Наш паровоз вперед летит
М. В. Б. – 19 5168
« Наш паровоз вперед летит »
Находясь в заключении, Наполеон отметил : « Революцию замышляют герои, делают дураки, а плодами ее пользуются сволочи ». С великим Бонапартом трудно согласиться только в том выводе, что революцию делают дураки. Многие события в России октября 1917 года и Гражданской войны говорят о другом. Можно сколько угодно сегодня подвергать жесточайшей критике социалистическое общество и его создателей, но трудно будет опровергнуть тот факт, что В. И. Ленин и его соратники принадлежали к числу национальных героев. Как известно, их действия были определены не личной корыстью, а стремлением к созданию в России общества социальной справедливости и братства. Большевистский идеал этих людей не был направлен на обладание личным благополучием и богатством среди бесправного, нищего, униженного российского народа. Они мечтали создать царство свободы, равноправия, справедливости, разума для всех жителей российской земли. Нужно не забывать сегодня, при противопоставлении советского строя западной цивилизации, что идея построения социализма, как наиболее передового общества в истории человечества, выросла на почве европейской философии. Поэтому построение социалистического государства в рамках Советского Союза необходимо рассматривать, как и реализацию давней, сокровенной мечты многих европейских народов о наступлении в земном мире золотого века. Как известно, он должен был соответствовать всем критериям небесного рая. В золотом веке не должно было быть частной собственности, а значит бедных и богатых. Отношения людей должны были строиться на принципах братства и справедливости, а общественные интересы поднимались выше личных. Коммунизм требовал от сильного заботиться о слабом, а от молодых о стариках. Средства производства, имущество и земные богатства в таком обществе становились общим достоянием. Наступление золотого века на земле человечество ждало много тысячелетий. Христос подтвердил его неизбежное появление при условии отказа людей от частной собственности и служения греху. В 15 – 16 веках мечта человечества о неизбежном приходе на землю золотого века стала оформляться в умах европейских ученых в конкретное философское учение. На эту тему в те годы было написано много книг, в которых авторы, увлекаемые фантазией, описывали золотой век во всех подробностях. Скоро золотому веку было даны научные определения. Сначала он получил имя социализм, а потом коммунизм, который определили высшим этапом развития золотого века. Социализм означал построение общества социальной справедливости, а коммунизм - единую коммуну народов в условиях материального равенства и духовного благополучия. В итоге в середине восемнадцатого века в Европе появилась на свет книга Морелли « Кодекс природы», которая стала учебником по коммунизму для многих поколений европейцев. Ее автор был убежден, что общество, построенное на основе частной собственности, не является разумным. Все надежды в создании коммунизма на земле он возлагал на абсолютизм ( высший орган управления коммунистическим обществом ), который обязан был заботиться о благе своих подданных. Все известные революционеры, политики Европы признавались, что « Кодекс природы » оказал значительное влияние на формирование у них коммунистических взглядов. Особенно сильно влияние учебника по коммунизму, который написал Морелли, проявилось во Франции в конце восемнадцатого и первой половине девятнадцатого веков. Подъем коммунистических настроений среди французов тогда был так силен, что в итоге это привело к великой французской революции, а затем и другим серьезным преобразованиям в жизни и судьбе Франции. Одновременно коммунистические настроения широко распространились на другие народы Европы. В девятнадцатом веке в сознании европейцев коммунистические идеи занимали доминирующее положение. Этому способствовали также труды Маркса и Энгельса. К началу двадцатого века Европа оказалась на пороге великой революции. После жестоких разочарований в буржуазии, ее народы жаждали срочного построения на своих землях коммунистического общества. Английский писатель Т. Уайлдер в романе « День восьмой » хорошо описал это неистовое желание европейцев попасть в коммунистический рай, который тогда всеми олицетворялся с приходом на землю божественного золотого века : « Был канун Нового года. Нового века ( двадцатого века ). Целая толпа собралась на улице у здания суда, ожидая, когда начнут бить часы на башне. Люди были взволнованны, возбуждены, словно ждали, что с первым ударом разверзнутся небеса. Они считали, что двадцатый век станет величайшим веком в истории. Человек полетит по воздуху; с дифтеритом, туберкулезом, раком будет покончено навсегда; войны уйдут в прошлое, исчезнет несправедливость. Когда часы начали бить, женщины в толпе плакали, и не только женщины, но кое – кто и из мужчин. Потом вдруг зазвучала песня. Люди стали обнимать друг друга, стали целоваться - невиданное дотоле проявление чувств. Рождается новый человек. Дух и разум станут главенствовать в человеческой жизни. Никто не останется в стороне от просвещения. Природа не ведает сна». Вот так неистово ждали наступления коммунизма ( золотого века ), встречая 1900 год, не только в Англии, но и в других европейских странах. Поэтому великая мечта европейцев, оформленная к тому времени в научную программу, не могла оставить равнодушными и миллионы обездоленных, бесправных россиян. Их нужды, проблемы. устремления в годы буржуазного рабства в России ничем не отличались от тех, под гнетом которых страдали простые жители Европы. В итоге к началу двадцатого века революционная ситуация сложилась во всех развитых странах европейского континента. Затем ситуацию значительно осложнили первая мировая война и экономический кризис в капиталистическом мире. Поэтому вопрос в те годы о необходимости революционных преобразований в экономике, социальной сфере Запада и России даже не обсуждался. Все хотели знать только одно, - какое государство не побоится встать на этот путь первым. Волею судьбы и обстоятельств этот опасный жребий достался России, а вмести с ним и тяжелая доля прокладывать дорогу в коммунизм ( золотой век ) для жителей Европы и всего остального человечества. Вот почему Запад не только внимательно следил за событиями в России после октября 1917 года, но и пытался активно влиять на ход происходящих в ней процессов. Со стороны капиталистов это были армии Антанты, которые приняли участие в битве с русским народом на стороне белого движения. Со стороны рядовых жителей Америки, Европы это были миллионы граждан, которые оставляли свою родину, дома и ехали в Россию, чтобы лично помочь русским воплотить великую мечту человечества в реальность. В молодой советской стране и на Западе многие хорошо понимали, что в случае успеха русских в мире начнется отсчет существования новой цивилизации, которая откроет человечеству невиданные до этого возможности и горизонты в его развитии. Только старый мир не собирался сдаваться без боя. В западном обществе были и те, для кого успех советской державы на пути к коммунизму означал крах и смерть. Их было намного меньше, чем сторонников коммунистической мечты, но они обладали большим количеством денег и властью. Поэтому эти люди не собирались сдаваться без боя и тщательно стали готовится к смертельной схватке.
После Гражданской войны Россия осталась опустошенная, уставшая и растерянная. Отсутствие промышленности, транспорта, сельского хозяйства вынуждало советское правительство начинать с развития элементарной торговли. Народ - победитель сначала было необходимо накормить, одеть, обуть, обустроить. Лишь после этого ему можно было ставить задачи по великому преобразованию страны. Это понимали все лидеры большевистской партии.
После окончательной победы в России советской власти на российской земле осталось достаточное количество тех, кто ненавидел новые преобразования в стране всей душой, но уехать за границу не смог или не захотел. Это была значительная сила, с которой на тот момент большевикам приходилось считаться. Поэтому идею компромисса обсуждали бурно и долго. Многие видело в этом шаге отступление от завоеваний в Гражданской войне. Вспоминали, чем отплатили
меньшевики и кадеты за лояльное к ним отношение со стороны советской власти. Напоминали, как пожалели генерала Краснова и отпустили его под « честное слово » на свободу. В итоге он организовал белогвардейских казаков и объединился с Мамонтовым. После этого два года вел кровавую борьбу с русским народом. Вытаскивали на свет из прошлого и многие другие случаи, когда лояльность большевиков к белогвардейцам оборачивалась еще большей жестокостью и кровавостью с их стороны против крестьян и рабочих. Одновременно, понимание того, что народ устал от войны и ему нужна передышка любой ценой, заставило советскую власть пойти на очередные гуманные шаги по отношению к побежденным врагам. Это был вынужденный шаг большевиков, которые продолжали надеяться, что поражение в Гражданской войне заставит их противников задуматься и иначе посмотреть на происходящие в стране события. К сожалению, французский писатель Анри Барбюс в тридцатых годах в своей книге « Сталин » напишет следующее об итогах очередного гуманного шага советской власти по отношению к своим врагам: « Вредительство в возрождающейся промышленности, которую с такими сверхчеловеческими усилиями ставил на ноги Советский Союз, было возведено в степень международной организации, где принимали участие важные господа - офицеры, инженеры, агенты, дипломатия и полиция великих держав. Сколько подпольных махинаций, сколько тайных заговоров! У меня до сих пор рябит в глазах от массы документов, фотографий, которые мне лично довелось увидеть. На протяжении долгих лет не было такого уголка Советского Союза, где слегка поискав, мы не открыли бы бацилл английского, французского, польского, румынского шпионажа и вредительства, тесно связанных с белогвардейской чумной заразой. Те самые люди, которые в обессиленной, только что освободившейся России взрывали мосты и остатки заводов. которые сыпали наждак в машины и выводили из строя последние паровозы, - в 1933 году подсыпали толченое стекло в продукты, которыми торговала рабочая кооперация ». В 1922 году на четвертом конгрессе Коминтерна отмечалось, что каждая фабрика, каждый банк, каждая контора, лавка - были крепостью против нас, что на стороне остатков буржуазии пока остается преимущество - умение, навыки и связи с иностранным капиталом. К этому стоит добавить, что с внешней стороны Советский Союз смертельно сжали тиски экономической и политической блокады со стороны капиталистических стран. О кредитах не могло быть и речи. Одновременно капиталисты требовали огромных компенсаций за потери инвестиций, недвижимости в царской, а затем в буржуазной России. Гражданская война не принесла большевикам полной победы. Ее предстояло закрепить окончательно в экономической и идеологической борьбе. Для этого советской власти было необходимо время, чтобы перегруппировать силы. Поэтому введение НЭПа рассматривалось Лениным как тактический шаг, дающий время и возможность сформировать экономическую основу и собрать силы для решения стратегических задач. Как известно, идеологическую, а значит и экономическую битву выигрывает тот, кто опережает время. После введения в России НЭПа западный мир затих в томительном ожидании, а внутренние враги советской власти, сомкнувшись с буржуазией Америки и Европы, максимально усилили свою антисоветскую деятельность на российской земле. Разгорелись споры и внутри партии большевиков. Победа октябрьской революции и в Гражданской войне ставила перед ленинцами две задачи : первая касалась социалистического преобразования всего мира, вторая - конкретного строительства социализма в определенной стране. Ленин считал, что необходимо строить социализм в России, если для этого появилась возможность. Троцкий боялся, что это заведет советскую власть в тупик. Он считал, что наступление на капитализм только в одной стране обречено на неудачу. С опасениями Троцкого были согласны многие. Для них победа социалистической революции в одной стране была лишь частным эпизодом в мировой революции. Поэтому Троцкий и его сторонники считали, что необходимо развивать первые успехи до разжигания мировой революции, а только потом всем мировым сообществом строить мечту человечества - коммунизм. Троцкий был убежден, что складывающееся социалистическое хозяйство не может жить в абсолютной независимости от мировой капиталистической экономики. Поэтому построение социализма только в России он рассматривал как неизбежный путь к капитализму. Троцкого активно поддержала большевистская оппозиция. Его позиция помогала затормозить процесс преобразований в стране и давала надежду врагам советской власти на возможность возвращения к старому устройству российского общества. Это порождало у российской буржуазии мечту о реванше. Ленин и Сталин смотрели на ситуацию иначе и ставили вопрос с неопровержимой ясностью : строительство социализма в одной стране - это сила, которой необходимо воспользоваться. Они были убеждены, что к мировой революции необходимо прокладывать путь через построение социализма в России. Для неверия в успех социализма в России у Троцкого и его единомышленников было много оснований. Статистические отчеты 1920 – 1922 годов читаются как скорбное сообщение. Например, показатель добычи угля меньше чем в 1898 году. Чугуна выплавлено меньше в два раза, чем в 1862 году. Тканей выработано столько же сколько в 1857 году. От большинства фабрик и заводов остались развалины. Железные дороги превратились в кладбище искореженного металла. Кровью, виселицами, расстрелами, пытками свинцом, голодом, эпидемиями была вымощена дорога к победе советской власти. Россияне устали, измотались от горя, несчастий, боли и страданий. В стране нет транспорта, одежды, хлеба, землю возделывают сохой, безграмотный народ ходит в лаптях, живет в землянках, нет рабочих. инженеров, ученых, а Ленин со Сталиным доказывают необходимость построения на послевоенном пепелище социализма. Например, стоимость валовой продукции петроградской промышленности в 1921 году равнялась лишь 13 процентам от довоенной. В июне 1921 года стояло 70 предприятий города из 103 по группе метало - электропромышленности. В цензовой промышленности Петрограда количество рабочих сократилась в три раза по сравнению с 1913 годом - с 234 тысяч до 88 тысяч. На Путиловском заводе вместо 20 тысяч рабочих осталось 5238. Число рабочих - металлистов к концу 1920 года уменьшилось в шесть раз по сравнению с 1917 годом. Общая численность населения Петрограда с 2420 тысяч человек в 1917 году сократилась к 1920 году до 720 тысяч человек. В более мелких городах России картина была еще ужаснее. Герберт Уэллс тоже впал в глубокое разочарование при виде советской России: « В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего ». Западные газеты и внутренняя оппозиция в один голос кричат всем о том, что социализм в России это утопия, тупик эволюции человечества. Ленин обращается к своим соратникам и предлагает увлечь массу рабочих и сознательных крестьян ВЕЛИКОЙ программой на 10 - 20 лет. Требует, чтобы это было наглядно, популярно, с ясной и четкой перспективой. Итогом выполнений этой программы станет электрофикация промышленности и сельского хозяйства. Так русский народ стал на практике учиться коммунизму. Мечта о неизбежности наступления на земле золотого века снова дала силы русскому народу для стремительного рывка страны в будущее. Ленин снова смог показать, что он выдающийся вождь великого народа. Уже опыт первого года подтвердил правильность выбранного пути. В 1922 году были сняты продовольственные трудности. В 1923 году прошла первая сельскохозяйственная выставка Союза СССР в Москве. Зарубежные гости не смогли скрыть удивления, когда увидели представленные в залах экспонаты. Более миллиона человек стали ее гостями. 7 ноября 1924 года по улицам Москвы на Красную площадь проехали первые 10 советских автомобилей. В этот же год заводы « Красный путиловец » и Харьковский паровозостроительный выпустили первые 400 тракторов. В 1924 году в ходе денежной реформы в обращение был введен обеспеченный золотом червонец. В 1925 году объем производства в стране составил 75 процентов от довоенной выработки продукции. Летом 1925 года советские летчики на отечественных самолетах пролетели по трассе Москва - Пекин через пустыню Гоби. В том же году крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 году. Валовой сбор зерна составил 82 процента от уровня 1913 года. Поголовье скота значительно превысило довоенный уровень. Уже в 1925 году в СССР было 22 тысячи колхозов, которые за эти трудные годы показали самую высокую эффективность.
13 миллионов крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. Частные кулацкие хозяйства еще в первые годы советской власти показали свое несоответствие требованиям нового времени. После этого им дали еще один шанс показать свое преимущество, но очередное благородство советской власти снова не было оценено должным образом. Вместо повышения эффективности своих технологий и увеличения урожайности кулаки выступили против большевиков единым фронтом и приступили к активному захвату власти на селе. К концу двадцатых годов сельская местность в России вышла из подчинения советской власти - сельские Советы оказались во власти кулаков. Одновременно одна за другой вступали в строй действующих новые гидроэлектростанции : Каширская, Волховская и другие. В 1931 году годовое производство электроэнергии в СССР достигло 10, 7 миллионов киловатт. Это означало, что три четверти всей энергии, расходуемой промышленностью, составляла электроэнергия. Это была самая значительная победа советской власти на тот момент. Когда Герберт Уэллс приехал в советскую Россию во второй раз, то встречал его уже Сталин. Великого писателя - фантаста долго возили по стране, показывая достижения социализма, но он все никак не мог поверить в реальность увиденного. Не доверяя сопровождавшим его чиновникам, он много разговаривал с рабочими, колхозниками и всегда изумленно разводил руками, словно сталкивался с каким - то не понятным ему чудом. Он хорошо помнил, что еще совсем недавно на посещаемых им местах была разруха и безысходность, а теперь это совершенно другая страна с иным народом. По мнению Герберта Уэллса капиталистическому миру на такие преобразования понадобилось бы не один десяток лет, а Россия справилась всего за несколько лет. Однажды он услышал марш энтузиастов и отметил, что Россия действительно похожа на самый быстроходный поезд, который с невероятной скоростью летит к своей мечте, опережая время.
Сергей Правда.
Историк, психолог.
Литература :
1. В. Яковлев « Звездные часы эпохи », Москва, « Детская литература », 1985 год.
2. Анри Барбюс « Сталин», Москва, 1936 год.
3. « Ленинград », Энциклопедический справочник, Москва, 1957 год.
4. « Наша советская родина», Детская энциклопедия, Москва, изд. « Педагогика», 1978 год.
5. Ю. С. Кукушкин « История СССР. Эпоха социализма », Москва, изд. « Высшая школа », 1985 год.
6. О. Калугин « Вид с Лубянки », Москва, изд. « ПИК», 1990 год.
7 Я. Иоффе « 60 победных лет », Москва, « Политиздат », 1977 год.
8. И. Б. Берхин « История СССР» , Москва, изд. « Просвещение», 1976 год.
9. Н. Е. Артемова « История СССР», Москва, изд. « Высшая школа », 1982 год.
10. М. Н. Покровский « Русская история », Москва, Социально - экономическое издательство, 1934 год.
11. Н. Рабичев « Ленин и Сталин », Москва, Партиздат ЦК ВКП ( б ), 1936 год.
12. А. М. Ковалев « Что же такое - социализм », Москва, изд. « Мысль », 1991 год.
12. Морелли « Кодекс природы », Москва, Издательство Академии наук, 1947 год.
13. Н. А. Бердяев « Истоки и смысл русского коммунизма », Москва, изд. « Наука », 1990 год.
14. Д. Л. Голиков « Крушение антисоветского подполья в СССР », Москва, Издательство политической литературы, 1986 год.
15. В. А. Никольский « Власть и земля », Москва, « Агропромиздат », 1990 год.
16. А. Алексеев « Экономическое соревнование между СССР и США », Москва, Госпланиздат, 1959 год.
17. Герберт Уэллс « Россия во мгле », Москва, Издательство политической литературы, Москва, 1958 год.
18. Г. И. Чернявский « Красный террор в годы Гражданской войны », Москва, изд. « Терра», 2004 год.
19. Л. К. Шкаренков « Агония белой эмиграции », Москва, изд. « Мысль», 1986 год.
20. Д. Л. Голинков « Крушение антисоветского подполья в СССР », Москва, Издательство политической литературы, 1986 год.
21. С. С. Максимов « Неотвратимое возмездие», Москва, Военное издательство, 1984 год.
22. П. Хлебников « Необъявленные войны США », Москва, изд. « Мысль », 1984 год.
23. Г.Р. Зафесов « Тайные рычаги власти», Москва, изд. « Мысль», 1984 год.
24. Джон Рид « Десять дней, которые потрясли мир», Петрозавдск, изд. « Карелия», 1987 год.
25. « Писатели США о Стране Советов », Лениздат, 1983 год.
26. « Английские писатели о Стране Советов », Лениздат, 1984 год.
27. « Французские писатели о Стране Советов», Лениздат, 1984 год.
28. Зарубежные авторы « По Советскому Союзу», Москва, изд. « Прогресс», 1979 год.
29. Зарубежные авторы « По Советскому Союзу», Москва, изд. « Прогресс », 1981 год.
30. Н. Н. Яковлев « ЦРУ против СССР», Москва, изд. « Молодая гвардия», 1983 год.
31. С. Кара - Мурза « Гражданская война - урок для 21 века », Москва, изд. « Алгоритм », 2003 год.
32. С. Кара - Мурза « Антисоветский проект », Москва, изд. « Алгоритм », 2002 год.
33. Ю. С. Поляков « Собственность и классы в развитом социалистическом обществе », Ленинград, Издательство Ленинградского университета, Москва, 1984 год.
34. С. Грибанов « Заложники времени », Москва, Военное издательство, 1982 год.
35. С. Кара - Мурза « Советская цивилизация от начала до великой победы », Москва, изд. « Алгоритм », 2001 год.