демократической рабочей организации («специфики»). Они требовали построения РСДРП на федеративных началах и выдавали себя за единственных представителей армянского пролетариата. Сходные настроения были характерны и для Революционной украинской партии, расколовшейся в 1905 г. на Украинскую социал-демократическую рабочую партию (УСДПР) и Украинский социал-демократический союз («Спилка»), тяготевший к меньшевизму.
Начавшаяся революция еще больше обострила идейную борьбу в РСДРП и в национальных социал-демократических организациях. Большевики считали, что наиболее радикальным средством преодоления раскола является созыв нового партийного съезда и последовательное проведение в жизнь его решений всеми членами РСДРП. При этом они рассчитывали, что большинство социал-демократов в России поддержат их линию. Меньшевики, наоборот, видели в созыве нового съезда за границей дорогостоящую и ненужную затею, которая лишь разожгла бы бушующие в социал-демократических организациях фракционные страсти.
В первые месяцы революции социал-демократам пришлось столкнуться и с серьезными претензиями Гапона на роль «объединителя» всех русских революционных течений. Приехав в начале февраля 1905 г. в Швейцарию, Гапон вошел в контакт с В.И. Лениным и Г.В. Плехановым и даже собирался одно время вступить в ряды социал-демократии, но вскоре сблизился с эсерами.
В начале февраля 1905 г. состоялась встреча Ленина с Гапоном. Как вспоминала позже Крупская, «Гапон был живым куском нараставшей в России революции, человеком, тесно связанным с рабочими массами, беззаветно верившими ему...» Поэтому Ленин, несмотря на доходившие до него слухи о провокаторстве Гапона, хотел ближе присмотреться к этому необычному человеку, попытаться понять, чем мог Гапон влиять на рабочие массы установить через Гапона контакт с эсерами для совместной подготовки вооруженного восстания в России.
На III съезде РСДРП Ленин сообщил делегатам, что Гапон произвел на него впечатление человека, «безусловно преданного революции, и циативного и умного, хотя, к сожалению, и без выдержанного революционного миросозерцания». Плеханов также видел в Гапоне вожака с хинного рабочего движения и находил его человеком искренним по-своему привлекательным, хотя и невежественным. Однако очень скоро он охладел к бывшему «батюшке». Характерно, что и Ленин, и Плеханов посвятили Гапону сочувственные статьи, опубликованные в газетах «Вперед» и «Искра».
Но главные усилия большевиков были направлены весной 1905 г. на созыв III съезда РСДРП, который должен был коллективно выработать программу действий партии в начавшейся революции.
Важным этапом в создании социал-демократической партии стал выход газеты «Искра». В редакцию этой общерусской газеты входили: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов, Засулич. «Искра» сыграла важную роль в идейно-политическом и организационном оформлении социал-демократических комитетов и групп. Постепенно большинство местных социал-демократических организаций присоединялись к программе, организационному плану и тактике «Искры».
Во время II съезда социал-демократической партии произошло разделение российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Между ними постоянно шли дискуссии о путях, методах и условиях борьбы за победу буржуазно-демократической революции и созданию условий для перехода России к социализму. И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения. Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал к тому же поколению социал-демократов, что и Ленин.
В начале ХХ века в России, наряду с социал-демократией, в активную политическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она создавалась в конце 1901 - начале 1902 года в результате слияния нескольких неонароднических организаций.
Первая российская революция стала серьезным испытанием для социалистических партий России. В 1905-1907 годах они получили проверку в ходе революционных битв. На передний план перед ними выдвигалась задача критического осмысления первого опыта практического претворения своих программных и тактических принципов, определения основных линий будущей политики.
1. Аврех А. Я. Раскол фракции октябристов в IV Думе // История СССР. 1978. № 4.
2. Власов В.В. Отечественная история. 2001 г., N 1.
3. Лебедева В.А. Вопросы истории N6,1989г.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений Т. 20., Т.22., 1988 г.
5. Макаренка В.П. Главные идеологии современности, Ростов-на-Дону: Феникс 2002 г.
6. Мартов В.А. Отечественная история. М.: Феникс, 2005 г.
7. Платонов С.Р. Лекции по русской истории. С-Пб, 2003 г.
8. Смагина С.М. (Ред.) Политические партии России в контексте её истории, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г.
9. Тютюхин С.С. Шепохаев В.В. Восток о ситуации в России. Журнал 2004 г., №12
10. Шелохаев В. Идеология и политическая организация Российского либерализма, Москва, 1991 г.