Объединительный процесс в сердце Европы: создание единого Германского государства
Содержание
Введение
1. Причины и предпосылки объединения ГДР и ФРГ
2. Объединительный процесс германского государства
2.1 Внутренний ход объединения
2.2 Внешние факторы объединения
3. Германия сегодня: видимые следы раскола немецкой нации
Заключение
Библиографический список
Введение
Наверно каждый из нас видел кадры 9 ноября 1989 года, на которых можно увидеть падение Берлинской стены. Но не каждый из нас задумывался о том, что стояло за этим событием и что за ним последовало. Почти 40 лет «железный занавес», который разделял капиталистический мир от социалистического проходил по территории Германии, образовал два самостоятельных субъекта – Федеративную Республику Германия и Германскую Демократическую Республику. Объединение Германии обозначило собой конец эры великого противостояния между Западом и Востоком.
Создание единого Германского государства, которое окончательно оформилось 3 октября 1990, в силу подписанного «Договора об объединении между Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии», стало одним из ярчайших политических событий современности. Можно сказать, что объединение Германии, кардинально изменило ситуацию, как в самой Германии, так и в Европе в целом. Присоединение ГДР к ФРГ фактически положило начало воссоединению немецкого народа. Но не все так просто, как кажется на самом деле. Годы совместной жизни западных и восточных немцев показали, что процесс сближения является делом не нескольких десятков лет, а нескольких поколений. На мой взгляд, в этом и есть актуальность работы над данной темой.
Цель работы заключается в том, чтобы дать ответы на вопросы о возможности объединения Германии, влиянии и воздействии этого события на социально – политические процессы Европе и Германии в частности.
Исходя из этого, можно поставить следующее задачи работы:
1) Показать причины и предпосылки объединительного процесса.
2) Проследить процесс объединения.
3) Показать отношение немцев (восточных и западных земель) к объединительному процессу.
4) Показать, как это отражается на социально-политическом процессе в стране.
1. Причины и предпосылки объединения ГДР и ФРГ
По-моему мнению, будет целесообразно начать с краткого упоминания об истории вопроса разделения Германии на два самостоятельных государства, поскольку это позволит лучше понять причины и предпосылки объединения Германского государства.
Как известно, вторая мировая война закончилась поражением Германии. Встал вопрос о послевоенном устройстве Европы и Германии в частности. Судьба этого вопроса была в руках глав четырех стран – это СССР, США, Великобритании и Франции. Углубляться в ход переговоров не имеет смысла, поэтому можно лишь сказать одно, что в силу своего географического и геополитического расположения, Германия играла роль границы между социалистическим и капиталистическим миром, была лишь дилемма о том, как эту границу провести. И она была решена посредством принятия решения об образовании двух немецких государств, в одном из которых можно было увидеть демократию, экономику с частной собственностью и действующим рыночным хозяйством, а в другом жесткую административную систему, всецело обобщенную собственность и всевластие коммунистической партии. Таким образом, «21-го сентября 1949 года конституировалось Федеративная Республика Германия. Со столицей в городе Бон»[1]. Ну и, конечно же, ответ СССР последовал незамедлительно, поскольку уже «15-го октября 1949 года конституировалась Германская Демократическая Республика. Столицей являлся Восточный Берлин»[2].
Блокада Западного Берлина советскими войсками в 1948 году, образование двух немецких государств и постройка в 1961 году Берлинской стены (причиной возведения которой являлись прозападные настроения многих немцев) стали причиной раскола одной нации надвое: восточных и западных немцев.
Прежде всего, чтобы понять, почему произошло объединение Германии, нужно определить предпосылки и причины исторического события. В данной главе мы рассмотрим конкретные события, подтолкнувшие к созданию единого государства, то есть постараемся, как говорится «узреть в корень». На наш взгляд, нужно начать с конституции Германии, которая была принята 23 мая 1949 года, причем с той, которая существовала до внесения поправок 1990 года. Прочитав статью 23, мы понимаем, что уже в ней была заложена база будущего объединения двух государств. «Настоящий Основной закон распространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижний Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Рейнланд-Пофальца, Шлезвиг-Гольштейна, Вюртенберг-Бадена и Вюртенберг-Гогенцамера. В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении»[3], именно последние предложение данной статьи не дает усомниться в том, что создатели данной конституции уже в 1949 году теплились надеждой в будущем на объединение расколотой нации.
Как известно, до начала 70-х годов отношения между ФРГ и ГДР проходили в атмосфере конфронтации, а также существовало идеологическое противоборство. Ситуация начала меняться с приходом к власти в Бонне коалиции СДПГ/СвДП. Именно Вилли Брандт стал первым политиком ФРГ, который понял, что раздел Германии не вечен. Скорей всего стало ясно, что разрядка в Европе без урегулирования германо-германских отношений невозможна. Поэтому Брандт отказался от политики Аденауэра (он и его сподвижники были инициаторами раскола Германии) и признал факт существования Германской Демократической Республики, причем заметил, что два государства не являются друг для друга заграницей. То есть, именно с приходом СДПГ/СвДП во главе с В. Брандтом был сделан первый шаг (не считая, конечно же, статьи номер 23 в конституции ФРГ) на пути урегулирования отношений между двумя германскими государствами.
Можно сказать, что прогресс был вполне очевидным, поскольку возросло число поездок жителей ФРГ и Западного Берлина в ГДР, с 2 млн. в 1970 г. до 8 млн. в 1973 г. Число восточногерманских пенсионеров, посетивших ФРГ, увеличилось за этот же период на 25%[4]. Дальнейшим шагом на пути сближения двух государств стало подписание 21 декабря 1972 года договора об основах отношений между ГДР и ФРГ. Данный договор означал признание ГДР, и стал отправным пунктом к еще более широкомасштабным связям между государствами в сфере экономики, науки, техники, транспорта, связи, здравоохранения, культуры и спорта. Этот договор придал особый статус отношениям, которые развивались между двумя государствами. Хочется отметить, что Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ помог остановить процесс размежевания, поскольку многие граждане получили возможность воссоединиться со своими родственниками или друзьями. Также можно сказать, что договор оказал хорошее воздействие на общеевропейскую атмосферу.
Как и во всех сферах жизни, в политике тоже есть периоды спада. Обозначился он приходом Гельмута Шмидта на пост федерального канцлера, можно сказать, что в отношениях между ГДР и ФРГ на время пришло похолодание, но продлилось оно не долго, так как уже в 1974 году был подписан протокол об учреждении в столицах обоих государств постоянных представительств. Хотелось бы подчеркнуть, что в период с 1974 по 1980 год ФРГ заключила с ГДР около 17 соглашений, что явно указывает на то, что правительство понимало всю пользу от объединения Германии и уже в 70-х годах начало делать первые шаги к этому событию. То есть первые предпосылки к объединению появились не в начале 80-х, а намного ранее, что и подтверждает сказанное нами выше.
К середине 80-х годов немецкий истеблишмент понимает, что новая неконфронтационная система отношений в Европе, является не только целью, но и средством для объединения Германии. Преодоление «раскола Европы» было возможно лишь при положительном решении германского вопроса. Возникло стремление правящих кругов западной Германии «европеизировать» германский вопрос, сделать так, чтобы Европа поняла, что это проблема всего континента, а не Германии в частности, да и то, что от решения данной проблемы будет зависеть развитие общеевропейских процессов. Но, к сожалению, в то время этот вопрос не стоял на политической повестке дня, и не предполагалось его решение в ближайшем будущем.
Но, тем не менее, во второй половине 80-х годов наблюдается активация политики ФРГ по отношению к ГДР во всех ее аспектах. Теперь все концентрировалось в руках канцлера и его ближайшего окружения. Все указания шли с Ведомства федерального канцлера. То есть, уже к середине 80-х годов германская политика ФРГ располагала конструктивным механизмом ее реализации, который опирался на средства массовой информации, а именно СМИ поработало над тем, чтобы западногерманское население поддержало официальный курс правительства в отношении ГДР. Тут мне бы хотелось упомянуть о роли личности в истории. По-нашему мнению именно с приходом Г. Коля к власти активизировалась политика объединения нации (не зря же его называют «канцлером объединения»), похоже, это ему выпала честь некого мессии, которому было бы суждено это сделать. Что и подтверждает то, что приходом Г. Коля к власти начали активно наращиваться торгово-экономические связи, и именно они стали стержнем двусторонних отношений. Можно сказать, что торговлю с ГДР интерпретировали как внутригерманские отношения, немецкие правящие круги постоянно говорили об особом статусе тогово-экономических отношений, называли их как отношения между «двумя частями одной страны».
Важным событием также стало первый в истории официальный визит руководителя ГДР в ФРГ и его переговоры с канцлером Колем. Во время визита были подписаны соглашения о научно-техническом сотрудничестве и охране окружающей среды. Можно сказать с уверенностью, что после визита начался бум в развитии германо-германских отношений.
Хотелось бы отметить, что изменение как социально-экономической, так и политической ситуации в ГДР послужили также причиной объединения Германии.
Поскольку уже со второй половины 80-х годов устойчивый характер приобрела тенденция снижения темпов экономического роста в этой стране: с 4,5% в 1981–1985 гг. до 3,1% в 1986–1989 гг.[5]
В республике потреблялось больше, чем производилось. Около половины производственных ресурсов устарело не только морально, но и физически. Крупные инвестиционные объекты не давали запланированной отдачи. Только треть предприятий была в стране рентабельной, а больше половины – попросту убыточны. Задолженность этих предприятий госбанку превысила в 1989 году 200 млрд. марок. Внешняя задолженность страны составила 20 млрд. долларов[6].
Это привело к тому, что население ГДР, во всем сравнивавшее свое благосостояние с материальной обеспеченностью граждан ФРГ, стало воспринимать ситуацию как катастрофическое снижение своего уровня жизни. В народе все больше укреплялось мнение, что экономическое соревнование между социализмом и капитализмом безнадежно проиграно.
Истоки кризиса, поразившего все без исключения структуры общественной жизни ГДР, крылись в несовместимости провозглашенного лозунга построения «развитого социализма» с возможностью его воплощения на практике, в объективной неспособности социализма ГДР конкурировать с капитализмом ФРГ.
Кризис правящей партии СЕПГ и правительства ГДР начался в конце лета. Он был вызван недовольством жителей страны на запрет гражданам ГДР выезжать на Запад, в частности, в ФРГ, что фактически означал нарушение прав человека на свободу передвижений. Подчеркнем, что взорванная изнутри ГДР вследствие резкого нарастания внутренних противоречий и напряженности в обществе была готова к объединению со своим западным собратом.
2. Объединительный процесс германского государства
2.1 Внутренний ход объединения
Можно сказать, что объединение Германии, которое шло в рамках строительства новой, мирной и ненасильственной Европы прошло в течение нескольких месяцев 1989 и 1990 годов. Рассмотрим то, как прошел данный процесс в столь сжатые сроки изнутри.
По-нашему мнению отправной точкой объединения двух германских государств стоит считать событие 9-го ноября 1989 года. В этот день Советом министров ГДР было принято решение о том, что все граждане страны могли выезжать в ФРГ или Западный Берлин без специального оформления, что де-факто обозначало открытие границ ГДР с ФРГ и Западным Берлином. Стена, которая раскола нацию надвое, рухнула. Поспешность принятия этого шага говорила о растерянности, которая существовала в высших эшелонах власти республики, о желании любыми средствами стабилизировать ситуацию, сбить волну недовольства, охватившее население страны. Но в тоже время это событие способствовало созданию иной атмосферы внутри германских отношениях и послужило к началу движения в поддержу идеи объединения двух германских государств. Видя удачно складывающиеся обстоятельства, канцлер ФРГ Г. Коль берет инициативу в свои руки и выступает в бундестаге с программой развития германо-германских отношений, которая называлась «10 пунктов Г. Коля». В этой программе говорилось о постепенном сращивании двух государств через решение экономических задач, слияния двух экономических структур, что, в конечном счете, должно было привести к единому государству. Но данный план действий был подвергнут критике в ГДР, и дальнейшего развития не получил.
19-го декабря состоялся визит в ГДР канцлера ФРГ. В ходе этого визита было принято решение об отмене визового режима на германо-германской границе и обязательного обмена валюты для западных немцев при въезде в ГДР. Главы двух немецких государств высказались за дальнейшее развитие отношений и разработки всех вопросов, связанных с созданием «договорного сообщества» между обоими государствами. Также был открыт переход через Бранденбургские ворота, который стал символом единения народа.
Нельзя не сказать о том, что активная «германская политика» ФРГ, на фоне паралича властных структур Германской Демократической Республики, сыграла решающую роль в дальнейшем форсировании объединительного процесса. Так как именно по инициативе ФРГ стали создаваться разного рода совместные комиссии по вопросам сотрудничества в области сельского и лесного хозяйства, туризма, культуры и охраны окружающей среды. Развивалось сотрудничество в сфере экономики и торговли. То есть, эти определившиеся тенденции свидетельствовали о неизбежности и необходимости объединения двух стран. Г. Коль это понимал, и решил действовать.
14-го февраля 1990 года на переговорах с правительственной делегацией ГДР во главе с Х. Модровым канцлер ФРГ предложил начать решение вопроса о валютном объединении двух стран, отвергнув принцип постепенного сближения. Один из его аргументов говорил о том, что быстрая замена обесцененной восточногерманской валюты на марку ФРГ поможет остановить приток беженцев из ГДР. Также он сказал, что ФРГ готово взять на себя решение таких проблем ГДР как торговый баланс и внешний долг. Все предложения были приняты, и после переговоров было объявлено о создании комиссии по подготовке союза между двумя странами. Народная палата ГДР проголосовала за объединение Германии, выбор был сделан, дело осталось за народом. И прошедшие 18 марта 1990 года выборы продемонстрировали, что большинство населения Германской Демократической Республики предпочли отдать голоса «Альянсу за Германию», что, по их мнению, должно было дать возможность правящему в ФРГ Христианско-демократическому союзу быстро решить все проблемы немецкого общества, включая поднятие жизненного уровня. Христианские демократы получили 40,9% избирателей, и к ним также надо добавить 6,3%, отданных за Немецкий социальный союз, и 0,9% за Демократический прорыв, которые были объединены в «Альянсе за Германию». Можно сказать, что их победе способствовало то, что в своих предвыборных программах они сделали ставку на объединение двух германских государств, представляя его как единственный выход из социально-политического и экономического кризиса, в котором находилось ГДР. Итоги выборов еще раз дали ясно понять, что процесс объединения необратим. Выбор был сделан, и во внутригерманском урегулировании дело оставалось за техническими деталями и институциональным оформлением этого процесса.
Объединительный процесс вступил в свою завершающую фазу. Новые избранники населения ГДР полностью приняли условия правительства ФРГ и выразили готовность провести объединение на базе статьи 23 Основного закона Федеративной Республики Германии. В апреле 1990 года начался процесс перехода восточногерманских министерств и ведомств под патронаж соответствующих государственных структур ФРГ, которые направляли в Восточный Берлин своих советников, первые советники были, конечно же, направлены в министерства экономики и внутренних дел
18 мая 1990 года в Бонне министры финансов ГДР и ФРГ подписали первый Государственный договор о создании валютного, экономического и социального союза. Этот договор был по сути уникальным переходом от командно-административной экономики к рыночному хозяйству, причем в предельно сжатые исторические сроки. В нем говорилось о введении на восточногерманской территории западной марки в качестве единой денежной единицы, признание разнообразия форм собственности, открытие дорог для свободного движения, и конечно же установление минимальных размеров взносов на пенсии и оказание социальной помощи. Но в тоже время государственный договор с его статьями и приложениями перечеркивал значительные разделы конституции ГДР, что означало подчинение в основных сферах жизни восточной Германии действующему праву ФРГ.
На фоне обострения внутриполитического положения в ГДР, 22 августа Народная палата одобрила Договор о подготовке и проведении первых общегерманских выборов в Бундестаг. И тут же в ночь на 23 августа она, не дожидаясь подписания Договора о единстве Германии, приняла заявление о вхождении республики в состав ФРГ 3 октября на платформе западногерманской конституции. Парламенту ФРГ не оставалось иного выбора, как последовать примеру парламента восточной Германии.
31-го августа 1990 года состоялся торжественный акт подписания второго Государственного договора между ФРГ и ГДР, определившего механизм вхождения Германской Демократической Республики в Федеративную Республику Германию. В договоре говорилось об образовании с 3 октября на территории бывшей ГДР пяти новых земель – Бранденбурга, Мекленбурга – Передней Померании, Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии, также указывалось, что столицей единого государства будет Берлин, а 3 октября объявлялось национальным праздником. Еще бы хотелось упомянуть, что также в деталях регулировались практически все внутриполитические, экономические, правовые и административно-технические вопросы объединения Германии.
3 октября 1990 года состоялось долгожданное воссоединение германской нации, и этот день вошел в историю как День германского единства.
2-го же декабря 1990 года в стране прошли первые общегерманские парламентские выборы. Благодаря своей правильной политике в вопросе Германского объединения блок ХДС/ХСС одержал на выборах убедительную победу. Новым народным избранникам предстояла тяжелая работа в новой единой Германии.
2.2 Внешние факторы объединения
По-нашему мнению урегулирование внешних факторов объединения Германии, присоединение ГДР к ФРГ на базе статьи 23 конституции ФРГ, а затем и общегерманские парламентские выборы представлялось создателям новой Европы как точка в решении «германского вопроса», который влиял на состояние дел в Европе и в мире. И, на наш взгляд, об этих факторах нужно сказать. Подчеркнем, что объединение Германии взбудоражило сознание всей Европы, а в частности союзников и стран, граничащих с этим государством. Многие политики понимали, что объединение нации, расколотой некогда надвое, повлечет за собой серьезные структурные изменения в старом свете.
Франция и Англия заняли довольно жесткую позицию в отношении «германского вопроса», поскольку эти страны не хотели того, чтобы единая Германия превратилась в новую «сверхдержаву», что безоговорочно вело бы к уменьшению роли Парижа и Лондона в европейских и мировых делах. Конечно же, особое беспокойство испытывала Франция, что объясняется ее географическим положением, а также негативным историческим опытом взаимоотношений с немецким народом. Франция, наладившая отношение с ФРГ могла активно влиять на западноевропейскую интеграцию, и в будущем планировала стать страной-лидером в Европе, что естественно было не совместимо с появлением объединенной Германии.
Обеспокоено отреагировал Лондон, где считалось, что вопрос об объединении Германии является не актуальным, так как правительство считало нужным сохранить на ближайшее будущее блоковую систему безопасности в старом свете. А вот США, в отличие от своих европейских союзников, поддержали идею объединения Германии. Так как они считали, что нужно поддерживать стабильность в Европе, посредством контролирования процесса решения «германского вопроса».
Что касается отношения СССР к объединительному процессу, то, несомненно, у этой страны, а в частности у М.С. Горбачева было свое мнение по этому поводу, но хотелось бы сказать, что оно менялось очень быстро. Так как в начале декабря 1989 года он считал этот вопрос не стоящем на политической повестке дня и не видел никакой возможности поиска путей институциализации германского объединения. А уже 10-го февраля во время визита в Москву Гельмута Коля и Геншера Горбачев заявляет о том, что «между СССР, ФРГ и ГДР нет разногласий по поводу того, что вопрос о единстве немецкой нации должны решать сами немцы и сами определять свой выбор, в каких государственных формах, в какие сроки, какими темпами и на каких условиях они это единство будут реализовывать». Скорей всего, Гельмут Коль объяснил всю необходимость данного процесса, и Горбачев решил пойти на встречу, но с некими условиями, которые обсуждались на переговорах по формуле «2+4», о которых будет сказано далее.
Безусловно, политическая обстановка, которая сложилась внутри ГДР, повлияла на германо-германское сближение, которое приобретало собственную положительную динамику. В тоже время любая попытка к торможению данного процесса вызывала еще большую нестабильность. Скорей всего, идея проведения переговоров по формуле «2+4» (два германских государства и четыре державы-победительницы) просто назревала сама собой. И уже 13 февраля 1990 года в Оттаве договоренность о проведении переговоров по формуле «2+4» была достигнута между министрами иностранных дел всех заинтересованных сторон. Можно сказать, что была проделана громадная работа по урегулированию внешних факторов объединения Германии дипломатическими ведомствами шести стран, поскольку очень много деталей и условий решались между участниками на двустороннем уровне. Главным и ключевым среди этих контактов были американо-западногерманские, американо-советские и советско-западногерманские, что на самом деле отражало реальную расстановку сил между партнерами по переговорам. Всего же в рамках переговоров «2+4» было проведено четыре встречи на уровне министров иностранных дел. Самой главной можно считать четвертую, поскольку в ходе этой встречи были закреплены те положения, которые были отражены в итоговом документе. Далее рассмотрим самые важные положения, без урегулирования которых, не мыслилось дальнейшего объединения Германии, по мнению участников переговоров «2+4».
Во-первых, всех участников переговоров волновал вопрос о сроках и формах достижения единства Германии. СССР предложил ввести внешний контроль за объединением Германии на «переходный период», который должен был длиться пять лет с момента создания единого парламента и правительства. Не трудно догадаться, что Советский Союз был заинтересован в том, чтобы ГДР сохраняла статус суверенного государства на возможно более длительное время, поскольку хотел продлить свое присутствие в Европе посредством войск, находившихся в Восточной Германии. Но Советская идея установления переходного периода не получила поддержки со стороны США, Англии и ФРГ. Федеративная Республика Германия, ссылаясь на Заключительный акт права на самоопределение, подчеркнула, что немцы должны сами решать, в каких государственных формах, какими темпами и на каких условиях они будут осуществлять свое единство, при этом Горбачеву припомнили и его заявление от 10-го февраля 1990 года, о котором было сказано выше. Тем самым идея была отклонена, и СССР пришлось на двусторонних встречах договариваться об условиях пребывания советских военнослужащих на восточногерманской земле.
Во-вторых, все четыре державы волновал вопрос о границе. Они выступили с единым мнением о том, что объединенная Германия должна включать нынешнюю территорию ФРГ, ГДР и Берлина и все. Ее внешними границами станут границы ГДР и ФРГ, также они выступали за то, что единая Германия не будет иметь никаких территориальных претензий к другим государствам, как в настоящем, так и в будущем. Также, Германия и Польша должны будут подтвердить западную границу Польши в договоре, имеющим обязательный характер. Еще четыре стороны приняли позицию о том, что в будущем Германия будет строить политику так, что с ее территории будет исходить только мир. В итоге Германия полностью приняла данные условия.
В-третьих, вопрос о военно-политическом статусе объединенной Германии был основополагающим, и тревожил не только СССР, но остальных участников переговоров. Но в тоже время мнения расходились в разные стороны. Советский Союз настаивал на нейтралитете нового государства. Поскольку, по мнению СССР, структуры коллективной безопасности старого света смогли бы устранить возможные агрессивные устремления мощной и политической сильной единой Германии. США, Англия, Франция и ФРГ предполагали в свою очередь включение объединенной Германии в НАТО, где априори мог осуществляться действенный контроль за военно-политической деятельностью страны, которая дважды (во время первой мировой и второй мировой войны) подводила мир к краю пропасти. Западными державами исключался нейтралитет Германии со ссылками на известный всем опыт в истории. Инициатива СССР снова была отвергнута.
Тут мне бы хотелось подчеркнуть, что, видя то, что западные державы, имея более весомую аргументацию, отвергали почти все предложения СССР, решилась на ослабление своих позиций в решении «германского вопроса», но в тоже время захотела получить выгоду от процесса объединения. Вот что сказал по поводу объединения Германии председатель КГБ В. Крючков: «Дни СЕПГ сочтены. Это не рычаг и не опора для нас… Стоит обратить внимание на СДП ГДР. Наш народ боится, что Германия опять станет угрозой. Она никогда не согласиться с нынешними границами. Постепенно надо начинать приучать наш народ к воссоединению»[7]. В особенности последние предложение говорит о том, что советская номенклатура поняла, что спасти ГДР не удастся, нужно идти на встречу западному миру. Тем временем, советский министр иностранных дел Э.А. Шеварнадзе на встрече со своим коллегой Г.-Д. Геншером дал ясно понять, что переговоры «2+4» могут закончится положительно, а единая Германия стать членом стран североатлантического договора только в том случае, если Запад выполнит ряд важных условий, выдвинутых СССР. Среди них были: предоставление гарантий в области безопасности, установления дружественных отношений между НАТО и ОВД, окончательного решения вопроса о границах, сокращение численности бундесвера, снижение уровня военного присутствия американцев в Европе. Также Советский Союз требовал от Запада помощи, причем сумма по тем временам была не малой и составляла 20 млрд. долларов. Условия были приняты, но вопрос о помощи оставался открытым.
Чтобы как то сгладить противоречия, которые исходили от Советской стороны, 15 июля состоялся визит Г. Коля в СССР для личной с М.С. Горбачевым встречи. Углубляться в ход переговоров не будем, скажу лишь одно, что в ходе этой встречи был достигнут консенсус по поводу объединения Германии. Были урегулированы все аспекты политических, экономических, культурных и гуманитарных отношений. И 12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел шести государств-участников переговоров по формуле «2+4» подписали «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии». В договоре впервые был зафиксирован окончательный характер внешних границ объединенной Германии, также выдвигалось обязательство не иметь и не выдвигать в будущем территориальных претензий, Германия торжественно подтвердила обязательство в том, что с ее земли будет исходить только мир, она отказывалась от владения и распоряжения оружием массового поражения. Договором было предусмотрено сокращение в течение 3–4 лет численности вооруженных сил объединенной Германии до 370 тыс. человек, также было определено, что СССР и Германия урегулируют условия и сроки пребывания советских войск в восточной Германии, а также условия их вывода до 1994 года.
13 сентября в Москве министры иностранных дел СССР и ФРГ парафировали Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и Германией, подписать который предстояло после 3-го октября – официально объявленной даты объединения Германии. Было объявлено, что по итогам достигнутой договоренности Федеративная Республика Германия взяла на себя обязательство по финансированию вывода Советских войск с территории бывшей ГДР и обязывалась выплатить 12 млрд. марок СССР до конца 1994 года. Также, кроме этой суммы, СССР предоставлялся кредит в размере 3 млрд. марок сроком на 5 лет. Тем самым, можно сказать, что Германия просто купила единство и не противостояние этому СССР за 15 млрд. марок. Сумма, отданная за такое событие в принципе не большая, так как немцам объединительный процесс мог бы стоит очень дорого, будь Советский Союз в тот период сильнее, чем весь Запад вместе взятый.
3. Германия сегодня: видимые следы раскола немецкой нации
Итак, с момента объединения прошло 18 лет. Уже успело смениться два правительства и с 22 ноября 2005 года на посту федерального канцлера стоит человек, который родился в ГДР, лидер блока ХДС/ХСС – Ангела Меркель. Несмотря на то, что нация объединилась почти 20 лет назад, следы раскола можно увидеть до сих пор, и в этой главе мы их рассмотрим подробней и попытаемся объяснить, как они влияют на социально-политические процессы в стране.
Скорее всего, лучше всего начать с того, что нынешнее состояние в единой Германии можно характеризировать как одна нация – два общества. На самом деле, за сорок лет раздельного существования в двух германских государствах у немцев образовались разные, а иногда и противоположные по менталитету типы личности. Даже появились такие понятия как «осси» («восточники») и «весси» («западники»). Можно сказать, что между ними сложились не самые идеальные отношения. Западные немцы все еще смотрят на «осси» как на отсталых людей с вечным недовольством по поводу чего-нибудь, а восточные в свою очередь считают западников высокомерными и заносчивыми. Конечно же, ни о какой любви к своим восточным братьям говорить не приходиться, когда мы узнаем, что западники, должны платить высокие налоги из-за того, что большая часть из них идет на дотации и развитие восточных земель Германии. Так сложилось исторически, что социалистическая восточная Германия на момент присоединения и сейчас, конечно же, отстает в техническом плане от западных земель. Тут меньше заводов, больше безработица (по отдельным структурно отсталым районам ровна 25%)[8] и естественно кое-где проскальзывает мнение, что в 1990 году произошла колонизация Германской Демократической Республики Западной Германией, поскольку сразу же после объединения Германии «восточникам» стала насаждаться демократия с ее правами, свободами, обязанностями и рыночной экономикой, в результате чего довольно большое количество людей осталось без работы и средств для существования. Это не могут простить Западной Германии до сих пор. Мы знаем, что одной из основных проблем современной Германии является низкая рождаемость и старение нации. По оценкам экспертов, если сейчас каждый четвертый житель ФРГ имеет возраст старше 60 лет, то в 2050-м году им будет каждый второй[9]. Естественно, пожилые люди, прожившие большую часть жизни в восточной Германии с ее социалистическим укладом ностальгируют по прежней жизни, где была уверенность в будущее и стабильная заработная плата. Также хотелось бы упомянуть, что восточным немцам очень тяжело пробиться на высокие посты не только в бизнесе, но и в политике. Ярким исключением является Ангела Меркель. Мы знаем, что в немецком истеблишменте в основном присутствуют «весси», и они довольно скептически относятся к новичкам из восточной Германии, считая их закостенелыми, твердолобыми и недеятельными.
Безусловно, все эти факторы влияют на социально-политический процесс в Германии. Мы видим, что лишь одна партия в ФРГ представляет интересы «восточников» и это бывшая партия ПДС, которая ныне называется «Левая партия». Прочитав ее программу, мы убеждаемся в том, что она в действительности выступает за политику сближения Западной и Восточной Германии. Ключевым аспектом своей программы она ставит признание и уважение со стороны Западной части Германии к Восточной, в частности требуют равной зарплаты за одну и туже работу, поскольку данное равенство отсутствует в современной Германии. Следующем требованием выдвигают отмену дискриминации против Восточной Германии в вопросе пенсий, так как пожилые «западники» получают намного больше своих восточных братьев. Эта партия борется за права молодых людей, в частности в сферах образования, культуры, досуга и работы. Обращает внимание на то, что в восточных землях не уделяется столь большого внимания этим вопросам. Также вложение инвестиций и развитие в восточных регионах промышленности, образования, высоких технологий, малого и среднего бизнеса являются приоритетными задачами «Левой» партии. То, что было сказано выше и определяет социально-политические процессы, как в Восточной, так и в Германии в целом. Из-за этих проблем, у «осси» и «весси» и складывается неоднозначное отношение к объединительному процессу. С одной стороны они понимают, что 18 лет назад произошло объединение расколотой нации воедино, что также означало собой объединение Европы и закрепления мира в ней, но в тоже время они видят, какая пропасть образовалась между ними за 40 лет. Пока можно сказать, что нужно довольно таки много времени для того, чтобы грани между «восточниками» и «западниками» стерлись и немцы зажили как по-настоящему единая нация, без мыслей о дискриминации на почве принадлежности восточным землям страны, или думая о том, что «восточники» – «нахлебники», живущие за счет «западников».
Но это не единственные проблемы в стране, которые определяют ход социально-политических процессов. Во-первых, после объединения Германии в 1990 и в последующее годы в ФРГ хлынул поток иностранцев азиатского и африканского происхождения, что сейчас способствует росту ксенофобских настроений в стране и существенно снижает возможности для построения «мультикультурного общества». Подавляющее большинство иностранцев являются не политическими, а экономическими мигрантами, и в силу культурно-этнических и религиозных причин им трудно стать частью современного немецкого общества. В частности, хотелось упомянуть, что, например, Берлин называют третьим Стамбулом.
Во-вторых, Германия переживает проблему массовой безработицы. С ее ростом возникла борьба за рабочие места, отношение к «гастарбайтерам» становится все хуже, в западных землях это используется радикальными группировками, имеют место акты насилия; идут и внутренние разбирательства между «гостями», в частности между турками и курдами.
Проблема социального неравенства включает в себя такие аспекты, как разные возможности получить хорошее образование, высоко оплачиваемую работу, поддержание высокого уровня жизни, прежде всего для многосемейных и бедных пенсионеров. Перед правительством стоит цель – сокращение разрыва в доходах между богатыми и бедными. Хотя Федеративная Республика Германия всегда считалась процветающей западной страной, 10% ее населения живет в бедности, что означает необходимость получения социальной помощи со стороны государства[10].
Также в последнее время острой стала проблема жилья и оплата коммунальных услуг. Проблема крыши над головой решается правительством, поскольку в Германии существуют такие семьи, которые не могут позволить себе снимать или покупать жилье, поэтому этот вопрос стоит на политической повестке дня в ФРГ. Что же касается коммунальных услуг, то население не устраивает высокие тарифы на водоснабжение, электроэнергию и тепло. Люди выступают за разумные цены в этой сфере, но вопрос все же считается нерешенным.
В целом же, Германия является развитой страной во всех отношениях, но выше перечисленные проблемы, а в особенности проблемы взаимодействия Восточных и Западных немцев останутся центральными на политической и общественной повестке дня. В будущем к власти будут приходить те партии, которые будут ставить приоритетом решение проблем, изложенных выше.
Заключение
Мы считаем, что будет правильно сказать, что 3-го октября 1990 года произошло событие мирового масштаба, которые является важной вехой в истории человечества. Объединение Германии ознаменовало собой не только образование нового и сильного субъекта международного права, но и означало еще и то, что крупные и сложные международные проблемы можно решить без сражений и противодействий, а в атмосфере сотрудничества и дружелюбия.
Объединение Германии прямым образом повлияло на социально-политические процессы в Европе. Формально данное событие можно считать окончанием холодной войны, конец противостояния между социалистическим и капиталистическим миром. Старый Свет понял, что на примере объединения одной страны, должна стать единой и вся Европа. Больше не должно быть социалистического лагеря на ее территории и буквально в течение нескольких лет его не стало. С приходом на политическую арену единой Германии поменялась и политическая коньюктура Европы. Теперь всем приходилось считаться с мнением нового, политически и экономически сильного игрока. Свою внешнюю политику Германия проводит в союзе со своими партнёрами в Европе и НАТО. В рамках ЕС Германия благополучно развивает двусторонние и многосторонние отношения. Можно сказать, что в последнее время укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем.
Народ же в свою очередь получил возможность объединиться, но в тоже время мы понимаем, что фактически сам процесс единения займет не одно десятилетие. Конечно же, лозунг «Мы – единый народ», который был выдвинут во время процесса объединения, актуален и сегодня. Сейчас Германия переживает период трудоемкой работы по устранению своих внутренних проблем. К ним можно отнести такие проблемы как интеграция Восточных земель, борьба с безработицей, жилищный вопрос, улучшения качества оказываемых медицинских услуг (совсем недавно был разоблачен врач, который пользовался предметами одноразового использования для осмотра разных людей, сэкономив на этом около 50 тыс. евро), вопрос многокультурного общества в Германии, экологические проблемы, а также поднятие рождаемости и уменьшение смертности населения, и, конечно же, омоложение нации.
Можно не сомневаться в том, что, решив все эти проблемы, Германия станет еще более сильным игроком на международной политической арене. Хотелось бы отметить, что исторически немцы это закаленная нация, и объединение стало толчком для развития и укрепления этой нации в едином европейском пространстве.
Библиографический список
Источники
1. Брандт В. Воспоминания / Пер. с нем. – М.: Новости, 1991. – 528 с.
2. Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. – М.: Юрид. лит, 1982. – 408 с.
3. Основной закон Федеративной Республики Германия. – Бонн: Ведомство печати и информации Федерального правительства, 1998. – 136 с.
4. Datenreport 2006. Zahlen und Fakten uber die Bundesrepublik Deutschland. – Bonn: Bundeszentrale und politische. Bildung, 2006. – 572s.
Научная литература
1. Германия в XX веке: учебное пособие/ А.И. Патрушев. – М.: Дрофа, 2004. – 432 с.
2. Бетманаев А.М., Бяликов Т.А., Галактионов Ю.В. История Германии: учебное пособие для студентов вузов в 3 т. – Т 2: От создания Германской империи до начала XXI века. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 624 с.
3. Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 336 с.
4. Павлов Н.В. Современная Германия. Учебное пособие по страноведению. – М.: Высшая школа, 2005. – 567 с.
5. Павлов Н.В. Объединение или рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями. – М.: ИПО «Полигран», 1992. – 232 с.
6. Дашичев В.И. «Германский вопрос»: воспоминания о будущем (Размышления, навеянные книгой «М. Горбачев и германский вопрос. Сборник документов 1986–1991») // Современная Европа. – 2008. – №3. – С. 90–102.
7. Максимычев И.Ф. Падение Берлинской стены. Записки очевидца // Новая и новейшая история. – 2000. – №4. – С. 128 – 135.
8. Мютцених Р. Германия: первые шаги «большой коалиции» // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – №5. – С. 19 – 27.
9. Павлов Н. Берлин – Москва: стратегия «нового реализма» // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №9. – С. 57 – 69.
10. Павлов Н. Германия между Бонном и Берлином // Международная жизнь. – 2004. – №3. – С. 87 – 98.
11. Романова Е.В. Региональные кластеры и конкурентная экономика Германии (на примере Восточной Германии) // Современная Европа. – 2008. – №2. – С. 90–104
12. Филитов А.М. Советская политика и объединение Германии (1989–1990 гг.) // Отечественная история. – 2004. – №6. – С. 45 – 60.
13. Ходов Л.Г. Германия: жилье для малообеспеченных // Современная Европа. – 2007. – №4. – С. 122–127
Интернет-ресурсы
1. Внутренняя и внешняя политика Германии // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Бетманаев А.М., Бяликов Т.А, Галактионов Ю.В. История Германии: учебное пособие для студентов вузов в 3 т.- Т 2: От создания Германской империи до начала XXI века.-Кемерово.:Кузбассвузиздат, 2005.-С.354
[2] Там же. - С.358
[3] Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие/сост.В.В.Маклаков.-М.:Юрид. лит,1982.-С.178.
[4] Die Bundesrepublik Deutschland 1966-1974.-Bonn, 1981. S 28.
[5] Павлов Н. В. Современная Германия. Учебное пособие по страноведению. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 87.
[6] Там же. - С. 87.
[7] Дашичев В.И. «Германский вопрос»: воспоминания о будущем (Размышления, навеянные книгой «М.Горбачев и германский вопрос. Сборник документов 1986-1991»)//Современная Европа.-2008.-№ 3.-С.97
[8] Романова Е.В. Региональные кластеры и конкурентная экономика Германии (на примере Восточной Германии)//Современная Европа.-2008.-№2.-С.94
[9] Ватлин А. Ю. Германия в XX веке. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – С. 289.
[10] Павлов Н. В. Современная Германия. Учебное пособие по страноведению. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 180.