Общество Египта
На протяжении 5 тыс. лет население Египта жило в условиях высокоцентрализованного общества, основой благосостояния которого было сельское хозяйство на землях, орошаемых при разливах Нила. До начала 20 в. крестьяне составляли подавляющую часть населения страны. Вся их жизнь определялась ритмом ежегодных паводков Нила. Повторяющийся цикл нильских половодий, практически неизменные на протяжении многих веков этнокультурные особенности сельской жизни, однородный состав населения создавали впечатление, что египетское общество навечно застыло в своем развитии. Такое положение сохранялось до начала 19 в. За несколько последних десятилетий вследствие быстрого роста численности населения, урбанизации, миграции рабочей силы за границу, первых успехов на пути индустриализации и включения женщин в активную трудовую деятельность египетское общество претерпело ряд существенных и порой драматических перемен.
В настоящее время крестьяне составляют ок. 55% общей численности населения Египта. Уровень жизни сельского населения Египта весьма низкий.
Хотя в стране существует система обязательного шестилетнего образования, во время посевной и уборки урожая сельские дети часто лишены возможности посещать школу.
В дореформенное время приблизительно 2 тыс. крупных землевладельцев, включая короля, владели 20% всех обрабатываемых земель, тогда как на долю более 2 млн. мелких землевладельцев приходилось всего 13%. Миллионы крестьян вообще не имели земли и либо превращались в мелких арендаторов, либо были вынуждены наниматься на низкооплачиваемую поденную работу. В соответствии с земельной реформой 1952 площадь частных обрабатываемых землевладений была сокращена до 200 федданов (87 га) на одного человека, а в 1961 снижена до 100 федданов (43,5 га). В результате земельной реформы было перераспределено ок. 266 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Из-за дефицита пахотопригодных земель миллионы крестьян вынуждены были мигрировать в Каир и другие города. Некоторым из них удалось найти работу в промышленности, строительстве или сфере услуг. Как крестьяне, так и квалифицированные рабочие и специалисты уезжают на заработки в нефтедобывающие государства Арабского Востока, где есть возможность зарабатывать в пять-шесть раз больше, чем на родине. На протяжении 1970-х – начала 1980-х годов за границей трудились не менее 3 млн. рабочих-египтян.
До 1950-х годов основная часть банков, промышленных предприятий и сферы внешней торговли находилась в руках иностранцев. Как правило, в Каире или Александрии англичане, французы, греки, итальянцы, армяне и евреи предпочитали сохранять иностранное подданство. Их дети обучались в частных школах, дома они разговаривали на родном языке и крайне мало знали о стране своего пребывания. После англо-франко-израильской агрессии 1956 в зоне Суэцкого канала большая часть иностранной собственности в Египте была конфискована.
Заметную роль в городах играет традиционный средний класс, преимущественно его нижняя прослойка, включающая владельцев торговых лавок, коммерсантов, ремесленников, мелких государственных и духовных служащих. На протяжении 20 в. все большее влияние и политический вес в городском обществе приобретал современный образованный средний класс (врачи, инженеры, юристы, учителя, экономисты, менеджеры промышленных предприятий, армейские офицеры, государственные чиновники, получившие образование европейского типа в местных школах и университетах). С ликвидацией в 1950-е годы земельной аристократии именно этот слой пришел к власти. В 1960-е годы многие представители среднего класса выдвинулись на руководящие посты в государственном секторе экономики. С середины 1980-х годов особенно возросла роль Ассоциации египетских предпринимателей. Деловые люди стремятся извлечь выгоду из новых возможностей для деятельности в стране иностранного капитала и совместных предприятий.
Семья – центр общественной жизни в Египте. Традиционно несколько поколений проживали совместно в рамках одной семьи, однако на протяжении последних десятилетий усиливается тенденция к раздельному проживанию малых семей. Вместе с тем в больших семьях сохраняются тесные связи между всеми ее членами. Большая семья выполняет целый ряд важных общественных функций. Так, она часто выступает в роли своеобразного бюро по поиску рабочих мест для крестьян, переехавших в город, или же является источником материальной поддержки нуждающихся или недееспособных родственников, на которых не распространяется государственная программа социального обеспечения.
Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста начинают помогать родителям в полевых работах; поэтому многодетные семьи считаются в экономическом отношении более благополучными. До сих пор египтяне больше радуются рождению мальчиков.
Существуют значительные различия в стиле жизни и духовно-культурных ориентирах разных слоев египетского общества. Проживающие в Каире образованные представители среднего и высшего класса говорят на английском или французском языке, носят европейскую одежду и предпочитают европейские и американские кинофильмы, музыку, искусство и литературу. Традиционная мужская одежда крестьян (феллахов) – длинная, до пят, рубаха из хлопчатобумажной ткани синего или белого цвета (галабея), которая надевается поверх коротких штанов. Головной убор – фетровая ермолка (лебда). Женская одежда состоит из длинного черного платья со свободными рукавами и черного платка на голове, которым прикрывают нижнюю часть лица при встрече на улице с мужчинами. Люди, одетые в традиционную одежду, встречаются и в городских кварталах, где проживает беднота.
Египтяне сохраняют традиции национальной кухни, и она является одной из наиболее изысканных на Арабском Востоке. В нее входят злаки (пшеница, ячмень, кукуруза, рис и др.), бобовые (бобы, горох, чечевица и др.), овощи, зелень, лук, чеснок, фрукты, молочные продукты, реже – мясо и рыба. В Египте процветает культ кофе и чая.
Как в деревнях, так и в городах основу пищевого рациона составляют плоские лепешки из пшеничной, кукурузной или овсяной муки и каши. Популярны фуль и таамийя (блюда из вареных или жареных бобовых), кошри (вареная чечевица в смеси с рисом). Мясо едят по праздникам и в базарные дни (2–4 раза в месяц), несколько чаще – птицу (кур, голубей, гусей). Из молочных продуктов потребляют козье и буйволиное молоко, реже – коровье (обычно кислое), творог, соленый сыр. В городах широко практикуется европейская, чаще всего французская, кухня.
Большинство египтян сохраняют приверженность консервативным общественным нормам поведения. Нигде, кроме университетских кампусов, не поощряется общение неженатых мужчин и незамужних женщин. Популярность исламского фундаментализма порой проистекает из социальной практичности бытовых требований ислама.
В 1980-е – начале 1990-х годов особую популярность стали приобретать исламистские движения. Их упор на личное благочестие и набожность, скромность, следование принципам исламской этики в делах и критика материалистических западных ценностей снискали уважение среди всех слоев общества. Исламистские благотворительные организации предоставляют бесплатную медицинскую помощь, поддерживают общественный порядок в городских трущобах и создают чувство общности у многих безработных и недовольных властями молодых египтян. Непосредственное участие исламистов в повседневной жизни людей способствует созданию привлекательной альтернативной модели сопереживания и готовности помочь.
Несмотря на то, что профсоюзное движение в Египте возникло на рубеже 19–20 вв., профсоюзы были легализованы лишь в 1942. Профсоюзам принадлежит видная роль в организации массовых волнений, которые предшествовали военному перевороту 1952. После установления республиканского режима правительство всячески содействовало созданию профсоюзов, проталкивая их функционеров на роль лидеров рабочих. В 1964 вошел в силу закон, по которому по крайней мере 50% депутатов Национального (позднее Народного) собрания должны были избираться из числа рабочих или крестьян. Кроме того, рабочие должны были составлять половину в комитетах по управлению предприятиями в государственном секторе экономики. Начиная с 1969 председатель Египетской федерации труда одновременно являлся и государственным министром труда и профессиональной подготовки. В середине 1980-х годов почти 3 млн. египетских рабочих состояли в рядах 23 отраслевых профсоюзов, входящих с 1957 в Египетскую федерацию труда.
Реформы 1990-х годов оказали заметное влияние на развитие в стране рабочего движения. Рост стоимости жизни, безработица и постепенное сокращение размеров государственных субсидий на основные продукты и товары повлекли за собой недовольство среди рабочих и волну ожесточенных забастовок (достигших особого размаха в 1994), несмотря на то, что по существующему законодательству подобные выступления являются незаконными.
В конституции страны ислам провозглашен государственной религией, а принципы шариата утверждены в качестве основы законодательства. Начиная с 1956 мусульманские религиозные суды стали составной частью государственной судебной системы. В юрисдикции мусульманских и коптских религиозных судов находятся все вопросы гражданского состояния: брачно-семейные и наследственные отношения. Каирская мечеть аль-Азхар, построенная в 970–972, является важнейшим интеллектуальным и духовным исламским центром. Государство оказывает материальную поддержку всем мечетям на территории Египта.
Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями отличались дружелюбием и терпимостью. Так, например, многие мусульмане отмечали коптские праздники и наоборот. После поражения Египта в войне с Израилем в 1967 существенно укрепилось социальное и политическое значение ислама. В каждом округе была создана сеть самостоятельных мечетей, которые взяли на себя заботу о религиозном обучении, медицинском обслуживании, опеке учащихся всех учебных заведений и по ряду других вопросов. Сеть подобных мечетей и группы происламски настроенных студентов университетов составили социальную базу исламской оппозиции.
Участились случаи межобщинных конфликтов и столкновений, особенно в южных районах, где с начала 1990-х годов радикальные исламистские группы развернули вооруженную борьбу с правительством. Поскольку цель воинствующих исламистов заключается в том, чтобы превратить Египет в мусульманское государство, жертвами боевиков зачастую становятся египтяне-копты.
Женщины из среды крестьян и малообеспеченных горожан всегда участвовали в сельскохозяйственном и ремесленном производстве, что позволяло им пользоваться значительным влиянием в семье и общине. Тем не менее в общественном сознании их юридический и социальный статус был значительно ниже, чем у мужчин. В соответствии с традицией городские женщины из высших слоев общества должны были избегать участия в общественной жизни. Однако в том случае, если женщины владели или управляли значительной собственностью, они могли рассчитывать на почет и уважение со стороны мужчин. В 1899 в стране зародилось движение за равные права женщин и мужчин. Импульс к его развитию дал выход в свет книги Касима Амина Эмансипация женщин. Еще в 1919 во время восстания в Египте против английского господства Худа Шаарави, жена известного деятеля антиколониального движения, привлекла внимание к женскому вопросу, выступая на уличных демонстрациях. В 1923 она организовала Союз женщин Египта, который ратовал за равноправие женщин и изменения в законодательстве, связанные с брачно-семейными отношениями (брак, развод, установление опеки над детьми).
Формальные гарантии юридического равенства женщин и мужчин были закреплены в Хартии национальных действий 1962. После 1956 женщинам было предоставлено избирательное право и право занимать государственные должности, а после 1962 появились женщины-министры и женщины-депутаты парламента. Система обязательного школьного образования в равной степени охватывает мальчиков и девочек. Совместное обучение полов практикуется во всех государственных образовательных учреждениях.
До настоящего времени невесту для сына часто выбирают родители. Повсеместно распространены традиционные представления о женской чести, и несоблюдение женщиной этих традиций резко осуждается общественностью. Лишь 45% египетских семей сознательно планируют количество детей. В 1970-х годах попытку внедрить в египетское общество западные концепции предприняла Джихан Садат, жена президента страны Анвара Садата. Тогда ее призывы не нашли отклика в обществе – отчасти из-за того, что считалось бесполезным копирование достижений западной цивилизации, а отчасти – из-за недовольства политикой ее мужа.
Вследствие высоких темпов естественного прироста населения и успехов медицины в снижении младенческой и детской смертности доля молодежи в общей численности населения увеличивается быстрыми темпами, и в 2000 дети и подростки в возрасте до 15 лет составляли 35% населения. Однако социальные и экономические возможности молодого поколения египтян резко ограничены. Поэтому в 1970-е – начале 1980-х годов стал обычным выезд молодых мужчин на работу за границу, главным образом в нефтедобывающие арабские государства.
Экономические реформы 1990-х годов открыли новые перспективы для предприимчивой части молодежи. Выпускники университетов устраиваются на работу в сфере престижного туристического бизнеса и на предприятия частного сектора. Им предлагают работу в компьютерных фирмах, торговых компаниях, рекламных агентствах, посреднических организациях, банках, финансовых и других компаниях, которые обслуживают бурно развивающуюся капиталистическую экономику. Молодежь с высшим образованием составляет среднее звено управления в сфере услуг. Значительная часть молодежи находит работу в неформальном секторе экономики.
Правительство Египта ввело в действие всеобъемлющую программу социального обеспечения, включающую медицинское страхование, выплату пособий по безработице и пенсий по выслуге лет. Но эти блага распространяются лишь на служащих и рабочих, занятых в государственном секторе экономики. Закон не требует, чтобы владельцы мелких частных фирм занимались социальным обеспечением своих сотрудников.
В Египте не существует государственной программы по оказанию помощи неимущим гражданам. После окончания Второй мировой войны правительство пошло на субсидирование таких основных потребительских товаров, как продукты питания, топливо и хлопчатобумажные ткани. Субсидируемые товары и продукты реализуются через государственную систему кооперативов, в которую имеет доступ любой египтянин, независимо от уровня доходов. Каждый гражданин страны имеет специальные книжки на нормированные товары. Начиная с конца 1970-х годов под давлением международных финансовых организаций правительство пошло на сокращение ассортимента и количества субсидируемых продуктов и товаров, что должно было привести к сокращению бюджетного дефицита и облегчить выплату внешнего долга.
В 1991 правительство объявило о формировании социального фонда развития (СФР). Этот фонд предназначался для создания системы социальной защиты части населения, наиболее пострадавшей от экономических реформ. СФР осуществляет свою деятельность в сфере общественных работ, развития предприятий и переподготовки кадров. Все эти инициативы направлены на создание рабочих мест и повышение уровня жизни египтян, не приспособленных к условиям конкуренции.
Основные влияния и традиции. Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, от завоевания Египта Александром Македонским (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.
Некоторые представители египетской интеллигенции и политические деятели, здраво оценивая отсталое экономическое и военное положение страны, возлагали надежды на то, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению темпов экономического развития и культурному возрождению. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского историка и литературоведа Тахи Хусейна (1889–1973) Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.
В конце 19 в. лидер исламского модернизма и египетский общественный деятель Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. Абдо ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, Абдо пытался реформировать мусульманское судопроизводство и программу обучения в исламском университете аль-Азхар в Каире.
Наиболее известный ученик Абдо – религиозный и общественный деятель Мухаммед Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Рида возглавил движение, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся в 1920–1930-е годы далеко за пределы Египта. Рида начинал просветительскую деятельность с пропаганды учения Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте опирается на идеи Рида и его соратников.
Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе обязательно для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Учеба в университетах бесплатная. К 1991 все без исключения дети получали начальное образование (в 1970 – 72%). В 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты. В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологии.
Крупнейшие университеты – Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.
Египет является центром возрождения традиций арабской литературы. В конце 19 в. иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, литературная критика, новые открытия в науке, – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы.
Старейшая газета Египта, выходящая до настоящего времени, «Аль-Ахрам» («Пирамиды», тираж ок. 900 тыс. экз.), была основана в 1875 в Александрии. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и Садате осуществлялась жесткая цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Пресса пользовалась большей степенью свободы, чем в других арабских государствах. Ежедневные общенациональные газеты Египта издаются большими тиражами: «Аль-Гумхурия» («Республика», 650 тыс.), «Аль-Ахбар» («Новости», 980 тыс.). Три ведущие газеты имеют также еженедельные выпуски. Большой популярностью пользуются общественно-политический и литературный еженедельник «Роз эль-Юсеф» (выходит с 1925), социально-политический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»). Все политические партии имеют свои еженедельные издания.
Первые современные арабские повести и романы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам роман стал популярным жанром египетской литературы. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и романа, как Нагиб Махфуз (р. 1911), Абд ар-Рахман Шаркауи (аш-Шаркави, 1921–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). В самом известном литературном произведении Махфуза, вышедшем в 1956–1957, – трилогии Бейн аль-Касрейн, Каср аш-Шоук и Ас-Суккарийа (названия старых кварталов Каира), – описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованной Шаркауи в 1954 повести Земля описана жизнь крестьянской бедноты и ее борьба за человеческое достоинство. Признанным новелистом является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях внимание акцентируется на социальных и сексуальных табу исламского общества. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого при правлении Абдель Насера был запрещен за критику режима, и Яхья ат-Тахер Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм деревенской жизни Верхнего Египта.
С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Хусейн Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Мухаммед Теймур (1892–1921). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур (1922–1987) являются авторами сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.
Тевфик аль-Хаким известен также как романист и поэт. Его роман о событиях революции 1919 Возвращение духа (1933) был одной из любимых книг Насера. Оживленные дискуссии вызвало политическое эссе Тевфика аль-Хакима Возвращение понимания (1974), которое представляло собой одну из первых публикаций, содержащих критику ошибок Абдель Насера.
Основанный в 1863 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. В Музее исламского искусства в Каире (основан в 1880) собрана уникальная коллекция. В Коптском музее в Каире хранится самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Музея греко-римских древностей. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб), созданная как библиотека египетских хедивов (турецких правителей) в 1870, располагает более 1,5 млн. единиц книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25% – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. В исламском центре аль-Азхар собрана богатая библиотека по исламистике, насчитывающая 22 тыс. рукописных изданий.
В стране функционируют примерно 30 национальных и иностранных научных обществ и ок. 20 египетских исследовательских институтов, занимающихся всесторонним изучением различных аспектов жизни древнего и современного Египта. Всемирно известны такие научные центры, как Египетское научное общество политической экономики, статистики и юриспруденции, Географическое общество Египта, Французский институт археологии Востока и Американский исследовательский центр в Египте.
Важную роль в научной жизни страны играют также Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам, Каирский институт по изучению проблем прав человека, Центр имени Ибн Хальдуна по изучению проблем экономического развития, Центр исследований и обучения Аль-Мишкат, Центр по изучению документации, экономики и права, Центр по изучению развивающихся стран при Каирском университете.
Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала проводником идей Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение принадлежат государству. В середине 1990-х годов в стране вели передачи ок. 60 радиостанций и действовали ок. 50 телевизионных каналов.
Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал повесть Шаркауи Земля, в фильме Станция Каир показал жизнь городской бедноты, а в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Последние фильмы мастера – Птицы и Прощай, Бонапарт менее прямолинейны. Известны работы таких кинорежиссеров, как Хенри Баракат, Мухаммед Хан, Салах Абу Сейф и Атеф Эль-Тайиб.
Самый популярный вид спорта в Египте – футбол. Наиболее сильными считаются каирские футбольные команды «Ахли» и «Замалек».
Основные египетские праздники носят религиозный характер. Когда наступает ид аль-фитр, «малый праздник», египтяне трехдневным застольем отмечают окончание поста в лунном месяце рамадан. Ид аль-адха, «большой праздник», знаменуется четырехдневным застольем во время ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Красочные процессии в Каире проходят во время маулюда – дня рождения пророка Мухаммеда. К основным коптским праздникам относятся Рождество (7 января), Крещение (19 января), Благовещение (23 марта) и Пасха. Популярный весенний праздник шамм эн-насим отмечается в первый понедельник после Пасхи. Он сохранился еще со времен фараонов и, будучи общим праздником для мусульман и коптов, символизирует национальное единство Египта. Официальные праздники: 18 июня – День республики и День независимости, 23 июля – День революции (1952, национальный праздник), 6 октября – День форсирования (преодоление Суэцкого канала египетскими войсками во время войны в 1973), 23 декабря – День победы (эвакуация англо-французских войск из зоны Порт-Саида в 1956).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/