Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII - XVI вв
Объединение русских земель в одном государстве могло происходить не только в условиях роста самодержавной власти правителя и ограничения прав населения. Об этом говорит опыт объединения русских земель литовскими князьями.
До 30-х гг. XIII в. литовцы не имели государства, были разделены на племена. Князь Миндовг, создавший Литовское государство, присоединил к нему Черную Русь, ранее принадлежавшую галицко-волынским князьям. Своей столицей он сделал Новгородок. Культурное влияние русских на литовцев было очень сильным. Созданное Миндовгом Литовское государство уже при его сыне Гедимине в XIV в. превратилось в литовско-русское. Титулом Гедимина был “король литовцев и русских”. Официальным языком Литовского государства был древнерусский. Рост территории осуществлялся почти исключительно за счет восточнославянских земель. Надо отметить, что эти земли присоединялись не столько путем вооруженного захвата, сколько по призыву местного населения. Оно видело в литовцах защиту от монголо-татар. Другим путем расширения государства были браки между княжескими семьями.
Таким образом Гедимину удалось присоединить к своему государству пинско-туровскую и витебскую земли. Волынь. Его сын Ольгерд подчинил Смоленск, Брянск, Киев, Подолию. При этом только для завоевания украинских земель ему пришлось применить оружие — да и то против монголо-татар. В 1362 г. они были разбиты в битве при Синих водах. До XV в. в Полоцке, Витебске, Новгороде Северском, Киеве, на Волыни и в Подолье сохранялись местные княжения, во главе которых часто стояли князья — Рюриковичи. В XV в. князь Витовт присоединил к Литве собственно российские земли, территории современных Смоленской, Калужской, Тульской, Орловской, Курской областей. В XVI в. 90% территории Литвы и основная часть ее населения были славянскими. До присоединения Москвой новгородской земли процесс “собирания” русских земель шел быстрее в Литовском, а не в Московском государстве. Граница двух государств проходила восточнее Вязьмы, совсем недалеко от Москвы.
Существенным отличием Литвы от Московского государства было растущее влияние католичества после Кревской унии 1385 г., объединения Польши и Литвы под властью одного правителя — князя Ягайло. Литовские князья приняли католичество, русское население, часть русских князей и бояр оставались православными. Их права были отчасти ограничены. Это создавало трудности в национальных отношениях, которых не знало Московское государство.
XV в. был ознаменован коренными изменениями в жизни Литовского государства, сближавшими его с Польшей и отчасти с остальной Европой. Свободу от власти наместников, самоуправление на основе немецкого магдебургского права получили города. Первым из славянских городов его получило в 1390 г. Берестье. В XV в. магдебургское право получили Ковно, Луцк, Кременец, Владимир, Полоцк, Киев, Минск, Новгородок, а в XVI в. и другие, менее значительные города. Сбор пошлин в свою пользу давал городскому самоуправлению финансовую базу. Получала защиту частная собственность горожан.
Магдебургское право, предоставленное городам, оживило в них древние вечевые традиции, заглохшие в России. При решении важных вопросов собиралась “громада”, сходка всех горожан. Для управления городом и суда над горожанами избирались рада (совет) во главе с бурмистром и лавничий суд во главе с войтом. Но в отличие от Запада, где городское управление было хорошо упорядочено и имело традиционные формы, в Литве в разных городах формы самоуправления были разными. Это свидетельствовало об отсутствии идеала порядка и строгой законности, что было характерно и для Новгорода. Часто менялось число выборных членов в обеих коллегиях. Помимо них, в некоторых городах появлялась третья, не предусмотренная законом коллегия — совет тридцати или сорока выборных от цехов, контролировавший раду в деле управления городскими финансами и благоустройством, а также иногда управлявший городским хозяйством. Главную роль в городах и городском самоуправлении играли в Литве не бояре, как в Новгороде, а крупные купцы, занимавшие все влиятельные выборные должности в городе.
Стало развиваться крупное боярское землевладение — фольварки. Русские князья почти не уступали по богатству литовским феодалам. В отличие от Московской Руси, где права населения, даже феодалов, не были гарантированы от произвола верховной власти, в Литве в 1413—1492 гг. в “общеземских привилегиях” великих князей неоднократно подчеркивался принцип, согласно которому князь имеет право подвергать панов и шляхту личным наказаниям и конфискации имущества не иначе как по суду и на основании закона. Чиновники могли судить шляхтича лишь по некоторым делам: разбой, насилие над женщиной, ранение шляхтича. В остальных случаях судебное разбирательство вел сам князь. Этими же “привилегиями” шляхте были даны обширные корпоративные права: собираться на сеймы (съезды), занимать высшие должности в государстве и главное — выбирать великого князя. Таких прав города и боярство на Руси не имели.
Крепостное право постепенно развивалось и в Литве, однако его появление было связано не с государственными нуждами, как в Московском государстве, а с бурным экономическим развитием, становлением европейского рынка и денежного хозяйства, потребностью феодалов в расширении собственной запашки. В XVI в. Украина кормила мясом всю Германию. Как ни парадоксально, введение крепостного права отчасти отвечало и потребностям развития крестьянского хозяйства, для которого был непосилен самостоятельный переход от натурального производства к товарному. Крестьянин для этого нуждался в постоянной материальной поддержке, за которую ему приходилось платить ценой личной свободы. Первый закон о прикреплении крестьян вышел в Литве в 1457 г., когда было запрещено принимать в великокняжеские волости крестьян, ушедших от частных владельцев. В 1557 г. закрепощение крестьян было завершено.
Особенностью развития государства и крепостного права в Литве в XV—XVI вв. было то, что это происходило в условиях роста власти местной шляхты в ущерб власти великого князя. В XIV в. литовские князья имели более сильную власть, чем князья Киевской Руси. Князь был неограниченным правителем. Вече было упразднено. Рада или совет при князе напоминали Боярскую думу. Князь считался верховным собственником земли и утверждал все акты, касавшиеся передачи недвижимой собственности из рук в руки. Кроме того, он считался собственником всего достояния государства. Государственная казна носила название господарского скарба, т. е. княжеского имущества. Хотя отдельные земли, в том числе русские, получали от князя уставные грамоты или областные “привилегии”, это были не договоры князя с населением, как на Западе, а односторонние акты пожалования. В целом строй Литовского государства в XIV в. гораздо больше напоминал русский государственный феодализм, чем западный.
В соответствии с законом 1492 г. носителем власти в Литве становился не великий князь, а бояре и дворяне, шляхта, органом власти которой являлось собрание — сейм. На “вальном сейме”, на котором выбирался великий князь, присутствовали князья и бояре, а на “великих вальных сеймах” — вся шляхта Литвы. Другим органом власти шляхты была “тайная рада”, совет, от которого зависело выдвижение того или иного претендента на престол. Хотя формально в XV в. лицам православного вероисповедания доступ в тайную раду был закрыт, фактически верхушка русской знати участвовала в ее работе. В 1563 г. вероисповедальные ограничения были отменены.
Особенно возросла роль рады в конце XV—XVI в., когда при ее участии был создан новый судебник, давались привилегии на магдебургское право, а князь Александр обязался посылать послов, не отнимать должностей, не раздавать в держанье пограничных замков, не производить государственных расходов, не судить, не вести внешнюю политику без участия рады. Напомним, что в Московской Руси в это время царствовал Иван III, правление которого было отмечено прямо противоположными тенденциями. Вследствие этого Литва становилась все более заманчивым местом службы для русских бояр.
Роль великого князя в Литве все более становилась служебной, наподобие должности новгородского князя. Его земли приобрели значение должностного, а не вотчинного владения, так как должность князя стала выборной. Если в период становления Литовского государства государственная казна носила название “господарского скарба”, т. е. княжеской собственности, то теперь она стала называться “земским скарбом”, общественной собственностью. Князь даже не мог без совета с радой брать деньги из казны. Такое положение было привычно и желательно для новгородцев, которые откликнулись на стремление Казимира III стать “господином Русской земли” и предложили ему взять город под свое покровительство.
Отличительной чертой жителей Литвы, особенно украинцев, был индивидуализм, несвойственный жителям Московской Руси. Он проявлялся то в открытом своекорыстии, то в широкой, показной благотворительности. Характерный пример такого поведения на рубеже XV—XVI вв. показывал Константин Острожский, широко покровительствовавший православным в Литве, снабжавший деньгами и землями духовенство и церковные учреждения. Это был крупный военачальник, строитель крепостей и замков. Вместе с тем он заботился о развитии хозяйства, основал множество ярмарок. Им была создана Острожская академия, являвшаяся в конце XVI в. главным центром русской культуры за пределами Московской Руси.
Большую культурную роль играли православные братства во Львове, Киеве и Вильнюсе. Во львовской братской школе, в частности, учился Петр Могила, реформатор православной системы образования, ориентированной ранее лишь на изучение византийской духовной традиции. При его участии были созданы в XVII в. православные учебные заведения нового типа — Киево-Могилянский коллегиум, ставший впоследствии академией, и Славяно-греко-латинская академия в Яссах. Учащиеся в этих учебных заведениях изучали церковнославянский, польский, латинский, греческий, иврит, немецкий и французский языки, историю, географию, математику, агрономию, катехизис, поэтику, риторику и диалектику (умение вести диспут), философию и богословие.
Однако объединение русских земель под властью Литвы не имело реальных перспектив. Вопрос о вероисповедании оставался главным предметом противоречий литовцев и русских. Неприемлемыми для многих православных оказались Флорентийская 1439 г. и Брестская 1596 г. церковные унии. Вследствие этого многие православные князья переходили в Московское государство. В конце XV в. это делают князья верхнеокских областей — Новосильские, Одоевские, Воротынские, Белевские, Вяземские. Это означало присоединение к Московскому государству и их “отчин”. В 1500 г. от Литвы отторгаются владения князей Черниговских и Новгород-Северских. В начале XVI в. Литва должна была отдать Москве десятки городов, в том числе Смоленск. Стремление к воссоединению с Россией существовало и среди знати южнорусских земель.
В результате Люблинской унии 1569 г. Литва была объединена с Польшей, вследствие чего возникло новое государство — Речь Посполитая (в переводе: республика). Для Литвы это означало передачу Польше Волыни, Киевщины и Подолии. Но и в самой Польше выборная королевская власть не могла обеспечить единства общества. В течение XVII— XVIII вв. Речь Посполитая постепенно ослабевает и в конце концов становится жертвой раздела между Австрией, Пруссией и Россией. Избыток демократии для дворянства при отсутствии идеала порядка оказался пагубен для ее независимости, так же как избыток демократии для народа в Новгороде.
Однако значение Литовско-русского государства нельзя недооценить. В его пределах сформировались две из трех наций, являющихся наследниками культуры восточных славян и Киевской Руси: украинцы и белорусы. Знать и горожане, переселявшиеся из Литвы в Московское государство, приносили опыт жизни на основе европейских ценностей.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/