Общественно-политическое и экономическое развитие России в период 1995-август 1999гг.
Введение.
Начало современной истории России относится ко дню выборов первого Президента Российской Федерации 12 июня 1991 г. Но после поражения августовского путча и распада СССР Россия юридически становится суверенным государством.
На ключевых государственных постах новой суверенной России, в органах власти и управления субъектов федерации, в экономических структурах, включая частный бизнес и банковское дело, утвердились старые номенклатурные работники, с разной степенью искренности воспринявшие принципы демократии или почти не скрывавшие своих прокоммунистических взглядов. По подсчетам социологов, доля выходцев из бывшей союзной и республиканской (РСФСР) номенклатуры, плавно переместившихся на новые руководящие должности, колебалась от 70 до 80% в зависимости от сферы приложения их труда. Вместе с тем они в своей массе были готовы к более решительным и резким действиям по реформированию общества, ибо ясно понимали, что любое промедление в сложнейшей социально-экономической и политической ситуации послеавгустовской России грозит общественными потрясениями и утратой контроля правящей элиты над страной. Ясно понимала номенклатурная элита и свою прямую материальную, никогда ею открыто не декларируемую выгоду от задуманных реформ. Как позднее признал один из главных идеологов нового правительственного курса Е. Т. Гайдар, «русский чиновник» получил «идеальные условия для обогащения — конвертации власти в собственность». И номенклатурные чины всех уровней с азартом поспешили воспользоваться данным им историческим шансом.
1. Роль и значение в становлении новых демократических форм и принципов институтов государственного управления страной на основе Конституции РФ 1993 года.
Конституция РФ 1993 г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путем выборов или избранными им органами.
Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими нормативно-правовыми актами. В своей деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.
Согласно принципу республиканизма в России вводится республиканская форма правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам — президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер-министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской.
В соответствии с принципом федерализма государственную власть Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Государственная власть в РФ осуществляется также на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны.
Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды. Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства.
Президент избирается гражданами РФ на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее десяти лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Конституция РФ наделила президента широкими полномочиями. Он назначает с согласия Государственной Думы главу правительства, по предложению последнего назначает и смещает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность председателя Центробанка, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Генерального прокурора и судей высших судов (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного), назначает судей других федеральных судов, формирует свою администрацию, Сонет Безопасности РФ. утверждает военную доктрину, назначает и освобождает своих полномочных представителей в государственных органах и регионах, высшее командование Вооруженных сил, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, распускает Государственную Думу, назначает выборы и референдумы, подписывает и обнародует федеральные законы, ведет переговоры с представителями иностранных государств и подписывает международные договоры, вводит военное и чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища, присваивает почетные, воинские и специальные звания и осуществляет помилование. Во исполнение своих полномочий президент издает указы и распоряжения. Организационное обеспечение деятельности президента возлагается на его администрацию, являющуюся рабочий органом при нем.
Конструкция государственной власти в РФ позволяет отнести Президента РФ к так называемым сильным президентам, В то же время в Конституции заложена система гарантий против узурпации им власти. Важнейшими из них являются избрание президента народом, ограничение срока его полномочий, недопустимость занятия поста президента более двух сроков подряд, а также возможность отрешения его от должности (импичмент). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Попытка импичмента была предпринята в отношении Б.Н.Ельцина в 1999 г., но не получила необходимого числа голосов уже на первой стадии — в Государственной Думе. В случае досрочного прекращения полномочий президента, вне зависимости от оснований принятия такого решения, их временно исполняет председатель правительства. Подобный прецедент был в новейшей истории России, когда после отставки Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности президента являлся В. В. Путин, занимавший на тот момент пост главы правительства.
Первым Президентом РФ был Б.Н.Ельцин (1991 — 1999), с 31 декабря 1999 г. президентом является В. В. Путин.
Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту — Федеральному Собранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее время Российская Федерация насчитывает 89 субъектов, максимально возможное число мандатов Совета Федерации — 178.
Совет Федерации первого созыва (1993) избирался на двухлетний срок на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Территория избирательных округов совпадала с территорией субъектов РФ, от каждого округа избирались два члена Совета Федерации. В 1995 г. порядок формирования Совета Федерации изменился: в его состав вошли руководители законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Срок полномочий члена Совета Федерации стал определяться сроком его полномочий в качестве главы законодательного или исполнительного органа власти субъекта РФ. Обновление Совета Федерации осуществляется путем ротации, определяемой выборами в органы власти субъектов РФ. По новому закону «О порядке формирования Совета Федерации» (2000) с января 2002 г. главы исполнительной власти субъектов РФ будут заменены в Совете Федерации их представителями.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, заместителя председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. В сфере законодательного процесса Совет Федерации одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой.
В 1994—1995 гг. председателем Совета Федерации являлся В. Ф. Шумейко, с января 1996 г. — Е. С. Строев.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Лишь Государственная Дума первого созыва (1993— 1995) была избрана на двухлетний срок. На выборах 1993, 1995 и 1999 гг. использовалась смешанная система: одна половина депутатов избиралась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения — фракции и депутатские группы.
Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов. Кроме этого, к ее ведению относятся: согласие на назначение президентом главы правительства, решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность председателя Центробанка РФ, Уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; объявление амнистии и выдвижение обвинения против президента.
Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом. Конституция РФ предоставляет это право президенту в трех случаях:
1) после троекратного отклонения Государственной Думой представленных президентом кандидатур на пост председателя правительства;
2) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия правительству;
3) при постановке председателем правительства вопроса о доверии перед Государственной Думой и отказе ее в таком доверии.
Председателем Государственной Думы первого созыва (1994 — 1995) являлся И.П.Рыбкин, с 1996 г. — Г.Н.Селезнев.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно. В целях предварительного рассмотрения и последующей доработки законопроектов члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы образуют различные комитеты.
Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не дает и трижды отклоняет предложенную президентом кандидатуру, глава государства распускает Думу и единолично назначает премьера. Последний в недельный срок после своего назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложения по персональному составу Правительства. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров производится президентом. Он вправе также принять решение об отставке правительства. Причем Конституция не требует от президента публичной мотивации его решений. Исключительные полномочия президента по отставке правительства породили в период президентства Б.Н.Ельцина «правительственную чехарду». За неполных полтора года в России сменились пять председателей правительства: В.С.Черномырдин (1992—1998), С.В.Кириенко (апрель — август 1998), Е. М. Примаков (сентябрь 1998 г. — август 1999 г.), В.В.Путин (август 1999 г. — май 2000 г.). После избрания В. В. Путина Президентом РФ главой правительства стал М.М.Касьянов.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны, государственной безопасности, реализации внешней политики, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Правительство РФ является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. Помимо правительства в эту систему входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры. Правительство РФ относится к высшим органам федеральной исполнительной власти, все остальные — к центральным.
Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит, как правило, определенной отраслью. Образование, упразднение и реорганизация федеральных министерств отнесены к прерогативе президента. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с должности президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством. Силовые министерства, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президент).
Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комиссий входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность и освобождение от должности глав этих ведомств осуществляется Правительством РФ. Во главе государственного комитета стоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии — председатель федеральной комиссии. Они не обладают правом решающего голоса на заседаниях Правительства РФ.
Несмотря на то, что министерство является органом отраслевого управления, а государственный комитет — органом межотраслевой координации, в практике государственного строительства последних лет отмечены случаи преобразований федеральных министерств в государственные комитеты и наоборот. Так, например, в мае 1998 г. Государственный комитет по управлению государственным имуществом, а в октябре 1998 г. Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства становятся соответствующим и министерствами. Еще более разительные перемены произошли с Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму, в мае 1999 г. он был преобразован в Российское агентство по физической культуре и туризму, в августе 1999 г, — в Министерство по физической культуре, спорту и туризму, а в мае 2000 г. он вновь становится Государственным комитетом по физической культуре, спорту и туризму.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферах ведения. Федеральная служба возглавляется руководителем или директором, российское агентство — генеральным директором, федеральный надзор — начальником. Федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляются правительством, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены президенту (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).
Судебную власть РФ составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ).
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и подзаконных актов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между РФ и ее субъектами и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Кроме того, Конституционный Суд РФ правомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти и давать толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу.
Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции являются судебными органами по гражданским, уголовным и административным делам. Арбитражные суды рассматривают экономические споры.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению президента. Судьи других федеральных судов единолично назначаются Президентом РФ.
2. Развитие экономических реформ России на этапе 1995 г.
по август 1999 г.
Новый этап социально-политического развития России начался в исключительно сложных условиях. Это объясняется тем, что практические действия (и не только правительства) по реализации стратегических целей реформ, будучи необходимыми по существу, не дали значительных позитивных результатов. Для характеристики положения, сложившегося в России, средства массовой информации применяли различные термины: тупиковая, катастрофическая, взрывоопасная и т. д. К середине 90-х гг. ответ на вопрос, куда идет Россия, уже не звучал как загадочный.
В сфере экономики спад производства и технологическое отставание стали перерастать в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители; научно-технический прогресс заблокирован; сырьевой и торгово-посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой системы страны индустриальное предпринимательство. Негативные процессы развиваются и в аграрно-промышленном комплексе страны. Произведенный в 1993 г. в России национальный доход составил 57% от уровня 1990 г.; продукция промышленности — 63; капитальные вложения — 43%. Для сравнения: за четыре года Великой Отечественной войны, когда были оккупированы Украина и Белоруссия, разрушена половина европейской части страны, годовые потери в уровне производства даже в 1942 г. не превысили 23%.
Об основных политических итогах приватизации и масштабных хищениях государственной собственности написано немало. Этим же объясняется и то, что Госдума занялась в марте—апреле 1996 г. проверкой состояния с приватизацией в стране. Приведенные в газете "Московский комсомолец" данные по этому поводу свидетельствуют: Счетная палата Российской Федерации вынесла на обозрение журналистов свои претензии по поводу проведенной и проводимой в стране приватизации.
Лейтмотивом обвинения стала неудавшаяся приватизация. Никаких доходов от нее государство не получило.
Главные обвинения, безусловно, достались Федеральному управлению имуществом. Это ведомство вместо того, чтобы не допускать банкротства предприятий, распродавало за бесценок пакеты акций предприятий-должников и не думало ни о каком оздоровлении.
Богатая когда-то страна осталась с разбитым корытом.
Весьма серьезны демографические процессы в России. Они характеризуются прежде всего резким снижением рождаемости, ростом смертности и сокращением продолжительности жизни, нарастающей миграцией населения, появлением большого числа беженцев и переселенцев.
Заслуживает внимания хотя бы краткая характеристика сложившейся в России современной элиты. Масштабные исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что в правящей элите сегодня около 80% занимает прежняя номенклатура. Новая элита заинтересована в стабилизации политической обстановки, однако, не располагая социальной основой, достаточной для формирования базовых политических партий, вынуждена структурировать свою организацию и обеспечивать защиту интересов через аппарат, превращая его в единственную, самодовлеющую, безраздельно господствующую силу.
Помимо стабилизации политической ситуации правящая элита решает еще одну задачу, связанную с созданием реальных условий для формирования среднего класса с одновременным укреплением позиций тех, кто относится к группе стратегических собственников. Для решения иных задач, прежде всего социальных, у новой политической элиты не хватает ни времени, ни средств.
Важнейшим политическим событием в России в середине 90-х гг. стали выборы в Государственную Думу в декабре 1995 г. Активность избирателей была достаточна высокой, в выборах приняло участие свыше 60% избирателей. В целом результаты выборов принесли победу народно-патриотическому блоку и констатировали понижение политической значимости демократических сил.
Из теории известно, что экономический кризис преодолевается внедрением новых технологий, создающих новые производственные возможности, освоение которых обеспечивает прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста. При нормальном течении кризиса сокращение экономической активности не затрагивает прогрессивных производств, имеющих потенциал роста и способных стать "локомотивами" будущего экономического развития страны. Наоборот, в это время на фоне общего спада наблюдаются рост производства принципиально новых товаров, подъем инвестиционной и инновационной активности в перспективных направлениях. При этом совершается переток капитала из устаревших производств в новые, так как продолжение инвестиций в сложившихся направлениях оказывается более рискованным, чем освоение принципиально новых перспективных технологий.
Экономический кризис в России кардинально отличается от классического механизма обновления экономики. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. При этом темпы спада производства возрастают с повышением технического уровня отрасли. Резко снизилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то после 1992 года она снизилась до 22,4% (в развитых странах эта доля превышает 70%). Существенно упали показатели общей эффективности экономики: производительность труда снизилась на треть, на эту же величину увеличилась энергоемкость производства.
Самые серьезные разрушения произошли в научно-техническом потенциале страны, который является главным источником современного экономического роста. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста.
В силу невостребованности новых знаний, опережающих технологий и технических решений сокращается кадровый потенциал отечественной науки. Постепенно уходит поколение, создававшее в свое время научно-техническую базу экономики, а средний возраст наших ученых, профессорско-преподавательского состава приближается к пенсионному. В 2000 году он превысил, по оценкам, 49 лет, что более чем на четыре года выше среднего возраста исследователей в 1994 году, средний возраст доктора наук превысил 61 год, а кандидата наук — приблизился к 53 годам. Одновременно идет интенсивная "утечка умов" — отток за границу наиболее способных выпускников вузов и аспирантов, вынужденных покидать страну прежде всего из-за недопустимо низкой оплаты труда.
Расчеты показывают, что даже если немедленно переломить негативные тенденции финансирования науки, обеспечив выделение ассигнований на установленном федеральным законом уровне, стабилизация численности научных сотрудников произойдет не ранее 2005 года, но даже тогда их численность будет меньше, чем в 1995 году. Если же отношение правительства к науке останется таким же, как и сегодня, деградация научно-технического потенциала страны в ближайшие годы примет необратимый характер. Учитывая, что на долю НТП в развитых странах приходится до 90% прироста валового внутреннего продукта, эта деградация ведет к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития. В нашей стране за последние пятнадцать лет доля научно-технического прогресса в приросте ВВП уже уменьшилась с 60 до 4% — экономика живет на "проедании" ранее созданного научно-производственного потенциала.
По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов.
Это заниженные цифры. В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Капитализация рынка ценных бумаг "схлопнулась" с 200 до 10-12 миллиардов долларов. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 процентов ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200 процентов ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.
В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.
Наряду с рублевой в России действовали еще четыре платежные системы - бартер, долговые деньги (в форме дебиторской задолженности), денежные суррогаты, а также доллары, сумма которых в пять раз превышала всю рублевую массу.
Заключение.
Таким образом, можно сказать, что в 1995— 1999 годы основные, наиболее болезненные преобразования завершились. В этот период было покончено со всеми признаками социалистической (коммунистической) системы: единоличной политической властью правящей партии, сращиванием государства и партии, господствующим положением квазигосударственной собственности, плановой, или командной системой управления.
В течение всего нескольких лет была разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими предприятиями, а также иностранными фирмами. Была проведена либерализация внешней торговли, что позволило устранить исключительный протекционизм по отношению к отечественным производителям. На этой основе были сняты некоторые импортные барьеры, ликвидирован разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами. В 1995-1996 годах фактически остановлена инфляция. Ушли в прошлое хронические дефициты на потребительские и инвестиционные товары (удивительно, как быстро забылись огромные очереди и пустые полки в магазинах), а также на рабочую силу. Россия больше не является крупнейшим мировым импортером зерна. Более того, возникают реальные предпосылки не только для отказа от закупок зерна за границей, но и для возрождения прежнего статуса России как экспортера зерна. Ослабло давление производителя на потребителя. Теперь уже и потребитель своим экономическим поведением может реально влиять на изменения в структуре производства. Проведена массовая приватизация, укрепились позиции частного сектора в экономике.
Литература.
1. Васильев С. Обзор структурных реформ в России в период после финансового кризиса 1998 г. // Вопросы экономики. -№ 2. –с. 34-46.
2. Гусейнов Р. История экономики России. – М.: Маркетинг, 1999.
3. Деревянко А. П. История России с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: Право и закон, 2001.
4. Конотопов М. В. Экономическая история. – М.: Дашков и К, 2003.
5. Коргунюк Ю. Г. Политические партии и движения России (лето 1998 г.) // Полития. - № 2. – с. 179-194.
6. Куликов В. И. История государственного управления в России. – М.: Мастерство, 2001.
7. Макаревич Л. Шесть лет после дефолта // Российская газета. – 2004. – 17 августа. – с. 3.
8. Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения // Российский экономический журнал. – 1999. - № 5-6. – с. 3-37.
9. Соколов В., Бурков С. Госсобственность: вопросы усиления контроля за использованием и распоряжением // Российский экономический журнал. – 1998. - № 4. – с. 12-19.
10. Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Под ред. Ю. М. Батурина. – М.: ВАГРИУС, 2001.