Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Общественно-политическое и экономическое развитие России в период 1995-август 1999гг.

Общественно-политическое и экономическое развитие России в период 1995-август 1999гг.

Введение.


Начало современной истории России относится ко дню выборов первого Президента Российской Федерации 12 июня 1991 г. Но после поражения августовского путча и распада СССР Россия юридически становится суверенным государством.

На ключевых государственных постах новой суверенной Рос­сии, в органах власти и управления субъектов федерации, в эко­номических структурах, включая частный бизнес и банковское дело, утвердились старые номенклатурные работники, с разной степенью искренности воспринявшие принципы демократии или почти не скрывавшие своих прокоммунистических взглядов. По подсчетам социологов, доля выходцев из бывшей союзной и рес­публиканской (РСФСР) номенклатуры, плавно переместившихся на новые руководящие должности, колебалась от 70 до 80% в за­висимости от сферы приложения их труда. Вместе с тем они в своей массе были готовы к более решительным и резким дейст­виям по реформированию общества, ибо ясно понимали, что лю­бое промедление в сложнейшей социально-экономической и по­литической ситуации послеавгустовской России грозит обще­ственными потрясениями и утратой контроля правящей элиты над страной. Ясно понимала номенклатурная элита и свою пря­мую материальную, никогда ею открыто не декларируемую вы­году от задуманных реформ. Как позднее признал один из глав­ных идеологов нового правительственного курса Е. Т. Гайдар, «русский чиновник» получил «идеальные условия для обогаще­ния — конвертации власти в собственность». И номенклатурные чины всех уровней с азартом поспешили воспользоваться дан­ным им историческим шансом.













1. Роль и значение в становлении новых демократических форм и принципов институтов государственного управления страной на основе Конституции РФ 1993 года.




Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, фе­дерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее мно­гонациональный народ, который осуществляет власть непосред­ственно, а также через органы государственной власти и местно­го самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путем выборов или избранными им органами.

Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими норматив­но-правовыми актами. В своей деятельности органы государствен­ной власти обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.

Согласно принципу республиканизма в России вводится респуб­ликанская форма правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам — президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.

В соответствии с принципом федерализма государственную власть  Российской Федерации осуществляют федеральные органы го­сударственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов госу­дарственной власти, действующей на основе разграничения пред­метов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномо­чий самостоятельны.

Федеральное звено органов государственной вла­сти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и суды. Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представ­ляет РФ внутри страны и на международном уровне, является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства.

Президент избирается гражданами РФ на четыре года на осно­ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моло­же 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность президента бо­лее двух сроков подряд.

Конституция РФ наделила президента широкими полномочи­ями. Он назначает с согласия Государственной Думы главу прави­тельства, по предложению последнего назначает и смещает феде­ральных министров, принимает решение об отставке правитель­ства, представляет Государственной Думе кандидатуру на долж­ность председателя Центробанка, представляет Совету Федера­ции кандидатуры на должности Генерального прокурора и судей высших судов (Конституционного, Верховного и Высшего арбит­ражного), назначает судей других федеральных судов, формирует свою администрацию, Сонет Безопасности РФ. утверждает воен­ную доктрину, назначает и освобождает своих полномочных пред­ставителей в государственных органах и регионах, высшее коман­дование Вооруженных сил, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, рас­пускает Государственную Думу, назначает выборы и референду­мы, подписывает и обнародует федеральные законы, ведет пере­говоры с представителями иностранных государств и подписыва­ет международные договоры, вводит военное и чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства и предоставления полити­ческого убежища, присваивает почетные, воинские и специаль­ные звания и осуществляет помилование. Во исполнение своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Организа­ционное обеспечение деятельности президента возлагается на его администрацию, являющуюся рабочий органом при нем.

Конструкция государственной власти в РФ позволяет отнести Президента РФ к так называемым сильным президентам, В то же время в Конституции заложена система гарантий против узурпа­ции им власти. Важнейшими из них являются избрание прези­дента народом, ограничение срока его полномочий, недопусти­мость занятия поста президента более двух сроков подряд, а так­же возможность отрешения его от должности (импичмент). Пре­зидент РФ может быть отрешен от должности Советом Федера­ции только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяж­кого преступления. Попытка импичмента была предпринята в от­ношении Б.Н.Ельцина в 1999 г., но не получила необходимого числа голосов уже на первой стадии — в Государственной Думе. В случае досрочного прекращения полномочий президента, вне за­висимости от оснований принятия такого решения, их временно исполняет председатель правительства. Подобный прецедент был в новейшей истории России, когда после отставки Б. Н. Ельцина 31 де­кабря 1999 г. исполняющим обязанности президента являлся В. В. Пу­тин, занимавший на тот момент пост главы правительства.

Первым Президентом РФ был Б.Н.Ельцин (1991 — 1999), с 31 декабря 1999 г. президентом является В. В. Путин.

Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российс­кой Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Со­бранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Феде­рация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 178.

Совет Федерации первого созыва (1993) избирался на двухлет­ний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Территория избирательных округов со­впадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избира­лись два члена Совета Федерации. В 1995 г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Со­вета Федерации стал определяться сроком его полномочий в ка­честве главы законодательного или исполнительного органа власти субъекта РФ. Обновление Совета Федерации осуществляется путем ротации, определяемой выборами в органы власти субъектов РФ. По новому закону «О порядке формирования Совета Федерации» (2000) с января 2002 г. главы исполнительной власти субъектов РФ будут заменены в Совете Федерации их представителями.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение измене­ния границ между субъектами РФ; утверждение указов президен­та о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей выс­ших судов РФ, Генерального прокурора, заместителя председате­ля Счетной палаты и половины ее аудиторов. В сфере законода­тельного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет фе­деральные законы, принятые Государственной Думой.

В 1994—1995 гг. председателем Совета Федерации являлся В. Ф. Шумейко, с января 1996 г. — Е. С. Строев.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Лишь Государственная Дума первого созы­ва (1993— 1995) была избрана на двухлетний срок. На выборах 1993, 1995 и 1999 гг. использовалась смешанная система: одна по­ловина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на основе системы пропорцио­нального представительства по общефедеральному избирательно­му округу. Депутаты Государственной Думы работают на профес­сиональной постоянной основе. Они не могут находиться на госу­дарственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятель­ностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, ее депутаты образуют депу­татские объединения — фракции и депутатские группы.

Основной задачей Государственной Думы является рассмотре­ние и принятие федеральных законов. Кроме этого, к ее ведению относятся: согласие на назначение президентом главы правитель­ства, решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность председателя Центробанка РФ, Уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты и половины со­става ее аудиторов; объявление амнистии и выдвижение обвине­ния против президента.

Государственная Дума может быть досрочно распущена прези­дентом. Конституция РФ предоставляет это право президенту в трех случаях:

1) после троекратного отклонения Государственной Думой представленных президентом кандидатур на пост председателя правительства;

2)    при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия правительству;

3)    при постановке председателем правительства вопроса о до­верии перед Государственной Думой и отказе ее в таком доверии.

Председателем Государственной Думы первого созыва (1994 — 1995) являлся И.П.Рыбкин, с 1996 г. — Г.Н.Селезнев.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как пра­вило, раздельно. В целях предварительного рассмотрения и после­дующей доработки законопроектов члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы образуют различные комитеты.

Правительство РФ и система федеральных органов исполнитель­ной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осу­ществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Формирование правитель­ства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согла­сия Государственной Думы председателя правительства. Если Го­сударственная Дума такого согласия не дает и трижды отклоняет предложенную президентом кандидатуру, глава государства рас­пускает Думу и единолично назначает премьера. Последний в не­дельный срок после своего назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложения по персональному составу Прави­тельства. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства и федеральных мини­стров производится президентом. Он вправе также принять реше­ние об отставке правительства. Причем Конституция не требует от президента публичной мотивации его решений. Исключительные полномочия президента по отставке правительства породили в период президентства Б.Н.Ельцина «правительственную чехар­ду». За неполных полтора года в России сменились пять председа­телей правительства: В.С.Черномырдин (1992—1998), С.В.Кириенко (апрель — август 1998), Е. М. Примаков (сентябрь 1998 г. — август 1999 г.), В.В.Путин (август 1999 г. — май 2000 г.). После избрания В. В. Путина Президентом РФ главой правительства стал М.М.Касьянов.

В соответствии с Конституцией Правительство РФ разрабаты­вает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохра­нения, социального обеспечения и экологии, осуществляет уп­равление федеральной собственностью, принимает меры по обес­печению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ является органом федеральной исполнитель­ной власти, осуществляющим общее управление в различных сфе­рах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. Помимо правительства в эту систему входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры. Правительство РФ относится к высшим органам федеральной исполнительной власти, все ос­тальные — к центральным.

Министерство РФэто федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляю­щий управление в установленной сфере деятельности. Министер­ство руководит, как правило, определенной отраслью. Образова­ние, упразднение и реорганизация федеральных министерств от­несены к прерогативе президента. Во главе федерального мини­стерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с должности президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены прави­тельству и работают под его руководством. Силовые министер­ства, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президент).

Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирова­ние в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комис­сий входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на долж­ность и освобождение от должности глав этих ведомств осуществ­ляется Правительством РФ. Во главе государственного комитета стоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии — председатель федеральной комиссии. Они не обладают правом решающего голоса на заседаниях Правительства РФ.

Несмотря на то, что министерство является органом отраслевого управления, а государственный комитет — органом межотрас­левой координации, в практике государственного строительства последних лет отмечены случаи преобразований федеральных ми­нистерств в государственные комитеты и наоборот. Так, напри­мер, в мае 1998 г. Государственный комитет по управлению госу­дарственным имуществом, а в октябре 1998 г. Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предприни­мательства становятся соответствующим и министерствами. Еще более разительные перемены произошли с Государственным ко­митетом РФ по физической культуре, спорту и туризму, в мае 1999 г. он был преобразован в Российское агентство по физичес­кой культуре и туризму, в августе 1999 г, — в Министерство по физической культуре, спорту и туризму, а в мае 2000 г. он вновь становится Государственным комитетом по физической культу­ре, спорту и туризму.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции (исполнительные, конт­рольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установлен­ных сферах ведения. Федеральная служба возглавляется руководи­телем или директором, российское агентство — генеральным ди­ректором, федеральный надзор — начальником. Федеральные служ­бы, российские агентства, федеральные надзоры создаются, уп­раздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляются правительством, кроме тех из них, которые не­посредственно подчинены президенту (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Судебную власть РФ составляют Консти­туционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды ав­тономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший арбитражный Суд и систе­ма федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ).

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и подзаконных актов, кон­ституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между РФ и ее субъектами и не вступивших в силу международных договоров Российской Фе­дерации. Кроме того, Конституционный Суд РФ правомочен раз­решать споры о компетенции между органами государственной власти и давать толкование Конституции РФ. Акты или их отдель­ные положения, признанные Конституционным Судом некон­ституционными, утрачивают силу.

Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции являются судеб­ными органами по гражданским, уголовным и административным делам. Арбитражные суды рассматривают экономические споры.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представ­лению президента. Судьи других федеральных судов единолично назначаются Президентом РФ.



2. Развитие экономических реформ России на этапе 1995 г.

по август 1999 г.


Новый этап социально-политического развития России начался в исключительно сложных условиях. Это объясня­ется тем, что практические действия (и не только прави­тельства) по реализации стратегических целей реформ, бу­дучи необходимыми по существу, не дали значительных позитивных результатов. Для характеристики положения, сложившегося в России, средства массовой информации применяли различные термины: тупиковая, катастрофичес­кая, взрывоопасная и т. д. К середине 90-х гг. ответ на воп­рос, куда идет Россия, уже не звучал как загадочный.

В сфере экономики спад производства и технологичес­кое отставание стали перерастать в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сло­жившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители; научно-тех­нический прогресс заблокирован; сырьевой и торгово-посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой си­стемы страны индустриальное предпринимательство. Нега­тивные процессы развиваются и в аграрно-промышленном комплексе страны. Произведенный в 1993 г. в России нацио­нальный доход составил 57% от уровня 1990 г.; продукция промышленности — 63; капитальные вложения — 43%. Для сравнения: за четыре года Великой Отечественной войны, когда были оккупированы Украина и Белоруссия, разрушена половина европейской части страны, годовые потери в уровне производства даже в 1942 г. не превысили 23%.

Об основных политических итогах приватизации и мас­штабных хищениях государственной собственности написа­но немало. Этим же объясняется и то, что Госдума заня­лась в марте—апреле 1996 г. проверкой состояния с прива­тизацией в стране. Приведенные в газете "Московский ком­сомолец" данные по этому поводу свидетельствуют: Счет­ная палата Российской Федерации вынесла на обозрение журналистов свои претензии по поводу проведенной и про­водимой в стране приватизации.

Лейтмотивом обвинения стала неудавшаяся приватиза­ция. Никаких доходов от нее государство не получило.

Главные обвинения, безусловно, достались Федераль­ному управлению имуществом. Это ведомство вместо того, чтобы не допускать банкротства предприятий, распродава­ло за бесценок пакеты акций предприятий-должников и не думало ни о каком оздоровлении.

Богатая когда-то страна осталась с разбитым корытом.

Весьма серьезны демографические процессы в России. Они характеризуются прежде всего резким снижением рож­даемости, ростом смертности и сокращением продолжитель­ности жизни, нарастающей миграцией населения, появле­нием большого числа беженцев и переселенцев.

Заслуживает внимания хотя бы краткая характеристи­ка сложившейся в России современной элиты. Масштабные исследования, проведенные Всероссийским центром изуче­ния общественного мнения, показали, что в правящей эли­те сегодня около 80% занимает прежняя номенклатура. Но­вая элита заинтересована в стабилизации политической обста­новки, однако, не располагая социальной основой, достаточной для формирования базовых политических партий, вынуждена структурировать свою организацию и обеспечивать защиту интересов через аппарат, превращая его в единственную, са­модовлеющую, безраздельно господствующую силу.

Помимо стабилизации политической ситуации правящая элита решает еще одну задачу, связанную с созданием ре­альных условий для формирования среднего класса с одно­временным укреплением позиций тех, кто относится к груп­пе стратегических собственников. Для решения иных задач, прежде всего социальных, у новой политической элиты не хватает ни времени, ни средств.

Важнейшим политическим событием в России в середи­не 90-х гг. стали выборы в Государственную Думу в декабре 1995 г. Активность избирателей была достаточна высокой, в выборах приняло участие свыше 60% избирателей. В це­лом результаты выборов принесли победу народно-патрио­тическому блоку и констатировали понижение политичес­кой значимости демократических сил.

Из теории известно, что экономический кризис преодолевается внедрением новых технологий, создающих новые производственные возможности, освоение которых обеспечивает прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста. При нормальном течении кризиса сокращение экономической активности не затрагивает прогрессивных производств, имеющих потенциал роста и способных стать "локомотивами" будущего экономического развития страны. Наоборот, в это время на фоне общего спада наблюдаются рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. При этом совершается переток капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем освоение принципиально новых перспективных технологий.

Экономический кризис в России кардинально отличается от классического механизма обновления экономики. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом темпы спада производства возрастают с повышением технического уровня отрасли. Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то после 1992 года она снизилась до 22,4% (в развитых странах эта доля превышает 70%). Существенно упали показатели общей эффективности экономики: производительность труда снизилась на треть, на эту же величину увеличилась энергоемкость производства.

Самые серьезные разрушения произошли в научно-техническом потенциале страны, который является главным источником современного экономического роста. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста.

В силу невостребованности новых знаний, опережающих технологий и технических решений сокращается кадровый потенциал отечественной науки. Постепенно уходит поколение, создававшее в свое время научно-техническую базу экономики, а средний возраст наших ученых, профессорско-преподава­тельского состава приближается к пенсионному. В 2000 году он превысил, по оценкам, 49 лет, что более чем на четыре года выше среднего возраста исследо­вателей в 1994 году, средний возраст доктора наук превысил 61 год, а кандидата наук — приблизился к 53 годам. Одновременно идет интенсивная "утечка умов" — отток за границу наиболее способных выпускников вузов и аспирантов, вынужденных покидать страну прежде всего из-за недопустимо низкой оплаты труда.

Расчеты показывают, что даже если немедленно переломить негативные тенденции финансирования науки, обеспечив выделение ассигнований на установленном федеральным законом уровне, стабилизация численности научных сотрудников произойдет не ранее 2005 года, но даже тогда их численность будет меньше, чем в 1995 году. Если же отношение правительства к науке останется таким же, как и сегодня, деградация научно-технического потенциала страны в ближайшие годы примет необратимый характер. Учитывая, что на долю НТП в развитых странах приходится до 90% прироста валового внутреннего продукта, эта деградация ведет к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития. В нашей стране за последние пятнадцать лет доля научно-технического прогресса в приросте ВВП уже уменьшилась с 60 до 4% — экономика живет на "проедании" ранее созданного научно-производственного потенциала.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов.

Это заниженные цифры. В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Капитализация рынка ценных бумаг "схлопнулась" с 200 до 10-12 миллиардов долларов. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 процентов ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200 процентов ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.

Наряду с рублевой в России действовали еще четыре платежные системы - бартер, долговые деньги (в форме дебиторской задолженности), денежные суррогаты, а также доллары, сумма которых в пять раз превышала всю рублевую массу.











Заключение.


Таким образом, можно сказать, что в 1995— 1999 годы   основные, наиболее болезненные преобразования завершились. В этот пери­од было покончено со всеми признаками социалистической (комму­нистической) системы: единоличной политической властью правящей партии, сращиванием государства и партии, господствующим поло­жением квазигосударственной собственности, плановой, или коман­дной системой управления.

В течение всего нескольких лет была разрушена жесткая верти­кальная структура управления предприятиями со стороны государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими пред­приятиями, а также иностранными фирмами. Была проведена либе­рализация внешней торговли, что позволило устранить исключитель­ный протекционизм по отношению к отечественным производителям. На этой основе были сняты некоторые импортные барьеры, ликвиди­рован разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами. В 1995-1996 годах фактически остановлена инфляция. Ушли в прошлое хро­нические дефициты на потребительские и инвестиционные товары (удивительно, как быстро забылись огромные очереди и пустые полки в магазинах), а также на рабочую силу. Россия больше не является круп­нейшим мировым импортером зерна. Более того, возникают реаль­ные предпосылки не только для отказа от закупок зерна за границей, но и для возрождения прежнего статуса России как экспортера зерна. Ослабло давление производителя на потребителя. Теперь уже и потре­битель своим экономическим поведением может реально влиять на изменения в структуре производства. Проведена массовая приватиза­ция, укрепились позиции частного сектора в экономике.







 

Литература.


1.          Васильев С. Обзор структурных реформ в России в период после финансового кризиса 1998 г. // Вопросы экономики. -№ 2. –с. 34-46.

2.          Гусейнов Р. История экономики России. – М.: Маркетинг, 1999.

3.          Деревянко А. П. История России с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Право и закон, 2001.

4.          Конотопов М. В. Экономическая история. – М.: Дашков и К, 2003.

5.          Коргунюк Ю. Г. Политические партии и движения России (лето 1998 г.) // Полития. - № 2. – с. 179-194.

6.          Куликов В. И. История государственного управления в России. – М.: Мастерство, 2001.

7.          Макаревич Л. Шесть лет после дефолта // Российская газета. – 2004. – 17 августа. – с. 3.

8.          Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения // Российский экономический журнал. – 1999. - № 5-6. – с. 3-37.

9.          Соколов В., Бурков С. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением // Российский экономический журнал. – 1998. - № 4. – с. 12-19.

10.     Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Под ред. Ю. М. Батурина. – М.: ВАГРИУС, 2001.





Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена