Национально-освободительное движение на Украине
Тема: Национально-освободительное движение на Украине в I половине XIX века
Содержание
Введение
1. Участие украинцев в борьбе против царизма
а) Движение декабристов, его оценка
б) Вступление в освободительную борьбу интеллигенции
в) Кирилло-Мефодиевское общество, его значение
2. Тайные организации на западно-украинских землях
Заключение
Введение
Введение
С конца XVIII до начала XX века украинцы жили в двух разных империях: 80%- подданные Романовых, остальные Габсбургов. Так на рассвете Нового времени украинцы оказываются внутри политических систем, радикально отличных от того уклада, к которому они привыкли. «Живя в империях, украинцам пришлось иметь дело с жёсткими, всеобъемлющими и навязчивыми формами регламентации их общественной, политической и хозяйственной жизни...» (Субтельный,1994 стр281) Российская и Австрийская империя представляли собой огромные конгломераты земель, населённых народами неодинаковыми в этническом и культурном отношении. Высокоцентрализованная власть требовала абсолютную покорность и верность правящим династиям, это были не только политические обязанности, но и религиозные и моральные добродетели. Взамен, империи обещали своим подданным безопасность, стабильность и порядок. Императоры управляли при помощи армии и высокоразвитой бюрократии. Армия поддерживала внешний и внутренний порядок, а бюрократия собирала налоги. На украинских землях бюрократы навязывали множество законов и предписаний, якобы улучшая жизнь. Процесс внедрения в Украине имперских администраций проходил с 1770 по 1830 год. К концу этого периода имперская бюрократия прочно обосновалась на Украине и была образована по военному образцу, имела чины.
К началу XIX века Российская империя имела неограниченную власть государя-императора, жёсткую полицию и бесправный народ. Население Украинских земель в составе России не превышало 7,5 млн. человек. Из них почти 5,5 млн. были крепостными. Помещики имели свыше 70 % всей земли. С целью обеспечить выполнение барщины, натуральных и денежных повинностей использовали жёсткие формы принуждения, даже физические. Помещики официально получили право без следствия и суда отправлять непокорных крепостных в сибирскую ссылку и на каторгу. «Бунтарей» отдавали в рекруты. 25 лет солдатской службы проходили в условиях непрерывной муштры и грубого издевательства. Не имея достаточных средств на содержание огромной армии, царизм надеялся путём организации военных поселений удешевить стоимость военных расходов и держать крестьянство в повиновении. Военных поселенцев называли вечными солдатами, не считая различных сельскохозяйственных работ. Дети военных поселенцев - так называемые кантонисты- с 7 лет проходили военную муштру. На Украине военные поселения были в Харьковской, Екатеринославской и Херсонской губерниях.
Ищущий популярности Александр I, казалось всерьёз собирался логически завершить законодательные реформы своей бабушки Екатерины II: именно конституция могла установить власть закона взамен монаршего самовластия. Но вскоре выяснилось, что и этот «просвещённый монарх» не воспринимал идею конституции всерьёз. Однако жажда реформ проникла в сердца имперских либералов.
В июне 1812 года началась Отечественная война против армии французского императора Наполеона Бонапарта. Нашествие полумиллионной армии поставило под угрозу существование украинского и белорусского народов. Украинцы вместе с другими народами, населяющими Россию, поднялись на борьбу. Военные заводы Украины увеличили выпуск продукции. Шосткинский завод на Сумщине, поставлял армии порох, Киевский арсенал - различное оружие. Русская Армия получала с Украины много продовольствия, фуража, лошадей, скота, подвод. Жители Волыни создали партизанские отряды на лесах и болотах, почти 70 тысяч человек вступило в казачьи и ополченческие полки. Сорокотысячное соединение Украинского ополчения, состоявшее из добровольцев Черниговской и Полтавской губерний, защищало левый фланг русской армии во время её контрнаступления от Москвы до западных границ страны. Общими усилиями Российская империя дала захватчику мощный отпор.
1.Участие Украинцев в борьбе против царизма
а) Движение декабристов, его оценка
Война с Наполеоном привела к неожиданному результату. Солдаты и офицеры, которые в составе русской регулярной армии и ополченских казачьих полков побывали за рубежом в 1813-1815 годах, повидали страны, где крепостное право было уже отменено, глубже ознакомились с демократическими идеями Французской буржуазной революции конца XVIII века. Многие царские офицеры, проведя свои лучшие годы на европейских полях сражений, испытали влияние политических институтов и ценностей Запада и стали их пылкими сторонниками. Вернувшись с победой домой, они надеялись, что их молодой и казавшийся либеральным царь Александр I реформирует Россию на западный манер, но были разочарованы. Император приблизил к себе реакционеров во главе с Аракчеевым и им поручил управление страной. Усилилось общее недовольство крепостническими порядками, вспыхивают солдатские бунты. В этой обстановке революционно настроенные дворяне (преимущественно молодые офицеры русской армии) начали сознательную организованную борьбу против крепостничества и самодержавия. В Петербурге, Москве и в Украине стали появляться тайные политические кружки. Группа офицеров (принадлежали к знатным дворянским родам) начинает создавать тайные общества с целью свержения самодержавия и установления конституционного режима. Первое такое общество основано в 1816 году в Петербурге и называлось «Союз спасения» Из него вышли руководители и участники Северного общества, основанного в Петербурге и Южного с центром в украинском Тульчине.(1821год). С участниками Южного общества в Киеве встречались революционно настроенные поэты А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, который побывал также в Каменке и Тульчине. В Тульчине служил руководитель Южного общества- человек железной воли и блестящих способностей Павел Пестель. Самая многочисленная управа Южного общества была в Василькове. В неё входили представители как Южного общества, так и Общества объединённых славян(1823), которое стремилось к освобождению всех народов Восточной Европы «от самовластья» и объединению их в «федеративный союз» России, Польши, Молдавии, Сербии и других стран. Несмотря на то, что в правлении общества были украинцы, в их федерации не было Украины. В Новгороде волынском была организована четвёртая группа Южного общества – Славянская во главе с братьями Петром и Андреем Борисовыми и И.И. Горбачевским. Вскоре из Варшавы на Украину прибыли посланцы Польского патриотического общества. Они договорились с Южным обществом о согласованных действиях. Таким образом к 1825 году Южное общество насчитывало около 160 человек. Руководитель Южного общества П.И. Пестель составил обстоятельную программу дворянских революционеров под названием «Русская правда». Она предусматривала коренную ломку политических и социально- экономических порядков в стране:
- свержение самодержавия,
- республиканскую форму правления,
- отмену крепостного права,
- установление правового равенства всех граждан,
- осуществление земельной реформы с частичной конфискацией помещичьих земель.
Это позволило бы:
- Крестьянам получить землю без выкупа,
- Создать крупные общественные фонды
- установить неограниченное право на приобретение земли в частную собственность .
Однако:
- «Русская правда» указывала на неразрывную связь Украины с Россией, которую провозглашала «единым и неделимым» государством, не допуская даже мысли о предоставлении народам права на самоопределение.
Впрочем, имеются данные о том, что в Украине с 1819 года действовало Малороссийское тайное общество, председателем которого был уездный предводитель дворянства Василь Лукашевич- страстный приверженец независимости Украины, автор «Катехизиса автономиста».
Если рассматривать деятельность Северного и Южного общества с точки зрения искусства политических заговоров, то и те и другие оказались идеалистами и дилетантами. К тому же внезапная смерть Александра I застала заговорщиков врасплох. Руководители Северного общества 14 декабря 1825 года вывели на Сенатскую площадь Петербурга несколько тысяч солдат, отказавшихся присягнуть новому царю НиколаюI, и пытались добиться его отстранения. В тот же день восстание провалилось. По документу чиновника статистического отделения Министерства юстиции С.Н.Корсакова мы узнаём, что 14 декабря было убито 1271 человек, из них “черни” - 903, малолетних - 19.(Канн П.Я 1970) Вечером на квартире Рылеева собрались декабристы. Это было их последнее собрание. Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах. Отчаянию участников не было границ: гибель восстания была очевидна.
А в Тульчине по доносу предателя Майбороды был арестован Пестель, руководство перешло в руки Бестужева-Рюмина и братьев Муравьёвых-Апостолов буквально за день до начала восстания на Сенатской площади. Они убедили около тысячи солдат примкнуть к восстанию, но поддержки среди местного населения и в войсках не нашли. 29-30 декабря 1825 года восстал Черниговский полк, расквартированный в сёлах и местечках Киевской губернии. После недели беспорядочных манёвров отряды восставших были разбиты. Царь Николай I жестоко расправился со всеми участниками восстания. Среди пяти повешенных по указу царя, трое(П.И. Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин)- члены Южного общества. Всех участников восстания Черниговского полка - как офицеров, так и солдат- царский суд сослал на каторгу в Сибирь либо отправил в действующую армию на Кавказ, где шла война с горцами.
Так первое в истории России революционное движение потерпело поражение. Николай I был потрясён покушением на основы самодержавия и ответил на вызов декабристов ужесточением порядка. Как человек военный, он потребовал дисциплины и послушания, расширил бюрократический аппарат, ужесточил цензуру.
Однако борьба с устоями самодержавия не утихает. В Уманском уезде весной 1826 года поднял крестьян на борьбу против помещиков солдат Алексей Семёнов. С 1812 по 1835 год поднимал боевые отряды против помещиков Устим Кормалюк. В 1830 году тайное общество молодых польских офицеров подняли антиимперское восстание в Варшаве. Восставшие поляки обращались с лозунгами к украинским крестьянам «за нашу и вашу свободу». Но ненависть украинских крестьян к польским шляхтичам была велика, поэтому украинские крестьяне заняли нейтральную позицию. К середине 1831 года восстание было разгромлено, но с этого времени не прекращаются тайные заговоры против царя.
Резюмируя, необходимо отметить
- что декабристы не только задумали, но и организовали первое в истории России выступление против самодержавия с оружием в руках.
- Революционное движение отличалось от стихийных крестьянских восстаний тем, что оно проходило под знаменем сознательной революционной идеологии, на основе политической программы, при наличии революционной организации.
- Цель – борьба за ликвидацию крепостничества и свержение самодержавия, установление представительной формы государственного правления, демократизация общественной жизни.
- Они действовали открыто перед лицом собравшегося народа на площади российской столицы и в поселениях Киевской губернии.
- Опыт декабристов позволил сделать вывод, что без участия и поддержки народа революционная борьба бесперспективна.
- Действовали во имя сокрушения отжившего феодального строя и движения вперёд по пути общественного развития.
- Идеи, во имя которых они восстали, - свержение самодержавия и ликвидация крепостничества и его остатков, - оказались жизненными и вызывали интерес новых поколений.
б) Вступление в освободительную борьбу интеллигенции
Система взглядов, претендующая на объяснение прошлого и настоящего, указание путей к лучшему будущему, становится главной движущей силой истории. Появившись в России, а затем и во всей Восточной Европе, слово «интеллигенция» в широком смысле означало сравнительно немногих людей, имеющих высшее образование. В более узком, но исторически более весомом смысле, интеллигенцией называли тех, кто по идейным соображениям посвятил себя улучшению доли народа, его культурного, социального и политического положения. Именно интеллигенция будет обеспечивать украинцев культурным, политическим руководством в новый и новейший период истории. Интеллигенция на Украине появилась в университетских городах, объединялась в кружки, где обсуждались различные философские и идеологические темы. Большую половину XIX века русская и украинская интеллигенция представляла собой крохотную часть общества, оторванную от масс, поглощённая деятельностью нужной только ей самой. И всё же, когда в обществе созрели соответствующие условия, эти дела и речи оказали большое влияние. Путь к национальному самосознанию был вымощен книгами. В процессе создания книг интеллигенция создаёт, развивает и оттачивает неповторимые черты этноса, историю, фольклор, язык и литературу. Первыми видными историками- любителями стали Василь Рубан («Короткая летопись малороссийская» 1777г), Офанас Шафонский («Черниговского наместничества топографическое описание», 1786г.), Якив Маркович («Записки о Малороссии», 1798г.) На их основе были созданы труды по истории Д.Н. Бантыш-Каменским «История Малой России» 1822г. В 1846 году опубликован труд «История руссов». Автор не известен. Он выступает за полную независимость Украины. «История руссов» сводилась к двум аспектам: истории казачества, что усилило интерес к прошлому Украины и о месте Украины в современной политической системе.
Возрос интерес к фольклору. Князь Николай Цертелев - грузин по происхождению в труде «Попытка собрания старых малороссийских песен» (1819 г) говорил о ценности песен как источника, по которому можно судить о «гении и духе народа». «Малороссийские народные песни»(1827г) Михайло Максимовича- это более полное и систематическое исследование украинской этнографии. В 1798 году свет увидел «Енеiду» Ивана Котляревского - первое литературное произведение на языке украинских крестьян, созданное на основе произведения римского поэта Вергилия. Олексий Павловский создал «Грамматику малороссийского наречия»(1818г), усовершенствовал и систематизировал украинский язык, но рассматривал его как один из диалектов русского. Иван Войцеховский издал небольшой украинский словарик(1823г). Все эти труды украинской интеллигенции способствовали самостоятельному развитию украинского языка.
Большая заслуга в развитии литературы на Украинском языке принадлежит Григорию Квитка-Основьяненко. «Малоросiйськi оповiдання Грицька Основ’яненка» 1834г было началом украинской прозы. Левко Боровиковский положил начало украинской балладе.
Интеллигенция начала XIX века, обогащая украинскую культуру, была убеждена что обогащает культурное наследие России в целом, не представляя себе, что украинская литература, язык и история может стать самостоятельной. Однако была подготовлена почва для борьбы за национальное самосознание.
После восстания декабристов, несмотря на разгул реакции и полицейские преследования, в кружках занимались изучением политической истории, философии. Предметом полемики часто становились вопросы о прошлом и будущем России, об отмене крепостного права, о развитии промышленности, торговли, железных дорог, о распространении просвещения.
Первоочередной задачей украинской интеллигенции в 40-е годы станет соединение национальной культуры и политической идеологии.
Выдающимся общественно- политическим деятелем того времени, защищавшим классовые интересы крестьянства, был Тарас Григорьевич Шевченко(1814-1861). Шевченко настойчиво пропагандировал устным и печатным словом идею крестьянской революции как средство свержения самодержавия. Он говорил, что крепостническая действительность с её проявлениями деспотизма вызвала в нём на всю жизнь отвращение и ненависть к любому насилию человека над человеком. В своих произведениях поэт разоблачал и осуждал бесправие и угнетение крестьян, торговлю крепостными, насилие и грабительство со стороны помещиков. Он искоренял иллюзии крестьян о «добром царе», разоблачал колонизаторскую политику русских царей. Распространявшиеся в рукописных списках антикрепостнические и антисамодержавные произведения Шевченко крестьяне заучивали наизусть. Сам Шевченко много ездил по Украине. Весной 1846 года Шевченко вступил в члены тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества.
в) Кирилло-Мефодиевское общество, его значение
Кирилло-Мефодиевское общество - антикрепостническая организация, созданная в Киеве в 1846 году. Названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служащий канцелярии генерал- губернатора Н.И. Гулак, учитель с полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним присоединился украинский писатель П.А. Кулиш) при помощи литературно- просветительской пропаганды распространяли идеи освобождения всех славянских народов и создания единой славянской федеративной республики. Т.Г. Шевченко, став членом этой организации, добивался, чтобы включить в её программу задачи уничтожения крепостного права и свержения самодержавия путём массового народного восстания. Революционно настроенная молодёжь горячо поддерживала великого поэта (например, студенты Киевского университета А.А. Навроцкий, И.Я. Посяда, Г.В. Андрузский) Однако большинство основателей общества продолжало отстаивать либеральные идеи проведения реформ «сверху»- будто бы единственного реального способа улучшения существующего строя.
Тайные заседания общества проходили в непрерывных принципиальных спорах его членов, стоявших на разных общественно- политических позициях. Шевченко и его единомышленники стремились превратить общество в боевую революционную организацию. Под их влиянием в программу общества «Книгу бытия украинского народа» было записано: «… и восстанет Славянщина, и не останется ни царя, ни графа, ни герцога, ни помещика, ни боярина, ни крестьянина, ни холопа, ни в Великой России, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии…»
Эти же революционные идеи закреплены в Уставе кирилло-мефодиевцев. Он утверждал равенство всех граждан независимо от социального и национального происхождения и религиозной веры, равноправие народов в будущей славянской республиканской федерации, которую возглавит общий славянский собор - наивысший орган административно- политической власти, состоящий из представителей каждого народа. Украина, по убеждениям кирилло-мефодиевцев, должна была стать инициатором борьбы за объединение славянских народов. Для распространения в массах были подготовлены агитационные прокламации «К братьям украинцам» и «К братьям великороссам и полякам».
Ещё более горячие призывы ко всем народам Российской империи объединиться в борьбе против самодержавия слышны в поэтических произведениях Тараса Шевченко «И мёртвым и живым…», «Сон», «Кавказ», которые распространялись кирилло-мефодиевцами в рукописных списках. Шевченко пропагандировал идеи единства и дружбы славянских народов в борьбе против социального и национального угнетения. В предисловии к поэме «Гайдамаки» он провозгласил: «Пусть житом-пшеницею, как золотом, покрытая, неразделённой границей останется от моря и до моря- славянская земля». Среди работ Миколы Костомарова особого внимания заслуживает агитационная брошюра «Книга бытия Украинского народа». В ней он призывает перестроить всё общество по принципу справедливости, равенства, свободы и братства; предлагает ликвидировать крепостное право, дать народу доступ к просвещению; в центре стоял национальный вопрос и свободное развитие культур. Пантелеймон Кулиш в то время был известным писателем и считал первоочередным образование народа, пропаганду и «моральный пример» властям. По мнению единомышленников братства украинское общество - самое униженное и угнетённое из всех славянских обществ, одновременно «самое равноправное», так как не имеет собственной знати. Видение будущего опиралось на идеализацию истории, но исключало полную независимость Украины. Члены Кирилло-Мефодиевского общества мечтали, что Киев будет центром славянской федерации.
К сожалению Кирилло-Мефодиевское общество просуществовало немногим более года. Весной 1847 года царские власти в Киеве арестовали всех 12 постоянных участников заседаний общества и под конвоем отправили в Петербург. Шеф жандармов граф Орлов разослал во все губернии Российской империи тайное письмо, в котором хвастался, что ликвидировал в Киеве опасную антиправительственную организацию. Следствием по делу кирилло-мефодиевцев руководил сам Николай I. Он утверждал и приговор каждому. Последствия были разными. Костомаров, Кулиш и другие были отправлены в кратковременную ссылку в отдалённые города России, при этом Костомаров около года провёл в «Петропавловке». Гулаку пришлось 3 года отсидеть в Шлиссельбургской крепости. Суровее всего обошлись с Шевченко, так как при его аресте нашли рукописи антицарских и антикрепостнических произведений. Поэта отправили в Оренбургский край рядовым солдатом, а потом в Новопетропавловское укрепление, при этом Николай I строжайше приказал, чтобы ему не позволяли ни писать, ни рисовать. Так Шевченко провёл 10 лет, прямым результатом чего стала его безвременная смерть в 1861 году.
Значение Кирилло-Мефодиевского общества очень важно для всей дальнейшей истории Украины. Это была первая сугубо украинская идеологическая организация. Это была первая попытка интеллигенции продвинуть национальное развитие от культуры к политике. Антикрепостническая организация проповедовала равенство всех граждан независимо от социального и национального происхождения и религиозной веры. Это было начало долгой борьбы украинской интеллигенции с российским самодержавием.
2. Тайные организации на западно-украинских землях
В Западной Украине, входящей в состав Австрийской империи, были различные в культурном отношении регионы. Например, в отсталой Буковине господствующей культурой была румынская, в Закарпатье преобладал венгерский языковой и культурный элемент, и лишь в Восточной Галичине постепенно проявлялось национальное возрождение. Народные массы Западноукраинских земель находились под жестоким феодально-крепостническим гнётом, который обрёк бедноту на нужду, голод и вымирание. Свыше четырёх пятых своих доходов крестьяне были вынуждены отдавать помещикам, духовенству, государству в форме различных повинностей. Западно-украинской интеллигенцией начала 19 века называют духовенство. Именно ему было доступно высшее образование, основанное на изучении богословия. С 1837 по 1850 год было выпущено 43 книги на украинском языке, из которых авторы 40 книг - священники. Первые признаки пробуждения национального сознания появляются в городе Перемышле- центре Греко-католической епархии, где была семинария и библиотеки. Выдающийся представитель перемышльского кружка - Иван Могильницкий- высокопоставленный церковник, ведающий начальным образованием. В 1816 году при поддержке епископа Михаила Левицкого он организовал «Клерикальное общество» с целью распространения священного писания на украинском языке среди народа. Было выпущено несколько молитвенников и букварь. В 1830 году центр деятельности национального самосознания сместился во Львов. Активно пропагандировали освободительные идеи деятели демократически- просветительского кружка «Русская троица» М.С. Шашкевич, Я.Ф. Головацкий, И.Н. Вагилевич. Они напечатали на украинском языке антикрепостнические и антимонархические литературно- художественные альманахи «Русалка Днестровая» и «Венок русинам на обжинки» В помещённых там народных песнях, думах, сказках, стихотворениях, публицистических и научно- исторических произведениях провозглашалась идея единства западноукраинских земель и всей территории Украины. Альманахи указывали на необходимость изучения исторического прошлого. Группа студентов кружка в 1832 году хотели поднять местный диалект до уровня литературного языка, отбросив церковнославянский и иностранные языки, чтобы и крестьяне смогли учиться. Их сторонниками стали украинофиллы: Измаил Срезневский, Михайло Максимович, Осип Бодянский. Греко-Католическая церковь осудила их деятельность. «Русалка Днестровая» была запрещена, но она обратила внимание западно-украинской интеллигенции на собственный народ. Литературно-издательская деятельность «Русской троицы» вместе с произведениями Тараса Шевченко способствовала подъёму национально- освободительной борьбы населения западно-украинских земель. В 1848-1849 годах буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в том числе Австрийскую империю. На западно-украинских землях главным центром революционных событий станет Львов.
Заключение
Феодально-крепостнический строй и охранявшая его в Российской и Австрийской империях монархическая власть служили тормозом прогрессивного развития экономики и культуры, обрекали народные массы на нищету и невежество. Помещики усиливали эксплуатацию крепостных. Невыносимый социальный гнёт дополнялся национальным угнетением. Буржуазная революция 1848-49 годов отменила барщину в Австрийской империи, но оставила много феодальных пережитков.
В недрах феодально-крепостнического строя России вызревал капиталистический уклад. Разрушалось натуральное крестьянское хозяйство, приходили в упадок помещичьи экономии, углублялось социальное расслоение крестьянства, шире использовался вольнонаёмный труд, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Кризис феодально-крепостнического строя усилил классовую борьбу. Солдаты и офицеры, которые в составе русской армии и ополченских полков участвовали в войне с армией Наполеона и побывали за рубежом в 1813-1815г, повидали страны, где крепостное право было отменено, ознакомились с демократическими идеями. Многие царские офицеры испытали влияние политических институтов и ценностей Запада, стали их сторонниками. В Петербурге, Москве и на Украине появились тайные политические кружки, первые дворянские революционеры, революционеры- демократы.
ДЕКАБРИСТЫ - дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15. Первые организации в 1816-21 - "Союз спасения", "Союз благоденствия", с 1821 - Южное общество (в 1825 в него влилось Общество соединенных славян) и Северное общество. Планировали произвести в 1826 военный переворот силами армии. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики ("Русская правда" П.И. Пестеля, Южное общество) или конституционной монархии с федеративным устройством ("Конституция" Н.М. Муравьева, Северное общество). Намечалась выработка общей программы и единого плана действий. Междуцарствие после смерти императора Александра I вызвало преждевременные вооруженные выступления: восстание 14 декабря 1825 на Сенатской пл. в Санкт-Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 - 3 января 1826). После разгрома движения к следствию привлечены 579 человек. 121 человек предан суду, по приговору которого 13 июля 1826 в Санкт-Петербурге повешены П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, К.Ф. Рылеев, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты и др. Репрессиям подверглись также св. 3 тыс. солдат и матросов. В 1856 оставшиеся в живых декабристы помилованы.
Система взглядов, претендующая на объяснение прошлого и настоящего и указание путей к лучшему будущему, становится главной движущей силой истории.
КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО - тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845-47 (В.М. Белозерский, Н.И. Гулак, П.А. Кулиш, Н.И. Савич, Т.Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Основной программный документ - "Книги бытия украинского народа" ("Закон божий"). Члены арестованы по доносу, приговорены к различным срокам заключения и ссылки.
К середине 19 века национальная идея на Украине не вышла за рамки узкого круга интеллигенции, решающей вопрос о сущности украинской нации. Это был ранний «Культурнический этап» и кроме интеллигенции ни одна сословная группа не была готова к идее национального самосознания. Как только это вопрос становился острее, царское правительство безжалостно расправлялось с его инициаторами.
Литература
1. Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. - М.: 1985,-225с.
2. Мережковский Д. 14 декабря. Николай Первый. - М.: 1994,-120с.
3.М.Грушевский. Iлюстрована Iсторiя Украiни.-К.: «Наукова думка», 1992, -310с.
4.КондуфорЮ.Ю., КотовВ.Н. История СССР: Поступ. в вузы. -К.: «Выща шк», 1988,-343с.
5.Сарбей В.Г. История Украинской ССР: Учебн. пособ для 8-9кл. -К.: «Рад.шк.», 1989,-272с.
6.Субтельний О. Украiна: iсторiя. -К.: «Либiдь»,1994,-736 c.