Общественно-политическое и революционное движение в Молдавии в пореформенный период
Доклад по предмету:
«История Молдавии».
Общественно-политическое и революционное движение в Молдавии в пореформенный период
Общая характеристика.
В середине 50-х гг. XIX в., особенно после поражения царизма в Крымской войне, в России, в том числе и в Молдавии, наблюдается революционный подъем.
В крае распространялись идеи революционеров-демократов – идеологов крестьянства. Журналы «Современник», «Отечественные записки», «Колокол» в период революционной ситуации превратились в трибуну революционеров-демократов, которые пропагандировали свои идеи и боролись против царизма, за освобождение крестьян. Н. Г. Чернышевский отмечал, что с 1855 г. журнал «Современник» «приобрел право требовать доверия публики». В крае журнал распространялся в 21 населенном пункте, на его страницах были напечатаны материалы об аграрных отношениях в молдавском селе. «Колокол» Герцена подвергал резкой критике помещиков за их позицию в вопросе освобождении крепостных цыган.
С 1863 г. в Кишиневе распространялись воззвания русских революционных демократов организации «Земля и воля», их листок под заглавием «Свобода».
В пореформенный период, особенно во время проведения крестьянской реформы, в Молдавии усиливается революционное движение. Борьба крестьян и рабочих, общественное движение здесь были составной частью общероссийского революционного движения. В общей борьбе против эксплуатации и царизма участвовали многие проживающие здесь национальности и народности. Местная разночинная молодежь входила в народнические кружки России, а российские революционеры оказывали помощь местным демократическим силам в организации нелегальных кружков и снабжении их литературой.
Крестьянское движение. Реформа 1861 г. и борьба крестьян России против её грабительского характера оказали большое влияние на аграрное движение в Молдавии. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 60-80-х гг. в молдавской деревне обостряются классовые противоречия. Царане, резеши, государственные крестьяне выступали против помещиков и царского самодержавия. С 1861 по 1868 г. в крае произошло 46 крестьянских волнений, охвативших почти все уезды. Некоторые волнения подавлялись армией и полицейскими отрядами.
Крестьяне, проживавшие на помещичьих и монастырских землях, выступали против барщины и феодальных повинностей. Из всех уездов поступали сообщения, что царане отказываются отрабатывать барщину и вносить дижму (десятину). Отказ от феодальных повинностей был наиболее распространенной формой аграрного движения.
Царане, проживавшие на помещичьих землях, отрабатывали барщину и другие повинности по контрактам, заключенным на основании «Положения о царанах 1834 года», и «Нормальному контракту 1846 года». После издания «положения о царанах от 14 июля 1868 года» крестьяне стали заявлять, что прежние аграрные правила не имеют законной силы и они все освобождаются от барщины и дижмы. Царане захватывали землю помещиков, отказывались от выполнения барщины.
В 60-70-х гг. обостряется классовая борьба резешей. К 1871 году из 35 тыс. резешских сел было резешей-царан 23,2 тыс. (66,3%), других сословий – 9,2 тыс.(26,2%) и безземельных царан – 2,6 тыс.(7,5%). Значительная часть резешей находилась в более по сравнения с царанами и государственными крестьянами положении. Резеши требовали наделения их землёй, ограждения общины от захватов земли помещиками и зажиточными односельчанами.
В период проведения реформы (1868-1872) возникли новые формы крестьянской борьбы: отказ от заключений уставных грамот, в которых оговаривались условия наделения землёй, от выборов представителей в общественные учреждения, требование о дополнительном наделе. За указанные годы произошло более 87 крестьянских волнений, из которых 41 было подавлено войсками. В последующие годы крестьянское движение в крае не затихло.
Массовое крестьянское движение в Молдавии явилось составной частью общероссийского аграрного движения и было направлено против гнёта царского самодержавия и помещиков. Оно расчищала путь буржуазному развитию страны.
Рабочее движение. С развитием капиталистических отношений формируется рабочий класс. Его численность была небольшой , а положение крайне тяжелым 6 низкая заработная плата, отсутствие охраны труда и медицинского надзора. Предприниматели не несли никакой ответственности за увечья рабочих. В 1860 г. в связи с обсуждением проекта «Правил для фабрик и заводов» обследовалось положение пролетариев края. Комиссия установила, что на ремесленно-кустарных предприятиях широко используется детский труд, и предлагала запретить его в мастерских, употребляющих «материалы вредные для здоровья». Кроме того, предлагалось учредить фабричную инспекцию. Хотя эти меры не были осуществлены, тем не менее само обсуждение вопроса об условиях труда уже свидетельствовало, что перед господствующими классами встал рабочий вопрос.
В 70-х гг. в Молдавии зарождается рабочее движение, которое прошло путь от недовольства и стихийного протеста отдельных рабочих до стачек. В 1871 году на строительстве Тираспольско-Кишинёвской железной дороги в знак протеста против произвола подрядчиков и администрации рабочие прекратили работу и партиями уходили со строительства, а оставшиеся организовывали стачку. Они выдвинули требования производить оплату труда ежемесячно, а не по числу рабочих дней, прекратить перевод рабочих с одной линии на другую без их согласия, улучшить питание и др. В ходе стачки рабочие добились удовлетворению основных требований и приступили к работе.
В мае 1872 г. вспыхнула стачка на участке строительства железной дороги в районе Корнешт, где находилось свыше 1500 рабочих. Они потребовали улучшений условий труда и повышения заработной платы. После отказа администрации удовлетворить их требования рабочие направились в Кишинёв. По пути их встретили казаки. Руководители стачки Я. Бабков, А. Гурьев и другие были арестованы, остальные возвращены на место работы. Примерно такого же характера была и стачка 1875 г. в этом районе.
Первые стачки рабочих Молдавии носили стихийный, малоорганизованный характер, но они положили начало рабочему движению и этим сыграли свою роль. В 1880 г. народник Ф. Дениш организовал в Кишинёве среди железнодорожников первый пролетарский кружок, который уделял большое внимание революционной пропаганде. В него входило 25-30 рабочих. На занятиях читали народническую литературу: журналы «Община», «Вперед», «Набат», произведения В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Для оказания помощи железнодорожникам на станции Кишинёв была создана ссудно-сберегательная касса. В связи с арестом народовольцев кружок распался.
Революционное народничество. С возникновением первых народнических кружков в Кишинёве и других городах стали всё чаще появляться листовки, и прокламации и другая нелегальная литература.
Важную роль в распространении народнических идей сыграли воскресные школы, читальни и библиотеки. По примеру Петербурга, Киева и других городов были открыты воскресные школы в Кишиневе, Бендерах, Хотине и Оргееве. Возникновение воскресных школ для народа демократически настроенных слоёв общества. Эти школы не только обучали грамоте, но и распространяли передовые идеи.
В 60-70-х гг. появляются народнические кружки в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и других городах. В 1876 г. оформилась наиболее крупная революционная организация «Земля и воля». Лучшие представители молдавского народа принимали активное участие в народнических организациях и кружках. В 1865 г. З. Арбрре-Ралли был членом студенческих кружков Москвы, связанных с кружками петербургских народников. В народнические кружки Петербурга входили студенты А. И С. Урсати, М. Негрескул. Последний пользовался большой популярностью среди демократической интеллигенции, группировавшееся вокруг П. Л. Лаврова – одного из идеологов народничества пропагандистского направления. М. Негрескул поддерживал широкие связи с известными деятелями революционного движения: Г. А. Лопатиным, Н. Ф. Даниельсоном, А. И. Герценом , Н. А. Огаревым и др.
В Петербурге принимал участие в работе народнического кружка Н. П. Зубку-Кодряну, а в Одессе – Л. Дическул, А. и И. Тефтул. В народническом движении России принимали активное участие более 70 человек из Молдавии.
Активное участие представителей местной интеллигенции в российском общественно-политическом движении подготовило почву для распространения идей революционного народничества в крае и организации здесь народнических кружков.
Народнические кружки в Молдавии. Замечательной страницей укрепления русско-украинско-молдавских революционных связей является сотрудничество Н. Зубку-Кодряну, Г. Здановича, М. Негрескула с известными деятелями революционного движения Г. Лопатиным, А. Желябовым и др. М. Негрескул участвовал в кружке Г. Лопатина «Рублёвое общество», а потом организовал самостоятельный кружок под названием «Кружок Негрескула» в Петербурге.
Важную роль в народническом движении сыграл Н. П. Зубку-Кодряну, который по заданию петербургских народников эмигрировал в Румынию с целью транспортировки нелегальной литературы в Россию. Он поддерживал постоянную связь с народническими кружками России и русской эмиграции в Женеве.
Первый кружок местных революционеров-демократов был организован Н. П. Зубку-Кодряну в 1874 г. в Кишинёве. Кружок занимался подготовкой кадров народников-революционеров для пропаганды среди крестьян и переправкой литературы из-за границы для народнических кружков России и Украины.
Распространение идей народников среди учащейся молодёжи и прогрессивной интеллигенции, хождения в народ создали условия для организации новых народнических кружков. В 1877 г. в Байрамчской гимназии Аккерманского уезда был организован народнический кружок Сокольского, в котором учащаяся молодёжь изучала народническую литературу. Более многочисленным был кишинёвский кружок организованный К. Урсулом и А. Фрунзой в 1878 г. В него входило свыше 20 человек. Кружок регулярно проводил собрания (сходки), где обсуждалось положение крестьян. Члены кружка распространяли революционную литературу среди учащихся Кишинёва, расклеивали листовки, революционные прокламации, занимались транспортировкой нелегальной литературы.
Народнические кружки Молдавии были связаны с такими же кружками Петербурга, Москвы, Одессы, а также с русской политической эмиграцией, осуществлявшей транспортировку нелегальной литературы: журналов «Вперёд», «Работник», «Община», произведений Чернышевского и Герцена. Члены народнических кружков распространяли прокламации «Земли и воли», «Народной воли», а в конце 70-х гг. развернули агитацию и среди рабочего класса Молдавии.
Представители молдавского народничества совместно с русскими, украинскими и народниками других национальностей вели активную борьбу за освобождение народов России от социального и национального гнёта.
На рубеже 80-х гг. XIX в., в период складывания второй революционной ситуации, народническая организация «Земля и воля» распалась на «Народную воля» и «Чёрный передел». Народовольцы перешли к террору, начался период перерождения революционного народничества в либеральное, отражавшее интересы буржуазии. В это время в Молдавии ещё существовали некоторые народнические кружки, которые продолжали революционную борьбу. Однако народничество уже переживало упадок, в общественно-политическом движении возникает социал-демократическое направление, связанное с распространением марксизма и появлением первых рабочих кружков.
Участие населения края в национально-освободительном движении на Балканах в 70-х гг. Национально-освободительная борьба балканских народов была тесно связана с Молдавией. Многие участники этой борьбы проживали здесь и всегда находили сочувствие и поддержку среди населения края. Известный революционер-демократ и поэт Христо Ботев работал учителем в Бессарабии, вёл революционную деятельность, был связан с народническим движением и его представителями: Н. Судзиловским, Н. П. Зубку-Кодряну и др. Он оказывал определённое влияние на развитие освободительного движения в крае.
В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. передовые люди России поддерживали борьбу сербов, болгар, черногорцев и других народов Балкан против османского гнёта. Для оказания им помощи в России, на Украине и в Молдавии формировались добровольческие отряды, обучение и содержание взяло на себя русское командование. Наряду с другими городами России Кишинёв стал важным центром объединения патриотических сил порабощенных народов Балканских стран. Здесь появились первые формирования болгарского ополчения. В периодической печати того времени в связи с этим отмечалось, что «Кишинёв давно обращал на себя взоры всех людей…» Благодаря поддержке и помощи общественности Молдавии местный болгарский комитет, возглавляемый кишинёвским жителем И. С. Ивановым, создал три болгарские дружины численностью свыше 7 тыс. человек низших чинов и 81 офицер. Командиром ополченцев был назначен генерал Н. Г. Столетов.
Население Молдавии оказывало ополченцам материальную помощь: Деньгами, продовольствием, одеждой. Тысячи добровольцев, направлявшихся в Сербию через Кишинёв, получали в городе обмундирование. В Кишинёве общество Красного Креста готовило для Болгарии братьев милосердия. На территории края были созданы лазареты для раненых воинов.
В апреле 1877 г. в Кишинёве, на Рышкановке, состоялся военный парад русской армии, направлявшейся на театр военных действий, в котором приняли участие и болгарские ополченцы, ставший первыми полками возрождавшейся болгарской национальной армии. Болгарские ополченцы вошли в состав передовых отрядов генерала В. И. Гурко, которые сражались под Тырновом и Старой Загорой, на Шипкинском перевале и под Плевной.
В русской армии было немало солдат и добровольцев из Молдавии. Воинские части из местных жителей, формировавшиеся в качестве резерва, активно сражались против турецких поработителей, за освобождение болгарского народа. Под Шипкой в составе Подольского полка отличились храбростью молдаване Е. Котюжинский, И. Чебан, Г. Лозан и др.
В результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. России была возвращена южная часть Бессарабии с портами на Дунае, что создало благоприятные условия для экономического развития края.