Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. 20 века
План-конспект урока Истории
Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века
Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века.
Обучающая задача:
повторить, закрепить и обобщить материал по теме “Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века”.
Развивающая задача:
развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствовать навыки логического мышления, образной речи.
Воспитательная задача:
воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношение к украинской истории.
Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в форме пресс-конференции.
Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадывание кроссворда, аналитический метод.
Средства обучения: портреты диссидентов; плакат “Демократические процессы в современном государстве”; таблички с названиями телеканалов, изданий периодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом “Имена диссидентов”; диск с записью фрагмента песни группы “Океан Эльзы”, плакат с высказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого.
План урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Повторение и закрепление изученного материала.
Игра “Цепочка ассоциаций”.
Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.
Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.
IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их (Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку? Хорошо, садитесь.).
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.
Слово учителя. Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины.
Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет и человечество в целом”. (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказыванием историка). Согласны ли вы с этим?
Тема диссиденства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции.
Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить, уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: “Диссидентское движение против “советского Левиафана” — поражение или победа?”.
В библейской мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг... На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить.
Пресс-конференция объявляется открытой!
III. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Игра “Цепочка ассоциаций”.
Слово учителя. Наша пресс-конференция – не совсем обычная: сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на поставленный нами вопрос.
Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку “Цепочка ассоциаций”: по предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения.
Игра:
Ассоциация № 1
Включается музыкальный фрагмент песни “А за вікном майже весна...” группы “Океан Эльзы”.
Ассоциация № 2
Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенции советского времени:
“Сюрреализм – это то, что я чувствую;
реализм – это то, что я вижу;
соцреализм – это то, что я слышу”.
Ассоциация № 3
Внимание учеников обращается на плакат “Демократические процессы в современном государстве”, где перечислены признаки демократического общества.
Ассоциация № 4
Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.
...Школьная линейка перед рождественскими праздниками. Выступает представитель администрации: “Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, но только не говорите, из какой вы школы!...”
Ассоциация № 5
Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург.
Слово учителя. На какие же мысли натолкнули вас предложенные ассоциации? Какое слово ключевое?
(Ответ: № 1 – весна; №2 – принцип соцреализма в культуре; № 3 – отсутствие демократии в советский период; №4 – атеизм; №5 – повесть И. Эренбурга “Оттепель”. Ключевое слово – “оттепель”.)
Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.
Слово учителя. Действительно, период “оттепели”, который был основным содержанием десталинизации, способствовал духовному обновлению в жизни общества; как почки на деревьях, возникали произведения представителей интеллигенции, в которых просматривалась попытка расширить “границы соцреализма”, ответить на замалчиваемые вопросы...
У кого из присутствующих есть вопросы по этому поводу?
Корреспондент газеты “Голос України” (XXI век):
– У меня вопрос к известному адвокату 70–80-х годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?
Адвокат (70–80-е гг. XX века):
– Я думаю, слово “оттепель” очень точно отражает общественные процессы, происходящие в СССР, а значит, и в Украине с приходом к власти уникального, сложного по характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова.
Я прекрасно помню тот шок, который вызвали у меня сообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления сталинских времен. Это дало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине это произошло даже чуть раньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма в культуре стала статья А. Довженко в “Литературной газете” – “Искусство живописи и современность”.
Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы – так называемые “шестидесятники”.
Таким образом, среди причин появления украинского диссидентства можно назвать следующие:
1. Десталинизация;
2. Реабилитация многих культурных и государственных деятелей Украины;
3. Нерушимость основ властных структур;
4. Критическое отношение к коммунистическому режиму, недовольство незавершенностью десталинизации;
5. Интерес к украинской культуре и культуре стран Запада.
Особенностью украинского диссиденства можно считать то, что это было общеукраинское явление, охватывающее все регионы Украины.
Так же, как и в других республиках СССР, украинские диссиденты характеризовались:
– мирными, ненасильственными формами протеста;
– четкой организацией (кружки, объединения);
– участием в оппозиционном движении самых разных слоев населения.
“Шестидесятники” в своем развитии прошли стадии от “этнографической”, “культурно-просветительской” до стадии “политического противостояния системе”.
...Это были яркие личности...
Подруга художницы Аллы Горской (советское время):
– Но это все слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моей подруги, прекрасного человека, талантливой художницы. Это Алла Горская.
Она сама украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них в семье говорили по-русски. Учиться она уехала в Киев, в художественный институт, где организовала клуб творческой молодежи.
Однажды у Аллы и ее единомышленника, художника Опанаса Заливахи, возникла идея создать необычный, монументально-декоративный витраж в вестибюле Киевского университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко в виде Прометея. Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964 года витраж был разбит...
Алла была исключена из Союза художников Украины за “идейно вредное” произведение. А в 1970 году Горская погибла при загадочных обстоятельствах: ее нашли убитой на даче ее свекра, в подвале. Следствие установило, что свекор убил ее, а сам бросился под электричку... Но позже стало ясно, что к гибели Аллы причастны органы КГБ.
Когда хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийно возникла акция протеста, выступали разные люди, знавшие ее. Над могилой Горской Василий Стус прочитал стихи, а потом выступил украинский хор “Гомін”.
Хор сразу же был распущен... Василий Стус арестован...
А что касается художника Опанаса Заливахи – он еще в марте 1966 года был осужден на пять лет сурового режима...
Корреспондент газеты “Комсомольская правда в Украине” (XXI век):
– Я хочу обратиться к сторожу библиотеки Академии наук УССР: что вы знаете о пожаре в фонде украинских рукописей?
Сторож киевской публичной библиотеки Академии наук УССР:
– В тот день, 24 мая 1964 года, я, как обычно, заступил на смену. Все проверил, не обнаружил ничего подозрительного и сел отдохнуть. Я вспомнил, как два дня назад проходил мимо памятника Шевченко и стал свидетелем празднования шевченковских дней: люди читали стихи Тараса Шевченко, пели украинские песни, ведь именно в этот день в 1861 году гроб с телом Шевченко был перевезен из Петербурга в Канев. Но то, что я увидел потом, меня поразило… Площадь оцепила милиция, люди из КГБ; многие были арестованы… Я сидел, размышляя над всем этим и вдруг почувствовал запах гари. Когда я бросился туда, то увидел, что горит фонд украинских рукописей! Как это могло произойти? Не знаю… Так и не удалось ничего спасти… Но этот случай вызвал широкую волну протестов среди украинских диссидентов…
Журналист телеканала “Интер” (XXI век):
– У меня вопрос к человеку, входившему в Украинский рабоче-крестьянский союз. Организатор вашего союза – Левко Лукьяненко – жив до сих пор, он известный человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас: что вы можете рассказать о “Деле юристов” и судебном процессе, проходившем во Львове в 1961 году?
Заведующий клубом, входивший в УРКС (советское время):
– Как вы сами знаете, Левко Лукьяненко – блестящий юрист, неутомимый борец за права украинцев и возрождение украинской культуры, родом с Черниговщины. В 1959 году он организовал Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), сразу же ставший объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это и понятно, ведь УРКС был единственной организацией, добивавшейся независимости Украины. Хотя, если подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции, которая гарантировала каждой нации право на самоопределение, вплоть до отделения. Вот мы и решили воспользоваться этим правом. Но был в нашей организации некий Ващук – слушатель областной партийной школы, оказавшийся провокатором КГБ.
Вскоре было заведено “Дело юристов”, суд состоялся в мае 1961 года, во Львове. Нас обвиняли по статье 56 “Измена Родине”, а когда Левко Лукьяненко объяснил следователю, что мы действовали в рамках Конституции, следователь ответил: “Конституция существует для заграницы!”
...Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальным дали от 10 до 15 лет лагерей. Уже потом, после кассационных жалоб, смертный приговор Левку Лукьяненко был заменен на 15 лет заключения в лагерях...
Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век):
– У меня вопрос к известному адвокату 70–80 годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?
Советский прокурор (60–70-е гг. XX века):
– Я хочу дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаются права человека. Как вы слышали, Лукьяненко, возглавлявший антисоветскую националистическую организацию с целью создания “самостийной Украины”, был приговорен к смертной казни. Но гуманный советский суд заменил смертный приговор 15 годами исправительных работ. Но вместо благодарности Лукьяненко вместе с сообщниками распространяют возмутительную “самиздатовскую” литературу о нашем советском строе через зарубежных агентов по радиостанции “Свобода”.
Я думаю, он все-таки заслужил смертный приговор, так как абсолютно не исправился, более того – вошел в новую антисоветскую группу диссидента Николая Руденко.
Корреспондент газеты “Аргументы и факты” (XXI век):
– Не так давно в Украине умер известный диссидент-правозащитник Николай Руденко, организатор Украинской хельсинской группы содействия выполнению хельсинских соглашений (УХГ). Что вы можете рассказать об этой группе?
Историк, входивший в УХГ:
– Когда СССР подписал в августе 1975 года в Хельсинки документ о соблюдении гражданских прав и свобод своего народа, повсеместно стали возникать легальные группы с целью контроля за соблюдением прав человека.
Первый Хельсинский комитет был основан в Москве в мае 1976 года, потом подобные объединения возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября 1976 года по инициативе Николая Руденко в Украине была создана группа способствования выполнению Хельсинских соглашений (УХГ), куда вошли Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко, Олекса Тихий, Петр Григоренко, Святослав Караванский и другие, всего 36 человек.
Целью УХГ было: ознакомить украинский народ с Декларацией прав человека, поддерживать связь с зарубежной прессой, информировать мировую общественность о фактах нарушения прав человека в Украине.
В СССР действовало еще пять подобных групп, среди которых УХГ была самой активной. Главное то, что она действовала в рамках закона и относилась с глубоким уважением к людям других национальностей.
Но все это не помешало советской системе учинить погром УХГ: до 1980 года большинство членов УХГ были арестованы и осуждены в среднем на 12 лет лишения свободы...
В лагерях погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий, Ю. Литвин.
Представитель телеканала “1+1”, программа “Иконостас” (XXI век):
– Несмотря на эти трагические факты, инакомыслие в Украине не исчезало. Меня интересуют причины и деятельность еще одного течения несогласных – религиозного диссиденства?
Работник музея (70–80-е гг. XX века):
– Причиной появления религиозного диссиденства была антирелигиозная кампания конца 50-х – начала 60-х годов.
В течение 1957–1964 годов в Украине было закрыто 46% всех православных храмов. Причем больше пострадала не Западная Украина, где церковные традиции были очень прочные, а центр и юго-восток Украины, где люди особо не сопротивлялись.
В Крыму осталось 14 храмов, а в Запорожской области – всего 9.
Я терпимо отношусь и к верующим, и к атеистам – это личное дело каждого. Но зачем же навязывать свое отношение к религии?
...Особенно пожилые люди страдали, ведь для них молитва, икона были смыслом жизни (не для всех, конечно...).
Ну а в Западной Украине не терпели. Там же подпольно существовала греко-католическая церковь – УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создал Комитет защиты УГКЦ, его поддерживал представитель православного духовенства Василий Романюк. Да... Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну вы же сами видите, что они не зря старались – ведь в XXI веке – свобода вероисповедования.
Корреспондент газеты “Зеркало недели” (XXI век):
– Так победили диссиденты или проиграли? Канадский историк Орест Субтельный (его семья родом из Украины) четко написал в книге “Украина. История”: “Диссиденты проиграли”. Может, и правда никому такие жертвы не были нужны?
Литератор (70-е гг. XX века):
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие диссиденты говорят, что они “не боролись, а просто жили”, а жизнь – это уже победа.
Слово учителя. Давайте вспомним о цели диссидентского движения: открыть возможности для свободного развития украинской культуры, обеспечить гражданские права украинцам. То, что сегодня мы живем в независимой Украине, наверное, смогло произойти и благодаря диссидентскому движению.
Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.
Слово учителя. А теперь – для всех участников конференции – эксклюзивный кроссворд “Памятные имена диссидентов”. Давайте попробуем разгадать кроссворд и еще раз вспомним имена людей, не побоявшихся бросить вызов существующему строю.
1. Один из “шестидесятников”, поэт-переводчик, издавший 1000-страничный “Словарь рифм украинского языка”, активно выступал против арестов украинской интеллигенции. Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет. (Караванский)
2.Диссидент, которому смертная казнь была заменена 15-летним заключением. (Лукъяненко)
3. Фамилия украинского писателя, подвергшегося гонениям за произведение “Собор”. (Гончар)
4. В конце 1950-х годов в Харькове вокруг этого российского поэта образовался кружок передовой творческой молодежи (подобные кружки были в Киеве – “Спутник”: И. Драч, Е.Сверстюк, А. Горская и др.; во Львове – “Пролисок” во главе с М. Косовом). А в брежневские времена этот человек считался “неудобным” поэтом. (Чичибабин)
5. Фамилия украинской поэтессы, писавшей красивые, но непонятные многим стихи. (Костенко)
6. Этот человек имеет непосредственное отношение к фильму “Тени забытых предков”. (Параджанов)
7. Фамилия человека, издававшего “самиздатовскую” литературу. Он также выпустил сборник материалов о судьбе 20-ти осужденных интеллигентов “Лихо з Розуму”. Его называли “лагерный генерал”. (Черновил)
8. Фамилия одного из самых активных борцов за права греко-католической церкви в Украине, бывший узник лагерей и “спецпсихушек”. (Тереля)
9. Идеалом этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизнь он закончил в лагере особого режима... (Стус)
10. Человек, отказавшийся от своих взглядов, автор работы “Интернационализм или русификация?”. (Дзюба)
11. Фамилия активного правозащитника-диссидента, арестованного за эссе “Моисей”, “Хроника сопротивления”, “Репортаж из заповедника им. Берии”. (Мороз)
12. Основатель Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004 году. (Руденко)
Слово учителя. Ключевое слово кроссворда – тоталитаризм, так как опыт диссиденства – это опыт существования человека в несвободной стране.
Обратимся еще раз к словам Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет человечество в целом”.
IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.
Слово учителя. Наша конференция завершилась. Всем нам есть о чем поразмыслить...
После выступления и участия детей на уроке, их деятельность оценивается. Выставляются баллы. (Сегодня вы очень хорошо поработали, все ребята были задействованы и никто не остался без внимания. Я считаю, что мы всем сегодня должны поставить оценку отлично.)
V. Домашнее задание.
Подготовиться к тематическому оцениванию по теме “Украина в послевоенный период 1945 – 1964 гг. ”
По желанию написать статью-размышление “Кто же победил: власть или диссиденты?”