Палеография Древней Руси
Астраханский Государственный Педагогический университет
Контрольная работа
по вспомогательным историческим дисциплинам
тема: " Палеография Древней Руси"
Выполнила студентка заочного отделения 1 курса
исторического факультета
Улевская Е. Н.
Проверил: Каазаков
Астрахань 2001
1. Введение...................................................................................................... 3
2. Письменность.............................................................................................. 4
3. Материал и орудия письма......................................................................... 5
4. Рукописный орнамент и миниатюра........................................................... 7
5. Заключение.................................................................................................. 9
6. Список литературы................................................................................... 10
В IX в., в результате длительного процесса общественного, развития образовалось относительно единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития феодальных отношений, оно само активно способствовало дальнейшему укреплению феодального базиса. На протяжении IX—XI вв. на Руси в результате расхищения князьями, боярами, церковными организациями общинных крестьянских земель росло феодальное землевладение, происходило закабаление свободных общинников.
В состав Древнерусского государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также и неславянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со славянами. С ростом феодальных отношений происходил процесс образования народностей из ряда отдельных племён. К IX—XI вв. сложилась древнерусская народность, на основе которой в дальнейшем сформировались три братские народности: русская (великорусская), белорусская, украинская. Земли восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства, получили название Русской земли.[1]
Одним из признаков древнерусской народности была относительная (на раннефеодальной экономической базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в отдельных частях Руси. Общенародный устный язык употреблялся в деловой письменности, в юридических документах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского литературного языка. В то же время на развитие последнего значительное влияние оказал и старославянский (в своей основе древнеболгарский) язык, употреблявшийся в церковной письменности, в памятниках повествовательной литературы и в свою очередь испытывавший сильное воздействие общенародного русского устного языка.[2]
Письменность а, следовательно, и грамотность, имела распространение и за пределами церковных учреждений, ею пользовались не только феодалы, но и городские ремесленники и торговцы. Письменность обслуживала производство, ремесло, торговлю, культуру, быт. Нет никаких оснований для утверждения о том, что она являлась только привилегией господствующего класса и пользование ею ограничивалось узкой сферой церковных интересов. Это опровергается рядом археологических находок.
Много надписей имеется на ремесленных изделиях XI— XII вв. Так, сохранились надписи на шиферных пряслицах (грузиках для веретён), свидетельствующие об их принадлежности определённым лицам: «Потворин прясльнь», «Лолин пряслен», «Молодило», «Тартынъ», «Иулиана», «княжо есть», «невесточ[ь]» и др. Последнее слово указывает, возможно, что владелицей пряслица была девушка-невеста.[3]
Письменность обслуживала потребности развивающегося ремесла. Рост торговых связей также обусловил развитие письменности. Так, сохранились камни и кресты XI—XII вв. Это своего рода лоцманские знаки на водных путях. Имеющиеся на этих камнях и крестах надписи свидетельствуют о мероприятиях древнерусских князей, направленных к освоению водных путей сообщения и созданию условий для их безопасности.
Из памятников древнерусской эпиграфики, относящихся к указанным мероприятиям, большой интерес представляет надпись на камне, найденном в конце XVIII в. на Таманском полуострове. По своим начертаниям буквы тмутараканского текста напоминают письмо одного из очень интересных памятников письменности XI в. – Остромирова Евангелия.
Распространялась письменность не только в среде господствующего класса, но в среде городского населения. Гораздо меньше в нашем распоряжении данных о проникновении письменности в феодальную деревню. Но несомненно, что развитие феодальных отношений, захваты феодалами общинных земель, рост феодальной собственности требовали применения письменности для обоснования документами землевладельческих прав.
Письменность обслуживала потребности феодального государства, она была необходимым атрибутом деятельности княжеских агентов.
Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.
Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».
Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берёзовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обрабатывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обрезаны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.
Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.
На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались большой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чётким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, железо и дубильные вещества. В качестве последних применялись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вредителями.
Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.
Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.
Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заголовков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, открывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «абзацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигаемого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнаментации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.[4]
При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.
Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, заполнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца предназначаемые для последующей раскраски места так и не раскрашивались. Впоследствии такие пробелы становились источником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущенной в копируемом ими оригинале.
При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполнявшееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.
Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента. Эти украшения бывают нескольких видов:
1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или
Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:
1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;
2) инициалы — разрисованные заглавные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;
3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;
4) полевые украшения — узоры на полях (по терминологии более поздних старообрядческих письменных памятников — цветки).
Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисунками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.
Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литературных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославлялись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славянских племён и военные подвиги, давалось религиозное обоснование идеи о необходимости общественного неравенства, осуждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы феодальной знати, служат и величественные архитектурные сооружения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже намечалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.
Однако произведения зодчества, изобразительного искусства, литературы, используемые господствующим классом в целях идеологического воздействия на трудящихся для укрепления своей власти, являются памятниками культуры всего русского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искусстве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широкими струями проникали мотивы народного творчества.
Феодальная литература Древней Руси имела прогрессивный характер. В замечательном памятнике русской исторической мысли и литературы XII в., Повести временных лет, проводится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древнерусская народность. Это памятник, в котором отражён глубокий патриотизм.
1. Черепкин Л. В. Русская палеография. – М.: Государственное издательство политической литературы. 1956
2. Б. А. Рыбаков. Древние русы. – М., 1951.
3. Л. П. Якубинский. История древнерусского языка. - М., 1953
4. Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. – М.. 1948
5. В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967
[1] Б. А. Рыбаков. Древние русы. – М., 1951.
[2] Л. П. Якубинский. История древнерусского языка. - М., 1953
[3] Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. – М.. 1948
[4] В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967