Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке
Реферат
Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке
1. Государство Сефевидов
В конце XV — начале XVI века народы, заселявшие Иранское плоскогорье, стояли на разном уровне общественно-экономического и культурного развития, отличались по этническому происхождению языку, религии. Кроме земледельческих народов (персов, армян и др.), обладавших развитой техникой искусственного орошения, проживали полукочевые и кочевые племена, в основном тюркского и иранского происхождения (азербайджанцы, курды бедуины и др.). Но даже самые отсталые из них миновали стадию первобытных отношений, выделив из своей среды феодально-племенную знать. Светские феодалы (ханы, эмиры, беки и др.), как и духовные — мусульманские и христианские — владели практически всей землей. Крестьяне же оставались, как правило, совершенно безземельными.
Хотя в XVI веке сохранился небольшой слой формально свободных крестьян, владевших небольшими участками земли, право собственности на землю было фикцией. Их земля могла быть в любой момент отнята феодалами, как земля любой другой общины. У большинства же крестьян земли не было совсем, и они поэтому вынуждены были ее арендовать у феодалов. Преобладающей формой землепользования была издольная аренда. По традиции, выращенный урожай распределялся на 5 частей, согласно тому, кому принадлежали земля, вода, семена, тягловый скот, рабочие руки. Поскольку первые 2 элемента всегда принадлежали феодалам, крестьянин мог получить максимум 3/5 урожая, но чаще ему приходилось довольствоваться лишь 1/5 как обладателю только рабочих рук. Кроме того, приходи лось выплачивать значительную часть в виде повинностей и оброков (число их доходило до 30 - 40)государственной власти и духовенству. Вследствие этого голод и эпидемии опустошали огромные территории. От деревень оставались лишь холмы, занесенные песком.
2. Иран к началу XVI века
В данный период развитие производительных сил на территории современного Ирана и сопредельных областей (Ирака, Закавказья, Средней Азии) носило крайне медленный характер. Наиболее явно это проявлялось в затянувшемся отделении ремесла от сельского хозяйства. В XV, XVI и даже в XVII веке все необходимые для жизни предметы производились внутри сельских общин, а города носили полуаграрный характер. Их значимость состояла в основном в наличии тут феодальной знати и их дворов, а не в количестве ремесленников и торговцев. Городские ремесленники подразделялись на 2 социально разные группы: свободных, объединенных в цехи, и ремесленников, которые работали в мастерских, принадлежавших феодалу. Положение второй группы напоминало положение крестьян-издольщиков. Среди скопищ лачуг бедняков в городах за мощными стенами возвышались в окружении парков дворцы феодалов. Земля в городах также принадлежала им.
Свидетельством общественной отсталости была ведущая роль, которую играли в экономической политической жизни Ирана и сопредельных территорий кочевые племена. Они уже давно вышли из первобытнообщинных отношений, перейдя к так называемому кочевому феодализму. Немногочисленная феодально-племенная верхушка была советником огромных земель. Общинные пастбища ходили в ее частное владение, а рядовые общинники попадали в число неравноправных членов, феодально-зависимых и эксплуатируемых. Кочевая беднота примыкала и к некоторым народным антифеодальным движениям XVI —XVII веков. Однако процесс социального расслоения в скотоводческих обществах шел гораздо медленнее, чем в земледельческой среде. Родоплеменные патриархальные обычаи, чувство кровного родства рядовых общинников с феодализирующейся племенной верхушкой скрывали классовый антагонизм. Эти явления вместе с сильными военными традициями сплачивали кочевников в единую грозную силу, которая хорошо служила классовым целям феодалов.
Народы и племена Иранского плоскогорья, этнически и культурно разнородные, в начале XVI века не были объединены в одно государство. Враждовавшие друг с другом ханы и эмиры традиционно заявляли о себе: «Я, и никто другой». Наиболее мощными и влиятельными государственными образованиями на территории современного Ирана были ханства на юге Азербайджана и на западе Ирана.
Они достигли по сравнению с другими районами наиболее высокого экономического уровня. Тебриз, Хамадан и другие города данного региона являлись важными торгово-ремесленными центрами. Здесь производили различные ткани (льняные, которые были вытеснены хлопчатобумажными, шерстяные и особенно шелковые), ковровые изделия. Через Закавказье и Каспийско-Волжский водный путь эти ханства были связаны с Западной Европой и Московским государством. Шелк-сырец шел не только для местных нужд, но и вывозился по этим каналам на экспорт. До налаживания европейцами связей с Китаем Азербайджан был основным поставщиком французских и итальянских шелкоткачей. Наиболее крупными государствами этого региона в конце XVI века были княжества: государство Ак-Коюнлу («Белого барана»), государство шейхов района Ардебиль, Ширван (Северный Азербайджан со столицей Шемаха). Многонациональное по составу государство Ак-Коюнлу во главе с азербайджанской по происхождению династией занимало земли южного Азербайджана (ныне территория Ирана), Центрального и юго-западного Ирана, а также Карабаха, значительной части Армении, Курдистана и Ирака. Азербайджанским районом (ныне Иран) правили шейхи Сефевиды, стоявшие во главе духовного ордена «Сефевие», основанного в начале XIV века шейхом Сефи ад-Дином. Столицей был город Ардебиль, находившийся у подножия гор с превосходными пастбищами, где кочевали экономически крепкие скотоводческие племена. Используя их военную силу Шейхи Сефевиды постепенно овладели всем Ардебильским районом и превратились в богатых князей. Между ними и ширван-шахами происходили частые военные столкновения. В дальнейшем в XVI веке Азербайджан составил ядро обширного государства которое включало территорию современного Ирана' Закавказья, частично Средней Азии, Ирака, Афганистана, Пакистана. Хотя многие историки называют это государство Ираном, во главе его стояла азербайджанская династия Сефевидов, азербайджанская феодальная знать была его социальной опорой, тюрский язык был языком двора. Перерождение государства Сефевидов в Иранское произошло только через столетие — в XVII веке.
3. Образование Сефевидского феодального государства в XVI веке. Начало войны с Турцией
К концу XV века в Иране и Закавказье сложилась сложная обстановка. Изнуренные феодальными повинностями, крестьяне неоднократно поднимали восстания, к которым примыкала и кочевая беднота. На западе набирала мощь Османская Турция. Все это требовало консолидации феодального класса. В борьбе за гегемонию среди трех азербайджанских государственных образований успех сопутствовал ардебильским шейхам. Основателем нового государства стал Исмаил Сефевид. Искусный политик, он привлек на свою сторону южно-азербайджанские племена: шамлу, румлу, устаджлу, текели, афшар, каджар и зулысадар. В ходе сефевидских завоеваний к ним примкнуло множество тюрко-язычных племен и народов. Начало выступления Исмаила (1499 г.) совпало с распадом Ак-Коюнлу на уделы. Народные движения против ак-коюнлуских султанов происходили под влиянием идеологии шиизма (шиа-секта).
Шиизм — течение в исламе, которое отличается своеобразием и резко отвергается ортодоксальными мусульманами (суннитами). Согласно дивану (сборнику стихов) «Хатан» самого Исмаила, почитаемый в шиизме халиф Али является воплощением Бога, а Мухаммед — только пророк. Сам Исмаил признавался Богом в человеческом одеянии. Шиизму характерно и ожидание имама-мессии, с приходом которого устанавливается царство Божие. Все это делало шиизм с его мистическими идеями очень популярным среди крестьян и массы кочевников, причем религией враждебного государства Ак-Коюнлу был суннизм. Приверженцы Исмаила знак своей шиитской принадлежности носили головные уборы с 12 красными складками, по числу почитаемых шиитами имамов-мессий. Благодаря этому поддержавшие Исмаила племена стали называться «кызыл-баши», т. е. красноголовые. Вскоре это прозвище стало синонимом Сефевидов. В русских документах XVI — XVII веков династия и государство Сефевидов обычно называются кызыл-башскими. Исмаила поддержало также персидское и армянское торгово-ремесленное население, страдавшее от феодальных усобиц и войн со стороны соседней Турции.
Походы Исмаила начались в 1501 году с завоевания Ширвана, были захвачены Баку, Шемаха и другие города, взяты большие трофеи (окончательно Ширван был присоединен к Сефевидским владениям в 1538 г.). Затем Исмаил двинулся на юг и в сражении на Шарурской равнине в 1501 году наголову разгромил войско Альвенда — султана Ак-Коюнлу. Осенью 1501 года Исмаил занял Тебриз — столицу Ожного Азербайджана — и короновался как шах (Царь) Исмаил I (1501 — 1524). Шиизм был объявлен государственной религией Сефевидов. В денежное обращение были пущены монеты с шиитским символом веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухамед — посланник Аллаха, Али — друг Аллаха». Шиитизации подверглось как азербайджанское, так и персидское население, бывшее до этого в большинстве суннитами (шиитскими были только эмираты Гилян и Мазандаран в Прикаспийском Иране). Нежелающие принимать шиизм подвергались массовым казням. Принятие новой религии имело огромное политическое значение. В XVI веке шиизм носил антитурецкий характер, так как государственной религией Турции был суннизм. Шиизм обеспечивал поддержку народных низов и давал социальную стабильность молодой монархии. Он позволил Сефевидам секуляризировать вакуфные (церковные) земли и фонды суннитского духовенства. Это давало возможность отбирать земли и у суннитских светских феодалов из-за их религиозной нелояльности.
Исмаил сосредоточил в своих руках огромный земельный домен, для управления которым был создан особый вазират, глава которого именовался «вазир высокого Дивана» в отличие от вазира, управлявшего остальной частью страны. Кроме шаха, крупными земельными собственниками стали ханы (эмиры) азербайджанских племен и шиитское духовенство: такие шиитские святыни, как г. Мешхед, где находится могила одного из наиболее почитаемых имамов, г. Кум, где, по легенде, похоронена сестра этого имана, и многие другие религиозные центры обросли огромным вакуфным землевладением. В 1503 году завоевания Исмаила продолжились. 21 июня 1503 года в местности Алма Гулаги близ Хамадана кызылбаши разгромили ак-коюнлуского султана Мурада. Государство Ак-Коюнлу прекратило существование, к Сефевидскому государству были присоединены Фарс и большая часть персидского Ирака. Преследуя Мурада, в том же 1503 году кызылбаши взяли иранские города Шираз, Исфаган, Катан. К 1508 году весь Иран до Персидского залива (за исключением Хорасана на востоке), Армения и Ирак арабский были захвачены Исмаилом. В борьбе за Хорасан Сефевидское государство столкнулось с узбекским государством Шейбани-ханам, сложившимся в конце XV века. В 1510 году в сражении под Мервом (в Хорасане) кызылбаши нанесли поражение войскам Шейбани-хана. Хорасан перешел под власть Сефевидов.
Полоса сплошных побед кызылбашей была прервана Турцией, с которой в XVI веке Сефевиды провели две войны: 1514 — 1555 годов (условно три этапа: 1514-1516, 1534-1535, 1548-1555 гг.) 1576 — 1590 годов. Недовольный расширением Сефевидского государства, турецкий султан Селим I — 1520), истребив в Малой Азии около тыс. шиитов, начал наступление на Иран. 23 ав-1О14 года турки наголову разбили кызылбашей в Чалдыранской битве, Исмаил чудом остался жив. В прежних войнах кызылбаши воевали гораздо хуже вооруженного и неорганизованного врага. Кызылбаши стремились ошеломить противника яростной атакой конницы, в боях лично участвовал Исмаил, которого воины почитали святым и вдохновлялись его личной отвагой. Огнестрельного оружия они почти не применяли, артиллерии не было. В Чалдыранской битве кызылбашская кавалерия наткнулась при атаке на замаскированные пушки и была уничтожена артиллерийским огнем. Большую роль сыграла и прекрасно обученная турецкая пехота (янычары), вооруженная стрелковым огнестрельным оружием.
Турки взяли столицу Исмаила Тебриз, захватили почти весь Курдистан, западную Армению, Север арабского Ирака. В начале 1516 года турки одержали победу под Кохчисаром. Курдские племена перешли на сторону турок, в этом сыграло важную роль их общее суннитское вероисповедание. В 1516—1521 годах происходили военные столкновения кызылбашей с грузинским царем Имеретии Менучехром, который обратился за помощью к туркам. Грузины и турки были на этот раз разбиты. Менучехр, а также царь Кахетии Леван, царь Месхии Кваркваре IV, царь Картмии Давид VIII прибыли в Нахчеван к зимовавшему здесь шаху Исмаилу и обязались ежегодно выплачивать ему дань. Тебриз был покинут турками, а военные действия в основном прекратились, хотя состояние войны продолжалось.
После смерти Исмаила 23 мая 1524 года шахом формально был провозглашен его сын, десятилетний царевич Тахмасп (Тахмасиб I, 1524—1576). Если Исмаил имел огромный авторитет и признавался шиитским святым уже при жизни, что позволяло ему сплачивать племенных вождей, то этого не было у Тахмасиба.
Воспользовавшись удобным моментом, феодальная знать племен начала междоусобную борьбу за власть. Эта феодальная анархия продержалась 10 лет, что существенно ослабило государство Сефевидов. Сначала контроль над государственными делами захватил леле (воспитатель) Тахмасиба Див-салтан из племени румлу. Но могущественные эмиры из племени устаджлу Кёпек-салтан и Абдул-ла-хан не хотели допускать усиления его власти. Див-салтан сумел заключить союз с племенем текели и при его поддержке устранил от власти вождей устаджлу, казнив Каринджа-бека Устаджлу и Нарин-бека Каджара. Кёпек-салтан, опасаясь расправы, покинул Тебриз, а Див-салтан с Чуха-салтаном декели разделили между собой большую часть земель племени устаджлу.
26 мая 1526 года войска румлу и текели под командованием Див-салтана и Чуха-салтана в сражении при Сексенджике разбили войско устаджлу. Следующем 1527 году в сражении у Арпачая устаджлу были вновь разбиты, а Кёпек-салтан погиб. Центральная власть практически перестала существовать. Вожди племен стали устраивать самовольные переселения из Хорасана в Ирак. Воспользовавшись этим, узбекские эмиры в конце 1526 года вторглись в Хорасан и разграбили его. Уничтожив Кёпек-салтана, Див-салтан и Чуха-салтан столкнулись в борьбе за власть между собой. В июле 1527 года по подстрекательству Чуха-салтана Див-салтан был убит. Чуха-салтан овладел такой властью, что Тахмасибу «было оставлено только имя шаха». Однако авторитет могущественного регента был подорван при битве с узбеками у Зарибада в 1529 году, где из-за бегства с поля боя племени текели сефевидское войско едва избежало разгрома. Тем временем большой политический вес приобрел вождь племени шамлу Хусейн-хан, ставший правителем Герата. Опасаясь его влияния, Чуха-хан в 1531 году тайно приказал убить Хусейн-хана. Но последний сумел раскрыть заговор и упредить противника. В завязавшейся схватке в лагере шаха Чуха-салтан был убит сам, при этом две стрелы, пущенные людьми Хусейн-хана, попали случайно в корону шаха. После смерти Чуха-салтана феодалы текели, не смирившись с поражением, выдвинули в регенты сына покойного Шах Кубада. Однако все другие кызылбашские племена — устаджлу, румлу, зулькадар и афшар — не хотели больше терпеть господства текели. В сражении у Хамадана объединенные силы этих племен разбили текели. Уцелевшие бежали в Багдад, где правил их соплеменник Шериф ад-Диноглы. Но он в знак преданности шаху казнил многих из них и головы отослал ко двору. В 1531 году текели предприняли последнюю попытку вернуть власть и поставить регентом правителя Южного Азербайджана Улама бека Текели, который после неудачи восстал против шаха, разграбил Тебриз, ушел с частью племен в Турцию и принял потом участие в походах султана Сулеймана I в Азербайджан.
После свержения текели наступило время господства шамлу, представитель которого Хусейн-хан регентом. Подобно предшественникам, Хусейн-хан шамлу заботился только о своем племени, ) допуская молодого шаха к участию в государственных делах. Хусейн правил до 1534 года, пока не обвинен в сотрудничестве с вторгшимися страну турками, в намерении перехода на сторону врага. С казнью Хусейна (1534 г.) закончился период феодальной анархии. Повзрослевший Тахмасиб сам взял управление в свои руки.
4. Продолжение войны с Турцией
При султане Сулеймане I Кануни (1520 —1566) османская верхушка не оставила попыток расширения владений в восточном направлении. Экспансия Османской империи на востоке усиливалась по мере возрастающего сопротивления завоеваниям Турции в Европе, и прежде всего в Венгрии и Австрии. Война на этот раз вспыхнула из-за обладания Ираком арабским. Весной 1528 года владетель Кальхура в Луристане Зульфугар-хан (бин Алибек), известный как Нохуд-салтан Мосуллу, поднял мятеж, захватил Багдад, убив его правителя, своего дядю Ибрагим-хана, и стал сам править Ираком. Затем Зульфугар признал турецкого султана, выслав ему ключи от города. В 1529 году шах Тахмасиб двинул на Багдад, но взять такую крепость было сложно, сада затянулась. Сторонники шаха в самом Багдаде убили Зульфугара и открыли ворота шахским войскам. Правление областью Багдада было переда-Мухаммед-султану Шериф ад-Дин оглы Текели с титулом хана.
В 1531 — 1532 годах при поддержке 50-тысячног турецкого войска неудачливый претендент на регентство, перебежчик Улама-бек Текели сумел захватить Бидлис, а прежний его правитель Шериф-хан обратился за помощью к кызылбашам. Шах потребовал выдачи Уламы, а султан, в свою очередь, — Шериф-хана. Не придя к соглашению, стороны начали военные действия. Тахмасиб отвоевал Бидлис. Воспользовавшись походом шахских войск в Хорасан против узбеков, Улама в 1533 году вновь захватил Бидлис Шериф-хан был убит. Улама уговорил султана Сулей-мана совершить поход в Азербайджан и Ирак, пока главные силы Сефевидского государства заняты отражением узбекского нашествия в Хорасане.
Летом 1534 года Сулейман двинулся с огромной армией в Азербайджан. В авангарде шло 90-тысячное войско великого визиря Ибрагимма-паши. Застигнутые врасплох, местные кызылбашские правители были вынуждены отступить, некоторые перешли на сторону врага. Вскоре передовой отряд Уламы занял Те-бриз, столицу Сефевидского государства. Главные силы османов вступили в город 27 сентября 1534 года. Завоеватели грабили и убивали мирное население (с шиитами разрешалось обращаться как с кафирами — немусульманами). Получив весть о турецком вторжении, Тахмасиб двинулся назад из Хорасана, но принять генеральное сражение с превосходящими силами османов он не решался. В небольших боях турки теснили кызылбашей (например у Карагача на реке Кызылузен), поздней осенью 1534 года Сулейман дошел до г. Султании. Однако тут из-за морозов и снегопадов войско резко снизило боеспособность. Сулейман был вынужден переместиться с основными силами на юг, к Багдаду, отправив назад в Тебриз Уламу. Тахмасиб двинулся с войском отвоевывать столицу. Улама бежал в Ван (Армения) и заперся в местной крепости. Кызылбаши осаждали Ван до конца зимы. Тахмасибу пришлось снять осаду, когда он узнал об измене своего брата Сам-мирзы. Войско шаха отошло в Азербайджан. Тем временем, когда турки подошли к Багдаду, его правитель Шериф ад-Дин Текели, опасаясь измены со стороны соплеменников, отстраненных от управления государством, сдал город туркам без боя, предварительно предав огню крепостные припасы. Проведя зиму 1534—1535 годов в Багдаде, Сулейман I в начале весны 1535 года вновь двинулся на Тебриз. Отступая перед превосходящими силами врага, сефевидские воины сжигали перед надвигающимися турками посевы и продовольственные запасы. Заняв Тебриз, османы вновь двинулись на Султанию, но тут им большой урон нанесли голод и чума. В сражении в Дереджине недалеко от Султании авангард кызылбашей во главе с Амир-салтаном Румлу и Чыраг-салтаном Устаджлу одер-кал первую в этой кампании победу над турками. Турецкая армия была вынуждена начать отступление. Преследуя противника, кызылбаши одержали еще ряд побед, овладев районами Вана и Эрджиша. иных действиях вновь наступил перерыв. Воспользовавшись этим, Тахмасиб в 1538 году окончательно присоединил Ширван к своим владениям (ранее он находился в вассальной зависимости Сефевидов). В Ширван была направлена 20-тысячная армия брата шаха Алкас-мирзы, главные крепости Гюлюстан и Бугурда были взяты, захвачена знаменитая сокровищница ширваншахов с неисчислимыми богатствами. Многие представители местной знати были казнены.
Присоединение Ширвана — северной азербайджанской территории — имело, несмотря на насильственный характер этого акта, прогрессивное значение для национальной консолидации азербайджанского этноса в едином государстве. Однако эта консолидация происходила в течение долгого исторического периода. Лишенная власти, ширванская знать неоднократно поднимала мятежи против Сефевидов, а во время османских вторжений поддерживала турок и крымских татар.
В 1546 году произошел еще один значительный сепаратистский мятеж ширванских феодалов, который возглавил их недавний завоеватель брат Тахмасиба Алкас-мирза, назначенный туда правителем (беглярбеком). Ширван был завоеван вновь, Алкас-мирза бежал через Кавказ в Крым, а оттуда в Стамбул. Новым беглярбеком назначен сын шаха Исмаил-мирза (будущий шах Исмаил II). Осенью 1547 года, очистив ширванскую администрацию от мятежников, Тахмасиб вернулся в Тебриз. Характерно, что в этот период — в 1538 и 1546 годах — при двух завоеваниях Ширвана кызылбаши при осаде крепостей активно применяли артиллерию, а также рыли подкопы для закладки мин под вражеские стены. Все это свидетельствует о значительном продвижении военного дела по сравнению с началом XVI века, когда кызылбаши считали применять огнестрельное оружие ниже своего достоинства.
Весной 1548 года султан Сулейман с огромной армией, собранной со всех концов Османской империи, начал свой третий поход против Сефевидского государства. При султане следовали Улама и Алкасмирза. Численное превосходство турок было таково, что Тахмасиб был вынужден сдать Тебриз без боя. Кызылбаши вновь применили тактику «выжженной земли», лишая врага фуража и продовольствия, о битве при Маранде кызылбаши вынуждены были отступить к ставке шаха в Эшкамбаре. В самом Тебризе Сулейман пробыл всего три дня: в армии начался голод и падеж лошадей. Город был разгромлен. Султан отступил к крепости Ван, взял ее и передал своему полководцу Искандер-паше, а сам вернулся в Диярбекир. В битве у Шабустара кызылбаши нанесли туркам большой урон. После отхода османской армии шах с войском вступил в Хой. В ряде боев кызылбаши нанесли туркам новые поражения. Были предприняты нападения на приграничные турецкие районы. Так, в районе Ахлата было угнано около 5 тыс. коней, 100 тыс. овец, 50 тыс. голов крупного рогатого скота. Сам шах с войском опустошил и сжег район Хыныса. Алкас-мирза совершил глубокий рейд по иранским территориям: он прошел через Хамадан, Кум, Кашан, направлялся на Исфаган. Стремясь уйти от преследования шахских отрядов, Алкас повернул в сторону Фарса, овладел крепостью Иездхас (на пути Шираз — Исфаган), устроив резню. Затем он прошел Шираз и вступил в Бехбехан, Дизфуль, а оттуда через крепость Баят вышел к рубежам Багдада. В 1549 году Алкас поссорился с султаном и после многих перипетий в конце концов был захвачен шахом Тахмасибом, заключен в крепость Кахкаха, где был вскоре убит.
С наступлением очередной мирной передышки в войне с Турцией появилась возможность увеличить владения Сефевидов. В 1551 году было присоединено Шекинское владение (азербайджанское государство западнее Ширвана). Главный оплот шекинцев - крепость Киш была разрушена артиллерийским огнем. Последний правитель Шеки Дервиш Мухаммед хан был убит, а его голова доставлена шаху. Так все азербайджанские земли были объединены в одно государство. В 1552 году шах Тахмасиб перешел к активным действиям против турок. В ответ на набеги правителя Эрзурума Искандера-паши шах разработал план нападений на приграничные турецкие территории. Этим нападениям подвергались земли вдоль всего рубежа от Армении до Ирака арабского. В районе Ахлата было захвачено 3 тыс. коней, 10 тыс. крупного рогатого скота, 30 тыс. овец, а сама крепость Ахлат полностью разрушена. В районе Вана были уничтожены дома и посевы, Муш сожжен. Районы Бидлиса, Востана, Адильджеваза, Эрджиша, Муша, Пасина были опустошены, преданы огню и мечу. В боях уничтожено много турок и курдов, захвачены огромные трофеи. В сражении у стен Эрзурума, в полуфарсахе (3 — 4 км) от города сефевидское войско под командованием Исмаила-мирзы, шахского наследника, разгромило армию Искандера-паши. Была взята турецкая крепость Баргири. Исмаил-мирза совершил также поход в Курдистан, принесший большую добычу.
Весной 1554 года Сулейман с огромной армией вновь вторгся в Азербайджан и занял Нахчеван. Следуя прежней своей тактике, Тахмасиб избегал крупных сражений, изматывал силы противника в мелких стычках, лишал его продовольствия и фуража. Сам шах со ставкой расположился на Базарчае (притоке Аракса). Испытывая нехватку провизии, турки покинули Нахичевань и ушли к Эрзуруму. Изнуренные войной войска султана проявляли недовольство. Понимая это, султан выразил согласие на ведение переговоров о мире, на чем сефевиды неоднократно настаивали.
5. Мир 1555 года в Амасье
Уже на обратном пути из Нахчевана султан Суйман дал указание своему главному визирю Мухам-лу-паше готовить переговоры о мире. Был произведен обмен высокопоставленными пленниками. 29 мая 1555 года в Амасье подписан первый в истории двух государств мирный договор. Это дает веское основание считать все военные действия между Турцией и Сефецидским государством в 1514—1555 годах одной войной с перерывами, а не несколькими войнами. Согласно миру 1555 года, области западной Грузии — Имеретия, Мегрелия и Гурия переходили в сферу влияния Турции, а ее восточные области — Месхия, Картли и Кахетия попали под власть Сефевидского государства. Точно так же западная Армения оказалась под владычеством турецкого султана, а восточная отошла к Сефевидам. Курдистан и Ирак арабский с Багдадом переходил к Турции, весь Азербайджан оставался у Сефевидов.
Турецко-сефевидские войны XVI века являются самым важным фактором в истории народов Закавказья. Стремление султана Сулеймана завоевать Азербайджан объяснялось желанием овладеть самым развитым тогда шелководческим районом Западной Азии, взять в свои руки торговое сухопутное сообщение и Волжско-Каспийский водный путь. Главные Цели Турции оказались недостигнутыми. Несмотря на огромное численное и техническое превосходство, турки не смогли завоевать Азербайджан. Кызылбаши, потерпев в начале войны ряд поражений, выработали единственно возможную тактику борьбы этих условиях: уничтожать продовольствие, сжить посевы, угонять скот, засыпать колодцы и источники, эвакуировать население перед наступающим врагом. Все это вызывало в турецкой армии года и эпидемии. Стремясь компенсировать свои потери, кызылбаши устраивали набеги на приграничные турецкие территории, угоняя скот и грабя турецкое население. Турецкая империя в это время находилась в зените своего могущества, поэтому в борьбе против турецкой угрозы европейские государства видели в Сефевидах своего естественного союзника. Посол германского императора при дворе султана Сулеймана Бусбек писал: «Только Персия (Сефевидское государство) стоит между нами и гибелью. Турция с радостью покончила бы с нами, если бы Персия не удерживала ее. Эта война между ними дает нам лишь передышку, но не избавление».
Европейские государи уговаривали Сефевидов продолжать войну с Турцией, стремясь навязать султану борьбу на два фронта. Со своей стороны, султанская дипломатия стремилась побудить суннитские государства, в том числе узбекское государство Шейбанидов, объединиться с Турцией в борьбе против «кызылбашских еретиков». Постоянные боевые действия на западных территориях государства — в Армении, Грузии, Азербайджане страшно разоряли население, подрывали производительные силы, приводили постепенно к экономическому упадку этих земель.
6. Укрепление восточных границ государства
С начала XVI века узбекские ханы Шейбаниды стремились овладеть всем Хорасаном и столкнулись тут с кызылбашами. Их набеги продолжались на протяжении почти всего столетия. Войну друг с другом стороны вели под религиозными лозунгами суннизма и шиизма. Каждая сторона называла свою войну священной войной за веру — джихадом, газаватом. Противоположная сторона объявлялась вне закона, поэтому войны приобретали очень ожесточенный характер.
Воспользовавшись смутами, вспыхнувшими среди кызылбашских племен, сын и преемник Шейбани-хана Убайдулла-хан предпринимал неоднократные набеги на Хорасан, начиная с 1524 года. В 1526 году беки форсировали Амударью, осадили и взяли Туе. В 1527 году у Бисбрама узбеки вновь разбили кызылбашей и заняли Астрабад. В 1527 —1528 годах Убейдулла семь месяцев осаждал Герат — столицу Хорасана и отошел от города, только узнав о приближении шахской армии.
Наиболее крупное сражение между противниками произошло в 1528 году при Сарыкамыше Джамского вилайета. Источники утверждают, что Убейдулла собрал такое войско, какого не было со времен Чингисхана: пришли воины из «Мавераннахра, Кашгара, Туркестана, Андижана, Отрара, Сейрана, Кабула, Турфана, Гылмана, Казака и степей Кыпча-ка и Киргизии». В начале битвы фланги кызылбашей несколько отступили, поддавшись напору узбеков, но во главе с самим шахом Тахмасибом выстояли. С подходом свежих сил кызылбаши перешли в наступление. Узбеки были разгромлены, Убейдулла спасся бегством. Но после ухода шаха в Багдад на подавление мятежа Зульфугар-хана Убейдулла занял Мешхед, а затем и Герат. В конце 1529 года 70-тысячное шахское войско вновь заняло Хорасан, в Герат была назначена шахская администрация. В 1531 — 1532 годах Герат был вновь осажден узбеками и едва выстоял, дождавшись прихода шаха. Множество жителей умерло от голода.
Население Хорасана страдало от непрерывных воин — как от грабежей узбеков, так и от поборов кызылбашской администрации. В междоусобицах кызылбашских племен 1534 года принял участие и хорасанский беглярбек Агзивар-хан, соплеменник казненного регента Хусейна-хана (шамлу). Вольно или вольно мятеж поддержал и брат шаха Тахмасиба. Сам мирза. После разгрома мятежников Сам-мирза, чтобы реабилитировать себя, казнил нескольких зачинщиков мятежа и послал их головы шаху. Воспользовавшись смутой, в том же 1534 году Убайдулла возобновил свои нападения. 22 мая 1535 года узбеки разбили гератское ополчение. На помощь Герату прибыл правитель Мешхеда Суфиан-халифе Румлу, но его войска 13 января 1536 года у д. Абдулабад в районе Нишапура также были разбиты, а он сам погиб.
Тем временем жители Герата и таджикское крестьянство окрестностей, страдая от притеснений Хызру Челеби (заместителя покойного Суфиана-халифе), подняли восстание и обратились за помощью к Убайдулле. 11 марта 1536 года он подошел к Герату, но только через 5 месяцев сумел его взять. 29 января 1537 года узбеки оставили Герат и вернулись в Бухару, опасаясь столкновения с подходящим шахским войском. Походы узбекских ханов в Хорасан продолжались и в дальнейшем: в 1543, 1545, 1548, 1550, 1555, 1558, 1559-1560, 1563-1564, 1566 — 1567, 1569 — 1570 годах. Однако каких-либо результатов узбеки не добились. Хорасан остался под властью кызылбашей. Эти военные столкновения вели к разорению народа и подрыву производительных сил. Военная техника с обеих сторон была примерно одинакова, применение артиллерии, в отличие от войн с Турцией, не было характерным.