Каталог курсовых, рефератов, научных работ! Ilya-ya.ru Лекции, рефераты, курсовые, научные работы!

Общественные движения в России в 20-30-е годы XIX века

Общественные движения в России в 20-30-е годы XIX века











РЕФЕРАТ

на теме:

«Общественные движения в России в 20-30-е годы XIX века»

1. Тайные организации декабристов.


В начале XIX века в России оживилась общественно-политическая жизнь. Ведущую роль в ней играли дворянские реформаторы. Подъем общественно-политического движения обусловливался экономическим и политическим развитием России. После Отечественной войны 1812 года в стране сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, которые тормозили развитие России. Хотя крепостническая Россия и отставала в своем развитии от передовых стран Европы, в ней начал назревать кризис феодально-крепостнического строя и продолжали развиваться капиталистические отношения. В этих условиях передовые представители дворянства выступали за уничтожение крепостничества и самодержавия, которые, по их мнению, являлись главными причинами отсталости России.

Последние годы правления Александра I показали, что правительство не имеет ни сил, ни желания решать вопросы, поставленные всем ходом исторического развития страны. С этого времени начинается противостояние реакционной власти и общества, стремящегося к переменам: ограничению самодержавия, отмене крепостного права.

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал подъем патриотизма народных масс во время Отечественной войны 1812 года. Народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. Благодаря заграничным походам русской армии в 1813-1815 гг., в составе которой находились многие будущие декабристы, последние познакомились с революционными идеями, с новым политическим мышлением. Передовые идеи получили распространение в России потому, что здесь уже была подготовлена почва для их восприятия.

В1816 году в Петербурге была создана первая организация дворянских революционеров «Союз спасения». Основателями этого общества стали офицеры А.Н. Муравьёв и И.Д. Якушкин, С.П. Трубецкой, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы. Общество объединило в своих рядах около 30 человек. Основной задачей «Союза» была ликвидация крепостного права и установление в стране конституционной монархии. Общество намеревалось с помощью армии совершить революционный переворот. Замкнутость «Союза» и неопределенный характер деятельности тормозили его развитие. Участники не имели единодушного мнения по вопросу о будущем государственном устройстве России и путях достижения поставленной цели.

В 1817 году «Союз» принял постановление о реорганизации общества. Его преемником стал «Союз благоденствия», образованный в 1818 году. В организацию предполагалось привлечь больше новых людей -дворян, купцов, представителей духовенства, крестьян. Организаторами «Союза» были: А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. Вскоре был разработан устав - «Законоположение Союза благоденствия», представляющий собой политическую программу общества. Главная цель программы - уничтожение самодержавия и отмена крепостного права. Осуществить революционный переворот планировалось через 20 лет. С членами «Союза» поддерживали дружественные связи А.С. Пуииаш и А.С. Грибоедов.

Преобразовательные устремления «Союза» не встретили отклика со стороны правительства. Разочарование во власти становилось все сильнее, и в 1821 г. радикально настроенные члены «Союза благоденствия» организуют его роспуск, чтобы избавиться от «миролюбиво» настроенных, колеблющихся, случайных людей и вернуться на путь революционной борьбы.

В 1821-1822 гг. на основе «Союза» возникли новые декабристские организации - «Южное общество» в Украине, во главе с П.И. Пестелем, и «Северное общество» в Петербурге, которое возглавил Н.М Муравьев. Оба общества тесно взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя, как части одной организации. К 1823 году в «Южном обществе» были представлены Тульчинская, Каменская и Васильковская управы. Общество возглавлялось Директорией, в которую были избраны П.И. Пестель, А.П. Юшневский и другие.

«Северное общество» было организовано в 1822 году. В его руководящее ядро вошли Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, М.С Лутт. Во главе общества стояла Дума, в которую входили Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский.

Основной деятельностью обществ была разработка конституционных проектов и подготовка планов их реализации.


2. «Русская правда» П.Пестеля и «Конституция» Н.Муравьева.


«Русская правда» П.Пестеля - политическая программа революционных преобразований - наиболее радикальный конституционный проект декабристов. Согласно «Русской правде» в стране предполагалось уничтожение самодержавия, крепостного права, сословных привилегий, установление равенства всех граждан перед законом, провозглашение республики. Планировались также ликвидация военных поселений, сокращение срока службы в армии до 15 лет. Всем гражданам гарантировалась свобода слова, печати, вероисповедания. Высшим органом законодательной власти провозглашалось Народное вече, избираемое всеми гражданами страны. Высшая исполнительная власть должна была принадлежать Государственной думе, состоящей из пяти членов, которых назначало Народное вече сроком на 5 лет.

Пестель Павел Иванович (1793—1826} — декабрист, полковник. В 1811 г. закончил Пажеский корпус. Участник войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1815 гг. В марте 1821 г. организовал и возглавил «Южное общество» декабристов, автор его политической программы («Русской правды»). Выступал за свержение самодержавия и установление республиканского строя, ликвидацию крепостничества. Казнен вместе с другими руководителями декабристов.

«Русская правда» предусматривала наделение крестьян землей. С этой целью планировалась конфискация значительной части помещичьих, казенных и церковных земель, и предполагалось создание общественных земельных фондов. Земельный фонд страны включал бы землю как общественную, так и частную.

В общественный земельный фонд должны были войти казенные и монастырские земли, а также земли, частично конфискованные у помещиков. Общественная земля должна была принадлежать всему обществу и подлежала бесплатной раздаче в пользование всем гражданам. Она не могла быть ни продана, ни заложена.

Частная земля находилась бы в свободном товарном обращении и 1 должна была способствовать развитию частной предпринимательской инициативы.

Пестель считал, что все народы России сольются в единый народ, поэтому не затрагивал вопрос о праве наций на самоопределение. Исключение он делал для Польши, которая получала политическую самостоятельность при условии, что она восстанет одновременно с декабристами.

Программу «Северного общества» разработал Н.М. Муравьев. Она получила название «Конституция». В проекте «Конституции» декла­рировалась ликвидация крепостного права. Также предусматривалось равенство всех граждан перед законом, отмена сословий, личная не­прикосновенность граждан, свобода слова, печати, право собственности на землю и недвижимое имущество. Вся законодательная власть кредавалась Народному вече, состоящему из двух палат (Верховной думы и Палаты народных представителей). Избирательное право ограничивалось возрастным и имущественным цензами. Исполнительную власть Н.М. Муравьев предполагал оставить за императором, который имел бы право вето да все законодательные решения Народного вече. Форму государственного устройства России должно было определить Учредительное собрание, созванное после переворота.

Муравьев Никита Михайлович (1795—1843) — декабрист, один из основателей тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия», член Верховной думы и руководитель «Северного общества». Автор его программы — «Конституции». Приговорен к 20 годам каторги. С 1827 г. — в Нерчинских рудниках. С 1835 г. — на поселении в Иркутской губернии.

Будущая конституционная монархия должна была стать федерацией из 14 держав и 2 областей со своими столицами и самостоятельным управлением. Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород. «Конституция» сохраняла монархию, помещичью собственность на землю, высокий имущественный ценз.

«Конституция» обсуждалась на заседаниях «Северного общества» и неоднократно подвергалась критике ее членами. Поэтому в качестве программы «Северного общества» «Конституция» так и не была принята. Программные документы декабристов носили в целом умозрительный, абстрактный характер, основывались не столько на знании реальных условий российской жизни, сколько на отвлеченных теоретических рассуждениях.


3. Восстание 14 декабря в Петербурге и выступление Черниговского полка в Украине.


1824-1825 годы - наиболее напряженный период в деятельности декабристов. Начинается непосредственная подготовка вооруженного восстания. В 1824 году состоялись переговоры об объединении обоих обществ и координации их действий в предстоящем восстании.

В 1825 году в результате переговоров между представителями «Южного» и «Польского патриотического» обществ было принято решение о поддержке выступления декабристов со стороны польских революционеров. В сентябре 1825 года в состав «Южного общества» влилось «Общество соединенных славян», действовавшее в Новоград-Волынске. В программных документах этой организации выдвигались задачи борьбы против крепостничества, за создание республиканской демократической федерации славянских народов. В конце 1825 года члены «Южного общества» развернули агитационную работу среди солдат с цельюподготовки их к предстоящему выступлению.

Выступление декабристов было намечено на лето 1826 года, но неожиданно в Таганроге 19 ноября 1825 г. умер Александр I. На престол должен был вступить брат царя - Константин. Но он еще в 1823 году по настоянию Александра I вынужден был отказаться от своих прав в пользу брата Николая.

Николай 1 (1796-1855) - российский император с 1825 г., третий сын импера­тора Павла I, почетный член Петербургской Академии Наук (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение (тайная политическая полиция), составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы. Получила распространение так называемая «теория официальной народности», провозглашавшая православие и самодержавие незыблемыми оплотами российской государственности. Во время его царствования были подавлены Польское восстание 1830— 1831 гг., революция в Венгрии 1848— 1849гг. Важной чертой внешней политики стал возврат к принципам Священного союза, установленным Венским конгрессом 1814-1815 гг. В области внутренней политики предпринимал неоднократные попытки подготовить крестьянскую реформу, но они не шли дальше создания «секретных комитетов». В период царствования Николая I Россия участвовала в Кавказской войне 1817— 1864гг., русско-персидской войне 1826— 1828 гг., русско-турецкой войне 1828—1829 гг., Крымской войне 1853—1856 гг., поражение в которой знаменовало крах николаевского режима и начало эпохи реформ 1860-1870-х гг.

Отказ Константина от престола хранился в тайне, поэтому войска были приведены к присяге Константину. После того как он подтвердил свой отказ от престола, Николай назначил переприсягу на 14 декабря 1825 года. Члены общества решили использовать это событие для осуществления своих планов.

В Петербурге на квартире К.Ф.Рылеева члены «Северного общества» разработали план восстания, назначенного на 14 декабря. В этот день предполагалось организовать отказ от присяги офицеров и солдат, которые должны были выйти на Сенатскую площадь с оружием в руках. Руководство восстанием поручалось полковнику С.П. Трубецкому. Начальником штаба был назначен Е.П.Оболенский. Вставшие войска должны были захватить Зимний дворец, а П.Г. Каховский - убить Николая I. К.Ф.Рылеев и И.И. Пущин должны были заставить Сенат передать власть Временному революционному рг правительству и опубликовать «Манифест к русскому народу», в котором были бы изложены основные программные требования восставших.

Утром 14 декабря 1825 г. декабристы уже были в своих воинских частях. В 11 часов Лейб-гвардии Московский полк явился на Сенатскую площадь и построился в боевой четырехугольник (каре). Но к этому времени сенаторы уже присягнули царю и разъехались по домам. К часу дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа под командованием Н.Бестужева. Последним появился на площади Лейб-гвардии Гренадерский полк. Всего на площади собралось 3 тысячи солдат и матросов с 30 офицерами. До 3 часов дня восставшие ожидали присоединения других воинских частей к восстанию. С.П. Трубецкой не явился на площадь и руководство восстанием приняли на себя К.Ф. Рылеев и Е.П. Оболенский. Их помощниками были П.Г. Каховский, А.А. Бестужев, М.А. Бестужев и др.

На улицах и площадях Петербурга собралось почти 30 тысяч человек, в основном жители города - дворовые, ремесленники, которые сочувствовали восставшим и оказывали сопротивление полиции, пытавшейся их разогнать. Чтобы уговорить восставших разойтись, правительством был послан генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович. Декабрист П.Г. Каховский выстрелом из пистолета смертельно ранил его.

К исходу дня против восставших было стянуто 9 тысяч солдат пехоты и 3 тысячи кавалерии, которые окружили Сенатскую площадь. Атаки конницы восставшие отбили ружейными залпами. Тогда Николай I приказал применить против них картечь. Восставшие, отстреливаясь, были вынуждены отступить. Выступление декабристов было разгромлено. Но события 14 декабря в Детербурге послужили сигналом к восстанию на юге.

Утром 29 декабря 1825 года началось восстание Черниговского полка, расположенного в районе города Василькова в Украине. Его возглавил С. Муравьев-Апостол. Первой выступила 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась со 2-й гвардейской ротой. 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие роты Черниговского полка.

С. Муравьев-Апостол собрал под свое командование 5 рот Чер­ниговского полка в составе 970 солдат при 8 офицерах. Муравьев-Апостол перед полком прочитал революционный «Катехизис» - прокламацию, составленную в виде вопросов и ответов. Этот документ, составленный на основе священного писания, доказывал необходимость уничтожения монархической власти и установления республики.

Восставшие надеялись, что к ним присоединятся остальные части царской армии, но этого не произошло. Вокруг района действий Черниговского полка были сосредоточены мощные силы правительственных войск. 3 января 1826 года между деревнями Устимовка и Ковалевка полк был расстрелян картечью.

4. Расправа над декабристами. Значение восстания.


После разгрома восстания начались массовые аресты. Всего в Петербурге было арестовано 316 человек. Был образован Следственный комитет по делу декабристов. К следствию было привлечено 579 человек, а виновными признаны 289. Верховный уголовный суд в Петербурге приговорил к смертной казни пятерых наиболее активных деятелей декабристского движения: П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского. 13 июля 1826 г. приговор был приведен в исполнение. 121 декабриста приговорили к каторге, ссылке и поселению в Сибири. Всех их лишили воинских чинов и дворянского звания.

Особые комиссии рассматривали дела солдат, принимавших участие в восстании: 178 солдат прогнали сквозь строй, 23 человека были наказаны розгами. Из остальных участников восстания сформировали полк в составе 4000 человек, который был отправлен на Кавказ в действующую армию.

Итак, первое в России революционное восстание, направленное против самодержавия и крепостничества, потерпело поражение. Декабристы не смогли поднять на борьбу широкие народные массы. Действия дворянских революционеров не всегда были последовательны и решительны. Они хотели произвести переворот в стране во имя народа, но без его активного участия, боясь стихии народного восстания.

Значение восстания декабристов состоит в том, что они первыми выступили против абсолютизма и крепостного права и тем самым дали толчок дальнейшему развитию демократического движения в стране. Декабристские традиции сыграли большую роль в воспитании Последующих поколений русских демократов и реформаторов.

5. Формирование направления общественной мысли в России.


Русская общественная мысль в начале 20-30-х гг. XIX века развивалась под влиянием революционного выступления декабристов. Среди передовой молодежи начали создаваться революционные кружки. В 1831 г. сложился кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

Герцен Александр Иванович (1812—1870) — российский философ, публицист, писатель. Внебрачный сын помещика И.А. Яковлева. В 1831—1834гг. — руководитель студенческого кружка в Московском университете. В 1835— 1840 гг. — в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. — в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1844—1846) утверждал союз философии с естественными науками. В романе «Кто виноват?» (1841—1846), повестях «Доктор Крупов» (1846) и «Сорока-воровка» (1846) критиковал крепостнический строй. С 1847 года — в эмиграции. После поражения европейских революций 1848—1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада, разработал теорию «русского социализма», выступив одним из основоположников народничества. В 1853 году основал Вольную русскую типографию в Лондоне, издавал альманах «Полярная звезда» (1855—1868), в газете «Колокол» {1857—1867) обличал самодержавие, требовал освождения крестьян с землей, содействовал созданию тайного общества «Земля и воля» в 1860-х годах в России, поддержал Польское восстание 1863—1864 гг. Умер в Париже, похоронен в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852—1868) — один из шедевров русской мемуарной литературы.

Участники кружка проявляли интерес к общественно-политическим вопросам. Они бьши убежденными республиканцами и увлекались идеями утопического социализма. Члены кружка читали политическую литературу, изучали историю Французской революции. Попытки Герцена и Огарева развернуть революционную агитацию бьши пресечены в 1834 году. После длительного тюремного следствия Гер­цена выслали без суда в Пермь, Вятку, а затем во Владимир.

Путем массовых репрессий, жестокой цензуры царскому правительству удалось справиться с общественным подъемом 30-х годов. Для этого времени бьши характерны настроения пессимизма, неверия в дальнейшую борьбу. Такие настроения нашли отражение в «Философических письмах» П.Я.Чаадаева, опубликованных в 1836г. в журнале «Телескоп».

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) - русский мыслитель и публицист, участвовал в Отечественной войне 1812г. В 1821 г. был принят в «Северное общество» декабристов. Публицист в «Философических письмах» размышлял над судьбой России. Разуверившись в возможности общественного прогресса в России, он не видел ничего светлого в настоящем русского народа. Чаадаев утверждал; что в России нет ни своих мыслителей, ни своих ученых. Причина этого заключалась в отрыве России от католического западноевропейского мира, который являлся источником прогресса и цивилизации. Выводы Чаадаева вызвали протест передовых людей того времени, но заставили их выйти из оцепенения, внимательнее вглядеться в прошлое, настоящее России, чтобы осмыслить перспективы ее развития.


В 30-40-е гг. происходит постепенное изменение настроений общества. Оформились два новых течения общественной мысли - западничество и славянофильство.

Кружок славянофилов сложился в Москве. Он объединял небольшую группу дворянских писателей. Ядро его составляли А.С. Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелее. Славянофилы отрицали единые закономерности общественного развития и противопоставляли «самобытную» Россию государствам Западной Европы. Они утверждали, что буржуазные государства находятся в упадке, в них обостряются социальные противоречия и отмечается рост революционного движения. Они не признавали достижений западноевропейской культуры и считали ошибочным сближение России с западной культурой со времен Петра Первого. Славянофилы заявляли, что историческое развитие России идет своим, самобытным путем и указывали, что русская община является защитой от революционных потрясений. Их идеология бьша противоречива и непоследовательна. Они выступали с осуждением крепостного права, но выступления носили чисто декларативный характер.

Общественно-политические взгляды славянофилов не получили широкого распространения.

Против них выступали западники - сторонники западного пути развития. Ядро западников составляли Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Н. Кудрявцев, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др. Западники были уверены, что Россия, как и другие страны, должна перейти к буржуазному строю. Они были сторонниками отмены крепостного права, считали необходимым ограничить самодержавную власть, использовать достижения западноевропейской культуры. Для пропаганды своих взглядов использовали кафедры Московского университета, публичные лекции Т.Н. Грановского, журналы «Отечественные записки» и «Современник». Западники признавали только реформистский путь перехода от феодального строя к капиталистическому и сторонились идеологов революционной борьбы.

Споры западников и славянофилов имели большое значение. Они будили общественную мысль, звали к деятельности, прогрессу и зна­меновали собой начало формирования либеральной идеологии в Рос­сии.

В 40-е годы в русской общественной мысли стали выделяться революционно-радикальное и демократическое направления. Революционеры-радикалы призывали к решительным действиям, вплоть До насильственного свержения существующего строя. Будущее России они связывали с социализмом, переход к которому должен был осуществиться через крестьянскую общину. Крестьян должна была вести за собой разночинная интеллигенция. В той или иной степени такие взгляды разделяли А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и другие.

Зарождающееся демократическое движение в стране олицетворял кружок петрашевцев (1845-1849), хотя некоторые его члены были сторонниками радикальных методов борьбы. Основателем кружка был М.В. Буташевич-Петрашевский.

Буташевнч-Петрашевскнй Михаил Васильевич (1821—1866) — русский революционер, социалист-утопист. Учился в Царскосельском лицее, затем стал вольнослушателем в Петербургском университете. Служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Руководитель общества петрашевцев, выступал за демократизацию политического строя России. В 1849 году осужден на вечную каторгу.

Политический кружок петрашевцев действовал в Петербурге. Он объединял прогрессивную интеллигенцию и состоял из 23 активных членов. Главной задачей петрашевцы считали борьбу против самодержавия и крепостничества, поэтому большое внимание уделяли распространению революционных идей. У Петрашевского сложилась своя концепция подготовки революции: сначала пропаганда, потом создание тайного общества, а затем - революционное восстание. Политическим идеалом петрашевцев являлось республиканское устройство государства с одно­палатным парламентом и выборностью на все правительственные должности. Они высказывались за федеративное устройство будущей России, при котором народам будет предоставлена широкая автономия. Критикуя несправедливость буржуазного общества, они строили штаны освобождения сразу всего человечества, надеясь осуществить их, мирным путем.

В 1845-1846 гг. петрашевцы составили и издали «Карманный словарь иностранных слов», вошедших в состав русского языка. Они написали воззвание к крестьянам («Десять заповедей») и солдатам («Солдатская беседа»), призывавшие к борьбе против помещиков и самодержавия. Царскому правительству удалось раскрыть организацию петрашевцев в 1849 году. 21 человек, в том числе и Петрашевский, были осуждены на смертную казнь, замененную впоследствии длительными сроками каторги. г

Деятельность петрашевцев имела большое значение для активизации борьбы российских демократов. Они внесли определенный вклад в развитие демократической мысли в России.

Список литературы


1.                 Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.

2.                 С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109

3.                 Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.

4.                                                                                                                                                                                                                       Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд. ― М.: ООО «ТИД «Русское слово ― РС», 2006 (§ 41).



Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена