Отец медицины, философ - Гиппократ
Российский государственный медицинский университет
Реферат
По дисциплине: философия.
По теме: “Гиппократ”
Выполнила:
Евсеева Людмила
Факультет: педиатрический
Курс: 1
Проверил:
г. Москва
2008
План:
1. Введение.
2. Детство и юность.
3. Образование.
4. Путешествия.
5. Гиппократ- философ:
5.1 Анатомия.
5.2 “О природе и человеке”.
6. Авиценна о Гиппократе.
7. Медицинские сочинения Гиппократа:
7.1 “Афоризмы”.
7.2 “Переломы”. “Раны головы”. “Вправление сочленений”.
7.3 “Артрит”. “Рак”. “Саркома”. “О женских болезнях”.
7.4 “Эпидемии”.
7.5 “Прогностика”. “ О темпераментах ”.
7.6 “Диета в острых болезнях”.
7.7 “О воздухе, воде и местности”.
7.8 “Гимнастика, физические упражнения, спорт, труд”.
7.9 “Прежде всего – не навреди!”.
8.0 “Клятва Гиппократа”.
9.0 “Гиппократу, нашему целителю и благодетелю”.
10.0 Литература.
Гиппократ.
В мире не найдётся человека, не слышавшего о “Клятве Гиппократа”.
Но, мало кто интересовался, что за человек написал текст, который произносили, не одну эпоху, деятели медицины, приступая к исполнению своего святого долга, на благо людей.
Наша цель не только раскрыть Гиппократа, как личность, но и заглянуть в тайны медицины древней Греции.
Гиппократ – в переводе с латинского языка Hippocrates, а в переводе с греческого языка – Иппократис, древнегреческий врач, Отец медицины, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
Гиппократ родился в 460 года до нашей эры в городке Меропис на острове Кос – юго-восток Эгейского моря. Он относится восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимающемуся медициной.
Историками удалось обнаружить некоторые исторические документы, рассказывающие о детстве и юности древнегреческого врачевателя, но этих сведений не достаточно, чтобы раскрыть характер молодого Гиппократа.
Потомкам остались лишь предания, рассказы, легенды, повествующие его биографию. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем.
Отец Гиппократа - Гераклид, мать – акушерка Фенарета.
Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.
Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще, будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача.
Современники Гиппократа отмечали его гениальную наблюдательность, прозорливость, интуицию и логичность умозаключений. Все выводы его были основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения.
Именно в этом возрасте получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача.
Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания и усовершенствовать искусство врачевания, приобрести новые навыки, отправился в Египет. В разных странах он не только изучал медицину по практике местных врачей, по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа, но и собирал и систематизировал его.
Объездив Грецию, Малую Азию, побывав в Ливии и Тавриде, Гиппократ, познав разные школы врачевания, познакомившись с их методами, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.
Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.
Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.
Он вывел медицину из темного эмпиризма – учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему.
Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.
Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных. Конечно, это не давало возможности, при всей врачебной наблюдательности Гиппократа глубоко изучить анатомию человека, в связи, с чем многие сведения его не соответствовали истинным знаниям. Тем не менее, Гиппократ уже знал о наличии желудочков в сердце, о крупных сосудах. Уже в те далёкие времена он понимал, что психическая деятельность человека связана с мозгом.
В соответствии с взглядами древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную же роль в организме человека играют четыре жидкости.
В книге «О природе человека» он так же выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты (слизь), желтой и черной желчи. Этим жидкостям он придавал животворную силу, определяющую здоровье. Говоря о их значимости в жизни человека Гиппократ так представлял своё суждение об этом: … “из них состоит природа тела, и через них оно болеет, и бывает здоровым”. Это были ещё примитивные взгляды на функцию организма, но в них уже отражались зародышевые знания о физиологии человека. Организм Гиппократ представлял как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от определённого соотношения выше упомянутых жидкостей. Если их соотношение изменялось, и нарушалась пропорция гармоничного их сочетания, наступала болезнь. Если же все жидкости находятся в организме в состоянии гармонии и “…соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества”, то человек здоров. Это были первые предпосылки теоретического осмысления болезни и здоровья, которые явились отправным моментом в изучении этих сложнейших медицинских проблем.
Учения Гиппократа, как в области философии, так и в области медицины, вызывало огромный интерес и оказало большое влияние на представления гениальных умов, выдающихся деятелей медицины последующих эпох.
“Авиценна открыл новую тетрадь записей:
Греция… Опыт Книдской, Кносской, Сицилийско-Кротонской школ.
Знания их обобщены в Гиппократовском сборнике – конгломерате разных авторов разных времён.
Гиппократ ценен для Ибн Сины хирургией, стремлением к установлению общего диагноза, принципом лечения противоположным, а так же лечением язв, ран, свищей.
Изучает Ибн Сина и все виды повязок: круговые, спиральные, восходящие и так называемую ромбовидную шапку Гиппократа.
Особенно заинтересовало Ибн Сину учение Гиппократа о формировании человека внешней средой, о природном происхождении психических складов людей, о единстве природы и человека”.
“Люблю Гиппократа”, – подвёл итог Авиценна, – “но надо всё проверить”,
Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и всё своё состояние, исчисляемое в 50 тысяч лир.
Сегодня нам не надо проверять истинность трудов Гиппократа, тысячелетняя практика сама подтвердила гениальность его теорий.
Гиппократ признан родоначальником медицинской науки.
Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом “Гиппократовском сборнике”, Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В “Гиппократовский сборник” вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины.
“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.
“Завтрак съешь
сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”.
По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому
ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего
неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.
“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.
“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.
“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.
“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.
В трудах Гиппократа, в его “Афоризмах”, можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по диете ребёнка. Но греческая медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития не оставила систематизированного изложения сведений о ребёнке.
В трудах Гиппократа: “Переломы”, “Раны головы” “Вправление сочленений” подробно излагаются хирургические заболевания и их лечение, операции на различных органах. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов.
Ознакомившись с данными трудами, можно сделать вывод, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко,
Большой интерес представляют высказывания Гиппократа о хирургии:
“Для желающих посвятить себя хирургии необходимо широко практиковаться в операциях, ибо для руки практика – лучший учитель”.
И тут же добавлял “Когда же имеешь дело со скрытыми и тяжёлыми болезнями, то здесь… нужно признать нужно, призвать на помощь размышление”.
Разные приемы перевязок, разработанные Гиппократом, имеющие место и в перевязочной хирургии нашего времени:
Круговая повязка - это наиболее простая форма бинтовой повязки. С неё начинают и ей заканчивают повязку, реже её применяют как самостоятельную повязку на участках тела цилиндрической формы.
Повязка спиральная может закрывать значительную часть тела, производя на неё равномерное давление, поэтому её применяют при серьёзных ранениях живота, груди, конечностей.
Возвращающаяся повязка, или так называемая “шапку Гиппократа” бинтовая повязка для закрытия свода черепа. Это довольно сложная повязка, её наложение требует специальных навыков.
В трудах Гиппократа упоминается о применении сухих повязок, повязок, смоченных вином, растворами квасцов, а также мазевых повязок с растительными маслами.
Для остановки кровотечения Гиппократ рекомендовал придавать высокое положение повреждённой конечности. Этот приём применяется и в настоящее время при венозном кровотечении, например при разрыве варикозно - расширенных вен нижних конечностей.
Гиппократ впервые
описал картину острого воспаления суставов.
Он ввёл термин “артрит”, образовавшиеся от слияния греческого слова “артрион” –
сустав и окончания “ит”, указывающее воспалительный характер изменения в
суставе.
Древние письменные документы Египта, Индии и Китая содержат упоминания о злокачественных опухолях у людей.
Большой вклад в развитие древней онкологии внёс Гиппократ.
Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы.
Термин “саркома” Гиппократ предложил для мясистых опухолей, заметив внешнее сходство некоторых из них с рыбьим мясом.
Необходимо отметить, что эта терминология используется в медицине по настоящее время.
В трудах
Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии.
Одна из глав называется “О женских болезнях”. В этой главе Гиппократ описывает
симптомы и диагностику смещений матки, воспаления матки и влагалища. Он
рекомендует и некоторые хирургические вмешательства в гинекологии – удаление
опухоли их матки с помощью щипцов, ножа и калёного железа.
При выборе методов терапии Гиппократ не только применял местное лечение, но и считал необходимым воздействовать на весь организм.
“Эпидемии” – Сочинения Гиппократа в двух томах.
Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина.
За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почётным гражданином Афин и увенчали золотым венком.
Сочинение Гиппократа “Прогностика”, является доказательством наблюдательности гения медицины Гиппократа.
В нём подробно описан длинный ряд симптомов во время течения болезни, на основании которых можно делать благоприятное или неблагоприятное предсказание относительно исхода заболевания.
Гиппократ уже и тогда знал симптомы многих заболеваний, которые и в настоящее время актуальные для постановки диагноза и прогноза заболеваний.
Внимательно наблюдая за течением болезней, он выделил разные периоды в течении болезни. Особое внимание уделял острому лихорадочному периоду, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома, болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.
При обследовании больного Гиппократ уже тогда применял такие методы обследования, как постукивание, выслушивание, ощупывание, хотя, конечно, в самой примитивной форме. Он прощупывал селезёнку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах, каковы их ткани на ощупь – жесткие, рыхлые.
Гиппократом обстоятельно изучены характер выделений (мокрота, экскременты и пр.), при разных формах болезней.
Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное Гиппократом на изучении аналогичных случаев и примеров, сделало его знаменитым врачом, и он при жизни приобрёл большую славу.
Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья.
Важно отметить, что Гиппократ и “гиппократики” учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда они выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного. А это означало – в процессе лечения необходим индивидуальный подход, диета, лекарства, и их дозы, режим, продолжительность лечения – всё должно быть в каждом отдельном случае особым, специфичным, целесообразным именно для данного положения.
На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи являются основоположниками клинической медицины.
По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду.
Заострившийся нос, впалые щёки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствует о близкой смерти больного. И теперь ещё такая картина называется “Гиппократовым лицом”.
При осмотре лица Гиппократ обращал внимание на губы: синеватые, обвисшие, холодные губы предвещают смерть.
Красный и сухой язык - есть признак тифа. Когда язык, в начале болезни, точечный, а затем переходит в красноватый и багровый цвет – жди беды.
В трудах
Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены
представление о целостности организма; установлены стадии развития болезней; индивидуальный
подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии,
прогнозе, темпераментах (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).
По мнению Гиппократа, все люди делились на четыре типа по своей конституции и
поведенческому характеру. Если в организме преобладало количество крови, то
такой человек относился к сангвиникам. Избыток желтой желчи характерен для
холериков, а слизи для флегматиков. Большая концентрация чёрной желчи
характерна для меланхоликов.
Конечно, с точки зрения современного уровня развития медицинской науки данная
концепция взглядов выглядит наивно и, на первый взгляд не заслуживает внимания.
Однако и здесь мы обращаем внимание прежде всего на то, что Гиппократ, исходя
из уровня своих медицинских знаний и уровня развития философии того времени,
сделал важную попытку дать объяснение многообразию типов человеческого
организма и их зависимости от внутренней среды.
С именем
Гиппократа соединяют учение о темпераментах, которое, однако, в его сборнике не
изложено, но продолжают жить в современном языке. Но не в характеристиках самих
этих типов категоричный смысл учения Гиппократа – Галена. За конкретными
(психической и физической) оболочками этого учения просматриваются некоторые
общие принципы, используемые современными исследователями.
Древнюю теорию темпераментов отличала ещё одна особенность. За основные
элементы организма принимались жидкости “соки”. Эту точку зрения принято
называть гуморальной (от греческого – жидкость).
В сочинении “Диета в острых болезнях”, Гиппократ положил начало рациональной диететике и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, что впоследствии было забыто. Рассматривая диету, как дополнительный метод в лечении, Гиппократ с этой целью установил диеты применительно к формам болезней – острым, хроническим, хирургическим.
Его метод с успехом использован и, доработанный с использованием новых научных знаний, используется в современном “Лечебном питании”.
Работы Гиппократа “О воздухе, воде и местности” содержат многолетние наблюдения над распространением болезней в зависимости от воздействия на организм внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды, загрязнённого воздуха. Результат долголетних наблюдений – физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. “Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим себя и которым мы живём” – писал он.
В отличие от своих предшественников, Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды.
Учение о профессиональных болезнях имеет давнюю историю. В глубокой древности, ещё до новой эры, внимание отдельных философов и врачей было обращено на высокую смертность горнорабочих.
В древнегреческой и римской литературе VI – IV веков до нашей эры в трудах Аристотеля и Лукреция приводятся случаи тяжёлой болезни рабочих серебряных рудников.
Гиппократ же обратил внимание на высокую смертность горнорабочих. Он впервые указал на вредность свинцовой пыли, составил даже перечень свинцовых профессий того времени и описал клинику “свинцовых колик”. Однако все эти описания были единичными и отрывистыми.
В сочинениях “О природе человека” приведены сведения по климатическим условиям разных стран. Обстоятельно и полно изучено влияние метеорологических условий местности острова на возникновение, в зависимости от этих условий, болезней.
Гиппократ чётко проводит мысль о том, что географические условия и климат оказывают влияние на обычаи, нравы, здоровье, поведение человека, его темперамент. В этой работе он писал: “Туземцы приписывают причину этого богу и людей этого рода почитают и уважают, боясь всякий за себя. Мне и самому эти болезни кажутся божественными, как все прочие, и одна из них не божественнее и не человечнее другой, но все одинаковы и все божественны. Однако каждая из них имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы”. Здесь речь идёт о конвульсиях, астмах, евнушестве у скифов. Это было великое открытие Гиппократа, когда он оторвал болезни от бога, хотя еще и в наше время есть такие “проповедники”, которые пытаются, чуть ли не все болезни связать с прегрешениями перед богом.
Гиппократ – один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате “Священной болезни” – так древние греки называли эпилепсию, доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами.
Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки
Гиппократ делит причины болезней на два класса. К первому классу он относил болезни, вызванные общим вредным влиянием со стороны климата, почвы, наследственности. Ко второму классу были отнесены болезни, связанные с “личными” условиями – условиями жизни и труда, питания (диеты), от возраста. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков – здоровье.
Большое значение, в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”… “Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм ”.
Гиппократ придавал большую значимость труду, считая, что “лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки ”.
Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечёт нездоровье. И наоборот – устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни.
Отец медицины осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности, Этот принцип не утратил своей значимости до наших дней.
Даже краткое ознакомление с выдающимися сочинениями отца медицины, позволяет нам констатировать – какой бесценный материал собран им в течение жизни и оставлен своим ученикам.
В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения:
не вредить больному; противоположное – лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.
Так об использовании первой заповеди писал отец хирургии Амбруаз Паре.
Рутина и косность всегда отличались жизнестойкостью. Амбруаз Паре не сразу удалось уговорить коллег в том, что от предложенной им смеси гораздо больше проку, чем от традиционного бальзама. Однако, у Паре был великий союзник – Гиппократ. “Прежде всего – не навреди!” – гласит одна из его бессмертных заповедей. Паре действовал в соответствии с ней. “Лечение, –втолковывал он, – не должно быть причиной новых страданий. Лечебный фактор должен не только устранять основное заболевание, но и облегчить страдание, вызванное им, а не увеличивать его”. Так зарождалась идея противошоковой терапии Паре.
“… Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро”, – горечь и страдание врача –гуманиста слышаться в этих словах Гиппократа. И хотя они были сказаны в V веке до нашей эры, положение, в принципе не менялось до середины XIX века, начала развития анестезиологии.
Труды Гиппократа насыщены врачебной мудростью. Их следует вдумчиво изучать, так как они не потеряли своего значения и для нашего времени. “Искусный врач, прежде чем взяться за дело” – пишет Гиппократ - ожидает, пока не отдаст себе ясного отчёта в свойстве страдания и старается лечить скорее предусмотрительно, чем с безумной отвагой скорее нежно, чем прибегая к насилию”.
Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.
Многие деятели науки “новейшего времени” – Гален, Галлер, Грунерт, Гезер, Литре, Ковнер, исследуя сочинения Гиппократа, высказали свои предположения, что некоторые из 72 приписываемых ему принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Галлен признавал за подлинные 11 сочинений, Геллер – 18 сочинений, Ковнер считал подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.
Но не стоит забывать, что Гиппократ жил в эпоху, когда высокие нравственные идеалы, стремление к получению знаний, и передаче полученных знаний другим были нормой. А заслуга Гиппократа, не в количестве написанных сочинений, а в том, что он сумел собрать огромный свод знаний древней Греции по медицине и систематизировать его в своём кодексе.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей “Клятва Гиппократа”, который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. И главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
“Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству”, - говорил Гиппократ.
Клятва Гиппократа является выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.
Гиппократ умер в 377 до нашей эры. На острове Кос ему установлен памятник. Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчёлы давали мёд, обладающий целительными свойствами.
Афиняне воздвигли ему железную статую с надписью : “Гиппократу, нашему целителю и благодетелю”.
Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален – божественным.
Высокое чувство ответственности перед человеком и обществом, постоянное совершенствование медицинских познаний и врачебного мастерства, внимательное и заботливое отношение к больному, сохранение врачебной тайны, соблюдение во всех своих действиях принципов морали – вот в чём клянётся сегодня врач.
Оценивая роль Гиппократа в истории медицины, следует отметить, что он значительно возвысился над своими современниками. Ему удалось преодолеть мистику, религиозность, антинаучное идеалистическое восприятие окружающего мира, тем самым открывая перед последующими поколениями широкие возможности для подлинного научного подхода к изучению человека
Клятва Гиппократа:
Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же и не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему, же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
О Гиппократе и «Гиппократовом сборнике» существует громадная литература.
В 1972 году был выпущен справочник – “Выдающиеся деятели медицины и хирургии”, где представлены двести славных имён, начиная с Гиппократа.
Из русских сочинений заслуживают особенного внимания: «Очерки истории медицины».
С. Ковнера выпустил в 1883 году в Киеве переводы «Гиппократова сборника» на новейшие языки, имеется несколько изданий.
На русский язык переведены книги «О древней медицине» и «Афоризмы».
Литература:
Л. Салладзе \ Ибн Сина Авицена\ Из-во лит. И искусства, 1983. 464с.
Здоровье \4.87\. Л.А. Дурнов, В.Е. Поляков \Опухоли у детей.\ С. 4.
В.И. Бодяжин, К.Н. Жмакин. \Гинекология для студентов мед. Ин-тов. 5-е \ изд. Т. М, 1984. – 462 с.
В.Г. Атаманова, Н.Н. Шаталов. \Профессиональные болезни \– М. Медицина 1982.
В.Ю. Островский \Борьба с болью, или человек на операционном столе.\ – Мю Знание. 1983. – 144.
С.Я. Чикин \Врачи-философы.\ – М.: Медицина, 1990, 384 с.
В.В. Кованов \Хирургия без чувств Очерки, воспоминания – М.: Сов. Россия, 1981. – 320 с.
М.С. Шойфет \100 великих врачей.\ М.: Вече 2004. – 528
А.П. Юрихин \Десмургия.\ - 3-е изд., стереотипн. – Л.: Медицина, 1984. -1200с.