НЭП: сущность, противоречия, причины механизма свертывания
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
НА ТЕМУ:
НЭП: Сущность, противоречия, причины механизма свертывания
Направление экономика
Курс первый
Форма обучение заочная
Договор № 08003050209001
Студент Степукова Ирина Владимировна
Сортавала
План
1. Сущность НЭПа
2. Корректировка НЭПа
3. Финансовая реформа
4. Налоговая политика
5. Изменения в системе управления экономикой
6. Частный сектор в промышленности
7. Противоречия НЭПа
8. Свертывание НЭПа
Заключение
Список литературы
Переход к новой экономической политике начался с декрета правящей партии большевиков (от 21 марта 1921 г.) о замене продразверстки продналогом. На практике это означало смену внутриполитического курса и переход от военно-коммунистических методов руководства государством и обществом к преимущественно экономическим методам (в ограниченных рамках).
Вводя НЭП, большевики преследовали целый ряд политических и экономических целей:
· Снять социальную напряженность в обществе и укрепить социальную базу советской власти;
· Преодолеть разруху и восстановить хозяйство страны;
· Обеспечить условия для создания плановой модели экономики и нового типа общественных отношений;
· Вывести страну из международной изоляции.
1. Сущность НЭПа
НЭП вводился с большим опозданием и в большей спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем протяжении НЭПа. Правовые и практические вопросы решались методом проб и ошибок, экономические уступки частному сектору то сужались, то расширялись.
Сущность НЭПа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП(б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).
НЭП включал в себя комплекс экономических и социально-политических мер, неоднозначных и противоречивых.
В политико-идеологической области НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, подавлявший всякое инакомыслие и инакодействие.
В экономической области наблюдалось сочетание элементов рыночной и административной систем хозяйствования:
· Сохранение государственной собственности на транспорт, крупную и часть средней промышленности;
· Предоставление относительной свободы мелкотоварному частному хозяйству в деревне с разрешением аренды земли и найма рабочей силы;
· Допущение частнокапиталистического сектора в промышленности;
· Экономическое и законодательное ограничение частнокапиталистического сектора, тормозившее развитие производительных сил;
· Государственный капитализм – концессии и аренда государственных предприятий;
· Относительная свобода торговли; неэквивалентный обмен между городом и деревней на основе продналога и ценовой политики;
· Ограниченный хозрасчет в промышленности на уровне трестов;
· Финансовая реформа в целях стабилизации бюджета, создания твердой валюты и формирования налоговой системы;
· Частичная децентрализация управления народным хозяйством;
· Сдельная оплата труда на госпредприятиях;
· Сохранение монополии внешней торговли и минимальная связь с мировой экономикой.
Наибольшие уступки в пользу рыночной экономики были сделаны в аграрной, финансовой, кооперативной сферах, в области мелкой и частично средней промышленности.
Первоначальный замысел существенно отличался от новой экономической политики, сложившейся к середине 20-гг.
Весной 1921г. главным направлением в отношениях промышленности и сельского хозяйства был признан прямой товарообмен, т.е. предполагалось, минуя рыночные отношения, менять промышленные товары на сельскохозяйственную продукцию через аппарат Наркомпрода и кооперацию. Следовательно, первоначально НЭП мыслился как продналог и «небольшая торговля» излишками, ограниченная пределами местного оборота.
Одна из важнейших задач первоначального варианта НЭПа – побудить крестьян резко увеличить посевы, производство продовольствия и сырья, пообещав не забирать излишки. Однако резкого увеличения посевов весной 1921 года не произошло; сказались недоверия крестьян, общая хозяйственная разруха в стране.
В результате весной 1921 г. разразился продовольственный кризис, охвативший Поволжье, Украину, Крым, Северный Кавказ, где проживали более 30 млн. человек. От голода умерли 5,4 млн. человек, 2 млн. детей остались сиротами, в стране появились сотни тысячи беспризорников. Государство не располагало необходимым резервом продовольствия; чтобы обеспечить города хлебом, требовалось 400 млн. пудов. С осени 1920г. по весну 1921г. государству удалось на основе жестких методов продразверстки собрать лишь около 280 млн. пудов хлеба.
Засуха, голод, сокращение посевов ставили под сомнение предстоящий сбор продналога. Ситуация в стране ухудшилась. Летом 1921г. стало ясно, что необходимо расширять экономические рамки НЭПа.
2. Корректировка НЭПа
В критической ситуации, когда на грани голода оказалось население почти всей страны, особенно городов, большевики в конце лета – начале осени 1921г. пошли на дальнейшие уступки: был отменен государственный товарообмен между промышленностью и сельским хозяйством, минуя рынок. 9 августа 1921г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начала новой экономической политики», который определил основные направления перестройки промышленности на основе НЭПа:
· Был взят курс на децентрализацию управления промышленностью. Количество главков сокращалось с 52 до 16;
· Государственная промышленность переводилась на ограниченный хозрасчет (на уровне трестов) – предприятиям давались ограниченный права, например, право сбыта продукции;
· Мелкие, не арендованные предприятия подлежали закрытию;
· На государственных предприятиях вводилось материальное стимулирование.
Лидеры большевиков вынуждены были признать, что отступление к госкапитализму в начале НЭПа было недостаточным и не принесло должного эффекта, поэтому от государственного капитализма перешли к созданию государственного регулирования купли-продажи и денежного обращения.
Необходимо отметить, что в период НЭПа большевики никогда не рассматривали вопрос о свободном развитии товарно-денежных отношений и частного сектора. «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично правовое, а не частное», - разъяснял В.И. Ленин 20 февраля 1922г. наркому юстиции Д.И. Курскому, требуя расширить вмешательство государства в «частноправовые отношения» и контроль над частником политическими и экономическими мерами. Жесткий партийно-государственный прессинг существовал на всем протяжении НЭПа и резко сужал возможности развития производительных сил страны.
В марте 1922г. Ленин сделал вывод, что отступление в смысле уступок капитализму и рынку должно быть прекращено. Однако вскоре пришлось пойти на новые уступки. Так, весной 1925г. на частных предприятиях увеличили допустимое количество наемных рабочих (с 10-20 в 1921г. до 100 чел.). В сельском хозяйстве наряду с бедняцкой и середняцкой была узаконена и кулацкая кооперация; была разрешена долгосрочная аренда земли (до 12 лет); отменены ограничения на применение наемного труда и создание кредитных товариществ; разрешен выход из общины и создание хуторских и отрубных хозяйств.
В 1926г. под давлением внутрипартийной оппозиции руководство партии большевиков вновь взяло курс на сужение экономических рамок НЭПа. Правительство отменило многое из того, что было разрешено весной 1925г. По-прежнему стал в полной мере применяться тезис о классовой борьбе с кулаком, а фактически с мелкотоварным производителем. В результате усиливалось давление на частника в городе и деревне.
3. Финансовая реформа
Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.
Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.
В соответствии с декретом СНК с ноября 1922г. начался выпуск параллельной советской валюты – «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику – 78, 24 доли или 7, 74234 г чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Червонцы на ¼ были обеспечены драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой, а на остальную сумму – краткосрочными векселями и товарами повышенного спроса. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.
Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996г.).
Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.
В 1923 и 1924гг. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.
В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.
Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.
Нельзя упрощенно трактовать денежную реформу 1922-1924гг. как чисто механическое мероприятие по замене совзнаков золотыми червонцами.
Во-первых, это были меры по урегулированию денежного обращения:
· Максимальное ограничение бюджетного дефицита;
· Сжатие банкнотной эмиссии;
· Валютная и золотая интервенции на вольном рынке;
· Создание в банках фондов червонцев для обмена казначейских билетов (совзнаков);
· Льготный досрочный выкуп совзнаков у кооперации и госторговли для обеспечения снижения цен;
· Отказ от выкупа денежных суррогатов (т.е. незаконных платежных средств);
· Повышение процента по пассивным операциям Госбанка и понижение процента по его активным операциям;
· Повышение процента по вкладам в сберкассах;
· Обеспечение более выгодных условий процентной оплаты платежных обязательств Наркомфина.
Во-вторых, это были меры, регулирующие товарооборот и товарные цены:
· Всемерная приостановка экспорта хлеба (за исключением вывоза уже закупленного);
· Отмена реквизиций экспортной пшеницы;
· Продажа хлеба госорганами и кооперацией по лимитным ценам – максимум (в потребляющих районах);
· Организация продовольственной интервенции по товарам рабочего потребления (мясо, сахар, жиры, и т.п.);
· Снижение цен на уголь, нефть, хлопок, ткани, резину;
· Ликвидация товарного рубля;
· Введение публикации цен розничной торговли.
Все эти меры способствовали укреплению финансовой системы Советского государства.
Однако финансовая система, созданная на базе НЭПа, стала дестабилизироваться во второй половине 20-х гг. в силу нескольких причин. Государство усилило плановые начала в экономике. В контрольных цифрах на 1925/26 хозяйственный год утверждалась идея о поддержании денежного обращения возрастающей эмиссией. К декабрю 1925 г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924г. в 1,5 раза. Это привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и денежной массой. Поскольку Госбанк постоянно вводил в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки и поддерживать курс червонца, вскоре валютные резервы государства истощились. Борьба с инфляцией была проиграна. С июля 1926г. было запрещено вывозить червонец за рубеж и прекращена скупка червонцев на внешнем рынке. Червонец из конвертируемой валюты превратился во внутреннюю валюту СССР.
Таким образом, денежная реформа 1922-1924гг. являлась комплексной реформой сферы обращения. Денежная система перестраивалась одновременно с налаживанием оптовой и розничной торговли, ликвидацией бюджетного дефицита, пересмотром цен. Все эти меры помогли восстановить и упорядочить денежное обращение, преодолеть эмиссию, обеспечить формирование твердого бюджета. Одновременно финансово-экономическая реформа помогла упорядочить налогообложение. Твердая валюта и твердый государственный бюджет были важнейшими достижениями финансовой политике Советского государства тех лет. В целом денежная реформа и финансовое оздоровление способствовали перестройке механизма действия всего народного хозяйства на основе НЭПа.
4. Налоговая политика
Налоговая политика в период НЭПа выполняла две основные функции – экономическую (пополнение бюджета) и политическую (орудие классовой борьбы). В итоге принципы налогообложения носили двойственный характер и сочетали в себе экономические и административные подходы. С населения стали взиматься прямые и косвенные налоги: продналог, промысловый налог, подоходный налог, налог на регистрацию актов гражданского состояния; с 1926г. стал взиматься налог на сверхприбыль.
Значительную часть налогов собирали в местный бюджет (имущественное страхование, квартирный налог, за торговое помещение, гербовой сбор на деловые бумаги, сбор в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды).
Налоговая система складывалась и совершенствовалась на всем протяжении НЭПа. На первом этапе сохранялась множественность различных налоговых сборов. Так, с крестьян взималась целая группа общегосударственных и местных налогов: продналог, подворно-денежный, трудгужналог и др. В 1922-1924гг. была проведена определенная унификация налогов с крестьян: вместо 14-18 видов налогообложения государство ввело единый налог и сельхозпродуктами, и деньгами, а в 1924г. натуральный налог был переведен в денежную форму. Таким образом, продналог был преобразован в единый сельскохозяйственный налог. Чисто денежный налог 1924-1925ггю способствовал развитию товарно-денежных отношений и создавал благоприятные условия для осуществлявшейся денежной реформы.
При сборе сельхозналога в 1925-1926гг. наметились некоторые тенденции к ослаблению сословного характера налогообложения деревни. Это принесло политический успех «рыковскому» (по имени председателя Совнаркома СССР А.И. Рыкова) сельхозналогу 1925-1926гг., но не дало соответствующих экономических результатов. В связи с этим в апреле 1926г. была проведена реформа единого сельхозналога. Ужесточился классовый подход к налогообложению. Маломощные хозяйства полностью освобождались от налога, усиливался прогрессивный характер обложения крепких хозяйств. В ответ на такую налоговую политику начались сокращение производства и самоликвидация хозяйств. Государство оказалось на пороге применения чрезвычайных мер в борьбе за хлеб и продовольствие.
В городе государство сочетало налоговый нажим на предпринимателей с классовой кредитной политикой. Если в начале НЭПа государственный кредит составлял 85% всех средств частного капитал, 1926-1927гг. только 20%. В 1927-1928гг. под воздействием налоговой политики, сокращение кредитов, повышения арендной платы и т.д. начинается ускоренное свертывание частных предприятий. НЭП прекращал свое существование.
Четко просматривался классовый принцип налогообложения частных торговых и промышленных предприятий: владельцев частных предприятий государство облагало повышенным налогом, они были обязаны получать патент, выплачивать уравнительный сбор, поимущественный и подоходный налоги, страховой взнос, вносить другие центральные и местные сборы и налоги. В общей массе расходов частных предприятий налоги и сборы составляли в середине 20-х гг. около 60% учтенных доходов.
В 1924-1925гг. с предпринимателей было получено 124 млн. руб. промыслового налога (с местной надбавкой), 65 млн. руб. подоходного налога, 102 млн. руб. арендной платы, - в целом более 2700 млн. руб. Весь же сбор прямых налогов в 1924-1925гг. составил около 600 млн. руб. Следовательно, частных предприниматели внесли примерно 50% всех прямых налогов; при этом налоговый нажим постоянно возрастал.
5. Изменения в системе управления экономикой
При переходе к НЭПу Советское государство отказалось от чрезмерной централизации управления экономикой, характерной для «военного коммунизма». ВСНХ, руководящий экономикой из центра, растерял большинство своих полномочий, в том числе право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий, и превратился в координационный орган. Были упразднены главки ВСНХ, а их функции на местах перешли к районным управлениям и губсовнархозам. Основной формой управления в государственном секторе стали тресты – хозрасчетные объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Фабрики и заводы находились в их составе на правах цехов. Государство прекращало централизованное снабжение предприятий, входивших в тресты, сырьём и предоставляло им право самостоятельно решать, что производить и где реализовать продукцию. При этом устанавливались фиксированные платежи в государственный бюджет и обязательное покрытие всех расходов и убытков. Если тресту удавалось добиться безубыточного ведения хозяйства, то он имел право самостоятельно распоряжаться определенной частью доходов от реализации продукции. Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала – рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.
Почти одновременно стали создаваться синдикаты – объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:
1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный),
2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности),
3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.
Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой – это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).
В феврале 1930г. была проведена реорганизация управления промышленности, резко сокращено общее количество трестов, изменен их статус. Синдикаты были ликвидированы, и на их базе созданы 26 всесоюзных отраслевых управлений. Это была победа плановых элементов в управлении экономикой над рыночными.
6. Частный сектор в промышленности
В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор – он производил до 20% всей промышленной продукции (1923г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.
Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925гг. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т. д.
В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.
7. Противоречия НЭПа
Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа – попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.
Преодолев с огромными трудностями кризис 1920-1921гг., Советская страна осенью 1923г. столкнулась с новым кризисом. Крестьяне были недовольны низкими закупочными ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары и сельхозтехнику. «Ножницы» цен были столь велики, что возникли кризис сбыта, затоваривание; государству нечем было выплачивать зарплату рабочим; дело шло до забастовок. Кризис был вызван медленным восстановлением промышленности, грубыми просчетами в политике цен. Кроме того, правительство выделило крупные средства (400 тыс. дол.) на подготовку социалистической революции в Германии. Для преодоления кризиса 1923г. на 30% были снижены цены на промтовары и повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены косвенные налоги, завершена финансовая реформа, укреплена валюта.
В апреле 1925г. был взят курс на расширение аренды земли и найма рабочей силы в деревне. Однако со второй половины 1925г. начался новый кризис.
Осенью 1925г. ясно, что выполнить план по хлебозаготовкам не удастся. Пришлось сократить экспорт и импорт, а также программу промышленного строительства. Эти обстоятельства привели к обострению «товарного голода» и росту цен. Но у крестьян имелись деньги, заработанные не столько на сбыте зерна, сколько на различных промыслах, выращивании технических культур и продаже скота. Выхода было два: или создать политические и экономические условия частному предпринимателю для производства большого количества продукции, в том числе сложной сельхозтехники (но для этого нужно было вернуть национализированные крупные предприятия частным владельцам, что противоречило программным целям большевиков), или построить новые государственные заводы и фабрики для производства промтоваров, ширпотреба, сельхозтехники (но для строительства нужны были огромные капиталовложения, чтобы закупить за границей станки и оборудование). Руководство страны предпочло другой выход: резко увеличить экспорт – а его важнейшей статьей является хлеб, который крестьянам невыгодно было производить и сдавать государству.
В то же время советская власть по-прежнему рассматривала крестьянский рынок как главный фактор развития промышленности. Перелив капиталов в государственную промышленность из частного сектора и крупного крестьянского хозяйства фактически блокировался ограничительными мерами государства. Поэтому к крестьянским хозяйствам опять применяются государственно-принудительные меры. Некоторые лидеры партии и государства, осознавая, что средства, которыми устраняли трудности, сами усугубляются эти трудности, не хотели понять, что узкоклассовый, идеологизированный, волюнтаристский подход к экономике ведет в тупик.
Таким образом, в 1925-1926гг. отсутствие промтоваров, низкие закупочные цены на хлеб, увеличение налогов резко снизили заинтересованность крестьян в выращивании зерна. Руководство страны загнало кризис вглубь, не устраняя его причин. Для выхода из сложившегося положения были использованы меры, противоречащие рыночным элементам НЭПа: закупочные цены на хлеб повысили, но для покрытия расходов государство выпустило массу денежных знаков, не обеспеченных товарами. Крестьяне добились повышения цен, но «отоварить» полученные за хлеб деньги не могли. С резкой критикой подобных мер выступил нарком финансов Г.Я. Сокольников: выпуск не обеспеченных товарами денежных знаков сводил на нет длительные усилия по стабилизации финансов России, в первую очередь успешную денежную реформу 1922-1924гг.; червонец превратился в «колеблющуюся валюту».
Кризисные явления, приглушенные в 1926г., нарастали. К концу 1927г. стало ясно, что программа хлебозаготовок не выполнена. Страна вновь столкнулась с острейшим кризисом. Если в 1926г. крестьян удалось успокоить, несколько подняв закупочные цены на хлеб, то 1927г. крестьяне не желали сдавать хлеб по твердым государственным ценам. Выгоднее было откармливать им скот и ожидать подорожания хлеба к следующей весне. Партии же большевиков для реализации плана социалистической индустриализации нужен был дешевый хлеб на экспорт.
Государство, национализировав крупную промышленность, должно было обеспечить её сырьем. Следовательно, районы, производящие сырье, должны были получать дешевый хлеб, иначе вместо хлопка и льна в них пришлось бы сеять пшеницу и рожь. И наконец, дешевый хлеб нужен был для обеспечения армии и городов, так как в связи с началом индустриализации численность рабочих быстро росла.
Для разрешения кризиса 1927г. следовало расширить рыночные элементы НЭПа – тогда реальным было бы повышение закупочных цен на хлеб и использование вырученной от его экспорта валюты на закупку за рубежом промышленных товаров. Однако такие меры были неприемлемы для большевистского руководства, и им был взят курс на силовые, административно-командные методы, которые подрывали НЭП и вели к его свертыванию.
Противоречием НЭПа было и то, что «период первоначального накопления» частного капитала в 1921-1923гг. в значительной мере имел криминальный оттенок и сопровождался всплеском коррупции в государственном аппарате. Незаконно нажитый частный капитал, а также другие противоречия НЭПа вызывали недовольство рядовых граждан, считавших, что НЭП выгоден криминальным структурам и коррумпированным чиновникам. Отрицательное отношение масс к негативным явлениям («гримасам НЭПа») явилось одной из предпосылок для его ликвидации.
Однако НЭП позволил ликвидировать разруху и восстановить народное хозяйство. Несмотря на противоречия и сложности, он сыграл важную роль в экономическом развитии Советского государства: производство электроэнергии в стране увеличилось с 1920 по 1928г. в 10 раз, чугуна и стали – в 20-30 раз, добыча угля - в 4 раза. В итоге СССР по основным экономическим показателям вышел на уровень царской России 1913г. Возникла новая проблема – создать условия для дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности, чтобы обеспечить независимость и укрепление обороноспособности страны.
8. Свертывание НЭПа
Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму». Победили сторонники командно-административных методов во главе с И.В. Сталиным. Для выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927/28г. был предпринят комплекс административных мер: усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги на частных предпринимателей и торговцев; к крестьянам, не сдающим хлеб, широко применялись санкции согласно УК РСФСР. Аресты крестьян сопровождались конфискацией средств производства, скота, инвентаря, имущества. Только в Среднем Поволжье были осуждены 33 тыс. владельцев крупных хозяйств, не желавших сдавать зерно по государственным ценам. У половины из них было конфисковано имущество. Использовались также усиление налогового пресса, принудительный выкуп тракторов и сельхозтехники, изъятие земельных излишков, сокращение, а затем и прекращение кредитования и снабжения крупных хозяйств средствами производства. Такие меры осуществлялись по всей стране. В 1928-1929гг. в крупных хозяйствах начались свертывания производства, распродажа скота, инвентаря и машин. Удар, нанесенный крупным хозяйствам в политических целях, для демонстрации якобы бесперспективности ведения единоличного хозяйства, подрывал основы производительных сил в аграрном секторе страны.
Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг.
Свертывание НЭПа не было единовременным актом: в сельском хозяйстве оно произошло в конце 20-х гг., в промышленности – на рубеже 20-30-х гг., в торговле – в первой половине 30-х г.
Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).
Заключение
Клубок все обострившихся противоречий раздирал и НЭПовскую экономическую модель. Полная загрузка имеющихся производственных мощностей, физический и моральный износ основного капитала требовали огромных инвестиций для его обновления, создания новых производств. Для этого надо было привлечь иностранные ссуды и предпринимательский капитал, чему препятствовала жестокая позиция большевиков в вопросах уплаты дореволюционных долгов и возмещения ущерба иностранным собственникам за национальную собственность. Почти полное отсутствие внешних источников финансирования в условиях трестов хозрасчета вело к усиленной перекачке средств из отраслей группы «Б» в отрасль группы «А», приводящий к прогрессировавшему износу основных средств в легкой, пищевой промышленности, а, следовательно, к ухудшению качества основных производств крестьянского потребительского спроса, к обострению «товарного голода».
Прогрессирование в силу тех же причин нарастание неэквивалентности обмена между городом и деревней в условиях господства мелкотоварного сектора в сельском хозяйстве, нарастающий «товарный голод» лимитировал рост товарности крестьянских хозяйств.
Список литературы
1. Учебник Отечественной истории для ВУЗов, Финансовая академия 2003 год
2. Учебное пособие «История России XX век» 1996г. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
3. Журнал «Родина» 1993 год статья В. Лельчук
4. Очерки истории Советского государства А.В. Козлов